Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района. Южно-Уральская железная дорога

Курсовая работа

Петербургский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»

по экономической географии

Выполнил

студент 1-го курса, группы ЭБТ-204

Романенко Андрей Александрович

Руководитель,

доцент — Яхно Андрей Дмитриевич

Санкт-Петербург

2012

Введение

уральский экономический железнодорожный

География транспорта это отрасль экономической географии, изучающая территориальное размещение транспорта и перевозок, его закономерности, условия и особенности развития транспорта в составе территориально-хозяйственных комплексов стран и районов во взаимосвязи с размещением природных условий и ресурсов, населения и отраслей хозяйства.

Под термином транспорт подразумевают всю совокупность инфраструктуры, управления, транспортных средств и транспортных предприятий, составляющие транспортную систему, либо отрасль экономики. Он играет важную роль в развитии экономики страны, связывая промышленность и сельское хозяйство, обеспечивая условия для нормального развития производства и обращения, содействуя развитию межрегиональных связей. От работы транспорта во многом зависит эффективная деятельность торговых организаций и предприятий, так как расходы на перевозку товаров занимают значительную долю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видов транспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионов тонн товаров от производства до конечных потребителей.

Перевозка товаров осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и гужевым транспортом. Продукцией транспорта является выполненная полностью законченная перевозка грузов и пассажиров. Выделяют два типа перевозок: экономические и технологические. Экономические перевозки — это обмен грузами между предприятиями в сфере обращения. Технологические перевозки производятся внутри предприятия для поддержания и обеспечения технологического процесса. Транспортная сеть — это совокупность всех путей сообщения на определенной территории, а так же постоянные устройства, такие как порты, аэропорты, вокзалы.

Транспортную систему России образуют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, авиационный и трубопроводный.

5 стр., 2039 слов

Контрольная работа по «Экономике транспорта»

... воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна. 1.2 Капитальные вложения по видам транспорта 1.3 Железнодорожно-автомобильные перевозки ... Исходные данные для расчетов по автомобильным перевозкам Показатель Вариант контрольной работы (последняя цифра учебного шифра) 4 ... коренным образом модернизирована вся существующая система транспортно-экспедиционного обслуживания и создана на ее базе ...

Железнодорожный транспорт является лидирующим в единой транспортной системе России по объему грузо — и пассажироперевозок и используется для транспортировки грузов на значительно длинные расстояния. Это объясняется большими размерами страны и такими преимуществами этого вида транспорта, как сравнительно небольшая себестоимость перевозок при достаточно высокой скорости.

Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно на короткие расстояния. Одним из преимуществ автомобильного транспорта является высокая маневренность перевозок и более высокая скорость при перевозках малых партий груза.

Перевозка товаров осуществляется также речным и морским транспортом, которые играют особенно важную роль для снабжения северных, восточных и других отдаленных районов.

Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимает воздушный транспорт, используемый для транспортировки срочных грузов, а также для доставки товаров в труднодоступные районы.

Для транспортировки сырой нефти, природного и попутного газа используют трубопроводный транспорт.

Цель курсового проекта заключается в исследовании экономики, природных ресурсов, населения, транспортной обеспеченности и проблем (экологических, экономических, продовольственных) заданного района. Нужно проанализировать экономическое положение данного экономического района, выявить перспективы развития района и заданной железной дороги.

Первый раздел курсовой работы содержит особенности географического положения, административно-территориальный состав и характеристику крупнейших городов Уральского экономического района (УЭР), а так же характеристику населения (численность, динамика, национальный состав, доля городского и сельского населения, размещение по территории), расчёт плотности населения по отдельным административно-территориальным единицам и экономическому району в целом, экономическую оценку природных условий и ресурсов, особенности рельефа, климата. В разделе описаны главные отрасли промышленности и перспективы развития района.

Второй раздел содержит характеристику транспортной сети УЭР, описание видов транспорта, а так же описание Южно-Уральской железной дороги, перспективы и проблемы развития УЭР и ЮУ ж/д.

1. Экономико-географическая характеристика Уральского экономического района РФ

1.1 Особенности географического положения и его административно-территориальный состав

В состав УЭР входят: Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, а так же республики Башкортостан и Удмуртия. Административным центром района является г. Екатеринбург. Площадь территории 824 000 кв.км. Численность населения 19690 тыс. чел.

Уральский экономический район граничит на западе с Поволжским и Волго-Вятским экономическими районами, на севере — с Северным районом, на востоке — с Западно-Сибирским экономическим районом. На юге район имеет границу с республикой Казахстан.

1.1.1 Характеристика областей

20 стр., 9988 слов

География отраслей промышленности Уральского экономического района

... промышленность, а также сельское хозяйство дополняют хозяйственный комплекс Урала. 1.Условия и факторы развития промышленного производства Урала. Уральский экономический район – крупнейший промышленный центр ... время в Уральском экономическом районе насчитывается 140 городов, в которых проживает ... «Утяжеленная» структура промышленности района, с преобладанием отраслей тяжелой промышленности и горной ...

Курганская область (административный центр г. Курган) расположена на юге Западно-Сибирской равнины. Поверхность почти плоская, слегка приподнятая на западе и юго-западе, с многочисленными западинами, пологими гривами, межгривными понижениями и широкими долинами рек.

Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность; производство стройматериалов.

Главные промышленные центры: города Курган, Шадринск. Через Курганскую область проходит Транссибирская ж.д. магистраль.

Свердловская область (административный центр — г. Екатеринбург.) занимает в основном восточные склоны Среднего и Северного Урала и прилегающую окраину Западно-Сибирской равнины (Зауралье).

Ведущие отрасли промышленности — чёрная и цветная металлургия, машиностроение. Добыча железных и медных руд, асбеста, бокситов, талька, угля, торфа, золота.

Главные промышленные центры — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Серов, Алапаевск, Асбест и др.

По территории области проходят газопроводы: Уренгой — Серов — Нижний Тагил — Екатеринбург, Бухара — Урал (до Екатеринбурга), транзитные: Уренгой — Помары — Ужгород и нефтепровод Сургут — Пермь — Нижний Новгород.

Челябинская область (административный центр г. Челябинск) расположена в основном на восточных склонах Южного Урала и прилегающих территориях Зауралья.

Ведущие отрасли промышленности — чёрная (около 25% российской стали, 22% проката чёрных металлов, 20% стальных труб) и цветная металлургия. Машиностроение и металлообработка. Химическая промышленность — минеральные удобрения, синтетические смолы, лаки и краски. Добыча бурого угля (ПО «Челябинскуголь»), руд чёрных и цветных металлов, магнезита.

Главные промышленные центры — города Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст.

На территории Челябинской области бывшие закрытые города Озёрск (Челябинск-65, переработка радиоактивных отходов, производство оружейного плутония), Снежинск (Челябинск-70, разработка ядерных боеприпасов) и Трёхгорный.

Оренбургская область (административный центр г. Оренбург) расположена в предгорьях Южного Урала.

Ведущие отрасли промышленности — топливная, чёрная и цветная (никель, медь, хромовые соединения) металлургия, машиностроение и металлообработка. Добыча газа, нефти, железных, медных и никелевых руд, асбеста, поваренной соли, бурых углей.

Главные промышленные центры — города Оренбург, Орск, Бузулук, Медногорск, Новотроицк, Гай, Бугуруслан, Кувандык.

Пермский край (административный центр г. Пермь) расположен на западных склонах Северного и Среднего Урала и прилегающих к нему с запада холмистых равнинах.

Ведущие отрасли промышленности — машиностроение, химия и нефтехимия (в крае производится около 30% российских минеральных удобрений, синтетические красители, моющие средства, пластмассы и синтетические смолы, лаки и краски), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная.

Развиты также чёрная и цветная металлургия, производство стройматериалов (цемент, кирпич, стекло), лёгкая и пищевая промышленности. Добыча нефти, каменного угля, алмазов, золота.

Главные промышленные центры: Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский, Лысьва, Чусовой, Краснокамск.

Республика Башкортостан (столица г. Уфа) расположена в Предуралье и на склонах Южного Урала.

Ведущие отрасли промышленности — нефтедобыча, нефтепереработка, нефтехимия (пластмассы и синтетические смолы, минеральные удобрения, синтетический каучук), и металлообработка. Добыча угля, железных и медно-цинковых руд.

Главные промышленные центры — города: Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Туймазы, Октябрьский.

Республика Удмуртия (столица г. Ижевск) расположена в западной части Среднего Урала, между реками Кама и Вятка.

Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка. Чёрная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность. Развиты также химическая, стекольная, лёгкая промышленность. Добыча нефти, газа, торфа.

Главные промышленные центры: города — Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов.

1.2 Характеристика населения

По численности населения Урал занимает второе место после Центрального района среди крупных экономических районов. По территории района население размещено неравномерно. Крупнейшими городами с численностью населения более 1 млн чел., являются Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Уфа.

Урал — многонациональный район Российской Федерации. Русские составляют самую многочисленную группу населения и проживают во всех областях. Татары — вторая по численности группа. На северо-западе проживают коми, коми-пермяки, удмурты, на юго-западе — башкиры.

Таблица Характеристика населения

Субъект

Численностьтысчел

В том числе

Площадьтыскм

Плотностьтысчелтыскм

Сельское, тыс чел

Городское, тыс чел

Свердловская область

4395

731

3664

194,3

22,6

Республика Башкортостан

4485

1845

2640

142,9

31,4

Челябинская область

3508

654

2854

88,5

39,6

Пермский край

2708

686

2022

160,2

16,9

Оренбургская область

2112

900

1212

123,7

17,1

Республика Удмуртия

1529

492

1037

42,1

36,3

Курганская область

953

412

541

71,5

13,3

Итого

19690

5720

13970

823,2

23,9

Проанализировав данные, приведенные в Таблице 1, можно сказать, что при средней плотности 23,9 чел./кв. км самой высокой плотностью населения отличается Челябинская область (39,6 чел./кв.км), самой низкой — Курганская (13,3 чел./кв.км).

Городское население составляет 70,9%.

Приведем пример расчета по Свердловской области. Для того чтобы определить плотность населения необходимо численность (4395 тыс чел.) поделить на площадь (194,3 тыс кв.км), получим результат в 22,6 тыс чел./тыс кв.км.

1.3 Экономическая оценка природных условий и ресурсов, особенности рельефа, климата

Уральские горы проходят через всю территорию района и делят ее на западную и восточную части, отличающиеся по климатическим условиям и природным ресурсам.

Урал располагает разнообразными минеральными запасами. Здесь имеются почти все виды минеральных ресурсов, необходимые для развития промышленности. Очень удачное редкое сочетание рудного, химического сырья и нерудных полезных ископаемых. Группировка и расположение полезных ископаемых связаны с геологическим строением горной системы. В западных предгорьях содержатся нерудные ископаемые (калийные соли, магнезиты, известняки и мраморы, пески угли и бокситы), бурые железняки. В Предуралье есть запасы нефти, которые вместе с месторождениями Поволжья образуют Волго-Уральский нефтяной район, южнее Оренбурга располагается газоконденсатное месторождение. В восточных предгорьях и Зауралье руды — основное богатство. Здесь распространены хромистый и бурый железняк, медные и марганцевые руды. Во многих местах находятся месторождения известных всему миру уральских самоцветов.

Главное богатство Урала-руды черных и цветных металлов. Крупнейшие месторождения ценных титано-магнетитов — Качканарское и Гусевогородское — имеют геологические запасы свыше млрд т. Качканарское месторождение содержит железнорудных запасов Урала.

Ряд месторождений железных руд Урала в значительной мере исчерпан, и добыча в них резко падает. Так, Магнитогорское месторождение уже не покрывает потребности в руде Магнитогорского металлургического комбината и ее приходится привозить из других железнорудных баз.

Климат Урала континентальный, причем континентальность повышается в юго-восточном направлении.

Северная и западная части района, где протекают Кама, Тавда и Тура, богаты водными ресурсами. Южная часть Урала, район Екатеринбурга и ряд промышленных центров испытывают недостаток в воде.

1.4 Главные отрасли промышленности

Ведущая отрасль специализации промышленности Урала — черная металлургия. Запасы составляют 6-7,5 млрд. тонн. Запасы железных руд самые старые по начала добычи и в связи с этим начинают истощаться. Основные месторождения расположены вдоль Уральских гор. Запасы железных руд сосредоточены в Качканарской группе месторождений. Перерабатываются на местных заводах, но в связи с сокращением запасов железной руды и мощной металлургической базой сырье завозится из других районов.

Важной отраслью специализации Уральского района является цветная металлургия. По выплавке меди району принадлежит первое место в Российской Федерации. Медеплавильные заводы размещены вблизи месторождений меди по восточному склону Уральских гор.

Алюминиевая промышленность представлена добычей бокситов, производством глинозема и выплавкой алюминия. В Свердловской области создано глиноземное производство, осуществляется выплавка алюминия. В последнее время значение и роль Урала в этой важной отрасли цветной металлургии существенно снизились. Возможности ее роста здесь ограничены как сырьевыми, так и энергетическими ресурсами.

Вторым ведущим звеном Урала являются машиностроение и металлообработка; производство продукции этих отраслей по стоимости превосходит выпуск всей металлургии района. Наибольшее развитие здесь получило тяжелое металлоемкое машиностроение, приближенное к основным базам металла. Урал занимает первое место в стране по выпуску металлургического, подъемно-транспортного и нефтегазового бурового оборудования.

На Урале развито сельскохозяйственное машиностроение: здесь находятся один из крупнейших и старейших Челябинский тракторный завод, Пермский, Воткинский (Удмуртия) заводы животноводческой техники, выпускающие, в частности, доильные машины.

Важная отрасль химической промышленности производство соды, минеральных удобрений, серной кислоты и серы (главным образом в центрах цветной металлургии и нефтегазохимии), хлора и хлоропроизводных, разных солей и др. Развита коксохимическая и лесохимическая промышленность, имеется лакокрасочное производство. Создано значительное производство пластмасс и смол, спиртов. Развивается нефтехимическая промышленность, производство искусственных волокон и нитей. Уральский экономический район важнейший район добычи и частично переработки асбеста, талька, магнезита.

1.5 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство важная отрасль экономики Уральского экономического района, специализирующаяся на выращивании главным образом яровой пшеницы, мясо-молочном животноводстве; вокруг главных промышленных центров сельское хозяйство пригородного типа. В сельскохозяйственном производстве ведущее место принадлежит совхозам. Созданы крупные промышленно-животноводческие комплексы и птицефабрики.

Специализация агропромышленного комплекса Урала — зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть).

Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 63%), а также кормовые (свыше 32%).

Выращиваются также картофель, овощи, лен, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах невелика — немногим более 1,5%, что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере — молочное скотоводство, птицеводство, на юге района — мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства. Важная задача, стоящая перед сельским хозяйством Урала — повышение урожайности зерновых культур и продуктивности скота.

Пищевая промышленность района представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Основную роль играет мясная промышленность.

1.6 Перспективы развития

Мощный научно-производственный потенциал района способен обеспечить ему стабильный экономический рост, однако нуждается в структурных изменениях.

В результате экономических реформ Уральский экономический район остается районом, вывозящим, в основном, непереработанную продукцию.

В то же время тяжелая и средняя промышленность Урала уже сейчас может стать базой для подъема и технического перевооружения всего районного хозяйственного комплекса.

Чрезвычайно эффективной способна стать кооперация металлурго-машиностроительного комплекса Урала с топливно-энергетическим и лесным комплексами Западной Сибири. Другое направление межрегионального сотрудничества связано с участием Урала в освоении перспективной минерально-сырьевой базы Республики Коми и других регионов европейского Севера.

1.7 Вывод по первому разделу

В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда — относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в Западной, так и восточных районах страны. Урал имеет большое значение, как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико-географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда.

Природные ресурсы Урала очень разнообразны и оказывают большое влияние на специализацию района и его уровень развития, природный потенциал исключителен по сочетанию различных видов минерального сырья. К сожалению, население Уральского экономического района только уменьшается. В итоге констатируется продолжение снижения абсолютной численности населения Урала, которое, по прогнозу Госкомстата России на 2010 г. должно составить 19.8 млн.чел.(сейчас численность населения составляет 19.6 млн.чел).

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского экономического района в условиях перехода к рыночной экономике — это всемирная интенсификация производства. Большой проблемой является то, что предприятия- гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудования, медленно реагируют на запросы рынка. Четвертая часть основных фондов в промышленности региона нуждается в замене на улучшенной технологической основе, в первую очередь, в черной и цветной металлургии. Первоочередными задачами на Урале являются развитие наукоемких производств, сферы образования. Специализация Уральского района в дальнейшем сохранится, но она должна быть доведена до высокого технологического уровня. Основная доля капитальных вложений будет направляться на технологическое переоборудование и реконструкцию действующих предприятий, поэтому координальных сдвигов в территориальной структуре хозяйства не предвидится.

2. Характеристика транспортной сети Уральского экономического района

2.1 Транспортная система

Транспортная система Уральского экономического района состоит из всех видов современного транспорта — железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного, трубопроводного, за исключением морского. Это связано главным образом с отсутствием морей в районе.

С точки зрения формирования транспортной сети Уральский экономический район

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой, — высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом.

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза.

Основной вид транспорта железнодорожный (эксплуатационная длина железных дорог 9,9 тыс. км, 1975).

Важнейшая из региональных линий железнодорожная линия Полуночное Серов Свердловск Челябинск Орск. Главные железнодорожные магистрали широтные, пересекают Средний и Южный Урал в 5 местах (Нижний Тагил Пермь, Екатеринбург Пермь, Екатеринбург Казань, Челябинск Уфа, Орск Оренбург); завершено строительство шестой широтной железной дороги через Урал (Магнитогорск — Белорецк — Карламан).

Значительная часть железных дорог электрифицирована, что связано с высокой грузонапряженностью и большим количеством подъёмов на многих участках. Через территорию Уральского экономического района проходит мощная система трубопроводов, обеспечивающая подачу газа (с северных районов Тюменской области и Средней Азии) и нефти (с Западной Сибири) на Урал. Развит водный транспорт на реках Камского бассейна

2.2 Описание видов транспорта

2.2.1 Автомобильный транспорт

Ведущими автомобильными магистралями района являются дороги преимущественно широтного направления, среди них дороги европейской сети маршрутов Е22 (Ишим — Тюмень — Екатеринбург — Пермь — Ижевск — Казань — Нижний Новгород — Москва); Е30 (Омск — Ишим — Курган — Челябинск — Уфа).

Федеральная автомобильная дорога М5 «Урал» автомобильная дорога федерального значения Москва Самара Уфа Челябинск с подъездами к городам Саранск, Ульяновск, Оренбург и Екатеринбург. Протяжённость автомагистрали 1879 километров. Дорога является частью дороги европейской сети маршрутов и азиатского маршрута. Подъезд от Челябинска к Екатеринбургу входит в азиатский маршрут.

Федеральная автомобильная дорога М36 (Челябинск Троицк до границы с Казахстаном; далее на Кустанай, Караганду, Балхаш, Алма-Ату) проходит по Челябинской области, протяжённость российской части 150 км.

Федеральная автомобильная дорога М51 (Челябинск Курган Ишим Омск Новосибирск).

Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана).

Протяженность: 1528 км.

Федеральная автомобильная дорога М7 (Екатеринбург — Пермь — Казань — Нижний Новгород).

Таблица 2

Субъект РФ

Протяженность, км

Густота, км/1000км?

Республика Башкортостан

22263

155,8

Республика

Удмуртия

5937

141

Пермский

край

10820

67,5

Оренбургская

область

13240

107

Курганская

область

6570

91,9

Свердловская

область

10874

Челябинская

область

8968

101,3

Итого:

78672

95,5

Автомобильные дороги с твердым покрытием по Уральскому экономическому району размещены крайне неравномерно. Исходя из Таблицы 2, наибольшая плотность дорог наблюдается в республике Башкортостан (155,8км/1000км?).

Несколько ниже плотность автомобильных дорог в республике Удмуртия (141 км/1000км?).

Наименьшая плотность наблюдается в Свердловской области (56 км/1000км?).

2.2.2 Речной транспорт

Внутренний водный транспорт обеспечивает перевозки массовых грузов, прежде всего нефтепродуктов, строительных материалов и др., в межрегиональных сообщениях. Основные судоходные пути округа составляют реки Белая, Кама, входящие в состав Единой глубоководной системы европейской части России. По судоходным путям осуществляются так же внешнеторговые перевозки грузов, однако их объем относительно невелик. Перевозки деловых пассажиров внутренним водным транспортом невелики и ограничиваются рядом местных линий. Основной объем перевозок — это доставка людей к местам массового отдыха и внутригородские и пригородные прогулки.

2.2.3 Трубопроводный транспорт

Нефтепроводный транспорт является ведущим в освоении потоков сырой нефти, направляемых в западные, южные и восточные регионы Российской Федерации и на экспорт. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефтепроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за ее рубежи. Через Уральский экономический район проходит система нефтепроводов «Дружба». Широко развита здесь система нефтепроводов, обеспечивающая доставку нефти с местных месторождений на нефтеперерабатывающие предприятия района.

2.2.4 Авиационный транспорт

Воздушный транспорт играет значительную роль, прежде всего для обеспечения перевозок пассажиров на дальние расстояния на внутрироссийских и международных линиях. Аэропорты для приема тяжелых магистральных самолетов имеются в Екатеринбурге и Челябинске. Аэропорты имеются и во всех главных городах и промышленных центрах района.

2.2.5 Железнодорожный транспорт

Ведущую роль по обеспечению потребностей округа в перевозках пассажиров и грузов играет железнодорожный транспорт. Он обеспечивает транспортно-экономические связи внутри экономического района, а так же связи с другими экономическими районами и экономические связи с зарубежными странами. Протяженность сети железных дорог района составляет 11300 км. Направления основных железнодорожных магистралей района определяются, прежде всего, направлением транзитных и межрегиональных грузопотоков.

Железнодорожные линии района обслуживаются Свердловской железной дорогой, Южно-Уральской железной дорогой, Горьковской и Куйбышевской железной дорогой.

Техническое оснащение большинства железнодорожных линий достаточно высокое.

2.3 Описание Южно-Уральской железной дороги

2.3.1 Границы

Южно-Уральская железная дорога граничит с юга с железными дорогами Казахстана, с юго-запада с Приволжской железной дорогой, с запада с Куйбышевской железной дорогой, с севера со Свердловской дорогой, с востока с Западно-Сибирской железной дорогой. Основные узловые станции дороги: Челябинск, Курган, Петропавловск, Троицк, Карталы, Магнитогорск, Орск, Оренбург, Бердяуш.

2.3.2 Технические характеристики эксплуатации ж\д

Дорога имеет 282 раздельных пункта с путевым развитием, оснащена сортировочными горками, из которых механизированы. В составе дороги: 9 локомотивных депо, 8 вагонных депо, дистанции пути, дистанций электроснабжения, дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций погрузочно-разгрузочных работ.

На дороге станция, имеющих маневровые локомотивы, на них работает 170 маневровых локомотивов. Число станций, имеющих автоматизированные системы управления, — 75; станций, имеющих автоматизированные рабочие места на базе ПЭВМ — 123, количество автоматизированных рабочих мест на базе ПЭВМ — 489. Число поездных диспетчерских участков — 18.

Более половины протяженности магистрали электрифицирована, такова же протяженность и двухпутных линий, почти 70% стрелок оборудованы устройствами электрической централизации. Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. Напряженный рабочий ритм магистрали поддерживают свыше тысяч железнодорожников.

Сейчас на территории четырех областей двух государств России и Казахстана работают учебно-методический центр ДМК, Челябинский институт путей сообщения, два техникума железнодорожного транспорта, три детских железных дороги в Челябинске, Кургане, Оренбурге и музей истории боевой и трудовой славы. У магистрали есть несколько школ и широкая лечебно-оздоровительная база.

2.3.3 История постройки ж\д

Южно-Уральская дорога — начальное звено Великой Транссибирской магистрали — прошла длительный путь становления. Начало строительства железных дорог на Южном Урале неразрывно связано с необходимостью освоения несметных богатств Урала, Сибири и потребностью создания новых рынков сбыта. В течение лет специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты железных дорог, которые бы соединили европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути в направлении Миасс-Челябинск-Омск-Новониколаевск (ныне Новосибирск) -Красноярск- Иркутск-Чита-Рухлово-Хабаровск-Владивосток. Работы выполнялись быстрыми темпами. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы, 8 сентября 1890 года — до Златоуста, а октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск.

Сразу же после пуска оказалось, что перевозить нужно в 3 раза больше грузов. Все это привело к необходимости усиления существующих линий путем замены рельсов на более тяжелые, деревянных мостов — на металлические, а также укладки вторых путей, которая началась уже в 1896 году и впоследствии осуществлялась постоянно.

В годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть промышленных предприятий была перебазирована из западных районов на Урал и в Сибирь, резко возросли перевозки пассажиров и грузов. Необходимо было срочно решить вопрос резкого увеличения провозной и пропускной способности дороги. Несмотря на огромные трудности, испытываемые страной, Госкомитет обороны принял постановление перевести на электрическую тягу наиболее тяжелый горный участок Челябинск-Кропачево протяженностью 320 километров. С Кировской железной дороги, находившейся в полосе боевых действий, были вывезены электрооборудование для тяговых подстанций и инженерно-технический персонал. 2 ноября 1945 года машинист В.Н. Иванов на электровозе ВЛ19 провел первый грузовой поезд весом 1200 тонн по электрифицированному участку Челябинск-Златоуст. Так было положено начало электрификации Транссибирской магистрали.

Значительное техническое оснащение Южно-Уральская дорога получила в послевоенное время. Основной курс был взят на электрификацию участков и перевод остальных участков с паровой тяги на тепловозную. В 1949 году был электрифицирован участок Златоуст-Кропачево, в 1955 году — Бердяуш-Бакал, годом позже — Курган-Макушино, и в 1957 году — участок Челябинск-Курган. В 1961 году после присоединения к дороге Петропавловского отделения был электрифицирован последний замыкающий участок Макушино-Исилькуль длиной 272 км. Проведенная за годы послевоенных пятилеток реконструкция хозяйства дороги в сочетании с внедрением комплекса организационно-технических мер позволила из года в год наращивать объемы перевозок.

Сегодня Южно-Уральская дорога, развернутая протяженность которой занимает около 8 тысяч километров, входит в число крупнейших железных дорог страны. Она обслуживает территории 7 субъектов Российской Федерации: Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, частично Куйбышевскую, Саратовскую, Свердловскую области, республику Башкортостан и Северный Казахстан. С 1 октября 2003 году Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании «Российские железные дороги».

2.3.4 Грузоперевозки

Южно-Уральская железная дорога расположена в регионе, характеризующимся высокой концентрацией промышленных предприятий. Географическая особенность и экономическое преимущество ЮУЖД — это пересечение на ее территории Европейского и Азиатского континентов. Дорога находится в регионе, включающем 3 области России: Челябинская, Курганская, Оренбургская, часть республики Башкортостан, а также Северо-Казахстанская область Республики Казахстан, где расположено Дочернее предприятие «Петропавловское отделение» ФГУП ЮУЖД МПС РФ — Петропавловское отделение дороги.

Традиционно в структуре промышленного производства региона преобладают минерально-строительный и горнодобывающий комплекс, черная и цветная металлургия. На долю продукции металлургического комплекса и строительных грузов в структуре погрузки дороги приходится не менее 65%. Кроме того, отгружаются нефтепродукты, химикаты, продовольственные и прочие грузы.

Основные грузообразующие предприятия:

? Челябинская область — (черные металлы) ОАО Магнитогорский металлургический комбинат, ОАО Челябинский металлургический комбинат, ОАО ЧТПЗ, (огнеупоры) ОАО Комбинат Магнезит, (строительные грузы) ОАО Челябоблснабсбыт, (промсырье, огнеупоры) ОАО Челябинское рудоуправление, (мука, продгрузы) ОАО МАКФА;

? Оренбургская область — (нефтепродукты) ОАО Орскнефтеоргсинтез, (химикаты) ООО Газпромтранс, (черные металлы) ОАО Уральская сталь, (цветная руда) ОАО Южуралникель, (строительные грузы) ОАО Орское карьероуправление, (огнеупоры) ОАО Оренбургские минералы;

? Курганская область — (металлоконструкции) ОАО Курганстальмост, (оборудование) ОАО Курганхиммаш, (промсырье) ОАО Бентонит, (мука) ОАО Мишкинский КХП;

? Грузоотправители Северо-Казахстанской области — коммерческие структуры, отправляющие зерно, нефтепродукты, продгрузы.

2.3.5 Перспективы развития

В настоящее время Южно-Уральская железная дорога входит в число авторитетных железных дорог России. Она включает 4 отделения: Челябинское, Курганское, Оренбургское, Петропавловское и проходит по территории семи субъектов России и Северного Казахстана. На ЮУЖД трудятся более тысяч человек. Развернутая длина магистрали достигает почти 8000 километров.

Ежесуточно по Южно-Уральской железной дороге из Европы в Азию и обратно перевозятся миллионы тонн жизненно важных грузов, в путь отправляется около 000 человек, а летом до 20-25 000 пассажиров.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Южно-Уральская железная дорога МПС РФ» уверенно вступила в новый век. По всем основным показателям она входит в число лучших железных дорог России.

В перспективе программа оптимизации работы и управления службы эксплуатации — реконструкция станций, строительство вторых путей, развитие сортировочных станций. Будут продолжены работы по вводу новых и модернизации действующих устройств автоматики и телемеханики. Большие средства выделяются на приобретение и модернизацию пассажирского подвижного состава и реконструкцию вокзальных комплексов.

2.4 Вывод по второму разделу

Транспорт — важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Урала. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием высоких и устойчивых темпов экономического роста, обеспечения целостности, повышения уровня жизни населения Уральского федерального округа.

Субъекты РФ, входящие в Уральский экономический район, относятся к числу главных промышленных регионов России. Транспортный комплекс в районе важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Транспорт призван обеспечить экономику страны надежными и эффективными связями.

Наиболее развитым в районе является железнодорожный транспорт, ему принадлежит огромная роль в перевозке грузов и пассажиров. По показателю грузооборота железнодорожный транспорт в Уральском экономическом районе занимает первое место, это имеет под собой законное обоснование — в районе большое количество запасов сырья, поэтому с помощью железнодорожного транспорта осуществляется их вывоз; кроме того, в районе высоко развита промышленность, поэтому с помощью железнодорожного транспорта поставляют уже готовую продукцию в другие регионы Российской Федерации.

Достижение хороших результатов в области транспортной инфраструктуры может быть реализовано в рамках следующих направлений:

совершенствование транспортной инфраструктуры на основе формирования и дальнейшего развития опорной транспортной сети всей страны;

повышение эффективности системы товародвижения;

комплексное развитие экспортной транспортной инфраструктуры;

повышение доступности транспортных услуг и их качества для населения и хозяйствующих субъектов;

повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.

3. Расчет густоты железных дорог

Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяжённости путей сообщения, важно знать и относительные показатели.

Рассмотрим следующие из них:

  • показатель, характеризующий густоту (плотность) железнодорожной сети как отношение её протяжённости L к площади территории района S, км/км
    2

    :

Обычно этот показатель измеряется в км протяжённости сети на 100 или 1000 км
2

территории.

  • показатель, характеризующий густоту (плотность) сети как отношение её протяжённости L к численности населения Н; км/чел:

Этот показатель обычно измеряется в км протяжённости железнодорожной сети на 1000 или тыс. жителей района.

  • показатель, характеризующий относительную густоту сети , определяемую исходя из размеров территории района S и численности населения Н:

Выполненные расчёты представлены в таблице.

Таблица 3 — Густота железных дорог

Субъект региона

S,

тыс км?

H,тыс чел

L, км

Республика Башкортостан

142,9

4485

1456,7

10,2

0,32

1,8

Республика Удмуртия

42,1

1529

768,1

18,2

0,50

3,01

Пермский

край

160,2

2708

1494,5

9,3

0,55

2,26

Оренбургская область

123,7

2112

1491,5

0,70

2,89

Курганская область

71,5

953

746,5

10,4

0,78

2,84

Свердловская область

194,3

4395

3546,7

18,2

0,80

3,81

Челябинская область

88,5

3508

1795,6

20,3

0,51

3,21

Итого:

823,2

19690

11299,6

13,72

0,57

2,79

Размещение сети железных дорог по субъектам РФ колеблется в значительных пределах. Наибольшая плотность железнодорожных коммуникаций наблюдается в Челябинской области — 20,3 км\тыс.кв.км. На втором месте находятся Свердловская область и республика Удмуртия — 18,2 км\тыс.кв.км. Далее с большим отрывом следует Оренбургская область. Наименьшая плотность железных дорог в Пермском крае — 9,3 км\тыс.кв.км.

Приведем пример расчета густоты железных дорог по территории по Челябинской области. Для этого необходимо протяженность железных дорог (1795,6 км) поделить на площадь Челябинской области (88,5 тыс км?).

1795,6/88,5=20,3 км\тыс.кв.км.

Чтобы вычислить густоту железных дорог по населению в Челябинской области необходимо протяженность железных дорог (1795,6 км) поделить на население Челябинской области (3508 тыс.чел).

1795,6/3508=0,51 км\тыс.чел.

Для определения относительной густоты железных дорог по области необходимо извлечь корень из произведения густоты ж\д по населению (0,51) и по территории (20,3).

=3,21

Заключение

В состав Уральского экономического района входят Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, а так же республики Башкортостан и Удмуртия.

Урал — старейший горнопромышленный очаг России, где издавна ведётся добыча самых разнообразных минеральных ресурсов и развивается обрабатывающая промышленность.

Геополитическое положение Уральского экономического района определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиатского субконтинентов. Транзитное расположение УЭР на стыке хозяйственных интересов и формирующихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг.

Одна из важней проблем Урала — техническое перевооружение и реконструкция промышленных предприятий, прежде всего металлургических и машиностроительных. Без этого в условиях перехода к рыночной экономике невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой его предприятиями. Особо важное значение для района, учитывая его специфику, имеет реализация программ развития военно-промышленного комплекса.

В целях укрепления сырьевой базы уральской промышленности необходимо не только осваивать новые месторождения, но и шире использовать породы, вести комплексную переработку сырья и утилизацию отходов производства, а также добычу полезных ископаемых с более глубоких горизонтов.

Список литературы

1. Экономическая география России: учеб. / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова: ред. В. И. Видяпин, М.В. Степанов. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н. Л. Регионалистика. Учебное пособие для вузов. — М.: УМК МПС России, 2001.

3. Экономическая география России: Учебное пособие для вузов / под ред. Т.Г. Морозовой. — 2-е из., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2004.

4. Большая советская энциклопедия