Прогнозирование и планирование на микроуровне.Методология разработки ов

Бизнес-план

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский Национальный Технический Университет


Реферат

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в экономике»

на тему: 1. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

2. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.

Выполнил

Студент гр. 312326 М.Л. Березень

Проверил

Преподаватель А.Б. Бахмат

Минск, 2009


План реферата:

I. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

II. Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов:

1. Формирование системы эколого-экономического прогнозирования и планирования.

2. Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды.

3. Территориальное и отраслевое прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и природопользования.


I

.Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов.

Планирование представляет собой систему мер (принципов и методов), направленных на достижение вышеуказанных соотношений в экономической деятельности фирм. Это сознательная деятельность, направленная на реализацию текущих и стратегических задач фирмы путем определения параметров экономического развития с учетом имеющихся ресурсов и потребности в продукции и услугах.).

Планирование основано на следующих принципах:

1) выделение приоритетов в экономике, ведущих задач и звеньев;
2) непрерывность, т.е. сочетание в планировании текущих и перспективных стратегических задач;
3) научная и ресурсная обоснованность показателей и параметров экономического развития;
4) директивность планов (сохраняется на государственных предприятиях, в рыночной экономике планы носят управленческо-рекомендательный характер).

Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов, включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления, а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов прогнозных расчетов определяются важнейшие направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственный заказ, цены, налоги и льготы, государственные инвестиции и ссуды, страховые резервы и т.д.).

14 стр., 6821 слов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ...

... привлечения ресурсов. Определены условия, ограничивающие возможность привлечения экономических ресурсов для развития промышленного производства, имеющие природу экономического риска и связанные с условиями обслуживания долговых обязательств вне зависимости от эффективности деятельности предприятия и ...

Таким образом планирование служит основой для принятия решений в управлении предприятием. Его назначение состоит в выработке целей и задач производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Для того, чтобы цели и задачи были реальными, т.е. адекватными внутренней и внешней среде функционирования предприятия, необходимо при их постановке заглядывать в будущее, предвосхищать планируемый результат. Эту функцию в планировании выполняет прогнозирование.

Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производственно – хозяйственной деятельности, а также отыскание решений, которые обеспечивают развитие планируемых процессов в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Прогнозирование применяется как на макроуровне, где объектами могут быть показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка ценных бумаг, движение цен, занятость, качество жизни населения, так и на микроуровне. Рассмотрим прогнозирование на микроуровне.

Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.

Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) – объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), объем продаж, потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие.

Каждое промышленное предприятие в рыночных условиях должно стремиться снижать издержки производства и создавать принципиально новые изделия с более высокими потребительскими характеристиками, т.е. конкуренто-способную продукцию.

Субъектами прогнозирования и планирования являются планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.

Планы-прогнозы разрабатывают как в целом по предприятию, так и по его структурным подразделениям: цехам, участкам, службам.

Формируются планы на перспективу, краткосрочные (год, квартал, месяц) и оперативные (сутки, декада) планы.

При прогнозировании деятельности предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения.

При прогнозировании деятельности предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров.

Прогнозы всегда носят вероятный характер и разрабатываются с использованием экономико – математических моделей.

31 стр., 15461 слов

Оценка стоимости предприятия (бизнеса)

... на примере ООО «Торговый дом «Неруд Инвест» проведена оценка стоимости бизнеса доходным подходом. 1. Теоретические и методические аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса) 1.1 Оценка бизнеса как экономическая теория С развитием отечественной рыночной экономики ...

Для использования экономико-математических методов в планировании необходимо экономический объект или процесс записать с помощью математических зависимостей (уравнений, неравенств и т.п.).

Этот процесс называется составлением модели.

Математическая модель – это система выражений, описывающих характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними. Процесс моделирования заключается в построении моделей, которые облегчают изучение свойств планируемых процессов и объектов.

Моделирование является логико-математическим отображением структуры и процесса функционирования планируемого объекта с целью проведения на данной модели эксперимента. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога изучаемых объектов, в котором отражены все их важнейшие с точки зрения цели исследования свойства и опущены второстепенные, малосущественные черты. Но, следует заметить, что экономико-математические методы целесообразней применять для проведения макроэкономических расчетов, в то время как для планирования и прогнозирования на микроуровне лучше использовать систему методов: экспертные оценки, факторные модели, модели оптимизации, нормативный метод.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий (фирм) должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов, которым стала придаваться особая значимость при переходе к рыночным отношениям. Мировая практика свидетельствует, что бизнес-план разрабатывается для выработки стратегии предприятия, оценки его финансового положения, определения потребности в инвестициях, привлечения финансовых средств и потенциальных партнеров. Он нужен всем: банкирам, инвесторам проекта, руководителю и сотрудникам предприятия для того, чтобы знать перспективы и проверить идеи на реальность. Зарубежные бизнесмены давно осознали, что без бизнес-плана нельзя начинать сколько-нибудь стоящее коммерческое мероприятие.

Банкирам, потенциальным инвесторам и партнерам биз­нес-план нужен для оценки финансовой и экономической эф­фективности намечаемых предприятием мероприятий, реаль­ности получения желаемой прибыли и возврата кредиторам вложенных в этот проект средств.

Руководству предприятия бизнес-план помогает разобрать­ся в перспективах своего бизнеса, предвидеть возможные изме­нения и проблемы в будущем, контролировать текущие опера­ции.

Бизнес-план — документ, в котором анализируются возмож­ности для начала или расширения бизнеса в какой-либо кон­кретной ситуации и дается четкое представление о том, каким образом руководство данной компании намерено использовать эти возможности.

Толчком к созданию нового предприятия или расширению (реконструкции) существующего могут послужить: новый продукт, услуга, технология; внедрение мероприятий, позволя­ющих сделать услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшить какие-либо другие потребительские свойства; неза­полненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос; осво­ение других видов деятельности.

В любом из перечисленных случаев необходимо составле­ние бизнес-плана, который призван дать целостную системную оценку перспектив инвестиционного проекта.

29 стр., 14376 слов

Экономические проблемы развития малого бизнеса

... имеющемся большом потенциале развития, о необходимости принятия со стороны государства мер для дальнейшего улучшения условий деятельности малых предприятий. Малые предприятия обеспечивают социальную и ... экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет ...

Составлению бизнес-плана должен предшествовать анализ финансовой деятельности предприятия, рынка и технико-эко­номического исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепринятых международных стан­дартов.

На основе проведенного анализа и исследований форми­руется стратегия производства и сбыта продукции. Для при­нятия решения необходимо иметь достоверную и достаточ­ную информацию. В связи с этим повышается роль прогнозов, требуются расширение системы и совершенствование мето­дов прогнозирования, применяемых в практике, с целью по­вышения точности прогнозных расчетов и реальности про­екта.

Прогнозирование будущего развития предприятия — самый значительный и сложный этап подготовки бизнес-плана, поскольку на основе результатов прогнозных расчетов будуще­го изменения рынка, издержек, цен, прибыли определяются рамки проекта и требуемые ресурсы.

Особая значимость должна придаваться прогнозирова­нию спроса на продукцию (услуги), издержек производства, цен и прибыли. Необходимо проводить исследования внут­реннего и мирового рынков, осуществлять анализ эластич­ности спроса.

Бизнес-план включает не только конкретные расчеты, но и качественные характеристики, отражаемые в кратком реферате. Здесь же излагается стратегия развития фирмы с учетом соблюдения коммерческой тайны. Реферат предназначен для ознакомления широким кругом лиц.

В условиях рыночной экономики особое значение приобретает идея непрерывного планирования, когда в любой момент у предпринимательской фирмы имеются планы на все виды деятельности с учетом перспективы. Перспективное предвидение, или предсказание развития, фирмы определяется как прогнозное. Если план — это намеченный на определенный период времени порядок хозяйственной деятельности, то прогноз обусловливает «сценарий» перспективного развития фирмы на 5—10 лет и определяет лишь главные цели и наиболее благоприятные варианты развития.

Основными этапами прогнозирования являются:

;

  • анализ достигнутого уровня развития и сложившихся тенденций;
    ;
  • прогноз состояния внешней экономической среды;
    ;
  • разработка возможных целей и стратегии развития на перспективу;
    ;
  • разработка конкретных социально-экономических программ и ситуационных планов;
    ;
  • проработка финансового обеспечения прогнозных программ и
    планов.

    В прогнозных программах фирмы определяются основные пути достижения рентабельности производства, подбор и расстановка кадров, диверсификация деятельности, проводится взаимоувязка объемов продаж, доходов и ресурсов на перспективу.

    Начиная с 70-х гг.

в. в развитых рыночных системах методы планирования и прогнозирования совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый — это экономические кризисы последней четверти в., вынудившие экономистов и менеджеров в разных странах изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив и прогнозирование. Они позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

2 стр., 950 слов

Развитие внешнеэкономической деятельности России

... наших предприятий международном рынке. Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам: фирмам может потребоваться закупка сырья, товаров и оказание услуг за рубежом для ведения своего бизнеса, ... роли и значения договора в оформлении международной торговой сделки; в практическом плане - предпринят углубленный анализ отдельных статей контрактов и их исполнения; в ...

В настоящее время для разработки бизнес-планов рекомендуется применять пакеты программ. В мировой практике наибольшее распрос­транение получила методология по технико-экономическим исследованиям и обоснованию инвестиционных проектов, раз­работанная специалистами Организации по промышленному развитию при ООН. Широко применяются программные про­дукты COMFAR, PROJEKT EXPERT и др. Эти программы позволяют выполнить полный расчет эффективности проекта. Методология базируется на принципах расчета движения де­нежной наличности.

Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Бизнес-план ориентирован на достижение успеха главным образом в финансово-экономической деятельности.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:

1. Цели и задачи предпринимательской деятельности.

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.

3. Характеристика продуктов, товаров, услуг, предоставляемых потребителю.

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж.

5. План (программа) действий и организационные меры.

6. Ресурсное обеспечение сделки.

7. Эффективность сделки (проекта).

Приведем примерную структуру бизнес-плана:

I. Резюме

1. Описание предприятия.

1.1. Реквизиты предприятия, отраслевая принадлежность, форма собственности, юридический статус, фамилия, имя, отчество руководителя предприятия.

1.2. Основные направления и цели деятельности предприятия;

1.3. История создания, развития и современное состояние предприятия;

1.4. Достижения и неудачи предприятия.

2. Продукция и услуги.

2.1. Описание продукции и область ее применения, отличительные качества или уникальность продукции;

2.2. Лицензии, патентные права.

3. План маркетинга.

3.1. Оценка потенциальных покупателей и потребителей услуг;

3.2. Оценка конкурентов и конкурентной среды;

3.3. Комплексные исследования рынка (сегменты рынка, размер рынка и его рост, доля продукции предприятия на рынке, особые характеристики рынка);