18 |
Организационные основы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
1.Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Реализация реформы системы государственной службы и муниципальной службы в механизме противодействия коррупции
Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями противодействия коррупции являются:
- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- обеспечение независимости средств массовой информации;
- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
2.Мотивы коррупционных проявлений в системе государственной службы и муниципальной службы и формы их преодоления
Если говорить о государственных служащих, то они могут распоряжаться таким ресурсами: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл своего существования. Поэтому государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений. Предполагая, что каждый стремится преумножить свою прибыль, можно прийти к выводу, что коррупция – это естественное экономическое проявление, связанное с деятельностью конкретных лиц, обличенных полномочиями для принятия решений в системе органов государственной власти и управления. В этом плане существуют наиболее общие ситуации, которые создают мотивы для коррупции, иными словами, для привнесения рыночного правила «поиска выгоды» в системе государственного регулирования: 1. Частные фирмы и лица пытаются понизить издержки, налагаемые на них правительством в форме налогов, потребительских правил и регулирований. Эти действия могут выражаться в конкуренции за государственный контракт, за квоту на экспорт или на импорт, но может быть и результатом желания частной фирмы освободиться от налога (тогда коррупция является теневым аналогом налогообложения).
Взятки понижают издержки у тех, кто их заплатил. 2. Бюрократы в общественном секторе могут быть слабо мотивированы хорошо исполнять свою работу из-за низкой зарплаты и низкого уровня внутреннего контроля. Вместе с тем, чрезмерное вмешательство государства создает ограничения для частного рынка и, следовательно, возникают мотивы нарушить эти ограничения, в чем заинтересованы сами экономические агенты, прибегая к подкупу чиновника. Кроме того, регулирование рынка государством, как, например, выдача разрешения или лицензии, приводит к тому, что монополист – чиновник, владеющий правом на выдачу разрешения – имеет возможность воспользоваться своим положением в личных целях. Значит, чиновник, так же как и агент, имеет мотив в виде личной выгоды, нарушая свои обязательства перед государством. Отсюда, коррупция как общий термин обозначает корыстное использование своего положения в обществе в личных целях
Пять основных сфер, реформы в которых способствуют воплощению в жизнь всеобъемлющей антикоррупционной стратегии:
- ™¦ социальные программы;
- ™¦ система управления общими органами государственной (муниципальной) власти;
- ™¦ подсистема управления правоохранительными органами;
- ™¦ общественное мнение;
- ™¦ социальные институты РїРѕ предупреждению коррупции.
Методы борьбы с взяточничеством используются разные — в зависимости от формы и характера взяток.
Первая группа — мелкое взяточничество. В России оно во многом обусловлено низким уровнем доходов. Отсюда в качестве важнейшей меры преодоления этого зла является повышение уровня заработной платы работников государственных учреждений и предприятий. Кроме этого, должно быть четкое законодательство, определяющее сроки исполнения заявлений и просьб населения и меры наказания за нарушения установленного порядка прохождения документов, а также за получение взяток.
Вторая группа — крупное взяточничество, осуществляемое коррумпированными органами власти. В основном оно порождено экономическими реформами, приведшими к распаду народнохозяйственного комплекса как целостного хозяйства. В результате сложившаяся система управления и контроля была разрушена, а новый экономический механизм не сформировался. В итоге стали возможными такие явления, как финансово-экономическая пирамида «МММ»; массовая утечка капиталов за рубеж, которая достигает $24 млрд в год; отъезд из страны огромного количества наиболее квалифицированных рабочих и научных работников и т. д.
В этих условиях, чтобы снизить уровень крупного взяточничества, нужны более тщательный отбор кадров во властные структуры с использованием семи основных принципов, приведенных нами выше; создание действенной системы управления и контроля, правовых норм поведения работников властных структур управления с учетом повышенных норм ответственности за выявленные случаи взяточничества. Следует создавать такие условия, при которых величина потерь значительно превышает размеры доходов, получаемых работником от взяток. И наконец, необходимо создание атмосферы честности в обществе.
Третья группа — взяточничество незаконными структурами. Методы борьбы в этом направлении предполагают главным образом принятие законодательной базы, исключающей саму основу возникновения незаконных структур, и строгое наказание виновников, допускающих случаи вымогательства и взяточничества.
3.Социально-экономические меры противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе.
В рамках социально-экономических мер представляется необходимым выполнение следующих действий:
- уменьшение наличного оборота, расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль над движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;
- коммерциализация части социальных (в том числе — коммунальных) услуг, введение в этой сфере конкуренции превращают коррумпированный рынок дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;
- делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);
- введение реальной зависимости системы предоставления основных услуг населению от самого населения через его влияние на формирование эффективного местного самоуправления;
- приведение к единству реальной и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);
- использование опыта международных и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.
4.
Эффективность использования информационных технологий по профилактике коррупции.
Одним из наиболее значимых источников распространения коррупции в нашем обществе является низкая информированность населения о личных правах, об обязанностях различных властных структур и ведомств, а также крайняя сложность или даже, порой, невозможность доступа к нужной информации. Учитывая то, что принципиальным врагом коррупции является прозрачность, наиболее действенным способом борьбы с коррупцией является преобразование нашего общества в общество информационное. Как показывает опыт развитых стран, для построения наиболее эффективного и основательного фундамента информационного общества необходимо повсеместное развитие информационных технологий (ИТ).
Бурное развитие информационных технологий, и особенно, наиболее значимого в данном контексте продукта ИТ – Интернет, невозможно без государственной поддержки. Согласно социологическим исследованиям, для популяризации Интернет в обществе необходимо довести процентное соотношение пользователей Интернет к численности населения более 10%. А при достижении соотношения более 20% Интернет развивается без поддержки извне. К счастью, сегодня существуют регионы, которые уже перешагнули за 10% рубеж, однако, существуют и такие, где численность Интернет – сообщества составляет менее 1%. Неудивительно, что именно эти регионы, в основном, относятся к так называемым «проблемным».
Необходимо сделать работу бюрократии информационно прозрачной. В информационной прозрачности, в первую очередь, должно быть заинтересовано государство, так как это является оптимальным средством контроля деятельности и эффективности расхода средств различными госструктурами, работающими с населением. Это позволит сделать ясной общую структуру выполняемых чиновником процессов и операций, что повысит прозрачность его работы. Исчезнет, так нравящееся каждому чиновнику, ощущение незаменимости. Поэтому вряд ли можно ожидать от чиновничества страстной поддержки идеи внедрения ИТ, которая приведет к потере собственной значимости.
Конечно, само по себе популяризация Интернет не может решить проблему формирования информационного общества. Более того, такая популяризация невозможна без параллельного решения проблемы информационного содержания Интернет. Под информационным содержанием в данном конкретном случае понимается официальная информация о работе различных государственных служб и ведомств, доступных через Интернет. Исследования свидетельствуют о том, что любая услуга, перемещенная в Интернет для всеобщего доступа, за сравнительно короткое время значительно совершенствуется, во многом благодаря наличию упрощенной обратной связи.
Основной целью внедрения ИТ должно стать достижение большей прозрачности и подотчетности служб и ведомств гражданам. Прозрачность заключается в информировании граждан и всех заинтересованных сторон в отношении принимаемых решений, о ходе их реализации и результатах. Подотчетность, в свою очередь, это не просто предоставление гражданам официальной информации, а разработка комплекса показателей работы конкретных госорганов и создание доступных населению средств мониторинга этих показателей. Разработка такой системы позволит гражданам самостоятельно судить об эффективности работы госучреждений, а не полагаться только на заявления их руководителей и на сообщения СМИ.
Не существует универсального решения способного разом решить проблему коррупции. Однако можно принимать конкретные меры, пересматривать процедуры и регламенты, уделить внимание информационному содержанию Web-сайтов и перемещению части услуг в Интернет в тех точках предоставления государственных услуг, где наиболее высоки коррупционные показатели.
2. Эссе: «Антикоррупционная политика в Российской Федерации»
Актуальность темы состоит в том, что среди разрушительных процессов коррупция занимает одно из основных мест. Она стала основным фактором стагнации экономики, превратилась в серьезную угрозу верховенству закона, демократическим преобразованиям и правам человека, привела к тяжелейшим социальным последствиям. Коррупция подрывает доверие к властным структурам, ведет к деградации социума, политических и социальных отношений, наносит урон имиджу и престижу нашей страны в современном мире.
В современной действительности большое значение приобретает изучение процесса регуляции внутренней политики государства в области деятельности исполнительных структур и реализации сфер действия власти. Особенно это касается вопросов функционирования социальных институтов, судебного аппарата, государственных органов, решающих вопросы межличностного и группового взаимодействия граждан.
Последнее время в Российской Федерации все чаще поднимается вопрос о нарушении порядка работы вышеописанных структур, что реализуется в ситуации возникновения феномена коррупции. Соответственно одним из главных направлений действия власти является преодоление его распространения.
Слова «коррупция» и «коррумпированный» практически не сходят со страниц средств массовой информации, регулярно оповещающих граждан о новых фактах взяточничества среди чиновников различных ведомств. В этих условиях общественность страны все чаще задается вопросом: чем вызвано усиленное внимание к данной проблеме со стороны правоохранительных органов? Реальным ростом коррупции, которую невозможно более утаить за служебными дверями? Осознанием опасности данного явления, парализующего нормальную экономическую и политическую жизнь страны? Или же поимка отдельных казнокрадов носит показной и «заказной» характер, чтобы успокоить общественность, давно и твердо уверенную, что взятки берут все, разница лишь в размере «стоимости» того или иного чиновника?
Таким образом, все эти вопросы можно объединить в информативную проблему, которая заключается в поиске ответа на вопрос: «Какова сущность антикоррупционной политики в Российской Федерации?» Я считаю, что для ответа на данный вопрос необходимо дать определения понятиям «коррупция» и «антикоррупционная политика». Коррупция в самом общем смысле обозначает процесс использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащий законодательству и моральным установкам. Также коррупцией называют подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Я считаю, что важно отметить тот факт, что в основе коррупционных действий лежит противоречие или конфликт между действиями должностного лица и интересами его оппонента, а также представителя власти и общества. Сегодня коррупцию приравнивают к мошенничеству, то есть преступлению против государственной власти. Последствиями коррупции являются экономический ущерб, политические разногласия, противоречия в отношениях между индивидами. Что касается обоснования феномена антикоррупционной политики, его определяют как это научно обоснованную, последовательную и системную деятельность институтов государства и гражданского общества, связанную с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.
На мой взгляд, среди главных принципов антикоррупционной политики как синтетической области реализации правовых основ государства можно выделить:
1)научность;
2)оперативность;
3) последовательность и постепенность: этот принцип особенно важен, так как стихийный характер действий в данной области может нарушить детализацию рассмотрения прецедентов с целью преодоления негативных последствий функционирования государства;
4) недопустимость установления двойных стандартов;
5) тесное сотрудничество международных организаций, институтов гражданского общества и государства.
Конституция Российской Федерации предполагает соблюдение всех вышеописанных принципов в нашей стране. Но существует проблема неисполнения их отдельными организациями или лицами.
Я считаю, что важным элементом антикоррупционной политики являются конкретные действия Президента РФ. Он в конце ноября 2003 г. подписал Указ об образовании Совета при Президенте РФ по борьбе с коррупцией, первое заседание, которое состоялось 12 января 2004 г. Открывая данное заседание, Президент РФ отметил необходимость выработки антикоррупционной политики, направленной на устранение причин и последствий коррупции. Согласно Положению «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией», «совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях оказания содействия Президенту Российской Федерации в реализации его конституционных полномочий».
На основании данного факта, была выстроена антикоррупционная политика нашей страны, которая включает следующие направления, которые имеют высокую степень актуальности в настоящее время и будут иметь в перспективе:
- в области административного законодательства (принятие актов по модернизации структур государства, ведущих правоохранительную деятельность, освобождение госаппарата от излишних функций, создание юридической системы гарантий, защищающей государственных служащих от административного давления в процессе исполнения ими своей должности и др.).
На мой взгляд, это позволит любому государственному служащему закрепить свой статус без нивелирования его значимости;
– в области уголовного законодательства (ужесточение уголовной ответственности за получение взятки государственным служащим, сокращение применения условного наказания к должностным лицам, совершившим коррупционные преступления, реанимация института конфискации имущества в уголовном законе применительно к коррупционным делам и др.).
Эти меры позволят обеспечить профилактический эффект антикоррупционной политики, предотвратить преступления против государства, обеспечить стабильность экономики страны;
- в области трудового законодательства (разработка мер правового антикоррупционного воздействия в отношении врачей, педагогов, сотрудников государственных учреждений и др.).
На сегодняшний день в данном ракурсе существует наибольшее количество случаев злоупотребления служебным положением, что порождает тенденцию негативных изменений в других областях жизнедеятельности;
— – в иных областях (аудит доходов должностных лиц, осуществляемый независимыми компаниями, установление ответственности за сокрытие или искажение информации о деятельности государственных, муниципальных органов, парламентский контроль в обеспечении законности расследований отдельных фактов коррупции высшими должностными лицами и др.).
- в области трудового законодательства (разработка мер правового антикоррупционного воздействия в отношении врачей, педагогов, сотрудников государственных учреждений и др.).
Президент РФ Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы (Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147).
Так, предусмотрено, что в России появится специализированный информационно-методический ресурс по вопросам реализации требований законодательства (в том числе актов президента и правительства) о противодействии коррупции. Помимо этого, в целях оценки уровня коррупции в России будут проведены социологические исследования. Предполагается, что они охватят все социальные слои населения.
В России началась серьёзная борьба с коррупцией, поскольку взяточники разрушают честь и душу народа, делают из людей животных, готовых за зелёную бумажку продать что угодно.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что антикоррупционная политика в Российской Федерации имеет достаточную методологическую и научную основу, является детально проработанной и системно обоснованной. Но менталитет российских граждан создает существенные препятствия в реализации данной политики, что еще раз доказывает ее актуальность и практическую значимость.
3.Тест
ТЗ № 1
Департамент конституционного законодательства Минюста РФ проводит антикоррупционную экспертизу и оформляет заключения по результатам антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации перед их направлением на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации в срок не более ### рабочих дней
- : двух
- : пяти
- : семи
- : десяти
ТЗ № 2
Департамент конституционного законодательства Минюста РФ проводит антикоррупционную экспертизу и оформляет заключения по результатам антикоррупционной экспертизы проектов, доработанных нормативных правовых актов в срок не более ### рабочих дней
- : двух
- : пяти
- : семи
- :десяти
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Кабашов, С.Ю.
Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе: теория и практика : Учебное пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» / С.Ю. Кабашов .— М. : Инфра-М, 2014 .— 192 с. — (Высшее образование. Бакалавриат) .— ISBN 978-5-16-004278-7 .— ISBN 978-5-16-100457-9.
— ISBN 978-5- 902597-97-1.
не сложно
скачать бесплатно
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.