Экономическая теория: предмет, методы и этапы развития

Реферат

Введение

Развернувшийся процесс реформирования экономики Россииобъективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов,к выяснению тенденций в их развитии. Существовавшая в нашей стране школаэкономической мысли, основанная на положениях марксизма, не выдержала проверкипрактикой. Сложившаяся экономическая ситуация заставила по-новому отнестись кдостижениям современной мировой экономической теории, вызвала необходимостьпознания концепций различных теорий и школ. В результате сформировалось новоепредставление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения ипринятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так игосударственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формированиинового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации,предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Современная экономическая теория, по сути, является новымэтапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных,классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимостьособенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это,прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с инымвзглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которыераньше находились подвластным и негласным запретом (теория рыночных отношений,теория занятости, теория человеческого капитала, теория рациональногопотребительского поведения и др.)- Познание сущности данных теорий, полноепредставление о рынке, его плюсах и минусах позволяют понимать происходящиеизменения, принимать обоснованные решения, осуществлять переход к рыночнымотношениям с меньшими материальными и моральными потерями.

Экономическая теория выступает в качестве теоретическойбазы ценой системы научных дисциплин, как отраслевых, так и функциональных.Поэтому, осваивая курс экономической теории, можно создать определенныйтеоретический задел для изучения конкретных экономических дисциплин. В то жевремя, несмотря на свой чисто фундаментальный характер, экономическая теориятакже и практическая наука, без нее невозможны теория и практика управления наразличных уровнях, создание рациональной финансовой и кредитной систем,организация учета и контроля за производством, обеспечение слаженного развитиявсех отраслей хозяйства и достижение желаемых целей.

Сложностьи многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальнаяокраска обусловили наличие большого количества сопряженных областейэкономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Этинауки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связиэкономической действительности, сложились в систему экономических наук.

3 стр., 1136 слов

Муниципальные финансы, их место и роль в социально-экономическом развитии страны

... рынку капиталов. Актуальность темы развития системы муниципальных финансов для современной России очевидна. Обеспеченность муниципалитетов местными финансовыми ресурсами напрямую зависит от развитости межбюджетных отношений, которые в настоящее время несовершенны и не решают ...

Общейметодической базой этой системы является экономическая теория. Оставляя засобой такую специфику, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предметисследования, который изучает характер экономической деятельности отдельногоэкономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровненациональной экономики./1/.

1. Предмет общей экономической теории

1.1 Зарождение и развитиеэкономической теории

Данная тема занимает особое место в структуре общейэкономической теории, так как она является своеобразным методологическимвведением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общаяэкономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играетв развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным кобразованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественногоразвития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темыстуденты получают представление о целом ряде новых категорий, иных постановокпроблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяженииизучения всего дальнейшего курса.

Любая наука возникает в результате попыток людей решитьопределенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все этов полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давнихвремен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества,по каким законам развивается экономика.

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна ипротиворечива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различныестороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наукявляется экономическая наука.

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире.Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индиипытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара,как наживать состояние.

Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры,например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.),сформулировали исходные положения экономической теории о полезности какисходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима — Сенека (4-65 гг. до н. э.),Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.) и др. исследовали экономические причиныразложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствиематериального интереса. Взгляды Сенеки оказали влияние на формированиеэкономических концепций христианства, которое в последующем историческомпроцессе развития человечества совершило коренной переворот во взглядах нахозяйственную жизнь. Христианские мыслители и проповедники объявили простойхозяйственный труд необходимым и святым делом, считая, что «Если кто не хочеттрудиться, тот пусть и не ест». Христианское учение обосновывало принципысправедливого ценообразования, социальной, а не индивидуальной оценки благ с учетомзатрат труда.

2 стр., 911 слов

Экономическая наука. Экономические блага. Производство

... общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек ...

Однако мыслители древности еще не выделяли экономическиеявления из всей суммы общественных процессов, не создали систематизированногоучения об экономике.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйстваэкономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI — XVIIIвв. появилось ееназвание — политическая экономия (от греческих слов: «политейя» — общество,«ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон).

Таким образом, политическаяэкономия — наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамкахгосударства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается вначале XVIIв.

/>Итак,как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в периодрабовладельческого строя. Но только в XVI — XVIIIвв. появилось ее название — политическая экономия (отгреческих слов: «политейя» — общество, «ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон).

Таким образом, политическая экономия — наука о законах функционированияобщественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную наукуполитическая экономия превращается в начале XVIIв.

Первой теоретической школой был меркантилизм(отитальянского «меркантилизм» купец, торговец).

Представители этой школысчитали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото).Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежногообращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовалиначальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когдатовары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другойпо более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширятьторговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Ман(1571-1641 гг.).

Идеи меркантилизма — государственное вмешательство вхозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современнойэкономике.

Между тем критики меркантилизма справедливо отмечали, чтово время торговой сделки не возникает вообще никакого богатства, а происходитлишь обмен денег на товар и наоборот. При нарушении равенства в обменебогатство лишь перераспределяется в пользу одной из сторон. Когда же обменравноценен, то никто не может обогатиться.

Позже появляется теоретическое учение физиократов («физиократин»впереводе с греческого — власть природы).

Вслед за основателем ученияФрансуа Кенэ (1694-1774 гг.) физиократы считали, что источником богатстваявляется производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельскоехозяйство, где богатство возникает естественным путем и представляется даромприроды. Отсюда рост богатства они связали только с естественным плодородиемземли, а промышленность не считали отраслью, где создается прирост доходов.Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянноумножать богатство общества.

Поворот к исследованию производства открыл путь длявозникновения научной политической экономии . Наиболее обоснованныеответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Ее представителиДавид. Риккардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790) установили, чтобогатство нации возникает в материальном производстве, причем во всех егоотраслях. Его всеобщей универсальной формой выступает стоимость товаров. А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, подчеркнув рольпроизводительного труда, создал учение о доходах.

13 стр., 6158 слов

Экономика и экономическая теория : Новая экономика

... на импорте технологий. Общее во всех странах-лидерах - это масштабное финансирование науки и образования. Какова ресурсная база новой экономики? Классическая экономическая теория рассматривает труд, капитал и землю как ресурсы. В случае с новой экономикой ...

Рост богатства происходит тогда, когда первоначальнозатраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость,или прибыль).

Это Принципиально важное открытие, которое и позволилоэкономической теории, в которое и позволило экономической теории конечном счетестать подлинной наукой. В это же время формируются взгляды утопическогосоциализма, основные положения которого изложены в трудах Томаса Мора «Утопия»,Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в это учение внесли вклад II. Фурье, К.Сен-Симон, Р. Оуэн.

На основе классической политической экономии и утопическогосоциализма складывается марксистское направление.

До сих пор экономическая наука нашей страны развивалась восновном в рамках марксистской школы. В любом серьезном исследовании историиэкономической мысли этой школе уделяется большое внимание. Так, П. Самуэльсон иВ. Нордхаус ставят «Капитал» К. Маркса в один ряд с «Богатством народов» А.Смита и «Общей теорией занятости, процента и денег» Д. М. Кейнса, рассматриваявсе эти произведения как узловые пункты развития мировой экономической теории.

К числу современных направлений экономической мыслиотносится неоклассическая школа, представители которой формулируют субъективнуютеорию стоимости и теорию равновесия. Экономическое хозяйство рассматриваетсяими как совокупность микроэкономических агентов, желающих получить максимальнуюполезность при минимальных издержках. Исходным пунктом в этом анализе выступаетспрос и предложение, потребность и потребление.

В XIX в. экономическая наука все больше изучает законыценообразования и рационального использования ресурсов, оптимальногоиспользования факторов производства и достижения предельных результатов(основные представители этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).

Развивается и теория общего динамичного равновесия (Л.Вальрас), с помощью, которой можно установить то, как спрос на товары и услугивлияет на спрос на факторы производства (труд, землю, капитал).

В современной экономической теории следует выделитьнесколько крупных направлений: неоклассическое, кейнсианское, монетаристское,институционально-социологическое. Эти направления производят анализдинамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, измененияэкономических структур, в денежных измерителях и др.).

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономическоймысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. итрактовок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нащокина ( 1605-1680гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованномгосударстве. В последующем экономические воззрения представлены такими учеными,как И. Т. Посошков (16524 726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М.Сперанский (1772-1839 гг.),’а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герцена, С.Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необходимостьрыночных связей между сферами и регионами России на основе проведенияфинансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мыслизанимает марксистское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годовдвадцатого столетия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняксреди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они иразвивались. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938гг.), разработавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В.Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственныенаправления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, подвлиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовокобъявлялись «политически вредными для социализма».

3 стр., 1050 слов

Экономика: наука и хозяйство

... Экономика как наука II.2. Экономика как наука: основные задачи (поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск… предмет исследования (экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики… Основные типы экономических ... для развития рыночного хозяйства наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов); функционирование ...

В современной период перестройки экономики в России,демократии и гласности ученые интегрируют взгляды и достижения отдельныхэкономических школ применительно к экономике переходного периода и становлениепредпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторыевидные представители этой школы — Е.Гайдар, С.Шаталин, Г.Явлинский и др.,обосновывают необходимость взаимосвязанного развития микропроцессов имакропроцессов в экономике на основе использования монетаризма и разумногогосударственного регулирования.

1.2 Предмет исследования общей экономической теории

Предмет исследования экономической теории находится встадии научной разработки и эмпирической адаптации.

До 90-х годов в стране преобладающее значение вформировании экономического мировоззрения и экономического мышления занималамарксистская политэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросамсводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическаялитература прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса.Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономистыстали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие надуманныепонятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественныйтруд и т. д.

Предметом исследования политэкономии в соответствии склассовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения,основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственныхотношений выводились экономические законы, противоречия, необходимостьклассовых конфликтов, диктатура пролетариата и господствокомандно-административной системы. При исследовании производственных отношенийакцент делался на их социально-классовом характере.

Такой сугубо классовый подход в экономике приводил кигнорированию объективных условий, искажению реальной экономической среды,недооценке общечеловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все этозавело экономическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективнопородило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.

С 40-х годов XIX в, экономисты переключили свое внимание на исследование необщественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направлениеэкономической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поискметодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения техили иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продукциив фирме — предмет «Экономикс».

Представляется, что в постиндустриальном обществеэкономическая теория выступает в качестве общеметодологической экономическойнауки, имеющий свой предмет и объект анализа.

Одни экономисты сводят курс экономической теории только канализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность,отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывали денеги средств к существованию.

Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь кполитэкономии, отмечают, что общая экономическая теория изучает экономическиеотношения в различных системах и типах деятельности (Рузавин Г. И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М.: Издательство ЮНИТИ, 1994. С. 8).

16 стр., 7752 слов

Экономика и экономическая теория : Информационная экономика

... описание модели «креативного человека», которая в информационном обществе приходит на смену модели «экономического человека». Представленная модель служит этической основой всей теории информационной экономики, поскольку в ней постулируется главная цель ...

Как видим, общепризнанного определения предмета общейэкономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальнаянаука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека.Напрашивается необходимость обоснования собирательного понятия экономическойтеории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп впроизводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целяхудовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограниченностьресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а какневозможность полного удовлетворения потребностей всех членов обществаодновременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за ихиспользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможностьюих использования, которое разрешается при трех способах организациипроизводства:

  • основанного на обычаях итрадициях, так называемое традиционное производство;
  • на основекомандно-административной системы;
  • на основе рыночной системыорганизации общественного хозяйства. Эти системные организации могутсосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивнуюэкономику .

Таков первый блок проблем, охватываемых курсомэкономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющийсущественные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наукаэкономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы местапроизводства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать,не потребляя и не обмениваясь результатами труда: материальными, духовными исоциальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление вобмен образует экономический рост общества. Он наиболее концентрированноотражает результаты общественного труда, его нравственные и духовные начала.Экономический рост — показатель и источник экономической динамики. Таков второйблок проблемпредмета экономической теории.

Именно поэтому предметом общей экономической теориивыступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазнойдинамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении,так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»).Экономический рост — содержание (стержень) экономической теории как науки. Онхарактеризует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующуюконъюнктурное состояние национального хозяйства.

Через призму экономического роста анализируются различныеподходы и взгляды экономистов, и формируется собственная позиция адекватностиэкономики историческим, национальным и другим традициям.

С учетом использования потенциальных возможностейэкономического роста рассматривается становление и функционирование товарногопроизводства и рыночных отношений в конкретных социально-исторических условиях,а также альтернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезностиблага и услуги.

Это же предполагает исследование структуры, видов исегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики.Экономический рост предполагает исчерпывающую научную характеристику системырынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснованиеэкономической целесообразности или нецелесообразности распространения рыночныхформ координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики.При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционныхиздержек, эволюции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита досформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.

3 стр., 1051 слов

Экономическая статистика, Шпаргалка, Яковлева А.В.,

... 44. Показатели статистики материальных оборотных средств Вопрос 45. Статистика инвестиций и инвестиционной деятельности Вопрос 46. Понятие о системе национальных счетов (СНС). Понятие экономического производства и его ... купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Яндекс Народ Диск. depositfiles. Дата публикации: 25.02.2012 07:40 UTC :: экономика :: Яковлева :: шпаргалка

Объектом изучения экономической теорииявляетсяанализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынкахи соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степенимонополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой инеценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальныхобразований (японской, шведской, немецкой и т. д.).

Возобновление производстваи его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и вобщественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себямикроэкономику и макроэкономику.

Микроэкономикаисследует поведение отдельныхпроизводителей, экономические закономерности формирования предпринимательскогокапитала и конкурентной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров,затраты, издержки, механизм функционирования фирмы, ценообразование, мотивациятруда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которыеопределяют пропорции общественного уровня. Макроэкономиказанимаетсяисследованием функционирования национальной экономической системы на основеформирующихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальныйпродукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бывырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.

Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены вреальной экономической среде и взаимодействуют друг с другом. Намакроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в тойили иной степени подвергаются государственному регулированию посредствомэкономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулированияприобретает исключительный характер в переходный период развития экономики, наэтапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломкикомандно-централизованных и бюрократических методов управления. Впервые вконкретном плане основы этих связей были исследованы Дж. Кейнсом, которыйустановил количественную зависимость между ростом потребления и объемамипроизводства, между ростом инвестиций и объемом продукта.

Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика вобщем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели —исследованию закономерностей и факторов экономического роста в целяхудовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметровэкономического роста и их оптимизация осуществляются для удовлетворенияматериальных и духовных потребностей, усиления нравственных основ в развитииобщества. Важное методологическое положение, по нашему мнению, состоит в том,что микроуровни и макроуровни экономической теории — это не две отдельныенауки. Скорее, это отдельные дисциплины единой экономической теории, имеющиеобщий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория— это:

3 стр., 1421 слов

Социально-экономические институты и их роль в экономической жизни общества

... жизни и поведения людей в экономической сфере. Как экономический институт она предстает в виде правил и ограничений экономического поведения. Институт социальной справедливости в экономических ... процессов трансплантации институтов в институциональной теории были определены основные типы трансплантационных дисфункций: атрофия и перерождение института, активизация альтернативных институтов и ...

  • наука о закономерностях ифакторах экономического роста в показной динамике воспроизводства и динамике«длинных волн», наука о национальном богатстве;
  • наука об использованииограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обменаих в целях удовлетворения потребностей;
  • наука о видах деятельности попроизводству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средствсуществования.

Экономическая теория изучает историческую эволюцию системырационального хозяйствования как источника и движущей силы роста,действительного богатства и благосостояния отдельных групп и членов общества васпекте товарно-денежных отношений.

Как уже отмечалось, предметом экономической теории являютсязакономерности и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, воимя чего они осуществляются?

В соответствии с положениями марксистской экономическойтеории цели производства обусловлены основными экономическими законами способовпроизводства (капиталистический, коммунистический).

Для капиталистическойстадии характерной целью является получение прибавочной стоимости, а длясоциализма — максимально возможное удовлетворение потребностей.

И та и другая цели хоть и представлялись объективными, насамом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. Асама постановка вопроса об основном или не основном экономическом законе естьне что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К.Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практикаразвития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела кобратным (отрицательным) результатам.

Из общего анализа предмета экономической теории, увеличенияпроизводства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворениюпотребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:

1) стабильный ростпоступательного объема производства (экономический рост);

2) стабильный уровень цен на основесвободной конкуренции;

3) высокий уровень занятости;

4) поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.

Реальный ход микроразвития и макроразвития порождает деревоцелей. Они классифицируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятсязарубежные и отечественные экономисты, — цель экономического роста-удовлетворение материальных и духовных потребностей человека, усилениенравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человекаобразуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.

Общая экономическая теория выступает в качествеметодологического фундамента целого комплекса экономических наук. Во-первых , отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.).Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование).В-третьих, межотраслевых (экономическая география, демография,статистика, теория менеджмента, регулирование и т. п.).

В то же время общая экономическая теория тесносоприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, атакже социологией, психологией, историей. Без учета данных этих наук полученныеобщей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.

5 стр., 2294 слов

Философские проблемы экономической жизни общества

... общества; соотнести экономические отношения и экономические интересы, их место в общественной жизни. Предметом исследования являетсярешение, как соотнести между собой общество и его экономическую жизнь, и как она влияет на развитие этого общества. Соотноситься ли существующие в обществе экономические отношения ...

В общей системе наук общая экономическая теорияосуществляет определенные функции.

Прежде всего, она выполняет познавательную функцию , таккак должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества.Однако недостаточно просто констатировать наличие тех или иных явлений.Необходимо проникнуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить путииспользования этих законов в практической деятельности.

Поэтому вторая функция общей экономической теории — практическая (прагматическая) — разработка принципов и методов рациональногохозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществленияреформ экономической жизни и т. д.

Третья функция общей экономической теории — прогнозно-прагматическая,предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспективобщественного развития.

Эти функции экономической теории осуществляются вповседневной жизни цивилизованного общества. Экономической науке принадлежитогромная роль в формировании экономической среды, определении масштабов инаправлений экономической динамики, оптимизации отраслевых структурпроизводства и обмена, повышение общего жизненного уровня населения внациональных масштабах.

1.3 Предмет экономической теории

Существует множество определений того, что изучаетэкономическая теория. Каждое из них следует считать правильным, так как оноотражает ту или иную важную сторону экономики, и в то же время каждоеопределение является ограниченным вследствие чрезмерной сложности изучаемыхэкономических процессов и явлений.

Сегодня большинство экономистов полагают, что наиболееудачным следует считать определение, которое исходит из того, что любоеобщество при своем функционировании сталкивается с проблемой конфликта междунеограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченнымиресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Согласно такому подходу экономическая теория изучает то,как общества, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничныхжеланий в потреблении товаров и услуг с ограничивающими их выпуск дефицитнымиресурсами, решают, что, каки для когопроизводить.

В зависимости от уровня изучения процессов и явленийэкономической жизни экономическая теория подразделяется на следующие разделы:общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика.

В общих основах экономической теориирассматриваютсяфундаментальные экономические аксиомы, на основе которых строится все «здание»экономической теории, дается характеристика базовых теоретических понятий:экономических потребностей, благ и ресурсов. Здесь же раскрывается предмет иметоды исследований вопросов теории, ее функции, исторический процесс развитияданной науки. поскольку в экономической теории изучаются экономическиеотношения, то в данном разделе исследуются природа экономической системе ивсовокупности экономических отношений.

Основные объекты, используемые в микроэкономике (схема 1).Согласно схеме предметом микроэкономики является поведение индивидуальногоэкономического субъекта рыночной экономики, функционирующего в условияхограниченности ресурсов. При этом под индивидуальным экономическим субъектомпонимается первичный элемент хозяйственной системы, осуществляющийсамостоятельно определенные экономические функции. Такими субъектами являютсяфирма, домашнее хозяйство, потребитель, инвестор, собственники земли, капиталаили рабочей силы и др.

Цель: определение условий равновесного состояния субъектоврыночной экономики при ограничении у них ресурсов.

Основные объекты, исследуемые в микроэкономике:

1) Теория спроса и предложения.

2) Микропроизводственные функции вкраткосрочном и долгосрочном периоде.

3) Поведение потребителя на индивидуальномрынке.

4) Поведение репрезентативной фирмы вкраткосрочном и долгосрочном периодах и оптимальные размеры фирмы.

5) Рынки факторов производства иценообразование на них.

6) Рыночные структуры несовершеннойконкуренции: монополия, монополистическая конкуренция, олигополия, монопсония,дуополия.

7) Теория предельной производительностифакторов производства и распределение доходов.

8) Общее равновесие в условияхоптимального обмена на индивидуальных рынков.

9) Внешние воздействия на рынок.

10) Общественные блага, их производство вусловиях рынка.

Поведение экономического субъекта – это процесс выработки,принятия и реализации решения о том, как ему использовать имеющиесяограниченные ресурсы с наибольше для него пользой и выгодой. В микроэкономикепринято считать, что основным мотивом их деятельности является максимизация материальнойвыгодой, измеренной в конкретном показателе. Для фирмы это показатель прибыли,для покупателя – полезность потребительского набора, для инвестора – отдача откапиталовложений. Рациональными считаются все действия, которые приводят куменьшению затрат ресурсов и к увеличению выгоды.

Цели: экономический рост, экономическая эффективность,полная занятость, безинфляционное развитие, эффективность внешнеэкономическоговзаимодействия.

Основные объекты, исследуемые в макроэкономике:

1) макроравновесие и условия егодостижения;

2) макроэкономическая нестабильность, ееизмерение и способы регулирования;

3) экономическая политика государства, еевиды, цели и инструменты;

4) экономический рост: показатели, факторыи условия обеспечения;

5) измерение результатов национальнойэкономики и взаимосвязь между ними;

6) циклическое экономическое развитие, егопричины и особенности протекания;

7)теории международной торговли, движение капитала ирабочей силы;

8)валютный рынок;

9)равновесие в открытой экономике;

— Предметом макроэкономики является экономическая система вцелом. Основные проблемы макроэкономики — экономический рост, занятость,инфляция, состояние внешнеэкономического взаимодействия. Она оперирует такими агрегированнымипоказателями, как валовой национальный продукт, национальный доход, общийуровень цен и т.п. теоретическое решение этих вопросов есть база дляформирования экономической политики государства.

2. Методыэкономической теории

2.1. Основные методыэкономических исследований

Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь кчему-либо». Применительно к экономической теории — это путь к достижениюнаучной истины экономических процессов. Основные методы, используемые приизучении экономических явлений, представлены в таблица 1.

Таблица 1- Методы экономических исследований

№ п./п. Название методов Содержание 1

Методы научной

абстракции

Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических фактов. 2 Анализ Автономное рассмотрение частей единого целого 3 Синтез Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое 4 Индукция Умозаключение, представляющего собой движение от фактов к обобщениям 5 Дедукция Метод логического доказательства теоретических положений на основе небольшого числа исходных аксиом 6 Сравнение Определения сходства и различия рассматриваемых явлений 7 Аналогия Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное 8 Моделирование Логическое, графическое, формализованное описание с помощью математических методов эконом. явл.

Реальнаяэкономика сложна и запутанна, чтобы установить закономерные связи междуэкономическими явлениями. Существует множество разныхотраслей производства, каждая из которых состоит из десятков или тысяч крупныхили мелких производителей, связанных между собой технологическими связями,финансовыми интересами или организационно. Каждый из производителей имеет своисобственные интересы и конкурирует с другими производителями. Миллионыпотребителей заинтересованы в покупке высококачественных товаров по низкимценам, а у производителей интересы противоположные. Предпочтения потребителейпод воздействием изменений вкусов, моды, под влиянием рекламы постоянноизменяются. Значительные изменения в уровень доходов населения, в условияосуществления предпринимательской деятельности вносит деятельностьправительства. Неравномерный экономический рост изменяет уровень занятости, чтонеизбежно вызывает колебания спроса. Научно-технический прогресс меняетструктуру производства, спрос на ресурсы и конечную продукцию. Переченьсоставляющих экономической жизни можно продолжать почти до бесконечности.

Для того чтобы не запутаться в этом огромном количествефактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости, экономическая теориядля выявления причинно-следственных связей между экономическими явлениями ипроцессами использует метод научных абстракций, позволяющий реальную экономикусильно упростить. Суть этого метода состоит в выделении самого главного визучаемом явлении и в отвлечении (абстрагировании) от всего несущественного,случайного, непостоянного. Уровень абстрагирования зависит от задачисследования. Чем более общий характер имеют выявляемые закономерности, темвыше уровень абстрагирования. Понятно, что всякая абстракция беднее конкретнойреальности, но без абстракции невозможно определить научные категории, которымиоперирует экономическая теория./5/

Метод научной абстракции используется для построенияэкономических моделей. Модель является синонимом слова теория. Экономическаямодель — это упрощенная картина действительности, абстрактное обобщение.(Примером модели может служить модель кругооборота товаров и факторовпроизводства.) Модели служат определению взаимозависимостей между экономическимипеременными, позволяют выявить последствия действия факторов на явление,которое теория стремится объяснить. Обычно модель «стремится объяснить», как наключевые экономические переменные (объем производства, издержки производства,прибыль, цена и т. д.) влияют различные факторы или условия. Поскольку вотличие от естественных наук в экономике возможности проведения натурногоэксперимента весьма ограничены, а нередко и вообще отсутствуют, то модельныйподход является в ней практически основным методом исследования.

Модели бывают логические, графические,экономико-математические. При построении экономических моделей широкоиспользуется метод функционального анализа, отражающий принцип взаимнойзависимости экономических явлений. При этом функцией называется переменнаявеличина, зависящая от аргумента — независимой переменной. В экономическойтеории очень часто определяется функциональная зависимость между двумяпеременными величинами, тогда как другие аргументы предполагаются неизменными.Такой прием связан с тем, что одновременный анализ воздействия на функцию всехили большинства аргументов настолько усложнил бы сам анализ, что он стал быпрактически невозможным. Например, функция величины спроса определяет егозависимость от уровня цены, в то время как другие аргументы, воздействующие наспрос (уровень доходов, предпочтения потребителей, их ожидания, цены натовары-заменители и др.), остается неизменным.

Функциональные зависимости очень наглядно проявляются приотражении их в форме графиков. Использование графиков позволяет представитьфункциональные связи, как в статике, так ив динамике, определяемойизменением разных показателей.

Многие функциональные зависимости в экономической теорииисследуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина вэкономической теории — это дополнительная величина. Например, предельный доход(предельная выручка) — это дополнительный доход, получаемый предприятием» отпроизводства и продажи дополнительной единицы продукции; предельные издержки — это дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицыпродукции, и т. д. Важнейшим принципом экономической теории являетсясопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния иперспективхозяйственной деятельности. Ясно, что предприятию целесообразно увеличиватьобъем своей деятельности, если предельные выгоды от нее превышают предельныезатраты, связанные с нею. Стимулы к наращиванию объема выпуска исчезают, кактолько предельные затраты начинают превышать предельную выгоду.

В случаях, когда решения одного участника экономическогопроцесса оказывают влияние на решения других, экономическая теория дляисследования взаимодействия между ними использует теорию игр.Теория игр— это раздел математики, исследующий взаимодействие между элементами сконфликтными интересами. Она применяется для объяснения взаимоотношений междунесколькими фирмами на рынке, особенностей экономического поведенияпотребителей и производителей.

Результатом применения методов экономического исследованияявляется выработка научных гипотез, т. е. предположений о закономерностяхповедения изучаемого объекта. Гипотезы могут быть подтверждены или опровергнутыфактами. Сумма проверенных и подтвержденных фактами гипотез образует теорию , т. е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений.объясняющих экономические явления. В учебном курсе будет рассмотрено довольнобольшое количество теорий — теория спроса, теория поведения потребителя, теорияфирмы, теория макроравновесия и др.

В ходе экономических исследований, разработки моделей исоздания теорий познаются действующие экономические законы — объективносуществующие, внутренние, устойчивые причинно-следственные связи междуэкономическими явлениями. Например, закон спроса выражает обратную зависимостьмежду уровнем цены товара и величиной спроса. Экономические законы носятобъективный характер, они существуют и действуют независимо от воли, сознанияили желания отдельных людей или государства. Эти законы могут быть познаныэкономической наукой, но они не могут быть ею созданы. На основе познанныхэкономических законов государство формирует эффективную экономическую политику.

При решении вопроса о том, полезна ли данная экономическаятеория или от нее следует отказаться, необходимо иметь в виду, что конечныйкритерий полезности экономической теории состоит не только в том, что онаобъясняет экономические явления, для которых была создана, но с ее помощьюможно также делать предсказания, которые могут быть подтверждены фактами. Вэтом проявляется общее свойство научного знания: теория или модель не потомуистинна, что подтверждается фактами, а потому не опровергается фактами, что онаистинна. Именно в этом смысле практика является критерием истинности теории./4/

2.2 Функцииэкономической теории

Значение экономической теории во многом определяется темифункциями, которые она выполняет. Часто выделяют следующие основные функцииэкономической теории:

1. Познавательную функцию . Вэтой функции экономическая теория изучает все многообразие экономическихпроцессов и явлений и дает их научное объяснение, раскрывает законы,управляющие хозяйственными процессами.

2. Практическую функцию . Привыполнении, этой функции экономическая теория дает научные рекомендации дляэкономической политики, для эффективного управления производством на различныхуровнях. Уместно в этой связи привести слова выдающегося экономиста Дж. М.Кейнса о практической значимости экономической теории: «Идеи экономистов и политическихмыслителей — и когда они правы и когда ошибаются — имеют гораздо большеезначение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром.Люди практики, которые считают себя, совершен, но не подверженнымиинтеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономистапрошлого».

3. Методологическую функцию . Вэтой функции экономическая

теория служит теоретической основой, дает методы и научные инструменты дляцелого комплекса экономических наук: отраслевых (экономика строительства,транспорта, отраслей легкой промышленности и др.), функциональных (экономикатруда, маркетинг, финансы, денежное обращение и кредит, экономическаястатистика и др.) и для экономических наук, находящихся на стыке с другимиотраслями знания (демография, теория управления и др.).

4. Прогностическую функцию.Вэтой функции экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочногои долгосрочного экономического развития. /2/

Заключение

Сложностьи многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальнаяокраска обусловили наличие большого количества сопряженных областейэкономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Этинауки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связиэкономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Общейметодической базой этой системы является экономическая теория. Оставляя засобой такую специфику, экономическая теория, тем не менее, имеет свой предметисследования, который изучает характер экономической деятельности отдельногоэкономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровненациональной экономики /1/.

Список литературы

1)Экономическая теория. Учебник./ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект»,2000. – 448с.

2)Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории (экономика)- М.: «ВЛАДОС».2005. – 384с.

3) ГукасьянГ.М., Бородина Т.С. Экономическая теория: Практикум./ Под редакцией канд. экон.Наук, доц. Г.М. Гукасьян. – М.: ИНФРА- М, 1999. – 151 с.