Прогнозирование и планирование на микроуровне.Методология разработки ов

Бизнес-план

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет


Реферат

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в экономике»

на тему: 1. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

2. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Выполнил

Студент гр. 312326 М.Л. Березень

Проверил

Преподаватель А.Б. Бахмат

Минск, 2009


План реферата:

I. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

II. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов:

1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

2. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды.

3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и природопользования.


I

.Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

Планирование представляет собой систему мер (принципов и методов), направленных на достижение вышеуказанных соотношений в экономической деятельности фирм. Это сознательная деятельность, направленная на реализацию текущих и стратегических задач фирмы путем определения параметров экономического развития с учетом имеющихся ресурсов и потребности в продукции и услугах.).

Планирование основано на следующих принципах:

1) выделение приоритетов в экономике, ведущих задач и звеньев;
2) непрерывность, т.е. сочетание в планировании текущих и перспективных стратегических задач;
3) научная и ресурсная обоснованность показателей и параметров экономического развития;
4) директивность планов (сохраняется на государственных предприятиях, в рыночной экономике планы носят управленческо-рекомендательный характер).

Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

14 стр., 6821 слов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ...

... привлечения ресурсов. Определены условия, ограничивающие возможность привлечения экономических ресурсов для развития промышленного производства, имеющие природу экономического риска и связанные с условиями обслуживания долговых обязательств вне зависимости от эффективности деятельности предприятия и ...

Таким образом планирование служит основой для принятия решений в управлении предприятием. Его назначение состоит в выработке целей и задач производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы цели и задачи были реальными, т.е. адекватными внутренней и внешней среде функционирования предприятия, необходимо при их постановке заглядывать в будущее, предвосхищать планируемый результат. Эту функцию в планировании выполняет прогнозирование.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производственно – хозяйственной деятельности, а также отыскание решений, которые обеспечивают развитие планируемых процессов в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Прогнозирование применяется как на макроуровне, где объектами могут быть показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость, качество жизни населения, так и на микроуровне. Рассмотрим прогнозирование на микроуровне.

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) – объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

Каждое промышленное предприятие в рыночных условиях должно стремиться снижать издержки производства и создавать принципиально новые изделия с более высокими потребительскими характеристиками, т.е. конкуренто-способную продукцию.

Субъектами прогнозирования и планирования являются планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.

Планы-прогнозы разрабатывают как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.

Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров.

Прогнозы всегда носят вероятный характер и разрабатываются с использованием экономико – математических моделей.

8 стр., 3758 слов

Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого ...

Объект преддипломной практики. Объектом преддипломной практики является Анализ и оценка эффективности деятельности организации малого бизнеса на примере ООО «Архоблстрой» , находящийся по адресу: 163002, г.Архангельск, ул. Касаткиной, д.13., основной вид деятельности которого является строительство зданий и ...

Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.).

Этот процесс называется составлением модели.

Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.

Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения на данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. Но, следует заметить, что экономико-математические методы целесообразней применять для проведения макроэкономических расчетов, в то время как для планирования и прогнозирования на микроуровне лучше использовать систему методов: экспертные оценки, факторные модели, модели оптимизации, нормативный метод.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов, которым стала придаваться особая значимость при переходе к рыночным отношениям. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие.

Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам биз­нес-план нужен для оценки финансовой и экономической эф­фективности намечаемых предприятием мероприятий, реаль­ности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Руководству предприятия бизнес-план помогает разобрать­ся в перспективах своего бизнеса, предвидеть возможные изме­нения и проблемы в будущем, контролировать текущие опера­ции.

Бизнес-план — документ, в котором анализируются возмож­ности для начала или расширения бизнеса в какой-либо кон­кретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом руководство данной компании намерено использовать эти возможности.

Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволя­ющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; неза­полненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; осво­ение других видов деятельности.

В любом из перечисленных случаев необходимо составле­ние бизнес-плана, который призван дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта.

3 стр., 1218 слов

Роль бизнес-плана в деятельности фирмы

... сущность бизнес - планирования на предприятии; исследовать структуру и этапы бизнес – плана Предметом контрольной работы является бизнес - планирование и его роль в коммерческой деятельности предприятия. Бизнес - план Бизнес - план необходим: для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия; для ...

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-эко­номического исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стан­дартов.

На основе проведенного анализа и исследований форми­руется стратегия производства и сбыта продукции. Для при­нятия решения необходимо иметь достоверную и достаточ­ную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование мето­дов прогнозирования, применяемых в практике, с целью по­вышения точности прогнозных расчетов и реальности про­екта.

Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будуще­го изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.

Особая значимость должна придаваться прогнозирова­нию спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внут­реннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластич­ности спроса.

Бизнес-план включает не только конкретные расчеты, но и качественные характеристики, отражаемые в кратком реферате. Здесь же излагается стратегия развития фирмы с учетом соблюдения коммерческой тайны. Реферат предназначен для ознакомления широким кругом лиц.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает идея непрерывного планирования, когда в любой момент у предпринимательской фирмы имеются планы на все виды деятельности с учетом перспективы. Перспективное предвидение, или предсказание развития, фирмы определяется как прогнозное. Если план — это намеченный на определенный период времени порядок хозяйственной деятельности, то прогноз обусловливает «сценарий» перспективного развития фирмы на 5—10 лет и определяет лишь главные цели и наиболее благоприятные варианты развития.

Основными этапами прогнозирования являются:

;

  • анализ достигнутого уровня развития и сложившихся тенденций;
    ;
  • прогноз состояния внешней экономической среды;
    ;
  • разработка возможных целей и стратегии развития на перспективу;
    ;
  • разработка конкретных социально-экономических программ и ситуационных планов;
    ;
  • проработка финансового обеспечения прогнозных программ и
    планов.

    В прогнозных программах фирмы определяются основные пути достижения рентабельности производства, подбор и расстановка кадров, диверсификация деятельности, проводится взаимоувязка объемов продаж, доходов и ресурсов на перспективу.

    Начиная с 70-х гг.

в. в развитых рыночных системах методы планирования и прогнозирования совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый — это экономические кризисы последней четверти в., вынудившие экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

В настоящее время для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распрос­транение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, раз­работанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные про­дукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения де­нежной наличности.

13 стр., 6417 слов

Экономические основы деятельности предприятия. Экономические ...

... экономике сектор предприятий. Предприятия (фирмы), составляющие основу этого сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления . Под последней понимается деятельность по производству товаров и ...

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:

1. Цели и задачи предпринимательской деятельности.

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.

3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

5. План (программа) действий и организационные меры.

6. Ресурсное обеспечение сделки.

7. Эффективность сделки (проекта).

Приведем примерную структуру бизнес-плана:

I. Резюме

1. Описание предприятия.

1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, юридический статус, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.

1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия;

1.3. История создания, развития и современное состояние предприятия;

1.4. Достижения и неудачи предприятия.

2. Продукция и услуги.

2.1. Описание продукции и область ее применения, отличительные качества или уникальность продукции;

2.2. Лицензии, патентные права.

3. План маркетинга.

3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг;

3.2. Оценка конкурентов и конкурентной среды;

3.3. Комплексные исследования рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля продукции предприятия на рынке, особые характеристики рынка);