Влияние теневой экономики на экономическую безопасность региона (на е краснодарского края)

Курсовая работа

Теневые процессы в экономике стали одной из острейших проблем национального хозяйства. Наличие теневой экономики в той или иной степени характерно для любой страны. Это связано с рядом факторов, к которым относятся, прежде всего, структурная отсталость экономики, незавершенность процессов формирования института собственности, неконтролируемый характер переходных процессов, шоковый характер экономических реформ, относительную слабость государственной власти, а также высокий уровень ее коррумпированности, крайне недостаточные действия по борьбе с организованной преступностью, которая приобрела значительное влияние в экономической сфере.

Наличие теневой экономики существенно сказывается на важнейших макроэкономических показателях, на результатах деятельности и перспективах развития предприятий. Без учета теневой составляющей невозможно получение объективного представление о масштабах национальной экономики, ее отраслей, объемах хозяйственных операций предприятий.

В современных условиях теневая экономика не может существовать без стоимостных оценок и скрытых денежных потоков, а, следовательно, теневых финансовых отношений, выстраивание которых и составляет ее основу.

Проблемы теневой экономики стали одними из наиболее важных как для России, так и для многих стран мира. Некоторые разновидности теневой деятельности (наркобизнес, коррупция, финансирование терроризма) признаны угрозами национальной экономической безопасности, их справедливо включают в число глобальных проблем современности.

Цель работы состоит в предложении мер по сокращению уровня теневой экономики в Краснодарском крае.

Данная цель подразумевает решение следующих задач:

– изучение структуры теневой экономики с точки зрения возможности воздействия теневых отношений на официальную экономику;

– анализ механизмов и форм взаимодействия теневой экономики с легальной;

3 стр., 1145 слов

Теневая экономика в CCCР России основные сегменты и динамика

... сопоставимые и достоверные данные, большинство экспертов в этом отношении солидарны. причин роста теневой экономики, возникновение структурного и экономического кризиса, осложняющего ситуацию на рынке ... в предметном разнообразии теневой деятельности в советский период: водители сливают бензин, рабочий выносит инструменты, повар — мясо, а во-вторых, в стратифицированном характере этой деятельности: ...

– систематизирование факторов роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности;

– анализ степени угрозы современной российской теневой экономики;

– предложить пути по сокращению уровня теневой экономики.

Объектом работы является неофициальная (теневая) экономика Краснодарского края как угроза экономической безопасности.

Предметом работы выступает механизм взаимовлияния теневых (нелегальных) и официальных (легальных) экономических институтов, регулирующих экономическую и хозяйственную структуру государства.

Период исследования составляют 2013-2017 гг.

Методологическую и теоретическую основу для выполнения работы составляют следующие документы: нормативно-правовые акты, статистическая отчётность, учебная литература: Авдийского В.И., Тимофеева Л.М., Яваровой И. Д. и Булатова А.И., а также ресурсы сети Интернет.

1 Теоретические аспекты теневой экономики

1.1 Понятие и сущность теневой экономики

Понятие «теневая экономика» на разных этапах его изучения трактовалось с использованием широкого и постоянно расширяющегося перечня таких характеристик: «подпольная», «вторая», «неучтенная», «деструктивная», «нерегламентированная», «криминальная», «фиктивная», «негосударственная», «частнорыночная», «дефективная», «параллельная», «черная», «неформальная», «нелегальная», «внезаконная».

С одной стороны, данное явление можно характеризовать как многоплановое, быстро изменяющееся и требующее постоянной смены определений и их уточнений, а с другой стороны, отсутствие четкой систематизации и конкретизации данного понятия как в научном сообществе, так и в других сферах может препятствовать выработке согласованных оценок и подходов к нейтрализации негативных последствий этого явления государственными органами власти.

Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления [1].

Теневая экономика – это процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей.

Сущность «теневой экономики» заключается в ее «невидимости». В настоящее время существует множество методик оценки теневой экономики. Так, в соответствии с методикой ООН в теневую экономику включаются следующие виды деятельности, представленные в таблице 1 [1].

Таблица 1.1 – Виды теневой экономики

Виды

Значение видов теневой экономики

Скрытая

Законодательно разрешенная, но официально не учитываемая (полностью или частично) деятельность в рамках формализованных структур и процедур

Неформальная

Законодательно разрешенная, но не учитываемая деятельность неформальных структур или деятельность вне формализованных процедур и отношений

Нелегальная

Законодательно запрещенная или не имеющая специального разрешения, скрытая (формальная и неформальная) деятельность (криминальная и иная противоправная)

В свою очередь, теневая экономика функционирует на основе свойств, приписываемых ей.

Таблица 1.2 – Свойства теневой экономики

Свойства

Значение

Всеобщность

Теневая экономика присуща любому государству независимо от степени его развития и социально-экономического устройства. Наиболее общей причиной возникновения теневой экономики является наличие неустранимого противоречия между объективными законами экономики и их отражением в правовых нормах, в законодательстве государства.

Целостность

Равновесие с внешней средой, проявляющееся в процессе взаимодействия, через тесное переплетение с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества.

Структурность

Наличие устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность и тождественность самой себе, следовательно, способность к сохранению ее основные свойств при различных внутренних и внешних изменениях.

Иерархичность

Расположение частей и элементов теневой экономики как целого в порядке от высшего к низшему.

Самоорганизация и непрерывное развитие

Теневая экономика в кратчайшие сроки приспосабливается к внешним воздействиям (государства и его правоохранительных, контрольных, фискальных, надзорных и иных органов), непрерывно развивается и соответствии с общими экономическими принципами и находится в гармоничном равновесии со своей средой.

Целенаправленность и наличие универсальных механизмов функционирования

Общность типовых приемов и способов достижения целей функционирования.

Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, увидеть внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность вскрыть условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления, присущего любой общественной формации.

1.2 Структура теневой экономики и ее признаки

Теневая экономика – сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, то есть преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная, но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространено понимание теневой экономики как скрытой от государства деятельности.

Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак — теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного, публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода.

В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение бизнеса с нарушением установленных правил налогообложения, лицензирования, кредитования, регистрации. Поэтому теневую экономику определяют также как незаконное предпринимательство.

Типологизация разновидностей теневой экономики происходит по трем критериям, выделяет следующие секторы теневой экономики:

– «вторая» («беловоротничковая»);

– «серая» («неформальная»);

– «черная» («подпольная») теневая экономика [2].

Таблица 1.3 – Критерии типологизации теневой экономики

Критерий

«Беловоротничковая» теневая экономика

«Серая» теневая экономика

«Черная» теневая экономика

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна

На рисунке 1.1 представлена структура теневой экономики.

Рисунок 1.1 – Структура теневой экономики Российской Федерации

«Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой».

Под «беловоротничковой» преступностью, например, в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях.

В целом «беловоротничковая» преступность означает, что:

– субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются «порядочные» представители общества и деловых кругов — должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;

– преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

– это преступления, совершаемые без применения насилия, нос использованием экономических методов, правовых «дыр» в законодательстве, служебного положения;

– это высокая степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;

– преступления совершаются с использованием самых совершенных технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершаются преступления.

«Серая» (неформальная) теневая экономика — разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. Это самый обширный сектор теневой экономики. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» функционирует более автономно.

«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например, наркобизнес и рэкет [3].

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности граждан. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы.

1.3 Факторы теневой экономики и критерии ее оценки

Эффективное управление экономическими процессами в государстве и отдельном его регионе невозможно без постоянного системного анализа параметров теневой части экономики. Недооценка и игнорирование теневых процессов в различных отраслях экономической деятельности, отсутствие их постоянного мониторинга приводят к существенным просчетам в ходе определении макроэкономических показателей, используемых для реализации многих направлений экономической политики. Неверное определение масштабов теневой экономики и критериев ее оценки, факторов, способствующих ее произрастанию, могут привести к различным результатам, таким как:

– неверным расчетам доходной части бюджетов всех уровней, недобору значительной части налогов;

– необоснованному росту государственных расходов, соответственно расширению денежной массы и как следствие росту темпов инфляции;

– занижению объемов ВВП и неверному определению объема денежной массы, необходимой в экономике;

– неверной оценке занятых в теневой экономике граждан, просчетам в борьбе с безработицей и выстраивании миграционной политики, следовательно, к неэффективному расходованию бюджетных средства на реализацию специальных программ;

– просчетам в организации работы правоохранительных органов в части противодействия экономической (в том числе организованной) преступности. Это в итоге отрицательно отражается на уровне экономической безопасности государства в целом [4].

Причины зарождения и процветания теневой экономики в том или ином государстве могут иметь как различные, так и общие корни. В большинстве развитых стран специалистами выделяются следующие основные факторы, определяющие размер и динамику теневой экономики:

1. Тяжесть налогового бремени (налоговая нагрузка)

2. Уровень получаемых доходов (уровень благосостояния)

3. Продолжительность рабочего времени

4. Уровень безработицы

5. Масштабы и роль государственного сектора в экономике.

В таблице 1.4 представления факторы, оказывающие влияние на теневой сектор экономики.

Таблица 1.4 – Факторы теневой экономики

Факторы теневой экономики

Составляющие факторов

По степени влияния государства факторы роста теневой экономики.

1)полностью регулируемые государством;

2) нерегулируемые государством.

По сфере возникновения и влияния факторы роста теневой экономики.

1) социальные;

2) экономические;

3) правовые;

4) политические;

5) социокультурные;

По возможности статистической оценки показателей факторов роста теневой экономики.

1) абсолютные;

2) относительные;

3) качественные;

4) количественные

Продолжение таблицы 1.4

По субъектам, участвующим в теневой экономике, можно выделить факторы роста, на которые воздействуют:

1) физические лица;

2) домашние хозяйства;

3) юридические лица;

4)субъекты нелегальной экономики.

По субъектам, противодействующим развитию теневой экономики.

1)федеральные органы государственной власти;

2)региональные органы государственной власти;

3) правоохранительные органы;

4) контролирующие органы;

5) общественные институты;

6) граждане.

По характеру воздействия на теневую экономику.

1) прямые;

2) косвенные.

По характеру получаемой выгоды.

1) от неформальной занятости;

2)от нелегальных видов деятельности;

3)от неофициальной (незарегистрированной) деятельности;

4) доход в форме неоплаченных налогов и сборов.

Анализируя представленные данные можно заметить, что формирование теневой экономики — явление неоднородное и многогранное, требующее детального анализа факторов роста в зависимости от сферы возникновения и влияния, что позволит определить субъекты противодействия и разработать соответствующие меры.

Факторы роста теневой экономики имеют различный характер возникновения и влияния. вышеуказанная классификация позволяет оценить и сопоставить различные факторы для дальнейшего анализа и обработки при формировании противодействующих мер.

Разграничение субъектов теневой экономики позволяет определить конкретные меры по оптимизации социально-экономической ситуации в стране в целях упреждения факторов роста, способствующих «теневизации» субъектов, и противодействию нелегальной экономике.

Классификация факторов роста теневой экономики по субъектам противодействия дает возможность конкретнее формулировать и оптимизировать их деятельность, функции и задачи в зависимости от социально-экономической и политической конъюнктуры.

Классификация по характеру воздействия на теневую экономику позволяет обратить внимание не только на факторы, которые непосредственно вызывают рост теневой экономики, но и на факторы, косвенно способствующие развитию прямых факторов роста.

В свою очередь классификация по характеру получаемой выгоды позволяет формировать меры противодействия факторам роста теневой экономики исходя из мотивов субъектов теневой экономики.

Под критериями оценки теневой экономики следует понимать систему признаков, на основании которых производится оценка состояния экономики и общества.

Основными критериями оценки уровня теневой экономики являются:

Объем валового регионального продукта. Доходы и расходы регионального бюджета. Устойчивость финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета. Общая налоговая нагрузка на бизнес с учетом законодательных актов по налогам и сборам региона. Уровень криминализации экономики, выражающийся через систему показателей по видам преступлений в сфере экономических отношений. Степень открытости региона для внешне – экономических отношений. Инвестиционный климат в регионе – среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Она формируется под влиянием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и степень риска инвестиций. Уровень коррупции. Защита прав собственности; Занятость экономически активного населения – занятость части населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг. Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных. Уровень благосостояния населения – потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Миграционная ситуация на рынке труда [5].

В условиях неразработанности общей теории теневой экономики для оценки масштабов теневой экономической деятельности целесообразно не только один фактор, а всю их совокупность. Важно дать не одну, а ряд оценок уровня теневой экономической деятельности. Так же стоит отметить, что недостаточно бороться лишь с последствиями теневой экономики, но необходимо начинать борьбу с основ, а именно с факторов, ее зарождающих.

1.4 Влияние теневой экономики на экономическую безопасность государства

Распространение теневой экономики является одной из главных, существенных угроз развитию экономики и экономической безопасности страны. В концепции правового механизма обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличие индикативного анализа, как метода экономических исследований.

Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:

1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;

2) обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;

3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.

Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне — при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.

В зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут быть выделены:

1.Учетно-статистические методы: метод специфических индикаторов; структурный метод; метод мягкого моделирования; экспертный метод; смешанные методы.

2.Методы открытой проверки.

3.Специальные экономико-правовые методы: метод документального анализа; метод бухгалтерского анализа; метод экономического анализа.

4.Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучения массовых статистических закономерностей [6].

Наиболее разработаны сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.

В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности [5].

Таким образом, пороговые значения экономической безопасности — это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

Распространение теневого сектора экономики угрожает экономической безопасности страны, так как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым уменьшая ее возможности и результаты. Так, увеличение теневой экономики на 1% приводит к росту незаконного движения капитала на 7%. За последние 18 лет экономика России потеряла по меньшей мере 211,5 млрд долларов. Это вывезенные за рубеж доходы от преступлений, коррупции и уклонения от уплаты налогов. 63,8%, или 135 млрд. долларов из общих нелегальных денег выведены из России через неучтенные банковские переводы. Вывезенные средства могли быть инвестированы в российское здравоохранение, образование и потрачены на развитие инфраструктуры. Основной способ вывоза нелегальных денег из России – под видом экспортно-импортных операций с помощью учрежденных дочерних компаний в Европе или оффшоров. Деньги вывозятся также с помощью создаваемых российскими корпорациями собственных «карманных банков», которые совершают крупные денежные трансферты. Такой большой объем неучтенных денежных переводов через банки связан с несовершенством банковской системы России. Во-первых, некоторые банки по-прежнему принадлежат или находятся под контролем преступников или подставных лиц. Во-вторых, не существует требований сохранять информацию о подозрительных сделках для последующих действий регулирующих органов. Несмотря на то, что кредитным организациям запрещается открывать анонимные счета, нет конкретной нормы, которая запрещает банкам открывать счета на фиктивные имена, сохраняются проблемы с мониторингом банковских переводов. Ключевым недостатком является недостаточная эффективность надзора за финансовым сектором, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также неэффективность борьбы с незаконной системой перевода денег, существующей в России. В последний год в банковской системе стал наводиться порядок, отозваны лицензии у ряда недобросовестных банков.

Значительный ущерб теневая экономика наносит бюджету страны вследствие уклонения от уплаты налогов субъектов экономической деятельности. В результате снижения бюджетных доходов недофинансируются важнейшие сферы экономики, увеличивается налоговая нагрузка на официальный бизнес и население. Еще одной стороной воздействия теневой экономики на бюджетную сферу является неэффективное распределение бюджетных ресурсов вследствие коррупции, незаконной лоббистской деятельности, незаконного предоставления льгот, распределения квот, непрозрачности тендеров. В результате бюджетные средства используются неэффективно [6].

Негативным последствием развития теневой экономики является деформация структуры экономики. Это проявляется в росте инвестиционных рисков и снижение инвестиционной активности. Снижаются, прежде всего, инвестиции в реальный сектор экономики, что отрицательно сказывается на развитии отечественного производства, росте доли импортной продукции в удовлетворении спроса. И, напротив, теневая экономика стимулирует развитие торгово-посреднической, финансовой деятельности, как сфер, наиболее подверженных «теневизации». Кроме того, распространение теневой экономики способствует усилению дифференциации доходов за счет обогащения субъектов нелегального и скрытого бизнеса. В России степень дифференциации доходов и так один из самых высоких: доходы самых богатых слоев населения в 16 раз превышают доходы бедных. Это показатель, характерный для развивающихся стран с высокой долей теневой экономики.

Таким образом, проблема теневой экономики для России стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.

2 Анализ влияния теневой экономики на экономическую безопасность Краснодарского края

2.1 Социально-экономическая характеристика Краснодарского края

Краснодарский край – субъект Российской Федерации , расположенный на юго-западе Российской Федерации, образован 13 сентября 1937 года . Входит в состав Южного федерального округа . Число административно-территориальных единиц составляет: районов – 38, городов – 26. Край занимает территорию 75,5 тысяч квадратных километров или 0,44 процента всей территории России. Самая северная точка отстоит от самой южной точки на 372 км, самая западная от самой восточной – на 380 км.

Край является лидером в Южном федеральном округе по объемам производства сельскохозяйственной продукции, строительства, инвестиций в основной капитал, обороту розничной торговли и общественного питания, объемам платных услуг населению. Здесь производится семь процентов валовой сельскохозяйственной продукции в стране.

Краснодарский край является наиболее динамично развивающимся регионом среди субъектов Южного федерального округа. Так объем валового регионального продукта края в 2017 году составил 2,352 трлн руб или 2,3 % от общего объема ВВП Российской Федерации.

В настоящее время Краснодарский край входит в тройку лидеров в России и занимает первое место в ЮФО по развитию малого бизнеса, по числу зарегистрированных индивидуальных предпринимателей Кубань опережает все регионы России. По итогам 2016 года в Краснодарском крае количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило более 3,9 тысяч единиц, а численность населения, занятого в данной сфере экономики, свыше 900 тысяч человек [7].

Таблица 2.1 – Динамика социально-экономических показателей Краснодарского края 2013-2017 гг.

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Численность населения (среднегодовая), тыс. чел.

5214,2

5230

5284,5

5330,2

5404,3

190,1

103,7

Индекс физического объема валового регионального продукта (в сопоставимых ценах), %

106,2

107,6

103,7

103,9

100,7

-5,5

Х

ВРП на душу населения (в фактически действовавших ценах), тыс. руб.

196,9

236,8

275

309,8

330,1

133,2

167,65

Индекс промышленного производства (в сопоставимых ценах), %

104,2

107,1

108,3

102,5

102,6

-1,6

Х

в том числе по основным видам деятельности:

Добыча полезных ископаемых , %

104,1

105,0

107,6

105,4

104,3

0,2

Х

Обрабатывающие производства, %

104,9

108,2

107,6

102,6

102,6

-2,3

Х

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды, %

100,2

102,1

113,5

101,1

115,5

15,3

Х

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах), %

103,8

110,1

89,3

107,6

102

-1,8

Х

Производство зерна, тыс. Тонн

9942,62

11454,6

8839,25

12037,6

13203,7

3261,08

132,80

Производство сахарной свеклы, тыс. тонн

7095,4

9283,2

8178,5

6717,3

6748,9

-346,5

95,12

Производство скота и птица на убой, тыс тонн.

394,0

428,6

411,8

336,3

469

75

119,04

Производство молока, тыс тонн

1396,7

1376,6

1389,2

1319,4

1295,3

-101,4

92,74

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (в фактических ценах), млрд. руб.

589,62

711,72

798,48

955,21

750,24

160,62

127,24

Продолжение таблицы 2.1

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на душу населения (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

125838

177445

169626

153004

111253

-14584,5

88,41

Ввод в эксплуатацию жилых домов, тыс. кв. м.

4100

4371

3979

3786,23

4750,6

650,6

115,87

Налоговые поступления в консолидированный бюджет, млн. руб

106679,9

126957,1

148211,3

155473

169000

62320,1

158,42

Среднемесячные денежные доходы на душу населения, руб.

16892

18796

21686

24771

28789

11897

170,43

Уровень безработицы, %

6,7

5,9

5,6

6,1

5,7

-1

Х

Из таблицы 2.1 следует, что численность населения региона увеличилась на 190 тыс. чел. в период с 2013 по 2017 гг. Индекс физического объема ВРП сократился на 5,5%. ВРП на душу населения имел положительную динамику и в 2017 г. со-ставил 303,1 тыс. руб., что на 67,65% больше 2013 г. Индекс промышленного производства увеличился на 3,9% в 2013-2016 гг., но к 2017 г. сократился 1,6% по отношению к базисному году. Добыча полезных ископаемых так же имела тенденцию к увеличению, наибольший показатель был достигнут в 2015 г. (107,6%), но в 2017 сократился на 1,6% к 2013 г. Максимальный показатель обрабатывающего производства был достигнут в 2014 г. – 108,2%, в последующие года наблюдается значительное сокращение до 102,6% в 2017г. Динамика производства и распределения электроэнергии положительна и отклонение составляет 15,3 %. Максимальный результат индекса физического объема продукции сельского хозяйства в 2014 г. – 110,1%, минимальный – 89,3% в 2015 г. Темп роста производства зерна положителен и составляет 132,8 %. Наибольший показатель достигнут в 2017 г – 13203,7 тыс. тонн. Производство сахарной свеклы сократилось почти на 350 тыс. тонн в связи с недостатком производственных мощностей, для переработки продукта, что приводит к сокращению посева. Минимальный показатель – 2016 г. (6717,3 тыс. тонны).

Производство скота и птиц на убой увеличилось в анализируемый период на 75 тыс. тонн. Производство молока сократилось более чем на 100 тыс. тон. Подобное сокращение объемов производства может привести к невозможности покрытия объемов внутреннего потребления.

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования имеют положительную динамику до 2016 г., но в 2017 г. происходит резкое сокращение инвестиций на 205 млн. руб. Объем инвестиций в основной капитал имеет отрицательную динамику и сокращается на 12%. Налоговые поступления увеличиваются на 62320 млн. руб. Среднемесячные денежные доходы так же выросли на 70%, а уровень безработицы сократился на 1%.

Рассмотрим детально некоторые показатели социальной безопасности Краснодарского края, представленные в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Показатели социальной безопасности Краснодарского края за 2000-2017 гг.

Индикаторы определения угроз социальной безопасности

2000 г.

2013 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Демографическая ситуация

Количество родившихся, тыс. чел.

45,847

63,624

69,193

70,298

73,347

Количество умерших, тыс. чел.

77,971

70,728

69,814

68,7147

70,091

Естественный прирост, убыль, тыс. чел.

-32,124

-7,104

-0,621

1,584

3,256

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 человек)

-6,258

-1,359

-0,122

0,297

0,602

Суммарный коэффициент рождаемости

1,257

1,567

1,699

1,724

1,805

Уровень жизни населения

Величина прожиточного минимума, тыс. руб.

1,400

5,737

6,332

7,155

8,027

Продолжение таблицы 2.2

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, тыс. рублей

1,563

18,958

23,221

25,928

27,765

Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов общей численности населения), %

43,7

15,2

11,7

10,4

10,1

Отношение к среднему уровню доходов по РФ, %

89,1

93,4

99,4

103,7

Уровень развития ЖКХ

Введено в действие жилых помещений, млн.кв.м.

1,391

3,621

4,336

3,944

4,312

Ввод в действие жилых домов (кв. метров общей площади на 1 человека)

0,69

0,7

0,82

0,74

0,76

Обеспеченность жильем (кв. метров на одного жителя)

22,4

23,1

23,3

23,8

Положительные тенденции в демографической ситуации, рост рождаемости и сокращение смертности положительно влияют на коэффициенты естественного прироста населения. Демографический вопрос является отражением процессов, связанных с уровнем жизни населения и развитием социальной инфраструктуры региона. Величина прожиточного минимума увеличилась более чем в 5 раз по сравнению с показателями 2000 года. Среднедушевые денежные доходы населения в месяц так же имели положительную динамику. В 2000 году данный показатель находился практически на одном уровне с величиной прожиточного минимума, в 2017 году он превышен в 3,5 раза, что положительно говорит о финансовом положении жителей Краснодарского края. Удельный вес численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума значительно сократился и достиг уровня 10,1% от общей численности края, что на 33,6% меньше аналогичного периода 2000 года. Средний уровень доходов имел тенденцию к увеличению и в 2017 году достиг уровня, превышающего общероссийский показатель на 3,7%. В 2015 году достигнут наибольший показатель ввода в действие жилых помещений – 4,336 млн.кв.м. Обеспеченность жильем на одного жителя увеличилась на 1,4 кв.м. за анализируемый период. Но, несмотря на все успехи в экономике, сохраняются диспропорции в уровне социально-экономического развития между территориями-лидерами и районами с сельскохозяйственной специализацией.

Уровень социально-экономического положения Краснодарского края характеризуется высокими темпами роста экономики и преобладанием положительных тенденций развития социальной сферы региона. Несмотря на это, сохраняется ряд проблем, способных замедлить экономическое развитие и как следствие оказать негативное влияние на показатели уровня жизни населения края.

В части повышения конкурентоспособности экономики региона потребуется усиления государственной поддержки отдельно взятых отраслей экономики, формирования высокоэффективной инфраструктуры, последовательной модернизации хозяйственного комплекса и усиления инвестиционной активности.

Краснодарский край является одним из основных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает 1 место в Южном федеральном округе и 5 — в России.

По привлечению инвестиций ведущими отраслями являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики.

Таким образом, в крае имеется мощный потенциал опережающего развития, определяющий возможности роста его вклада в реализацию целей Правительства Российской Федерации.

2.2 Оценка уровня экономической безопасности региона

Одним из эффективных способов контроля состояния важнейших экономических показателей является методика расчёта их пороговых значений, превышение которых может негативно сказаться не только на определённой сфере социальной жизни или промышленности, но и на всей экономике в целом. Экономическая безопасность достигается в том случае, когда вся система индикаторов соответствует уровню пороговых значений. В свою очередь, пороговые значения могут изменяться вместе с уровнем развития экономики [8].

Система экономической безопасности региона – это способность региональной власти создавать эффективные механизмы по обеспечению конкурентоспособности экономики региона, социально – экономической стабильности и устойчивости развития территории как относительно самостоятельной структуры, органически интегрированной в экономику страны. Система экономической безопасности региона включает следующие элементы:

Региональные интересы. Выявление угроз экономической безопасности региона. Оценка угроз по различным критериям и показателям:

– социально – демографические индикаторы, характеризующие уровень и качество жизни региона;

– экономические, характеризующие способность экономики региона функционировать в условиях расширенного воспроизводства;

– индикаторы, характеризующие ситуацию с продовольственным обеспечением региона;

– индикаторы уровня инвестиций;

– финансовые индикаторы, характеризующие результативность институциональных преобразований и степень управляемости экономикой;

4. Определение пороговых значений и их сопоставление с фактическими показателями.

5. Формирование экономической политики региона и выработка эффективных механизмов по предотвращению этих угроз.

6. Целенаправленное организованное обеспечение экономической безопасности региона, выбор оптимального управленческого решения по обеспечению экономической безопасности региона при соблюдении баланса с общенациональными интересами [9].

Для анализа состояния экономической безопасности региона как составной части экономики страны в целом большое значение имеют не только сами индикаторы, но и их пороговые значения, то есть предельные величины, в случае несоблюдения которых образуется дисбаланс во многих сферах финансово – экономической деятельности, что ведет к нарастанию негативных тенденций во многих областях, подрывающих систему экономической безопасности в целом.

Таблица 2.3 – Количественные показатели оценки уровня экономической безопасности региона за 2013-2017 гг.

Показатель

Пороговое значение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

ВРП на душу населения

100% от среднероссийского уровня

74,64

74,56

78,88

82,18

80,08

5,44

107,29

Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств

Не менее 70%

67,3

71,6

76,9

77,4

80

12,7

118,87

Степень износа основных фондов

Не более 60%

40,3

40

39,9

34,6

33,7

-6,6

86,62

Доля инвестиций в ВРП

Не менее 25%

18,76

26,08

16,11

14,54

31,18

12,42

166,2

Доля расходов на НИОКР в ВРП

Не менее 2%

0,4

0,4

0,5

0,4

0,4

0

100

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

Не более 7%

15,2

13,5

11,2

10,4

10,1

-5,1

66,45

Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму, раз

Более 3,5

2,97

3,17

3,52

3,67

3,74

0,77

125,93

Уровень безработицы

Не более 8%

6,7

5,9

5,6

6,1

5,7

-1

85,07

Условный коэффициент депопуляции

Не более 1

1,11

1,11

1,01

0,98

0,96

-0,15

86,49

Продолжение таблицы 2.3

Показатель

Пороговое значение

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

Удельный вес лиц старше 65 лет в общей численности населения, %

Менее 7 %

14,5

14,14

14,1

14,22

14,31

-0,19

98,69

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

Не более 5 тыс.

1260

1262

1243

1195

1270

10

100,79

Анализируя вышеуказанную таблицу можно сделать вывод о том, что ВРП имел положительную динамику на протяжении четырех лет, но к 2017 году незначительно сократился – на 2,1%. Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств увеличилась на 18,0%. Пороговое значение по данному показателю не было достигнуто лишь в 2013 году.

Состояние производственной сферы характеризует следующий показатель – степень износа основных фондов. Показатели степени износа основных фондов имели тенденцию к сокращению, что является положительным фактором и увеличивает степень дальнейшей эксплуатационной пригодности ОПФ. В среднем за 2013-2017 года степень износа основных фондов Краснодарского края составила 37,7 %,Ж что не превышает порогового значения 60%.

Доля инвестиций в ВРП имела неоднозначную динамику: в 2014 году наблюдается увеличение более чем на 7,0%, но в последующие 2 года сокращение на 11,5%, в 2017 году показатель составил 31,18%. Высокий уровень инвестиционной активности в последние года соответствует сложившемуся имиджу Краснодарского края, как одного из наиболее привлекательных для инвестиций регионов России.

Удельный вес расходов на НИОКР в ВРП края незначителен, несмотря на то, что увеличился на 0,1% в 2015 году, составив 0,5 %. Значение данного показателя гораздо ниже порогового значения, составляющего 2,0%, что свидетельствует о низкой инновационной активности предприятий Краснодарского края.

За исследуемый период величина показателя «доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума» медленно снижается, однако, превышает пороговое значение (7,0%) в 1,5 раза. Несмотря на рост денежных доходов, минимальной оплаты труда в крае, дифференциация доходов растет.

Уровень безработицы в среднем за 2013-2017 года составил 6,0 % (при пороговом 8,0 %), а в 2017 году его значение достигло минимального и составило 5,7%, что свидетельствует о положительной тенденции в уровне занятости населения в крае.

Динамика условного коэффициента депопуляции (отношение числа умерших к числу родившихся) за 2013-2015 года характеризуется уровнем выше критического значения – 1,0%. Это свидетельствует об интенсивной депопуляции, вымирании населения в данный период. Но в 2016-2017 года дынный показатель сократился и находился в пределах порогового значения.

Удельный вес лиц старше 65 лет в общей численности населения в среднем за исследуемы период составил 14,25%, что более чем в 2 раза превышает критическое значение в 7,0%. Данное положение в крае может привести к таким социально-экономическим последствиям, как увеличению проблемы рабочей силы, росту демографической и экономической нагрузок, что в последствии приведет к дополнительным трудностям в пенсионном обеспечении граждан. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) имел незначительные изменения в анализируемый период, но его значения находятся в пределах пороговых значений.

Для более полного представления о представлении уровня экономической безопасности Краснодарского края необходимо проанализировать структуру ВРП края, которая представлена в таблице 2.4

В анализируемый период ВРП показывает положительную динамику и к 2014 г. достигает своего максимального значения в 1792048 млн. руб.

Таблица 2.4 – Отраслевая структура ВРП Краснодарского края за 2013-2017 гг.

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

Сумма, млн. руб.

Уд. вес, %

ВРП всего,в том числе по видам экономической деятельности

1028308

100

1244653

100

1459491

100

1662969

100

1792048

100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

127569

12,4

154209

12,4

140746

9,6

151808

9,1

182900

10,2

Рыболовство, рыбоводство

1103

0,1

1127

0,1

983

0,1

1017

0,1

1227

0,1

Добыча полезных ископаемых

8188

0,8

8819

0,7

9015

0,6

10043

0,6

10994

0,6

Обрабатывающие производства

103208

10

136995

11

171753

11,8

181217

10,9

221531

12,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

25753

2,5

30941

2,5

36657

2,5

42868

2,6

45809

2,6

Строительство

172335

16,8

238885

19,1

289005

19,9

342478

20,5

259970

14,5

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и т.д.

171208

16,6

201999

16,1

246746

16,9

280926

16,9

321904

17,9

Гостиницы и рестораны

27833

2,7

33369

2,7

39798

2,7

44932

2,7

55941

3,1

Транспорт и связь

158978

15,5

186285

15

198064

13,6

217753

13,1

260810

14,6

Финансовая деятельность

4514

0,4

6080

0,5

5445

0,4

4502

0,3

4314

0,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

73030

7,1

85385

6,9

108360

7,4

137461

8,3

155146

8,7

Государственное управление и

60653

5,9

55415

4,5

76301

5,2

82648

5

88921

5

Образование

32407

3,2

34333

2,8

47209

3,2

53657

3,2

59498

3,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

48410

4,7

54710

4,4

66335

4,5

76730

4,6

85089

4,7

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

13119

1,3

16102

1,3

23055

1,6

34928

2,1

37996

2,1

Наибольший удельный вес в ВРП края занимают: строительство, оптово-розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и т.д., транспорт и связь, сельское хозяйство и обрабатывающие производства. Рассмотрим детально данные показатели.

Показатель строительства, как и транспорта и связи имел тенденцию к увеличению в 2013-2016 гг., что напрямую связано со строительством олимпийских объектов для зимней Олимпиады в Сочи. Но уже в 2017г., с прекращением грандиозной стройки, показатель значительно упал, а удельный вес в ВРП достиг уровня даже ниже 2013 г.

Общая динамика оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов и так далее была положительна, но в удельном весе ВРП в 2014 г. наблюдалось незначительное сокращение, на 0,5% по сравнению с предыдущим годом. К 2017 г. удельный вес в общем объеме ВРП составил 17,9%. Обрабатывающие производства так же занимают значительную долю в удельном весе ВРП. Темп роста данного показателя один из самых высоких (214,65%).

Значительную долю в ВРП занимает сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. В 2013-2014 гг. наблюдается увеличение показателя, в 2015-2016 гг. его сокращение, что можно заметить и в удельном весе в ВРП, но к 2017 г. происходит его увеличение на 43% по сравнению с 2013г. и доля удельного веса в общем объеме ВРП возрастает на 1,1 % и составляет 10,2%. Наименьший удельный вес в ВРП занимает рыболовство, рыбоводство. За исследуемый период показатель вырос на 24%, но этот рост является незначительным, а удельный вес остается неизменно на уровне 0,1%.

Таким образом, можно сделать вывод, что основную угрозу социально – экономической стабильности региона составляют показатели уровня доходов населения ниже прожиточного минимума, рост социального расслоения в обществе, тенденция к увеличению удельный вес лиц старше 65 лет в общей численности населения, а также неудовлетворяющие требуемому уровню темпы модернизации экономики.

Краснодарский край является одним из лидеров по объемам строительства в РФ, но данный показатель значительно сократился в исследуемы период. Конечно, в период подготовки к Олимпийским играм в Сочи наблюдался рост показателя, было привлечено значительное количество инвестиций в данную отрасль, создано множество рабочих мест, и, как следствие, множество людей было вовлечено в экономику. Необходимо поддерживать столь высокие показатели не только перед разовыми крупными мероприятиями, но и в повседневной жизни.

2.3 Оценка состояния теневой экономики в Краснодарском крае

Масштабы теневого сектора экономики России, а также уровень коррупции в различных ее отраслях сегодня стали одним из серьезнейших факторов, препятствующих успешному развитию страны, ее полноправной интеграции в мировое экономическое пространство и вхождению в различные международные экономические организации и объединения. Несмотря на принимаемые законодательные и административные меры коррупция и развивающаяся на этом фоне экономическая преступность продолжают сохранять признаки масштабной угрозы национальной безопасности страны. Доказательством этого могут послужить, например, данные аудиторской компании Pricewaterhouse Coopers (PwC) на основе «Всемирного обзора экономических преступлений за 2014г.» (The Global Economic Crime Survey), 28 % организаций в России стали жертвами экономических преступлений [10].

Таблица 3.1 – Преступления экономической направленности в Российской Федерации за 2014 год

Виды экономических преступлений

Количество граждан, столкнувшихся с экономическими преступлениями, в %

Незаконное присвоение активов

70

Взяточничество и коррупция

58

Манипулирование данными бухгалтерского учета

25

Продолжение таблицы 3.1

Киберпреступления

25

Недобросовестная конкуренция

17

Нарушение прав интеллектуальной собственности

13

Операции с ценными бумагами на основе инсайдерской информации

9

Шпионаж

2

Отмывание денег

2

Наиболее частым экономическим преступлением является незаконное присвоение активов – 70% опрошенных респондентов столкнулись с ним в ходе своей деятельности. Взяточничество и коррупция стоят на втором месте. Данный показатель значительно выше показателя 2011 года (40%), что говорит о все большей теневизации экономического сектора. Снижение остальных показателей эксперты оправдывают нежеланием публично признавать выявленные случаи мошенничества, а также уменьшением количества самих экономических преступлений или их должной регистрации.

Таблица 3.2 – Статистика преступлений в сфере экономической деятельности в Краснодарском крае за 2013-2017 года

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Отклонение

2017 г.

от 2013г.

Темп роста,%

Зарегистрировано преступлений

7400

4670

4594

4291

3397

-4003

45,90

Количество лиц, совершивших преступления

2014

1331

1129

1001

1093

-921

54,27

Среднее количество лиц, совершающих преступление

3,7

3,5

4,1

4,3

3,1

-0,6

83,78

Анализируя экономическую преступность в Краснодарском крае можно сделать вывод, что по общему количеству регистрируемых преступлений экономической направленности в период с 2013 по 2017 год наметилась общая тенденция к их снижению. Так, в 2013 году зарегистрировано 7400 преступлений, в 2017 году – 3397 преступлений, снижение составило 54 %.

Наибольший рост количества зарегистрированных экономических преступлений за наблюдаемый период пришелся на 2013 год – 7400 преступлений. Среднее количество лиц, совершающих преступление, увеличилось в период с 2013 по 2016 год, но в 2017 году показатель сократился в 1,3 раза.

2.4 Оценка влияния угроз теневой экономики на экономическую безопасность Краснодарского края

В связи с тем, что структура теневой экономики достаточно сложна и включает элементы различной природы, как связанных с реальным производством нормальных товаров и услуг, так и с их перераспределением, как относительно легко выявляемых, так и с трудом поддающихся оценке и измерению.

Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых варьируется в зависимости от полноты анализируемых данных. Метод расхождений (так называемый балансовый метод) основан на сопоставлении взаимосвязанных показателей с разных точек зрения, характеризующих исследуемое явление.

Используя данный метод, были проанализированы доходы и расходы жителей Краснодарского края в разрезе четырех лет, данные о которых представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3 – Теневые доходы населения Краснодарского края в 2013-2017 гг.

Показатель

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

Отклонение

2017 г.

от 2013г.

Темп роста,%

Продолжение таблицы 3.3

Денежные доходы – всего, млн. руб.

858846

958456

1042691

1146054

1342362

483516

156,29

Денежные расходы и сбережения – всего, млн. руб.

993323

1003783

1125164

1240897

1460298

466975

177,21

Теневые доходы, млн. руб.

134477

104575

82473

94843

117936

-16541

87,70

Доля теневых доходов в ВРП, млн. руб.

13,07

12,46

6,23

6,50

7,09

-5,98

54,25

Несовпадение количественных характеристик соответствующих указанных показателей позволяет оценить масштабность теневых доходов населения края. Наибольший показатель теневых доходов в экономике Краснодарского края пришелся на 2013 год. Сумма превышения расходов и сбережений населения края над их доходами составила 134,5 млрд. руб. В 2015 г. произошло снижение данного показателя до 82,5 млрд. руб. Тем не менее, данный показатель вновь имел положительную динамику и увеличился до 94,8 млрд. руб., в 2016 г. и до 117,93 млрд. руб., в 2017 г., следовательно, рост абсолютного показателя за три года составил 35,5 млрд. руб., или 43% по сравнению с 2015 г.

Проведенный анализ показывает, что доля теневых доходов в ВРП занимает значительную часть. Данный факт означает, что многие миллионы рублей «оседают в карманах» представителей теневого сектора экономики, когда как могли быть использованы для достижения целей улучшения благосостояния граждан и региона в целом. В настоящий момент актуальным является решение проблем по нейтрализации экономической преступности, борьбы с теневыми процессами в экономике путем обеспечения противодействия преступным формированиям в легализации средств, полученных преступным путем.

3 Пути сокращения уровня теневой экономики в Краснодарском крае

3.1 Возможные подходы к решению проблемы существования теневого сектора в экономике

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой сложную задачу. Главная цель – легализация неофициальной экономики и сокращение, или ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты [11].

В настоящее время применяются такие меры как:

– реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

– ужесточение борьбы с коррупцией;

– меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

– выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной, фармацевтической, химической и продовольственной промышленности) и пресекается их деятельность;

– усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег [12].

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем «теневой» экономики.

Радикально-либеральный, реализуемый с 1991 года. Данный метод связан с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Итоги использования подхода: отмечены выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово–производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса – с другой. Репрессивный подход. Он возник как своеобразная реакция на социальные негативы первого подхода. Предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против теневой экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам».

Идея проекта является обоснованной, поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать невыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо обратить внимание на причины роста теневой части экономики. Главными являются сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

Так как в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению теневой деятельности в легальную, то экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным. Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут удерживать деньги из теневого оборота. Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами. Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично–денежного и безналичного платеже–расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедолларизации экономики и стабилизации рубля. Для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.

К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:

– ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);

– выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;

– привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за «фоновые» преступления (ношение оружия, хранение наркотиков).

Для повышения эффективности работы правоохранительных органов необходимо было бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:

– ввести в законодательство институт «сделки с преступником», т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;

– предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования) [13].

Теневая экономика стала проблемой всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику. При разработке такого комплекса мер, не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.

Несмотря на наличие в экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной. О влиянии на объем теневого сектора экономики изменений и дополнений, внесенных в законодательную базу, возможно, будет говорить через время и проведя комплексный анализ.

Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы. При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения между экономическими и административными методами государственного воздействия.

Так, значительная часть теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежащих к вынужденной иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой, укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства, системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода запреты, усиление наказаний).

С другой стороны, необходимо прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона, когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности олигархов. Весьма актуальной продолжает оставаться задача усиления властной вертикали.

3.2 Практические меры по сокращению масштаба сектора теневой экономики.

В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику, едва ли не единственный источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя в тень и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. То же можно сказать о коррупции: борьба с ней возможна только при условии уничтожая условий её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

Меры по противодействию коррупции, проводимые на данном этапе времени в Краснодарском крае утверждены законом Краснодарского края от 23 июля 2009 г. N 1708–КЗ «О противодействии коррупции в Краснодарском крае», в дополнение к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273–ФЗ «О противодействии коррупции». Цели вышеупомянутой программы состоят в:

– максимальном снижении уровня коррупции на территории Краснодарского края;

– повышении эффективности системы противодействия коррупции в Краснодарском крае [14].

Для достижения целей программы необходимо решить следующие основные задачи совершенствования системы профилактики мер антикоррупционной направленности:

– полная регламентация исполнения служебных обязанностей государственных служащих в целях исключения возможности совершения коррупционных правонарушений;

– выявление сфер государственного управления, в наибольшей степени подверженных риску коррупции;

– формирование нетерпимого отношения общественности к коррупционным проявлениям. При выполнении намеченных в программе мероприятий предполагается создать эффективную, скоординированную систему обеспечения противодействия коррупции в Краснодарском крае.

Программа действует в рамках постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013 г. N 1203 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Обеспечение безопасности населения» [15]. Результаты реализации мероприятий, предусмотренных указанной программой, свидетельствуют о формировании в крае комплексного подхода к решению задач профилактики преступности в сфере экономики и коррупционной направленности, снижению уровня коррупции, повышению взаимодействия с населением по выявлению указанных преступлений, устранению их причин и условий, пресечению деятельности лиц, их совершающих.

Так как коррупция носит латентный характер, объективно оценить ее уровень без серьезных и масштабных социологических исследований и антикоррупционного мониторинга практически не представляется возможным. Оценить результативность и эффективность мер и программ противодействия коррупции, а также выработать конкретные мероприятия, призванные снизить количество коррупционных проявлений, помогает мониторинг восприятия уровня коррупции. Вопрос об уровне коррупции задается непосредственно населению. На основании полученных ответов определяются конкретные сферы публичного управления, которым необходимо уделить повышенное внимание. Риску коррупции подвергаются и государственные гражданские служащие Краснодарского края. Цель антикоррупционной деятельности в данном направлении – досконально регламентировать исполнение служебных обязанностей государственными гражданскими служащими Краснодарского края, чтобы исключить саму возможность совершения ими коррупционного правонарушения. Для этого необходимо проведение мониторинга коррупционных рисков.

В целях эффективного решения задач по вопросам противодействия коррупции необходимо объединение усилий институтов гражданского общества и деятельности органов государственной власти Краснодарского края. Для этого требуется программно-целевой подход, а также проведение организационных мероприятий в этом направлении. Внедрение механизмов противодействия коррупции существенно снизит возможности коррупционных действий (бездействия) при принятии решений, устранит информационный дефицит в порядке получения государственных услуг и осуществления государственных функций, упростит получение различных разрешающих и правоустанавливающих документов.

Главной целью государственной политики, помимо антикоррупционного направления, в противодействии теневой экономики в России на всех уровнях является создание высокоэффективного механизма противодействия, обеспечивающего широкие возможности участия всех заинтересованных лиц: правоохранительных органов, органов государственного управления всех уровней, общественных и политических организаций, объединений и партий. Если подобная система мер будет претворена в жизнь в полной мере, результаты превзойдут все ожидаемые прогнозы. Показателями экономической эффективности выступят: снижение затрат на реализацию полномочий; повышение квалификации работников; повышение рентабельности и капитализации субъектов бизнеса; рост доходов бюджета регионов за счет уменьшения объема теневой экономики в секторе; повышение инвестиционной привлекательности регионов. Экономическая эффективность, в свою очередь, тесно связана с социальной эффективностью. И так как рост социальных показателей вытекает из роста вышеупомянутых, то мы можем ожидать: повышение качества оказываемых услуг, выпускаемой продукции для населения регионов; создание новых привлекательных рабочих мест; повышение степени удовлетворения потребностей населения; повышение социальной защищенности работников.

На основании вышеуказанных мероприятий можно предположить динамику снижения занятых в теневом секторе экономики страны, представленную в таблице 4.1.

Таблица 4.1 – Перспективы снижения количества занятых в теневой экономике Российской Федерации, 2017-2023 гг.

Показатель

2017 г.

2020 г.

2023 г.

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

Количество занятых в неформальной экономике РФ, млн. чел.

13,434

10,676

8,421

-5,013

62,68

В том числе:

в торговле, млн. чел.

4,670

3,868

3,059

-1,611

65,50

в сельском хозяйстве, млн. чел.

3,325

3,141

2,612

-0,713

78,56

в строительстве, млн. чел.

1,667

1,002

0,745

-0,922

44,69

на транспорте, млн. чел.

1,314

0,982

0,712

-0,602

54,19

в обрабатывающих производствах, млн. чел.

1,270

0,945

0,689

-0,581

54,96

в сфере социальных, персональных и других услуг, млн. чел.

0,751

0,521

0,457

-0,294

60,85

в гостиницах и ресторанах, млн. чел.

0,437

0,217

0,147

-0,29

33,64

Из вышеуказанной таблицы следует, что к 2023 г. количество занятый в неформальной экономике может сократиться более чем в 1,5 раза, что, несомненно, является положительным фактом. И, как следствие, можно сделать вывод, что предложенные меры по борьбе с теневым сектором экономики в перспективе могут принести свои плоды и обеспечить достаточно высокий уровень безопасности экономики в целом.

Заключение

Проблема теневой экономики для России стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.

В ходе работы были проанализированы содержание и реализация явления теневой экономики, а также проведен анализ данного вопроса на уровне субъекта Российской Федерации и предложены перспективы повышения эффективности действий по борьбе с явлением теневой экономики и преодолению ее негативного влияния.

В результате исследования была достигнута поставленная цель посредством разработки методов противодействия теневой экономике в процессе обеспечения экономической безопасности региона, а именно:

Изучена структура теневой экономики с точки зрения возможности воздействия теневых отношений на официальную экономику; Проанализированы механизмы и формы взаимодействия теневой экономики с легальной; Систематизированы факторы роста теневой экономики как угрозы экономической безопасности, что позволило выделить и обосновать показатели экономической безопасности региона, характеризующие состояние его теневой экономики. Проведен анализ степеней угрозы современной российской теневой экономики на примере Краснодарского края. Предложены пути по сокращению уровня теневой экономики.

Теневую экономику, как экономическое явление, даже самыми эффективными методами, ликвидировать достаточно сложно. В настоящее время она стала неотъемлемой составляющей любой экономической системы. В частности в России теневая экономика институционализировалась и стала привычным явлением для большинства населения.

Список использованных источников

Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» от декабря 2008 года N 273-ФЗ Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства : учеб. Пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. – 2-е изд., доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. – 496 с. Тимофеев Л.М. Теневые экономические системы современной России: теория – анализ – модели: Учебник для вузов. / Л.М. Тимофеев. М.: Издат. Центр РГГУ, 2012. 322 с. Яварова И. Д., Булатова А. И. Различные аспекты теневой экономики [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.).

— Уфа: Лето, 2014. — С. 5-8. Кабанов П.А. Политическая коррупция в России: понятие, сущность, причины, предупреждение: Монография. — Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2013. — с 174. Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. — Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. — 136 с. Пескова Д. Теоретические подходы к исследованию и оценке теневой экономики // Экономика и управление: научно-практический журнал. — 2013. — № 2. — С. 49-50. Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Теневая экономика. Учебное пособие для вузов / под ред. д.п.н., д.ю.н., проф. В.Я. Кикотя; д.э.н., проф. Г. М. Казиахмедова. М., 2013. — 336 с. Попов Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства : Учебник / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. — М. : Дело, 2013. — 240 с. Гуров М.П. Институциональные аспекты противодействия теневой экономике по обеспечению экономической безопасности современной России./ Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 20 февраля 2013 г. / СПб.: Изд-во СПб, 2013. – 392с. Противодействие коррупции в условиях нейтрализации кризисных факторов: /методология и организационно-правовые аспекты поддержки на общественных началах/ Под ред. проф. Минина А.Я. Монография. — М.: МТПП, 2013. с — 365. Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН URL : http://ecsocman.hse.ru/ Территориальный орган государственной службы Федеральной статистики по краснодарскому краю URL : http://krsdstat.gks.ru. Всемирный обзор экономических преступлений URL : http://www.pwc.ru/