Ценообразование и система цен на продукцию (услуги) современного предприятия

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Ключевыми элементами функционирования в рыночной экономике и, в особенности, на каждом предприятии являются цена и ценообразование. Цены – основной экономический измеритель, который являетс я важным в ценообразовании каждого предприятия. Цены значительно влияют на затраты, а также на результаты деятельности как всей экономики в целом, так и отдельного предприятия. Цена – является показателем эффективности деятельности предприятия.

С учетом того, что цены оказывают существенное влияние также и на политические, психологические и другие факторы, которые воздействуют на человека, установка цен не является простой задачей. А в современных экономических условиях успех предприятия во многом зависит от того, насколько правильно производитель будет устанавливать цены на свою продукцию. Ибо сегодня цена может зависеть от затрат на производство, а завтра – от психологии покупателей и т. д. Отсюда следует, что в процессе ценообразования должны быть учтены все возможные факторы, и производитель должен установить цену так, чтобы он смог получить максимальную прибыль.

Цена – один из показателей, определяющих покупательские предпочтения. Она может оказывать влияние на решение о покупке того или иного товара, а также влияет на прибыль предприятия, которое производит этот товар. При этом цена тесно взаимодействует со всеми факторами рынка. Цена в условиях рынка является средством конкурентной борьбы производителей за потребителей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

В механизме установки цен на предприятии стоит выделить две составляющие: цены, их величина, динамика их изменения и пр. и ценообразование, которое является способом и правилам установки и изменения действующих цен на предприятии. Именно ценообразование является «движущим» элементом ценового механизма. Благодаря процессу ценообразования предприятие устанавливает цены на свою продукцию.

Большой вклад в развитие теории цен и ценообразования внесли такие известные экономисты, как У. Петти, Д. Рикардо, А. Смит, В. Парето и т. д. Их работы рассматривают различные аспекты данной проблемы, начиная с трудовой теории стоимости и заканчивая современным неоклассическим взглядом на данную проблему.

В современных экономических условиях проблема ценообразования на современных предприятиях является актуальной, ибо цены являются фундаментом деятельности и показателем успешности любого предприятия.

4 стр., 1960 слов

Реферат: РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ Специальность 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: промышленность)» АВТО диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук Челябинск –

... методические основы формирования механизма управления экономическим потенциалом промышленного предприятия на базе развития интеллектуального потенциала в условиях модернизации. Объект исследования – процессы управления экономическим потенциалом промышленного предприятия. Предмет исследования – методы управления экономическим потенциалом предприятия. Теоретическую и методологическую основу ...

Объектом исследования данной работы является АО «КЗМ»

Целью данной работы является оценка и анализ методики ценообразования на АО «КЗМ».

Для реализации цели данной работы выделены следующие задачи:

Изучение функций и видов цен на предприятии, а также изучение методов ценообразования. Изучение цены на микроуровне с различных подходов на проблему. Выявление закономерностей деятельности ценового механизма на АО «КЗМ». Рассмотрение возможностей повышения эффективности на предприятии.

Теоретико-методические основы ценообразования на микроуровне, Сущность ценообразования и его роль в повышении эффективности производства

Цена – один из важнейших показателей повышения эффективности производства. Так, цена на производстве может формироваться на основе затрат этого производства, а также цена выступает инструментом покрытия текущих затрат. С иной стороны, цена – это инструмент получения прибыли. Помимо этого, для покупателя цена – это важнейший фактор для принятия решения о покупке того или иного товара.

В экономике цена определяется как стоимость товара или услуги, выраженная в денежном эквиваленте. Считается, что это определение основывается на принципе ценообразования на основе затрат производства. Микроэкономическая формулировка определяет цену как «равновесная рыночная цена, сложившаяся вследствие взаимодействия спроса и предложения».

Цена на микроуровне может выполнять стимулирующую, учетную и распределительную функцию. Учётная функция цены позволяет оценить результаты и затраты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Суть стимулирующей функции цены заключается в стремлении к минимизации его затрат на производство единицы продукции, к улучшению качества производимой продукции, а также к повышению эффективности производства и к улучшению методики организации производства. Если производство достигло улучшения по этим показателям, то совокупность этих факторов приведет к увеличению прибыли от реализации. Распределительная функция подразумевает перераспределение доходов предприятия в государственные и муниципальные бюджеты путем налогообложения.

Выделяют следующие элементы цен на предприятии: (Табл. 1)

Таблица 1. Элементы цен.[ 9]

Себестоимость производства и реализации товаров (услуг)

Прибыль производителя

Косвенные налоги (акцизы, НДС и пр.)

Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника)

Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли)

Оптовая цена изготовителя

Оптовая цена отпускная

Оптовая цена закупки

Розничная цена

Рыночную цену на результаты производства того или иного предприятия формируют спрос, предложение, издержки, цены конкурентов и другие немаловажные факторы. Спрос на продукцию предприятия устанавливает максимальный предел цены, которая может быть установлена производителем. Общие издержки, наоборот, устанавливают минимальную величину.

Одним из определяющих факторов ценообразовании на предприятии является государственное регулирование цен. Воздействие государства на цены на продукцию предприятия может быть прямым и косвенным.

Прямые или административные способы воздействия государства устанавливают конкретные порядки ценообразования на предприятии. К ним можно отнести:

Фиксирование цен Установка предельного уровня цен Замораживание уровня цен Таксация, или изменение цен государством исходя из текущей ситуации на рынке.[12]

Косвенные же создают определенное положение цен предприятия в области финансовых, валютных и налоговых операций, а также в области оплаты труда. Среди них выделяют:

Фискальная политика Эмиссионная политика Государственные заказы Нормирование затрат, включаемых в цену, и манипулирование их уровнем (амортизационная политика и т. д.).

[21]

Разработка ценовой политики предприятия – сложный и трудоемкий процесс, включающий в себя установку цен, которые в дальнейшем смогут обеспечить «выживание» предприятия в условиях рынка, а также включает разработку системы цен предприятия, выбор ценовых стратегий и другое.

Три цели ценовой политики:

Обеспечение выживаемости предприятия ; Максимизация прибыли при минимизированных издержках; Сохранение положения фирмы на рынке.

Выживаемость является приоритетной целью деятельности любого предприятия. Перед осуществляющим свою деятельность в условиях конкуренции предприятием возникает проблема сбыта своей продукции, когда на рынке присутствует множество производителей с идентичной продукцией. Отсюда следует, что важными элементами любой ценовой политики должны быть объем сбываемой продукции и ее доля на рынке сбыта. Чтобы увеличить эти показатели, производитель намеренно занижает цены на свою продукцию.

Увеличить свою прибыль до максимума стремится каждое предприятие, будь оно в устойчивом положении на рынке или же не уверенном в своем будущем предприятием. Применительно к условиям неустойчивого положения предприятия, фирма оценивает спрос и собственные издержки, старается их минимизировать, при этом стараясь обеспечить максимально возможную для себя прибыль.[4]

Ценовая политика предприятия, также, подвергается влиянию внешнеэкономических и денежных факторов, среди которых можно выделить:

Изменение покупательной способности рубля ; Курсы иностранных валют к рублю и пр. [ 16]

Основу цены на товар (услугу) составляют издержки, которые могут быть связаны с производством и продажей продукции. По этой причине уровень цен на продукцию определяет уровень затрат на производство единицы продукции. В определенных отраслях продукции именно издержки являются ценообразующим фактором (например, в железнодорожном транспорте доля себестоимости в цене составляет почти 86%, в промышленности – 84% и т. д.) Отсюда следует, что уровень затрат и уровень цен находятся в прямой зависимости друг от друга.

Издержки предприятия делятся на постоянные и переменные (рис.1).

К постоянным арендная плата, страховые выплаты, выплаты по кредиту, а также амортизация к переменным – заработная плата рабочих, затраты на сырье, электроэнергию и прочее. Переменные издержки напрямую зависят от организации производства. То есть, если положение предприятия на рынке не стабильно, то, к примеру, увеличение цен на сырье компенсируется понижением нормы расходов данного типа сырья, а также внедрением вторичного производства и переработкой отходов. Если фирма имеет стабильное положение на рынке, то повышение затрат производства переносится на цену продукции.[14]

Рис. 1. Издержки предприятия в краткосрочном периоде.

Конкуренция может сподвигнуть любое предприятие на совершенствование своей продукции. В данных условиях рынка каждая фирма ориентируется либо на рынок производителя, либо на рынок потребителя. Ориентация на рынок продавца является оптимальной для фирм с устойчивым положением на рынке. Предприятию легче функционировать, если его продукция вне конкуренции. На рынке покупателя, как ясно из названия, доминирует покупатель. То есть каждая фирма должна учесть запросы покупателя, которые часто меняются. От своевременного удовлетворения этих запросов и зависит успех фирмы. К прочим фактором, влияющим на уровень цен, относятся стадия жизненного цикла предприятия и продукта в частности и другие.[5]

Процесс разработки ценовой политики на предприятии

Ценовая политика любого предприятия представляет собой деятельность руководства предприятия по установке, поддержанию и изменению уровня цен на выпускаемую продукцию. Эта деятельность предполагает дальнейшее достижение целей и задач функционирования предприятия.

Процесс разработки ценовой политики предприятия включает в себя несколько этапов:

Разработка целей ценообразования Анализ ценообразующих факторов (спрос, предложение, издержки и т. д.).

Выбор методики ценообразования Принятие решения об уровне цены на продукцию.[18]

В процессе разработки политики ценообразования перед руководством предприятия ставятся несколько важных вопросов, среди которых:

В какой момент нужно отреагировать на политику фирм-конкурентов с помощью своих цен; Какие меры ценовой политики должны сопровождать введение нового продукта на рынок; Цены каких товаров должны быть изменены; На какие рынки нужно ориентироваться при выпуске нового товара; Каково должно быть распределение ценовых изменений во времени; Как нововведенные ценовые меры могут усилить эффективность сбыта продукции.[11]

При разработке ценовой политики предприниматели преследуют несколько целей. О каждой из них стоит поговорить подробно.

Первая цель – обеспечить существование фирмы на рынке. Воспрепятствовать достижению этой цели могут конкуренция среди производителей или постоянно меняющиеся запросы потребителей. Чтобы привлечь покупателя к своей продукции, предприятию необходимо устанавливать низкие цены. При этом следует помнить, что уровень цен должен покрывать уровень издержек

Для каждого предприятия важно максимально расширить оборот своей продукции. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредством установления процента комиссионных от объема сбыта.

Фирма постепенно придет к успеху, если будет оптимально увеличивать уровень сбыта своей продукции на различных рынках. За счет увеличения ассортимента и уровня его сбыта на рынках, предприятие снижает цену на свою продукцию до минимального уровня, при этом увеличив долю рынка, добиваясь снижения уровня издержек на единицу товара. Но данный процесс будет иметь успех только при прямой зависимости рынка от уровня цен на продукцию.

Также, возможно, главной целью ценовой политики является лидерство в качестве. Благодаря высокому качеству своей продукции, фирма будет иметь настолько большой уровень своей репутации, что сможет устанавливать высокие цены, чтобы покрыть издержки по дальнейшему повышению качества выпускаемой продукции.[3]

Стоит отметить, что на разных стадиях жизненного цикла предприятия, наиболее приоритетной может стать одна из этих целей, хотя эти цели взаимосвязаны.

Важным элементом разработки ценовой политики предприятия является ценовая стратегия. Она состоит из набора методов, с помощью которых реализуется ценовая политика. На различных предприятиях может использоваться один из элементов системы ценовых стратегий, которая представлена на схеме (рис. 2).[13]