Торные) занятия

Самостоятельная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета «Управления

человеческими ресурсами»

д-р экон.наук, проф. В.Г. Былков

_______________________

«_____»__________________2014 г.

Рабочая программа дисциплины

ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕСУРСНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б1.В.5 Направление подготовки 39.04.02 Социальная работа Магистерская программа Экономика, право, организация и управление в социальной работе

Квалификация (степень) выпускника Магистр

Форма обучения очная, заочная

Очное обучение Заочное обучение

Курс 1 1

Триместр 1.2 1.2

Лекции 10 6

Практические (семинарские, лабора- 20 10

торные) занятия

Самостоятельная работа 78 92

Всего часов 108 108

Курсовая работа нет нет

Зачет (триместр) нет нет

Экзамен (триместр) 1.2 1.2

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «Социологии и социальной работы» «2» сентября 2014 г. протокол № 1.

Рабочая программа согласована. Заведующий выпускающей кафедрой «Социологии и социальной работы» _________________ И.С. Карпикова

(подпись) «2» сентября 2014 г.

Иркутск, 2014 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекоменда ций и ПрООП ВО по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа.

боты, кандидат экономи ческих наук

Рецензент Доцент кафедры социо логии и социальной ра- Е.И. Нефедьева

боты, кандидат экономи ческих наук 1. Цели освоения дисциплины Целью учебной дисциплины «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» является формирование системных знаний и представлений об экономических основах социальной работы, формах, методах и технологиях экономической и практической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей человека и социальные преобразования в обществе. Также целью курса является, формирование у магистрантов системы знаний о механизмах и экономических основах деятельности учреждений социальной сферы, особенностях ресурсного обеспечения социальных организаций, а также проблем политики ресурсосбережения и оценки эффективности их деятельности. Для достижения цели необходимо решение в процессе преподавания курса следующих задач: формирование системы теоретических представлений о предмете, объекте и принципах курса, о его структуре и особенностях методологии; формирование теоретических знаний по организационно-экономическим основам ресурсной обеспеченности социального учреждения; формирование представлений об организации экономической деятельности общепрофильных и специализированных социальных учреждений и служб; ознакомление с особенностями политики ресурсосбережения социального учреждения, методики оценки эффективности деятельности социальных организаций, а также рассмотрение способов привлечения ими ресурсов (например, фандрайзинговые кампании); выявление особенностей экономических отношений в сфере образования, медицинского обслуживания, культуры, науки и жилищного хозяйства, а также рассмотрение вопросов, связанных с финансированием этих сфер.

22 стр., 10967 слов

Кафедра социальной работы

... критерии социального государства; сущность социальной безопасности, основные угрозы социальной безопасности, роль социальной политики для осуществления социальной безопасности; - основные парадигматические типы социальной политики; исторические парадигмы социальной политики в России; модели социальной политики за рубежом; - основные направления деятельности ...

2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Содержание учебного курса имеет междисциплинарный характер, что обеспечивается тесными межпредметными связями с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, которые являются базовыми компонентами государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Социальная работа» магистр. К таким дисциплинам относятся: «Современные теории социальной работы» (Б1.Б.5), «Проблемы совершенствования социального законодательства» (Б1.В.7) и др. Учебный курс «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» входит в состав вариативных дисциплин профессиональной подготовки магистра социальной работы. В итоге изучения курса будущие магистры социальной работы приобретают основные знания и практические умения для организации социально-экономической деятельности в системе учреждений социальной сферы. Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: «Проблемы реформирования социальной сферы и социальной работы» (Б1.ДВ.5.1), «Проблемы совершенствования социального законодательства» (Б1.В.7).

Изучение дисциплины «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» дополняет последующее освоение дисциплин: «Квалитология в социальной работе» (Б1.Б.4).

Освоение дисциплины позволит подготовиться к дисциплинам: «Теория и практика управления в социальной работе» (Б1.Б.3), «Проектная методология в социальной работе» (Б1.ДВ3.1).

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.

Компетентностная карта дисциплины Код компе- Компетенция тенции

ПК–5 способностью привлекать и использовать ресурсы государства, бизнеса

и общественных организаций для решения проблем социального бла гополучия на основе принципов и технологий реализации современно го социального партнерства ПК–13 готовность к организации межведомственного взаимодействия и ис (частично) пользованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному

оздоровлению общества

Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ПК – 5

12 стр., 5534 слов

Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...

... человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». Проблематикой социальной работы и вопросами, связанными с профессией социального работника занимались ...

Уровневое описание признаков компетенции ПК-5:

Способность привлекать и использовать ресурсы государства, бизнеса и обществен ных организаций для решения проблем социального благополучия на основе принципов и

технологий реализации современного социального партнерства

Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Показывает глубокие предметные знания об основ(91 – 100 баллов) ных положениях научной дисциплины «экономика обще ственного сектора», принципах функционирования обще ственного сектора как экономического ресурса социаль ной защиты и социальной работы; принципах, методах и

методиках определения эффективности его функциони рования; владеет на высоком уровне понятийно категориальным аппаратом; умеет грамотно формулиро вать и осуществлять исследовательские задачи в рамках

экономики общественного сектора и экономического

пространства социальной работы. Способен оценивать

научно-практическую значимость и применимость ре зультатов научных исследований в рамках экономики

общественного сектора и экономического пространства

социальной работы для формулирования рекомендаций и

создания механизмов повышения социальной и экономи ческой эффективности функционирования системы соци альной защиты. Способен использовать ресурсы государ ства, бизнеса и общественных организаций для решения

проблем социального благополучия на основе принципов

и технологий реализации современного социального

партнерства. Базовый Знает основные положения научной дисциплины (71 – 90 баллов) «экономика общественного сектора», принципах функци онирования общественного сектора как экономического

ресурса социальной защиты и социальной работы; прин ципы, методы и методики определения эффективности

его функционирования; умеет применять понятийно категориальный аппарат; умеет формулировать исследо вательские задачи в рамках экономики общественного

сектора и экономического пространства социальной рабо ты. Способен оценивать научно-практическую значи мость и применимость результатов научных исследова ний в рамках экономики общественного сектора и эконо мического пространства социальной работы для форму лирования рекомендаций и создания механизмов повы шения социальной и экономической эффективности

функционирования системы социальной защиты. Спосо бен использовать ресурсы государства, бизнеса и обще ственных организаций для решения проблем социального

благополучия на основе принципов и технологий реали зации современного социального партнерства. Минимальный Имеет представление об основных положениях научной (41 – 70 баллов) дисциплины «экономика общественного сектора», прин ципах функционирования общественного сектора как

экономического ресурса социальной защиты и социаль ной работы; принципах, методах и методиках определе ния эффективности его функционирования; умеет приме нять понятийно-категориальный аппарат; Может переска зать учебный материал.

В результате освоения дисциплины:

Студент должен знать: – основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья; – опыт развития социального партнерства и социальной работы в России и других странах; – источники права, систему права и систему законодательства в России; – содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения; – основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья; – общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе; – основные положения научной дисциплины «экономика общественного сектора»; принципы функционирования общественного сектора как экономического ресурса социальной защиты и социальной работы; принципы, методы и методики определения эффективности его функционирования; – подходы к определению понятия эффективности в системе социальной защиты и в социальной работе, методологию и методику оценки эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья.

30 стр., 14547 слов

Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста, ...

... трудах, которых рассматривалась проблема социальных технологий в сфере социальной защиты и социальной поддержки пожилых людей. Анализ социально-экономических, психологических, правовых, этических аспектов социальной политики в отношении пожилых людей представлен в работах О. Белоконь, С. А. Беличевой1, ...

Студент должен уметь: – использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья; – формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны; – оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания; – использовать основные критерии социального благополучия; – оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания; разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда специалистов учреждений социальной защиты; – использовать результаты научных исследований в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы для разработки критериев и методик оценки эффективности деятельности социальных работников; – формулировать и осуществлять исследовательские задачи в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы; – формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания.

Студент должен владеть: – навыками организации, планирования экономических процессов в сфере социального обслуживания; – способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения; – способностью оценивать научно-практическую значимость и применимость результатов научных исследований в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы для формулирования рекомендаций и создания механизмов повышения социальной и экономической эффективности функционирования системы социальной защиты; – способностью составлять и реализовывать программу оценки и повышения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения на основе результатов научных исследований проблемы эффективности в экономическом пространстве социальной работы; – методиками оценки качества и эффективности социального обслуживания; – основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами.

29 стр., 14360 слов

Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические ...

Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы. Перед началом практики руководитель дипломного проектирования в соответствии с заданием по теме дипломной работы и объектом исследования выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике. В этом задании определяются основные направления разработки ...

4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

4.1. Содержание разделов дисциплины

Очная форма обучения

Виды учебной Формы текущего

Раздел и тема работы, вклю- контроля успеваемо№ дисциплины чая самостоя- сти п/п тельную работу

студентов и

Семестр

трудоемкость (в

часах)

Практич.

Семинар

Лаборат.

Самост.

Лекции

раб. 1 Раздел 1. Предмет экономи- 1.2 2 6 26 Контрольная работа,

ки социальной сферы обсуждение докладов,

кейс, творческие за дания, эссе, группо вая дискуссия 1.1 Предмет, принципы и задачи Контрольная работа,

курса «Экономика социаль- 1.2 1 2 8 кейс

ной сферы» 1.2 Экономическое пространство Обсуждение докладов,

социальной работы и социаль- 1.2 1 2 8 творческие задания,

ной сферы эссе 1.3 Нормативно-правовая база Творческие задания,

экономической деятельности 1.2 — 2 10 групповая дискуссия

в сфере социальной защиты 2 Раздел 2. Проблемы ресурс- Контрольная работа,

ного обеспечения социальной творческие задания,

работы групповые дискуссии

1.2 6 8 26 обсуждение докладов,

опрос, письменные

работы, творческие

задания 2.1 Ресурсная обеспеченность Письменные работы,

1.2 2 4 8

социальной работы творческие задания 2.2 Фандрайзинг как способ Контрольная работа,

привлечения ресурсов творческие задания,

1.2 2 2 8 групповые дискуссии

обсуждение докладов,

опрос 2.3 Использование методики Защита рефератов,

многофакторного SWOT- опрос,

анализа для разработки 1.2 2 2 10 творческое задание