Научная статья РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА Социология

Научная статья

Текст научной статьи на тему «РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА»

(ОБЩЕСТВО И ЭКОНОМИКА, № 12, 2005

© 2005 г.

В. Тишков

член-корреспондент РАН ?

директор Института этнологии и антропологии РАН «

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА И ЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА

«й Опыт перехода к рыночной экономике, становления предпринимательства, адаптации населения к новым условиям свидетельствует, что разные страны и разные этнические группы в разной мере продвинулись на этом пути. При анализе этой ситуации иногда называют не только такие причины, как неодинаковый стартовый уровень развития экономики, особенности политической ситуации, выбор правящими элитами методов своего обогащения и т.п., но и этнокультурную специфику. Иногда констатируется, что, например, русские в процессе рыночной трансформации оказались менее подвижными, менее заинтересованными в статусном росте, чем представители других национальностей, например, если сравнить их с народами Закавказья, татарами или некоторыми другими национальностями. К таким утверждениям, даже подкрепленным материалами исследований, нужно относиться с осторожностью. Вопрос о том, существует ли в реальности некая зависимость между национальностью, этническим фактором и способностью к адаптации в рыночных условиях, достаточно сложен. Есть опасность, что влияние различий в исторических условиях развития и в нынешней экономической и политической ситуации в ареале проживания того или иного народа будет недооцениваться и подменяться преувеличенной трактовкой значимости «крови», этнической принадлежности. А это может иметь негативные последствия: вместо того, чтобы преобразовывать общественные условия, препятствующие рыночной адаптации, менять общественные стереотипы, в обществе будет консервироваться, со ссылкой на исторически детерминированную национальную специфику, некая «самобытность» или же затрачиваться ресурсы на якобы некогда существовавшую «историческую норму». Но это может порождать саморазрушительную обреченность в подходе к социально-экономическим преобразованиям и неравенство представителей той или иной этнической общности в условиях современной экономики, которое одновременно выступает оправданием торможения инновационных процессов в обществе.

12 стр., 5649 слов

Экономика и экономическая теория : Инфраструктура рыночной экономики

... общества. При административно-плановой системе хозяйствования подход к инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне ... и интеллектуального развития населения. Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального ...

То, что мы называем этничностью, включает в себя не только язык, мировидение, мифологию и прочее, но и традиции, связанные с системой

жизнеобеспечения. Нельзя сводить этничность к специфическим духовным ценностям. Огромную роль играет сфера материальной культуры, т.е. система хозяйствования, пища, одежда, жилище и некоторые другие формы материальной культуры. Материальная культура только в малой степени вытекает из духовных ценностей этнической группы, поскольку исторически формировалась в определенных природно-климатических условиях, постоянно подвергалась техническим инновациям и культурным заимствованиям, а также воздействию мировых цивилизационных достижений. Более того, не духовная культура определяет материальную, а, наоборот, в большей степени научно-технический прогресс и инновационная деятельность людей, природные и материальные ресурсы, которыми обладают людские сообщества, воздействуют на культурное производство, включая культурные ценности. Это воздействие может быть противоречивым, но в основном оно ведет к модернизации духовных ценностей в свете общего прогресса общества, гуманизации общественной жизни, сотрудничеству и сближению людей с разными этнокультурными корнями как условию более гармоничного, менее конфликтного существования полиэтничных сообществ в рамках государств. Государства на основе этнокультурного разнообразия проживающего в них населения сами формируют более сложные национальные культурные комплексы и традиции в системе экономического и культурного поведения людей. В России — это российская национальная культура, материальные и духовные компоненты которой сложились и развиваются на основе многих этнических традиций с безусловным преобладанием среди них культуры русского народа и русского языка.

Системы жизнеобеспечения различных этнических групп, некогда сильно отличавшиеся, в современную эпоху сближаются, прежде всего, в силу развития мирового производства на основе общих технологий и появления сходных форм трудовой организации (частный аграрный производитель-фермер, компания, банк и т.п.).

Система жизнеобеспечения -это определенный строй экономической жизни, хозяйственный опыт, трудовые традиции, трудовая этика. Эта система складывалась и менялась на протяжении истории у разных народов, но под понятием «народ» можно понимать как этнические общность и традицию, так и население государства и его национальную традицию. Поэтому можно говорить, например, о трудовых навыках и традициях, скажем, русских, татар, чукчей, баварцев, аляскинских старожилов, американских индейцев. Также как россиян, немцев, американцев и т.д. Это принято и вполне научно. Но следует помнить и о том, что условия и образ жизни наций (как многоэт-

ничных гражданских сообществ) и этносов (этнических групп) постоянно, особенно в XX веке, развивались и модернизировались. Это особенно явно прослеживается в новейшей истории народов. Поэтому городское население, если его сравнивать с сельским, уже не так привязано к традиционным хозяйственным комплексам, в том числе этнически обусловленным. И вообще можно говорить о том, что современное трудовое поведение членов этнических сообществ отражает некую общую установку под названием «интересы людей», которая определяется базовой для любого людского сообщества социальной стратегией. Элементами такой стратегии являются, прежде всего, желание преуспеть в жизни, обеспечить себя, свое потомство, достичь определенных жизненных благ, исполнить определенную социальную миссию, на понимание которой этническая принадлежность оказывает некоторое влияние, но это влияние никогда не было определяющим (если не иметь в виду какие-то исторические кризисные моменты, связанные с угрозой существованию этноса), а в современную эпоху перспективна тенденция к снижению этого влияния. И уместнее стремиться соответствовать требованиям современной экономики, чем ссылаться на русские народные сказки и поговорки, вроде преимуществ «лежания на печи» как чего-то не просто «исконно русского», но и более морального, противостоящего «бездумному» прагматизму и «презренному» стяжательству.

19 стр., 9428 слов

Особенности экономической культуры в России

... и традиций не могут развиваться естественным путем, консервируют те или иные элементы культуры (в частности, экономической) на протяжении жизни многих поколений. В конечном итоге изменение общественных отношений (возвращение экономики ... мысли о том, что буржуазия является его основным, главным врагом. Люди гуманитарных профессий, «пролетарии умственного труда» были выходцами преимущественно из низших ...

Нельзя забывать, что многое из того, что относится к экономическому поведению людей и трудовой морали и т.п. и то, что привыкли связывать с этническими факторами или этническими традициями, вовсе не закреплено жестко за определенной этнической группой, а обусловлено историческим опытом страны, государства, системой, в которой живет этот этнос. Так в трудовом поведении советских людей, независимо от национальности, ярко проявлялось отсутствие достаточных стимулов к труду при социализме, уравниловка, не говоря уже о полном отсутствии возможностей для подлинного предпринимательства. Одно из базовых проявлений мировосприятия, которое свойственно представителям всех национальностей в социалистическом мире, было, например, такое: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».

Общая социальная и экономическая культура, которая складывается в рамках государства, гораздо мощнее влияет на процесс рыночной трансформации, чем партикулярные этнические и культурные традиции. Более того, если сохраняется какая-то этническая партикулярность или малая этнокультура, то она сохраняется чаще всего не на уровне отдельной национальной группы, скажем, кабардинцев, балкарцев, ингушей, че-

ченцев, а на уровне определенных региональных комплексов, где есть общие климатические, хозяйственные условия, которые действуют на протяжении длительного времени. Поэтому русский, который живет на Северном Кавказе, вместе с ингушем или осетином на протяжении десятилетий и даже столетий, в своем хозяйственном опыте, трудовом поведении, в своей адаптации больше повторяет ингушей или балкарцев, чем русских поморов, которые живут в Архангельской области. Поэтому культурный фактор воздействует не менее, а даже более мощно, чем партикулярная культура каждого этноса. Хотя на этническом факторе часто зацикливаются все неофиты в области обществоведения, которые вторгаются в этническую тематику. Часто им кажется, что именно в этносе они найдут что-то, что поможет им понять российскую реальность. Доходит до того, что предлагают создавать какие-то особые хозяйственные отношения, поскольку де у нас особая этнокультура, отторгающая мировой опыт.

Разумеется, складывались и отчасти сохраняются местные традиции там, где люди занимались, например, земледельческим трудом, в частности, на Восточно-европейской равнине, есть горные местности, где есть свои традиции. Есть лесная или степная зоны. Там живут и русские, и украинцы, даже в третьем поколении, нанайцы и т.д. Но этнические различия между ними, особенно в сфере хозяйственной деятельности, зачастую не столь важны. Важнее общегосударственная и региональная политика, которая все больше формирует традиции, по сравнению с этнонацио-нальным фактором.

14 стр., 6602 слов

Экономический человек и рациональное экономическое поведение

... экономического человека и его рациональное экономическое поведение. Целью данной работы является рассмотрение и анализ концепции экономического человека и рационального экономического поведения. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач: 1. Рассмотреть понятия и сущность экономического человека. 2. Проанализировать понятие экономической рациональности, экономического ...

Более того, в мировой социальной и культурной антропологии существует общий взгляд относительно того, что способность человека к инновациям гораздо более выражена, чем приверженность традициям. И абсолютизировать традицию как некую детерминанту поведения человека, особенно культурно-этническую, я бы не стал. Мой вывод прост — культурно-детерминированная склонность людей к адаптации, модернизации, восприятию технологических достижений является гораздо более сильной, чем принадлежность к определенному этносу, и эта культурная детерминанта формируется все более под влиянием глобальных процессов, а не национальных традиций. Кстати, наше поколение быстро, всего за десять-двенадцать лет, сменило многие жизненные привычки и ориентиры. Новые, продиктованные становлением рынка установки уже в основном восприняты массовым сознанием, более того, мы научились за эти годы жить в новых рыночных условиях. Большинство населения, независимо от национальной принадлежности, воспринимает эти условия как

естественные. Несмотря на низкий жизненный уровень значительной части населения, ре

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работы по теме «Социология»