Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Курсовая работа

Жизнь людей очень разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает все сферы жизни общества, в том числе: экономику, политику, культуру Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена — от Аристотеля, Ксенофонта и до сегодняшних дней. В конце XIX в. русский ученый, экономист, государственный деятель Н.Х. Бунге (1823- 1895) в книге «Основания политической экономии» отмечал, что политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но и возрастает. И объясняется это теми коренными преобразованиями, которые происходят во всем мире и в России в частности. Американский ученый Пол Самуэльсон, представитель кейнсианского направления в экономической теории, назвал экономику, или политическую экономику, королевой наук.

Тема, связанная с изучением вопросов истоков зарождения экономической науки, этапов, которые она прошла, занимает особое место в структуре общей экономической теории, является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс.

Роль изучаемого процесса зарождения и основных этапов развития экономической теории в системе экономических отношений заключается в том, что его изучение позволяет выяснить, как возникла, становилась и зарождалась экономическая теория, какую роль играет в развитии общества.

Актуальность исследования темы и ее практическое значение подтверждается тем, что в современных условиях развития общества, связанных с активными преобразованиями во всех сферах, и, в первую очередь, в экономике, по мере развития направлений современной экономической мысли возрастает потребность и необходимость в изучении истории зарождения и основных этапов экономической теории в том числе, использования накопленного опыта прошлых поколений в этом направлении.

3 стр., 1104 слов

Елена Романова — Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы

... людей) экономических законов, которые описывают явления, происходящие в жизни общества. Для исследования таких законов в экономической теории применяют следующие методы: 1) общемировоззренческий. Этот метод позволяет экономической теории ... т. п.). Характерной чертой современного этапа развития экономики является возрастание роли ... по многим вопросам. С предметом экономической теории тесно связаны ...

Степень освещения данной темы в экономической науке, является недостаточной, так как такие вопросы, темы как: генезис экономической теории, значение экономической теории в общественной жизни и других, на мой взгляд, не до конца изучены и более подробное их освещение будет приобретать все большое значение.

Цель исследования данной курсовой работы: изучить истоки зарождения и основные этапы развития экономической теории.

Для того, чтобы выбранная последовательность была логически обоснована, целесообразно вначале изучить процесс возникновения, зарождения и становления экономической теории, ее основных этапов развития, а также определить значение экономической теории в общественной жизни.

Экономическая мысль древнего мира и средневековья

Систематизация экономической мысли началась в эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.

Древнейшими документами, которые фиксировали правила экономического поведения, были законы, впервые появившиеся в государствах Древнего Востока. Наиболее известными являются кодекс законов Вавилонии, принятый царем Хаммурапи, правившим в 1792-1750 гг. до н. э., древнеиндийский трактат «Артхашастра», который составлялся примерно в IV в. до н. э. 111 в. н. э. Законы царя Хаммурапи являются важным источником информации о социально-экономическом развитии Вавилона. Эти законы были высечены на черном базальтовом столбе, заполненном текстом с обеих сторон и обнаруженном в начале XX в. Свод законов вавилонского царя уделял особое внимание укреплению власти рабовладельцев над рабами и развитию частной собственности, предусматривал создание таких условий, в которых «сильный не притеснял бы слабого». «Артхашастра» буквально переводится как «наука о пользе, о практической жизни» и рассматривает различные вопросы управления государством. Древнеиндийский трактат посвящен государственному, политическому и хозяйственному устройству общества древней Индии. В трактате говорится, что государственное богатство является результатом труда всего народа, поэтому расходоваться оно должно на общегосударственные нужды. Значительный вклад в становление экономической мысли сделал древнекитайский мыслитель Конфуций (ок. 551—479 до н. э.), который провел различия между умственным и физическим трудом, призывал государей управ­лять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, высоконравственного поведения.

Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы -Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427-348 до н. э.), Аристотель (384-322 до н. э.).

9 стр., 4429 слов

Институциональная экономическая теория

... экономической жизни общества на принципах, ограничивающих «свободное предпринимательство». Институционализм, таким образом, являет собой качественно новое направление экономической мысли. Он вобрал в себя лучшие теоретико-методологические достижения предшествовавших школ экономической теории ... «Теория праздного класса: экономическое исследование институтов» (1899), а также труд Теория ...

Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном произ­водстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.

Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.

Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).

В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332-1406)-арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.

26 стр., 12882 слов

Экономическая теория и экономическая политика

... развития и становления экономической теории, обозначить её методологическую базу и определить основные задачи экономической политики. При написании курсовой работы были использованы монографии, учебники и учебные пособия по экономической теории, а также материалы ...

Религиозная окраска общественной мысли Средневековья объяснялась господством христианства. Христианство не создало специальной экономической теории, но осуждало воровство, богатство, эксплуатацию людей. Наиболее значимые авторы экономической мысли этой эпохи в Западной Европе — Фома Аквинский и Августин Блаженный. Августин Блаженный (354-430) отстаивал необходимость трудиться для всех, отмечал равноценность умственного и физического труда, выступал против пре­зрительного отношения к последнему. Он отмечал, что вид труда человека (умственный или физический) не должен влиять на положение человека в обществе. Августин ростовщический процент и торговую прибыль считал грехом. Фома Аквинский (1225-1274) также категорически осуждал ростовщические операции. Он считал, что все вещи принадлежат богу и по своей природе являются общими. Однако для эффективного удовлетворения личных нужд частная собственность необходима. Фома Аквинский настаивал на необходимости сословного деления общества. Богатство он рассматривал как совокупность материальных благ, т. е. в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро).