Центрально-Черноземный район

Самостоятельная работа
  • умение систематизировать полученную информацию;
  • умение делать выводы.

4. Продолжить формирование предметных компетенций: работа с тематической картой.

Тип урока:

Форма учебной деятельности:, Оборудование:

Ход урока:

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Опрос на знание географических объектов.

Перед изучением темы обучающиеся получают список объектов, начинают отмечать объекты на контурной карте. На каждом уроке опрашиваются по 2-3 ученика. Контроль за правильностью ответов, осуществляет учитель или обучающийся, который отлично знает карту и уже сдал по ней зачет. Опрашиваемый отворачивается от карты и ему задаются вопросы на взаиморасположение объектов: севернее или южнее, западнее или восточнее, больше или меньше по площади и т.д.

2. Опрос на выявление закономерности.

1) Найти в заданном ряду лишний объект. Объяснить почему. Тула, Орел, Тверь, Белгород.

(Тверь, все остальные находятся на Среднерусской возвышенности).

2) Найти признак, который объединяет объекты. Ярославль, Тверь, Владимир, Тамбов.

(Города расположены на берегу реки Волга и ее притоках).

III . Изучение новой темы .

1. Занесите данные визитной карточки района в тетрадь.

Состав Центрально-Черноземного экономического района: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

Площадь: 167,7 тыс. км², или 1,1% территории страны;

  • Население: 7,9 млн. чел.

Плотность населения: 44 чел./км²,

Уровень урбанизации: 64 % населения проживает в городах.

2. Используя карту атласа «Экономическое районирование» ответьте на вопро

1) С какими экономическими районами граничит Центрально-Черноземный экономический район?

2) Используя карты атласа «Экономическое районирование» и «Топливная промышленность» ответьте на вопрос. Как район расположен по отношению к топливным базам?

3) Имеет ли район выход в Мировой океан?

4) Соседство с Украиной это + или – с точки зрения экономико-географического положения района?

5) Составьте схему «Особенности экономико-географического положения». В схеме отразите положительные и отрицательные черты ЭГП района.

2. Природные условия и ресурсы.

7 стр., 3208 слов

Территориальная организация хозяйства Воскресенского района Саратовской области

... района. Объект курсовой работы - Воскресенский район Саратовской области. Предметом изучения курсовой работы является территориальная организация хозяйства в Вольском районе. При написании работы ... экономики 3.1 Сельское хозяйство 3.2 Растениеводство 3.3 Животноводство 3.4 Производственная деятельность в районе ... 36,7% населения района. По всем Сельским Поселениям района: коэффициент рождаемости ...

6) Почему район имеет такое необычное название?

7) Установите по климатической карте, благоприятны ли природные условия.

8) По карте «Центральная Россия» определите, имеются ли на территории района свои полезные ископаемые? На сколько названные полезные ископаемые важны для развития экономического района и страны?

9) По карте определите, есть ли на территории района топливная база?

10) Назовите крупные реки и озера, если таковые имеются, на территории района. Сделайте вывод об их достатке.

В формировании хозяйственного комплекса Центрально Черноземного экономического района (Ц. Ч. Э. Р.) важную роль играют наличие богатейших запасов железных руд, массивов плодородных черноземных земель в сочетании с благоприятными агроклиматическими условиями и удобное экономико-географическое положение. Центрально-Черноземный экономический район граничит с ведущим промышленным районом страны — Центральным и удобно расположен по отношению к топливно-энергетическим базам Поволжья, Северного Кавказа и Украины. Природные условия региона характеризуются умеренной континентальностью. Несмотря на засушливость, условия благоприятны для ведения сельского хозяйства. Рельеф Центрального Черноземья выражен Среднерусской возвышенностью и Окско-Донской низменностью.

Природные условия и ресурсы

Минеральные ресурсы Центрально-Черноземного экономического района представлены уникальными запасами железных руд Курской магнитной аномалии, месторождениями огнеупорных глин, металлургических доломитов, медно-никелевых руд, бокситов и отдельными видами минерально-строительного сырья.

Запасы железной руды Курской магнитной аномалии оцениваются в 43,4 млрд.т по категории А + В + С1 + С2, а балансовые исчисляются в триллионах тонн. Курская магнитная аномалия — одна из крупнейших железорудных провинций мира. В настоящее время разведаны 17, а интенсивно используются 4 месторождения.

Основные запасы железной руды провинции сосредоточены на территории двух областей — Белгородской и Курской, а общая ее площадь составляет 160 тыс. км². Железорудное сырье представлено двумя типами руд: богатыми с содержанием железа до 62% и бедными с содержанием железа до 36%.

Медно-никелевые месторождения Воронежской области образуют третью по значению медно-никелевую провинцию РФ. Имеются месторождения бокситов в Белгородской области, но из-за большой глубины залегания и сложных гидрогеологических условий они пока не эксплуатируются.

Широкий спектр нерудного сырья используется в металлургии, стройиндустрии, химической промышленности, сельском хозяйстве района. К ним относятся огнеупорные глины Воронежской области, металлургические доломиты Липецкой области, мел и цементные мергели Белгородской и Воронежской областей, фосфориты в Курской области и т. д.

Центрально-Черноземный экономический район остродефицитен по топливно-энергетическим ресурсам и использует практически полностью привозное топливо.

Лесные ресурсы имеют в основном почвозащитное, рекреационное значение. Промышленная эксплуатация лесов не играет сколько-нибудь значительной роли в обеспечении района деловой древесиной.

Водными ресурсами район беден, что неблагоприятно для его хозяйственного развития.

Земельные ресурсы района выделяются качеством: 80 % составляют почвы черноземного типа.

3. Население Центрально-Черноземного района

11) Занесите статистические данные в тетрадь.

12) Проанализируйте.

13) Выявить особенности населения данного экономического района.

Население Центрально-Черноземного экономического района составляет 7,9 млн.чел., или 5,3% численности населения РФ. В городах проживает 61,6% населения, в сельской местности 38,4% населения. По плотности населения (47,0 чел. на км²) регион занимает одно из ведущих мест в России. В связи с интенсивным развитием железорудно-металлургического комплекса в регионе, а также с тем, что в течение долгого времени район поставлял трудовые резервы в другие регионы страны, в Центрально-Черноземном экономическом районе была нарушена половозрастная структура, что повлекло за собой снижение рождаемости и увеличение показателя смертности населения.

В результате в районе, одном из первых в России, началась естественная убыль населения. В последующие годы ситуация несколько улучшилась за счет небольшого увеличения рождаемости в 1985–1987гг. и за счет эмигрантов из районов межнациональных конфликтов и русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья, но продолжает оставаться критической.

Численность трудовых ресурсов имеет тенденцию к снижению, и район из разряда трудоизбыточных, возможно, перейдет к разряду трудодефицитных.

IV . Закрепление изученного материала

1. Каждый обучающийся выполняет задания по трем вариантам. Более сильные обучающиеся успевают выполнить все три варианта. Каждому выдается комплект вопросов.

2. Задания пронумерованы по вариантам.

3. Обучающиеся в тетрадях чертят таблицу:

№ карточки

п/№

Ответ

Оценка

Примечание

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

2

1

2

2

2

3

2

4

2

5

3

1

3

2

3

3

3

4

3

5

4. Все обучающиеся начинают выполнение заданий первого варианта.

5. Обучающийся поднимает руку, говоря этим, что он справился с заданиями первого варианта.

6. Учитель предлагает перейти к выполнению заданий второго (третьего) варианта. При затруднении ученик может обратиться за помощью к учителю или другому обучающемуся, справившемуся с заданием.

7. По истечении времени (заранее оговаривается, сколько времени могут работать обучающиеся, обычно 15-18 минут достаточно) подводятся итоги.

Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О его соседях известно следующее:

О первом., О втором., О третьем., О четвертом.

Назовите субъект Х и его соседей. По возможности прокомментируйте подробности. После определения объекта, попробуйте охарактеризовать его. Дополните информацию про соседей.

V. Итог . Вывод.

1) Назовите положительные и отрицательные черты ЭГП Центрально-Черноземного района.

2) Назовите положительные и отрицательные черты природных ресурсов и условий.

3) Каковы особенности населения изучаемого экономического района?

Основные направления развития Центрально-Черноземного экономического района. Одним из основных направлений дальнейшего развития Центрально-Черноземного экономического района является создание высокотоварного и многопрофильного сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне. Также в районе перспективны производства минеральных удобрений и производство синтетических материалов. В Белгородской области перспективно развитие цементной промышленности на базе собственных ресурсов.

VI. Домашнее задание: