Экономика России

Эссе

Страну легко и быстро подготовили к жизни в условиях международной изоляции и стране понравилось.

«Теперь-то, когда Россия вспомнила, как дают недругам по морде, она непременно станет сильной-сильной, богатой-богатой, и все будут ее уважать и бояться. Удивительный феномен «нереализованного патриотизма».

Россия страна нереализованных надежд на лучшую жизнь. Конечно, в последнее время кое-что делается и кое-где становится лучше, но все это так избирательно и так медленно, что едва ли многим россиянам доведется на себе когда-нибудь прочувствовать «американское благополучие». Сейчас, когда пропагандисты слегка ослабили нажим на массовое сознание, появились первые признаки отрезвления люди заговорили о проблемах. Отсутствие у нынешней России стран-сателлитов (у американцев они есть) не рассматривается как главная из них. Куда больше беспокоит то, что страна оказалась не готовой к войне: ни к малой, ни уж тем более к большой. Многозначительные намеки военных и штатских начальников насчет «адекватного ответа» обернулись на Кавказе бухаюшими во все стороны танками и авиабомбами, падающими по принципу «на кого бог пошлет». Так, как россияне воевали в Южной Осетии и в Грузии, американцы уже давно нигде не воюют. Мы не увидели «современной армии современной великой державы». Хорошо хоть солдаты на сей раз не смахивали на партизан и не бегали в стоптанных кроссовках и в шапочках от Adidas, как в первую чеченскую кампанию.

В последние дни президент и премьер сделали немало заявлений относительно того, что укреплению обороноспособности теперь будет уделяться повышенное и даже более того! — внимание. Что настораживает в их речах? Никто из них не вспомнил изначальную формулу так и не состоявшейся военной реформы: «Армия сильна благополучием гражданского населения». Похоже, российское руководство хочет повторить советский эксперимент — создать сильную армию в полунищей стране. Но тогда из него ничего не вышло — оборонка, на которую была сделана ставка, не стала паровозом, который тащит за собой всю экономику. В итоге все, от сапожных мастерских до промышленных гигантов, сползло в болото экономической стагнации и социальной разрухи. Неужели в Кремле считают, что теперь из этого выйдет что-то путное? Вторично подобный эксперимент Россия не переживет, тем более что на сей раз рассчитывать на гуманитарную помощь со стороны не приходится, уже не пришлют.

Как бы то ни было, но слово сказано: Россия «уже не та» и «отныне с ней придется считаться». Значит, милитаризация экономики, а следом и общественной жизни из области вероятного переходит в область реального. Нефтегазовые доходы, от которых простому человеку и так-то было немного прока, будут тратиться на создание и закупку новейших вооружений. Разумеется, это вдохнет жизнь во многие оборонные предприятия, у их работников появится заработок, а прилегающие территории перестанут напоминать свалку отходов человеческой жизнедеятельности.

16 стр., 7621 слов

Экономический кризис в России и пути выхода из него

... точек зрения на сущность экономического кризиса и пути выхода из него делает исследование данной темы ... долга и отсутствия в России развитой теории рыночной экономики, политика неплатежей, вывоз капитала заграницу, ... эксперимент ценою благополучия своих граждан. ГЛАВА I. Теоретические основы экономического кризиса 1. Концепция экономического кризиса 1.1 Понятие экономического кризиса Кризис ...

Но «гражданскую» Россию военно-промышленный бум не затронет. Более того, заберет у нее то. на что та рассчитывала до кавказской войны, ибо все теперь будет подчинено «адекватным ответам» Западу, которые, как во времена холодной войны, придется давать даже за тридевять земель от пограничного столба с российским гербом.

Попробуйте сегодня усомниться, в правильности подобных решений — окажетесь с ярлыком коллаборациониста. Кстати, это одна из причин, почему отмалчиваются лидеры российского бизнеса. Их интересы и в России, и на Западе и любое заявление в поддержку или в осуждение кавказской операции и всего, что за ней последовало, отзовется нежелательными последствиями не здесь, так там. Но рядовому россиянину терять нечего. Поэтому он искренен в неприятии американцев, заманивающих наших ближайших соседей, можно сказать, почти родственников, к себе в НАТО. Он уверен: теперь-то, когда Россия вспомнила, как дают недругам по морде, она непременно станет сильной-сильной, богатой-богатой, и все будут ее уважать и бояться. Удивительный феномен «нереализованного патриотизма».

«Нам не впервой», сказал президент Медведев об опасности международной изоляции, и с этим, похоже, согласились многие россияне. Ныне наше общество живет эйфорией военной победы. Но долго ли она продлится, не подкрепленная внутренними достижениями, и каким будет отрезвление? А пока все напоминает ликование футбольных фанатов, которым отведена на безумства всего одна ночь. Попробуйте-ка им в этот момент сказать: «А ведь команда-то слабенькая!» Завтра они и сами об этом скажут, а покуда, прыгая на крышах чужих машин и размахивая триколором с гербом, будут славить победу, и любой, кто осмелится в ней усомниться, враг.

Будем учиться в эконом-классе?

Инфляция заставит менеджеров конкурировать с пенсионерами за дешевые продукты

«Представители среднего класса, если захотят, смогут устроить себе в следующем году даже отрицательную инфляцию. Если начнут ходить в более дешевые магазины»

На фоне таких вещей, как война в Южной Осетии и глобальный кризис, зависимость от которого России признана, наконец, на высшем уровне, магистральные экономические темы прежнего времени становятся в информационном потоке второстепенными. Когда вы, к примеру, в последний раз слышали по центральному ТВ о том, какая у нас нынче инфляция? Между тем в сентябре проклятая уже переползла двузнач-ную отметку, колеблясь, по разным оценкам, в районе 10%. И это без учета вброса на рынок дополнительных триллионов государственных денег, который, даже по консервативной оценке вице-премьера Алексея Кудрина, даст инфляции разгон на I — 2%. Независимые же аналитики утверждают, что по итогам года рост цен может составить 14, а то и 15%.

В частности, по прогнозам главного экономиста Альфа-Банка Натальи Орловой, в этом году инфляция составит 15%, поскольку разрыв между ценами производителей и ритейлеров остается очень значительным. А во втором квартале 2009 года стоит ожидать начала проблем потребительского сектора, если после января не наступит ощущения оттепели в финансовой системе. «В следующем году инфляция может составить 14%», предположила Наталья Орлова в беседе с корреспондентом «Новой газеты».

31 стр., 15367 слов

Коммерческая работа по закупке товаров

... существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее ... задачи розничных торговых предприятий во многом стали иными по сравнению с периодом административно-командной экономики. ... задачу дальнейшего совершенствования эффективности коммерческой работы с тем, чтобы сохранить, а по возможности и упрочнить свое положение на рынке. Аналогичная проблема стоит ...

В прошлом году инфляция застыла на 12%, хотя борьба с ней велась в рамках предвыборных кампаний и сопровождалась широко разрекламированной, но бесполезной, по сути, заморозкой цен. Эти средства, понятное дело, были рассчитаны на широкие слои избирателей, которые из курса экономики усвоили то, что невидимая рука рынка должна быть жесткой и по возможности расти от первого лица

Между тем в условиях кризиса инфляция может стать темой болезненной не только для малообеспеченных граждан, но и для тех, кто еще недавно относил себя к среднему классу. В период экономических успехов эта часть населения приучила себя жить не, но средствам — в том смысле, что недостающий сегодня рубль всегда можно было взять в кредит. Сейчас банки ссужают деньги все менее охотно и все более осмотрительно, кроме того, перспективы менеджеров среднего и высшего звена на рынке труда выглядят не блестящими. «В первую очередь сокращения коснутся инвестиционных аналитиков, оценщиков, риск менеджеров, — говорит Лина Асриян, консультант группы «Финансы» кадрового холдинга АНКОР. — В ближайшее время ситуация скорректируется в пользу работодателей, что в свою очередь повлечет за собой определенное снижение уровня заработных плат».

Если зарплаты и не упадут, расти быстрыми темпами они тоже не будут: большинству отечественных компаний нужно рассчитываться по долгам с иностранными кредиторами, а значит, расходы на персонал, что называется, оптимизируют.

В итоге средний класс попадает под своеобразные «ножницы»: расходы сокращаются как минимум на ту часть, которую прежде составляли кредиты, а доходы будут расти в любом случае медленнее, чем цены. Следовательно, людям, так или иначе, придется менять свои взгляды на жизнь, или, выражаясь офисным языком, корректировать стратегии потребления.

Этот процесс, по словам президента Гильдии маркетологов Игоря Березина, происходит еще с прошлой осени: «Можно привести в пример белый сахар, который год назад стоил 20 рублей за килограмм, а сейчас — 30. Понятно, что потребителям деваться некуда. Никакой альтернативы нет. А вот темный тростниковый сахар как стоил 100 рублей, так и стоит. Потому что его потребители могут переключиться на белый, если их не устроит цена».

По мнению Игоря Березина, финансовый кризис коснется товаров повседневного спроса и продуктов питания в последнюю очередь. Что касается товаров необязательного потребления, то люди станут экономнее относиться к подобным расходам. В первую очередь стоит ждать существенного сокращения спроса на рынке дорогостоящих товаров, потому что, очевидно, что те, кто был связан с финансовым сектором, если не потеряют свою работу, то вряд ли смогут рассчитывать на различные вознаграждения, бонусы, выплачиваемые обычно в конце декабря, а особенно активно в марте-апреле. Но это не такая уж большая группа людей. Главное, чтобы проблемы финансового рынка не перекинулись на реальный сектор экономики.

В последнее время на полках магазинов можно было заметить появление новых неизвестных марок, товаров, которые продаются по сравнительно низким ценам, но по своему внешнему виду «маскируются» под дорогие. С одной стороны, можно подумать, что они создаются для того, чтобы причинить меньший дискомфорт людям, снижающим планку потребления и переходящим на продукты более дешевых марок. «Скорее всего, это просто результат политики производителя, который в любой ситуации старается привлечь внимание к своей продукции, посылая сигнал потребителю о том, что это качественный продукт, статусный и т.д., полагает Игорь Березин. Стоит обратить внимание на товары no brand под марками сетей. Сетям не надо тратиться на * разработку упаковки, марки, рекламных акций продукта. Увеличение потребления именно таких продуктов можно будет заметить».

По словам аналитика, ИК «Проспект» — Вероники Чекиной, в России может упасть уровень потребительского доверия: «Недавно международное агентство маркетинговых исследований Nielsen опубликовало исследование, согласно которому Россия вошла в десятку стран с наиболее высоким уровнем потребительского доверия. Сейчас, как мне кажется, ситуация будет меняться, так как в условиях мирового финансового кризиса и риска замедления темпов экономического роста потребительский спрос снижается и большинство граждан предпочитают уже не тратить, а сберегать»

Что же касается динамики повышения цен в элитных магазинах и магазинах экономкласса, то, по словам г-жи Чекиной, «подорожание на 15% картофеля ощущается покупателем не столь болезненно, как увеличение на такую же величину стоимости, ну, например, испанского хамона (сыровяленый окорок).

Другое дело, что хамон ест далеко не каждый, а картошку употребляют практически все».

В общем, представители среднего класса, если захотят, смогут устроить себе в следующем году даже отрицательную инфляцию. Если начнут ходить в более дешевые магазины. В этот раз наши собкоры, ведущие независимый мониторинг инфляции, сравнили стоимость одного и того же набора потребительских товаров в супермаркетах разных уровней, причем в обоих случаях фиксировались цены на самые дешевые марки из предложенных. Подробные результаты вы можете видеть в таблицах, однако в среднем корректировка стратегии потребления позволяет урезать расходы на 10 — 30%.

Кстати, поиском более дешевых товаров озабочены далеко не только менеджеры. По данным наших собкоров, в сентябре в ряде магазинов экономкласса можно было обнаружить некоторые товары по ценам существенно ниже, чем в апреле. Это значит, что принцип «чем дешевле, тем лучше» снова работает, а значит, в условиях кризиса придется забыть, о наметившейся было тенденции к вытеснению низкокачественного ширпотреба более добротными товарами.

Санкт-Петербург

Краснодар

Наименование товара

Цена в мрте 2008г., руб

Цена в сентябре 2008г., руб

Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб

Наименование товара

Цена в мрте 2008г., руб

Цена в сентябре 2008г., руб

Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб

Молоко

36,6

28

42,2

Молоко

20

19,6

18

Колбаса

123

102

182

Колбаса

130

151

203

Мясо (свинина)

118,5

180

270

Мясо (свинина)

163,6

238

354

Хлеб (белый)

16,8

17

25,2

Хлеб (белый)

13

14

13,5

Масло слив., 200 г

20

43

48,8

Масло слив., 200 г

156

151

220,59

Яйца

37,5

36

55

Яйца

30

32,4

31,4

Стиральный порошок

36

32,4

47,4

Стиральный порошок

40,5

20,9

20,4

Картофель, кг

13

11,9

18,5

Картофель, кг

19,1

12

10,9

Макароны, кг

44

38,4

47,4

Макароны, кг

17,6

20

26

Сахар

23

20,4

25,7

Сахар

20,3

21,2

19,3

Рыба

79,5

87,8

145

Рыба

83

94

137,7

Масло подсолнеч-ное

62,6

55

83,7

Масло подсолнеч-ное

54,4

63,6

53,4

Зубная паста

19

17,4

25

Зубная паста

10,4

11,1

219,9

Моющее средство

47

33

52

Моющее средство

38,9

22,2

22,2

Водка

114,5

114

143

Водка

105

79,9

64,4

Итого

791

814,3

1203,9

Итого

898,8

950,9

1214,69

Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 2,9 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 48% дороже.

Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 5,8 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 27,7 % дороже

Омск

Красноярск

Наименование товара

Цена в мрте 2008г., руб

Цена в сентябре 2008г., руб

Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб

Наименование товара

Цена в мрте 2008г., руб

Цена в сентябре 2008г., руб

Цена элитных магазинов в сентябре 2008г., руб

Молоко

29

27,5

31,5

Молоко

32

36

43,6

Колбаса

175,1

186

198,3

Колбаса

212

220

427

Мясо (свинина)

295,2

190

337,6

Мясо (свинина)

240

306

259

Хлеб (белый)

13,9

17

17,5

Хлеб (белый)

17,6

18,5

22,8

Масло слив., 200 г

41

42

43,5

Масло слив., 200 г

205

272,2

236,6

Яйца

37,8

27

31,8

Яйца

35

36,6

43,5

Стиральный порошок

35

39

45,7

Стиральный порошок

43

49

45,9

Картофель, кг

24

16

18

Картофель, кг

26

16,9

37,8

Макароны, кг

26,5

30

31,2

Макароны, кг

24

29,8

33,6

Сахар

27,8

21

30,6

Сахар

24,5

24,5

55,4

Рыба

90,2

80

104,4

Рыба

222

150

224,8

Масло подсолнеч-ное

62

66

77

Масло подсолнеч-ное

71,9

81,8

70,8

Зубная паста

28,2

23

29,3

Зубная паста

78,1

70,2

73,4

Моющее средство

28,2

23

29,3

Моющее средство

31,6

73,7

57,8

Водка

80

60

65

Водка

117

117

131,5

Итого

994,8

848,5

1092

Итого

1379,3

1502,2

1763,5

Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года снизилась на 14,7 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 28,6% дороже.

Цена потребительской корзины в магазинах экономкласса с марта по сентябрь 2008 года увеличилась на 8,9 %. А в магазинах премиум-класса тот же набор товаров стоит на 17,4 % дороже.

Вопрос о бензине

Можно ли остановить рост цен на топливо «доброй волей» сверху.

В Южном Медведкове только одна заправка. И та ЛУКОЙЛа. То есть дорогая. Но водители пока предпочитают заправляться здесь, а не на дешевых, но сомнительных АЗС. Во вторник литр 92-й марки бензина стоил в ЛУКОЙЛе 24,5 руб. Дизель продавался за 25,5. Немыслимое, надо сказать, еще месяц назад соотношение цен.

За час тут заправляется около сорока машин. За день больше тысячи. Каждый третий через стекло пытается высказать кассиру Елене Смоленковой все, что думает про текущую цену. Каждый пятый кричит. Периодически Смоленкова слышит какую-нибудь гадость в адрес Вагита Алекперова. «Последнее время цены растут быстро и терпение у людей совсем на исходе, — говорит кассир. — Срываются прямо на нас. А что мы можем сделать? Здесь для клиентов даже жалобный телефон поставили, но все равно жалуются нам!».

Водитель с 14-летним стажем Александр заправляет дизелем корпоративный грузовичок Hyndai. Вставляет кран в бак и тоскливо смотрит на счетчик, где бегут корпоративные рубли. Александр работает экспедитором в транспортной компании, развозит товар по точкам. Свою «десятку» Александр закатил в гараж — как обычно на лето — еще три месяца назад, тогда литр 92-го поднялся почти до 22 рублей. «Ездить летом невыгодно. Все знают, что в мае цены временно вырастают из-за посевной. На рубль, не больше, — вспоминает Александр собственное заблуждение. — А в этом году я даже не пойму, что происходит». Непредсказуемый рынок наказал на-ивного автолюбителя. Посевная закончилась, цены продолжили расти. В гараж, где стояла «десятка» проникли воры. Угнать не смогли, но вынули аккумулятор, поцарапали капот. И теперь, учитывая все обстоятельства, Александру в принципе уже не о чем волноваться. Другое дело — корпоративный грузовик. Скачок цен на дизель случился только недавно, и на прайс-листе его фирмы это пока никак не отразилось. Какое-то время логисты поработают в убыток, выполняя обязательства перед клиентами. Это значит, что Александр не будет получать комиссионных и бонусов… Сейчас он жалеет, что не продал тогда «десятку».

Заправляется дизелем и менеджер среднего звена Сергей, у него черная Suzuki Grand Vitara. За весну-лето дизель вырос почти в полтора раза. Зарплата менеджера Сергея не выросла никак. Тревожный дисбаланс уже толкнул некоторых его коллег с «дизелями» на крайность. В частности, покупать топливо, которое водители городских автобусов сливают со своих же бензобаков и продают в два раза дешевле АЗС. «Ситуация абсурдная, — возмущается Сергей, — дизель производят из бензиновых отходов. Но этот отход стоит в итоге дороже бензина. Нас просто толкают на преступление. Если цена поднимется до 30, все пойдут налево».

Водители стали снова возить с собой канистры

Недавно на одной из питерских заправок я увидел до боли знакомую картинку из прошлого: водитель легковушки достал из багажника канистры и, заправив полный бак, залил также привезенные с собой емкости. Но уже совсем скоро удивляться этому я перестал: деловитые водители с канистрами стали встречаться чаще. Впрочем, что удивляться, если цены на бензин растут день ото дня. Каждый раз, приезжая на заправку, видишь новые ценники. Вот и стараются автовладельцы хоть немного запастись стремительно дорожающим горючим.

Начиная с весны этого года, цены на бензин растут, просто ошеломительно. Конкретные цифры? Вот АЗС «Киришиавтосервис» (сеть принадлежит компании «Сургутнефтегаз») на набережной речки Карповки на Петроградской стороне. В начале второго квартала 2008-го литр АИ-92 стоил 20 рублей 30 копеек, сегодня уже 24,80. За три месяца подорожал на 4,50, то есть на 22% от исходной стоимости! Для владельца легковой машины (если считать емкость бака 50 литров) это дополнительно 225 рублей при каждой заправке. Ну а если заправляться 4 раза в месяц, получим 900 рублей дополнительно к основной стоимости, полная же стоимость четырех заправок под завязку (200 литров) составит 4960 рублей.

В середине июля средние розничные цены на топливо в Санкт-Петербурге составили: АИ-80 — 21,05 руб./л, АИ-92 — 25,09 руб./л, АИ-95 — 26,46 руб./л, АИ-98 — 28,63 руб./л и дизельное топливо — 25,45 руб./л.

Сначала месяца средняя розничная стоимость дизельного топлива в Санкт-Петербурге увеличилась на 0,7%, АИ-80 — на 0,9%, АИ-92 — на 1,1%, АИ-95 и АИ-98 — на 0,4%. В целом с начала 2008 года средние цены на ди-зельное топливо выросли на 24,9% (+5,07 руб./л), АИ-80 — на 21,3% (+3,69 руб./л), АИ-92 — на 20,3% (+4,23 руб./л), АИ-95 — на 15,9% (+3,63 руб./л), АИ-98 — на 16,5% (+4,05 руб./л).

Особенно остро стоит вопрос с самым ходовым сегодня бензином АИ-95, которым заправляют подавляющее большинство иномарок. Специалисты говорят о наличии «локального» дефицита оптовых поставок топлива этой марки. Из-за чего цены на него сегодня растут быстрее, чем на остальные марки бензина. По данным агентства «АИ-92», за период с 9 по 16 июля бензин марки АИ-95 подорожал в Петербурге на 0,83% (0,22 руб.).

Понятно, что у рядовых автовладельцев рост цен никакого энтузиазма не вызывает. 17 июля в Северной столице даже состоялась своеобразная акция протеста в популярной сегодня форме флешмоба. Акция под названием «Заправь один литр», по словам инициатора ее проведения лидера движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова, была призвана символизировать «безудержный рост цен на топливо и озабоченность автомобилистов этим нерадостным фактом». Правда, к снижению цен на горючее это не привело.

Впрочем, выходить на уличные акции готовы пока не все, кто-то просто не видит в этом большого смысла. «Мы подобные акции протеста пока не планировали, мне кажется, они, вряд ли могут как-то повлиять на ход дела, — рассказал «Новой» председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Цена топлива, учитывая количество собираемых с этого акцизов (более половины стоимости составляют акцизные сборы), это, по сути, государственная политика. Так что пока государственная политика не изменится, вряд ли что-то изменится и с ценами на бензин. К тому же еще накладывается ужесточение требований по качеству, переход на стандарт топлива Евро-4. Это, конечно, хорошо, что идет борьба за качество горючего и за снижение вредных выбросов, только делается это слишком в сжатые сроки, затраты на модернизацию производства вкладывают в конечную цену топлива, а затраты там, как вы понимаете, немалые. Ну а оплачиваем все это мы с вами».

Цены выросли на 20 процентов

Последние обновления на АЗС — 19-го июля. Литр 92-го бензина стоит 24 рубля, 95-го — 26, дизтоплива — 25,5. Очередная смена цифр вызывает у владельцев личного транспорта разную реакцию. Наиболее откровенно выражают свои эмоции, рассказывает заправщик Егор, сельские жители — крестьяне, фермеры. «Как сеять-то будем?..», «Как убирать?..». Они еще помнят те времена, когда посевные и уборочные кампании считались делом святым: тогда солярка стоила в области в разы дешевле любого бензина.

С уходом нефтезавода в «Сибнефть» эта разница становилась все менее ощутимой. Однако на время сельхозработ для аграриев делали скидки — на рубль-полтора за литр. Но с тех пор, как «Сибнефть» переехала в Санкт-Петербург, роль благодетеля сельских товаропроизводителей приходится брать на себя обл.правительству. Оно им дотирует 40 копеек за литр — почти ничего.

За литр дизтоплива — пять литров молока

Динамика роста цен на нефтепродукты особенно бьет по крестьянам. Единственный термин, который они используют в этой связи, — «грабеж», литра дизельного топлива в Воронежской области в разгар полевых работ практически сравнялась с АИ-95, достигнув уровня 25 рублей за литр.

Крестьянам остается только писать письма чиновникам и в редакции газет. Вот коллективное письмо от полусотни жителей села 2-й Красный Лиман Панинского района. Основной продукт, который краснолиманцы продают государству, — молоко. Если в магазинах литр молока стоит 25—30 рублей, то крестьянам Красного Лимана в этом году за него давали: в феврале — 9 руб., с 15 мая — 4,30. И твердо обещали, что 4,30 будет до августа. То есть за литр дизельного топлива надо отдать больше 5 литров молока. Фермеры посчитали: тонна солярки — 25 000 рублей, запчасти к уборочной тоже дорожают, а за пшеницу цену сбивают до 3—4 тысячи рублей за тонну. Стало быть, тонна солярки — восемь тонн пшеницы!

Тем временем Воронеж поставил в июле новый «рекорд»: цена бензина Аи-92 сравнялась в городе с его ценой в США. Около 20% воронежцев перестали постоянно пользоваться автомобилем (поданным центра «Контент»).

«Контент» же задал жителям вопрос: «При какой цене на бензин вы откажетесь от постоянного использования личного автомобиля?» Ответ: 25—30 руб. за литр — 10%; 30-35руб.- 10,5%;35-40руб. -6%;40-50руб. — 1%; не откажусь от постоянного пользования автомобилем —11,5%; уже перестал постоянно пользоваться автомобилем— 18,5%.

Динамика роста цен на основные виды топлива.

В среднем рост на 20-25 процентов Бензин марки АИ-92

2007″

2008

II кв.

III кв.

IVkb.

I кв.

II кв.

Средние по России

18,70

19,04

19,63

20,79

22,45

Северо-западный округ

18,76

19,32

20,07

21,04

22,80

Центральный округ

18,69

18,86

19,24

20,21

22,07

Сибирский округ

19,16

19,66

20,12

21,52

23,20

Дальневосточный округ

20,03

20,28

21,11

24,05

25,20

Бензин марки АИ-95

2007

2008

II кв.

III кв.

IVkb

I кв.

II кв.

Средние по России

20,13

20,47

21,

17

22,

38

23,87

Северо-западный округ

20,30

20,86

21,

91

22,

95

24,53

Центральный округ

19,95

20,17~1

20,

61

21,

52

23,26

Сибирский округ

20,66

21,11

21

86

23

68

25,12

Дальневосточный округ

21,03

21,41

22,

19

25,

07

26,17

Дизельное топливо

2007

2008

II кв.

III кв.

IVkb.

I кв.

II кв.

Средние по России

17,02

17,11

18,08

20,38

22,41

Северо-западный округ

17,42

17,55

18,77

20,92

23,51

Центральный округ

16,43

16,45

17,30

19,32

21,59

Сибирский округ

18,00

17,93

18,65

21,44

23,50

Дальневосточный округ-

19,27

19,23

19,91

. 23,09

24,43

Комментарии участников рынка

Юрий ЕРОСЕЕВ, начальник транспортного отдела ООО «Автотрансинвест»:

Конечно, ощущаем на себе пагубное влияние роста цен на топливо. Те планы, которые я строил в начале года, рушатся. Приходится что-то предпринимать. Например, сокращать количество автомобилей. Из-за этого я незаработаю тех денег, которые планировал. Прибыль сокращается, убытки растут.

Дмитрий ВОЗНЕСЕНСКИЙ, первый заместитель генерального директора ГК «Виктория»:

То, что топливо прибавляет в стоимости, негативно сказывается на транспортных компаниях. Даже в нашей логистике уже произошел десятипроцентный рост расходов на транспорт из-за цен на топливо. А впереди еще уборочная, так что цены, скорее всего, буду расти и дальше.

Владимир КАЛЯЦКИЙ, генеральный директор ТК «Байкал-Сервис»:

В мае 2008 мы были вынуждены были поднять тарифы на грузоперевозки из Москвы на 5%, в Москву — на 1%. Наши специалисты уверены, что стоимость топлива будет расти. Понятно, что для того, чтобы сохранить прибыль, перевозчики будут повышать цены на свои услуги.

Представитель компании-перевозчика «Ист-Галф»:

Безусловно, мы вынуждены постоянно повышать тарифы на оплату услуг. С мая цены на перевозки грузов выросли на 20%.

Руслан САДРЕТДИНОВ, заместитель генерального директора фирмы «Такси-ритм»:

Прежде всего, повышаются тарифы для тех водителей, которые берут автомобили в аренду. Также мы увеличиваем процент, взимаемый с дневной выручки водителей. Вообще изменение цен на аренду происходит с каждым повышением стоимости топлива примерно на 10%. Приходится поднимать и расценки на наши услуги в начале этого года стоимость такси выросла на 10%, и думаю, что вырастет еще на 10% где-то в августе-сентябре

По стоимости бензина в Сибири мы обогнали США и Саудовскую Аравию

На начало июля средняя розничная цена бензина А-95 в России составила 25,24 рубля за литр ($1,08).

В последнюю 25,80 рубля за литр ($1,11).

В некоторых российских регионах, например, в Чите, стоимость бензина достигла 32 рубля за литр ($1,38), Иркутске — 31,20 рубль за литр ($1,35).

То есть судя по показателям, мы обогнали США, Саудовскую Аравию (кстати, тоже крупнейшего производителя нефти) и Японию.

Розничные цены за бензин класса «Евро-супер-95» в странах Европы на начало июля

2008 года:

  • Болгария —1,8 доллара за литр Чехия — 2,15 доллара за литр Дания — 2,42 доллара за литр Греция — 1,99 доллара за литр Испания — 1,98 доллара за литр;
  • Эстония — 1,85 доллара за литр Франция — 2,34 доллара за литр Италия — 2,39 доллара за литр Латвия — 2,39 доллара за литр Литва —1,8 доллара за литр Нидерланды — 2,63 доллара за литр Австрия — 2,12 доллара за литр Польша — 2,2 доллара за литр Португалия — 2,39 доллара за литр Словакия — 2,14 доллара за литр Финляндия — 2,42 доллара за литр Швеция — 2,29 доллара за литр.

Средняя стоимость бензина других классов:

Россия — 1,11 доллара за литр (цена колеблется в зависимости от региона) США — 1,09 доллара за литр Япония — 1,50 доллара за литр Саудовская Аравия — 0,25 доллара за литр.

Приведенное сопоставление цен отнюдь не указывает на то, что цены на бензин в России ниже, чем в Европе, США и Японии. На самом деле, все зависит от качества бензина. Распространенную в России марку А-95, конечно, принято при анализе цен сопоставлять с «Евро-супер 95», однако в реальности он от них значительно отличается. В России бензина такого же качества, как американский и европейский классов «Премиум» и «Евро-супер 95», просто не существует. Для экспертов не секрет, что введенные шесть лет назад специальные ГОСТы, которые утвердили новые марки российских бензинов под названиями «Премиум Евро-95», «Супер-Евро-98» и другими, по количеству показателей, существующих для определения его качества, приблизительно в три раза меньше соответствующих параметров, принятых, например, в Европе. Но даже если не обращать внимание на разницу параметров, бензины с такими марками трудно назвать широко распространенными в России. Их выпускают несколько российских НПЗ, и на аукционах второй половины июля этого года их оптовая цена начиналась от 1,3-1,5 доллара за литр, то есть розничная цена будет от 1,7 доллара за литр и выше.

Федеральная служба государственной статистики. Бензин и дизельное топливо.

Средние потребительские цены и цены производителей в 2008 году.

В мае потребительские цены на бензин различных марок в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 1,7—2 раза.

Владимир МИЛОВ, президент Института энергетической политики:

Объяснение, что российские цены на бензин растут из-за увеличения цен на мировом рынке очень красивое. Но оно разбивается о простые цифры государственной статистики. Например, если в мае этого года средняя розничная цена 92-го бензина составляла 22 рубля 56 копеек за литр, то средняя оптовая цена, по которой этот бензин продавал нефтеперерабатывающий завод, — 11 рублей 49 копеек. То есть нам его продавали почти в два раза дороже.

Отсюда у меня вопрос: что происходит между нефтеперерабатывающим заводом и бензоколонками?

Митинг под лозунгом «Мы нищаем — страна богатеет»

В Красноярске 92-й бензин подорожал с начала года почти на 20%: с 21,50 руб. за литр до 25,50.95-м теперь торгуют по 7,30. В соседней Хакасии, куда красноярцы летом традиционно выезжают на отдых на собственных авто, 92-й стоит уже 27 руб.

Недавно на площади Революции. Красноярска против роста цен на топливо организованно выступили около 400 человек. Они развернули плакаты «Мы нищаем — страна богатеет», «Правительство, прекрати грабеж населения!». Разломали бутафорскую бензоколонку. Запрягли в автобус коня, что символизирует наши перспективы. Несмотря, на усилия милиции, пикетчики перегородили на несколько минут одну из центральных городских магистралей — улицу Маркса. Многие автомобилисты, которым пришлось остановиться, не возмущались действиями манифестантов, а напротив, их поддержали.

Один из владельцев компании, осуществляющей коммерческие перевозки горожан, сказал «Новой», что из-за роста цены на топливо его дело перестало приносить прибыль, и около половины маршрутных автобусов уже не выходят на линии. Половину все же выпускают, чтобы сохранить свое присутствие в бизнесе. Водители массово увольняются, автохозяйства вынуждены привлекать гастарбайтеров.

Меж тем краевые власти имеют подконтрольную сеть АЗС «Красноярскнефтепродукт». Цены на ее бензоколонках растут точно так же, только с опозданием в несколько дней. По мнению де-путата Заксобрания Всеволода Севастьянова, «при доброй воле властей Красноярского края в нашем регионе имеются возможности для снижения цен на бензин». Ждем «доброй воли»

Путин и «Газпром»

Как атрибутом президентской власти стал не ядерный чемоданчик, а газовый вентиль

В феврале 2008 года авторы настоящего доклада опубликовали независимый экспертный доклад «Путин. Итоги», где представили свое видение итогов деятельности и политического наследия второго президента Российской Федерации. В докладе «Путин. Итоги» мы дали нелестные, но, по нашему убеждению, справедливые, построенные на цифрах и фактах оценки результатам работы Владимира Путина, скрытым от глаз россиян за патокой официальной пропаганды, в различных сферах нашей жизни — экономике, армии, пенсионной системе, образовании и здравоохранении, дорожной инфраструктуре и других областях.

Однако многие читатели доклада справедливо отметили, что есть одна проблема, которой мы коснулись лишь отчасти, — это проблема состояния российской энергетики вообще и проблема главной энергетической компании страны, «Газпрома», в частности.

Так произошло не случайно. Мы считаем, что ситуация вокруг «Газпрома» требует отдельного разговора, который не может уместиться в пару-тройку абзацев. Во-первых, потому, что «Газпром» и то, что происходит в этой компании, имеет совершенно особенное значение для нашей страны в целом.

Во-вторых, потому, что о проблемах «Газпрома» мы знаем не понаслышке; в своей профессиональной деятельности мы имели к ним самое прямое и непосредственное отношение как бывший министр топлива и энергетики и заместитель министра энергетики России.

В-третьих, потому, что «Газпром» стал в своем роде специальным, личным проектом Владимира Путина — с самого начала своего президентства он тщательно опекал эту компанию, назначал на ключевые посты в ней близких к себе людей, детально вникал в ее дела. «Газпром» — один из немно-гих проектов, за которые Путина можно считать лично ответственным практически с самого начала его правления и по которым можно реально судить об итогах деятельности Путина.

В настоящем докладе мы намерены развить ………..

Страницы: [1] | |