МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ
И ПРАВА»
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета «Управления
человеческими ресурсами»
д-р экон.наук, проф. В.Г. Былков
_______________________
«_____»__________________2014 г.
Рабочая программа дисциплины
ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РЕСУРСНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б1.В.5 Направление подготовки 39.04.02 Социальная работа Магистерская программа Экономика, право, организация и управление в социальной работе
Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения очная, заочная
Очное обучение Заочное обучение
Курс 1 1
Триместр 1.2 1.2
Лекции 10 6
Практические (семинарские, лабора- 20 10
торные) занятия
Самостоятельная работа 78 92
Всего часов 108 108
Курсовая работа нет нет
Зачет (триместр) нет нет
Экзамен (триместр) 1.2 1.2
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры «Социологии и социальной работы» «2» сентября 2014 г. протокол № 1.
Рабочая программа согласована. Заведующий выпускающей кафедрой «Социологии и социальной работы» _________________ И.С. Карпикова
(подпись) «2» сентября 2014 г.
Иркутск, 2014 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекоменда ций и ПрООП ВО по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа.
боты, кандидат экономи ческих наук
Рецензент Доцент кафедры социо логии и социальной ра- Е.И. Нефедьева
боты, кандидат экономи ческих наук 1. Цели освоения дисциплины Целью учебной дисциплины «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» является формирование системных знаний и представлений об экономических основах социальной работы, формах, методах и технологиях экономической и практической деятельности, направленных на удовлетворение потребностей человека и социальные преобразования в обществе. Также целью курса является, формирование у магистрантов системы знаний о механизмах и экономических основах деятельности учреждений социальной сферы, особенностях ресурсного обеспечения социальных организаций, а также проблем политики ресурсосбережения и оценки эффективности их деятельности. Для достижения цели необходимо решение в процессе преподавания курса следующих задач: формирование системы теоретических представлений о предмете, объекте и принципах курса, о его структуре и особенностях методологии; формирование теоретических знаний по организационно-экономическим основам ресурсной обеспеченности социального учреждения; формирование представлений об организации экономической деятельности общепрофильных и специализированных социальных учреждений и служб; ознакомление с особенностями политики ресурсосбережения социального учреждения, методики оценки эффективности деятельности социальных организаций, а также рассмотрение способов привлечения ими ресурсов (например, фандрайзинговые кампании); выявление особенностей экономических отношений в сфере образования, медицинского обслуживания, культуры, науки и жилищного хозяйства, а также рассмотрение вопросов, связанных с финансированием этих сфер.
Кафедра социальной работы
... критерии социального государства; сущность социальной безопасности, основные угрозы социальной безопасности, роль социальной политики для осуществления социальной безопасности; - основные парадигматические типы социальной политики; исторические парадигмы социальной политики в России; модели социальной политики за рубежом; - основные направления деятельности ...
2.Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Содержание учебного курса имеет междисциплинарный характер, что обеспечивается тесными межпредметными связями с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, которые являются базовыми компонентами государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Социальная работа» магистр. К таким дисциплинам относятся: «Современные теории социальной работы» (Б1.Б.5), «Проблемы совершенствования социального законодательства» (Б1.В.7) и др. Учебный курс «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» входит в состав вариативных дисциплин профессиональной подготовки магистра социальной работы. В итоге изучения курса будущие магистры социальной работы приобретают основные знания и практические умения для организации социально-экономической деятельности в системе учреждений социальной сферы. Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: «Проблемы реформирования социальной сферы и социальной работы» (Б1.ДВ.5.1), «Проблемы совершенствования социального законодательства» (Б1.В.7).
Изучение дисциплины «Экономика социальной работы и проблемы ее ресурсного обеспечения» дополняет последующее освоение дисциплин: «Квалитология в социальной работе» (Б1.Б.4).
Освоение дисциплины позволит подготовиться к дисциплинам: «Теория и практика управления в социальной работе» (Б1.Б.3), «Проектная методология в социальной работе» (Б1.ДВ3.1).
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Компетентностная карта дисциплины Код компе- Компетенция тенции
ПК–5 способностью привлекать и использовать ресурсы государства, бизнеса
и общественных организаций для решения проблем социального бла гополучия на основе принципов и технологий реализации современно го социального партнерства ПК–13 готовность к организации межведомственного взаимодействия и ис (частично) пользованию потенциала социальной инфраструктуры по социальному
оздоровлению общества
Ключевой компетенцией, формируемой в процессе изучения дисциплины является ПК – 5
Специфика деятельности специалиста по социальной работе в Центрах ...
... человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы». Проблематикой социальной работы и вопросами, связанными с профессией социального работника занимались ...
Уровневое описание признаков компетенции ПК-5:
Способность привлекать и использовать ресурсы государства, бизнеса и обществен ных организаций для решения проблем социального благополучия на основе принципов и
технологий реализации современного социального партнерства
Уровень освоения Признаки проявления Продвинутый Показывает глубокие предметные знания об основ(91 – 100 баллов) ных положениях научной дисциплины «экономика обще ственного сектора», принципах функционирования обще ственного сектора как экономического ресурса социаль ной защиты и социальной работы; принципах, методах и
методиках определения эффективности его функциони рования; владеет на высоком уровне понятийно категориальным аппаратом; умеет грамотно формулиро вать и осуществлять исследовательские задачи в рамках
экономики общественного сектора и экономического
пространства социальной работы. Способен оценивать
научно-практическую значимость и применимость ре зультатов научных исследований в рамках экономики
общественного сектора и экономического пространства
социальной работы для формулирования рекомендаций и
создания механизмов повышения социальной и экономи ческой эффективности функционирования системы соци альной защиты. Способен использовать ресурсы государ ства, бизнеса и общественных организаций для решения
проблем социального благополучия на основе принципов
и технологий реализации современного социального
партнерства. Базовый Знает основные положения научной дисциплины (71 – 90 баллов) «экономика общественного сектора», принципах функци онирования общественного сектора как экономического
ресурса социальной защиты и социальной работы; прин ципы, методы и методики определения эффективности
его функционирования; умеет применять понятийно категориальный аппарат; умеет формулировать исследо вательские задачи в рамках экономики общественного
сектора и экономического пространства социальной рабо ты. Способен оценивать научно-практическую значи мость и применимость результатов научных исследова ний в рамках экономики общественного сектора и эконо мического пространства социальной работы для форму лирования рекомендаций и создания механизмов повы шения социальной и экономической эффективности
функционирования системы социальной защиты. Спосо бен использовать ресурсы государства, бизнеса и обще ственных организаций для решения проблем социального
благополучия на основе принципов и технологий реали зации современного социального партнерства. Минимальный Имеет представление об основных положениях научной (41 – 70 баллов) дисциплины «экономика общественного сектора», прин ципах функционирования общественного сектора как
экономического ресурса социальной защиты и социаль ной работы; принципах, методах и методиках определе ния эффективности его функционирования; умеет приме нять понятийно-категориальный аппарат; Может переска зать учебный материал.
В результате освоения дисциплины:
Студент должен знать: – основы современной теории социального благополучия, качества жизни, физического, психического и социального здоровья; – опыт развития социального партнерства и социальной работы в России и других странах; – источники права, систему права и систему законодательства в России; – содержание экономических процессов, протекающих в сфере социального обслуживания населения; – основные технологии обеспечения социального благополучия, физического, психического и социального здоровья; – общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе; – основные положения научной дисциплины «экономика общественного сектора»; принципы функционирования общественного сектора как экономического ресурса социальной защиты и социальной работы; принципы, методы и методики определения эффективности его функционирования; – подходы к определению понятия эффективности в системе социальной защиты и в социальной работе, методологию и методику оценки эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья.
Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста, ...
... трудах, которых рассматривалась проблема социальных технологий в сфере социальной защиты и социальной поддержки пожилых людей. Анализ социально-экономических, психологических, правовых, этических аспектов социальной политики в отношении пожилых людей представлен в работах О. Белоконь, С. А. Беличевой1, ...
Студент должен уметь: – использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья; – формировать духовный потенциал участников программы обеспечения благополучия населения своей страны; – оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания; – использовать основные критерии социального благополучия; – оценивать экономическую и социальную эффективность деятельности в сфере социального обслуживания; разрабатывать системы мотивации и стимулирования труда специалистов учреждений социальной защиты; – использовать результаты научных исследований в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы для разработки критериев и методик оценки эффективности деятельности социальных работников; – формулировать и осуществлять исследовательские задачи в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы; – формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания.
Студент должен владеть: – навыками организации, планирования экономических процессов в сфере социального обслуживания; – способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения; – способностью оценивать научно-практическую значимость и применимость результатов научных исследований в рамках экономики общественного сектора и экономического пространства социальной работы для формулирования рекомендаций и создания механизмов повышения социальной и экономической эффективности функционирования системы социальной защиты; – способностью составлять и реализовывать программу оценки и повышения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения на основе результатов научных исследований проблемы эффективности в экономическом пространстве социальной работы; – методиками оценки качества и эффективности социального обслуживания; – основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами.
Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические ...
Содержание преддипломной практики определяется темой дипломной работы. Перед началом практики руководитель дипломного проектирования в соответствии с заданием по теме дипломной работы и объектом исследования выдает студенту индивидуальное задание по преддипломной практике. В этом задании определяются основные направления разработки ...
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
4.1. Содержание разделов дисциплины
Очная форма обучения
Виды учебной Формы текущего
Раздел и тема работы, вклю- контроля успеваемо№ дисциплины чая самостоя- сти п/п тельную работу
студентов и
Семестр
трудоемкость (в
часах)
Практич.
Семинар
Лаборат.
Самост.
Лекции
раб. 1 Раздел 1. Предмет экономи- 1.2 2 6 26 Контрольная работа,
ки социальной сферы обсуждение докладов,
кейс, творческие за дания, эссе, группо вая дискуссия 1.1 Предмет, принципы и задачи Контрольная работа,
курса «Экономика социаль- 1.2 1 2 8 кейс
ной сферы» 1.2 Экономическое пространство Обсуждение докладов,
социальной работы и социаль- 1.2 1 2 8 творческие задания,
ной сферы эссе 1.3 Нормативно-правовая база Творческие задания,
экономической деятельности 1.2 — 2 10 групповая дискуссия
в сфере социальной защиты 2 Раздел 2. Проблемы ресурс- Контрольная работа,
ного обеспечения социальной творческие задания,
работы групповые дискуссии
1.2 6 8 26 обсуждение докладов,
опрос, письменные
работы, творческие
задания 2.1 Ресурсная обеспеченность Письменные работы,
1.2 2 4 8
социальной работы творческие задания 2.2 Фандрайзинг как способ Контрольная работа,
привлечения ресурсов творческие задания,
1.2 2 2 8 групповые дискуссии
обсуждение докладов,
опрос 2.3 Использование методики Защита рефератов,
многофакторного SWOT- опрос,
анализа для разработки 1.2 2 2 10 творческое задание