ВВЕДЕНИЕ, Актуальность темы .
Аравийский субрегион представлял собой одного из важнейших мировых поставщиков углеводородного сырья для промышленно развитых стран, в то же время оставаясь центром притяжения и ареной для разнообразных политических влияний.
Разразилась жестокая и многолетняя война между двумя крупнейшими государствами Залива — Исламской республикой Иран (ИРА) и баасистским Ираком. (БААС — партии «арабского социалистического возрождения», пришедшей к власти в Ираке.
Необходимо отметить, что уход английских колонизаторов из региона Залива оставил естественный влияния, который незамедлительно заполнился борьбой за региональное лидерство между крупнейшими странами Залива — Ираном, Ираком, и в меньшей степени Саудовской Аравией. Невольными участниками этой борьбы стали малые монархии.
Персидский залив в арабских странах традиционно называется «Арабским заливом». В последние десятилетия в западной, а затем отечественной литературе принятии называть его просто Заливом. Также принят термин «Нижний залив», под которым подразумевается часть залива, к которой примыкают территории Бахрейна, Катара, ОАЭ, Омана и восточное побережье Саудовской Аравии.
В условиях войны между двумя крупнейшими государствами Залива — Ираном и Ираком сложилась уникальная возможность для формирования организации, способной объединить страны «аравийской шестерки» (Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, , Оман) для создания системы коллективной безопасности и защиты их политических и экономических интересов, национальных суверенитетов (финансовые потоки, территориальная целостность, а главное — неприкосновенность существующего монархического строя в каждом из государств «шестерки).
Сформированный аравийскими монархиями в 1981г. Совет сотрудничества арабских государств Залива (далее в тексте — ССАГЗ) кроме решения перечисленных задач был призван смягчить многовековые пограничные, межплеменные, клановые споры.
предметом и объектом
Целью курсовой работы
Определенное место в курсовой работе занимают вопросы соперничества между Саудовской Аравией, Ираном и Ираком за влияние на княжества Залива.
Рассматривая страны «аравийской шестерки» как подсистему в системе на Ближнем и Среднем Востоке основное внимание уделялось выявлению двух сторон этой подсистемы: а) выявлению главных тенденций в развитии специфических внутрисистемных отношений, обусловленных факторами исторического развития; б) роли подсистемы в общесистемных отношениях, в частности роли стран «аравийской шестерки» в событиях, связанных с ближневосточным конфликтом и ирано — иракской войной.
Страны Персидского залива
... 50 км. Ирак омывается водами Персидского залива. На границе Ирака с Саудовской Аравией по соглашению 1922г. была выделена нейтральная зона, для того чтобы кочевые племена двух стран могли ... развития. Страны обладают крупнейшими в мире нефтяными богатствами. Ирак. Иракская республика расположена на северо-восточной окраине Арабского Востока. На Севере Ирак граничит с Турцией, на востоке – с Ираном, ...
Для осуществления этой цели были поставлены более узкие задачи:
1) рассмотреть историю государственности и суверенитета аравийских монархий в новейшее время, особенности их взаимоотношений в период ирано-иракского конфликта;
2) проанализировать изменение позиций в регионе нефтедобывающих стран Залива в данный период;
3) описать борьбу между Саудовской Аравией и Ираном за влияние на княжества Залива и влияние пограничных проблем на взаимоотношения аравийских монархий;
4) определить влияние ирано-иракской войны на процесс создания ССАГЗ;
5) исследовать формирование Совета Сотрудничества арабских государств Залива как основу формирования системы коллективной безопасности на Ближнем и Среднем Востоке.
Характеристика использованной литературы.
В отечественной из значительного количества работ, рассматривающих общетеоретические проблемы стран Востока, необходимо прежде всего выделить труды , , .
Особенно ценными при исследовании вопросов, непосредственно относящихся к региону Залива стали труды , -Фернандеса, , в работах которых дана глубокая оценка и блестящий анализ важнейших проблем, связанных с социально-экономическим и политическим развитием региона в целом и Аравийских монархий в частности.
Курсовая работа состоит
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ В ИРАНО-ИРАКСКОМ КОНФЛИКТЕ
1.1. Предпосылки конфликта
Территориальные разногласия между двумя соседними странами имеют длинную предысторию. Нынешняя территория Ирака на различных исторических этапах входила в состав Персидской и Оттоманской империй, а также арабского халифата. Находилась она и под контролем английских властей. Многовековая борьба между этими странами и попеременное установление ими контроля над территорией Ирака привели к образованию ряда территориальных противоречий между Ираном и его западным соседом. При этом наибольшую остроту приобрела проблема границы по р. Шатт — эль-Араб. Протяженность р. Шатт-эль-Араб, образующейся при слиянии рек Тигр и Евфрат, составляет около 250 км. Отрезок этой реки в 82 км до впадения ее в Персидский залив является пограничным.
Открытие нефтяных месторождений в иранской провинции Хузестан в 1908 году и активизация торговли потребовали установления точной государственной границы. В 1913 году в г. Константинополь был подписан протокол, согласно которому граница между Ираном и его западным соседом на р. Шатт-эль-Араб устанавливалась по восточному (иранскому) берегу. После получения Ираком независимости в 1932 году были проведены ирано-иракские переговоры, и в 1937 году подписан новый договор, согласно которому линия государственной границы на отдельных участках реки была изменена в пользу Ирана. Однако в целом контроль за судоходством и экономическим использованием реки оставался в руках иракского правительства. [3, с.67-68]
Река Шатт-эль-Араб и прилегающая к ней территория имеют большое военное и экономическое значение для обеих стран, особенно для Ирака. Важнейший его порт Басра находится в 90 км от впадения реки в Персидский залив. Главный нефтяной порт Фао расположен в ее устье. Основные нефтепроводы проходят параллельно реке на небольшом удалении. Протяженность иракской береговой черты в Персидском заливе составляет около 80 км. Причем местность на побережье заболочена и малопригодна для строительства портов. Здесь находится единственный порт страны Умм-Каср. но подход к нему возможен по узким фарватерам, контролируемым Кувейтом.
Реформы Косыгина 1965 года
... реформы» После смещения Хрущёва Косыгин занял должность Председателя Совета Министров, на которой проработал 16 лет. В 1965 году он выступил с рядом инициатив, получивших название «косыгинских реформ». Эти реформы, ... основания быть недовольным экономическими преобразованиями Никиты Сергеевича. Косыгин не понимал и ... о ссылке Солженицына за границу. Не жаловал Косыгин и лидера коммунистов Чехословакии ...
С иранской стороны на р. Шатт-эль-Араб расположен Хорремшехр — крупнейший торговый порт и железнодорожный узел на юге страны. Здесь же находятся центр нефтепереработки Абадан и военно-морская база Хосровабад.
Транспортировка грузов через Персидский залив с их перегрузкой на железную дорогу а порту Хорремшехр считается экономически более выгодной, чем при использовании других портов на юге страны. Поэтому установление договором границы по восточному берегу р. Шатт-эль-Араб в большей степени отвечало жизненно важным интересам Ирака и в известной мере ущемляло интересы Ирана, который при любом удобном случае пытался добиться пересмотра договора и установления границы по линии тальвега. (Тальвег — линия, соединяющая наиболее пониженные точки русла реки.)
Предметом разногласий между Ираном и Ираком являются также небольшие участки вдоль их сухопутной границы. Всего насчитывается шесть таких участков 370 кв км в районах севернее Хорремшехр, Фуна, Мехран (два участка), Нефтшах и Касре-Ширин. В течение длительного времени остаются неурегулированными вопросы использования вод пограничных рек и выпаса скота в приграничной зоне.
Негативное влияние на ирано-иракские отношения оказывают религиозные различия. Так, Иран считается цитаделью шиизма — одного из основных течений ислама. В руководстве Ирака господствующие позиции занимают представители ислама суннитского толка, и в то же время чуть больше половины населения — мусульмане — шииты. Основные шиитские святыни и места паломничества — города Неджеф и Кербела — также расположены на иракской территории. Все это порождало определенные разногласия между Тегераном и Багдадом, которые особенно усилились после прихода к власти в Иране шиитского духовенства во главе с Хомейни.
После выхода Ирака из состава Багдадского пакта в результате революции 1958 года, шахский режим, поддерживаемый США и Великобританией, развернул активную подрывную деятельность против Иракской Республики. Иран денонсировал 1969 года ирано-иракский пограничный договор 1937 года и в одностороннем порядке установил границу на р. Шатт-эгь-Араб по линии тальвега, а затем занял спорные о-ва Абу-Муса, Большой и Малый Томб, находящиеся в Ормузском проливе.
В результате этих действий произошел разрыв дипломатических отношений между обеими странами. Хотя в 1973 году дипломатические отношения и были восстановлены, обе стороны неоднократно оказывались в ситуации, чреватой развязыванием крупного вооруженного конфликта.
В марте 1975 года при посредничестве Алжира была подписана декларация, в соответствии с которой Ирак соглашался на установление границы с Ираном по р Шатт-эль-Араб по линии тальвега и прекращение антишахской пропаганды, которую с иракской территории вели иранская демократическая оппозиция и сторонники аятоллы Хомейни (после высылки в 1964 году из Ирана за антиправительственную деятельность он до 1978 года находился на иракской территории).
Экологические проблемы Персидского залива
... редких пород деревьев. Это – предмет особого внимания государства в странах Персидского залива, поскольку воссоздание зеленого покрова, восстановление лесопосадок составляют существенную часть национальных ... Предмет большого внимания со стороны местных экологических структур – акватория Персидского залива, который является весьма своеобразным водоемом по своим природным характеристикам. Это ...
В свою очередь шах Ирана отказался от поддержки иракских курдов. [7, с.124-125]
В июне 1975 года был подписан новый пограничный договор, проведена демаркация сухопутной границы. Иран должен был отвести свои войска из некоторых спорных районов. Стороны договорились продолжить переговоры с целью урегулирования всего комплекса разногласий, включая пограничный режим и проблему депортированных Ираком лиц (в начале 70-х годов было депортировано в Иран, по данным иностранной печати, до 60 тыс. лиц иранского происхождения с целью ликвидировать у себя в стране «пятую колонну»).
С приходом в 1979 году к власти в Иране шиитского духовенства, возглавляемого Хомейни, в отношениях двух стран возникли новые серьезные трудности. Разработав концепцию «исламского государства» и провозгласив лозунг экспорта исламской революции в мусульманские страны и объединения всех шиитов, иранское руководство сразу же приступило к практической реализации этой концепции, одним из объектов которой стал Ирак. Как отмечалось в зарубежной печати, практически с первых дней нахождения у власти иранское руководство провоцировало антиправительственные выступления иракских шиитов, предоставляло им финансовую помощь, пропагандистские материалы и оружие, стремилось устроить там исламскую революцию по своему образцу.
В течение года на различных участках ирано-иракской границы имели место многочисленные вооруженные инциденты. В апреле 1980 года Ирак обратился в Совет Безопасности ООН с требованием, чтобы Иран освободил о-ва Абу-Муса, Большой и Малый Томб. Выступивший затем по иранскому телевидению Хомейни призвал народ Ирака свергнуть свое правительство, в армии посоветовал «не подчиняться приказам врагов Корана и ислама и присоединяться к народу».
1.2. «Концепция успеха» аравийских стран Персидского залива
Вторым политическим врагом призаливных монархий, на этот раз непосредственно в регионе Персидского залива, являлась Исламская Республика Иран.
Саудовская Аравия, Кувейт, а также в разной степени другие призаливные аравийские страны с момента иранской революции откровенно воспринимали Тегеран в качестве чрезвычайно опасного и экспансивного политического врага своей власти.
Поэтому они пошли на развитие сотрудничества с США и другими силами, которое было направлено на нейтрализацию идеологически разлагающего влияния ИРИ и на подрыв новой власти в этой стране.
Вспыхнувшая ирано-иракская война явилась для них великим благом и использовалась ими для всемерного ослабления потенциала ИРИ и свержения этого режима. Идеологическое обоснование такой политики было сформулировано так: «Мы находимся с Ираком в одном окопе перед лицом иранских угроз, а если Иран сможет изолировать от нас Ирак, он затем примется за государства ССАГПЗ».Для достижения указанной цели и всемерной затяжки войны С. Аравия и Кувейт избрали курс финансовой, военной и политической поддержки Багдада: закупки и поставки товаров, вооружений для Ирака, экспорт и транспортировка иракской нефти, оказание финансовой поддержки, передача иракской стороне разведданных военного значения, добытых воздушной и другими соответствующими службами.
Политическое развитие стран Западной Европы в конце XX – начале XXI века
... годов консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, ... в отношении Великобритании, которая в результате смогла стать членом ЕЭС только в середине 70-х годов, и в ... в 1999 году также и G20 — союза 20 самых экономически развитых государств мира. Большая заслуга в укреплении Великобритании как одной из ведущих ...
К антииранской деятельности, а также к гарантированию самосохранения следует отнести и создание аравийскими странами Совета сотрудничества государств Персидского залива. Далее, не без негласного согласия со стороны аравийских правительств, Ирак развернул так называемую «танкерную войну». Когда же Иран встал на путь мести не только в отношении иракских, но и судов других стран, они пригласили США и другие державы гарантировать безопасность нефтяного потока из Залива. При этом местные аравийские правительства закрывали глаза на возникавшие вооруженные стычки между американскими и иранскими кораблями и самолетами. [10, с.78-79]
Важную роль в подрыве иранского благополучия сыграла политика аравийских государств в ОПЕК, где они по сути не препятствовали действиям Запада (как вариант наименьшего, с их точки зрения, риска) по снижению международных цен на нефть, отрицательно сказывавшегося в первую очередь на Исламской Республике Иран.
Таким образом проводившаяся аравийскими странами Залива «концепция успеха», заключавшаяся в сотрудничестве с Западом, обеспечила им в современных условиях региона развития и безопасности. Они беспрепятственно получали необходимую технологию, товары для своего жизнеобеспечения, а также новейшие виды вооружений и их сервисное сопровождение. Такое сотрудничество было взаимовыгодным: составляя лишь 0,4% населения мира, указанная группа нефтеэкспортеров БСВ закупала 10-11% оружия, поступавшего на мировые рынки, в то время, как большинство остальных развивающихся стран, население которых составляло 50,4% такового всего мира, — 9,9%.
1.3. Политика государств Персидского залива в рамках региона
С точки зрения внешнеполитической ориентации, государства Персидского залива, при всех их этнических и географических особенностях и суверенности, как субъектов международного сообщества, можно в целом, с рядом оговорок, подразделить на лояльные и нелояльные к Западу (и прежде всего в отношении США).
Естественно, среди них были разные степени склонности, активности и сотрудничества с внерегиональными силами. Однако при всем этом через их внешнюю политику и конкретные действия довольно явно прослеживалась социальная суть местных режимов.
Основными видимыми проявлениями внутрирегионального напряжения 80-х годов выступали ирано-иракская война, идеологическое и политическое противостояние между режимами ИРИ и С. Аравии, опасения Кувейта быть вовлеченным в указанную войну с соответствующими неблагоприятными для его судьбы последствиями, и наконец, ввод в Персидский залив военных кораблей стран-членов НАТО под предлогом обеспечения безопасности вывоза нефти из Залива.
Таким образом к политическому противостоянию между Ираном, с одной стороны, и С. Аравией и Кувейтом — с другой, добавился новый фронт противостояния — между Ираком и аравийскими странами Залива.
«Актуальные проблемы формирования нефтегазового комплекса ...
... отрасли в целом в экономике рассматриваемых стран; - изучить развитие партнерских связей России с Ираком, Ираном ... сравнительного анализа исследован ряд актуальных в научном и практическом ... по экономическим наукам в Институте Африки РАН по адресу: 103001, Москва, ул. Спиридоновка, д.30/1, конференц-зал Института. С диссертацией ... РАБОТЫ Актуальность темы исследования и выбор стран - Иран, Ирак и ...
Связи с образованием Исламской Республикой Иран и вспыхнувшей войной с этой страной, в региональной политике Багдада произошли большие изменения. Они характеризовались следующим образом:
1) сближение и расширение экономического и политического сотрудничества с Аравией и Кувейтом, относившихся лояльно к Ираку, в связи с опасениями возможной агрессии со стороны Ирана. В зоне же Персидского залива в целом задача иракской дипломатии заключалась в обеспечении поддержки богатыми арабскими государствами Ирака в его войне с ИРИ;
2) смягчение антизападных выступлений режима и всемерное стимулирование хозяйственных и военных связей со странами Запада. Политические противоречия с Соединенными Штатами Америки, а также антиимпериализм во многом были сняты с внешней политики Багдада (то есть они фигурировали скорее в пропагандистском аспекте, чем в конкретных действиях).
Между Республикой Ирак и США были восстановлены дипломатические отношения и нормальные кредитно-хозяйственные связи. Баасистский режим С. Хусейна перестал быть значительной политической помехой американской политике на БСВ, и прежде всего в зоне Персидского залива;
3) проявление заинтересованности Багдада в интернационализации ирано-иракской войны, не останавливаясь даже перед опасностью усиления военного присутствия в нерегиональных государств в Персидском заливе.
В результате войны за Кувейт Республика Ирак попала по сути в глухую международную изоляцию и перестала выступать фактором , влияющим на политическую ситуацию в Персидском заливе и на БСВ. Исламская Республика Иран.
Основным принципом внешней политики ИРИ в регионе Персидского залива и Среднего Востока выступала борьба за формирование в нем нового политического климата. Такой курс предполагал: а) наступательность иранской исламско-фундаменталистской идеологии (приоритет религиозно-политической власти в общественной жизни); б) борьбу за создание исламского фронта противостояния влиянию внешних сил, особенно США, под лозунгом «Ни Восток, ни Запад»; в) критику местных монархических режимов и правительств, поддерживавших неоколониалистские отношения с западными державами. Негативное отношение к присутствию иностранных держав в Персидском заливе, к промосковскому режиму в Демократической Республике Афганистан. Как показало дальнейшее развитие политических событий в Персидском заливе, проведение в жизнь вышеуказанного принципа вызвало усиление внутрирегиональных противоречий, повышенное напряжение общественных и государственных сил не только у Ирана, но и у соседних стран. [12, с.63-64]
Причем во взаимной борьбе соперничавших государств весьма важную роль, с точки зрения масштабности и эффективности воздействия, играл нефтяной фактор (а именно в сфере условий приобретения и использования доходов).
Так, в ОПЕК Исламская Республика Иран преследовала следующие цели: а) добиваться наивысших международных цен на нефть, чтобы обеспечить гарантированные высокие валютные поступления, необходимые для ведения войны с Ираком и во имя спасения национальной экономики от краха; б) использовать эту организацию в качестве идеологической трибуны исламской власти Ирана: превратить ОПЕК в арену критики США, Запада в целом и проамериканских режимов на БСВ.
Экономическое развитие стран ОПЕК (на примере Саудовской Аравии)
... отдельно взятой стране. Как я уже сказал выше, для рассмотрения я взял Саудовскую Аравию, это монархическое исламское государство на ... Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. ... Ирака составляет 9.9%, Кувейта – 9.6, Абу-Даби – 9.1, Ирана – 8.8, Венесуэлы – 6.4, России – 4.9%. По ...
Однако на этом поприще ИРИ, а также поддерживавшие инициативы Тегерана Ливия и Алжир, встретили мощную обструкцию со стороны С. Аравии, Кувейта и других членов организации.
Последние по сути солидаризировались с политикой Запада в сфере установления международных цен на нефть и квот на экспорт нефти каждой страной. В результате такой сложной борьбы на мировом нефтяном рынке с 1982 года международные цены на нефть приобрели тенденцию к стремительному падению. Это привело к сокращению доходов от экспорта нефти практически всех членов ОПЕК, но особенно сильно ударило по Ирану (в 1982 г. — 20,5. гг. — 9,0-13,4 млрд. долл. ежегодно).
Данное обстоятельство значительно ухудшило возможности властей ИРИ противостоять своим многочисленным врагам и недоброжелателям из среды соседних стран и региональных держав, особенно США.
Таким образом нефтяной фактор выступал в качестве актуальнейшего политического оружия в руках соответствующих государств по подавлению или существенному ослаблению своих противников в регионе Персидского залива.
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ РОЛИ САУДОВСКОЙ АРАВИИ В ИРАНО-ИРАКСКОМ КОНФЛИКТЕ
2.1. Характеристика взаимоотношений Саудовской Аравии с Бахрейном, Оманом, Кувейтом
Над Бахрейном нависла угроза со стороны Ирана, который возобновил свои старые претензии на суверенитет над архипелагом, хотя официально полностью от них отказался. В ответ на иранские, а также иракские попытки установить свою гегемонию в зоне Персидского залива Бахрейн вместе с Саудовской Аравией, Оманом, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром образовали в 1981 Совет сотрудничества стран Персидского залива.
Несмотря на в целом добрососедские отношения с государствами Аравийского полуострова, Бахрейн унаследовал пограничный спор с Катаром. Обе страны предъявляют права на о. Ховар, расположенный близ западного побережья Катара. Он был передан Бахрейну решением Англии, когда обе стороны находились под ее протекторатом. В ноябре 1994 Катар в одностороннем порядке обратился по поводу этого конфликта в Международный суд, но вопрос остается нерешенным и порождает политическую напряженность. [13, с.29]
Бахрейн одобряет присутствие вооруженных сил США в регионе Персидского залива с 1949, что нашло выражение в создании Средневосточного оперативного военно-морского соединения. Хотя взаимоотношения по этой линии временами не были гладкими (и даже прерывались в 1970-е годы, но достигнутые ранее договоренности не отменялись), 5-й военно-морской флот США использует Бахрейн как свою основную базу в зоне Персидского залива. После вторжения в Кувейт иракской армии и его оккупации в августе 1990 правительство Бахрейна разрешило американским военно-воздушным силам базироваться на территории своей страны. В октябре 1991 Бахрейн и США подписали межгосударственный договор о сотрудничестве в области обороны на 10-летний срок. По условиям договора они наметили проводить совместные учения, углублять другие формы военного сотрудничества и обеспечивать поставки американского вооружения в случаях резкого обострения обстановки в регионе.
В первый год иранской революции, был выдвинут лозунг: «Ислам не знает границ». Экспорт иранского опыта стал официальной доктриной страны. Стоящее у власти духовенство и Корпус стражей исламской революции не скрывали, что их главная цель — распространение исламской революции на все страны. Это создало напряженность в отношениях с арабскими государствами. Дело в том, что в мусульманском мире шииты, в отличие от суннитов, считают имама Али правопреемником пророка Мохамеда. Разумеется, неверно было бы сводить существующие между мусульманами расхождения, переходящие время от времени во вспышки враждебности, только к тому, что Иран совершает попытки экспортировать исламскую революцию, а правящие режимы в других странах этому препятствуют. Однако нельзя игнорировать тот факт, что в других странах у власти в основном стоят сунниты.
Развитие сферы услуг в мировой экономике на примере отдельных ...
... стран 1 7.2. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран 4 7.3. Развитие экономики в европейских странах 6 7.4. Развитие экономики в США и Японии Тема 8. Экономика развивающихся стран ... содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни ... объединений, расположенных в отдельных случаях на значительном территориальном удалении друг от ...
Кроме того, экспорту исламской революции в зоне Персидского залива благоприятствовали архаичные формы правления в арабских государствах региона, а самое главное — наличие в них шиитов, которые составляют в ряде этих стран значительный процент населения. Шииты составляют примерно от 5 до 15 % населения Саудовской Аравии, 30 % — в Объединённых Арабских Эмиратах, 40 % — в Кувейте, 50 % — в Оммане, 75 % — в Бахрейне. В Саудовской Аравии шииты подвергаются религиозным преследованиям: их не признают равноправной стороной в шариатских судах, они не пользуются равными правами с суннитами в различных областях жизни, в том числе и в сфере производства и .
Между тем, шииты составляют в Саудовской Аравии половину работающих в нефтедобывающей промышленности и подавляющее большинство портовых рабочих.
Уже в 1980-81 гг. произошли стычки между саудовскими полицейскими и иранскими паломниками, которые распространяли среди пилигримов воззвания имама Хомейни. 1985 г. примерно 150.000 паломников, прибывших из Ирана, организовали демонстрацию и митинг в Мекке, стали зачитывать послание Хомейни к мусульманам мира. Таких примеров множество, однако особо надо отметить конец июля 1987 г., когда во время пятничной молитвы в Медине, где захоронен пророк Мухаммед, 70.000 иранцев провели демонстрацию, скандируя «Смерть Америке!» Через несколько дней, 31 июля , в Мекке произошли кровавые столкновения между мусульманами, прибывшими из Ирана и ряда других стран, и саудовской полицией. 402 человека были убиты и 649 ранены. Король Саудовской Аравии заявил в интервью газете «Ас-Сияса», что иранцы доставили контрабандным путём на территорию королевства 90 чемоданов с взрывчаткой и имели своей целью захватить святыни в Мекке. После событий в Мекке, в ноябре 1987 г., в Тегеране был созван конгресс, на котором династию Саудидов обвинили в вероотступничестве. После этого угроза перерастания конфликта в более широкую конфронтацию с возможным вовлечением в неё и других мусульманских государств ещё более усилилась. [17, с.169-170]
Не менее сложны и отношения с Бахрейном. Правящая династия Бахрейна принадлежит к суннитской ветви ислама и попытки шиитов изменить существующий порядок строго пресекаются. В этом одна из причин натянутых отношений между Бахрейном и Ираном. Однако корень противоречий в другом. Эмиры Бахрейна сознают, что небольшие запасы нефти не могут обеспечить Бахрейн так, как другие страны Аравийского полуострова. Поэтому они целенаправленно проводят политику превращения Бахрейна в своеобразный деловой и финансовый центр, что невозможно без политики открытых дверей. Это им удалось и сегодня большинство финансовых потоков Персидского залива проходит через Бахрейн. Кроме того, именно в Бахрейне расположен штаб 5-го флота США, что вызывает особое недовольство правительства Ирана.
Ислам и экономика
... мысли — занимается сбором материалов и изданием книг по исламской культуре, экономике, праву и средневековой медицине. Главным источником финансирования деятельности Высшего совета по делам ислама и его комитетов являются доходы с ...
Апогеем противостояния можно считать войну между Ираном и Ираком, которая привела к гонке вооружений в зоне Персидского залива, что ещё в большей мере дестабилизировало обстановку на всём Ближнем Востоке. Напряжённость между Ираном и Ираком возникла задолго до войны. Ещё в 1964 г. в Иране было принято решение положить конец антишахской деятельности Хомейни, который ещё с 1961 г. активно выступал за то, чтобы духовенство самостоятельно начало управлять страной. С согласия Турции Хомейни был выслан в эту страну, но в 1965 г. перебрался в Ирак, в Неджеф — священный город шиитов. Это было время очередного обострения ирано-иракских противоречий и правительство Багдада дало убежище Хомейни, чтобы оказать давление на Тегеран. Отсюда он стал осуществлять не только контакты с религиозной оппозицией Ирана, но и с лидерами иракских шиитов, в частности, с Мухаммедом Бакером Садром, одним из основателей организации «Ад-Даава», находящейся в оппозиции правительству Ирака. В настоящее время руководство этой организации находится в эмиграции и имеет штаб-квартиру в Тегеране. Вследствие этого в 1978 г. Ирак выслал Хомейни за пределы страны. Он перебрался во Францию и поселился под Парижем.
Разумеется, противостояние питалось не только религиозными противоречиями. Кроме личных счётов, столкновения идеологий, политических разногласий в ирано-иракском конфликте был элемент территориальных притязаний. Неоднократно Тегеран ставил вопрос о объявлении Бахрейна 14-й провинцией Ирана.
Ирак, в свою очередь, претендовал на роль защитника арабских интересов в Персидском заливе, имея нерешённые вопросы по границе с Ираном.
2.2. Анализ внутренних противостояний в Иране, Вывод Ирана из изоляции
Конфликты с другими государствами сопровождались и противостоянием в самом Иране. Иранская революция побудила к активности широкие массы и много организаций самого разного толка. Уже сразу после революции в Иране начали усиливаться разногласия между её участниками и углубляться размежевание политических сил и группировок. Этот процесс охватил даже иранское духовенство.
Одни протестовали против антидемократического характера исламской республики, в которой Хомейни обладал абсолютной властью. Другие были недовольны стремлением Хомейни вовлечь духовенство в управление страной, усматривая в этом опасность подрыва шиитского духовенства в народных массах. Разногласия усугублялись и нерешённостью национального вопроса. Многие считали, что новое руководство стало новыми способами продолжать старую шахскую политику паниранизма — концепции, которая предполагает создание сильного унитарного и централизованного государства, в котором принципиально отрицается любая форма национальной автономии. [15, с.78-79]
Между тем, Иран — этнически неоднородное государство, в котором наряду с персами проживают азербайджанцы (8 млн.), туркмены (600 тыс.), арабы (600 тыс.), курды (4 млн.), белуджи (600 тыс.), а также небольшое число ассирийцев, кашкайцев и других неперсидских народов общей численностью — свыше 1 млн. Значительная часть неперсидских народов исповедует ислам суннитского толка. Например, 75 % курдов, проживающих на территории Ирана являются суннитами. Суннитами является также подавляющая часть арабов, туркмен, белуджей.
Необходимо также учитывать традиционно негативное отношение армии к духовенству и особенно к Корпусу стражей исламской революции. В свою очередь, и духовенство относится с недоверием к армии. После прихода к власти Хомейни, многие офицеры из тех, кто не погиб во время стычек с левыми группировками во время революции, были отстранены или высланы. Хотя основной костяк офицерского корпуса всё же был сохранён.
Эти и многие другие проблемы стали причиной разногласий внутри страны. В иранском руководстве не прекращается борьба между умеренными политиками, выступающими за обновление, и консерваторами — сторонниками строгого соблюдения законов, введённых Хомейни.
Умеренных возглавляет нынешний президент Ирана Мохамед Хатами. Два года назад он победил на выборах (за него проголосовало 70 % избирателей), выступив с реформаторских позиций. По мнению многих, его победа открывает новую страницу в истории Ирана, т. к. глубокое знание страны и народа позволят ему осуществить свои идеи. Внутри страны начался процесс , регионам были предоставлены новые права. В феврале 1999 года были проведены выборы в местные органы власти, что позволило привлечь рядовых граждан к управлению страной. Тот факт, что в выборах участвовало до 5 тыс. женщин, которые в тегеранском Совете получили 12 мест, а на выборах в родном городе Хатами — Ардакане победила его сестра Фатима Хатами, свидетельствует о том, что в Иране духовенство теряет свои позиции. Кроме того, на правительственном уровне принято решение о государственной поддержке малого и среднего бизнеса.
Хатами пытается перестроить иранскую экономику так, чтобы пополнялась не только за счет экспорта нефти, но и за счет продажи продукции лёгкой и нефтехимической промышленности . Безусловно, для реализации таких планов необходима помощь западных инвесторов.
Одним из приоритетов реформаторской политики Хатами является вывод Ирана из изоляции. Международное признание Ирана окажет сильное влияние на изменение внутреннего баланса, особенно если Хатами сможет привлечь в экономику исламской республики западные инвестиции. Политика США в отношении Ирана направлена на то, чтобы создать в Иране такое положение, которое можно поправить только при помощи изменения принципов исламского государства. Тем не менее уже сегодня Иран усиленно приглашает американские компании к участию в поисках и добыче энергоносителей. Интерес к этой сфере обоюдный. Министр энергетики США Билл Ричардсон на проходившей в Лондоне в 1998 г. Международной конференции по проблемам нефти заявил, что политические разногласия не должны препятствовать транспортировке нефти.
Вместе с тем, как в Иране, так и в США есть круги, которые отрицательно относятся к ирано-американскому диалогу и делают всё, чтобы он не состоялся. В США указывают на действия экстремистов исламской ориентации на Ближнем Востоке, и особо подчеркивают деятельность проиранской организации «Хезболлах». Некоторые политологи утверждают, что пока у власти иранское духовенство, с этой страной невозможно иметь нормальные межгосударственные отношения.
Есть мнение, что и США и Иран являются сильными независимыми государствами и их движение навстречу друг другу рассматривается как нечто опасное для их друзей. Если США возобновят цивилизованные отношения с Ираном, то косвенно это будет означать признание иранской политики на Ближнем Востоке, а это противоречит интересам союзника США — Израиля.
2.3. Создание ССАГЗ
ССАГПЗ – субрегиональная организация, включающая шесть аравийских монархий: Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
Решение о создании ССАГПЗ (Совета Сотрудничества Арабских Государств персидского Залива) было принято на совещании министров иностранных дел в Эр-Рияде в 1981 г. Создание Совета Сотрудничества было подготовлено многолетней деятельностью аравийских монархий в области экономики и информации, а после «исламской» революции в Иране и событий в Мекке (в ноябре-декабре 1979 г. фундаменталистская группировка Джухаймана аль-Отейби захватила священную мечеть в Мекке) – и в сфере безопасности. Странами ССАГПЗ были созданы многочисленные совместные компании, участниками которых было большинство арабских стран этого региона. Так, в марте 1973 г. образована авиакомпания «Галф эйр», в декабре 1975 г. – «Галф интернэшнл бэнк», в 1976 – “Араб шиллинг компани” и инвестиционная организация стран Залива – “Галф индастриал инвестмент организейшн”.