Роль России в международных экономических организациях

Курсовая работа

36

В современных условиях экономика каждой страны невольно попадает в растущую зависимость от экономик других стран. Это проявляется в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное государство практически не может существовать изолированно от других стран, не вступая с ними в различные отношения. Экономические отношения между странами больше не ограничиваются внешней торговлей и обменом товарами. Они включают движение капитала между странами, трудовую миграцию, научно-технический обмен.

Международные экономические организации — это прежде всего специфическая форма проявления и организации экономического сотрудничества между разными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе общественного развития пределы действия международного права, характер международных организаций, а также их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой как бы равнодействующих двух объективных тенденций.

Основное внимание в исследовании уделяется международным экономическим организациям и их роли в развитии экономики России. Интерес к этой теме связан с усилением влияния экономических организаций на мировую экономику и особенно Россию.

Цель работы — представить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономике России.

В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:

  • ­ ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
  • ­ определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
  • ­ дать классификацию международных экономических организаций;
  • ­ показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
  • ­ дать анализ процесса присоединения России к ВТО;
  • Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1.1 Сущность и основные этапы развития международных экономических организаций

Международные экономические организации стали глобальным и всеобъемлющим явлением, оказывающим разностороннее влияние на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций представляет большой научный интерес.

Следует отметить, что международные экономические организации были предметом внимания экономистов с момента их создания. Исследование их сущности и роли нашло отражение в разногласиях и оценках рыночных и преднамеренных государственных факторов в развитии мировой экономики.

5 стр., 2235 слов

Анализ экономической ситуации в России и Липецкой области в 2009-2010 году

... экономической ситуации в России в октябре 2009г. Октябрь оказался благоприятным месяцем для России. Экономика демонстрировала все признаки возобновления роста, инфляция уже третий месяц подряд была нулевой. Экономическая ситуация в стране ... к такому высоко-рисковому виду, как экспресс-кредитование. Анализ экономической ситуации в России в феврале 2010г. В феврале 2010г состояние Российской экономики ...

До Великой депрессии 1930-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которые рассматривались как саморегулирующаяся система. Великая депрессия показала несостоятельность «рыночной романтики», которая полагалась исключительно на магическую силу «невидимой руки» рынка. Возникла потребность в новой теории, но такой, которая раскрыла бы только коренные причины разрушительных кризисов, но которая также вооружила бы политиков эффективными инструментами экономической стабилизации. Джон Кейнс подтвердил необходимость «активного вмешательства государства в экономические процессы. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. — М.: Экономистъ, 2005. — С. 12

«Великая депрессия» выявила взаимную зависимость экономик капиталистических стран. В связи с этим действия правительства одной страны в сфере народного хозяйства неизбежно влияли на экономические процессы других стран. Таким образом, появилась объективная потребность в межгосударственной координации экономической политики.

Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Особенностью этого этапа является решающая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ).

Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось созданием специализированных экономических структур внутри сообщества наций. Это создало определенный противовес монополии США на формирование мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.761

В целом система международных экономических организаций этого периода соответствовала потребностям развития мировой экономики, в основном целям крупнейших капиталистических стран. Характерные черты этой системы были следующие:

  • во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;
  • во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражает существенные изменения баланса сил в мировой экономике. Эти изменения были вызваны усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью некоторой экономической координации со странами социалистического блока. В результате формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

10 стр., 4623 слов

Вкр. Безносов. Оглавление Введение Глава Теоретические основы ...

... условий труда[25,с136]. Макарова И.К. Организация труда - это организационная система, имеющая своей целью достижение наилучших результатов использования живого труда в процессе производства.[15с98] Куракина Л.Ю. Организация труда – это система организационно – экономических, ... в области организации труда персонала своего предприятия. Значение организации труда возрастает по мере развития рыночных ...

Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения еще не означает качественно новой обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже не располагали. Кроме того, во многих организациях решения принимаются большинством, и каждая страна имеет только один голос. Включение большинства стран мира в орбиту международных экономических организаций явилось очень важным качественным изменением. Он показал, что мировая экономика находится в таком качественном состоянии, когда координация экономической политики и сотрудничества становится острой необходимостью для любой страны мира. В то же время различия в политической структуре даже отходят на второй план, а интересы экономических выгод выходят на первый план. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения — М.: Юристъ, 2006 — С. 136

Третий этап развития международных экономических организаций начался в 1970-е годы. Активизировалось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны начали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, равнозначного обмена с развитыми капиталистическими странами. После краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии экономические противоречия между промышленными державами усилились. Большое количество некоторых международных экономических организаций стало препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Потребность в координации экономической политики крупных капиталистических стран возросла по мере того, как их взаимозависимость в экономике еще больше возросла. В результате появился новый международный орган с ограниченным числом участников, внутри которого было легче добиться гармонизации. С 1975 г. такой орган стал действовать — стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя у этого форума нет постоянных органов и систем, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что «семерка» контролирует большую часть мировой экономики.

Четвертый этап развития международных экономических организаций связан с крахом социалистической системы. В результате распался Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации экономической политики республик бывшего СССР. Устранение идеологических основ участия в международных организациях бывших социалистических стран и республик СССР выявило направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы и Прибалтики устремились в европейские экономические организации. Украина, учитывая экономическую взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической политики в рамках СНГ. Но при этом он всячески подчеркивал свое стремление организовать Европейский Союз. Республики Средней Азии и Казахстан пытаются сформировать центральноазиатское экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство — в деятельности МВФ. Кроме того, Россия, как правопреемница СССР, вероятно, будет участвовать в ежегодных встречах G7 в качестве равноправного партнера, и G7 со временем превратится в G8». Мировая экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. — С. 264

1 стр., 422 слов

Россия в системе международных экономических отношений

... в стране. Иностранные фирмы, предла­гая товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем са­мым их предложение, что ведёт к снижению цен на них. Другая важнейшая форма международных экономических отношений ... долларов. Данная проблема тесно связана с изменением геополитического поло­жения России в мире. Необходимо слияние российских предприятий, образование финансово-промышленных групп для успешной ...

1.2 Классификация международных организаций

Систематизация международных экономических организаций — научная проблема, привлекающая внимание многих экономистов. При всем разнообразии подходов к классификации необходимо признать, что необходимо применять разные критерии. Критерий классификации трудно принять, поскольку международных экономических организаций много, они имеют разные функции и цели.

В публикациях западных экономистов и политологов международные экономические организации считаются наиболее распространенной формой международных экономических отношений.

Одним из первых теоретиков международных экономических организаций был Дж. Най (США).

Он избрал для своей типологической схемы 2 фактора: 1) географический, 2) характер деятельности. Соответственно он разделил все международные организации по географическому признаку на региональные и квазирегиональные (расположенные за пределами определенного географического региона).

А по характеру деятельности — на военные, политические и экономические. Согласно этой типологии ЕЭС, бывшая СЭВ и Латиноамериканская ассоциация свободной торговли принадлежат к региональным организациям. А МВФ — к квазирегиональным. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.762

О роли региональной организации легче судить но тому. чего она достигает на пути интеграции. Дж. Най анализирует различные уровни интеграции. Самый низкий уровень — это «некое подобие интеграции». для него характерны чисто символическое согласование экономической политики, обилие необязательных деклараций и решений для участников процедур согласования. Второй уровень — это создание «сообщества безопасности», в котором уже есть региональные структуры. Эти структуры фактически предотвращают возникновение военных конфликтов между странами-участницами.

Третий уровень интеграции — «функциональное сотрудничество». Его главная особенность — создание региональных банков и координация денежно-кредитной политики. Четвертый уровень означает создание различных экономических объединений — зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка и экономического союза. И пятый уровень интеграции — «прямое политическое объединение». По сути, это означает слияние участников в единое государство с единой валютой.

Представляют интерес исследования в области классификации международных организаций экономистов США: Лини X. Миллер, А. Лерой Беннет.

12 стр., 5683 слов

Международная торговля в мировой экономике

... структуру международной торговли. В заключении к реферату будут подведены некоторые итоги, будут сделаны выводы по изучаемому вопросу. 1. Суть и понятие международной торговли Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей ...

Миллер разделил все региональные организации на 3 группы: организации сотрудничества, союзы или альянсы (военно-политические) и функциональные организации. Беннет выделил дна основных класса международных организаций: глобальные (универсальные) и региональные. К глобальным организациям Беннет отнес ООН. интересно, что Беннетт называл региональные комиссии ООН региональными организациями, которые являются связующим звеном между ООН и региональными системами.

Анализируя цели и структуры существующих глобальных и региональных организаций, можно обнаружить, что при всем их разнообразии они однотипны по своей сути, имеют схожую структуру и цели. Вероятно, наиболее важным признаком организации является обеспечение глобальной или региональной «безопасности». «Безопасность» в широкой трактовке распространяется не только на военно-политические, но и на экономические аспекты региональных и межрегиональных отношений. При анализе основополагающих документов межгосударственных организаций (как глобальных, так и региональных) обнаруживается сходство целей и задач их сотрудничества. На первый план выдвигаются задачи экономического сотрудничества для прогресса и процветания каждой отдельной страны, целого региона или всего мирового сообщества. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ, 2003. — С. 267

Структурные и организационные механизмы международных организаций во многом схожи. Чаще всего высшим органом является собрание глав правительств, созываемое через определенные промежутки времени. Ежегодно проходят встречи министров иностранных дел, экономики, финансов и других ведомств. Созданы органы для работы в период между заседаниями на постоянной основе. По различным направлениям сотрудничества создаются комитеты и комиссии, состоящие из представителей всех стран-участниц. Обычно при решении главных проблем действует принцип консенсуса (согласия).

Несмотря на схожесть структур, механизмов функционирования, влияние международных экономических организаций неодинаково. Хотя ежегодные встречи на высшем уровне для той или иной организации являются обычным делом, они несопоставимы с точки зрения важности решаемых вопросов и результатов. Например, решения «семерки» по экономическим проблемам, бесспорно, окажут большее влияние на мировую экономику, чем обсуждение этих вопросов на региональной экономической комиссии ООН.

Успех международной экономической организации зависит от ряда условий. Важными факторами являются экономическая и политическая ориентация стран-участниц, а также схожесть национальных и государственных приоритетов внутренней и внешней политики. Кроме того, эффективность ассоциации зависит от уровня экономического развития стран. Контрасты и уровни экономического потенциала, как правило, приводят к обострению внутренних противоречий в экономической организации. При этом, чем выше уровень интеграции стран, тем острее «могут быть противоречия между богатыми и бедными странами-участницами. Взятые вместе, взаимодействие этих факторов определяет взаимосвязь между центростремительными и центробежными тенденциями в организации, уровень интеграционных процессов и их жизнеспособность. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.763

Западные страны, особенно США, придают большое значение регулированию международных экономических отношений через международные структуры. Соединенные Штаты, как глобальная сверхдержава, не игнорируют ни один регион мира. США первые оценили значение такого явления, как «регионализм».

15 стр., 7272 слов

Внешнеторговая политика стран с транзитивной экономикой

... торговля стран с переходной экономикой» актуальна сейчас так как с середины 90-х годов по мере демонополизации внешнеторговых операций и сближения внутренних и мировых цен внешнеторговая политика большинства стран ... Погорлецкий А.И., Максимова Л.М., Пузаков Е.П.,Колесов М.Н. Аннотация Армашова Е.А.. Реферат по курсу мировой экономики. Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ, 2006, 31с, 2 таблицы. Биография литературы ...

Одно из первых заявлении в поддержку «регионального партнерства» принадлежит бывшему президенту США Л. Джонсону. Он указал на «небескорыстность» интересов США к «регионализму». С тех пор, как заявил британский журнал The Economist, слово «регионализм» используется регулярно. Это означает «довольно расплывчатые принципы, с помощью которых можно привести в порядок целые континенты». Все последующие американские администрации выразили общую поддержку процессам региональной интеграции. Однако эта поддержка затрагивает лишь те организации, которые не противоречат стратегическим интересам США. Бородулина Л.П. Международные экономические организации: учеб. пособие / Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. — М.: Экономистъ, 2005. — С. 22

1.3 Основные международные экономические организации

К крупным международным экономическим организациям относятся те структуры, которые оказывают существенное влияние на «правила игры» в мировой экономике.

1.3.1 Всемирная торговая организация (ВТО)

Возникновение ГАТТ связано с попытками создать Международную торговую организацию (МТО).

Это было связано с желанием многих стран после Второй мировой войны искоренить протекционизм во внешней торговле. Новый внешнеторговый режим должен был основываться на либерализации и сотрудничестве между странами.

30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное соглашение под названием «Cteneral Agreement Tarif and Тгаdе» (ГАТТ).

В нем были определены принципы действия этой международной торговой организации. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт — Гаванский устав Международной торговой организации. Этот документ должен был вступить в силу через 2 месяца после ратификации большинством (более половины) стран, подписавших заключительный акт. Но этот устав в силу не вступил. Большинство стран, подписавших Гаванский устав, выжидали, какую позицию займут США. В США взяли верх сторонники протекционизма и устав МТО так и не был ими ратифицирован. Так как МТО не появилась на свет, страны, подписавшие ГАТТ, решили применять его принципы. Всемирная торговая организация // Конкурс. — 2002. — N 3. — С.2

Таким образом, ГАТТ — это порожденная текущим ходом событий организация. Аппарат ГАТТ ограничен — он включает в секретариат в Женеве, совет, состоящий из представителей стран-участниц. Механизм выработки и принятия решении в рамках ГАТТ представляет периодические длительные переговоры-раунды, которые длятся несколько лет.

ГАТТ исходит из следующих основных принципов:

1. Многосторонность внешней торговли.

2. Применение общего режима наибольшего благоприятствования

3. Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий.

4. Взаимность уступок.

5. Ведение внешней торговли на основе частного права. В ГАТТ установилась практика, в соответствии с которой все ограничения разбиты на «допустимые», попадающие под исключения, и «остаточные», подлежащие отмене. Эти особенности исходят из того факта, что ГАТТ в строго юридическом смысле является международным соглашением, а не организацией. На примере ГАТТ хорошо видно, что международные организации вырастают из многосторонних конференций. В случае ГАТТ этот процесс не доведен до конца с формальной точки зрения, то есть в системе ООН ГАТТ рассматривается как специализированное агентство де-факто.

17 стр., 8252 слов

Россия на мировом рынке услуг

... МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ В процессе перехода российской экономики на рыночные основы и ее интеграции в мировое хозяйство следует учитывать активную роль сферы услуг, ... Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько ... услуг с учетом тенденций развития мирового рынка и предстоящего присоединения России к ВТО имеет важное значение для экономического развития страны. ...

В настоящее время в деятельности ГАТТ в тех или иных формах участвуют более 150 стран, в том числе и Россия. За время действия ГАТТ было проведено 8 многосторонних торговых переговоров-раундов (МТП).

На первых пяти конференциях-раундах согласовывалось снижение тарифов но принципу «уступка за уступку». Было согласовано 67 тысяч взаимных уступок, затрагивающих более 21 миллиарда долл. годового экспорта в мировой торговле. В 1964-1967 годах был проведен шестой раунд, известный под названием «Кеннеди-раунд». В результате сложных переговоров было достигнуто соглашение о снижении таможенных пошлин до конца 1971 года в среднем на 35%.

Восьмой, «Уругвайский раунд» переговоров ГАТТ открылся в 1986 г. Впервые в истории ГАТТ в повестку дня переговоров были включены вопросы регулирования мировой торговли услугами (транс-порт, страхование, банковские операции), торговые аспекты защиты интеллектуальной собственности. Также впервые в истории ГАТТ было признано необходимым увязать переговоры с урегулированием мировых валютно-финансовых конфликтов, включая внешнюю задолженность.

По итогам «уругвайского раунда» была создана Всемирная торговая организация (ВТО).

После официального начала функционирования ВТО с 1 января 1995 г. ГАТТ стало ее составной частью. Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. — 2003. — N 25. — С.23

1.3.2 Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Как отмечают многие экономисты, глобальные экономические проблемы выдвигают перед мировым сообществом новые и сложные задачи. Их успешное решение зависит от согласованных усилий всех стран. В этой связи роль ООН в решении глобальных экономических проблем возрастает.

Одна из целей ООН — организация многостороннего сотрудничества в решении международных проблем экономического характера (п. 3 ст. 1 Устава).

За пятьдесят лет механизм экономического сотрудничества в ООН претерпел определенные изменения. Одним из важнейших событий было создание в 1964 г. Конференции ООН но торговле и развитию (ЮНКТАД).

Она получила статус постоянного органа Генеральной Ассамблеи ООН.

Главные задачи ЮНКТАД:

­ формирование принципов и политики международной торговли,

­ разработка рекомендаций в этой области,

­ подготовка многосторонних юридических актов в области международной торговли.

В круг ведения ЮНКТАД входят проблемы торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, морской транспорт и страхование, коммерческие аспекты передачи технологии, вопросы экономической интеграции между развивающимися странами.

Основными органами ЮНКТАД являются конференция (следует различать два понятия: «конференция» как наименование самой организации и как название ее высшего органа) и Совет по торговле и развитию. Конференция собирается на Сессии раз в 4 года (как правило, на уровне министров н глав правительств).

Членство в Совете открытое и устанавливается на основе пожелания каждого государства. В качестве вспомогательных органов Совета действуют 7 специализированных комитетов: по сырьевым товарам, промышленным товарам, невидимым статьям (услугам) и финансированию, но морским перевозкам, по преференциям, по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, по передаче технологии. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.763

75 стр., 37215 слов

Развитие сферы услуг в мировой экономике на примере отдельных ...

... стран 1 7.2. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран 4 7.3. Развитие экономики в европейских странах 6 7.4. Развитие экономики в США и Японии Тема 8. Экономика развивающихся стран ... содержат данные, необходимые для анализа важнейших аспектов социальных процессов и уровня жизни ... отрасли сферы услуг). Каждая отрасль экономики в свою очередь расчленяется на так называемые ...

Сессии ЮНКТАД можно рассматривать как многосторонние экономические форумы под эгидой ООН. Большинство решении ЮНКТАД не имеют обязательной силы и носят рекомендательный характер. Но это не лишает их определенного правового значения, свойственного рекомендательным нормам международного нрава. В целом ЮНКТАД оказала определенное влияние на решение проблем мировой торговли. Под эгидой ЮНКТАД были продлены или обновлены международные товарные соглашения (МТС) но олову, сахару, кофе, какао, пшенице, по натуральному каучуку. В рамках ЮНКТАД было принято соглашение о создании «Общего фонда» для сырьевых товаров. Деятельность ЮНК-ТАД повлияла на принципы ГАТТ, в частности был введен более благо-приятный торговый режим для развивающихся стран. ЮНКТАД была основоположником недискриминационных льгот в системе международной торговли. Несомненен вклад ЮНКТАД в создание новой комплексной системы регулирования мировых товарных рынков. Сегодня нельзя представить системы международных экономических организации без ЮНКТАД, без ее вклада в концепцию мировой торговли и раз-вития, без ее исследований и многочисленных совещаний экспертов. Сегодня ЮНКТАД объединяет 168 стран. Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. — 2005. — N 5. — С.2-18; N 6. — С.2

1.3.3 Международный валютный фонд

Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.

Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей по текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников. Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. — 2007. — Т.5, N 5. — С.80

МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом, МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран. Кюн Иг Сон. МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть. — 2004. — N 3. — С.64

46 стр., 22775 слов

Место и роль России и Китая в современной мировой политике

... и механизма взаимодействия двух стран. Реакция России и Китая на проблемы глобальной безопасности. ... большой объем и обилие материала монографии оказали определенную помощь для написания ... имеющихся противоречий путем переговоров в рамках созданных двумя странами политических и ... России на период до 2020 Энергетическая стратегия России на период до 2020 года [Электронный ресурс] Реальная Экономика ...

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.

МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его киоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам — «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,7%, Германия — 5,5%, Япония — 5,5%, Великобритания — 4,9%, Франция -4,9%, Саудовская Аравия — 3,4%, Италия — 3,1%, Россия — 2,9%, Доля стран ЕС-26, 2%. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда. В середине 1994 г. членами Фонда были 178 государств. Денисов А. МВФ: как прожить бывшему кредитору? // Россия в глобальной политике. — 2007. — Т.5, N 5. — С.80

1.3.4 Международный банк реконструкции и развития (МБРР)

МБРР или Мировой Банк как и МВФ — детище Бреттон-Вудса. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно его уставом, официально вступило в силу в 1945 г. Банк начал функционировать с 1946 г.

Цель Мирового Банка — содействие экономическому развитию стран-участников путем предоставления им долгосрочных кредитов, гарантирования частных инвестиций. Мировой Банк предоставляет ссуды исключительно платежеспособным заемщикам в основном для того, чтобы финансировать потенциально высокорентабельные проекты. Он заимствует свои ресурсы на рынках развитых стран. Поэтому его кредиты предоставляются на рыночных условиях. Членами Мирового Банка могут быть только страны, вступившие в МВФ. В систему Мирового Банка входят его филиалы — Международная ассоциация развития (MAP) и Международная финансовая корпорация (МФК).

MAP, созданная в 1960 г. нацелена на оказание помощи самым бедным странам на привилегированных условиях. МФК, учрежденное в 1956 г. занимается мобилизацией национальных и иностранных капиталов для развития частного сектора в странах третьего мира». Сегодня МФК также активно работает в России и бывших социалистических странах. Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2003. — N 12. — С.81

Руководящим органом Мирового Банка является Совет управляющих и Директорат (исполнительный орган).

Совет, состоящий из министров финансов или управляющих центральными банками стран-членов, собирается на сессии раз в год. Причем МВФ и МБРР проводят их совместно. Право голоса в органах МБРР определяется паем в уставном капитале (аналогично МВФ).

Наибольшую долю голосов имеют США — 17%. Квота России — 1,8% голосов. В середине 1993 г. членами МБРР были 176 стран. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.764

Большинство проектов с участием Банка в 80-годы осуществлялось в форме «совместного финансирования» с тремя основными категориями партнеров: государственными и международными организациями развития, органами экспортного кредитования развитых капиталистических стран, коммерческими банками. Новым направлением работы Банка, непосредственно не связанным с кредитованием инвестиционных проектов, стало финансирование структурных реформ в развивающихся странах. Изменился и характер кредитования Банком некоторых секторов экономики, Сегодня Банк финансирует, прежде всего, структурные преобразования экономики в целом.

В 1988 г. в рамках Мирового Банка было учреждено многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Его цель — стимулирование иностранных капиталовложений в экономику развивающихся стран путем обеспечения долгосрочных гарантии некоммерческих рисков. В условиях кризиса задолженности развивающихся стран существенно возросла роль МБРР в регулировании задолженности и координации внешних займов. Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2003. — N 12. — С.81

Возрастание роли банка в мировой экономике отразилось на его структуре. Появился; Экономический комитет, который имеет право давать политическую оценку займам, одобрять или отклонять их. Важное значение имеют ежегодные Отчеты Банка, публикуемые в печати и дающие уникальную экономическую информацию.

1.3.5 Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Расположенная в Париже и созданная в 1961 г. ОЭСР объединяет 24 промышленно развитые капиталистические страны. ОЭСР является преемницей организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданной в 1948 г. для реализации «плана Маршалла» по восстановлению после второй мировой войны экономики Западной Европы.

Целью деятельности ОЭСР является содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, выработке наиболее эффективной экономической политики. Достижение этих целей строится на основе многосторонней координации макроэкономической политики стран-участниц. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: пер. с англ. — М., 2001. — С.764

2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам. Саркисянц А. МВФ и Россия в меняющемся мире // Независимая газета. — 2000. — 15 февр. — С.9

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на пять лет; он собирается один раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся один раз в два года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю. Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции — это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует на заседаниях Директората (без права голоса, за исключением случаев, когда голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3%, что потребует внесения в бюджет МВФ дополнительных валютных средств, зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличится до 8 млрд. долл. Общий бюджет фонда в последние годы ХХ столетия составлял более 200 млрд. долл. Последний официальный займ Россия должна была получить в 1998 г. Кроме 13,8 млрд. долл. для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1 млрд. долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.), Индонезии (2,2 млрд. долл.).

Россия свой кредит так и не получила, а потом вообще отказалась от займов у МВФ. Председатель Правительства РФ М. Касьянов в одном из интервью весной 2001 года заявил, что необходимости брать кредиты у Международного валютного фонда у нашей страны нет и в ближайшие годы не возникнет. Кюн Иг Сон. МВФ как субъект мировой политики и интересы России // Власть. — 2004. — N 3. — С.64

2.2 Россия и МБРР

Россия стала членом М БРР 16 июня 1992 г. В 1992-1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.).

В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения — семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.).

Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Школяр Н. Международные банки развития и Россия // Мировая экономика и междунар. отношения. — 2003. — N 12. — С.81

2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).

В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ).

РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Кузнецова И.П. ВТО: история, основы функционирования, проблемы // ЭКО. — 2005. — N 5. — С.2-18; N 6. — С.2

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ).

Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. — Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 59 стран-членов (27 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) — как один член).

С 23 февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг — около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров. Полуэктов А.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Конкурс. — 2006. — N 6. — С.14

Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам . Их цель — определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок в основном завершены со всеми членами Рабочей группы по присоединению России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО имеется понимание, что они поддержат присоединение России к ВТО без проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР и др.).

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. — М.: Экономика, 2003. — С. 34

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS, составившие основу позиции Российской Федерации на данных переговорах: репрезентативный период — 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9 млрд. долларов. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 27 июля 2007 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по размерам субсидий за 2001-2003 гг., ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций 1 марта 2007 г., консолидированные материалы по «желтой» и «зеленой» корзинам. Дискуссия в целом была сосредоточена на технических вопросах. О ходе переговоров по присвоению России к ВТО// Интернет-ресурс/ http://www.wto.ru/russia.asp?f=dela&t=11

3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (28) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Австралия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, Китай, Доминиканская республика, Гондурас, ЕС, Эквадор, Египет, Венгрия, Индия, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Сингапур, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, США, Венесуэла. Богачева Е. ВТО на грани кризиса // Финанс. — 2003. — N 25. — С.23

Наиболее сложно переговоры продвигались по таким чувствительным секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Кроме того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий доступа на российский рынок поставщиков услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.).

Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

В июле и октябре 2006 г. были проведены серии интенсивных консультаций с американской делегацией, по итогам которых 19 ноября 2006 г. в рамках форума АТЭС, с США были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг.

4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы Всемирная торговая организация // Конкурс. — 2002. — N 3. — С.2:

1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих «стандартных» положений с момента присоединения России к ВТО;

2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);

3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования «ВТО+»): присоединение к «необязательным» соглашениям по правительственным закупкам. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются Доронина Н.Г. Всемирная торговая организация: история становления и правовые аспекты вступления / Доронина Н.Г., Лавренов В.С. // Журн. рос. права. — 2004. — N 11. — С.81:

­ либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, а также ш ………..

Страницы: [1] | |