Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Курсовая работа

Жизнь людей очень разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает все сферы жизни общества, в том числе: экономику, политику, культуру Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля, Ксенофонта и до сегодняшних дней. В конце XIX в. русский ученый, экономист, государственный деятель Н.Х. Бунге (1823- 1895) в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но и возрастает. И объясняется это теми коренными преобразованиями, которые происходят во всем мире и в России в частности. Американский ученый Пол Самуэльсон, представитель кейнсианского направления в экономической теории, назвал экономику, или политическую экономику, королевой наук.

Тема, связанная с изучением вопросов истоков зарождения экономической науки, этапов, которые она прошла, занимает особое место в структуре общей экономической теории, является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс.

Роль изучаемого процесса зарождения и основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория, какую роль играет в развитии общества.

Актуальность исследования темы и ее практическое значение подтверждается тем, что в современных условиях развития общества, связанных с активными преобразованиями во всех сферах, и, в первую очередь, в экономике, по мере развития направлений современной экономической мысли возрастает потребность и необходимость в изучении истории зарождения и основных этапов экономической теории в том числе, использования накопленного опыта прошлых поколений в этом направлении.

3 стр., 1104 слов

Елена Романова — Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы

... людей) экономических законов, которые описывают явления, происходящие в жизни общества. Для исследования таких законов в экономической теории применяют следующие методы: 1) общемировоззренческий. Этот метод позволяет экономической теории ... т. п.). Характерной чертой современного этапа развития экономики является возрастание роли ... по многим вопросам. С предметом экономической теории тесно связаны ...

Степень освещения данной темы в экономической науке, является недостаточной, так как такие вопросы, темы как: генезис экономической теории, значение экономической теории в общественной жизни и других, на мой взгляд, не до конца изучены и более подробное их освещение будет приобретать все большое значение.

Цель исследования данной курсовой работы: изучить истоки зарождения и основные этапы развития экономической теории.

Для того, чтобы выбранная последовательность была логически обоснована, целесообразно вначале изучить процесс возникновения, зарождения и становления экономической теории, ее основных этапов развития, а также определить значение экономической теории в общественной жизни.

Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Систематизация экономической мысли началась в эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древнеиндийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управ­лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы -Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427-348 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.).

7 стр., 3018 слов

Экономическая мысль Древнего мира

... устранено стремление купечества к обогащению и будет достигнут классовый мир. Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат Артхашастра Наука ... школ древнего Китая. Изменения в общественной жизни объясняются в Гуань-цзы сменой урожайных и неурожайных лет. Труд провозглашается источником могущества государства, и выдвигается важная идея об ...

Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном произ­водстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.

Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.

Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332-1406)-арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

2 стр., 674 слов

Социально-экономические функции государства

... с признанием закона как главного акта в правовом регулировании, изменением экономических функций государства, системы и функций органов исполнительной власти всех уровней. Разработка и принятие антимонопольного законодательства ... Ю. В. Яковца, Е.Г. Ясина и многих других. Отдельные функции государства раскрываются в работах В. Андрианова, Б.Балацкого, Д. Балуева, Г.Клейнера, Ю.Князева, Г.Колодко, А. ...

Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, богатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы экономической мысли этой эпохи в Западной Европе — Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354-430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноценность умственного и физического труда, выступал против пре­зрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225-1274) также категорически осуждал ростовщические операции. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления общества. Богатство он рассматривал как совокупность материальных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).