Регулирование внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона (на примере Краснодарского края)

Дипломная работа

Внешнеэкономическая деятельность в РФ, в настоящее время, переживает непростой период:

  • во-первых, в связи с глобализацией мировой экономики, усилилась взаимосвязь национальных экономик, в силу этого Россия не может и не должна быть вне интеграции мирохозяйственных связей;

— — во-вторых, Россия готовилась стать членом ВТО на протяжении 18 лет, и наконец, 22 августа 2012 года, стала 156 ее участником. Вступление России в ВТО требует создания принципиально новой системы управления внешнеэкономической деятельностью, привлечения большего числа участников к процессам расширения внешнеэкономических связей, усиления роли государства в контроле над растущей мобильностью товаров, услуг и факторов производства

  • в-третьих, российское законодательство теперь должно соответствовать требованиям международного законодательства.

Таким образом, с одной стороны, появилась необходимость в выработке новой внешнеэкономической стратегии, которая должна обеспечить безболезненное вхождение России на мировые рынки. С другой — в связи с активизацией внешнеэкономического сотрудничества России с ее зарубежными партнерами, развитием внешнеэкономических связей не только на уровне государства, но и на уровне регионов и даже отдельных предприятий, возникла острая необходимость в подготовке профессионалов, специализирующихся в области мировой экономики и внешнеэкономической деятельности.

Знания в области таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, валютного и экспортного контроля, а также других методов и механизмов управления ВЭД являются необходимыми в осуществлении практической деятельности любого специалиста, работающего в сфере внешнеэкономической деятельности. Именно поэтому тема моей дипломной работы стала для меня не только актуальной, интересной, но и обязательной.

Сидоров В. А., Г. А. Маховикова

Вышеуказанные труды, и многочисленные интернет-сайты, содержащие новости, факты и иную статистическую информацию послужили не только базой для написания дипломной работы, но и помогли исследовать и проанализировать сущность внешнеэкономических связей хозяйствующих субъектов, такого всесторонне развитого региона, как Краснодарский край.

Цель и задачи дипломной работы:

Для достижения поставленной цели в исследовании указанной темы, выделяются следующие задачи:

  • изучить основы, принципы, формы и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в современных условиях;
  • показать роль государственных институтов в регулировании ВЭД, обозначить особенности организаций, содействующих участникам ВЭД;
  • исследовать реформирование нормативно-правовой системы управления ВЭД в условиях вступления России в ВТО, создания Таможенного Союза;
  • проанализировать информационную базу и государственное регулирование ВЭД хозяйствующих субъектов на региональном уровне.
  • представить данный материал на примере внешнеторговой деятельности Российской Федерации и Краснодарского края, который стал более привлекательным для инвесторов, а продукция предприятий края более конкурентоспособной (чем раньше) на мировом рынке;
  • обозначить через SWOTанализ (сильные, слабые стороны, угрозы, риски и возможности внешнеэкономической деятельности Краснодарского края;

— — учитывая, огромные возможности реализовать намеченные государственные и коммерческие программы, отрегулировать имеющиеся недочеты с помощью соответствующей нормативно-правовой базы и соответствующих органов хозяйствующих субъектов, таких как: Департамента ВЭД, таможенная служба, торгово-промышленная палата, финансовые структуры и другие, дать свои предложения рекомендательного характера по улучшению деятельности субъектов, с позиции организации структуры, финансовых потоков и информационных услуг в сфере внешнеэкономической деятельности.

12 стр., 5910 слов

Внешнеэкономические связи России в условиях глобализации мировой экономики

... и роль России в мировой торговле; определить как работает Россия на международном рынке труда; изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей; определить значение внешнеэкономических связей и причину ... интеграционные процессы. Только около одной четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообще­ство достаточно сложна ...

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

С. В. Рязанцева

«Понятие внешнеэкономической деятельности (ВЭД) появилось в 1987 г. и было связано с началом осуществления внешнеэкономических реформ и переходом на новую, для нашей экономики, систему управления. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность». 5.с.8 ]

Внешнеэкономическую деятельностью следует рассматривать и понимать как внешнеторговую, инвестиционную и иную деятельность (включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции) в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них. «ВЭД — это совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера». [5.с.9 ]

«Внешнеэкономические связи — это международные хозяйственные, торговые, политические, информационные отношения, обеспечивающие обмен товарами, различные формы экономического и научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, совместное предпринимательство, оказание услуг, проведение валютных и финансово-кредитных операций». [7]

Необходимо отметить, что и внешнеэкономическая деятельность и внешнеэкономические связи — это одна сфера функционирования и регулирования международных экономических отношений.

53 стр., 26493 слов

Внешнеэкономическая и внешнеторговая политика государства

... и пути создания эффективной внешнеэкономической политики Республики Казахстан; - сформировать меры по улучшению механизма государственной поддержки информирования внешнеторговой политики Республики Казахстан. - проанализировать сущность международного правового регулирования внешнеэкономической политики - правовые основания регулирование коммерческих отношений Казахстана ...

Внешнеэкономическая деятельность, в современных условиях, является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития, с несовпадающими, а порой, противоположными, интересами. Поэтому каждой стране крайне важно реалистически оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Несмотря на то, что современная система государственного регулирования ВЭД в Российской Федерации сложилась не так давно, она до сих пор, и постоянно, подвергается постоянной модернизации под влиянием изменений, происходящих на мировых финансовых и товарных рынках. Эти изменения обусловливают состояние национальных внешнеэкономических связей, а также цели и методы их воспроизводства и регулирования. «Главной целью органов государственной власти в поддержке внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации является содействие свободному установлению контактов российских предпринимателей с их зарубежными партнерами». [25 ]

Выделяют следующие основные задачи органов государственной власти, которые отвечают за осуществление внешнеэкономической политики в стране.

1. Принятие нормативно-правовых актов, необходимых для легитимного (т.е. законного) осуществления ВЭД различными хозяйствующими субъектами. Утверждение международных договоров и соглашений, направленных на унификацию (т.е. сведение в единую систему) взаимоотношений между иностранными контрагентами.

2. Содействие продвижению продукции за рубежом, защита национальных производителей на внутреннем рынке от проявлений недобросовестной иностранной конкуренции и защита интересов национальных производителей на мировых рынках.

3. Формирование в Российской Федерации системы нормативно-правового и организационно-технического сопровождения экспортно-импортных операций участниками ВЭД.

4. Поддержание не дискриминационного режима в отношении зарубежных партнеров на территории РФ. Установление равноправных отношений международного сотрудничества между российскими производителями и их зарубежными партнерами.

5.Совершенствование внешнеэкономического комплекса, содействие повышению эффективности ВЭД в России на основе разработки стратегии развития и внешнеэкономических связей страны и ее отдельных субъектов, в том числе регионального уровня, таких как Краснодарский край.

Система государственного регулирования внешнеэкономических связей была сформирована в середине 90-х с помощью методов, присущих странам с рыночной экономикой. Этот опыт, с использованием мировой практики, в реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, дал возможность подготовить Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», вступивший в силу 1 июня 1996 г. В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов. В законе нашли отражение и перечислены основные функции федеральных исполнительных и законодательных органов, ответственных за регулирование ВЭД, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, экспортно-импортного валютного контроля, важнейшие формы содействия развитию и регулирования внешнеторговой деятельности.

3 стр., 1362 слов

Государственная политика экономического роста

... рассмотреть государственную политику для достижения непрерывного и устойчивого экономического роста. Типы экономического роста. История национальных экономик знает два основных типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный При экстенсивном (от лат. Extensivus – расширяющий) типе экономический рост достигается ...

Основными принципами внешнеторговой деятельности являются:

1) единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением; единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности; единство таможенной территории Российской Федерации; равенство участников внешнеторговой деятельности;

2) приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

3) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. 2, с. 12 ]

Таким образом, и цель, и задачи и принципы внешнеэкономической деятельности России выражают сущность внешнеэкономической политики и единое направление развития экономических отношений с зарубежными партнерами. Особое внимание следует уделить исследованию механизма регулирования внешнеэкономических отношений.

1.2 Механизм регулирования ВЭД: инструменты, методы, субъекты и объекты регулирования Как известно субъектами внешнеэкономической деятельности принято считать государственные органы, осуществляющие регулирование ВЭД, а также предприятия, которые ведут такую деятельность.

Объектом внешнеэкономической деятельности может быть орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления, получающий импульсы, команды управления и действующий в соответствии с ними. Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения между хозяйствующими субъектами по экспорту-импорту. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов между субъектами.

В условиях рыночных отношений совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного управления, под которым понимается, не что иное, как вмешательство административных органов предпринимательскую деятельность. В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования. К административным относятся методы прямого воздействия, имеющие, в основном, ограничительный характер. (Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т. д. ) Экономическое регулирование связано с воздействием на экономические интересы участников ВЭД посредством использования экономических мер: налогов, таможенных пошлин и сборов, ставок банковского процента, валютного курса и т. д. Как показано на рис.1

8 стр., 3607 слов

Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической ...

... Первая глава Дальнейшее развитие таможенного регулирования связано с развитием и укреплением международной экономической интеграции России в мировую экономику. Это обстоятельство предъявляет противоречивые требование ... в таможенной деятельности сформулирован новый принцип организации СУР. Методы исследования., Основные положения диссертации, выносимые на защиту: В условиях глобализации экономики ...

Рисунок 1 — Формы государственного регулирования Источник: авторское исполнение Соотношение экономических и административных форм воздействия определяют характер внешнеэкономической политики государства.

Наличие административных форм и их воздействие связывают с проведением протекционистской или умеренной внешнеэкономической политики, которые характерны для многих развивающихся и стран с переходной экономикой, вынужденных защищать собственную национальную промышленность. Вместе с тем отдельные элементы протекционизма (базирующиеся, прежде всего на экономических формах воздействия) характерны и для промышленно развитых стран, особенно в области защиты сельского хозяйства. Внешнеэкономическая политика умеренного характера предполагает сочетание элементов открытой экономики и протекционизма.

Таким образом, исследуя многообразие направлений государственного регулирования ВЭД, можно сделать вывод, что модели развития внешнеэкономических связей России с ее зарубежными партнерами на современном этапе меняются. Выделяют следующие основные методы ВЭД, которые отражены на рис. 2.

Рисунок 2 — Основные методы государственного регулирования ВЭД Источник: авторское исполнение Современная модель нацелена на изменение структуры экспорта, усиление инновационной составляющей экспортно-ориентированного производства, а также на разнообразие методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Итак: 1. Метод таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности представляет собой регулирование ставок таможенных пошлин, применение таможенных режимов, декларирование товаров.

2.Нетарифное регулирование. Блок экономических мер: антидемпинговые и компенсационные меры, отдельные формы субсидирования производства и экспорта, пограничные налоги и сборы, валютные и финансовые средства; блок административных мер: квотирование, лицензирование, эмбарго, добровольные ограничения экспорта (ДОЭ), различные виды технического регулирования, таможенные и другие пограничные формальности.

3.Экспортный контроль. Подразумевает: идентификацию контролируемых товаров и технологий; проведение государственной экспертизы для получения лицензии; таможенный контроль и таможенное оформление контролируемых товаров; применение мер государственного принуждения.

4.Валютное регулирование и валютный контроль. Означает централизацию валютных операций в Центральном банке, лицензирование валютных операций, валютную интервенцию, регулирование валютных операций и т. д.

5.Налоговое регулирование. Регулирование размера налоговых платежей, регламентирование импорта подакцизных товаров, предоставление налоговых льгот, регламентации процедур во избежание двойного налогообложения.

2 стр., 808 слов

Торгово-экономические отношения Турции с Россией

... торговую схему, в рамках которой Россия продает энергосырье, а Турция его покупает, как одномерную и весьма структурно ограниченную. К настоящему времени суммарный объем инвестиций российской ... экономического развития Турции. 1. Основные особенности товарной и географической структуры внешней торговли Турции. ... касается отношения российской стороны ... Турции в Россию приходится на текстильные товары и ...

6.Инвестиционная поддержка экспортеров и импортеров товаров и (или) услуг. Этот метод государственного регулирования ВЭД направлен на создание благоприятного инвестиционного климата, устранение административных барьеров, развитие новых форм инвестирования, разработку инновационной политики, страхование инвестиций от экономических рисков, создание свободных экономических зон.

7.Стимулирование и поддержка экспортеров. Представляет собой прямое и косвенное государственное финансирование экспортеров, кредитование экспортеров, налоговое поощрение экспортеров и страхование экспортеров.

Данные методы регулирования ВЭД в Российской Федерации, применяемые в совокупности, составляют основу политики защиты национальных интересов и интересов общества. И в первую очередь на это прямо нацелен метод нетарифного регулирования ВЭД.

1.2.1 Нетарифное регулирование ВЭД и их меры

«Нетарифные ограничения (НТО) импортных операций — это комплекс ограничительно-запретительных мер, не связанных с тарифным регулированием внешней торговли, целью которых является защита внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции». 1, с.56]

Как правило, нетарифные ограничения вводятся органами государственной власти и не связаны какими-либо международными обязательствами. Механизм и объем их применения регулируются, обычно, национальными органами и национальными правилами. Но единой международной классификации нетарифных барьеров на данный момент еще не выработано. Поэтому существует несколько вариантов классификаций, разработанных ВТО, Международной торговой палатой, Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), тарифной комиссией США, Международным банком реконструкции и развития.

В соответствии с классификаций НТО, разработанной Секретариатом ГАТТ и Центром международного промышленного сотрудничества ЮНИДО, вся совокупность нетарифных мер, регулирующих внешнюю торговлю, разделена на группы, которые указаны в на рис. 3.

Это — количественные ограничения импорта и экспорта (меры количественного контроля);

  • технические меры (технические барьеры в торговле);
  • паратарифные (сверхтарифные) меры;
  • меры валютно-финансовой политики;
  • меры контроля над ценами;
  • меры по защите экономических интересов страны во внешней торговле;
  • таможенные процедуры;
  • правительственные (государственные) закупки и торговые операции государственных предприятий;
  • монополистические меры.

Рисунок 3 — Меры нетарифного регулирования Источник: авторское исполнение Нетарифные методы, в соответствии с международными соглашениями, применяются в виде исключения из общего правила свободной торговли в следующих случаях: введение временных количественных ограничений экспорта или импорта некоторых товаров, вызванных необходимостью защиты национального рынка; осуществление разрешительного порядка экспорта или импорта товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, окружающую среду, жизнь и здоровье граждан; защита культурных ценностей; обеспечение национальной безопасности; введение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

— Пик применения НТО как эффективного средства зашиты национального рынка пришелся на последние два десятилетия в силу необходимости поэтапного снижения уровня тарифной защиты странами, реализующими свои обязательства по вступлению в ВТО. Ради справедливости необходимо сказать, что ограничительные меры на международном рынке, в последние два года, все больше применяются к российским товарам. Вообще по различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. Причем, развитые страны используют ограничения в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры более активно применяются и развивающимися странами — до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия.

Согласно классификатору нетарифных мер, разработанному ЮНКТАД, список мер довольно обширен, и они включают в себя технические стандарты, санитарные стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения, лицензии и другие разрешения. Ограничения в отношении торговли услугами и инвестиций еще более разнообразны.

Что касается российских товаров, то по данным департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, по состоянию на 1 июля 2010 г., было зафиксировано: 97 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами для защиты своего внутреннего товарного рынка, в том числе: 45 антидемпинговых мер, 7 специальных защитных мер, 45 мер нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Динамика применения ограничений другими странами в отношении товаров российского экспорта выглядит весьма равномерно, за исключением некоторых государств, убедимся в этом на рис. 3 (20, https:// ).

Рисунок 3 — Ограничительные меры со стороны других государств в отношении российских товаров.

Источник: авторское исполнение

«Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 22 государства: Австралия, Аргентина, Белоруссия, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Перу, Азербайджан, Армения, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Филиппины, Республика Корея, а также ЕС и его страны-члены». 64 ]

Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, США, Украине и Белоруссии. (Об этом более подробно в Приложении Б.)

Ограничительные меры по категориям товара выглядят так. Рис. 4.

Рисунок 4 — Ограничительные меры по категориям товаров Источник: авторское исполнение Наибольшее количество ограничений применяется в отношении металлопродукции, минеральных удобрений, химической и сельскохозяйственной продукции. Наиболее известными и широко применяемыми ограничениями являются антидемпинговые меры. (Рис.5)

Рисунок 5 — Виды ограничений в отношении российских товаров Источник: доклад Минэкономразвития, авторское исполнение Антидемпинговые меры могут применяться на выборочной основе против конкретного экспортера. В период замедления темпов экономического роста или экономического спада в стране применение этой меры защиты становится более частым. Россия традиционно попадает в первую десятку стран, в отношении которых чаще всего инициируются антидемпинговые расследования, и занимала в данном списке 1 место среди стран — не членов ВТО: с момента образования ВТО по настоящее время странами-членами ВТО в отношении российских товаров проведено 109 расследований, по результатам которых было введено 90 ограничительных мер. Наиболее активно используются антидемпинговые меры в отношении российских товаров, таких как черные металлы и изделия из них. Второе место в этом списке занимают минеральные удобрения и химическая продукция. Максимальное количество антидемпинговых мер против товаров российского происхождения действовало в ЕС (8), затем в США (8), Китае (6) и Мексике (4).

На остальные страны — Австралия, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Канада, Перу, Таиланд, Турция — приходилось по 1−3 меры.

Из государств-участников СНГ этим инструментом регулирования импорта активно пользуется только Украина (5 антидемпинговых пошлин в отношении российских товаров).

Ограничения на экспорт, или в данном случае, квоты подписаны на ввоз определенных товаров среди участников Таможенного союза. Например, недавно, между участниками таможенного союза подписаны квоты на продукты мясной продукции, где видно, что республика Беларусь ограничила себя от ввозного импортного мяса, а Россия нет.

Специальные защитные меры применяются для ограничения импорта гораздо реже, поскольку они являются менее гибкими и точечными. Правилами международной торговли признается, что данный инструмент служит для временного «законного протекционизма» отечественных отраслей, не выдерживающих нормальной конкуренции с возросшим импортом.

Самыми чувствительными для российского экспорта являются меры, принимаемые Украиной. В Республике Казахстан в значительной степени ограничиваются российские поставки (кровельные материалы, стеклотара, кондитерские изделия, вата, дрожжи).

Для российских поставок металлопродукции чувствительной является мера по балкам, принятая на Филиппинах. Специальную защитную меру по плоскому стеклу исключительно в отношении импорта из России и Ирана применяла Турция по причине не членства Российской Федерации в ВТО, в тот момент, что является прямым нарушением, даже, норм ВТО.

Существует перечень ограничительных мер, действующих на зарубежных рынках в отношении российских товаров.

Другие меры нетарифного характера. Нетарифное регулирование внешней торговли охватывает две большие группы мер (административного и, частично, экономического характера), направленных на запреты и ограничения в отношении ввоза и вывоза товаров. Первая группа мер имеет целью прямое ограничение импорта (экспорта), или регулирование внешней торговли путем количественных ограничений, лицензирования, запретов и т. д. Вторая группа мер нетарифного регулирования охватывает большой круг различных акций административной, торговой, финансовой, кредитной, технологической политики, мер безопасности, санитарных и экологических, при которых ограничения торговли товарами и услугами внешне не являются целью таких мер, однако почти всегда становятся следствием их применения. Такие меры вводятся, как правило, на уровне исполнительных органов власти и имеют избирательный и более гибкий характер.

Наибольшее количество мер административного характера выявлено в государствах — участниках СНГ, и, в первую очередь, в Белоруссии. Обратимся к Приложению Б. Нетарифные меры регулирования в отношении российских товаров, в то время как России с Белоруссией союзники ТС.

Широко используются меры другими странами: экологические налоги, запреты на торговлю или карантины, экологическая маркировка, побуждающая потребителя приобретать более безопасные товары.

Причины, приведшие к затруднению доступа российских товаров на рынки зарубежных государств следующие:

  • несовершенные двусторонние и многосторонние соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные условия для доступа российских предпринимателей на внешние рынки;

— — дискриминация российских производителей и экспортеров вследствие не членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, а также вследствие отсутствия соответствующих международных договоренностей и соглашений, что является большим недостатком в экономической политике и внешнеэкономической деятельности России.

Каковы же виды дискриминации российских производителей при проведении антидемпинговых и специальных защитных расследований:

1)применение «энергетических» корректировок, приводящих к необоснованно высоким антидемпинговым пошлинам в отношении российских товаров;

2)наличие в национальном законодательстве иностранных государств методик расчета, заведомо завышающих размер антидемпинговой меры;

3)введение иностранными государствами ограничительных мер в отношении российских товаров в условиях отсутствия убедительных доказательств ущерба от их импорта;

  • Учитывая такое неприятие российских товаров на зарубежных рынках, оправдывает не совсем выгодное для некоторых отраслей (как например, для сельского хозяйства) России вступление в ВТО.

Таким образом, рассмотрев нетарифное регулирование ВЭД и их меры, перейдем непосредственно к тем структурам и органам, от функций которых зависит корректировка и регулирование внешнеторговых процессов.

1.2.2 Роль государственных органов в регулировании ВЭД Исследуя функции и роль государственных органов в регулировании ВЭД необходимо отметить, что за предшествующий год исследуемой мной темой, изменились не только функции институтов, увеличилось количество министерств и ведомств, занимающихся регулированием ВЭД.

В структуре органов исполнительной и законодательной власти в Российской Федерации функции управления и контроля внешнеэкономической деятельности находятся теперь в компетенции сразу нескольких органов, министерств и агентств федерального значения.

Конституцией РФ

в Законе РФ

Президент РФ

Далее, целый ряд министерств и ведомств, на отраслевом уровне занимается вопросами организации и контроля над осуществлением ВЭД. Министерству экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), в этом списке, принадлежит ключевая роль. Его функции таковы: выработка стратегии внешнеэкономической политики; осуществление функций по таможенно-тарифному регулированию; ведет вопросы инвестиционной политики, вопросы, связанные с присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), управления особыми экономическими зонами, формированием межгосударственных и федеральных целевых программ. Главная задача Минэкономразвития России в области ВЭД — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти. Министерство разрабатывает предложения по экспортной политики, в том числе в рамках региональных программ, защищает экономические интересы России, ее субъектов, участников ВЭД на внешнем рынке. В соответствии с предусмотренными законодательством мер защищает интересы отечественных товаропроизводителей от недобросовестной иностранной конкуренции. Важной задачей Минэкономразвития России является разработка предложений по заключению международных договоров РФ, координация совместно с МИД (Министерство иностранных дел) действий органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами. Функции в части: поддержка экспорта промышленной продукции, товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров, применение мер нетарифного регулирования, а также функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию внешней торговли переданы в ведение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой (ФТС России).

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) обеспечивает интересы российской экономической дипломатии за рубежом.

Ряд функций контроля в сфере ВЭД выполняет Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России).

Его федеральные службы: первая — по военно-техническому сотрудничеству: регулирует вопросы, связанные с ввозом вывозом из РФ продукции военного назначения, а также вопросы, связанные с выдачей лицензий на ввоз и (или) вывоз продукции военно-технического назначения; вторая — Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) в сфере ВЭД занимается вопросами осуществления экспортного контроля товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет экспертизу, участвует в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового поражения и иных опасных видов оружия.

Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) через свои федеральные агентства осуществляет регулирование международных перевозок, в том числе тарифной политики.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) — осуществляет налогообложение на добавочную стоимость (НДС), акцизы, прибыль, полученные при экспорте, импорте в рамках ВЭД.

Федеральная таможенная служба (ФТС) осуществляет регулирование, контроль и надзор в области таможенного дела, обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с нарушениями таможенных правил. Выполняет функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, защищает экономические интересы РФ, содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, а также ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

Министерство РФ

Центральный банк РФ (Банк России) независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. В своей деятельности руководствуется Законом о Центральном банке. Внешнеэкономическая деятельность банка России сводится к тому, что он представляет интересы страны в центральных банках других стран и вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в Р.Ф. и за границей. Кроме того, ЦБ РФ управляет золотовалютными резервами РФ, определяет и публикует официальный курс рубля к денежным единицам других государств. Содействие ВЭД оказывают и другие институты.

1.2.3 Институты, содействующие развитию ВЭД и их классификация. Торгово-промышленная палата России Многие предприниматели не могут решить свои проблемы в одиночку, особенно если они связаны с выходом на внешние рынки. И тогда они вынуждены консолидироваться или пользоваться услугами организаций, которые стремятся исключить подобные барьеры. Это институты содействия, и их можно подразделить на два типа — правительственные и неправительственные. Рассмотрим рис. 7.

Рисунок 7 — Классификация институтов содействия ВЭД Источник: авторское исполнение.

Первые создаются при участии официальных органов, вторые — самими предпринимателями для облегчения условий выхода на внешний рынок.

Основными целями таких организаций являются: поиск иностранных партнеров, исследование зарубежных рынков, обеспечение участия российских экспортеров в выставочно-ярмарочной деятельности, содействие в организации системы транспортных перевозок построение системы внешнеторговых расчетов и т. п.

Первая группа: торговые представительства Российской Федерации за рубежом, технические центры и технико-коммерческие бюро, информационные и коммерческие агентства Минэкономразвития России и Минпромторга России. Среди них: Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; Всероссийская академия внешней торговли с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей;

  • Одним из важных институтов содействия ВЭД, в правительственной группе, являются торговые представительств за рубежом. (Приложение В) В настоящее время торговые представительства и аппараты торгового советника действуют более чем в 70 странах. Основные задачи торговых представительств: представление государственных интересов России в области внешнеэкономических связей и обеспечение защиты таких интересов;
  • содействие развитию торговых и экономических связей субъектов Российской Федерации;
  • участие в межгосударственных торгово-экономических соглашений;
  • защита экономических интересов российских экспортеров и импортеров, оказание им всемерного содействия в осуществлении деловых контактов, развитии новых направлений и форм экономического и научно-технического сотрудничества;
  • участие в работе по продвижению оборудования и наукоемких технологий из России на мировые рынки;
  • содействие проведению торговых выставок и рекламных кампаний. 72]

В соответствии с российским законодательством торговые представительства оказывают на безвозмездной основе необходимую информационно-консультационную помощь российским участникам ВЭД, независимо от их формы собственности, размера уставного капитала, места регистрации.

Другим видом, содействующих организации, созданных при участии Минпромторга России, являются информационные и коммерческие агентства. Одно из таких агентств — «Информ ВЭС», с помощью которой идет межведомственный обмен информацией в области ВЭД; информационно-консультационные услуги для участников ВЭД по заполнению соответствующей документации, предоставление информации иностранным и российским участникам ВЭД, аналитическая работа и т. д.

Вторая группа (неправительственных) содействующих организаций представлена более разнообразно и включает в себя ассоциации внешнеэкономического сотрудничества, отраслевые союзы (объединения) экспортеров-производителей, консалтинговые фирмы, коммерческие банки. Особую роль в данной группе занимает Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт; Всероссийская академия внешней торговли с Институтом повышения квалификации руководящих работников и специалистов в области внешнеэкономических связей; Торгово-промышленная палата Российской Федерации и др. Наиболее многочисленную группу составляют Ассоциации внешнеэкономического сотрудничества (АВЭС), причем они имеют сугубо отраслевую направленность. Наиболее значимыми ассоциациями внешнеэкономического сотрудничества являются: Ассоциация внешнеэкономических организаций России; Ассоциация делового сотрудничества «Союз», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков; Ассоциация совместных предприятий, международных объединений и организаций; Ассоциация инвесторов и экспортеров России; Национальная ассоциация сотрудничества импортеров и ряд других АВЭС.

Подробней, из вышеназванных институтов, рассмотрим деятельность ТПП России.

Торгово-промышленная палата РФ.

Президента РФ

палата РФ Источник

Таблица1- Комитеты ТПП в России и в регионах.

Комитет по содействию ВЭД

Содействие интеграции российской экономики в мировое хозяйство, консолидации интересов предпринимательских кругов РФ и зарубежных стран. Вопросы: по членству ВТО; изменения, вносимые в Таможенный кодекс РФ, укрепление торгово-экономического сотрудничества со странами; защита интересов российских участников ВЭД решение проблемы формирования единого экономического пространства с заинтересованными странами — членами ЕврАзЭС.

Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности

Поддержка товаропроизводителей и экспортеров — осуществление мероприятий, связанных с подготовкой выставок и ярмарок для экспортеров в России и за рубежом; организация Всемирных выставок «ЭКСПО».

Комитет ТПП России по инвестиционной политике

Совершенствование инвестиционного законодательства РФ ТПП России были даны рекомендации по совершенствованию Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в части государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности. Оказание содействия развитию инвестиционной политики на региональном уровне, привлечение инвестиций в особые экономические зоны. При поддержке Комитета создана ассоциация индивидуальных инвесторов в сфере инноваций — Союз бизнес-ангелов России.

Источник: авторское исполнение В организационной структуре ТПП России создан Департамент внешнеэкономического сотрудничества. При его содействии установлены партнерские отношения ТПП России более чем с 90 аналогичными структурами в других государствах, в частности с Международной торговой палатой, представительством Европейской комиссии в Российской Федерации, Европейской экономической комиссией, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Международным торговым центром, Международной организацией труда и т. д. ТПП России имеет свои представительства за рубежом (в более чем в 30 странах и регионах).

Необходимость взаимодействия предприятий — участников ВЭД с ТПП России подтверждается тем перечнем услуг, которые Палата готова предоставить экспортерам или импортерам: свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), выдача международных паспортов для временного ввоза товаров (карнетов АТА) и удостоверений сертификатов происхождения товаров.

(Карнеты АТА выдаются при временном ввозе на территорию страны товарных образцов, профессионального оборудования и других предметов для участия в выставках, оформляется на один год, облегчает процесс таможенного оформления временно ввозимых товаров и многократного перемещения их через границы государств с возвратом на территорию России в течение срока действия карнета АТА.)

(Аналогично карнету АТА действует другой международный таможенный документ — карнет CPD («де пассаж») -о временном ввозе дорожных транспортных средств) В 2000 году ТПП России официально вступила в члены международной гарантирующей сети стран-ассоциаций гарантов Всемирной федерации торговых палат (ВФТП) при Международной торговой палате в Париже, и 15 мая 2000 г. ТПП России выдала первый в России карнет.

Сертификаты о происхождении товаров общей формы выдаются на товары, экспортируемые во все страны, за исключением стран СНГ. Кроме того, ТПП России и ее территориальные подразделения предоставляют такие услуги, как: экспертиза товаров, защита интеллектуальной собственности, участие в качестве стороны защиты в арбитражных судах, аккредитация иностранных фирм, информационно-консультационные услуги «Сети обмена деловой информацией системы ТПП России», ведение реестра надежных партнеров и системы «ТПП Эксперт».

Таким образом, содействие участникам ВЭД со стороны ТПП России основывается на законах и нормативно-правовых актах, которые приняты и способствуют регулированию внешнеэкономической деятельности.

1.3 Нормативно-правовые рамки государственного регулирования ВЭД хозяйствующих субъектов. Изменения в Таможенном кодексе Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений, которые формулировались международными государственными и негосударственными организациями. Среди них: Международный институт унификации частного права, органы и специализированные учреждения ООН, в том числе Экономические комиссии для Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Конференция ООН по торговле и развитию, Комиссия ООН по праву международной торговли, региональные организации— ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ, Гаагская конференцией по международному частному праву, торговые организации — Международной торговой палаты, Международный морской комитет, объединения юристов-международников — Ассоциация международного права и т. д. Построение внешнеэкономических связей хозяйствующими субъектами также осуществляется путем применения договорных отношений на региональном уровне и путем соглашения двусторонних торговых соглашений, как и на федеральном. Правовые обычаи используются во взаимоотношениях контрагентов, ведущих хозяйственную деятельность в странах зарубежья. Самые известные и часто применяемые правовые обычаи не только обобщены Международной торговой палатой (МТП), но и конкретизированы.

Основные нормы международного права представлены в Приложение Б. Россия является членом или наблюдателем большинства международных организаций. И потому стала преемником норм международного права в построении собственных внешнеэкономических связей. Законодательство России в полной мере отвечает требованиям международной торговой, валютно-финансовой и инвестиционной практики. Во время либерализации внешнеэкономического сотрудничества на государственном и региональном уровне были приняты соответствующие законы, подчеркивающие важность интеграции России в международную экономическую систему.

К основным законам, регулирующим ВЭД, относятся:

  • Закон РФ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ;
  • Закон РФ от 21 мая 2003 г. № 5003−1 «О таможенном тарифе»;
  • Предметом их регулирования является система отношений в области таможенного дела. Положения этих законов в совокупности отражают весь комплекс вопросов возникающих в российской таможенной практике. Действующий Таможенный кодекс РФ ограничил регулирующую роль таможенных органов во внешнеторговой деятельности, оставляя за собой только технологические функции и процедурные таможенные нормы. Так, правоустанавливающие функции теперь перешли из таможенной сферы в другие соответствующие министерства, а финансовые — в части таможенных платежей — Минфину России. Особое значение Закона РФ «О таможенном тарифе» состоит в том, что он устанавливает порядок формирования и использования таможенного тарифа как инструмента российской торговой и таможенной политики, а одновременно и механизма госрегулирования ВЭД. Он имеет важное методологическое значение в части методов подтверждения таможенной стоимости ввозимых товаров в процессе их таможенного оформления.