Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов

Курсовая работа

Введение

Коррупция является одной из сложно решаемых и острых проблем человечества. Проблема коррупция в том или ином масштабе присутствует в большинстве стран мира, в том числе в России. В целях противодействия коррупции в нашей стране действует Федеральный закон «О противодействии коррупции», проводится комплекс мероприятий на всех уровнях. Коррупция является негативным фактором как для развития экономики в целом, так и для финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. В связи с этим можно утверждать, что тема курсовой работы «Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов» является актуальной и требует своего изучения.

В научной литературе присутствует множество определений коррупции, проводится ее классификация, рассматриваются меры противодействия. Следует отметить, что тема коррупции подробно рассматривается в научной литературе, так как является актуальной.

Цель курсовой работы – изучить коррупцию как угрозу финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.

Достижению цели исследования способствует решение ряда задач:

1) рассмотреть теоретические основы коррупции и финансовой безопасности;

2) изучить коррупцию как угрозу финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия;


3) проанализировать практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк».

Объект исследования: коррупция в хозяйствующих субъектах.

Предмет исследования: коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.

Методы исследования. В процессе подготовки курсовой работы применялись следующие методы: анализ нормативно-правовой базы федерального уровня, а также внутренних документов хозяйствующих субъектов, изучение научной литературы (монографий и публикаций в научных периодических изданиях), синтез информации при формулировании выводов.

Новизна исследования заключает в том, что в работе проводится подробная систематизация изученной информации и приводится положительный опыт ПАО «Сбербанк». В банке выстроена эффективная комплексная система противодействия коррупции, которая может быть примером для многих других компаний.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения вопросов коррупции как угрозы финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и разработки мер противодействия коррупции.

35 стр., 17356 слов

Дипломная работа: Механизмы обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта

... деятельности; В дипломной работе последовательно рассматриваются современные проблемы экономической безопасности предпринимательской деятельности в национальной экономике России. Источники и факторы угроз экономической безопасности предприятия. Представлен системный подход к обеспечению безопасности современного предприятия. Вторая глава ...

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические аспекты и рассмотренный положительный опыт ПАО «Сбербанк» могут применяться при разработке политики противодействия коррупции в других хозяйствующих субъектах в России.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются теоретические основы коррупции и финансовой безопасности: понятие и сущность коррупции и финансовой безопасности. Во второй главе рассматривается коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия: влияние коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов; меры противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах. В третьей главе изучаются практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк»: приведена общая характеристика компании; рассмотрены основные меры по противодействию коррупции; рассмотрены основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции.

1 Понятие коррупции и финансовой безопасности, 1.1 Понятие и сущность коррупции

Коррупция представляет собой сложный социальный феномен. Множественность проявлений коррупции значительно осложняет анализ сущности и причин возникновения этого явления. Коррупция не ограничивается только получением взятки. Коррупционное поведение включает в себя весь комплекс злоупотреблений.

Организация Объединенных наций рассматривает коррупцию как «сложное социальное, культурное и экономическое явление, затрагивающее все страны». При этом отмечается, что «коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран» 1

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства. Действия осуществляются в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами от имени или в интересах юридического лица 2

В российском обществе проблемы коррупционного взаимодействия приобрели уровень глобального явления, когда коррупция в стране образует определенную систему социальных отношений, тесно переплетенных с другими социальными отношениями.

Коррупция рассматривается исследователями как феномен, воспроизводство которого обусловлено несколькими группами факторов.

В правовую группу факторов включают: слабость закона, отсутствие ясной законодательной базы и слишком частое изменение экономического законодательства, несоблюдение норм международного права, неадекватные меры наказания за коррупционные сделки, возможность влияния на судебные решения, наличие норм, позволяющих субъективную трактовку нормативных актов.

13 стр., 6242 слов

Реферат: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК УГРОЗЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ Специальность: 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) АВТО диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Москва

... коррупции предопределили цель и задачи настоящего исследования. Цель ю диссертационного исследования является совершенствование механизма противодействия коррупции как угрозе экономической безопасности России в современных экономических условиях. Интересы реализации поставленной цели ... г. Москва, Варшавское шоссе, 23. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской академии экономики и ...

Организационно-экономическую группу факторов составляют слабость системы контроля над распределением ресурсов, относительно низкая оплата труда, дискриминация в доступе к инфраструктурным сетям, жесткий торговый протекционизм.

Группа социальных факторов включает клановые структуры, эксплуатацию «дружеских связей», традицию «дарения» подарков-взяток, низкий уровень грамотности и образования 3

Кроме того, коррупция неотделима от социальных практик, сводящихся к императивам: торговаться, одаривать, помогать. Именно им коррупция обязана культурной оправданностью. Торг ведется не только по поводу цены, но и по поводу правил ее установления. В объект торга превращаются правила, их применимость и способ интерпретации.

Подарки в России, как и во многих других странах, предписаны в таком количестве ситуаций, что подарок становится элементом целого спектра взаимодействий. В странах, где дары обслуживают широкие смысловые диапазоны отношений, отделить взятку от культурной традиции вряд ли получится. Граница между коррупцией и каждодневными практиками дарения делается условной.

Высокий уровень коррупции в обществе имеет отрицательные социально-культурные последствия. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния.

Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан 4

Вопреки распространенному мнению коррупция встречается не только в государственных учреждениях и службах, но и в коммерческих организациях. В российском законодательстве под коррупцией в коммерческих организациях понимают незаконное использование лицом своего должностного положения вразрез с законными интересами организации в целях получения каких-либо благ для себя или для третьих лиц. То есть, использование должностным лицом своих полномочий в целях извлечения личной выгоды, несмотря на интересы той структуры, в которой он занимает руководящую должность.

Коррупция в коммерческих организациях проявляется в различных формах. Во-первых, это подкуп руководителями и собственниками хозяйствующих субъектов чиновников различных уровней в целях получения подряда на государственные контракты, получение различных разрешений, лицензий и так далее. Во-вторых, это коммерческий подкуп в целях получения одной коммерческой организацией ценных сведений о другой коммерческой организации, которые могут предоставить существенные конкурентные преимущества. В-третьих, это получение взятки сотрудниками хозяйствующих субъектов за какие-либо услуги. Приведем основные формы коррупции в хозяйствующих субъектах на рисунке 1.

42 стр., 20834 слов

Выпускная квалификационная работа: Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения обороноспособности Китайской Народной Республики на современном этапе

... развитие, изменение и модернизация стратегии национальной безопасности Китая на современном этапе. Предмет исследования - обеспечение обороноспособности КНР на современном этапе. Теоретико-методологической ... Китая от внешних источников, что создает проблемы для экономической и государственной безопасности страны. Панченко М.Ю. в своей работе "Российско-китайский отношения и обеспечение безопасности ...

Рисунок 1 – Основные формы коррупции в хозяйствующих субъектах

Безусловно, самым распространенным видом коррупции в хозяйствующих субъектах являются так называемые «откатные» схемы. В зависимости от специфики деятельности фирмы и занимаемой должности, это может быть завышение или занижение стоимости цен на товары, работы или услуги, которые приобретает или отпускает организация. При этом сотрудник может получать вознаграждение от третьих лиц как за установление интересующей их цены, так и за сам факт заключения договора. Например, очень распространена практика получения вознаграждения менеджерами ритейлеров за возможность продавать товары через сетевые магазины. Естественно, в «откатных» схемах сотрудники фирмы действуют в сговоре с представителями компаний, контрагентов 5

В коммерческих организациях встречаются и такие проявления коррупции как лоббирование интересов конкретных сотрудников при назначении на должности. Особенно это относится к крупным компаниям, в которых руководителям сложно отследить специфику назначения на значимые и престижные должности и, тем более, порядок приема на работу новых сотрудников.

Существуют и другие виды коррупции в коммерческих организациях, при этом все они наносят ущерб финансовой безопасности хозяйствующих субъектов.

1.2 Понятие и сущность финансовой безопасности

Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности.

Сущность финансовой безопасности предприятия состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды. Главное условие финансовой безопасности предприятия – способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию или нежелательно изменить структуру капитала, или принудительно ликвидировать предприятие. Для обеспечения этого условия предприятие должно поддерживать финансовую устойчивость, равновесие, обеспечивать достаточную финансовую независимость предприятия и гибкость при принятии финансовых решений.

Финансовая устойчивость и финансовая безопасность предприятия неразрывно связаны между собой, взаимно влияют и дополняют друг друга. Финансовая устойчивость – необходимое, но недостаточное условие финансовой безопасности предприятия. Однако, если условие, что предприятие, обладающее финансовой безопасностью, обладает и финансовой устойчивостью, верно, то обратное утверждение не будет справедливым.

Следовательно, обеспечение финансовой безопасности может быть только на основе финансово устойчивого развития предприятия, в котором созданы условия для реализации такого финансового механизма, который способен адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. При таком подходе к финансовой устойчивости предприятия особое значение приобретают уровни финансовой устойчивости, так как для финансовой безопасности предприятия важен не абсолютный, а рациональный уровень финансовой устойчивости.

25 стр., 12177 слов

Реферат: Финансы хозяйствующих субъектов

... задач производства и общими экономическими законами его развития. Основными принципами организации финансов этого типа хозяйствующих субъектов являются: коммерческий расчет, плановость, равенство всех форм собственности, наличие финансовых резервов. 1. Коммерческий ...

Таким образом, необходимость постоянного контроля финансовой безопасности предопределяется объективной потребностью каждого субъекта хозяйствования в обеспечении стабильного функционирования и достижении целей деятельности.

Уровень финансовой безопасности предприятия зависит от того, насколько эффективно его руководство и специалисты (менеджеры) способны избегать возможных угроз и ликвидировать вредные последствия отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.

Источниками отрицательных влияний на финансовую безопасность предприятия (организации) могут быть:

– сознательные или бессознательные действия отдельных должностных лиц и субъектов хозяйствования (органов государственной власти, международных организаций, конкурентов);

– стечение объективных обстоятельств (состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства).

В зависимости от субъектной обусловленности отрицательные влияния на финансовую безопасность могут быть объективными и субъективными. Объективными считаются такие отрицательные влияния, которые возникают не по вине самого предприятия или его отдельных работников. Субъективные влияния имеют место вследствие неэффективной работы предприятия в целом или его отдельных работников (прежде всего руководителей и функциональных менеджеров, а также коррупции внутри организации).

Главная цель финансовой безопасности предприятия – обеспечение его продолжительного и максимально эффективного функционирования и высокого потенциала развития в будущем. Из этой цели вытекают функциональные цели финансовой безопасности предприятия:

– обеспечение высокой финансовой эффективности, стойкости и независимости предприятия;

– обеспечение функционирование системы противодействия коррупции во всех ее проявлениях;

– обеспечение технологической независимости и достижение высокой конкурентоспособности его технического потенциала;

– высокая эффективность менеджмента, оптимальность и эффективность его организационной структуры;

– высокий уровень квалификации персонала и его интеллектуального потенциала, эффективность корпоративных научных разработок;

– минимизация разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

– качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия;

– обеспечение защиты информационного поля, коммерческой тайны и достижение необходимого уровня информационного обеспечения работы всех подразделений;

– обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала и имущества, коммерческих интересов.

Можно сделать вывод, что процесс организации финансовой безопасности предприятия – довольно трудоемкий процесс, включающий в себя много составляющих.

Общая схема процесса организации финансовой безопасности предприятия, включающая реализацию функциональных составляющих для предотвращения возможного вреда и достижения минимального его уровня, имеет вид, приведенный на рисунке 2.

Рисунок 2 – Процесс организации финансовой безопасности хозяйствующего субъекта 6

Необходимо отметить, что одним из важнейших компонентов финансовой безопасности хозяйствующего субъекта является эффективное функционирование системы противодействия коррупции. Прежде всего, это противодействие подкупа сотрудников предприятия со стороны конкурирующих предприятий, подрядчиков, клиентов и иных физических и юридических лиц. Недостаточно эффективная система противодействия коррупции приводит к финансовым рискам предприятий и в конечном итоге к прямым финансовым убыткам. Например, подкуп сотрудника предприятия, отвечающего за приобретение материально-технических ценностей для нужд предприятия, приводит к завышению цен, и соответственно, излишней переплате предприятием за товары или услуги, которые предприятие могло бы приобрести дешевле.

Выводы по первой главе.

Коррупция представляет собой сложный социальный феномен. Множественность проявлений коррупции значительно осложняет анализ сущности и причин возникновения этого явления. Коррупция не ограничивается только получением взятки. Коррупционное поведение включает в себя весь комплекс злоупотреблений.

Коррупция в коммерческих организациях проявляется в различных формах: подкуп руководителями и собственниками хозяйствующих субъектов чиновников различных уровней; коммерческий подкуп в целях получения одной коммерческой организацией ценных сведений о другой коммерческой организации; получение взятки сотрудниками хозяйствующих субъектов за какие-либо услуги.

Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности. Сущность финансовой безопасности предприятия состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды.

Одним из важнейших компонентов финансовой безопасности хозяйствующего субъекта является эффективное функционирование системы противодействия коррупции.

2 Коррупция как угроза финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и меры противодействия, 2.1 Влияние коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов

В научной литературе и открытом публичном информационном поле на первом плане находится проблема негативного влиянии коррупции на экономику государства. Однако значительный ущерб коррупция наносит также хозяйствующим субъектам.

Коррупция является одной из главных угроз финансовой безопасности компаний в дополнение к разнообразным негативным факторам внутренней и внешней среды, учитываемым в анализе и управлении рисками.

Коррупция оказывает серьезное негативное влияние на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов. Приведем основные направления влияния на рисунке 3.

Рисунок 3 – Основные направления влияния коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов

Рассмотрим подробнее каждое направление.

Негативное влияние коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов проявляется в прямой потере финансовых ресурсов предприятий. Так, в случаях получения сотрудниками компании взяток от контрагентов (подрядчиков) хозяйствующие субъекты вынуждены тратить значительные финансовые ресурсы, которые при отсутствии взятки они бы не потратили. То есть фактически хозяйствующие субъекты из-за коррупции вынуждены приобретать товары и оплачивать услуги по завышенным ценам. Между тем, эти ресурсы хозяйствующие субъекты могли бы направить на развитие производства, финансирование стратегических направлений деятельности, снижение себестоимости продукции и так далее.

Другим вектором потери финансовых ресурсов предприятиями являются взятки чиновникам, которые направляются для получения различной разрешительной документации, лицензий и так далее. Вынужденные финансовые потери наносят урон финансовой безопасности хозяйствующих субъектов, снижают рентабельность бизнеса, приводят к необходимости повышения цен на продукцию и услуги хозяйствующих субъектов, что негативно сказывается на экономике страны в целом.

Коррупция наносит ущерб финансовой безопасности хозяйствующих субъектов и при незаконной передаче за взятки сотрудниками одной коммерческой организации ценной информации другой коммерческой организации. Как известно, информация является ценным ресурсом, который может стать принципиально важным в достижении конкурентных преимуществ, а потеря информации может нанести урон финансовой безопасности хозяйствующих субъектов. Например, незаконная передача за взятку информации о технологических процессах изготовления продукции на предприятии приводят к тому, что другое предприятие, не затрачивая больших временных и финансовых ресурсов, получает доступ к ценной информации, а правообладатель информации несет убытки в результате снижения спроса на продукцию (из-за появления конкурентов, незаконно получивших ценную технологическую информацию).

В данном случае финансовые потери хозяйствующих субъектов являются не одномоментными, а растянутыми во времени, но зачастую ущерб финансовой безопасности предприятию может быть значительно выше, чем однократное получение взятки сотрудником, отвечающим за закупки товаров или услуг для нужд предприятия.

Одни из направлений влияния коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов является потеря времени как ресурса. Что оказывает влияние на финансовую безопасность предприятия. Так, в случае взяток чиновникам предприятия затрачивают значительное количество времени на организацию коррупции. В случае получения взяток сотрудниками хозяйствующего субъекта, происходит потеря рабочего времени персонала: сотрудники, вместо того, чтобы честно и эффективно выполнять возложенные на них профессиональные функции, затрачивают рабочее время на организацию коррупционных схем.

Другим направлением влияния коррупции на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов является потеря деловой репутации. Участие в коррупционных схемах является аморальным поведением недостойным руководителя и хозяйствующего субъекта в целом. Публичная огласка участия хозяйствующего субъекта в коррупционных схемах наносит непоправимый урон репутации организации, что неизбежно нарушит финансовую безопасность хозяйствующих субъектов. Существует высокая вероятность того, что контрагенты и клиенты не будут в дальнейшем работать с теми хозяйствующими субъектами, которые были замешаны в коррупции. Таким образом, косвенный ущерб финансовой безопасности предприятия трансформируется в прямой сложно поправимый ущерб финансовой безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррупция оказывает комплексное негативное влияние на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов: происходят прямая потеря финансовых ресурсов, потеря ценной коммерческой информации, времени и репутации компании. В связи с этим актуальным является вопрос о мерах противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах.

2.2 Меры противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах

В целях противодействия коррупции крупные компании принимают комплекс мер. Приведем основные меры.

1. Прежде всего, это поддержка политики противодействия коррупции руководством компании. Для предотвращения коррупционных проявлений со стороны работников и представителей компании необходимо, чтобы руководство компании заняло четкую и однозначную позицию по этому вопросу. Нельзя допускать, чтобы, с одной стороны, руководство требовало от менеджеров и представителей компании строгого соблюдения норм и высоких стандартов, а, с другой стороны, давало понять, что указанные нормы можно толковать в ту или иную сторону, нередко подразумевая при этом, что нужно учитывать особенности ведения дел в стране.

2. Принятие кодекса корпоративной этики и политики противодействия коррупции в компании. Во многих компаниях выработаны свои собственные принципы и кодексы корпоративной этики. Соблюдение на добровольной основе кодексов корпоративной этики и принципов предпринимательства позволит обеспечить соблюдение нормативно правовых требований на повседневной основе. Трансформируя в норму высокие стандарты поведения путем их формирования и укрепления, компании смогут снизить количество нарушений, облегчить процесс их выявления и принятия мер.

К числу внутренних локальных актов организации, регламентирующих вопросы противодействия коррупции, относится антикоррупционная политика организации. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мер, направленных на предотвращение и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации, распространяющаяся на работников организации, находящихся с ней в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. В этом внутреннем локальном документе закрепляются обязанности организации, ее работников, связанные с предупреждением и противодействием коррупции.

Обязанности работников организации в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть общими для всех сотрудников или специальными (устанавливаться для отдельных категорий работников).

Примерами общих обязанностей работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут быть следующие:

– не допускать коррупционного поведения, в том числе воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку, или как просьба (намек) о даче взятки, а также противодействовать любым проявлениям коррупции и прочим злоупотреблениям в организации;

– оказывать необходимое содействие и предоставлять требующуюся информацию подразделению организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, комиссии организации по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

– принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

– уведомлять руководителя комиссии организации по профилактике коррупционных правонарушений обо всех случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

– незамедлительно уведомлять своего непосредственного руководителя о ставших известными фактах конфликта интересов и коррупционных проявлений в организации, обстоятельствах и действиях работников организации, способных послужить причинами возникновения в организации конфликта интересов или коррупционных проявлений;

– доводить до сведения непосредственного или вышестоящего руководителя информацию о том, что какое-либо лицо предлагает работнику организации совершить незаконный, неправомерный или противоречащий требованиям к служебному поведению поступок, о любых ставших известными фактах в отношении совершенных либо готовящихся правонарушений со стороны других работников организации;

– исключать действия (бездействие), связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей.

Специальные обязанности в связи с противодействием коррупции могут устанавливаться для таких категорий лиц, работающих в организации, как:

– руководство организации;

– лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики;

– работники, чья деятельность связана с коррупционными рисками;

– лица, осуществляющие внутренний контроль 7

Общие и специальные обязанности работников по противодействию коррупции можно включить и в трудовой договор с работником организации. В том случае, если обязанности работника по предупреждению и противодействию коррупции закреплены в трудовом договоре, работодатель вправе применить к работнику, нарушившему свои обязанности, меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.

В антикоррупционную политику рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях профилактики и противодействия коррупции. К числу таких мероприятий могут относиться:

– разработка и принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

– введение антикоррупционных положений в трудовые договоры с работниками;

– введение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений;

– введение процедуры информирования работодателя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами и порядка рассмотрения таких сообщений;

– осуществление периодического внутреннего контроля соблюдения антикоррупционных процедур;

– проведение периодической оценки коррупционных рисков деятельности организации и разработка соответствующих антикоррупционных мер;

– проведение обучающих мероприятий с работниками организации по вопросам профилактики и противодействия коррупции.

Организации необходимо определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, оформив это соответствующими организационно-распорядительными документами, например, приказом руководителя организации. Задачи, функции, полномочия, права и обязанности подразделения или должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, могут устанавливаться во внутренних локальных документах организации.

3. Внедрение, интегрирование, обучение персонала. Наличия одних принципов и норм недостаточно – они должны сопровождаться обучением персонала и мерами контроля, что позволит сформировать в компании культуру этики. Для обеспечения внедрения принципов и норм в другие управленческие системы нужны неослабевающие усилия. Обучение персонала должно проводиться на постоянной основе.

Международной компанией Transparency International (Трансперенси интернешнл) разработан процесс внедрения принципов противодействия коррупции, состоящий из шести этапов. Данный процесс можно адаптировать в зависимости от размера компании, ее способности завершить все этапы в соответствии с указанными сроками. Приведем этапы в таблице.

Таблица 1 – Этапы внедрения принципов противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах 8

Этапы

1

2

3

4

5

6

Действие

Решение о принятии положения о противодействии коррупции

Реализация плана

Разработка программы противодействия коррупции

Реализация программы

Мониторинг

Оценка результатов

Главная ответственность

Собственник компании

Правление

Генеральный директор

Назначенный приказом старший менеджер

Группа проекта

Назначенный приказом старший менеджер

Руководители отделов

Назначенный приказом старший менеджер

Менеджеры подразделений

Контролер по вопросам этики

Внутренние и внешние аудиторы

Собственник компании

Генеральный директор

Аудиторный комитет

Процесс

Обеспечение согласия руководства компании на проведение политики противодействия коррупции

Решение о реализации программы противодействия коррупции

Назначение старшего менеджера/группы реализации проекта

Определение конкретных рисков для компании

Анализ текущей практики ведения бизнеса

Анализ всех правовых требований

Решение о масштабе раскрытия любой информации

Разработка и оформление программы противодействия коррупции

Проверить/получить согласие на участие от руководства компании/отдельных работников

Интегрирование политики противодействия коррупции в организационную структуру и распределение обязанностей

Анализ способности служб поддержки поддержать новую программу

Разработка детального плана реализации

Создание отдела жалоб

Подготовка к рассмотрению случаев коррупции

Информирование о наличии программы противодействия коррупции для сотрудников и внешней среды

Организация учебных курсов для сотрудников

Обеспечение наличия ресурсов в подразделениях внутреннего аудита, финансов, юридического отдела

Принятие мер при выявлении случаев коррупции

Проведение регулярного анализа системы

Учет случаев коррупции и принятых мер

Анализ работы службы жалоб

Обратная связь со службой мониторинга

Оценка эффективности программы

Разработка мероприятий по улучшению программы

Подготовка отчета для руководства

Сроки

1 месяц

3-6 месяцев

3-6 месяцев

1 год

Постоянно

Ежегодно

Выводы по второй главе.

Коррупция оказывает комплексное негативное влияние на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов: происходят прямая потеря финансовых ресурсов, потеря ценной коммерческой информации, времени и репутации компании. В связи с этим актуальным является вопрос о мерах противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах.

В целях противодействия коррупции крупные компании принимают комплекс мер:

– создают правовую базу (принимают стандарты этики, политику противодействия коррупции, вносят изменения в трудовые договоры и договоры с контрагентами);

– создают организационную основу (отделы внутреннего аудита, распределяют соответствующими функции по противодействию коррупции между подразделениями компании);

– принимают комплекс иных мер по обеспечению финансовой безопасности компании.

3 Практические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк», 3.1 Общая характеристика хозяйствующего субъекта

ПАО «Сбербанк» – это крупнейший банк Российской Федерации и СНГ, укрепляющий свои позиции на мировом финансовом рынке. Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам. Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек.

Сбербанк – это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы и в Турции (DenizBank).

Сделка по покупке DenizBank была завершена в 2012 году и стала крупнейшим приобретением за более чем 170-летнюю историю банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, работает в Швейцарии 9

Сбербанк – это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.

Фактическая численность персонала Сбербанка составляет 271,2 тыс. сотрудников. Значительная часть сотрудников (46%) непосредственно работает с клиентами.

Ежегодно на работу в Сбербанк принимается около 50 тысяч новых специалистов и руководителей. По стандартам Сбербанка вновь принятым сотрудникам обеспечивается быстрый и качественный ввод в должность, оказывается помощь в новом окружении. Ежегодно в ПАО «Сбербанк» и дочерних компаниях банка проходят практику и стажировку более 13 тысяч студентов. В рамках сотрудничества с учебными заведениями проводится более 2000 лекций в год от сотрудников банка, более 100 различных кейс-соревнований.

В банке существует единый годовой цикл постановки целей, оценки результативности и потенциала, планирования карьеры, развития и продвижения сотрудников – HR-цикл. В начале года на основе стратегических целей банка формируются цели высшего руководства на кварталы и год.

Оценка результативности в отношении сотрудников проводится каждый квартал, в декабре подводятся итоги работы за год. По итогам оценки дается обратная связь. В дополнение к оценке результативности внедрена также оценка соответствия ценностям банка.

Применительно к руководителям банка используется инструмент оценки – кадровые комиссии, на которых коллективно рассматривают потенциал и успешность руководителя. По итогам вырабатывается план действий для каждого сотрудника, определяется список сотрудников, рекомендуемых к участию в кадровом резерве на ключевые должности банка, согласуется список преемников. Ежегодно кадровые комиссии проходят 20 тыс. руководителей.

По результатам оценки сотрудники формируют индивидуальный план развития или план улучшений, если сотрудник признан неэффективным. План развития призван повысить качество управленческой деятельности руководителей.

В банке имеется кадровый резерв на ключевые должности. Для остальных должностей реализуется политика преемственности. Кадровый резерв состоит из результативных руководителей, обладающих высоким потенциалом, готовых занять ключевые должности в системе Сбербанка в течение ближайших двух лет.

По итогам работы за год сотрудник получает обратную связь от руководителя, коллег, подчиненных, внутренних клиентов.

Сбербанк заявляет о том, что для сотрудников Сбербанк это:

– банк, который ценит своих сотрудников, заботится о них;

– банк, который дает возможность сотрудникам развиваться лично и профессионально, работать в котором стремятся лучшие профессионалы;

– банк, в котором сотрудники чувствуют себя активными участниками всех процессов, а не «винтиками в большой машине»;

– банк, который обеспечивает своим сотрудникам достойный материальный достаток и положение в обществе;

– банк, в котором интересно работать;

– банк, работой в котором можно гордиться, сотрудники которого уверены в своем будущем;

– банк, который постоянно ведет коммуникацию на своих страницах во всех основных социальных сетях.

Развитие корпоративной культуры занимает важное место в стратегии Сбербанка. За последние два года повысилось качество корпоративной культуры и ее значимость при принятии решений по людям. Как показал опрос вовлеченности, в 2017 году количество сотрудников, согласных с тем, что культура банка положительно влияет на поведение сотрудников, выросла более чем на 20%. Более чем на 10% увеличилось количество сотрудников, считающих, что корпоративная культура и рабочая среда являются привлекательной чертой банка как работодателя 10

Рассмотрим основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции как угрозы финансовой безопасности.

3.2 Основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции как угрозы финансовой безопасности

Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в ПАО «Сбербанк» применяются следующие основные подходы, которые утверждены в Политике ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции:

– определение перечня функций, видов деятельности и бизнес-процессов, а также должностей исходя из объема полномочий и возможностей личного усмотрения, связанных с высокими коррупционными рисками;

– получение декларированных сведений о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах нормативно определенных категорий лиц (членов органов управления, руководящих сотрудников и прочие), в том числе связанных с высоким коррупционным риском, и их супругов и несовершеннолетних детей, получение сведений об участии в уставных капиталах и органах управления юридических лиц, с согласия сотрудников;

– оценка и обработка любой поступающей информации о фактах коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к сотрудникам с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений;

– ограничение для отдельных категорий сотрудников на участие в уставных капиталах или органах управления третьих лиц с одновременной работой в банке;

– предъявление соответствующих законодательно определенных или установленных трудовыми соглашениями требований к должностным лицам банка и кандидатам на руководящие должности;

– внедрение в практику оценки, поощрения и продвижения персонала информации о длительном, безупречном и эффективном исполнении сотрудником своих обязанностей по противодействию коррупции;

– контроль представительских расходов, дарения и получения подарков;

– порядок урегулирования и предотвращения конфликта интересов;

– ведение полного и достоверного учета и документирования всех совершаемых банком платежей;

– процедуры оценки, анализа и отбора контрагентов банка;

– ознакомление под роспись сотрудников банка (при приёме на работу и действующих) с требованиями Политики по противодействию коррупции и вносимых в неё изменениях;

– проведение антикоррупционной экспертизы внутренних нормативных и организационно-распорядительных документов и договоров 11

Банк прилагает разумные усилия для минимизации риска деловых отношений с контрагентами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. В этой связи банк:

– анализирует репутацию потенциальных контрагентов и их акционеров на предмет толерантности к коррупции;

– информирует их о принципах и требованиях банка в сфере противодействия коррупции;

– принимает во внимание их готовность соблюдать принципы и требования в сфере противодействия коррупции, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупции.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в случае заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы банк осуществляет уведомление работодателя по последнему месту его службы.

ПАО «Сбербанк» принимает меры по управлению конфликтом интересов в целях минимизации коррупционных рисков. Под конфликтом интересов понимается прямое или косвенное противоречие между имущественными и иными интересами банка и сотрудниками и одним и более клиентами, в результате которого действия (бездействие) одной стороны могут иметь неблагоприятные последствия для другой стороны. Не считается конфликтом интересов противоречие интересов, возникающее в ходе переговоров по коммерческим условиям в рамках обычной хозяйственной деятельности, условия которой раскрыты или должны были быть заведомо известны стороне переговоров.

Конфликт интересов возникает в ситуации, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника банка влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное выполнение им должностных обязанностей, и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и правами и законными интересами банка.

В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов сотрудники банка обязаны:

– принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

– уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении круга задач и конкретных поручений, исполняемых в рамках должностных обязанностей сотрудником, являющимся стороной конфликта интересов, или в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов (например, отказ от работы с конкретным клиентом или контрагентом).

В отдельных случаях предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения сотрудника банка, являющегося стороной конфликта интересов.

В ситуации конфликта интересов сотрудника банка, в случае невозможности устранения указанного конфликта интересов, приоритет имеют интересы банка.

Сотрудникам банка запрещается представлять в деловых отношениях банк с организациями, в деятельности которых сотрудник имеет существенный личный интерес, отличный от интересов банка, включая (но не ограничиваясь) случаи преобладающего участия в уставном капитале или органах управления таких организаций самого сотрудника, его близких родственников или членов семьи.

Сотрудникам запрещается без согласия банка прямое или косвенное участие в уставном капитале (за исключением организаций, чьи акции обращаются на организованном рынке ценных бумаг, если такое участие не превышает 2% от уставного капитала), а также работа или занятие должностей в органах управления организаций-конкурентов.

Сотрудникам запрещается заниматься предпринимательской или иной коммерческой деятельностью (в том числе участвовать в уставном капитале или управлении юридическими лицами), ставшей доступной с учетом положения в банке, в том числе с использованием деловых связей и возможностей банка, за исключением случаев, когда такая деятельность или участие прямо поручены банком.

В ПАО «Сбербанк» урегулированы вопросы подарков. Подарком признается любая ценность в материальной или нематериальной форме, за которую отсутствует обязанность платить обычную цену, в том числе денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, выгоды и услуги имущественного характера, полученная или переданная в связи с работой в банке.

Получение сотрудником подарка может быть негативно оценено со стороны других сотрудников или иных лиц даже при отсутствии недобросовестности или неразумности в намерениях сотрудника и дарителя.

Сотрудникам банка не разрешается принимать от любых третьих лиц подарки:

– за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с работой в банке;

– свыше определенной внутренним нормативным документом банка стоимости;

– в виде денежных средств или денежных эквивалентов;

– в отсутствие, общепринятого повода для подарка.

Любые неразрешенные подарки должны отклоняться и возвращаться дарителю. В случае если обычаи делового оборота не допускают отклонения подарка, подарок подлежит приему с одновременной передачей информации о таком подарке в банк, которые принимают решение о дальнейшей судьбе такого подарка.

Не допускаются подарки от имени банка, их сотрудников, представителей банка третьим лицам в виде денежных средств независимо от формы и вида валюты.

Сотрудники банка должны в установленном порядке декларировать врученные и переданные им подарки. При наличии сомнений относительно допустимости подарка или иных вопросов, касающихся порядка обращения с подарками, сотрудник должен обратиться за разъяснениями к непосредственному руководителю.

Таким образом, рассмотрены основные меры и направления работ по профилактике и противодействию коррупции как угрозы финансовой безопасности в ПАО «Сбербанк». Реализация данных мероприятий позволяет минимизировать коррупционные риски и укреплять финансовую стабильность банка.

Рассмотрим основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности.

3.3 Основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности

Приведем основные функции и полномочия органов управления, подразделений и ПАО «Сбербанк» в рамках системы противодействия коррупции.

Наблюдательный совет ПАО «Сбербанк» осуществляет общий контроль противодействия коррупции и мерах, принимаемых в этой области.

Правление ПАО «Сбербанк»:

– утверждает Политику по противодействию коррупции;

– несет ответственность за соответствие деятельности банка требованиям законодательства, обеспечение выполнения требований законодательства в области противодействия коррупции;

– участвует в формировании и поддержании этического стандарта непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, его члены выступают личным примером этичного поведения;

– осуществляет контроль соблюдения Политики по противодействию коррупции, включая обеспечение эффективного и оперативного решения вопросов другими исполнительными органами в системе противодействия коррупции.

Комитет ПАО «Сбербанк» по комплаенс:

– рассматривает вопросы в области конфликта интересов и других этических вопросов в рамках своих полномочий;

– принимает решения по значимым вопросам и проводимым мероприятиям в рамках построения системы противодействия коррупции;

– утверждает перечень видов деятельности, в которых соперничество с банком следует считать конкурентным;

– утверждает внутренние нормативные документы по вопросам противодействия коррупции;

– рассматривает по мере необходимости отчеты по вопросам работы в области противодействия коррупции.

Комитет территориального банка по комплаенс:

– рассматривает вопросы в области конфликта интересов и других этических вопросов в рамках своих полномочий;

– принимает решения по утверждению и реализации отдельных программ территориального банка в области противодействия коррупции.

Управление комплаенс банка и сотрудники комплаенс в территориальных банках в соответствии с предоставленными полномочиями и компетенцией:

– принимает участие в разработке общей методологии в области противодействия коррупции;

– идентифицирует области, виды деятельности и бизнес-процессы в банке с высоким уровнем коррупционных рисков;

– осуществляет меры по внедрению процедур и мероприятий противодействия коррупции;

– проводит антикоррупционную экспертизу внутренних документов, договоров и соглашений, в том числе на стадии их разработки и согласования;

– инициирует проведение служебных проверок в области противодействия коррупции;

– уведомляет подразделения внутрибанковской безопасности об имеющихся фактах или намерениях совершения коррупционных действий сотрудниками банка;

– имеет право вводить представителей Управления комплаенс в коллегиальные органы, рассматривающие вопросы закупочной деятельности, спонсорских и благотворительных проектов;

– участвует в служебных проверках в области противодействия коррупции;

– подготавливает обучающие материалы в области противодействия коррупции;

– консультирует сотрудников банка по вопросам противодействия коррупции;

– выявляет потенциальные сферы возникновения конфликта интересов и принимает меры по их управлению и разрешению;

– участвует в разработке Кодекса корпоративной этики;

– одобряет платежи и расходы в рамках процедуры контроля подарков и представительских расходов, в спорных случаях, в том числе при превышении установленных лимитов;

– внедряет и поддерживает «горячую линию».

Подразделения внутрибанковской безопасности в соответствии со своей компетенцией:

– принимают участие в разработке общей методологии в области противодействия коррупции;

– подготавливают и проводят мероприятия, направленные на выявление и пресечение коррупционных действий сотрудников банка;

– проводят антикоррупционную экспертизу документации по проводимым банком закупочным процедурам;

– инициируют проведение служебных проверок в области противодействия коррупции;

– взаимодействуют с правоохранительными органами в части передачи материалов по выявленным фактам совершения коррупционных действий сотрудниками банка;

– осуществляют мероприятия по ограждению сотрудников банка от влияния иных лиц, действия которых направлены на организацию коррупционных схем и проявлений в банке;

– взаимодействуют с Управлением комплаенс по выявлению информации о намерениях или о фактах совершения коррупционных действий сотрудниками банка;

– разрабатывают рекомендации руководству банка по устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям среди сотрудников банка.

Сотрудники, входящие в коллегиальные исполнительные органы, а также являющиеся руководителями самостоятельных структурных подразделений и их заместители банка:

– подписывают письменное обязательство о соблюдении требований Политики по противодействию коррупции;

– ориентируют сотрудников на безусловное выполнение требований Политики по противодействию коррупции и этических стандартов поведения, подают личный пример добросовестного и этичного поведения;

– учитывают результаты длительности, безупречности и эффективности исполнения сотрудником банка своих обязанностей по противодействию коррупции при оценке личной эффективности сотрудников для целей мотивации персонала.

Все сотрудники ПАО «Сбербанк»:

– взаимодействуют с Управлением комплаенс банка по всем вопросам противодействия коррупции;

– неукоснительно соблюдают требования законодательства в сфере противодействия коррупции, а также принципы профессиональной этики и этические нормы делового ведения бизнеса;

– при выполнении своих трудовых функций или при осуществлении своей деятельности от имени банка в любых странах мира должны соблюдать антикоррупционное национальное законодательство, локальное законодательство иностранных государств и нормы международного права в сфере противодействия коррупции;

– знакомятся лично под роспись с Политикой по противодействию коррупции;

– в рамках своих полномочий выполняют обязанности в области противодействия коррупции.

Выводы по третьей главе.

В третьей главе рассмотрены п рактические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк». В банке выстроена эффективная комплексная система противодействия коррупции, которая может быть примером для многих других компаний.

ПАО «Сбербанк» – это крупнейший банк Российской Федерации и СНГ, укрепляющий свои позиции на мировом финансовом рынке. Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.

Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в ПАО «Сбербанк» применяется комплекс подходов, которые утверждены в Политике ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции. Реализация данных мероприятий позволяет минимизировать коррупционные риски и укреплять финансовую стабильность банка.

В третьей главе также рассмотрены основные полномочия подразделений и сотрудников банка в рамках системы противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности.

Заключение

Таким образом, поставленные в работе задачи решены, цель достигнута. Сформулируем следующие выводы.

Коррупция представляет собой сложный социальный феномен. Множественность проявлений коррупции значительно осложняет анализ сущности и причин возникновения этого явления. Коррупция не ограничивается только получением взятки. Коррупционное поведение включает в себя весь комплекс злоупотреблений.

Коррупция в коммерческих организациях проявляется в различных формах: подкуп руководителями и собственниками хозяйствующих субъектов чиновников различных уровней; коммерческий подкуп в целях получения одной коммерческой организацией ценных сведений о другой коммерческой организации; получение взятки сотрудниками хозяйствующих субъектов за какие-либо услуги.

Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности. Сущность финансовой безопасности предприятия состоит в способности предприятия самостоятельно разрабатывать и проводить финансовую стратегию в соответствии с целями общей корпоративной стратегии, в условиях неопределенной и конкурентной среды.

Одним из важнейших компонентов финансовой безопасности хозяйствующего субъекта является эффективное функционирование системы противодействия коррупции.

Коррупция оказывает комплексное негативное влияние на финансовую безопасность хозяйствующих субъектов: происходят прямая потеря финансовых ресурсов, потеря ценной коммерческой информации, времени и репутации компании. В связи с этим актуальным является вопрос о мерах противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах.

В целях противодействия коррупции крупные компании принимают комплекс мер:

– создают правовую базу (принимают стандарты этики, политику противодействия коррупции, вносят изменения в трудовые договоры и договоры с контрагентами);

– создают организационную основу (отделы внутреннего аудита, распределяют соответствующими функции по противодействию коррупции между подразделениями компании);

– принимают комплекс иных мер по обеспечению финансовой безопасности компании.

В третьей главе работы рассмотрены п рактические аспекты противодействия коррупции как угрозы финансовой безопасности на примере ПАО «Сбербанк». В банке выстроена эффективная комплексная система противодействия коррупции, которая может быть примером для многих других компаний.

ПАО «Сбербанк» – это крупнейший банк Российской Федерации и СНГ, укрепляющий свои позиции на мировом финансовом рынке. Сбербанк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам.

Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в ПАО «Сбербанк» применяется комплекс подходов, которые утверждены в Политике ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции. Реализация данных мероприятий позволяет минимизировать коррупционные риски и укреплять финансовую стабильность банка.

Список использованных источников

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. – 2006. – №10. – С.7-54.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №52 (ч.1).

– Ст.6228.

3. Указ Президента РФ от 13.04.2010 №460 (ред. от 13.03.2012) «О Национальной стратегии противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – №16. – Ст.1875.

4. Актуальные вопросы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: материалы научно-практической конференции (Казань, 9 ноября 2016).

– Казань, 2016. – 280 с.

5. Атабиева З.А. Коррупция как социальное явление в современном обществе // Система ценностей современного общества. – 2013. – №28. – С.63-67.

6. Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. – 2008. – №5. – C.36-47.

7. Бизнес против коррупции. Основа для действия // Программа развития ООН [Электронный ресурс]:

http://www.undp.ru/publications/business_against_corruption_rus.pdf

8. Володина И.Г. Пути обеспечения финансовой безопасности предприятия // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С.156-160.

9. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2017 год // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/

10. Голубовский Ю.В., Синюкова Т.Н. Формы и виды проявления коррупции в современном российском обществе // Политическая лингвистика. – 2015. – №2. – С.240-246.

11. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 239 с.

12. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: учебное пособие. – Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. – 80 с.

13. Кормишкина Л.А., Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность организации (предприятия).

– М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.

14. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под. ред. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015. – 361 с.

15. Материалы: Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru

16. Наумов Ю.Г. Коррупция и общество: теоретико-экономическое и прикладное исследование. – Владимир, 2007. – 140 с.

17. Пименов Н.А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности. – М.: Юрайт, 2016. – 416 с.

18. Политика ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.ru/csr/anticorruption

19. Попов В.Г., Умников В.Н. Коррупция: основные угрозы и меры противодействия. – М.: АИПНБ. 2012. – 150 с.

20. Рубцов В. Вадим Рубцов о коррупции в коммерческих организациях и методах борьбы с ней // Национальные интересы (информационное агентство).

– 2017. – 18 января [Электронный ресурс]: http://www.niros.ru/

21. Сбербанк талантов [Электронный ресурс]: https://sberbank-talents.ru/Info/

22. Смыслов П.А. Борьба с коррупцией в российских компаниях // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2016. – №9. – С.30-38.

23. Токарев Б.Б. Социально-философское осмысление феномена коррупции. – М.: Наука, 2011. – 203 с.

24. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность. – М.: Юрайт, 2016. – 376 с.

25. Экономическая безопасность: учебник для вузов / Под ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулинина. – М.: Юрайт, 2016. – 478 с.

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. – 2006. — №10. — С.7-54.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №52 (ч.1).

    – Ст.6228.

  3. Материалы: Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р». [Электронный ресурс]: http://www.transparency.org.ru
  4. Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы / Под. ред. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2015. – С.11.
  5. Рубцов В. Вадим Рубцов о коррупции в коммерческих организациях и методах борьбы с ней // Национальные интересы (информационное агентство).

    – 2017. – 18 января [Электронный ресурс]: http://www.niros.ru/

  6. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. — С.102.
  7. Смыслов П.А. Борьба с коррупцией в российских компаниях // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2016. — №9. – С.30-38.
  8. Бизнес против коррупции. Основа для действия // Программа развития ООН [Электронный ресурс]: http://www.undp.ru/publications/business_against_corruption_rus.pdf
  9. Сбербанк талантов [Электронный ресурс]: https://sberbank-talents.ru/Info/
  10. Годовой отчет ПАО «Сбербанк» за 2017 год // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports
  11. Политика ПАО «Сбербанк» по противодействию коррупции // Сбербанк [Электронный ресурс]: http://www.sberbank.ru/csr/anticorruption