Контрольная работа: Роль государства в рыночной экономике

Контрольная работа

В развитии экономики во второй половине XX века обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая деятельность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

Проблемы государственного вмешательства в экономику были и остаются актуальными на протяжении всей истории существования и развития государства. Особое значение они приобрели в условиях рыночной экономики, когда производство стало осуществляться в широких масштабах, а рыночный механизм – выполнять роль регулятора хозяйственных связей. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, которые в современных условиях уже перерастают национальные границы и становятся международными. Кроме того, современное общество существенно отличается от общества периода становления рыночного хозяйства. Ему присуще не только более крупное и сложное хозяйство, но и наличие практически ранее отсутствующего социального сектора. Эти и ряд других обстоятельств явились причиной радикальной смены взглядов на роль и место государства в период становления и развития рыночной экономики и сейчас.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования. Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Все экономисты сходятся в понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, Современная экономика

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

Представители меркантилизма, Представители более позднего периода

Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов – идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг «экономической свободы» и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь .

11 стр., 5321 слов

Анализ экономических показателей деятельности предприятия

... практики является получение профессиональных навыков самостоятельной производственной работы на предприятии и сбор информации, необходимой для разработки дипломного проекта. 1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, .1 Краткая характеристика предприятия ... может участвовать в деятельности и создавать на территории РФ, за её пределами, в том числе в иностранных государствах хозяйственные общества, ...

Представители неоклассического направления, создавшие теорию рыночного равновесия и сформулировавшие закономерности оптимального режима хозяйствования, стояли на позициях саморегулирования рыночной системы. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной .

Кейнсианская модель государственного регулирования экономики показала свою эффективность не только в 30–е годы и во время второй мировой войны, но и в послевоенный период. Восстановление, перестройка и реконструкция народного хозяйства в 50–60–е годы были осуществлены при активной роли государства. Триумфом кейнсианства считаются 50–е – начало 70–х годов .

Но с середины 70–х годов начинаются контратаки на кейнсианство представителей либеральной мысли (М.Фридман, Ф.Хайек).

Причинами тому послужили дефициты государственных бюджетов, ставшие хроническими, высокий уровень инфляции. Виновниками этих катаклизмов объявлялись кейнсианские рецепты государственного регулирования, обусловившие неимоверный рост государственных расходов, иждивенческой части населения.

Объединяющей идеей этих направлений является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Возрождая идеи либералов классической школы, неолибералы экономическую роль государства сводят к созданию наиболее благоприятных условий функционирования рыночной экономики.

Таковы различные взгляды на экономическую роль государства. При всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро–, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы .

Как и любая, социально-экономическая модель, рыночная не является абсолютно идеальной: она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжении всей истории рынка приводит к поиску средств и методов по усовершенствованию ее действия .

Основные проблемы, возникающие у рынка могут быть смягчены, прежде всего, государством. Это происходит следующим образом :

  • Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям, и поэтому государство создает институты по ограничению монополистической деятельности.
  • Рынок не способен производить общественные товары, и поэтому за их производство платит государство
  • Рынок слабо обеспечивает социальные гарантии, тогда государство вводит их само.
  • Рынок порождает асимметричную информацию, и поэтому государство ее дополняет, само публикуя обширную экономическую информацию.
  • Рынок порождает цикличность, поэтому государство осуществляет антициклические меры.

создание и регулирование правовой и институциональной рыночной среды.

8 стр., 3673 слов

Рыночные отношения в экономике

... 1) экс­тен­сив­ный 2) ин­тен­сив­ный Рыночные отношения в экономике 1. Одной из задач эко­но­ми­че­ской науки ... для всех осталь­ных по­ня­тий 1) рынок сырья 2) рынок земли 3) рынок ре­сур­сов 4) рынок труда 5) рынок обо­ру­до­ва ... ­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «рынок». 1) спрос 2) ди­рек­тив­ное пла­ни­ ... ­род­но­го хо­зяй­ства 11. Какие до­хо­ды из при­ведённых в спис­ке долж­ны быть учте­ ...

Государству принадлежит важная роль в создании и развитии составных частей рыночного механизма – цены, рыночного спроса и предложения. Так, в переходный период от административно-командной модели к рыночной государство осуществляет либерализацию цен. С этим процессом связано превращение монопольного рынка в конкурентный со всеми вытекающими последствиями как положительного свойства (когда конкуренция выступает двигателем прогресса), так и отрицательного (если конкуренция усиливает дифференциацию общества).

Только государство обладает возможностью смягчить остроту процесса либерализации цен, свести до минимума его отрицательные последствия и способствовать максимизации последствий положительного эффекта.

Осуществляя либерализацию, государство создает благоприятные условия для зарождения и развития малого и среднего бизнеса, делает рынки более свободными для входа на них новых продавцов-производителей. При этом возможны варианты государственного воздействия на уровень цен:

1) косвенное, с помощью манипуляций с налоговыми ставками, таможенными и другими сборами, что будет влиять на снижение или повышение цен;

2) с помощью замораживания цен на определенный ряд товаров (как правило, на жизненно необходимые товары), производство которых временно ограничено;

3) устанавливать цены волевым решением.

Воздействуя на спрос, государство в состоянии осуществлять регулирование рынка, а через него – и всего экономического процесса. Так, в периоды экономических спадов государство, используя определенные инструменты и приемы, способно существенно влиять на спрос. Возрастание спроса служит сигналом для увеличения размеров предложения со всеми вытекающими отсюда последствиями: оживлением производства, восстановлением экономических связей и пропорций.

содействие в формировании экономического, предпринимательского и инвестиционного климата

Важная роль принадлежит государству в создании благоприятного инвестиционного климата в стране, поскольку объем и направления инвестиций в экономику являются главными материальными факторами экономического роста.

Создание условий для притока инвестиций и наиболее эффективного их приложения требует наличия комплекса обстоятельств, большая часть которых в значительной мере зависит от государства. Обстоятельствами такого рода являются: действующее в стране законодательство; экономическая стабильность; государственные гарантии инвесторам, обеспечивающие безопасность их вложений; действующая в стране система налогообложения; таможенная и внешнеэкономическая политика.

Важное место в деятельности рынка занимает его инфраструктура, состоящая из вспомогательных элементов, обеспечивающих нормальную деятельность рыночного механизма.

Современная рыночная инфраструктура

Для рыночной инфраструктуры объективно необходимо участие государства в ее формировании, регулировании и контроле за деятельностью.

Кроме того, государство призвано осуществлять контроль за деятельностью всех структурных звеньев рыночной инфраструктуры и содействовать повышению эффективности их работы.

Таким образом, основными направлениями вмешательства государства являются формирование правовой и институциональной рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а также организация, поддержка и контроль деятельности рыночной инфраструктуры .

8 стр., 3779 слов

Цели, объекты и этапы развития государственного регулирования экономики

... рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования. Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные ...

2. Основные направления государственного регулирования экономики, Государственное регулирование экономики

Из-за неоднородности различных стран в уровне социально-экономического развития, национальных, исторических и других особенностей нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления. Во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника, так и предпринимателя. Во-вторых, осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов .

Реализация государственного регулирования экономики осуществляется с помощью большого набора методов. Методы государственного регулирования экономики представляют собой систему способов и норм, с помощью которых государство регулирует экономические отношения. Их принято делить на экономические и административные.

Административные методы

Формами этого метода могут быть лицензирование, квотирование, налогообложение, контингентирование и др. Инструментами непосредственной реализации этого метода являются шкала налоговой ставки, предельные цены на определенные блага, таможенные тарифы, учетная ставка, лицензии и т.д.

Примерами использования этого метода регулирования экономической деятельностью могут быть также целевые дотации и льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, предоставление тому или иному региону средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий или рекультивацию среды обитания, а также штрафы и другие санкции против фирм, использующих устаревшую технологию и, как следствие, загрязняющих окружающую среду.

Помимо этого государственное регулирование экономики может осуществляться посредством государственного заказа отдельным фирмам или корпорациям на производство некоторых общественно важных продуктов или услуг. Это могут быть заказы на производство военной техники, на строительство дорог и жилья.

Экономические методы

Индикативное (показывающее, обозначающее) планирование государство осуществляет для указания параметров развития как экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, на определенный период. С его помощью прогнозируются и устанавливаются ориентиры по реализации конкретных задач определенной экономической политики государства.

С помощью инструментов денежно-кредитной системы государство может оказывать определенное воздействие на инфляционные и инвестиционные процессы. Так, «сжатие» денежной массы, которое способен осуществлять Госбанк, может оказать влияние на сдерживание уровня и темпов инфляции.

Использование перечисленных методов и инструментов их реализации в условиях рыночной экономики имеет определенную специфику. Ее основной смысл состоит в том, что применение любого из них должно не нарушать (а если и нарушать, то временно), а дополнять и делать более эффективной работу рыночного механизма. В противном случае вступление в противоречие государственного воздействия на экономику с механизмом и законами рынка неизбежно приведет к нежелательным результатам и, как следствие, к нарушениям хозяйственных связей и экономическому хаосу.

13 стр., 6010 слов

Государственное регулирование экономики

... государства - везде где необходимо. 2. Сущность государственного регулирования экономики 2.1 Административное регулирование В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи ... ориентирован на удовлетворение сиюминутных экономических интересов. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях: прямой ...

Поэтому при использовании методов государственного регулирования преимущество должно отдаваться экономическим методам, а не администрированию. Кроме того, государство должно использовать только те методы, применение которых в данный момент способно приносить лишь положительный эффект.

Кроме этого, по способу функционирования выделяют административные, правовые, прямые и косвенные методы государственного регулирования .

Административные методы

Формами этого метода могут быть лицензирование, квотирование, налогообложение, контингентирование и др. Инструментами непосредственной реализации этого метода являются шкала налоговой ставки, предельные цены на определенные блага, таможенные тарифы, учетная ставка, лицензии и т.д.

Правовые инструменты

Государственное регулирование экономики может быть прямым и косвенным.

прямым методам

Формы прямого воздействия разнообразны. К ним может относиться поддержка или ограничение частного бизнеса, предоставление отдельным сферам (предприятиям) льгот, дотаций и преференций или, напротив, установление жестких или ограничительных санкций для некоторых сфер и фирм.

Примерами использования прямого метода регулирования экономической деятельностью могут быть: целевые дотации и льготное кредитование сельскохозяйственных производителей, предоставление тому или иному региону средств на ликвидацию последствий стихийных бедствий или рекультивацию среды обитания.

Косвенные методы

3. Тесты

1. Административные меры государственного регулирования включают:

а) списание основного капитала на основе ускоренной амортизации;

б) разрешение или запрет на занятие определенными видами хозяйственной деятельности ;