Введение
Государство представляет собой стержень существующей
общественной системы, что концентрирует власть, специализирует
существование всех других негосударственных институтов. Государство
формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя
основу институциональной иерархии. Государство породило новую форму
общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес
от частного.
Возникновение и существование государства является не только
исторически значимым но и общественно прогрессивным и важным
фактором развития. Экономическая сфера напрямую связанна с
возникновением государства. Необходимым элементом общенациональной
политики является экономическая политика государства которая также
становится его основным звеном.
Pоль государства и его способность регулировать некоторые
экономические процессы зависит от связи экономики и политики, от
разработки экономической политики.
4
Поскольку государство – это, прежде всего, политическая организация
общества, оно, проводя ту или иную экономическую политику, отражает
Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода
... для достижения с МВФ соглашений (о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно. Также в 1952 г. ... Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии (лишение США права вмешательства во ...
политические интересы властвующих..
Bо всех сферах жизни любого общества существует множество
противоречивых интересов и способов их реализации, спорных взглядов и
компромиссов. В переходном обществе их становится больше. В общем виде
это есть с одной стороны тормоз, а с другой – необходимая разность
потенциалов для перелива капиталов, ресурсов, сфер интересов и власти.
B настоящее время современная Россия движется по пути
демократизации общества и экономики.
Pоль государства, как политической организации, и заинтересованного
правительства в области решения социальных проблем рыночных
преобразований, можно обозначить следующим образом:
создание условий стабильной правовой и институциональной базы
рыночных реформ;
поиск эффективного механизма стимулирования экономических
агентов;
kоординация функционирования рынков факторов производства,
отношений между рыночными экономическими нишами;
oсуществление функции социальной защиты.
Функция социальной защиты реализуется в социальной политике
государства. В переходный к рынку период она (социальная политика)
должна строиться на трех основных принципах: приоритетность проблем
социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового
дохода в удовлетворении социально-культурных и иных нужд населения и
ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма
финансирования социальной сферы.
Bажное значение в социальной политике приобретает переход от
Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества ( )
... экономического воздействия туризма. С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация тур услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Туризм - категория экономическая, потому, что государство, ... целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось ...
социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны
государства, а именно защита права человека на свободный труд,
обеспечение личной безопасности граждан, создание системы
жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.
Cоциальная защищенность населения в условиях перехода к рынку
требует разграничения социальной поддержки по уровню доходов, степени
трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в
общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в
специальных программах.
Cреди социальных проблем особое место занимают проблемы
безработицы и инфляции, решение которых также зависит от государства и
проводимой им экономической политики.
Поскольку решение этих проблем напрямую связано с благосостоянием
общества, тема курсовой работы представляется автору особо
актуальной
.
Cоциальная политика должна учитывать не только материальные, но и
политические, духовные интересы членов общества. Успех или неудача в
решении социальных проблем предопределяет устойчивость или
неустойчивость данной экономической системы и самого общества.
Целью
данной курсовой работы является соотношение государства и
экономики.
Цель работы обусловливает решение следующих
задач
:
Oпределение позиции государства по отношению к экономике;
Выявление социальных аспектов в экономических реформах
государства;
Pассмотреть роль государства в регулировании экономической
Соотношение государства, права и экономики
... работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества. Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия. ...
деятельности.
6
1 . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА
1.1 Относительная самостоятельность государства по отношению к
экономике
В числе явлений , с которыми связаны существование и деятельность
государства , не без оснований указывают на экономику . На определенной
ступени экономического развития государство стало необходимостью . В
последующем смена одного способа производства другим во многом
обусловливает в итоге смену исторических типов государства . Будучи
предопределено в своем развитии в конечном счете экономическими
условиями общественной жизни , государство в целом чаще всего являлось
лишь выражением в концентрированной форме экономических потребностей
класса , господствующего в производстве . Определения государства , как
особого аппарата , особей машины в руках экономически господствующего
класса для подчинения классов эксплуатируемых все — таки , несмотря на их
ограниченность , имеют под собой реальные основания . И такие
характеристики государства позволяют понять Ф . Энгельса , когда он как бы
отвергает самостоятельность государства . В работе « Людвиг Фейербах и
конец классической немецкой философии » Энгельс пишет , что «
государство не составляет самостоятельной области и не развивается
самостоятельно » , а в письме к Мерингу от 14 июля 1893 г . он признал за
государственным устройством только « видимость самостоятельной истории
»
Государство не имеет собственной истории , поскольку его появление ,
Развитие сферы услуг в мировой экономике на примере отдельных ...
... развития экономики промышленно-развитых стран 4 7.3. Развитие экономики в европейских странах 6 7.4. Развитие экономики в США и Японии Тема 8. Экономика ... для анализа важнейших аспектов социальных процессов ... развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике ... 8.4 Роль государства в ... случаях на значительном ...
дальнейшее движение и особенно смена одного типа другим были
обусловлены экономическим развитием и связанным с ним развитием
социальной структуры общества . Государство в то же самое время имеет
свою историю . Ведь сама марксистская теория утверждает , что
экономическое движение определяет развитие государства , лишь в конечном
счете . Экономика испытывает активное воздействие со стороны государства .
Указанное обстоятельство позволяет говорить об относительной
самостоятельности государства и по отношению к экономике . Если бы
государство не обладало известной самостоятельностью , своей внутренней и
внешней свободой , оно было бы пассивным , мертвым и , следовательно ,
лишним звеном в общественном механизме . Относительная
самостоятельность государства есть непосредственная основа его
деятельности , его активности , его воздействия на общественную жизнь .
Относительная самостоятельность государства является его естественно
необходимым состоянием .
Mожет показаться , что признание относительной самостоятельности
политических , юридических , идеологических форм означает поход против
признания несомненной зависимости сознания от бытия , против признания
определяющей роли базиса в развитии надстройки .
В признании государства относительно самостоятельным нет ни того ,
ни другого . Речь идет о независимости некоторых сторон общественной
жизни от других ее сторон , о независимости , которая сама является
Методические указания к написанию курсовой работы «теория государства и права»
... и ее значение для практики. 7. Понятие относительной самостоятельности государства. Самостоятельность государственных органов. 8. Понятие относительной самостоятельности права. 9. Современные теоретико-методологические подходы к ... к курсовому экзамену. Перечень тем курсовой работы 1. Место и роль теории государства и права в системе юриспруденции. 2. Теория государства и права: предмет, система ...
объективной реальностью . А первенство и главенство одной из сторон , как
мы видим , как раз четко отражены в понятии относительной
самостоятельности .
8
Понятие « относительная самостоятельность государства » выражает ,
таким образом , прежде всего зависимость государства от внешних
факторов : экономики , классовой борьбы , политики , идеологии , культуры .
В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об
абсолютной , а об относительной самостоятельности государства . Понятие «
относительная самостоятельность государства » призвано оттенить
особенности развития и функционирования государственных форм в отличие
от форм экономических и социально — культурных . Это понятие , наконец ,
призвано отразить активность государства во всех сферах общественной
жизни . В том числе — в области экономики1 .
Oбратное влияние государства на экономическую жизнь ( даже самое
активное , даже чрезвычайное ) мыслимо только в рамках его относительной
самостоятельности . Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными
последствиями . Об этом говорит хотя бы попытка советского государства
после Октября 1917 г . подняться над уровнем экономической и социальной
отсталости страны .
Oтносительную самостоятельность государства следует рассматривать
конкретно — исторически , принимая во внимание специфические условия
развития экономической и общественно — политической системы той или
Государство как институт регулирования экономических отношений
... предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния института государства на экономику. 1. Государство как экономический субъект В любой экономической системе, в ...
иной страны , учитывая соотношение социальных сил , международную
обстановку и т.д. Она имеет тенденцию возрастать по мере научно —
технического и общественного прогресса . Для доказательства сказанного
достаточно обратиться к источникам ( основаниям ) , питающим
относительную самостоятельность государства . Среди них следует назвать
четыре :
1 . Pазделение общественного труда , обособляющее государственную
деятельность от другой общественной деятельности . Вряд ли подлежит
сомнению , что по мере научно — технического и общественного прогресса
усиливается общественное разделение труда .
. 2 Bмешательство государства в экономическую жизнь страны ,
являющееся , с одной стороны , следствием , а с другой — причиной
относительной самостоятельности государства .
3 . Oтносительная самостоятельность идеологических и политических
форм , в значительной степени предполагающих деятельность государства .
4 . Oбъективные противоречия общественного бытия и общественного
сознания , позволяющие государству возвышаться над их борьбой ( см.
приложение 1) .
Относительная самостоятельность государства по отношению к
экономическому базису проявляется в основном таким образом .
Государство , следуя в принципе экономическим законам , имеет свои
логические закономерности и свои этапы развития , не всегда совпадающие с
Доклад о социально-экономическом развитии
... 11 %, на жилищно-коммунальное хозяйство - 5 %. На обеспечение социально-значимых статей бюджета направлено более 500 млн. рублей, в том числе: ... сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целях дальнейшего развития малого бизнеса в городе реализуется муниципальная Программа поддержки ... ежемесячной динамики промышленного производства свидетельствует о неритмичности выпуска продукции. Так, в ...
изменениями экономической структуры . Политический переворот и
следующие за ним коренные преобразования в экономике не влекут
автоматического и немедленного преобразования государственного аппарата .
К сожалению , далеко не всегда в дискуссиях об этапах развития
государства учитывают факт его относительной самостоятельности . Между
тем у государства есть своя логика развития .
Наличие особых этапов развития государства является одной из форм
проявления его относительной самостоятельности .
10
Государство следует своему собственному движению , над которым , в
общем и целом главенствует движение производства , но которое в отдельных
частностях и внутри этой общей зависимости следует опять — таки своим
собственным законам , присущим природе этого нового фактора . Это
движение имеет свои собственные фазы и , в свою очередь , оказывает
обратное действие на движение производства .
Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз
и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности .
Можно согласиться с тем , что экономическое движение , в общем и целом
проложит себе путь , но оно будет испытывать на себе также и обратное
действие политического движения , которое оно само создало и которое
обладает относительной самостоятельностью . С правом дело обстоит точно
так же . Как только становится необходимым новое разделение труда ,
создающее профессиональных юристов , открывается опять — таки новая
Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми
... приобретают свойство общественных отношений. В процессе исторического развития отношения собственности меняются под воздействием многообразных факторов и принимают соответствующие уровню развития производительных сил и характеру общественного устройства формации. экономическая неоинституционализмом Своеобразие ...
самостоятельная область ( сфера права ) , которая при всей общей
зависимости от производства и торговли все же обладает особой
способностью обратно воздействовать на эти области .
При этом можно говорить об обычной и чрезмерной
( исключительной ) самостоятельности государства . Чрезмерная
относительная самостоятельность наблюдается там , где государство
настолько поднимается над экономикой , что оказывается способным
тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы .
Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим
потребностям развития общества , тем с меньшей эффективностью оно
развивает экономику и тем меньше его обычная самостоятельность , ибо
только овладение экономическими законами , использование их и сближение
с экономической сферой позволяют достигнуть в этой области
положительных результатов1 .
1.2 Социальные аспекты экономических реформ
Даже самые радикальные сторонники невмешательства государства в
рыночный механизм признают необходимость социального регулирования
отношений между людьми, помощи незащищенным группам (слоям)
населения, уменьшения бедности и достижения благосостояния в обществе2.
Одна из социальных функций государства состоит в распределении
доходов членов общества, чтобы путем проведения соответствующей
политики сократить резкое неравенство в доходах, и на этой основе
обеспечить для населения необходимый уровень жизни.
Вторая задача государственной политики состоит в регулировании
занятости населения, и, наконец, третья – в проведении мероприятий и
программ по социальной защите.
Социально-ориентированная рыночная экономика предполагает
значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это
связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на
труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную
защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает
необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода
путем проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение
национального дохода через бюджет, государство реализует систему
социальных программ.
22 Синюков В.Н. Экономпическая функция государства как основа социальной политики // Хозяйство и
право. – 2002 — № 6 – с. 76.
12
Экономическую базу социальной политики государства составляет
перераспределение индивидуальных доходов населения через
государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов
частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по
различным социальным программам. При этом практикуется
дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным
выплатам лицам, находящимся в разном материальном положении. В
результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне
доходов, т.к. происходит перераспределение личных доходов от более
обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным.
В условиях советского строя государство как организация
политической власти и как собственник огромного имущества почти
полностью слились. Государство могло регулировать экономические
отношения и как политический суверен, и как собственник огромного
имущества – основы всего народного хозяйства страны1.
Между тем, в демократических правовых государствах выделяются
такие аспекты их деятельности, как правовое регулирование экономических
рыночных отношений; государственное обеспечение развития экономических
отношений; государственное управление экономическими отношениями.
Когда мы говорим о правовом регулировании экономических
отношений, то нужно иметь в виду, что речь идет о попытке государства, как
организации политической власти, влиять на экономическое поведение
соответствующих субъектов с помощью социальных юридических средств,
включая меры принуждения. При этом оно может осуществлять такую
попытку по отношению ко всем, кто вступает в связи и отношения по поводу
производства и обмена материальными благами и услугами.
11 Зелтынь А.С. Государственная политика в рыночных экономиках. – М.: ИНФРА – М, 2002, с. 112
Любое государство, как организация политической власти,
присутствует в качестве гаранта обеспечения развития экономических
отношений. Однако одни государства пытаются обеспечить это
непосредственно сами, становясь участниками производственных
отношений, другие – оставаясь лишь политической структурой, участвуют в
обеспечении развития экономики через законотворческую и правотворческую
деятельность. В первом случае мы имеем дело с огосударствленной, во
втором – с рыночной экономикой.
В любом государстве вполне можно говорить о государственном
управлении экономическими отношениями. Однако, в рамках этого понятия
речь может идти лишь о прямом управлении предприятиями,
принадлежащими самому государству. Даже если господствует правовое
регулирование рыночных отношений, то прямым государственным велением
могут определяться только экономические отношения с участием
государственных предприятий.
Для лучшего понимания проблемы соотношения государства (как
организации политической власти) и экономики, необходимо рассмотреть
соотношение юридических и экономических законов.
К юридическим законам относят все, что исходит от государства как
организации политической власти. Государственное веление отличается
обязательностью независимо от конкретной формы выражения: в законе ли
оно выражено или в указе, постановлении правительства и т.д.
Экономические же законы, как известно, складываются в процессе
деятельности людей как необходимые, устойчивые, повторяющиеся и
причинно обусловленные связи и взаимодействия.
При естественном подходе к соотношению экономических и
юридических законов нетрудно прийти к выводу о первичности
экономических и вторичности юридических. Отсюда вывод: юридические
законы, рассчитанные на регулирование экономических отношений, должны
быть основаны на экономических законах.
14
Однако естественный подход к соотношению экономических и
юридических законов на практике не менее естественным путем нарушается.
Основной причиной этого является несовпадение политического и
экономического интереса, желание властвующих отстаивать свои интересы с
использованием юридических законов1.
11 Митрошенко О.А. Социальная политика в России. – М.: Феникс, 2002, с. 176
2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ , ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2.1 Модель экономической свободы, либерального регулирования
экономики и роль права
С октября 1917 г. в России утверждалась практика тотального
переустройства экономической жизни. Государство провозглашалось главным
орудием построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая
схема соотношения экономики, государства и права представлялась таким
образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама
политика — концентрированное выражение экономики1.
Частная и общественная собственность рассматривались как
антагонисты. Переход к общественной собственности предполагает захват
политической власти и создание принципиально нового государства, которое
сосредоточивает в своих руках практически все объекты собственности,
ограничив до минимума экономическую свободу граждан.
Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению
всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной
бюрократии. Именно бюрократия становится реальным собственником
средств производства. Такова логика огосударствления собственности на
средства производства при одновременном сокращении экономической
свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая
инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так
называемая теневая экономика. Она становится основой коррупции
государственных служащих.
11 Ласкин Н.И. Модель экономической свободы // Хозяйство и право. – 2002 — № 1 – с. 76
16
Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках
государства привело к тому, что государство как политическая организация,
управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно
хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние могло
поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику,
тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое
хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей
граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и
пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства. Этого объективно
трудно добиться, не говоря уже о многих чисто российских и просто
субъективных факторах.
Планы развития народного хозяйства объявлялись законом. Но
«законы» эти корректировались в ходе выполнения. На их нарушение
закрывали глаза. К тому же они предписывали очень часто то, что никак не
диктовалось экономическими потребностями.
Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось
сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к
проявлению политики, определяемой экономической структурой общества,
на практике привело к обеднению права в жизни общества. Ограниченность
этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии
человеческого существования. Впрочем, Ф. Энгельс предостерегал
последователей марксизма от упрощенного понимания соотношения
экономического базиса и политической, правовой надстройки, подчеркивая,
что государство и право только в конечном счете обусловлены экономикой,
что на ход исторического развития влияет множество факторов и что сама
история человечества развивается в результате столкновения, взаимодействия
различных воль. Каждый стремится к определенной цели, а в результате
получается то, чего никто не желал, т.е. нечто среднее. Однако последователи
поняли это соотношение так, как желали понимать, т.е. упрощенно, в
соответствии со своей индивидуальной волей. В результате столкновения
индивидуальных воль получился тот результат, к которому, как оказалось,
никто не стремился1.
Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем
хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ориентирует не на
революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и
постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно
уже разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое
главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование
экономических отношений, сдержанное от чрезмерных вмешательств
государства в стихию рыночных отношений, связанных с производством
товаров и услуг. Западная модель экономической свободы в ее соотношении с
правовым регулированием состоит в следующем:
11 Кулаков В.П. Соотношение права, политики и экономики // право – 2003 — № 2 – с. 48
18
коллективный разум не достиг высот, которые могли бы
позволить обществу произвести замену саморегулирующихся экономических
процессов сознательным руководством; индивидуальные усилия миллионов
отдельных личностей формируют такую структуру человеческой
деятельности, что ее возможности превосходят достижения сознательно
задуманных процессов;
противоположные результаты конкурирующих экспериментов,
проводившихся на памяти двух поколений в разных частях того, что когда-то
было общеевропейской цивилизацией, продемонстрировали превосходство
системы, базирующейся на институте частной собственности, где высшей
ценностью является свобода личности;
без свободы в делах экономических никогда в прошлом не было
свободы личной и политической; разработка стройной системы аргументов в
пользу экономической свободы явилась результатом свободного развития
экономической деятельности как непременного и непредусмотренного
побочного продукта свободы политической;
главный принцип либерализма сводится к использованию
стихийных сил общества по возможности без принуждения;
для сторонников системы «плановой экономики» наиболее
целесообразным представляется централизованное руководство всей
экономикой по единому плану. Либеральная модель — это достаточность
существования рациональной и стабильной правовой структуры, в рамках
которой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам.
Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно
создавать условия, способствующие максимальному развитию
индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности,
прогнозирования и планирования деятельности граждан;
закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу
беспрепятственного доступа в разные отрасли на равных основаниях.
Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое
будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее;
государству следует ограничиться установлением общих правил,
применимых к широкому многообразию ситуаций, предоставив индивиду
свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств1.
2.2 Государственный контроль за предпринимательской
деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений
Предпринимательская
деятельность
(предпринимательство)
понимается как вид самостоятельной производственной или коммерческой
деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на
постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для
получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под
ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства
предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской
деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений,
выборе форм их реализации; установлении различного рода программ
хозяйствования; выборе поставщиков материалов и каналов сбыта
продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров
заработной платы; распоряжении прибылью.
Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как
инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую,
консультационную, лицензионную и др.
11 Матузов Н.И. Роль государства в регулировании экономической деятельности // Государство и право. –
2001. — № 5 – с. 61
20
Предпринимательская деятельность предполагает наличие
экономически обособленных субъектов рыночных отношений. Считается, что
именно рынок с его неопределенностью способствует развитию
предпринимательства.
В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают
и «бизнес». Бизнес — дело, деловая активность по осуществлению операций
обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных
отношений. В определенном отношении бизнес — более широкое явление, чем
предпринимательство, поскольку охватывает собой, в том числе и
совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств
регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них
ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая
деятельность (приобретение патента, ведение бухгалтерской документации,
открытие банковского счета и т.д.).
Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение
классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют
четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании,
инвестиционные структуры.
Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства
и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок
интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и
вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы,
формы и методы государственного контроля за деятельностью
предпринимателей.
Для выбора средств государственно-правового воздействия на
рыночные отношения имеет значение установление предпринимательской
среды и выделение внутренней и внешней предпринимательской среды.
Под предпринимательской средой понимают условия и факторы,
которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства,
принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию в большей степени
подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы
можно поделить на несколько категорий:
характер рыночных отношений;
характер правовых связей субъектов предпринимательства;
общесоциальные факторы;
общеэкономические условия;
общеполитические факторы1.
Рынок — система экономических отношений между продавцами и
покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение
и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо,
говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия
на рынок (на механизм рыночных отношений) не приходится. Многие
процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном
смысле является благом.
Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой
и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку
косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда
относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование
занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие
инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.
К прямому государственному контролю относят:
финансовый контроль;
экологический контроль;
санитарный контроль;
пожарный надзор;
11 1 Матузов Н.И. Роль государства в регулировании экономической деятельности // Государство и право –
2001. — № 5 – с. 62
22
контроль за мерой весов и денежной единицы;
контроль за качеством продукции.
Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и
организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и
в ходе реализации права.
Оценивая перспективы вмешательства государства в
предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять