Методические указания по выполнению

Эссе

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ Пензенский филиал

Кафедра «Экономика и Финансы»

Экономика развития

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 38.04.01 «Экономика»,

профиль Корпоративные финансы (заочная форма обучения)

Пенза 2018 Методические указания по выполнению эссе разработал:

Доцент кафедры «Экономика и финансы» к.э.н., доцент Лескина Ольга Николаевна

Экономика развития: методические указания по выполнению эссе для

студентов, обучающихся по направлению 38.04.01 «Экономика», профиль Корпоративные финансы (заочная форма обучения)

© Пензенский филиал Финансового университета, 2018

1. Общие методические рекомендации по выполнению эссе

Основная цель выполнения эссе — сформировать у студента умение вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на решение новых задач. Эссе предполагает углубленное изучение пройденных тем, творческое осмысление современной научной литературы, материалов периодической печати и иных источников информации и овладение навыками логического изложения самостоятельных выводов и рекомендаций, направленных на решение отдельных задач и проблем фирмы.

Эссе призвана развить у студентов навыки самостоятельной научной и практической работы, творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, необходимых для выполнения выпускной квалификационной работы. Таким образом, помимо глубокой проработки темы, четкого лаконичного изложения сути поставленной проблемы, эссе обязательно должно содержать самостоятельный анализ и выводы по поставленной проблеме, демонстрирующие собственную позицию студента.

Структура и содержание Эссе:

− титульный лист (см. Приложение 1);

− введение — обоснование выбора объекта и предмета исследования и актуальности выбора направления исследование, его методологическую базу;

− основная часть — анализ выбранной темы с подробным изложением рассматриваемых вопросов;

− окончание — выводы по проведенному исследованию, обоснование вскрытых недостатков и перспектив развития рассмотренных положений, резюме автора по проведенному анализу; обобщение и аргументированные выводы; прогноз, в котором чётко обозначены собственные позиции автора. Ответ на теоретический вопрос контрольной работы должен состоять из введения, основной части и заключения. Его объем не должен превышать 6 страниц машинописного текста.

14 стр., 6852 слов

Экономика впечатлений. Работа — это театр, а каждый бизнес — сцена

... авторов, в настоящее время зарождается новая экономика - экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя. В контексте этой экономики авторы предлагают отказаться от традиционных отношений ... производителей". Их технологии переняли все мировые производители, автоматизировав миллионы ремесленных работ. Таким образом, передовые экономические системы всего мира приблизились к товарам. ...

В завершение Эссе должен быть приведен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

Работа выполняется каждым студентом в письменной форме индивидуально, самостоятельно, в сроки, определенные преподавателем.

При выполнении Эссе студент, кроме рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, может использовать публикации по изучаемой теме в специальных журналах, на интернет-сайтах.

2. Роль руководителя в написании эссе

Проверку завершенной эссе осуществляет, как правило, преподаватель, который читал лекции по данной дисциплине. Он также оказывает помощь при подготовке к собеседованию.

При проверке работы преподаватель на полях делает замечания и рекомендации.

В конце эссе ставится оценка: «Допускается к собеседованию» или «Не допускается к собеседованию». В последнем случае проверяющий рекомендует студенту дополнить работу либо написать новую, если работа выполнена неудовлетворительно.

В соответствии с введенной бально-рейтинговой системой преподаватель проставляет также на титульном листе эссе баллы за своевременную сдачу работы (до 5 баллов) и баллы за содержание работы (до 25 баллов).

3. Собеседование по эссе

На собеседовании студент должен:

− свободно ориентироваться в своему эссе;

− объяснить нахождение каждого элемента;

− ответить на все замечания преподавателя на полях;

− уметь отвечать на вопросы преподавателя по работе.

4. Рекомендации студенту:

  • перед началом работы по написанию эссе необходимо согласовать с преподавателем тему, структуру, литературу, а также обсудить ключевые вопросы, которые следует раскрыть в эссе;
  • представить эссе научному руководителю в письменной форме;
  • выступить на семинарском занятии с 10-минутной презентацией своего эссе, ответить на вопросы студентов группы.

Требования:

  • к оформлению эссе: шрифт – Times New Roman, размер шрифта — 14, межстрочный интервал — 1,5, размер полей — 2,5 см, отступ в начале абзаца 1,25 см, форматирование по ширине; объем 10 листов; листы эссе скреплены скоросшивателем. На титульном листе указывается наименование учебного заведения, название кафедры, наименование дисциплины, тема доклада, ФИО студента;
  • к структуре эссе — оглавление, введение (указывается актуальность, цель и задачи), основная часть, выводы автора, список литературы (не менее 5 позиций).

Объем согласовывается с преподавателей. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента, выполнившего работу. Общая оценка за эссе учитывает содержание эссе, его презентацию, а также ответы на вопросы.

5. Тематика вопросов для подготовки эссе

(внеаудиторная самостоятельная работа)

Студент самостоятельно выбирает вопрос для написания эссе из предложенного перечня и утверждает его у преподавателя. Студент вправе предложить преподавателю инициативную тему, исходя из его научных интересов и/или соответствующего вида профессиональной деятельности. Перечень примерных тем для подготовки эссе по дисциплине «Экономика развития»

8 стр., 3765 слов

) варианты контрольной работы (в каждый вариант входят теоретический вопрос

... роста. Эссе на тему Особенности экономического развития российской экономики на современном этапе. Динамика показателей экономического роста в России за последние три года. Контрольные тестовые задания 1. Экономический рост – это: а) увеличение реального роста экономики, ...

1. Экономика развития: особенности предмета и метода. Предпосылки возникновения закономерности развития теории развивающихся стран.

2. Слаборазвитость как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического).

Слаборазвитость как форма кругового движения. Теория «порочного круга нищеты», её различные варианты.

3. У. Ростоу об основных стадиях роста. Достоинства и недостатки концепции. Возможности эмпирической проверки.

4. Модель Харрода-Домара: предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях «большого толчка».

5. Теория «большого толчка» и её основные варианты. Сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе. Несбалансированный рост А. Хиршмана. Сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера. Единство и различие концепций.

6. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Предпосылки, статика и динамика модели.

7. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев. Возможен ли рост без развития и развитие без роста?

8. Дуалистические модели. Почему возникает дуализм на рынке товаров, труда и финансовых средств в третьем мире? Модель Фэя-Раниса. Сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике.

9. Проблема бедности: субъективные и объективные критерии. Международная черта бедности. Индекс человеческой бедности. В чем достоинства и недостатки этих показателей?

10. Бедность в современной России, её особенности в 90-е гг. ХХ в. Факторы, способствующие и препятствующие углублению проблемы бедности.

11. Комплексное развитие деревни. Достоинства и недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тимера.

12. Институциональные теории становления рыночной экономики, их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий. Причины роста популярности институционализма в «третьем мире» во второй половине 20-го века. 13. Концепция «азиатской драмы» Г. Мюрдаля. «Азиатские ценности». 14. Проблема занятости в «третьем мире»: действительная и мнимая. Позитивная программа Г. Мюрдаля. 15. Концепция Э. де Сото. Роль нелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики. 16. Человеческий капитал и его значение для развития современной экономики. Какой смысл в понятие человеческий капитал вкладывается в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла? 17. Необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику. Какие минимальные и максимальные функции призвано выполнять государство в экономике и чем они обусловлены? 18. Каковы теоретические взгляды на роль государства в современной экономике. Охарактеризуйте особенности вмешательства государства в экономику развития. 19. Роль государства в осуществлении научно-технической, структурной, социальной, региональной политики. Приоритетные проблемы социальной политики в экономике развития. 20. Виды специфических трансакционных издержек в развивающихся странах и проблемы управления ими 21. Экономический и политический рынок: единство и различие. Рациональность индивида в общественном выборе. 22. Приведите конкретные примеры лоббирования правительственных решений. Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето? 23. Бюрократия как экономическое явление. Единство и различие экономической и политической ренты. 24. Проведите сравнительный анализ достоинств и недостатков систем авторитарного либерализма, анархо-либерализма и ограниченной демократии. Какая система лучше и почему? 25. Сущность и основные характеристики конституционной экономики. 26. Теория абсолютных и относительных преимуществ. Возможности их применения в «третьем мире». 27. Формы торговой политики государства и особенности их осуществления в развитых и развивающихся странах 28. Экономические последствия прямых и портфельных инвестиций для стран-экспортеров и импортеров капитала. Какой вид иностранных инвестиций предпочтительнее для стран с переходной экономикой и почему? 29. Международные корпорации, их сущность и последствия их деятельности для принимающих стран и стран базирования. 30. Международная миграция рабочей силы и ее социальноэкономические последствия для стран-доноров и стран-реципиентов. 31. Каковы причины, динамика и масштабы «утечки умов» в России и в мире? Каким образом государство может регулировать миграцию рабочей силы? 32. Международная передача технологии и формы ее осуществления 33. Международная экономическая интеграция, ее цели и предпосылки. Этапы экономической интеграции и их особенности. 34. Основные этапы развития западноевропейской экономической интеграции, их характеристика. Основные институты ЕС. 35. Особенности интеграции в Северной Америке и АзиатскоТихоокеанском регионе. 36. Перспективы развития интеграции в рамках СНГ. 37. Роль монополий в неэквивалентном обмене. «Накопление в мировом масштабе» по С. Амину. 38. Предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Асинхронное вызревание предпосылок. Дезинтеграция экономики и её последствия. 39. Мир-системный анализ И. Валлерстайна: методология, теория и практическая рекомендация. 40. Становление административно плановой системы в экономике России. Отличия административной монополии от чистой. 41. Феномен власти-собственности и его особенности в России. Причины взлета и падения советской бюрократии. 42. Основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов ХХв. Насколько они были адекватны ситуации сложившейся на «последней стадии» развития социализма? 43. Проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике. Роль культурных стереотипов в этом процессе. 44. Особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России. 45. Что такое административный ресурс и каковы особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне? 46. Оцените реальные предпосылки интеграции в мировое хозяйство, которыми обладает в настоящее время Россия.

2 стр., 950 слов

Развитие внешнеэкономической деятельности России

... элементарных знаний об условиях и особенностях деятельности на непривычном для наших предприятий международном рынке. Фирмы могут стать участниками внешнеэкономической деятельности по разным причинам: фирмам может ... торговая сделка подразумевает под собой договор между сторонами, находящимися в разных странах, участвующими в ней. Однако, чтобы стать полноправным участником международной торговли, ...

Методические рекомендации по работе с литературой

Любая форма самостоятельной работы студента начинается с

изучения соответствующей литературы — как в библиотеке, так и дома. В каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная

литература. Основная литература — это учебники и учебные пособия. Дополнительная литература — это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.

22 стр., 10818 слов

Влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие ...

... с точки зрения воздействия этих процессов составлять и реализовывать программы экономического развития. Цель и задачи выпускной квалификационной работы сделать анализ влияния мирового финансово-экономического кризиса на развитие отраслей национальной экономики, исследовать развитие ... продукции сельского хозяйства различными формами хозяйствования, в процентах Из рисунка 1 видно, что основная часть ...

Список литературы

Основная литература

1. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев — М.: Норма, 2017. 624 с./ЭБС ZNANIUN

2. Микроэкономика : пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. – 400 с. /ЭБС ZNANIUN

3. Макроэкономика : пособие для семинарских занятий / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. – 384 с. /ЭБС ZNANIUN 17

4. Макроэкономика : практикум / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 400 с. / ЭБС ZNANIUN

5. Россия: особенности институционального развития: Монография / Нуреев Р.М. — М.: Юр. Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 448 с. /ЭБС ZNANIUN

6. Национальная экономика. Учебник. Под общей редакцией Р.М.Нуреева. — М.: Инфра-М, 2015. /ЭБС ZNANIUN

7. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник / Р.М.Нуреев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРАМ, 2015. – 640 с. / ЭБС ZNANIUN

8. Экономика развития: практикум / под ред. Р.М. Нуреева. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. – 512 с. / ЭБС ZNANIUN

Дополнительная литература

9 Корчагин Ю. А. Модернизация экономики России невозможна без изменения парадигмы развития и модернизации человеческого капитала. Москва.: Стратегия 2020, 2012

10. Тодаро М.П. Экономическое развитие. — М.: Юнити, 1997. — 667 с. — ISBN 5-85173-063-3.

11. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. — ISBN 978-5-699-19290-8.

12. Норберт Т. Управление изменениями // Проблемы теории и практики управления. — 1998, № 1 13. Kuznets, Simon. Economic development, the family, and income distribution selected essays. — Cambridge University Press, 2002. — ISBN 0-521- 34384-4. 14.

Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

;

  • Нуреев Рустем Махмутович: персональный сайт —

;

  • Экономический словарь

;

  • РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера).

    //http://www.rbc.ru

;

  • Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России. //http://www.finansy.ru

;

  • Мониторинг экономических показателей. //http://www.budgetrf.ru

;

  • Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. // http://www.economy.gov.ru

;

  • Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. //http://www.minfin.ru

;

  • Официальный сайт Правительства Российской Федерации. //www.government.ru

;

  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (ФСГС) Российской Федерации. //http://www.gks.ru

;

  • Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. //http://www.forecast.ru

Приложение №1

Образец оформления титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 стр., 10504 слов

Кадры и образование как ключевые факторы развития цифровой экономики

... для подготовки кадров цифровой экономики; совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами; рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики ...

Пензенский филиал

Кафедра «Экономика и финансы»

ЭССЕ

по дисциплине «Экономика развития»

ВАРИАНТ №____

Выполнил:

студент группы, формы обучения,

направления 38.04.01 «Экономика»

ФИО

Преподаватель:

степень, звание, ФИО

Пенза 2018 11