По экономической теории

Эссе

Целью написания эссе является закрепление пройденного материала, совершенствование навыков поиска, анализа и представления материала по конкретной проблеме экономики.

При написании эссе студенту необходимо решить следующие учебные задачи.

1. Рассмотреть ключевые категории и понятия по исследуемой проблеме и дать их сущностную характеристику.

2. Показать, какую эволюцию претерпели исследуемые явления и процессы экономической действительности в ходе развития мирового хозяйства.

3. Оценить современное состояние проблемы со всеми присущими ей сложностями и противоречиями, подтвердив свою точку зрения статистическим и фактологическим материалом.

4. Выявить основные тенденции развития анализируемого явления с учетом экономических реалий начала XXI века.

5. Сделать самостоятельный вывод по результатам своего исследования.

Структурно эссе состоит из основной части (которую не следует структурировать по главам, вопросам или параграфам), заключения (2-3абзаца) и списка литературы.

Объем работы 4-5 страниц текста формата А4 (не считая титульного листа и списка литературы).

Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1,5.

На выполнение эссе обычно отводится одна-две недели.

Критерии оценки эссе

  • способность студента к поиску информации, характеризующей современное состояние объекта исследования (особое внимание обращается на наличие современного фактологического и статистического материала, поэтому поощряется использование электронных источников информации);
  • навыки анализа проблемы, умение вычленить главное, сущностное и через это вскрыть внутренние связи различных элементов исследуемого явления;
  • умение связать исследуемые процессы с современной российской экономической действительностью;
  • способность делать обоснованные самостоятельные выводы;
  • аккуратность оформления и своевременность представления работы.

Примерная тематика эссе по микроэкономике

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

1.Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» Н.Бердяев.

2. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». Л.Питер.

3. Вся наша жизнь – конкуренция. С самого раннего возраста мы встречаемся с этим понятием, и оно сопутствует нам всегда, нередко определяя наши решения. Конкуренция – это соперничество за право получения большей доли определенного вида экономических ресурсов или благ. Действительно ли основа конкуренции – редкость ресурсов и благ?

4. Объективно ли экономическое знание?

Можно ли четко разграничить нормативный и позитивный подходы к экономике? Ведь рекомендации по проведению той или иной экономической политики (нормативный подход) всегда базируются на определенном понимании фактического состояния экономики (позитивный подход).

С другой стороны, существует и обратная взаимосвязь. Представления о том, как должна выглядеть «идеальная экономика» (нормативный подход), сами влияют на оценку реальной экономики страны (на позитивный подход).

Приведем пример. Сторонник социального равенства неизбежно увидит в современной России раздираемую имущественным расслоением страну, возможно, стоящую на пороге гигантских потрясении, и предложит соответствующую программу преобразований (например, перераспределение доходов с помощью государства).

Сторонник либеральной экономики увидит в том же расслоении источник сильной мотивации и зачатки здорового предпринимательства. Его рекомендации будут противоположными (например, сократить вмешательство государства в экономику).

Тема 2. Потребности и ресурсы производства

1. Предположим, что Робинзон производит и потребляет два блага – овощи и мясо – и обнаруживает, что в сезон дождей часть урожая овощей погибает. Тогда Робинзон решает построить дамбу для ограждения посадок овощей. Как это скажется на его текущем и будущем потреблении двух рассматриваемых товаров?

2. Что важнее: пушки или масло?

Экономическая теория утверждает, что все точки на кривой производственных возможностей являются Паретто-оптимальными. То есть каждая из комбинаций пушки/масло считается наилучшей. Почему экономисты так странно определяют понятие оптимума?Существует ли объективно оптимальная пропорция производства благ? В частности, согласились ли бы вы с тезисом «Масло важнее пушек» в канун Второй мировой войны? Или с обратным постулатом «Пушки важнее масла» для СССР конца 70-ых годов (эпоха ввода войск в Афганистан)? Если пропорции производства должны быть разными в разных ситуациях, то как определить, оптимальны ли они в конкретном случае?Продумайте эту же проблему для пары «потребительские товары — инвестиционные товары». Можно ли предложить для этого случая критерий выбора самого лучшего их сочетания?

Тема: Рыночные структуры несовершенной конкуренции.

1. Теоретические причины существования естественных монополий

Как связана вероятность формирования естественной монополии и пропорция постоянных и переменных издержек при производстве данного продукта?

Какую роль в формировании естественных монополий играет соотношение минимума долгосрочных издержек и размеров рынка? Как, например, будет выглядеть рыночная ситуация, если общая потребность в продукте составляет 1 млн. штук, а самые низкие издержки обеспечивает предприятие с производственными мощностями в 600 тыс. шт.? Сколько фирм будет обслуживать такой рынок? Изменится ли суть ситуации, если размеры рынка составят 1,2 млн. штук? Какую роль в формирование естественных монополий вносят технологии? В частности, какова роль разнообразных сетей?

2. Некоторые экономисты считают, что в России надо создавать крупные производственно-торговые предприятия типа западных промышленно-финансовых групп. Именно они смогут организовать и упорядочить движение товарных потоков и обеспечить экономический рост. Крупные оптовики не гонятся за высокой прибылью с единицы товара, но обеспечивают ее получение за счет увеличения объемов и оборота продаж. Они сами определяют розничные цены товаров, а розничный продавец может только договариваться о своей доле в этой цене. В индустриально развитых странах примерно половина продукции реализуется по ценам, устанавливаемым небольшим числом ТНК. Такими методами можно ликвидировать накрутки цен и неопределенность в реализации продукции. Согласны ли вы с таким решением проблемы реализации? Приведите аргументы за и против. О каких типах конкуренции идет речь

3. Телевизионная реклама

Проведите анализ телевизионной рекламы за 1—2 дня. Соответствует ли увиденная вами реклама теоретическим принципам рекламирования товаров? Опишите основные количественные характеристики рекламы (соотношение рекламы российских и иностранных продуктов, отраслевая структура рекламы, частота повторения роликов).

На кого ориентирована реклама (попытайтесь определить целевые аудитории клипов)? Какие приемы использованы в роликах, чтобы завоевать симпатии «своего» зрителя? Всегда ли положительно будут реагировать на них клиенты, относящиеся к «чужим» целевым группам?

Разные темы:

1. Россия (не?) является особым типом цивилизации и особой экономической системой

2. Известны попытки социалистов-утопистов, которые являлись сторонниками трудовой теории стоимости, создать так называемые биржи справедливого обмена в Англии и Франции. Они исходили из того, что стоимость товара определяется рабочим временем на его производство, поэтому на биржах можно организовать справедливый обмен товарами. Например, каждый товаропроизводитель, затративший 5 ч своего труда на производство своего товара, может обменять его на другой товар, в котором заключено тоже 5 ч труда другого товаропроизводителя. Концепция справедливого обмена критиковалась К. Марксом и сторонниками неоклассической школы. Почему оказались несостоятельными, по мнению К. Маркса и неоклассиков, взгляды социалистов-утопистов? Обоснуйте свой ответ.

3. Капиталом, по мнению Д. И. Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу. Д. И. Менделеев считал, что рабочие трудятся не для возрастания капитала, а для удовлетворения собственных потребностей. Сравните мнение Д. И. Менделеева о капитале с известными трактовками капитала: натуралистической, марксистской, монетаристской, с теорией человеческого капитала.

4. «…институт собственности изначально представляет собой продукт обычая (а судебная практика и законодательство лишь развивали его)…» (Хайек Ф.)

5. Герой А.С. Пушкина Евгений Онегин «…читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». Укажите, рассматривая представления Онегина с позиции современной экономической теории, в чем он был прав и в чем бы вы с ним не согласились.

6. «Почему мы снижаем цены?

Чем ниже наши цены…

Тем больше у нас покупателей.

Тем больше мы производим.

Тем ниже наши цены.»

(Плакат в магазине ИКЕА)

7. Полезна ли деятельность профсоюзов для функционирования рынка труда?

8. Нужен ли пересмотр итогов приватизации в России?

9. Носит ли предложение земли абсолютно неэластичный характер?

10. Столкнувшись с большим притоком в страну иностранных автомобилей, имеющих репутацию высококачественных товаров, американские автомобильные компании начали предлагать расширенные гарантии на выпускаемые ими машины. Объясните, почему это действие американских компаний можно рассматривать как реакцию на проблему “лимонов”

Контрольные вопросы по курсу

1. Предмет экономической теории.

2. Методы экономической теории.

3. Основные направления и школы экономической мысли.

4. Потребности и блага.

5. Ресурсы общества.

6. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки

7. Собственность и ее типы.

8. Институты: понятие и виды.

9. Типы экономических систем.

10. Рынок, условия его существования. Категории рынка: товар и деньги.

11. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Товар Гиффена.

12. Неценовые факторы спроса.

13. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.

14. Неценовые факторы предложения.

15. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена и ее функции

16. Прямая эластичность спроса по цене. Методы расчета эластичности.

17. Эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность.

18. Эластичность предложения по цене.

19. Общая и предельная полезность. Законы Госсена.

20. Кривые безразличия, их свойства. Предельная норма замещения.

21. Бюджетное ограничение и его сдвиги.

22. Оптимум потребителя в ординалистской теории полезности.

23. Фирма и ее роль в экономике.

24. Производство и производственная функция. Постоянные и переменные факторы производства.

25. Долгосрочный и краткосрочный периоды производства.

26. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

27. Изокванта и изокоста. Оптимум производителя в долгосрочном периоде.

28. Эффект масштаба.

29. Издержки: сущность и виды.

30. Доход фирмы: общий, средний и предельный.

31. Прибыль: экономическая и бухгалтерская. Норма прибыли.

32. Издержки производства в краткосрочном периоде.

33. Издержки производства в долгосрочном периоде.

34. Характеристика совершенной конкуренции.

35. Поведение фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

36. Поведение фирмы-совершенного конкурента в краткосрочном периоде.

37. Эффективность совершенной конкуренции.

38. Монополия: сущность и виды.

39. Показатели монопольной власти.

40. Антимонопольное регулирование.

41. Равновесие монополиста. Долгосрочный и краткосрочный период у монополии.

42. Общественные издержки монополии.

43. Ценовая дискриминация.

44. Монополистическая конкуренция.

45. Значение рекламы и дифференциации на рынке монополистической конкуренции.

46. Олигополия: характерные черты и причины распространения.

47. Особенности поведения фирм в условиях олигополии.

48. Особенности рынка ресурсов.

49. Ценообразование на рынке ресурсов.

50. Особенности рынка земли. Рента и цена земли.

51. Спрос и предложение на рынке труда.

52. Индивидуальное предложение на рынке труда.

53. Заработная плата как цена труда. Дифференциация заработной платы.

54. Спрос и предложение на рынке капитала. Ссудный процент.

55. Чистая и текущая дисконтированная стоимость.

56. Внешние эффекты и их регулирование.

57. Теорема Коуза и ее значение.

58. Неопределенность и риск в рыночной экономике

59. Общественные блага.

60. Теория общественного выбора.