Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».
В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, достигнутого в 20012005 годах, анализ положения Республики Беларусь в мире, определены цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных институтов, обоснована система мер правового, социально-экономического и экологического характера по их реализации, определены необходимые ресурсы и ожидаемые социально-экономические результаты.
Программа базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов), научной обоснованности и системности экономических решений и ориентирована на устойчивый рост производства и повышение уровня благосостояния народа.
В Программе отражены и получили дальнейшее развитие Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, одобренные III Всебелорусским народным собранием, а также взаимоувязанная система мер по реализации действующих прогнозных документов — Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001-2020 годы, Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других программ.
Экономические показатели в Программе даны по второму (в наибольшей меререалистичному) сценарию развития экономики Республики Беларусь, выбранному из трех в ходе рассмотрения проекта Концепции программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 20062010 годы на совместном заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь и Правления Национального банка.
Социально-экономическое развитие Республики Беларусь
Республика Беларусь вступает во второе пятилетие XXI века, призванное обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.
Развитие социально-экономических систем: теория и методология
... экономической теории задачам развития социально-экономических систем; раскрыть специфику природы цикличности развития социально-экономических систем; провести сравнительный анализ понятий «экономическое развитие» и «экономический рост»; определить контуры экономической теории с позиции парадигмы развития; ... задач управления социально-экономическими системами в последние годы активно разрабатываются ...
Мировые трансформационные процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Важной особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский союз (далее ЕС), объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.
Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы, в которой наряду с национальными структурами функционируют новые субъекты — транснациональные корпорации и транснациональные компании (ТНК), международные (межнациональные) компании (МНК), их союзы, региональные группировки, международные организации. В настоящее время в мире насчитывается 63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80 процентов иностранных инвестиций, на их долю приходится 80 процентов патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.
Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7 процента в 1986 — 2000 годах до 3,7 процента в 2001 — 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долларов в 2000 году (в ценах и по паритету покупательной способности (далее ППС) 1995 года) до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах — с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США — с 31 до 43,8, в развивающихся странах — с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах — с 7,8 до 15 (Россия — с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США) . Указанные тенденции определяют внешние условия социально-экономического развития Беларуси, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны. Об этом свидетельствуют основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества (таблица 1).
Таблица 1 — Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества
Единица измерения |
Мировое сообщество |
ЕС-25 |
СНГ |
Республика Беларусь |
||
Удельный вес Республики Беларусь: |
||||||
территория |
% |
0,15 |
5,2 |
0,94 |
— |
|
численность населения |
% |
0,16 |
2,2 |
3,5 |
— |
|
Продолжительность жизни: |
||||||
мужчины |
лет |
63,4 |
74,4 |
61,6 |
63,2 |
|
женщины |
лет |
67,7 3 |
80,8 |
72,6 |
75,0 |
|
Естественный прирост на 1000 жителей |
% |
13,5 |
0,5 |
-2,0 |
-5,2 |
|
Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению) на конец года |
% |
— |
8,1 |
2,8 |
1,9 |
|
ВВП на душу населения (по ППС) |
долларов США |
7735 |
23757 |
6800 |
6760 |
|
Удельный вес в ВВП: |
||||||
конечное потребление |
% |
— |
78,9 |
71,7 |
75,5 |
|
валовое накопление |
% |
— |
19,8 |
20,7 |
31,0 |
|
чистый экспорт |
% |
— |
1,2 |
7,6 |
-6,5 |
|
Экспорт товаров и услуг на одного жителя |
долларов США |
979 |
5502 |
688 |
1598 |
|
Импорт товаров и услуг на одного жителя |
долларов США |
998 |
5444 |
410 |
1748 |
|
Производство основ-ных видов продукции на душу населения: |
||||||
электроэнергия |
кВт. ч. |
2500 |
5694 |
4756 |
3177 |
|
сталь |
кг |
145 |
396 |
319 |
195 |
|
минеральные удоб-рения (в пересчете на 100 процентов питательных веществ) |
кг |
22,8 |
37,8 |
88 |
550 |
|
цемент |
кг |
257 |
484 |
247 |
278 |
|
телевизоры (на 1000 населения) |
штук |
19 |
52 |
24 |
128 |
|
холодильники и мо-розильники (на 1000 населения) |
штук |
11,8 |
42 |
16 |
97 |
|
масло животное |
кг |
1,3 |
5,3 |
2,0 |
8,3 |
|
зерно |
кг |
335 |
592 |
542 |
714 |
|
скот и птица (в убойном весе) |
кг |
39,6 |
92,6 |
32,8 |
64 |
|
молоко |
кг |
81 |
315 |
234 |
524 |
|
Источники: статистические ежегодники Республики Беларусь, Российской Федерации, Содружества Независимых Государств, Республики Польша, материалы МИД.
Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения в сравнении с государствами участниками Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и мировым сообществом в целом.
Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации — 35, Германии — 38, Украине — 61, Литве — 53, Латвии — 42, Польше — 34, Великобритании — 25 процентов.
Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства участники СНГ, кроме России.
Вместе с тем Республика Беларусь в 3 — 5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда.
Беларусь — одна из первых государств участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года.
На протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2005 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7 процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в Латвии достигла 70 процентов.
Учитывая высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран — основных торгово-экономических партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003 — 2005 годах приходилось более 73 процентов всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями социально-экономического развития, должны составить 6 — 7 процентов на протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на уровне 7,1 процента на 2006 — 2008 годы и 6 процентов — на 2009 — 2010 годы. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу до 2010 года ожидается на уровне 5 процентов, в Латвии — 8 процентов, в Литве — 6,8 процента (рис. 1).
Рис 1 — ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25
Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за 2005 год — ожидается на уровне 29,4, в 2010 году — прогнозируется 40 процентов.
ВВП на душу населения наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования является важнейшей составляющей индекса развития человеческого потенциала. В предстоящем пятилетии индекс роста ВВП по ППС в долларах США увеличится с 0,696 в 2004 году до 0,772 в 2010 году, индекс ожидаемой продолжительности жизни — с 0,733 до 0,750, индекс уровня образования — с 0,950 до 0,964 соответственно.
Важнейшей тенденцией мирового развития является переход экономически развитых стран со второй половины XX столетия к построению нового постиндустриального информационного общества. Основу мировой экономики составят отрасли и производства V — VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации, современных видах услуг (телекоммуникационные, информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, консалтинговые и др.).
Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70 — 75 процентов.
Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, достаточно мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи, а также максимально смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокую энергоемкость выпускаемой продукции, слабую развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы.
В прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001 — 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.
Для этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 2).
Таблица 2 — Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы
Показатели Программы, процентов |
Выполне-ние пока-зателей Программы |
2005 год |
|||
к уровню 1990 года |
к уровню 1995 года |
||||
Валовой внутренний продукт |
135 140 |
143,1 |
127 |
1,9 раза |
|
Продукция промышленности |
128 132 |
151,8 |
153 |
2,5 раза |
|
Продукция сельского хозяйства |
122 128 |
125,7 |
90 |
1,2 раза |
|
Инвестиции в основной капитал |
160 170 |
184 |
96,2 |
2,5 раза |
|
Производство потребительских товаров |
142 147 |
150,4 |
166 |
2,8 раза |
|
в том числе: |
|||||
продовольственные товары |
139 144 |
151,1 |
117 |
2,3 раза |
|
непродовольственные товары |
146 152 |
150,4 |
198 |
3,4 раза |
|
Объем внешней торговли (с учетом услуг по методо-логии платежного баланса) |
142 150 |
229 |
3,3 раза |
||
в том числе: |
|||||
экспорт |
143 152 |
237,6 |
3,4 раза |
||
импорт |
141 149 |
220,8 |
3,1 раза |
||
Реальные денежные доходы населения |
158 163 |
176,7 |
174,7 |
3,4 раза |
|
Реальная заработная плата |
180 185 |
205,5 |
195,3 |
3,5 раза |
|
Розничный товарооборот |
150 155 |
209,9 |
217 |
5 раз |
|
Платные услуги населению |
160 165 |
171,6 |
93 |
2,6 раза |
|
Снижение энергоемкости ВВП |
20 25 |
25,5 |
|||
Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. м 2 за период |
12,75 15 |
16,12 |
72 |
1,9 раза |
|
Значительно превышены задания Программы на 2001 — 2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП — на 27 процентов, выпуску промышленной продукции — на 53, производству потребительских товаров — на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате — в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту — в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал — 96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года (таблица 3).
Таблица 3 — Индексы изменения основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших государств-участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года) (процентов)
Страна |
ВВП |
Продукция промыш-ленности |
Продукция сельского хозяйства |
Инвестиции в основной капитал |
|
Беларусь |
117,3 |
140 |
92,3 |
75,1 |
|
СНГ * |
89 |
80 |
80 |
54 |
|
в том числе: |
|||||
Россия |
89,5 |
76 |
74 |
43 |
|
Украина |
66,7 |
96 |
73 |
47 ** |
|
Казахстан |
116,5 |
89 |
82 *** |
62 |
|
В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики — повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.
Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 — 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту — в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.
денежно-кредитной политике
2001 — 2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития белорусской науки , повышения эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию производства.
В стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в сфере научной и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
При достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объемов внутренних затрат в научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития.
Интенсификации научной деятельности содействовали мероприятия по ее материальному стимулированию, в частности снижение в два раза ставки налога на прибыль организаций, включенных в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10 процентов НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др. Наметился рост заработной платы работников научной сферы.
Вместе с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.
промышленность
Прирост промышленной продукции за 2001 — 2005 годы составил 51,8 процента против 28 — 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 — 2005 годы.
Кроме того, остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции — обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования. Особенно значителен износ основных средств в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.
топливно-энергетического комплекса
Проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Березовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и четвертого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт установленной мощности. Построены и реконструированы линии электропередач напряжением 330 кВ и протяженностью 214,7 км, электрические сети соответственно 35 — 110 кВ — 72,1 км, 0,4 — 20 кВ — 7193,6 км.
На 1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7 процента, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном — 27 лет. Электротехническое оборудование физически и морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам не отвечает современным требованиям.
Ежегодный прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500 — 1600 км. За последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново, Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация Полесья.
Продолжалась модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки нефти в ОАО ”Нафтан“ достигла 70 процентов, в ОАО ”Мозырский НПЗ“ — 66 процентов.
Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 2001 — 2005 годы на 25,5 процента.
машиностроительном комплексе
Происходит наращивание выпуска экспортоориентированной продукции (телевизионных приемников, бытовых холодильников, автобусов, грузовых автомобилей и т.д.).
Это стало возможным благодаря расширению работ по сертификации выпускаемой и новой продукции. Активно ведется работа по совершенствованию форм и методов управления производством путем создания в подведомственных организациях современных систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, развития механизмов подтверждения соответствия и сертификации продукции. В результате предприятиями отрасли ежегодно выполняются задания по экспорту и достигнуто положительное сальдо во внешнеторговой деятельности.
Вместе с тем современное состояние машиностроения характеризуется высокой степенью износа машин и оборудования (до 85 процентов), что не позволяет большинству предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Сложным остается и финансовое положение предприятий, остро стоит проблема поиска средств на техническое перевооружение.
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
строительного комплекса:
При этом не все задачи инвестиционной и инновационной политики в отрасли решены. Не в полной мере удовлетворяет современным требованиям качество строительной продукции. Актуальными являются задачи модернизации предприятий отрасли, обновления технической базы и машинного парка строительных машин, совершенствования структуры мощностей по выпуску стеновых материалов. Остаются высокими энерго- и материалопотребление, низок уровень рентабельности. Снижается ценовая конкурентоспособность белорусских строительных материалов на российском рынке.
Рост инвестиций в основной капитал за последнюю пятилетку (в среднем 13 процентов в год) позволил в 2005 году достигнуть 96,2 процента их объема от уровня 1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных средств и увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6 процента в 2000 году до 65,7 процента в 2005 году) и технологической структуре, где доля инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь увеличилась с 37,8 процента в 2000 году до 46,9 процента в 2005 году.
Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. В 2001 — 2005 годах обеспечена положительная динамика объемов ввода жилья. Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя в 2005 году (по оценке) составила 23 кв. метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв. метра превышает уровень 2000 года. Ввод жилья в сельской местности и малых городах составит ежегодно в 2006 — 2010 годах около 32 процентов общего объема ввода (за 2005 год составил 41 процент).
На начало 2005 года на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 525 тыс. семей, что на 43,8 тыс. семей меньше, чем на начало 2001 года (около 14 процентов общего количества семей).
Проблемой остается снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилья, которая, несмотря на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы роста доходов населения.
агропромышленном комплексе
Среднедушевое производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей — со 138 до 205 кг, льноволокна — с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы — со 147 до 314 кг, молока — с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) — с 60 до 71 кг.
Наряду с позитивными сдвигами в сельском хозяйстве имеется ряд факторов, которые сдерживают его развитие: диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию и услуги, тяжелое финансовое положение предприятий отрасли, низкий уровень мотивации и производительности труда, низкий уровень развития интеграционных процессов.
Основное внимание в развитии перерабатывающей промышленности уделяется увеличению объемов производства продукции, повышению уровня потребления, техническому и технологическому перевооружению производства, ресурсосбережению, охране окружающей среды. В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей (26 — 34 процента).
Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:
- недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;
- высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
- ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;
- высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;
- недостаточное развитие малого предпринимательства.
Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.
Заключение
Важнейшим условием выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы является правовое обеспечение направлений, институтов и механизмов ее реализации. Для этого необходимо формирование системы нормативных правовых актов, регулирующей всю совокупность экономических отношений, включая создание институтов рыночного типа, новых механизмов государственного управления и регулирования экономики в сочетании с рыночной саморегуляцией.
Целью формирования такой системы является повышение эффективности правового регулирования социальных и экономических отношений, решение актуальных проблем трансформации национальной правовой системы и ее адаптации к нормам международного права.
Важнейшими принципами и приоритетами построения и совершенствования системы нормативных правовых актов должны стать:
- принятие нормативных правовых актов в рамках целостного комплекса, отражающего ключевые цели, компоненты и факторы социально-экономического развития страны, механизмы взаимодействия социальной, экономической, экологической сфер, а также правового государства, бизнеса и гражданского общества;
- придание правовым институтам активной роли в регулировании общественных отношений;
- совершенствование действующих актов законодательства, принимая во внимание такие его основополагающие принципы, как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
- приоритетность разработки нормативных правовых актов, точно отражающих политическую волю, конституционные принципы, соответствующие уровню правосознания граждан и действительным потребностям общества;
- ориентация на международные стандарты в области прав человека.