Казахстан. Модернизация проблемы и перспективы

Дипломная работа
  • Список использованной литературы 105
  • Приложения 113

Яркая демонстрация жизнеспособности и эффективности института президентства, обладающего в разных режимах различным объемом функциональных полномочий, способствовало его распространению и в странах, осуществляющих догоняющую модернизацию. Это является одной из универсальных закономерностей развития политических систем. Как совершенно справедливо отмечает Президент Казах-стана Н.А. Назарбаев, президентское правление особенно эффективно «…в период реформ и перехода к другой общественной системе, когда ситуация не отличается стабильностью, а также в странах с обширной территорией и в многонациональных государствах» Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократи-ческое реформирование общества. — Ал маты, 1995. — С.11.. Систему мер государственной поддержки промышленного эк-спорта целесообразно распространить на проекты, ориентирован-ные не только на расширение и модернизацию производств гото-вых изделий для экспорта, но и на налаживание кооперации с зарубежными странами, а также развитие технического содействия и инвестиционного сотрудничества за рубежом Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. — Алматы, 2000. — с.121..

Безусловно, политическая модернизация — процесс сложный, многоас-пектный и не всегда однонаправленный. Его характеризует высокая сте-пень неопределенности. Политическая элита, начиная преобразования, не всегда оказывается в выигрыше, иногда получая результат, прямо проти-воположный предполагавшемуся. История знает немало примеров провалившихся модернизационных проектов. Преодоление так называемого «синдрома модернизации» не всегда, оказывается, по силам национальным элитам. В этих условиях важнейшую роль играет наличие политической воли и сила институтов государственной власти, проводящих болезненные, но необходимые реформы. Даже оппоненты президентской системы правления признают уни-кальную роль института президентства в осуществлении посттоталитар-ных преобразований. Директор Центра политологических программ Гор-бачев-Фонда, профессор В.Б. Кувалдин пишет: «…Над постсоциалистиче-скими странами тяготеет императив догоняющего развития, они вынужде-ны ускоренно модернизировать народное хозяйство, политическую систе-му, национальную культуру в широком смысле слова. Подобные усилия требуют мобилизации духовных и материальных ресурсов, концентрации политической воли, сильной власти.

9 стр., 4270 слов

Роль и место государственной собственности в рыночной экономике

... Цель исследования роль и место государственной собственности в рыночной экономике. В соответствии с целю были поставлены задачи: Рассмотреть сущность государственной собственности Рассмотреть государственную собственность в рыночной экономике в РФ Объектом Предметом исследования являются государственные мероприятия по управлению государственной собственностью, в условиях рыночной экономики. 1. ...

Необходимость сочетания легитимности и эффективности наделяет президентов в постсоциалистических об-ществах большей властью, чем определяют положения конституций. Лич-ный аппарат, … популярность (особенно на первых порах), повышенное внимание средств массовой информации, широкое поле политического маневра, возможность напрямую апеллировать к гражданам, контроль над силовыми структурами превращают президента в уникальную политиче-скую фигуру. Восточноевропейские и постсоветские президенты символи-зируют единство нации, в трудных условиях ищущей свое место в мире на пороге XXI в. Следуя исторической драматургии, методом проб и ошибок они прокладывают дорогу стране в неясное будущее» Кувалдин В.Б. Президентская и парламентская республики как фор-мы демократического транзита (Российский и украинский опыт в мировом контексте).

// Полис. — 1998. — № 5. — С. 134.

В политической науке широко известно разделение на консервативное и либеральное крыло школы транзитологии. Сторонники первого подхода считают главным условием успешности преобразований сохранение поли-тической стабильности, позволяющее реформаторской элите завершить процесс институционализации современной политической системы. При-верженцы второго пути настаивают на немедленном внедрении западных демократических стандартов, совершенно не учитывая реалии посттотали-тарных и посттрадиционных обществ. На наш взгляд, первых условно можно назвать реалистами, вторых — романтиками.

История жестоко наказывает за романтизм и отрыв абстрактных схем от практики. Попытка навязывания вестернизаторской теории незападным обществам дорого обошлась странам «третьего мира». Многие из них, по-пав в ловушки модернизации, были отброшены назад, в историческое про-шлое по причине перманентной нестабильности, хаоса и гражданской вой-ны, наступавшими вследствие механического переноса западных рецептов на чужеродную почву.

При переходе теоретических споров либералов и консерваторов в пло-скость практической политики зачастую возникает дилемма: авторитаризм или демократия. На наш взгляд, это дихотомия, совершенно не учитывающая сложность транзитного периода от тоталитаризма к демократии. Важ-но понимать объективность ведущей роли государства в этом процессе, обусловленной необходимостью ускоренного проведения экономических, политических и социальных реформ, слабостью институтов гражданского общества, необходимостью преодоления стереотипов тоталитарного мыш-ления в массовом сознании и т.д. В случае с молодыми странами, строя-щими независимую государственность, «синдром модернизации» усугуб-ляется отсутствием институциональной основы, каркаса государства, по-зволяющим проводить радикальные преобразования в обществе.

Не случайно Президент Н.А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан-2030» подчеркнул, что со времени обретения независимости «…мы преследовали две главные стратегические цели. Во-первых, чтобы Казахстан стал суверенным государством. Многие сейчас готовы принять это как должное, но казахстанцы должны помнить, как редко и с каким трудом это происходило в нашей истории. Во-вторых, мы начали проводить широкомасштабные социальные, по-литические и экономические реформы» Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улуч-шение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Бiлiм, 1997. — 256 с. — С.99.

55 стр., 27407 слов

Иностранные инвестиции проблемы их привлечения и эффективность использования

... структурная перестройка, искоренение технологической и управленческой отсталости экономики. Цель дипломной работы – исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики Казахстана на современном этапе, а также проблемы их привлечения и эффективность использования. Для ...

Практика показывает, что на модернизационный вызов наиболее ус-пешно отвечают нации, сплотившиеся во имя достижения общей цели во-круг своего лидера. Поэтому чрезвычайно важным для переходных стран видится совпадение в одном лице институтов главы государства и нацио-нального лидера. Такая ситуация порождает институт сильной президент-ской власти, не имеющего ничего общего с диктатурой.

Мы солидарны с Н.А. Назарбаевым, который пишет: «…В политиче-ской теории существует мнение о том, что сложность переходного периода и острога социальных противоречий, с одной стороны, слабость социаль-ного контроля общества над властью и парламентскими институтами — с другой, объективно способствуют росту власти президента. Он становится символом нации и важнейшим элементом политической системы, ее цен-тром. В этом качестве президент стоит над обществом, над партиями, пар-ламентом и всеми институтами власти, координируя и направляя их дея-тельность. Поэтому в экстремальной ситуации (конфликт между партиями или ветвями власти) он оказывается единственным гарантом Конституции и фактическим воплощением государственного суверенитета» Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. — Алматы: Онер, 1996. — 288 с. -С.153-154.

Именно такая форма президентской республики нашла отражение в Конституции Республики Казахстан. Она позволяет сохранять гибкий ба-ланс между динамизмом и стабильностью: Казахстан является одним из лидеров по осуществлению реформ на постсоветском пространстве, в то же время олицетворяя пример гражданского согласия в многосоставном обществе. Это позволяет казахстанцам с уверенностью смотреть в буду-щее.

Компаративный анализ показывает, что так обстоит дело далеко не во всех государствах. Политической науке хорошо известны примеры стран псевдомодернизации, пытавшихся лишь имитировать современность и оказавшихся благодаря этому в цивилизационном тупике. В них непроду-манные реформы оборачивались гражданской войной и дестабилизацией внутриполитической ситуации.

Объект, предмет и хронологические рамки исследования

Каковы условия успешности модернизации? Может ли институт прези-дентства стать инструментом эффективного преобразования посткоммунистических и посттрадиционных обществ? Как соотносится мировой и ка-захстанский опыт развития модернизации? Каковы проблемы и перспективы модернизации Казахстана?

Практическая актуальность исследования, Степень разработанности проблемы

Однако, теория политической модернизации получила развернутое обоснова-ние в трудах западных ученых, среди которых можно выделить Ф.А.Хаека Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Пер с анг. М.Экономика, 1992,-176 с.; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. — М: Новости, 1992.-302 с., Ф. Фукуяму Фукуяму Ф. Конец истории. // Вопросы Философии, 1990, №1., К.Ясперса Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с.нем. — М.: Политиздат, 1991,-527 с..

Процесс политической модернизации в странах второго и третьего эшелонов, проблемы и перспективы догоняющей модернизации в «третьемирском» социуме стали объектом внимания К.Л.Сыроежкина Сыроежкин К.Л. Государственность и этничность: проблемы и при-оритеты переходных обществ. // Казахстан на пути к устойчивому разви-тию.-Алматы, 1996., В.Г.Хороса и М.А.Чешкова Хорос В.Г., Чешков М.А. Политическая модернизация в посттради-ционных обществах. // Авторитаризм и демократия в развивающихся стра-нах. — М.: Наука, 1996. — 336 с., С.А. Егорова Егоров С.А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций. — М.: Юридическая литература, 1983. — 224 с. и других востоковедов.

8 стр., 3658 слов

Казахстан в мировом сообществе ( )

... реформирования экономики является привлечение иностранных инвестиций, развитие совместных предприятий. Президент Казахстана Н.Назарбаев особо подчеркивает, что "наша задача - представить Казахстан в глазах мирового сообщества ... общих коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста по Республике Казахстан. В 90-е годы, в связи с образованием на постсоветском пространстве суверенных ...

Ход политической модернизации в Казахстане анализируется в трудах Н.А. Назарбаева Назарбаев Н.А. Осмысление пройденного и дальнейшее демократи-ческое реформирование общества. — Алматы, 1995.; Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. — Алматы: Онер, 1996. — 288 с.; Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. — Алматы: Казахстан, 1996.- 624 с.; Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улуч-шение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. — Алматы: Бiлiм, 1997. — 256 с.; Выступление Президента Назарбаева Н.А. на расширенном заседании Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спецвыпуск. 1998.- октябрь. С. 5- 7.; Нурсултан Назарбаев: Моя цель — построить нормальное демократическое общество// Казахстанская правда. — 2002. — 7 февраля.; Назарбаев Н.А. Об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2003 год. Послание Президента народу Казахстана, Астана, апрель 2002 г. // Казахстанская правда. 30 апреля 2002 г.; Назарбаев Н. А. Критическое десятилетие. — Алматы: Атамура, 2003. — 240 стр.; Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года., Р.К. Кадыржанова Кадыржанов Р.К. Роль института президентства в консолидации политической системы Казахстана. // Институт президентства в новых не-зависимых государствах. / Материалы международной конференции. Ал-маты, 6 апреля 2001 г. — Алматы: Компьютерно-издательский центр ИФП МОИ РК, 2001. — 261 с. , М.Б. Касымбекова Касымбеков М.Б. Институт президентства как инструмент политиче-ской модернизации. — Елорда. Астана. 2002. 280 с., К.И.Нурова Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.-201 с..

Серьезным прорывом в исследовании темы явилось проведение в г. Алматы 6 апреля 2001 года Международной конференции, посвященной институту президентства в новых независимых государствах. В ее ходе были сделаны серьезные концептуальные доклады об особенностях данно-го института в транзитных посттоталитарных обществах.

Хорошим подспорьем оказались хроника-льные, биографические, публицистические работы о первом Президенте Казахстана Н.А. Назарбаеве. В этом плане можно выделить книги Е.К. Ертысбаева Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы. — Алматы: Атамура, 2000.- 352 с.; Ертысбаев Е.К. Институт президентства как инструмент модерниза-ции посттоталитарных транзитных обществ (на примере Республики Ка-захстан).

// Институт президентства в новых независимых государствах. / Материалы международной конференции. Алматы, 6 апреля 2001 г. — Ал-маты: ИФП МОП РК, 2001. — 261 с. , В.К.Григорьева и А.К.Кусаинова История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред Григорьева В.К. и Кусаинова А.К. — Акмола, 1999. — 128 с..

15 стр., 7128 слов

Национальная экономическая безопасность и проблемы её обеспечения ...

... содержания дефиниции « экономическая безопасность» и анализ наиболее значимых факторов, определяющих экономическую безопасность. анализ аспектов экономической безопасности Республики Казахстан и зарубежных представление рекомендаций по организационной управления и контроля экономической безопасности Республики Казахстан Работа состоит из введения, ...

Использовались работы казахстанских политологов, по-священных различным аспектам становления политической системы суве-ренного Казахстана, осуществления внутренней и внешней политики. В этом плане неоценимую помощь оказали труды Джунусова Джунусова Ж.Х. Институционализация демократии: модель запад-ной политологии для посттоталитарных обществ и опыт Республики Ка-захстан: Автореф. дис. …докт. полит, наук, — Алматы, 1996. — С.14., Л.М. Иватовой Иватова Л.М. Проблема международной безопасности в политике Республики Казахстан. // Центральная Азия и Казахстан в фокусе совре-менных международных отношений. — Алматы, 2001. — С.79., К.К. Токаева Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. — Алматы: Бiлiм, 1997.- 736 с.; Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией Токаева К.К. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет — 1998 г., 450 с.; Токаев К.К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. — Алматы, 2000. — 584 с. и других ученых.

Однако, несмотря на то, что некоторые аспекты проблемы данного исследования получили определенную практическую и теоретическую разработку, в казахстанской политической науке нет комплексных работ, посвященных проблемам и перспективам модернизации Казахстана.

Цель работы

проработка понятия традиционной структуры как термина исторической науки; исследование происхождения и сущности традиционной структуры Казахстана; исследование характера преобразований традиционной структуры Казахстана в ХIХ-ХХI вв. и их последствий;

  • проработка модели правовой и экономической модернизации Казахстана с учетом его историко-культурной специфики, с возрождением традиционной структуры Казахстана в рыночных преобразованиях.

анализ закономерностей и особенностей процесса политической мо-дернизации; выявление специфики функционирования института президентства в странах «первого эшелона» модернизации; определение степени эффективности института президентства при осуществлении реформ в странах «догоняющей модернизации»; исследование модернизационного воздействия института президент-ства на развитие государственной власти Казахстана;

  • исследование внешнеполитических инициатив Президента, как фактора обеспечения модернизации политической системы Казахстана;

Предметом исследования, Научная новизна

Теоретико-методологическую основу работы составляют институциональный, структурно-функциональ-ный, системный, бихевиористский и компаративный подходы.

применены методы

историографии

Таким образом, непосредственное изучение источников вывело нас на коренной пересмотр, как собственной точки зрения, так и общепринятой постановки проблем, на необходимость нового осмысления роли и места традиционной структуры Казахстана в исторических преобразованиях казахского общества ХIХ-ХХ вв.

: Основной Закон Республики Казахстан 1993 года и Конституция Ка-захстана 1995 года Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. Внесены изменения: Законом РК от 7 октября 1998 г. № 284-1 // Казахстанская правда. — 08.09.95 г.; нормативно-правовые акты Республики Казахстан; Материалы текущего архива Администрации Президента Республики Казах-стан; выступления Президента Н.А. Назарбаева за период с 1991 по 2003 Назарбаев Н.А. Послание президента народу Казахстана. Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год // Казахстанская правда от 4 апреля 2003 года. годы; данные Национального Агентства по статистике и анализу Респуб-лики Казахстан; программные документы политических партий и общест-венно-политических движений страны, материалы социологических опро-сов.

9 стр., 4131 слов

Экономический рост в Республике Казахстан

... понятие и сущность экономического роста и его значение для общества и страны; рассмотреть основные механизмы и факторы экономического роста; изучить динамику и характерные признаки экономического роста; исследовать тенденции экономического роста в РК. Структура курсовой работы состоит из введения, ...

Практическая значимость работы

Основное содержание работы. Во введении обосновывается актуальность темы работы, характеризуется степень разработанности проблемы, определяют-ся цель, задачи и предмет исследования, источниковая база, раскрываются научная новизна и практическая значимость, теоретико-методологическая основа работы, приво-дятся сведения о структуре и объе-ме дипломной работы. Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы.

В главе I. «Модернизация традиционных структур, проблемы и методы», рассматриваются вопросы происхождения и сущности структуры Казахстана, а также проблемы модернизации традиционной структуры Казахстана на рубеже XX-XXI вв.

  • В главе II. «Модернизация внешнеполитических и экономических связей Республики Казахстан» рассматриваются вопросы целей и стратегии экономического и социального развития Казахстана, основные тенденции модернизации экономики и модернизация внешнеполитических связей.

В главе III «Влияние института пре-зидентства на модернизационные процессы в Республике Казахстан» — выявляются закономерности процесса поли-тической модернизации, исследуются особенности института президентст-ва в странах оригинальной и отраженной модернизации.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы работы.

В настоящее время в исторической науке стал часто применяться термин «традиционное» Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.- с.11.. Понятия традиционного общества, традиционной культуры и прочих традиционных явлений давно, используются этнологией, антропологией и иными гуманитарными науками, которые в основном развивались в научном сообществе Западного мира (Европа, США, Канада и прочие регионы, аналогичные англо-саксонским).

Однако, надо иметь в виду, что в целом данные социально-гуманитарные дисциплины Запада были обусловлены также и относительным отсутствием на Западе единой исторической науки как обособленного научного предмета в общей системе наук об обществе и человеке.

Историческая наука Запада была, как бы разделена на политологию, советологию, футурологию, культурологию и прочие антропологические (социальные и гуманитарные) науки. Она была вкраплена в них как определенный метанаучный метод историзма. Она, представляла собой свод сведений, правил и методик, направленный на обслуживание других наук и составлявший с ними единое целое.

В СССР в отличие от Запада были не только история и исто-рические исследования, но и историческая наука, которая имела собственную методологию, разделы, и на обслуживание которой были направлены все прочие науки.

То есть ситуация была прямо противоположной. Все исторические сведения, принципы, правила, методы, и методики были, как бы идеологически объединены на основе исторического материализма в единую систему. Марксистский принцип «есть только одна наука, наука истории» был последовательно доведен до конца, местами не всегда разумно, то есть до абсурда. Но что действительно было важным так это то, что марксистская методология исторической науки, теория истории, а не просто очередная историческая теория, делала историю отдельной наукой, имеющей собственный предмет, категориально-понятийный аппарат и претендующей на открытие собственных закономерностей именно исторического характера. Можно много спорить о том, удалось ли марксистской истории последнее, но совершенно очевидным представляется тот факт, что ей не приходилось прибегать к помощи таких терминов как «традиционное общество», «традиционная культура», «традиционная структура»; она использовала их лишь для обозначения доколониального периода развития различных восточных обществ, а не в качестве мыслительных средств.

10 стр., 4980 слов

Роль экономической науки в развитии общества

... рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической науки, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории, а так же дам определения и раскрою предметы, цели, задачи и методологию изучения экономической науки. экономический наука общество 1. Предмет, ...

В настоящее время историческая наука в целом как отдельный научный предмет и постсоветская, в частности, терпят глубокий кризис. Глубокий, потому что он происходит не на методическом, а именно на методологическом уровне. Это очень похоже на кризис физики начала XX века, когда она физически натолкнулась на нефизические явления. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? — М.:Наука, 1991.-286 с.

Исторические исследования процветают, а историческая наука гибнет безвозвратно. Речь не идет, конечно, о том, чтобы истории как науке зациклиться на методологическом наследии Маркса. Просто необходимо помнить, что именно это наследие превратило историю в целостную и обособленную науку. Поэтому, чтобы сохранить историческую науку в ее развитии, когда марксизм более неприменим в познании истории, мы должны разработать новую методологию истории, хотя бы функционально. аналогичную марксистской, естественно, используя достижения современной общенаучной методологии.

Наставшая ситуация настоятельно требует придать фундаментальный характер использованию в исторической науке понятия традиционной структуры, так как значение данного понятия в качестве средства научной мысли, вероятно, еще не осмыслено в полной мере.

Проблема состоит, в невероятно глубоком семантическом расхождении, возникающем в применении термина «традиционное». Так под традиционностью преимущественно подразумевается уже не исконный, родоначальный смысл органической включенности человеческого общества в природу, а более широкий, неспецифичный смысл, который фиксирует замкнутую устойчивость сложившихся, как правило, на Востоке порядков социального взаимодействия. К.Маркс характеризовал подобную устойчивость и замкнутость восточных обществ как «азиатский способ производства», когда описывал «формы, предшествующие капиталистическому способу производства». Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг.(первоначальный вариант- «капитала»).В 2-х тт.Ч.1.М.:Политиз-датД 980.- с.357.

Подобные «формы» общества являются традиционными лишь в обыденном смысле слова и действительно существовали тысячелетиями, но подлинные традиционные общества существовали десятки тысячелетий. И для изучения именно последних, во вполне определенном смысле, ископаемых обществ, на Западе был введен термин «традиционное общество», в то время как восточные общества, включая азиатские, пусть и в модернизированном виде, существуют до сих пор в современном мире и их скорее и вернее можно назвать аграрными, чем традиционными.

4 стр., 1992 слов

Экономическая сфера современнного общества: содержание и тенденции ...

... анализа экономической сферы современного общества. В.П.Филатов вводит понятие «философия экономики». По его мнению, эта философия, должна рассматривать философский смысл некоторых основных экономических ... развития экономической сферы современного общества в целом приобретает особый научный интерес и практическую значимость. В третьих, разработка проблемы экономической сферы общества весьма ...

Для начала необходимо различить термины «система» и «структура» в их применении к обществу. Систему, которая представляет собой, совокупность целенаправленно и согласованно функционирующих элементов, можно, вообще говоря, определить как всеобщий способ события, как немеющий элементов и в историю преобразованный смысл, Она присутствует везде как универсальная и объективная форма всех видов временного бытия, в то время как структура есть в целях деятельности организуемый образ системы. И в этом смысле структура обычно представляется в виде схемы взаимосвязи между элементами системы. И при этом снова необходимо подчеркнуть, что под элементом имеется в виду сознательно выделенная субъектом мысли сторона образа системы, а под связью — смыслов обозначение наблюдаемой субъектом мысли зависимости между внешними проявлениями внутренних свойств системы.

Образ системы, будучи духовным, не имеет истории, так как сам по себе не занимает места в объективированном пространстве материи. Поэтому вначале и всегда есть образ сис-темы, затем структура, как проекция образа системы в пространство конечной метрики, и лишь потом — сама система как ре-зультат применения структуры в качестве знаковой конструкции в пространстве социального взаимодействия.

В пространстве коммуникации структура опредмечивает, образ системы, а далее — на основе более менее единого понимания структуры возникает деятельность как социальная система.

Таким образом, деятельность представляет собой полиструктурную систему социального взаимодействия, результат общения людей между собой и с природой, который зависит, следовательно, от представлений людей, от организованности их образов ми-ровосприятия.

Если исходить из этого, то, говоря о традиционной структуре, должны иметь в виду знаковую организацию передаваемых от предков представлений о мире и о своем месте в нем. Это она определяет жизнь традиционного общества, воспроизводит его деятельность, жизненные позиции и подходы к окружающему миру.

Так, к примеру, К. Нурланова в своей статье отождествляет традиционную культуру казахов с созерцанием как отношением человека к миру Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов Кочевники. Эстетика. — Алматы: Гылым, 1993 г,- с.208..

Таким образом, человеку традиционного общества приписывается более высокий уровень сознательного отношения к природе по сравнению с человеком индустриального общества, в то время как у человека традиционного общества, вероятно, вообще не было сознательного, а точнее субъектного, отношения к миру, в отличие от человека аграрного общества.

В данном конкретном случае с кочевыми казахами. Это значит лишь то, что кочевое общество казахов не было традиционным.

В противоположность ему традиционное общество, в специ-альном смысле этого слова, вообще нельзя рассматривать сквозь призму субъектно-объектной парадигмы и говорить, будто его че-ловек созерцает природу, так как созерцание уже предполагает отделение человека от природы в качестве субъекта деятельности. Более того, это созерцание включает в себя сознательное подчинение и служение окружающей среде данного субъекта деятельности, что предполагает более совершенную форму человеческого общества. Структура такого общества должна носить уже информационный характер, а человек его должен обладать менталитетом, соответствующим требованиям третьего тысячелетия нашей эры.

13 стр., 6148 слов

«Этика делового общения»

... что же такое этика делового общения, рассмотреть структуру и функции деловых отношений. 2. Понятие делового общения, его структура и функции. Как известно, этика- это учение о ... и общества. Именно в процессе общения происходит социализация личности и ее самореализация. ВСТАВЬ Как считал Аристотель, способность вступать в общение отличает нас, людей, от «недоразвитых в нравственном смысле существ» и ...

Смысл традиционного общества состоит не в том, чтобы от-носиться к миру созерцательно, а в том, чтобы к нему никак не относиться сознательно, по крайней мере, в смысле субъектной отдаленности. Человек традиционного общества является органом природы бессознательно, то есть он сам есть природа. И этот культурный смысл организуется в способ общения и транслируется в историю посредством традиционной структуры. А основу определения понятия традиционной структуры должно составлять представление о конструкции символов, несущих в себе нормативную ценность бессознательного, органического включения в природу и подсознательного, мироощущения. Традиционная структура общения вовсе не согласовывается людьми традиционного общества между собой, в отличие от структур аграрного, индустриального и информационного обществ.

Она была уже как бы дана вместе с самим возникновением человечества, как рода живых существ, для воспроизводства на протяжении десятков тысячелетий глубоко человечного и действи-тельно счастливого «мира детства» Мид М.Культура и мир детства.Избранные произведения:пер с анг.М.:прогресс,1989.- с.29..

Исходя из вышеизложенного, вполне проблематичным предс-тавляется тезис о том, что казахское общество к началу как XX, так и Х1Хвв. было традиционным в собственном смысле этого слова.

Структура его общения, думается, была традиционной только в расширительных смыслах. Для подробного обоснования этого тезиса необходимо обрисовать новые рамки понимания естественного хода истории человечества и уже в них привести описание традиционной структуры общения вообще и структуры кочевого казахского общества, в частности. характер социальной стадиальности. Например, под традиционным обществом мы имеем в виду действительно традиционное, а не восточное; под аграрным — действительно аграрное, а не сельскохозяйственное; под индустриальным — действительно индустриальное, а не промышленное; под информационным — действительно информационное, а не посткапиталистическое (компьютеризированное).

Необходимо различать традиционное общество и восточное. Традиционное общество длилось на протяжении десятков тысячелетий и не делилось на западное и восточное в историческом смысле, как способ жизнедеятельности общества. Между тем как восточные общества, Восток как способ жизни и деятельности общества, возникли лишь с наступлением аграрного этапа естественного развития истории человечества и длились на протяжении лишь тысячелетий, Восточные общества уже не были первобытными, имели Государственность и представляли собой, как правило, тиранические или деспотические формы правления. Но и традиционные общества также не были первобытными в том общепринятом смысле, который приписывает людям дикие и примитивные формы общественного устройства. Они были первобытными в истинном смысле этого слова, в смысле первозданности. Но они не были примитивными, и уж тем более дикими. Так мыслить в исторической науке — становится уже архаичным. Уже накоплено немало фактов технологических ряд достоинств первобытных обществ, не говоря уже о биологическом преимуществе их представителей (к примеру, о большем объеме мозга неандертальца).

При всех современных технических средствах невозможно сделать копье из бивня мамонта, не нарушив |структуры ткани этого бивня, в то время как неандертальцы при всей своей технической неоснащенности это делать могли. Видимо, технологические способности были связаны с интровертированным характером человеческой психики и жизнедеятельности наиболее древних обществ. Это вполне возможно, ведь скорее, что большие объемы мозга не бездействовали, а выполняли больший объем мыслительной и психической работы, вызывающей вполне осязаемые в материальном плане эффекты. К сожалению, в исторической науке до сих пор в большинстве случаев рассматривают первобытность сквозь призму экстравертированных систем жизнедеятельности человеческого общества, через систему ценностей и координат технологической, цивилизации. Считается очевидной тождественность первобытного „ общества и примитивного общественного устройства, первобытного человека и дикого поведения.

В этом смысле традиционные общества не являются первобытными, поскольку их устройство было много сложнее современных, по крайне мере, в части качества функционирования общества. Все типы социальных запретов и общественного контроля носили глубоко личный характер, были внутренними элементами в человеческого духа, поэтому регулирование всех общественных взаимоотношений обходилось без системы писаных законов и применения специальной силы общества, имеющей физический характер.

Таким образом, традиционное общество было обществом свободных людей как во внутреннем, так и во внешнем плане. Но, кроме этого, в отличие от современного свободного общества, люди традиционного общества были счастливы и его население не имело неврозов в 85%-процентной своей части. В настоящее время эти неврозы возникают у современных людей при переживании всех противоречий и конфликтов, которые неизбежны в условиях свободы людей. В традиционном обществе также было много противоречий и конфликтов интересов, но они все разрешались не только формально (юридически), но и по содержанию (фактически), и потому не переживались с такой остротой. Если традиционное общество было свободным и в то же время не применяло общей силы, то оно уже не было примитивным по своему устройству. И уж тем более, исходя из этого, поведение личности в традиционном обществе не могло быть диким, то есть пренебрегающим общением и проявляющим животные инстинкты Нуров К. И. Правовая и экономическая модернизация традиционной структуры Казахстана (Х1Х-ХХ вв.).- Алматы: Гылым, 1995.- с.19..

Но, говорить о традиционном человеке как о диком нельзя еще и с другой стороны, с концептуальной. Естественной природой человека как особого рода живого существа является общение. Вполне логичным было бы предположить, что человечество на этапе своего изначального возникновения было наиболее общительным, социальным, чем на последующих, железных этапах своей истории, на которых социальность человека поддерживается не вполне «социально», то есть при помощи применения общественной силы. В дальнейшем, несмотря на общинность жизни и деятельности общества поведение людей на долгом этапе перехода от традиционного общества к аграрному действительно становилось диким и превращало тонкое общественное устройство традиционного общества в примитивное, поскольку господство грубой силы становилось всеобъемлющим и вызывало необходимость появления и оформления собственное и в качестве института, хоть как-то восстанавливающего порядок, пусть и не правовой. Традиционные средства и структура общения больше не в силах были регулировать массовое проявление насилия и предотвращать его.

Вот тогда то и появляется аграрное общество, аграрная структура общения. Это тоже древнее общество, но уже не тради-ционное. Оно разделяет мир на Запад и Восток. Оно появляется как реакция на кризис и крах традиционного общества, как первое средство регулирования одичавшего посттрадиционного общества людей, теряющих, человеческий облик и индивидуальность. Это общество имело государственность, вводило, хотя и не частную, но все-таки собственность.

Необходимо различать в историческом плане понятия аграрного и сельскохозяйственного, индустриального и промышленного. Когда мы говорим об аграрном обществе, мы имеем в виду способ социального взаимодействия, структуру общения определенного типа, а не то, что это общество не имеет промышленности и занимается, в основном, только сельским хозяйством, «Модернистская» школа античной историографии убедительно показала, что в античном мире в определенных случаях промышленность по-своему преобладала над сельским хозяйством и была весьма развита. Но тем не менее античный мир был аграрным, хотя и западным, обществом по типу своей социальной структуры, по устройству своего общения. В этом смысле Античный Мир был аграрным, как и Древний Восток.

Прежде всего, необходимо отметить в аграрном обществе, несмотря на развитость его определенных социальных институтов, личную зависимость целого ряда социальных слоев, групп и классов населения. Неважно о чем идет речь: о классическом или патриархальном рабстве, о крепостной или какой-либо ещё феодальной зависимости. Важно то, что в аграрном обществе мы имеем дело с «внеэкономическими методами принуждения», с отсутствием всеобщей равноправной свободы и неприкосновенности личности в человеческом обществе.

Правда, это отсутствие было различным по своей степени и мере в западном и восточном аграрных обществах. Когда мы говорим об индустриальном обществе, мы должны иметь в виду именно гражданский способ социального взаимодействия; определенную структуру общения, которая ограждает личность в деятельности общества от насилия в качестве субъекта индивидуального поведения, а вовсе не промышленную развитость какой-либо страны. Например, СССР был в целом, безусловно, промышленной страной, но никак индустриальным обществом. Скорее, СССР был ярким примером промышленной стадии развития восточного аграрного общества. И действительная индустриализация разворачивается только сейчас в некоторых странах СНГ, которые стремятся конституировать себя в качестве гражданского общества, где индивидуальная воля личности ограждена от государственного произвола посредством общественного контроля над правительством, стремится оградиться от групповой воли общества, и составляет основной элемент последней.

Индустриальное общество наряду с информационным необходимо отнести к современным обществам не только в хронологическом, но и в историческом смысле. Индустриальное общество как историческая категория обозначает этап именно капиталистического развития человеческой истории, в котором рынок постепенно, но неуклонно устанавливался в качестве, расширенного способа социального взаимодействия Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. — М: Новости, 1992.- с. 37..

Дело в том, что рынок как расширенный способ социального взаимодействия стремится достичь такой структуры общения, которая придает взаимодействию между людьми, с одной стороны, общечеловеческий характер, а с другой характер индивидуальной конкуренции. В то время как аграрная структура общества придает взаимодействию людей групповой характер, превращая тем самым социальный конфликт в войну. Индустриальная же структура переводит социальный конфликт в свободную конкуренцию индивидуумов, позволяя рынку через посредство универсального механизма ценового (информационного) распределения ограниченных ресурсов связывать каждого отдельного человека в своих экономических решениях во всем человечеством в целом.

История капитализма как история установления и развития индустриальной структуры в человеческом обществе в последние четыре столетия полна трагических перипетий и противоречий, обусловленных приверженностью людей к групповому, узкому по-рядку социального взаимодействия и мировосприятия.

Тем не менее, события последнего десятилетия в промышленно развитых странах посткоммунизма, знаменующие собой смену аг-рарной структуры общества индустриальной, свидетельствуют о том, что капитализм как тотальная система открытого общества начинает неуклонно осуществлять переход всего человечества в информационную стадию развития и это начало Фрэнсис Фукуяма назвал «концом истории» Фукуяма Ф. Конец истории. // Вопросы Философии, 1990, №1.с.26..

Чем же характеризуется информационная стадия развития истории человечества? Что есть вообще информационное общество? Чем информационная структура общения отличается от индустриальной?

Существует множество теорий телематического, технотронного, информационного и иного постиндустриального общества. Но все они далеки от четко выхваченных характеристик, забывают пе-реходную суть постиндустриального общества и связаны либо с уходом капитализма с исторической сцены, либо с конвергенцией его и социализма. А между тем именно при информационном обществе капитализм обретает поистине неизмеримые возможности проявления своей производительной силы. Информационное общество предполагает не столько развитость информационных технологий, которая представляет собой лишь следствие капитализма, сколько индивидуально оригинальную природу общения в массовых обществах.

Если индустриальное общество необходимо предполагало массовидность, одномерность личности, то информационное предполагает уникальную индивидуальность, многомерность личности, которая служит основным, а может быть и единственно подлинным, источником информации и вообще различного, сложного многообразия. Информация в виде человеческого капитала является в информационном обществе основным средством и объектом инвестиций, и потому индивидуальность человеческой личности представляет собой не только главный ресурс, но и цель массового производства.

Рынок при этом как экономическая система проявляет наиболее полным образом свою мистическую сущность: чем больше рост народонаселения, тем лучше качество его всевозрастающего в опережающем порядке благосостояния, несмотря на предполагаемое уменьшение исходных ресурсов природы и увеличение разнообразия и меры потребностей человека. Таким образом, макроэкономическая проблема ограниченности материальных ресурсов сводится на нет при информационном обществе: развитие эффективности их использования за счет социальных возможностей общения и неограниченности духовных ресурсов опережает по своим темпам их уменьшение. Конкретно можно привести следующий пример. Запасы такого энергоносителя как нефть, безусловно, ограничены. До настоящего времени все остро сознавали необходимость их консервирования, но в настоящее время становится все яснее незначительность в экономическом отношении консервации месторождений нефти по сравнению с развитием технологии ее переработки и утилизации. Познание нового способа переработки нефти, применение и передача этого знания уже сегодня делают неочевидной ………..

Страницы: [1] | | 3 | 4 | 5 |