Список использованной литературы
1.1 Сущность, содержание понятия экономическая безопасность России
На современной этапе развития экономики, интернационализация мирового хозяйства, достигла такого уровня, при которым экономическое сотрудничество стран, становится неизбежным.
Так как страны постоянно сотрудничают друг с другом, они не могут исключить воздействие на экономику таких факторов как, крупные экономические события в развитых странах, инфляция, изменение цен на экспорт основных товаров, имеющих ключевое значение для хозяйства во многих странах.
Исходя из этого встал вопрос защиты своих национальных интересов от отрицательного воздействия многих внешних факторов, вызванных процессами происходящими в мировой экономике.
А потому проблема зависимости и независимости национальной хозяйственной системы от мировых процессов, ее уязвимость и подверженность воздействию со стороны внешних факторов начала приобретать уже на рубеже 90-х гг. XX в. качественно новое звучание. Сохранение или достижение экономической безопасности государств с точки зрения влияния неблагоприятных процессов в мировом хозяйстве становятся важнейшими задачами как на уровне отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества в целом.
Роль государства в обеспечении собственной национальной безопасности, по мнению А.П. Огнева, исторически сводилась, с одной стороны, к устранению угрозы военного нападения извне, а с другой — к обеспечению необходимых условий для стабильного развития своей экономики и пресечению каких-либо действий независимо от их источника (внутреннего или внешнего), направленных на ее подрыв.
Каждое государство обладает определенными базисными интересами, такими как укрепление территориальной целостности, предотвращение угроз национальной безопасности, незыблемость конституционного строя и др.Но при этом каждое государство должно развивать и другие направления, например поддержание экономической и социальной стабильности. При чем стабильное развитие данных интересов возможно только при постоянно развивающейся экономике. По этому экономическая безопасность государства рассматривается как неотъемлемая часть национальной безопасности, как основная ее часть.
Существует огромное множество трактования понятия «экономическая безопасность государства», все они довольно сильно отличаются друг от друга. В основном понятие рассматривается как такое состояние экономики, при котором в государстве создаются условия для постоянного экономического роста, стабильного внутреннего рынка, благополучное финансовое положение граждан и защищенность экономических интересов на национальном и международных уровнях. При этом на все эти факторы оказывают влияние внешние раздражители. Что бы внешние факторы не оказывали слишком сильного влияние, государство должно иметь такие хозяйственные ресурсы, которые смогут компенсировать негативное влияние на экономическую и социальную стабильность.
Шпаргалка «Экономическая безопасность национального хозяйства»
... сущность и виды экономической безопасности. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности страны. Сущность экономической безопасности можно определить как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие ...
Так же можно рассматривать данное понятие в двух вариантах, в широком и узком смысле. В широком смысле оно представляет собой общенациональную демократическую программы развития и совершенствования национальной экономики, которая постоянно развивается, при работе с которой учитывается мнение всех слоев населения.
В узком смысле понятие можно рассматривать как совокупность средств и методов борьбы с негативными проявлениями рыночных сил вследствие непродуманного участия в мировых хозяйственных процессах, обеспечения военно-политических задач.
Отдельные специалисты считают, что экономическая безопасность — это создаваемы и контролируемые государством условия, которые гарантируют недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от всех экономических угроз.
Рассмотрев мнение кандидата юридических наук С.А. Тропин, с ним нельзя не согласиться, он считает что при рассмотрении понятия «экономическую безопасность» как одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности государства, населения страны, постоянное обеспечение необходимыми ресурсами народного хозяйства, некоторые ученые необоснованно сужают наполнение данной правовой дефиниции, так как национальная экономическая безопасность предполагает под собой деятельность специально уполномоченных государственных органов. Причем в этом случае, в качестве объектов защиты могут выступать: отдельные регионы страны; отдельные отрасли народного хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.
В качестве приоритетного направления в экономической сфере в России рассматривается обеспечение национальной безопасности, так как без ее обеспечения невозможно решить ни одну задачу, стоящие перед правительством страны, как во внутригосударственном, так и во внешнеполитическом плане.
Из-за несовершенства систем государственной власти, роста преступности, криминализации общественных отношений, усложнения международных отношений создается широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности России.
Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития российской экономики. Основными источниками угроз экономической безопасности страны на современном этапе выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов.
К числу факторов, способных оказать возможное негативное воздействие на экономическое состояние страны, можно отнести:
- действия на международной арене отдельных стран, пытающихся использовать хозяйственную взаимозависимость в своих личных целях;
- ухудшение социально-экономических условий развития нации, возможную возрастающую ее экономическую, научно-техническую и финансовую зависимость, что может быть использовано в политических интересах отдельных государств.
Отметим также, что кроме выше обозначенных в качестве наиболее вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ перечислены:
Развитие концепции национальной безопасности в свете обеспечения ...
... экономической безопасностью. Что эти два понятия неразрывно связаны и невозможно получить полное представление о национальной стратегии, не разобравшись в экономических предпосылках. Авторы книги "Китай ... современных проблем развития стратегии национальной безопасности Китая в свете обеспечения обороноспособности страны и анализ основных направлений сотрудничества Китая и других государств по ...
- а) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
- б) деформированность структуры российской экономики;
- в) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
- г) криминализация предпринимательской деятельности и действующей системы хозяйствования, вызванная прежде всего ростом безработицы населения и ослаблением системы государственного контроля.
Следовательно, можно констатировать, что угрозы национальной безопасности РФ в сфере экономики носят преимущественно комплексный характер, что делает особо актуальной целенаправленную управленческую деятельность по обеспечению экономической безопасности страны, осуществляемую по следующим направлениям:
- обеспечение способности российской экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- создание условий для достижения приемлемого уровня и качества жизни населения, приближенного к международным стандартам;
- устойчивость финансовой системы;
- рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров на внешний рынок и удовлетворение внутренних потребностей за счет импорта;
- сохранение единого экономического пространства, развитие межрегиональных экономических отношений.
1.2 Концепция национальной экономической безопасности России
Смотря на современную экономическую и политическую ситуацию, государство должно устранять любые негативные воздействия, которые могут повлечь за собой нарушение спокойствия как в определенных регионах, так и во всем государстве.
Под национальной безопасностью можно понимать такое состояние государства, при котором отлажены все внешние контакты, которые могут гарантировать сохранение целостности территорий и экономическую стабильность.
С давних пор основным направлением национальной безопасности было предотвращение любого вмешательства на территорию страны и защита государственного суверенитета. В современных условиях, когда научно-технический прогресс вышел на новый уровень, изменились способы и вся суть ведения военных действий.
В современных условиях государство должно опираться не на уровень развития военно-промышленного комплекса, а на ряд других, в основном экономических факторов, таких как:
- уровень развития экономической системы;
- уровень жизни населения;
- уровень развития инфраструктуры;
- объем ВВП.
Не стоит забывать, что угрозы в настоящий момент сменили свою направленность в сторону межкультурных конфликтов, терроризма, экологических проблем.
Влияние глобализации и интеграции моровой экономики на национальную экономическую безопасность нельзя, не заметить. Это значит, что национальная экономическая безопасность будет иметь увеличивать свое значение в национальной безопасности каждой страны.
Национальная безопасность современной Россиитекст авто а и тема ...
... дискуссий, политических споров, теоретических исследований. Проблеме национальной безопасности Российской Федерации уделяется должное внимание на государственном уровне. В результате обстоятельных обсуждений, объемной подготовительной ... в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, ...
Национальная экономическая безопасность — это такой режим национальной экономики, при котором поддерживаются стабильные условия для нормальной жизнедеятельности населения. Ключевым является конечно качество жизни, а так же обеспечение экономическими ресурсами в таком объеме, что бы экономика могла постоянно развиваться.
Можно выделить несколько принципов, на которых основывается национальная экономическая безопасность:
1) Независимость национальной экономики. В следствии растущей степени интеграции национальных экономик в мировую, это принцип может выполняться не полностью. Поэтому, перед государством главной задачей стоит формирование и развитие экономики до такого уровня, который позволит стране на равных конкурировать с другими мировыми державами.
2) Стабильность национальной экономики. Одной из главных задач государства является создание таких условий, при соблюдении которых будет наблюдаться устойчивый рост национальный экономики без вреда для социума.
3) Устойчивые темпы роста национальной экономики. Именно устойчивый рост национальной экономики обеспечивает нужный уровень экономической безопасности государства ( который должен включать в себя как рост технологического производства, так и рост интеллектуального капитала )
Таким образом, можно сделать вывод, что обязательными условиями экономической безопасности любой странный должен быть стабильность и рост национальной экономики, а так же ее независимость от внешних факторов.
Концепция национальной безопасности РФ — это нормативно-правовой акт, закрепляющий основные аспекты национальной безопасности, в том числе и экономической. Данная концепция утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).
Концепция национальной безопасности РФ собой представляет систему основных положений, которые направлены на обеспечение во всех сферах жизнедеятельности безопасности личности, государства и общества от внутренних и внешних угроз. В данном документе четко определено, что под национальной безопасностью РФ следует понимать безопасность ее многонационального народа, который является носителем суверенитета, а также единственным источником власти.
Основные задачи национальной экономической безопасности следующие:
выявление внутренних и внешних угроз и прогнозирование их появления;
- разработка и реализация мероприятий по минимизации влияния внешних и внутренних угроз;
- защита территориальной целостности и суверенитета РФ;
- разработка и реализация экономической политики, основной акцент которой направлен на активизацию экономического роста;
- создание условий для научно-технологической независимости;
- повышение эффективности государственного управления;
- обеспечение безопасности человека и гражданина, а также его прав и свобод;
- поддержание баланса межнациональных отношений;
- создание условий соблюдения законодательства;
- формирование партнерских отношений с другими странами на взаимовыгодной основе;
- поддержка военного потенциала страны;
- решение экологических проблем;
- интеграция национальной экономики в мировое экономическое сообщество;
- защита интересов отечественных производителей на мировых рынках;
- укрепление финансово-кредитной независимости РФ;
- повышение эффективности государственного регулирования иностранных компаний, которые ведут свою деятельность на территории России;
- создание эффективного правового поля для деятельности субъектов хозяйствования;
- вывод национальной экономики из кризиса.
Основа национальной безопасности — это национальные интересы, которые выражаются в совокупности взаимосвязанных и уравновешенных между собой интересов индивидуума, общества и государства
Социальное-экономическое положение семьи в России
... функционирования человека. Радикальные изменения семьи невозможны без кардинальных сдвигов в социально - экономической жизни, которые тесно связаны с научной разработкой проблем семьи, формированием стратегии национальной семейной политики. Семья – это социальная система воспроизводства ...
1.3 Особенности обеспечения экономической безопасности России
Для правильного рассмотрения проблем обеспечения экономической безопасности, выделим несколько уровней.
К первому уровню можно отнести глобальную экономическую безопасность. Данный уровень характерен для экономической системы РФ, так как она понимает под собой угрозы глобальной экономики под воздействием других стран по всей протяженности границ.
Ко второму уровню можно отнести внутреннюю безопасность субъектов федераций. То есть сюда относится вся система вертикальных и горизонтальных связей.
Если говорить о характерных особенностях национальной экономической безопасности, которые присущи России, можно отметить что при гораздо более высоких показателях в добыче газа, нефти, лесных ресурсов, а так же природными богатствами, по сравнению с такими странами как США, Китаем, Японией, в РФ несоизмеримо меньший объем ВВП страны, а тем более показатель ВВП на душу населения.
И конечно нельзя не заметить такой факт, что Россия до сих пор отстает в экспорте конкурентоспособной продукции с высоким уровнем прибавочной стоимости, в первую очередь, обрабатывающих отраслей. И это оказывает свое воздействие на уровень жизни населения, который заметно отстает от уровня развитых стран мира.
При правильном использовании такого большого количества природных ресурсов, можно было получить большую экономическую отдачу, и вследствие этого получить хороший прирост ВВП.
Одной из главных проблем остается внедрение конкурентоспособных инновационных технологий.
По оценке специалистов, в РФ наибольший потенциал принадлежит ресурсодобывающим отраслям. По отношению к последним обрабатывающие и перерабатывающие сектора терпят значительное отставание. Хотя заметный производственный прирост дают транспорт и связь, в то время как ключевой потребитель новаций — машиностроение — остается на прежнем, относительно низком уровне.
Так же, в РФ присутствует еще одна, очень серьезная проблема, на решение которое нужно уделить большое внимание, это проблема продовольственной безопасности. Хотя в России и сосредоточено около 10% всех мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует этот огромный потенциал очень не эффективно.
К примеру, доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве не превышает и 1,34 %. Около 30% пахотных земель не используются, и, по сути, бесхозны. Таким образом, РФ, располагая 240 млн га сельскохозяйственных земель, производит лишь не более 62 % от всей потребности в продовольствии.
Зарождение экономической мысли в России
... Посошкова, М.В. Ломоносова и их влияние на экономическое развитие Российского государства является целью данной работы. Зарождение русской экономической мысли в работах Ивана Пересветова. На рубеже XV-XVI вв. Россия находилась в процессе формирования ...
В то же время Европа, обладающая лишь, 100 млн га сельскохозяйственных угодий, полностью обеспечивает себя продовольствием. Япония, всего лишь с 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 127 млн своего населения. Стоит подчеркнуть, что продовольственная зависимость России от импорта с каждым годом усугубляется, приближаясь к отметке 40%.
Следующей немаловажной проблемой экономической безопасности можно назвать сокращение количества и качества трудовых ресурсов. Согласно результатам исследования Академии государственной службы и целой плеяды других научных организаций, к 2025 г. число трудоспособного населения в стране может сократиться на 17 млн человек, в то время как число граждан пенсионного возраста, наоборот, увеличится на 7 млн человек.
Прогнозы ООН также прогнозируют значительный демографический спад. Согласно их расчетам, к 2050 г. в РФ число трудоспособных граждан снизится на 42-43%, то есть, на 40 млн человек. Это, по сути, означает, что инновационный прорыв, заявленный в «Стратегии национальной безопасности до 2020 года» осуществлять будет некому.
Инновационный процесс должен стать прерогативой профессиональных инженеров. Для этого следует выбрать правильную стратегию инновационного развития страны, которая призвана будет дать импульс развитию всей экономической системы. На сегодняшний день, к сожалению, интеллектуальный компонент ни в одной отрасли экономики России не превышает 1 %, в то время как в развитых странах доля интеллектуального капитала в экономической системе достигает 25 %.
Такая ситуация не вызывает особого удивления, поскольку, уже на протяжении несколько лет в РФ регистрируются не более 20 тыс. патентов (из которых лишь около 5 % применяется в промышленности).
К примеру, в СССР данный показатель ежегодно составлял около 200 тыс. авторских свидетельств.
Реализация Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, повышения уровня жизни населения, укрепления национальной обороны, обеспечения политической стабильности в обществе, правопорядка и государственной безопасности, повышения международного престижа и конкурентоспособности страны.
2.1 Внешняя и внутренняя составляющие экономической безопасности
Если теоретические размышления перевести на предмет нынешней реальной экономической безопасности, то отечественные специалисты отмечают, что современная российская экономика характеризуется двумя составляющими экономической безопасности: внешней и внутренней.
Внутренняя составляющая социально-экономической безопасности характеризуется низкой эффективностью экономики и динамикой негативных тенденций ее развития, связанных с отсутствием государственного планирования экономики и ее несбалансированной структурой в пользу сырьевого сектора, слабой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей и высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, проблемами в социальной сфере.
Внешняя составляющая, включает такие позиции как сырьевая ориентация экспорта, зависимость от импорта продовольствие и фармацевтической продукции, внушительная внешняя задолженность.
Анализ экономической эффективности производства зерна в СХА "Алексеевская" ...
... производства зерна. Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач. 1. Для начала необходимо раскрыть теоретические основы по экономической эффективности сельскохозяйственного производства. А именно, определить сущность эффективности производства, описать виды экономической эффективности, дать оценку экономической эффективности, понять суть эффективности ...
Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном (катастрофически снижающемся), но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье народонаселения России существенно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность русского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени в следствии заболеваний и несчастных случаев, энергичности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.
Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. В критериях технологической революции, постоянного усложнения производственных процессов профессионализм, компетентность и мораль человеческих ресурсов в значимой мере определяют экономическую сохранность общества.
Большое значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет ее технико-производственная составляющая. В итоге значимого роста импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к значимым экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное создание машинно-технической продукции высочайшего качества и в достаточном количестве.
Технологическая составляющая экономической безопасности подразумевает такое положение научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое же внедрение многообещающих технологий станет содействовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры русской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных государств.
Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий.
Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий и Интернета сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.
Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного перехода от энергосырьевого экспорта к наиболее сбалансированному участию методом интеграции российского технологического потенциала в мировую экономику, экспорту наукоемкой продукции и услуг.
Важным составляющей системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить народонаселение страны продовольствием, а индустрия — нужным сельскохозяйственным сырьем.
Сегодня угроза утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко ухудшилась в итоге избранного варианта проведения аграрной реформы.
Классификация стран в мировой экономике
... управлять как социально-экономическими процессами в национальной экономике, так и позициями своей страны в мировом хозяйстве. Активное формирование глобального ... в докладе Мирового банка (1997 г). В 90-х гг. стал очевиден пересмотр значения государства в экономическом развитии. Сегодня более пристальное внимание к роли государства обусловлено драматическими преобразованиями в мировой экономике, ...
В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая подразумевает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд государственной экономики и оборонного комплекса.
В итоге макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения денежных средств (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высочайшими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики «, охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкой прибыльностью и скоростью обращения денег, а еще значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной конъюнктурой рынка).
В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения денежных средств и производственная сфера исполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения исполняется постоянный обмен товаров и перераспределение денежных средств из наименее эффективных в наиболее эффективные направления инвестиций, что и гарантирует непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы соединены банками, сбытовыми организациями, муниципальным бюджетом в единое целое и работают в неразрывном единстве.
В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней русской экономики сфера обращения денежных средств и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку денежных средств из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)
Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В данной связи значительно то, что компании, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в критериях постоянного оттока валютных ресурсов и обесценения оборотных средств, разделяются на три группы в зависимости от стойкости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.
Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, компании нефтегазовой, химической и металлургической индустрии, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им удерживать сравнительно высокую норму прибыли, гарантировать своевременный возврат средств и завлекать сравнительно дешевые кредитные ресурсы из-за границы для финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии использовать кредитные и накопленные личные средства в размерах, необходимых для финансирования инвестиций.
Вторая группа компаний характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или другой мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) кругооборот денежных средств. Они нацелены главным образом на спрос компаний первой группы. Сюда относят и немногочисленные компании, издающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а еще относящиеся к сфере естественных монополий.
Проверочная работа по обществознанию Экономика. Производство. Бизнес 7 класс
... верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответы на проверочную работу по обществознанию Экономика. Производство. Бизнес 7 класс 1 вариант 1-2 2-1 3-3 4-1 5-4 ... 4) оба суждения неверны 2 вариант 1. Понятие «экономика» обозначает науку и хозяйство. Экономика как наука изучает 1) историю экономических кризисов 2) цены на нефтепродукты 3) порядок пропуска ...
В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления продукции (которым особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).
2.2 Экономическая независимость России
В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.
Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной — увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию с высокой степенью обработки. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия приобрела типичные черты сырьевой колонии.
Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров — 3/4, а машин и оборудования — лишь 8-9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.
Однако подобная деформированность экономики (в частности отсталость обрабатывающей индустрии и свертывание разработки новейших месторождений), а также нестабильность мировых цен предопределили то, что эффективность русского экспорта неуклонно падает, лишая русское правительство основного источника пополнения бюджета страны.
В Концепции государственной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, вовлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую ветвь) способно замедлить отставание восполнения запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей индустрии, а также, в дальнейшем, может быть, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.
Однако может быть, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливно-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными ветвями экономики.
Существует реальная опасность утраты государственного контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической индустрией, электроэнергетикой. В критериях острого бюджетного кризиса администрация субъектов федерации, стремясь закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы передать иностранным компаниям последнее — участки недр с месторождениями ценных природных ресурсов.
Необходимо остановится на еще одном методе утраты государственной безопасности России. Дело в том, что низкая финансовая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые характеристики благополучия. Она исключает обеспечение мало нужного уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке народонаселения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике, химической индустрии. При сохранении сформировавшихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России станет неизбежно заполняться иноземным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, увеличить собственный контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.
Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая малоразвитость, наиболее низкая фондовооруженность производства и труда, а еще слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.
Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является понижение размеров производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания народонаселения страны. Еще в годы Советской власти сформировалось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ ухудшило состояние в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели остальные ветви производства.
В 2012 году из-за засухи был крайне низкий урожай зерновых, порядка 61 млн т. До этого 6 лет урожай зерновых ниже 78-80 млн т. не опускался. И наши потребности составляют сейчас 72-75 млн тонн, с учетом потребностей роста животноводства. То есть, недобор был в прошлом году 12-15 млн. тонн, это очень много, но выручили переходящие остатки прошлого у производителей и государственный интервенционный фонд около 10 млн. тонн.
В итоге зерна хватило, но дефицит сказался на росте цен, на экспорте, который был закрыт введением эмбарго, а также на итогах года по животноводству. Валовой сбор зерна в прошлом году в чистом весе по сравнению с 2009 годом снизился на 37,2%, сахарной свеклы — на 10%, семян подсолнечника — на 18%, картофеля — на одну треть, овощей — на 10%. В целом, растениеводство упало на четверть. Производство молока сократилось на 2,1%, поголовье крупного рогатого скота — на 3,4%, коров — на 2%, примерно на 1% свиней. Но производство мяса выросло почти на 6%, потому что оно в существенной части (мясо птицы, свиней) опирается на промышленные технологии. В итоге животноводство дало плюс 2,6%, хотя планировался рост более 5%.
В 2012 году посевные площади яровых и озимых в сельхозпредприятиях составили около 30,5 млн га, что ниже многих предыдущих лет, так как хозяйства еще не вполне оправились от кризиса прошлого года.
Но еще есть фермерские хозяйства, которые последние годы дают более валового производства 20% зерна.
Но тенденция снижения площадей в сельхозпредприятиях негативная, и связана она со скачками цен на зерно, с их колеблемостью.
Рассмотрим два основных фактора колеблемости цен. Первый — это погодные условия, которые вызывают скачки урожая. Это природа, хотя и здесь можно было бы немало сделать для уменьшения этих колебаний. Есть соответствующие технологические приемы, специальный подбор культур и сортов и т.д.
Но есть и обратное влияние цен на производство. Если цены скачут, то производство становится нестабильным. Давайте все же назовем цифры колеблемости. Валовой сбор зерновых в России за последние 11 лет в среднем колеблется от среднего же уровня на 16%, то есть примерно на одну шестую. Это кажется не очень много, но это средняя колеблемость. В прошлом году вал упал на 37%. Но средняя колеблемость цен на зерновые составляла эти 11 лет уже 40%. А вот это уже, можно сказать, катастрофа! Потому что при таких падениях цен сельхозпроизводитель не получает нормальной прибыли, в периоды низких цен он не может продать зерно с прибылью, не получает денег для следующего года, он вынужден снизить посевные площади, происходит снижение производства. И начинается снова ажиотаж, цена подскакивает, общее возмущение, различными административными методами стараются снизить цену. Растет импорт. Но производитель от этого мало что выигрывает, так как у него дефицит денег, он не может ждать до весны, когда цены будут максимальными, он продает зерно оптовым покупателям, сливки снимает торговля. Он снова пытается увеличить площади, производство растет, цена падает. Но на эти внутренние колебания цен из-за изменения посевных площадей накладываются колебания урожайности из-за погодных условий, а также колебания мировых цен на зерно, в результате нередко бывает, что цены уменьшаются при сокращении производства и растут при его увеличении. И производитель уже вообще тогда не знает, как реагировать на такую нестабильность. Он просто начинает снижать посевные площади, чтоб уменьшить риск. Вот весь этот комплекс и приводит к тому, что закупочные цены на зерно, а затем и все остальные цены на продовольствие у нас скачут.
Второй фактор это низкая рентабельность производства зерна. В среднем за период с 2005 по 2009 годы рентабельность зерна составила 23,6%. Это, во-первых, ниже, чем в предыдущие 5 лет, когда рентабельность была 37%. Во-вторых, все расчеты показывают, что для расширенного воспроизводства продукции растениеводства, когда деньги возвращаются через год, необходимо иметь рентабельность по зерну не ниже 35%. К тому же, у хозяйств парк техники очень старый, большинство машин служит намного дольше положенного срока. Поэтому амортизационный фонд там небольшой, замена идет за счет прибыли. И за счет кредитов, а за кредиты надо также расплачиваться из прибыли. При низкой рентабельности это невозможно. В-третьих, зерно составляет основу экономики большинства хозяйств, и за счет прибыли от продажи зерна восполняются недостающие доходы от молока и говядины, которая у нас производится как побочный продукт молочного производства.
За 2005-2009 годы был один год, когда рентабельность зерна составляла 46% (это в 2007 году), но например, в 2005 году она составляла 8%, в 2009 году 9%. Это был год, когда урожай был хороший, получили тогда 97 млн т.
Таким образом, производителям колеблемость цен вовсе не нужна. А потребителям — тем более, так как вся торговля при малейшем намеке на дефицит начинает вздувать цены в разы сильнее, чем растут цены у производителей. Например, с 2000 по 2009 год, когда оптовые цены на зерно колебались в среднем на 40% в год, розничные цены на хлеб устойчиво росли. Даже в 2009 года, когда цены на зерно упали на 20%, цены на хлеб выросли на 2,5%.
Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России.
Ранее, в годы социализма, государство по обеспечению продовольствием на душу народонаселения занимала 6-е место в мире. Теперь же — 40-е.
Ухудшение питания вызвано не только понижением размеров производства основных пищевых товаров, свертыванием работы пищевой индустрии, но и падением покупательной способности народонаселения, увеличением количества людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в селе составляет 42% от средней по стране.
2.3 Уровень бедности в России
Всемирный банк 22 сентября 2013 года представил свой «Доклад по оценке бедности» в России. По его оценкам, за период с 2007 по 2009 год бедность в России выросла с 24,1 % населения (35,3 млн. человек) до 41,5 % (60,5 млн.).
Затем, с 2009 по 2012 год, России удалось сократить бедность более чем вдвое — до 19,6 %. Безработица за это время сократилась с 13,2 до 8,2 % трудоспособного населения, а средняя зарплата выросла на 15 %.
Бедные в России — это чаще всего трудоспособные жители сёл и маленьких городов, имеющие детей. Очень высока доля проживающих на уровне ниже официальной черты бедности среди работников образования, культуры и здравоохранения.
При этом эксперты Всемирного банка и российские статистики используют разные методики определения уровня бедности. Российские специалисты оценивают долю бедного населения по ежемесячным доходам. Например, за 2012 год количество россиян, официально признаваемых бедными, увеличилось на 2 миллиона и сейчас составляет 21,1 миллиона. Их ежемесячный доход ниже прожиточного минимума в 6473 рубля (206 долларов) К бедным не относятся 40 миллионов пенсионеров. Средняя пенсия выше прожиточного минимума — 8400 рублей. Итого — 21,1 миллиона живут в официальной нищете, 40 миллионов — у границы официальной нищеты.
По данным Всемирного банка, лишь 8 % транспортных субсидий достаётся 20 % беднейших граждан страны, тогда как 20 % богатейших получают 30 % таких субсидий. А объём жилищных пособий, получаемых самыми богатыми, в 2,1 раза больше помощи, достающейся беднякам.
Мировое общество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже 3-х долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.
Снижение реальных заработков народонаселения привело к понижению потребления.
Проблема обнищания народонаселения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась « неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ », недопустимость еще большего понижения жизненного уровня народонаселения. Однако правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законодательством общественные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное народонаселение, включая миллионы детей из необеспеченных семей.
В этих социально-экономических условиях естественной реакцией народонаселения стало понижение рождаемости. Только что обнародовали окончательные итоги переписи населения 2010 года. С 2002 года население России сократилось на 2,3 миллиона человек. С 2002 года фиксируется массовое вымирания целых деревень — за это время их стало меньше на 8,5 тысячи. Еще 19,4 тысячи сел юридически существуют, но де-факто в них никто не живет. Согласно последним данным, естественная убыль в январе-сентябре 2012 года составила 125 тысяч человек по сравнению с 207 тысячами человек в году прошлом. Причем миграционный прирост компенсировал потери на 62,3%.
Кроме того, среднее число рожденных детей уменьшилось с 1513 младенцев в 2002 году до 1469 в 2010 году (в расчете на 1000 женщин).
Причем в городах, где проживает 74% всего населения страны, этот показатель составил 1328 детей (в 2012 году — 1350), а в сельских населенных пунктах — 1876 (в 2012 году — 1993).
Иными словами, «деревенская Россия» по-прежнему рожает больше, чем городская, но и там число новорожденных уменьшается. Общие же потери городского населения по сравнению с прошлой переписью составили 1,1 млн человек, сельского — 1,2 млн человек. Свыше 40% семей с 2-мя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в бедности составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось практически на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.
П.В. Акинин отмечает, что «Помимо демографических характеристик населения важную роль играют социально-психологические. В России наблюдается трансформация отношений к семье и семейному образу жизни. Преобладают эгоцентристские тенденции. Утвердилась однодетная модель репродуктивного поведения». Таким образом, глобальная проблема России в данной сфере, представляющая угрозу экономической безопасности, — это сокращение численности населения, а также снижение уровня человеческого потенциала.
Из всех статей расходов федерального бюджета настойчивый и стремительный рост наблюдается только по одной — расходам на обслуживание муниципального долга, которые достигли четверти всего федерального бюджета.
Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, заработков алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение государственной безопасности, минимальных социальных гарантий, избавление от голода и деградации детей, охрана здоровье народонаселение и образование молодежи.
Свойства и функции экономической безопасности, ее виды. Место экономической безопасности в системе национальной безопасности. Формирование основ экономической безопасности в банковской деятельности. Трудности в решении экономической безопасности в России.