Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Курсовая работа
Содержание скрыть

В современных условиях рыночной экономики налогам отводится важное место среди механизмов регулирования субъектов экономической политики: физических лиц, предпринимателей, предприятий, банков и др. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

В разные исторические эпохи, несмотря на изменчивость взглядов на налоговую политику, сущность ее остается неизменной и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

От правильности построения системы налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

актуальность

Целью данной работы является формирование представлений об основах экономической теории налогообложения и налоговой политики государства (на примере Российской Федерации).

Работа, объемом 33 страницы, состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы, включающего12 источников. Курсовая иллюстрирована 10 рисунками и 1 таблицей.

1. Основы экономической теории налогообложения

1.1 Возникновение и развитие налогообложения

Процесс налогообложения существует с древних времен. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. Таким образом, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством (Брызгалин, 1998).

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием государственного финансового аппарата для определения и сбора налогов. В этот период определялась лишь общая сумма, которую государство желает получить от населения, при этом сбор налогов поручается городу или общине. На втором этапе (XVI- начало XIX в.) возникает сеть учреждений, в том числе финансовых. Государство берет на себя часть экономических функций, таких как установка квот обложения, наблюдение за процессом сбора налогов и другие. Третий этап -современный: государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, существует сложенная система налогообложения. Региональные органы власти, местные общины стали играть роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности (Перонко, Горелко, 2008).

4 стр., 1810 слов

Сочинение для чего нужны налоги государству

... пределах доступного. Для того чтобы государство развивалось и обеспечивало своих граждан необходимыми условиями жизни, ему нужны финансы. В нашей стране установлено налогообложение граждан. 13% подоходный налог в казну государства вносят ...

Теория налогообложения создавалась в конце XVIII в. и ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он проанализировал источники доходов и накопления капитала в буржуазном обществе, показал пути и способы создания валового национального продукта, а также сформулировал правила, которым должны удовлетворять все налоги.

В России при Петре I были образованы 12 коллегий, из которых 4-е заведовали финансовыми вопросами. Екатерина II (1729-1796) преобразовала систему управления финансами.

В 1802 г. манифестом Александра I «Об учреждении министерств» было создано Министерство Финансов и определена его роль.

На протяжении XIX в. в России главным источником доходов оставались прямые (подушная подать и оброк) и косвенные (акцизы) налоги. Отмена подушной подати началась с 1882 г. Кроме прямых налогов существовали земские сборы, специальные сборы, пошлины.

В 80-х гг. XIX в. начало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг и т.д. Ставки налога в России, вне всякого сомнения, стимулировали промышленников к получению максимальной прибыли (т.к. рост ставки налога на прибыль в зависимости от размеров прибыли был достаточно мал).

В России в конце XIX в. начался период урбанизации и развития капитализма, происходили не только количественные, но и качественные изменения в налоговой системе.

Однако развитие налоговой системы России было прервано: сначала I Мировая война (увеличение бумажноденежной эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов, падение покупательной способности рубля, уменьшение золотого запаса, увеличение внутреннего и внешнего долгов и пр.), потом Февральская революция (нарастание инфляции, развал хозяйства, эмиссия необеспеченных денег).

В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их, и т.д. Многообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определенную долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от всевозможных операций, воздействуя, таким образом, на разные стороны хозяйственной деятельности.

Во второй половине XX в. появилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере. Государство ставит своей целью не коррекцию рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть повсеместно, где возможно регулирующее воздействие государства, и всюду, где оно необходимо. В условиях рыночной экономики государство широко использует налоговую политику в качестве регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются инструментами управления экономикой в условиях рынка. От правильного построения системы налогообложения зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства (Изотова, 2010).

74 стр., 36773 слов

ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

... в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в ...

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Посредством налогообложения реализуется фискальная политика государства. Фискальная политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость населения, сглаживание циклических колебаний экономики

Налоговый кодекс РФ

Актуальность налоговой системы очевидна на сегодняшний день, поскольку она является главным предметом обсуждений о путях и методах реформирования. Так или иначе, каждый человек сталкивается с выплатой налогов, подачей налоговой декларации (для осуществления предпринимательской деятельности).

Изменяя налоговые законы в соответствии с экономическими процессами, государство получает возможность формировать общественные отношения в сфере производства, обращения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Следовательно, налоги выступают наиболее эффективной формой управления рыночным хозяйством.

1.2 Основные понятия экономической теории налогообложения

Рассмотрим основные понятия, используемые в экономической теории налогообложения. Прежде всего, стоит определиться, что же такое налоги. Существует несколько десятков трактовок этого понятия. Например, налоги — платежи, взимаемые государством в бюджет в установленном им размере с физических и юридических лиц (Современный экономический словарь-справочник, 2002).

По А. Смиту «налог как бремя, накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены его размер и порядок уплаты». Смит выдвинул тезис о непроизводительном характере государственных расходов, согласно которому налог вреден для общества. Но одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Поэтому налоги для того, кто их выплачивает, -признак не рабства, а свободы. Наиболее полно суть этого термина раскрыто в следующем определений: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (Налоговый кодекс РФ, 2013).

Согласно современному учению о «налоговой справедливости» право государства устанавливать и взимать налоги, а также налоговая обязанность признаются бесспорными, поскольку они являются социально обусловленными нормами. Установление налогов, их изменение решением законодательного органа (законом) должно гарантировать справедливое распределение налогового бремени на основе экономических принципов. За счет постоянного повышения налоговых ставок и установления новых налогов налоговые поступления во многих странах достигают 1/3 национального дохода. Это означает, что налоговая политика стала важным фактором, воздействующим на динамику народнохозяйственных доходов (Современный …, 2002).

7 стр., 3334 слов

Понятие налога, налогового права, его система, их функции

... системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т. е. отношения в связи с осу­ществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, орга­низацией и функционированием системы органов налогового регу­лирования и ...

Для налогов характерны следующие признаки (рис. 1).

элементы налога

доход, за счет которого уплачивается налог.

Единица налога, Субъект налога, Носитель налога

Рис. 1. Отличительные черты налога (по Изотовой, 2010)

Объект налога, Ставка налога, Оклад налога -, Налоговый период, Налоговая квота, Налоговая льгота, Налоговая политика, Налоговый кадастр, Система налогов

Без налогов ни современное общество, ни государство существовать не могут.

Общие и единые для всех правила налогообложения, стабильные в течение длительного периода времени позволяют налогоплательщикам самостоятельно, с перспективой принимать хозяйственные решения, заранее зная норму и условия изъятия части их доходов в пользу государства.

«налогообложение»

Налоговая система

два вида налоговой системы

глобальной

шедулярной

Налоги и сборы являются основой налоговой системы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны в целом.

1.3 Функции налоговой системы

четыре основные его функции

Рис. 2. Основные функции налоговой системы (по Изотовой, 2010)

Рассмотрим суть каждой из них в отдельности.

1. Регулирующая.

  • регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

— регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

13 стр., 6140 слов

Налоги в системе управления экономикой Российской Федерации

... уменьшилась. Очевидно, что изменения масштабов и интенсивности государственного вмешательства в экономику в смешанных общественных системах носит периодический характер. Довольно значительные исторические периоды, характеризующиеся его ... неизбежности. Подкаминер Л. Страны с переходной экономикой: итоги развития и перспективы. // Проблемы теории и практики управления. - 2008. ? №4. Анализ имеющегося ...

2. Стимулирующая.

3. Распределительная

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

4. Фискальная

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

1.4 Принципы налогообложения, Принципы налогообложения

1. Равномерность.

2. Определенность.

3. Дешевизна.

4. Удобство.

На современном этапе развития экономической теории можно выделить в системе налогообложения следующие принципы (рис. 3).

Адам Смит

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

2. Налог, который обязан уплачивать определённый субъект налога, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как налогоплательщику удобнее всего уплатить его.

4. Каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Принципы организации налоговой системы

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Рис. 3. Принципы налогообложения (по Изотовой, 2010)

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом (НК РФ, 2013).

1.5 Классификация налогов

Существует большое количество квалификаций, группировок и признаков налогов, определяемых объектом налогообложения.

1. По способу взимания, Прямые налоги

Рис. 4. Классификация налогов по способу взимания (по Изотовой, 2010)

Косвенные налоги

2. В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:

  • налоги, взимаемые с физических лиц;
  • налоги, взимаемые с организаций;
  • смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.

3. Кроме того, в зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические.

Общие используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специфические, По срокам уплаты

срочные налоги , которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;

периодично-календарные налоги , которые, в свою очередь, подразделяются на ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (Изотова, 2010).

органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги

Рис. 5. Все налоги и сборы Российской Федерации

Федеральные налоги и сборы, Региональные налоги и сборы, Местные налоги и сборы

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается свыше 50 налогов разных уровней (Налоговый кодекс РФ, 2013).

2. Налоговая система и налоговая политика государства

2.1 Общая характеристика современной системы налогообложения

налогообложение правовое регулирование политика

С определением понятия «налоговая система» мы сталкивались в главе 1.2. Стоит отметить, что налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами. Элементы налоговой системы показаны на рисунке 6.

Рис. 6. Элементы налоговой системы (по Изотовой, 2010)

Первый элемент налоговой системы — виды налогов рассмотрен в главе 1.5. Повторимся, что в соответствии с налоговым законодательством РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов федеральные, налоги и сборы субъектов РФ (региональные) и местные (рис. 5).

Структура налоговой системы, Министерство российской федерации по налогам и сборам

таможенные органы

МНС РФ — это федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов. Министерство координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и иных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Правительство РФ, Органы Федеральной таможенной службы, Налоговое законодательство, Конституцией РФ

Рис. 7. Система налогового законодательства (по Изотовой, 2010)

Налоговый кодекс РФ

Рис. 8. Структура Налогового кодекса РФ (НК РФ, 2013)

Часть первая НК регулирует общие вопросы налогообложения, а часть вторая — правила исчисления отдельных видов налогов и сборов (рис. 8)

Президент, Указы Президента, Постановлениями Правительства РФ

национального законодательства

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с настоящим Кодексом.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

2.2 Налоговая политика государства и основные ее направления

Налоговая политика — это один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов. Это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов (Юткин, 2008).

Кроме того, в налоговую политику входят правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.

Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика имеет своей целью оптимизацию централизации средств через налоговую систему.

Налоговая политика в условиях высокоразвитых рыночных отношений используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения уровня доходности населения, территориального экономического развития, изменения структуры производства.

Целями налоговой политики являются:

1. фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;

2. экономическая- целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;

3. социальная- сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;

4. стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;

5. экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;

6. контрольная- для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;

7. международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами (Брызгалин, 1998).

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может быть реализована по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами государства, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам) (Пансков, 2010).

Задачи налоговой политики сводятся к следующим функциям:

обеспечению государства финансовыми ресурсами;

  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

внутреннюю и внешнюю

Внешняя налоговая политика, Внутренняя налоговая политика

три типа налоговой политики

1. политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

2. политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

3. налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.

Также на территории РФ различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную налоговую политику государства (рис. 9).

среднесрочную налоговую политику

Рис. 9. Виды налоговой политики (по Изотовой, 2010)

Цели проводимой правительством страны политики отражены на рисунке10.

Рис. 10. Цели налоговой политики РФ на 2014-2016 гг. (по Изотовой, 2010)

основных направлений налоговой политики

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра.

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом.

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности.

6. Налогообложение добычи природных ресурсов.

7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

изменений в законодательство о налогах и сборах

1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц.

2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций.

3. Акцизное налогообложение.

4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

5. Совершенствование налогового администрирования.

Таблица 1. Основные меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2014 году и плановом периоде 2015 и 2016 гг.

Налог на прибыль физических лиц

Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты, материальная помощь и др.).

Планируется предусмотреть возможность многократного предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ при приобретении жилья, то есть вне зависимости от количества таких объектов, в пределах установленного максимального размера в сумме до 2 млн. рублей.

Рассматривается возможность введения инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, а также увеличение размера освобождаемых от налогообложения процентов по вкладам в кредитных организациях.

Налог на недвижимое имущество

В документе указано также, что важным направлением налоговой политики Российской Федерации до 2018 года является переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что новый налог для организаций будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

Совершенствование акцизного налогообложения

Планируется увеличение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

Налог на добычу полезных ресурсов

Планируется постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть.

Совершенствование налогового администрирования

Ряд изменений направлен на совершенствование процедур налогового администрирования (в частности, налоговым органам может быть предоставлено право при проведении камеральных проверок истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактуры и первичные документы).

Принятая налоговая политика ориентируется на сохранение основных приоритетов в области налоговой политики — создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость.

Заключение

В тексте данной работы раскрываются сущность налогов, действующей налоговой системы РФ, основные принципы ее построения, элементы налогообложения, а также особенности налоговой политики нашего государства. Помимо этого рассмотрена история формирования и эволюции налогообложения.

Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Существует более 50 видов налогов, при этом они различаются по объекту налогообложения, механизму расчета и взимания и их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Основные функции налогов — фискальная, социальная и регулирующая.В российской налоговой системе приоритет отдается фискальной функции, согласно которой налоги являются основным источником пополнения доходов бюджета.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система нашего государства была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Будучи неотъемлемой частью рыночной экономики, налоговая система представляет собой основной инструмент выявления приоритетов социально-экономического развития государства и влияет на развитие всех отраслей народного хозяйства. Исходя из этого, налоговая система государства должна быть надёжной составляющей российской экономики.

Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Стоит отметить, что, несмотря на достаточно высокую вариабельность мер в налоговой политике государства, ее стратегия, направленная на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость, сохраняется и пронизывает всю экономическую систему страны.

Литература

1. Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право. Аналитика-Пресс, 1998

2. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. УГТУ, 2002.

3. Изотова Т.Г. Налоги и налогообложение. Теория налогообложения и характеристика налоговой системы России. М.: Изд-во МИИГАиК, 2010

4. Качур О.В. Налоги и налогообложение. М.: КНОРУС, 2007

5. Конституция Российской Федерации (ред. от 30.12.2008) (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875).

6. Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129118/?frame=2)

7. Налоговый Кодекс Российской Федерации. В 2-х частях. М, 2013 (http://www.consultant.ru/popular/nalog1/; http://www.consultant.ru/popular/ nalog2/).

8. О понятии налога // Налоговая политика России: Проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2007

9. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2010.

10. Перонко И.А., Горелко А.И. Теория и история налогообложения: учебное пособие. Краснодар:«Феникс-2000», 2008.

11. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 352 с.

12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 270 с.