Государство и экономика

Курсовая работа

Введение

Государство   представляет   собой   стержень   существующей 

общественной   системы,   что   концентрирует   власть,   специализирует 

существование   всех   других   негосударственных   институтов.   Государство 

формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя 

основу   институциональной   иерархии.   Государство   породило   новую   форму 

общественной обусловленности поведения человека, отделив общий интерес 

от частного.

Возникновение   и   существование   государства   является   не   только 

исторически   значимым   но   и   общественно   прогрессивным   и   важным 

фактором   развития.   Экономическая   сфера   напрямую   связанна   с 

возникновением   государства.   Необходимым   элементом   общенациональной 

политики   является   экономическая   политика   государства   которая   также 

становится его основным звеном.

Pоль   государства   и   его   способность   регулировать   некоторые 

экономические   процессы   зависит   от   связи   экономики   и   политики,   от 

разработки экономической политики.

4

Поскольку государство – это, прежде всего, политическая организация 

общества,   оно,   проводя   ту   или   иную   экономическую   политику,   отражает 

8 стр., 3744 слов

Внешняя политика и экономические связи Японии послевоенного периода

... для достижения с МВФ соглашений (о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно. Также в 1952 г. ... Союз за 4 десятилетия своего существования претерпел значительные изменения по духу и букве в сторону повышения в нем роли Японии (лишение США права вмешательства во ...

политические интересы властвующих..

Bо   всех   сферах   жизни   любого   общества   существует   множество 

противоречивых интересов и способов их реализации, спорных взглядов и 

компромиссов. В переходном обществе их становится больше. В общем виде 

это   есть   с   одной   стороны   тормоз,   а   с   другой   –   необходимая   разность 

потенциалов для перелива капиталов, ресурсов, сфер интересов и власти.

B  настоящее   время   современная   Россия   движется   по   пути 

демократизации общества и экономики.

Pоль государства, как политической организации, и заинтересованного 

правительства   в   области   решения   социальных   проблем   рыночных 

преобразований, можно обозначить следующим образом:

создание условий стабильной правовой и институциональной базы 

рыночных реформ;

поиск   эффективного   механизма   стимулирования   экономических 

агентов;

kоординация   функционирования   рынков   факторов   производства, 

отношений между рыночными экономическими нишами;

oсуществление функции социальной защиты.

Функция   социальной   защиты   реализуется   в   социальной   политике 

государства.   В   переходный   к   рынку   период   она   (социальная   политика) 

должна   строиться   на   трех   основных   принципах:   приоритетность   проблем 

социальной защищенности  населения; повышение роли личного трудового 

дохода в удовлетворении социально-культурных и иных нужд населения и 

ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма 

финансирования социальной сферы.

Bажное   значение   в   социальной   политике   приобретает   переход   от 

10 стр., 4502 слов

Значение туризма в решении экономических и социальных проблем общества ( )

... экономического воздействия туризма. С экономической точки зрения, туризм – это производство и реализация тур услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. Туризм - категория экономическая, потому, что государство, ... целый ряд социальных процессов, имеющих немаловажное значение для развития туризма. Проведение исследования таких социальных процессов и явилось ...

социального   иждивенчества   к   социальным   гарантиям   со   стороны 

государства,   а   именно   защита   права   человека   на   свободный   труд, 

обеспечение   личной   безопасности   граждан,   создание   системы 

жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам.

Cоциальная   защищенность   населения   в   условиях   перехода   к   рынку 

требует разграничения социальной поддержки по уровню доходов, степени 

трудоспособности,   а   в   отдельных   случаях   –   по   принципу   занятости   в 

общественном   производстве.   Некоторые   слои   населения   нуждаются   в 

специальных программах.

Cреди   социальных   проблем   особое   место   занимают   проблемы 

безработицы и инфляции, решение которых также зависит от государства и 

проводимой им экономической политики.

Поскольку решение этих проблем напрямую связано с благосостоянием 

общества, тема курсовой работы представляется автору особо 
актуальной

.

Cоциальная политика должна учитывать не только материальные, но и 

политические,   духовные   интересы   членов   общества.   Успех   или   неудача   в 

решении   социальных   проблем   предопределяет   устойчивость   или 

неустойчивость данной экономической системы и самого общества.


Целью  

данной курсовой работы является  соотношение государства и 

экономики.

Цель работы обусловливает решение следующих 
задач

:

Oпределение позиции государства по отношению к экономике;

Выявление   социальных   аспектов   в   экономических   реформах 

государства;

Pассмотреть   роль   государства   в   регулировании   экономической 

12 стр., 5550 слов

Соотношение государства, права и экономики

... работы является сфера взаимоотношения государства, права и экономики как взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов современного общества. Задачей исследования выступает анализ концептуальных подходов к исследованию трактовок понятий государства, права и экономики, сущности, содержания и пределов их взаимодействия. ...

деятельности.

6

1 . ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА

1.1   Относительная   самостоятельность   государства   по   отношению   к 

экономике

В числе явлений , с которыми связаны существование и деятельность 

государства , не без оснований указывают на экономику . На определенной 

ступени   экономического   развития   государство   стало   необходимостью   .   В 

последующем   смена   одного   способа   производства   другим   во   многом 

обусловливает   в   итоге   смену   исторических   типов   государства   .   Будучи 

предопределено   в   своем   развитии   в   конечном   счете   экономическими 

условиями общественной жизни , государство в целом чаще всего являлось 

лишь выражением в концентрированной форме экономических потребностей 

класса , господствующего в производстве . Определения государства , как 

особого аппарата , особей машины в руках экономически господствующего 

класса для подчинения классов эксплуатируемых все — таки , несмотря на их 

ограниченность   ,   имеют   под   собой   реальные   основания   .   И   такие 

характеристики государства позволяют понять Ф . Энгельса , когда он как бы 

отвергает самостоятельность государства . В работе « Людвиг Фейербах и 

конец   классической   немецкой   философии   »   Энгельс   пишет   ,   что   « 

государство   не   составляет   самостоятельной   области   и   не   развивается 

самостоятельно » , а в письме к Мерингу от 14 июля 1893 г . он признал за 

государственным устройством только « видимость самостоятельной истории 

»

Государство не имеет собственной истории , поскольку его появление , 

75 стр., 37215 слов

Развитие сферы услуг в мировой экономике на примере отдельных ...

... развития экономики промышленно-развитых стран 4 7.3. Развитие экономики в европейских странах 6 7.4. Развитие экономики в США и Японии Тема 8. Экономика ... для анализа важнейших аспектов социальных процессов ... развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности промышленности и ведущая роль этой отрасли в экономике ... 8.4 Роль государства в ... случаях на значительном ...

дальнейшее   движение   и   особенно   смена   одного   типа   другим   были 

обусловлены   экономическим   развитием   и   связанным   с   ним   развитием 

социальной структуры общества . Государство в то же самое время имеет 

свою   историю   .   Ведь   сама   марксистская   теория   утверждает   ,   что 

экономическое движение определяет развитие государства , лишь в конечном 

счете . Экономика испытывает активное воздействие со стороны государства .

Указанное   обстоятельство   позволяет   говорить   об   относительной 

самостоятельности   государства   и   по   отношению   к   экономике   .   Если   бы 

государство не обладало известной самостоятельностью , своей внутренней и 

внешней свободой , оно было бы пассивным , мертвым и , следовательно , 

лишним   звеном   в   общественном   механизме   .   Относительная 

самостоятельность   государства   есть   непосредственная   основа   его 

деятельности , его активности , его воздействия на общественную жизнь . 

Относительная   самостоятельность   государства   является   его   естественно 

необходимым состоянием .

Mожет показаться , что признание относительной самостоятельности 

политических , юридических , идеологических форм означает поход против 

признания несомненной зависимости сознания от бытия , против признания 

определяющей роли базиса в развитии надстройки .

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того , 

ни   другого   .   Речь   идет   о   независимости   некоторых   сторон   общественной 

жизни   от   других   ее   сторон   ,   о   независимости   ,   которая   сама   является 

4 стр., 1927 слов

Методические указания к написанию курсовой работы «теория государства и права»

... и ее значение для практики. 7. Понятие относительной самостоятельности государства. Самостоятельность государственных органов. 8. Понятие относительной самостоятельности права. 9. Современные теоретико-методологические подходы к ... к курсовому экзамену. Перечень тем курсовой работы 1. Место и роль теории государства и права в системе юриспруденции. 2. Теория государства и права: предмет, система ...

объективной реальностью . А первенство и главенство одной из сторон , как 

мы   видим   ,   как   раз   четко   отражены   в   понятии   относительной 

самостоятельности .

8

Понятие « относительная самостоятельность государства » выражает , 

таким   образом   ,   прежде   всего   зависимость   государства   от   внешних 

факторов : экономики , классовой борьбы , политики , идеологии , культуры . 

В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об 

абсолютной , а об относительной самостоятельности государства . Понятие « 

относительная   самостоятельность   государства   »   призвано   оттенить 

особенности развития и функционирования государственных форм в отличие 

от форм экономических и социально — культурных . Это понятие , наконец , 

призвано   отразить   активность   государства   во   всех   сферах   общественной 

жизни . В том числе — в области экономики1 .

Oбратное влияние государства на экономическую жизнь ( даже самое 

активное , даже чрезвычайное ) мыслимо только в рамках его относительной 

самостоятельности . Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными 

последствиями . Об этом говорит хотя бы попытка советского государства 

после Октября 1917 г . подняться над уровнем экономической и социальной 

отсталости страны .

Oтносительную самостоятельность государства следует рассматривать 

конкретно   —  исторически   ,   принимая   во   внимание   специфические   условия 

развития   экономической   и   общественно   —   политической   системы   той   или 

4 стр., 1570 слов

Государство как институт регулирования экономических отношений

... предпринимательством государственного регулирования, государственного сектора в национальном хозяйстве. Отсюда и возник вопрос о возможном определении степени влияния института государства на экономику. 1. Государство как экономический субъект В любой экономической системе, в ...

иной   страны   ,   учитывая   соотношение   социальных   сил   ,   международную 

обстановку   и   т.д.   Она   имеет   тенденцию   возрастать   по   мере   научно   — 

технического   и   общественного   прогресса   .   Для   доказательства   сказанного 

достаточно   обратиться   к   источникам   (   основаниям   )   ,   питающим 

относительную самостоятельность государства . Среди них следует назвать 

четыре :

1 . Pазделение общественного труда , обособляющее государственную 

деятельность   от   другой   общественной   деятельности   .   Вряд   ли   подлежит 

сомнению , что по мере научно — технического и общественного прогресса 

усиливается общественное разделение труда .

.   2   Bмешательство   государства   в   экономическую   жизнь   страны   , 

являющееся   ,   с   одной   стороны   ,   следствием   ,   а   с   другой   —   причиной 

относительной самостоятельности государства .

3 . Oтносительная самостоятельность идеологических и политических 

форм , в значительной степени предполагающих деятельность государства .

4 . Oбъективные противоречия общественного бытия и общественного 

сознания   ,   позволяющие   государству   возвышаться   над   их   борьбой   (   см. 

приложение 1) .

Относительная   самостоятельность   государства   по   отношению   к 

экономическому   базису   проявляется   в   основном   таким   образом   . 

Государство   ,   следуя   в   принципе   экономическим   законам   ,   имеет   свои 

логические закономерности и свои этапы развития , не всегда совпадающие с 

6 стр., 2756 слов

Доклад о социально-экономическом развитии

... 11 %, на жилищно-коммунальное хозяйство - 5 %. На обеспечение социально-значимых статей бюджета направлено более 500 млн. рублей, в том числе: ... сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целях дальнейшего развития малого бизнеса в городе реализуется муниципальная Программа поддержки ... ежемесячной динамики промышленного производства свидетельствует о неритмичности выпуска продукции. Так, в ...

изменениями   экономической   структуры   .   Политический   переворот   и 

следующие   за   ним   коренные   преобразования   в   экономике   не   влекут 

автоматического и немедленного преобразования государственного аппарата .

К   сожалению   ,   далеко   не   всегда   в   дискуссиях   об   этапах   развития 

государства учитывают факт его относительной самостоятельности . Между 

тем у государства есть своя логика развития .

Наличие особых этапов развития государства является одной из форм 

проявления его относительной самостоятельности .

10

Государство следует своему собственному движению , над которым , в 

общем и целом главенствует движение производства , но которое в отдельных 

частностях и внутри этой общей зависимости следует опять  — таки своим 

собственным   законам   ,   присущим   природе   этого   нового   фактора   .   Это 

движение   имеет   свои   собственные   фазы   и   ,   в   свою   очередь   ,   оказывает 

обратное действие на движение производства .

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз 

и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности . 

Можно согласиться с тем , что экономическое движение , в общем и целом 

проложит себе  путь , но оно будет испытывать на себе также и обратное 

действие   политического   движения   ,   которое   оно   само   создало   и   которое 

обладает относительной самостоятельностью . С правом дело обстоит точно 

так   же   .   Как   только   становится   необходимым   новое   разделение   труда   , 

создающее   профессиональных   юристов   ,   открывается   опять   —   таки   новая 

9 стр., 4483 слов

Собственность как основа социально-экономических отношений между людьми

... приобретают свойство общественных отношений. В процессе исторического развития отношения собственности меняются под воздействием многообразных факторов и принимают соответствующие уровню развития производительных сил и характеру общественного устройства формации. экономическая неоинституционализмом Своеобразие ...

самостоятельная   область   (   сфера   права   )   ,   которая   при   всей   общей 

зависимости   от   производства   и   торговли   все   же   обладает   особой 

способностью обратно воздействовать на эти области .

При   этом   можно   говорить   об   обычной   и   чрезмерной 

(   исключительной   )   самостоятельности   государства   .   Чрезмерная 

относительная   самостоятельность   наблюдается   там   ,   где   государство 

настолько   поднимается   над   экономикой   ,   что   оказывается   способным 

тормозить   экономическое   развитие   и   разрушать   производительные   силы   . 

Чем   больше   деятельность   государства   не   соответствует   экономическим 

потребностям   развития   общества   ,   тем   с   меньшей   эффективностью   оно 

развивает   экономику   и   тем   меньше   его   обычная   самостоятельность   ,   ибо 

только овладение экономическими законами , использование их и сближение 

с   экономической   сферой   позволяют   достигнуть   в   этой   области 

положительных результатов1 .

1.2 Социальные аспекты экономических реформ

Даже самые радикальные сторонники невмешательства государства в 

рыночный   механизм   признают   необходимость   социального   регулирования 

отношений   между   людьми,   помощи   незащищенным   группам   (слоям) 

населения, уменьшения бедности и достижения благосостояния в обществе2.

Одна   из   социальных   функций   государства   состоит   в   распределении 

доходов   членов   общества,   чтобы   путем   проведения   соответствующей 

политики   сократить   резкое   неравенство   в   доходах,   и   на   этой   основе 

обеспечить для населения необходимый уровень жизни. 

Вторая   задача   государственной   политики   состоит   в   регулировании 

занятости   населения,   и,   наконец,   третья   –   в   проведении   мероприятий   и 

программ по социальной защите.

Социально-ориентированная   рыночная   экономика   предполагает 

значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это 

связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на 

труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную 

защиту   инвалидов,   малоимущих,   пенсионеров.   Поэтому   возникает 

необходимость   вмешательства   государства   в   сферу   распределения   дохода 

путем   проведения   социальной   политики.   Осуществляя   перераспределение 

национального   дохода   через   бюджет,   государство   реализует   систему 

социальных программ.

22  Синюков В.Н. Экономпическая функция государства как  основа социальной  политики  // Хозяйство и 

право. – 2002 — № 6 – с. 76.

12

Экономическую   базу   социальной   политики   государства   составляет 

перераспределение   индивидуальных   доходов   населения   через 

государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов 

частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по 

различным   социальным   программам.   При   этом   практикуется 

дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным 

выплатам   лицам,   находящимся   в   разном   материальном   положении.   В 

результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне 

доходов,   т.к.   происходит   перераспределение   личных   доходов   от   более 

обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным.

В   условиях   советского   строя   государство   как   организация 

политической   власти   и   как   собственник   огромного   имущества   почти 

полностью   слились.   Государство   могло   регулировать   экономические 

отношения   и   как   политический   суверен,   и   как   собственник   огромного 

имущества – основы всего народного хозяйства страны1.

Между   тем,   в   демократических   правовых   государствах   выделяются 

такие аспекты их деятельности, как правовое регулирование экономических 

рыночных отношений; государственное обеспечение развития экономических 

отношений; государственное управление экономическими отношениями.

Когда   мы   говорим   о   правовом   регулировании   экономических 

отношений, то нужно иметь в виду, что речь идет о попытке государства, как 

организации   политической   власти,   влиять   на   экономическое   поведение 

соответствующих субъектов с помощью социальных юридических средств, 

включая   меры   принуждения.   При   этом   оно   может   осуществлять   такую 

попытку по отношению ко всем, кто вступает в связи и отношения по поводу 

производства и обмена материальными благами и услугами.

11 Зелтынь А.С. Государственная политика в рыночных экономиках. – М.: ИНФРА – М, 2002, с. 112

Любое   государство,   как   организация   политической   власти, 

присутствует   в   качестве   гаранта   обеспечения   развития   экономических 

отношений.   Однако   одни   государства   пытаются   обеспечить   это 

непосредственно   сами,   становясь   участниками   производственных 

отношений, другие – оставаясь лишь политической структурой, участвуют в 

обеспечении развития экономики через законотворческую и правотворческую 

деятельность.   В   первом   случае   мы   имеем   дело   с   огосударствленной,   во 

втором – с рыночной экономикой.

В   любом   государстве   вполне   можно   говорить   о   государственном 

управлении экономическими отношениями. Однако, в рамках этого понятия 

речь   может   идти   лишь   о   прямом   управлении   предприятиями, 

принадлежащими   самому   государству.   Даже   если   господствует   правовое 

регулирование рыночных отношений, то прямым государственным велением 

могут   определяться   только   экономические   отношения   с   участием 

государственных предприятий.

Для   лучшего   понимания   проблемы   соотношения   государства   (как 

организации   политической   власти)   и   экономики,   необходимо   рассмотреть 

соотношение юридических и экономических законов.

К юридическим законам относят все, что исходит от государства как 

организации   политической   власти.   Государственное   веление   отличается 

обязательностью независимо от конкретной формы выражения: в законе ли 

оно   выражено   или   в   указе,   постановлении   правительства   и   т.д. 

Экономические   же   законы,   как   известно,   складываются   в   процессе 

деятельности   людей   как   необходимые,   устойчивые,   повторяющиеся   и 

причинно обусловленные связи и взаимодействия.

При   естественном   подходе   к   соотношению   экономических   и 

юридических   законов   нетрудно   прийти   к   выводу   о   первичности 

экономических   и   вторичности   юридических.   Отсюда   вывод:   юридические 

законы, рассчитанные на регулирование экономических отношений, должны 

быть основаны на экономических законах. 

14

Однако   естественный   подход   к   соотношению   экономических   и 

юридических законов на практике не менее естественным путем нарушается. 

Основной   причиной   этого   является   несовпадение   политического   и 

экономического интереса, желание властвующих отстаивать свои интересы с 

использованием юридических законов1.

11 Митрошенко О.А. Социальная политика в России. – М.: Феникс, 2002, с. 176

2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ , ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2.1 Модель экономической свободы, либерального регулирования 


экономики и роль права

С   октября   1917   г.   в   России   утверждалась   практика   тотального 

переустройства экономической жизни. Государство провозглашалось главным 

орудием построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая 

схема   соотношения   экономики,   государства   и   права   представлялась   таким 

образом,   что   право   есть   концентрированное   выражение   политики,   а   сама 

политика — концентрированное выражение экономики1.

Частная   и   общественная   собственность   рассматривались   как 

антагонисты.   Переход   к   общественной   собственности   предполагает   захват 

политической власти и создание принципиально нового государства, которое 

сосредоточивает   в   своих   руках   практически   все   объекты   собственности, 

ограничив до минимума экономическую свободу граждан.

Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению 

всех   свобод   и   сосредоточению   огромной   власти   в   руках   новоявленной 

бюрократии.   Именно   бюрократия   становится   реальным   собственником 

средств   производства.   Такова   логика   огосударствления   собственности   на 

средства   производства   при   одновременном   сокращении   экономической 

свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая 

инициатива,   образно   говоря,   загоняются   в   подполье,   появляется   так 

называемая   теневая   экономика.   Она   становится   основой   коррупции 

государственных служащих.

11 Ласкин Н.И. Модель экономической свободы // Хозяйство и право. – 2002 — № 1 – с. 76

16

Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках 

государства привело к тому, что государство как политическая организация, 

управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно 

хозяйствующим   субъектом.   Такое   противоестественное   состояние   могло 

поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, 

тоталитарным   переустройством   экономической   жизни.   Но   плановое 

хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей 

граждан,   и   не   всегда   действительно   обеспечивалось   гармоничное   и 

пропорциональное   развитие   всех   отраслей   хозяйства.   Этого   объективно 

трудно   добиться,   не   говоря   уже   о   многих   чисто   российских   и   просто 

субъективных факторах.

Планы   развития   народного   хозяйства   объявлялись   законом.   Но 

«законы»   эти   корректировались   в   ходе   выполнения.   На   их   нарушение 

закрывали глаза. К тому же они предписывали очень часто то, что никак не 

диктовалось экономическими потребностями.

Соотношение   права   и   экономики,   как   оно   интерпретировалось 

сторонниками   экономического   детерминизма,   сводившими   право   к 

проявлению   политики,   определяемой   экономической   структурой   общества, 

на практике привело к обеднению права в жизни общества. Ограниченность 

этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалии 

человеческого   существования.   Впрочем,   Ф.   Энгельс   предостерегал 

последователей   марксизма   от   упрощенного   понимания   соотношения 

экономического базиса и политической, правовой надстройки, подчеркивая, 

что государство и право только в конечном счете обусловлены экономикой, 

что на ход исторического развития влияет множество факторов и что сама 

история человечества развивается в результате столкновения, взаимодействия 

различных   воль.   Каждый   стремится   к   определенной   цели,   а   в   результате 

получается то, чего никто не желал, т.е. нечто среднее. Однако последователи 

поняли   это   соотношение   так,   как   желали   понимать,   т.е.   упрощенно,   в 

соответствии   со   своей   индивидуальной   волей.   В   результате   столкновения 

индивидуальных   воль   получился   тот   результат,   к   которому,   как   оказалось, 

никто не стремился1.

Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем 

хороший   процесс».   Поэтому   либеральная   точка   зрения   ориентирует   не   на 

революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и 

постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно 

уже   разработана   модель   либерализации   и   свободы   в   экономике.   Самое 

главное,   она   означает   весьма   сдержанное   правовое   регулирование 

экономических   отношений,   сдержанное   от   чрезмерных   вмешательств 

государства   в   стихию   рыночных   отношений,   связанных   с   производством 

товаров и услуг. Западная модель экономической свободы в ее соотношении с 

правовым регулированием состоит в следующем:

11 Кулаков В.П. Соотношение права, политики и экономики // право – 2003 — № 2 – с. 48

18

коллективный   разум   не   достиг   высот,   которые   могли   бы 

позволить обществу произвести замену саморегулирующихся экономических 

процессов сознательным руководством; индивидуальные усилия миллионов 

отдельных   личностей   формируют   такую   структуру   человеческой 

деятельности,   что   ее   возможности   превосходят   достижения   сознательно 

задуманных процессов;

противоположные   результаты   конкурирующих   экспериментов, 

проводившихся на памяти двух поколений в разных частях того, что когда-то 

было   общеевропейской   цивилизацией,   продемонстрировали   превосходство 

системы,   базирующейся   на   институте   частной   собственности,   где   высшей 

ценностью является свобода личности;

без свободы в делах экономических никогда в прошлом не было 

свободы личной и политической; разработка стройной системы аргументов в 

пользу   экономической   свободы   явилась   результатом   свободного   развития 

экономической   деятельности   как   непременного   и   непредусмотренного 

побочного продукта свободы политической;

главный   принцип   либерализма   сводится   к   использованию 

стихийных сил общества по возможности без принуждения;

для   сторонников   системы   «плановой   экономики»   наиболее 

целесообразным   представляется   централизованное   руководство   всей 

экономикой   по   единому   плану.   Либеральная   модель   —   это   достаточность 

существования   рациональной   и   стабильной   правовой   структуры,   в   рамках 

которой   люди   занимались   бы   любой   деятельностью   по   личным   планам. 

Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно 

создавать   условия,   способствующие   максимальному   развитию 

индивидуальных   способностей,   инициативы   и   самостоятельности, 

прогнозирования и планирования деятельности граждан;

закон должен преследовать всякие попытки ограничить свободу 

беспрепятственного   доступа   в   разные   отрасли   на   равных   основаниях. 

Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое 

будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее;

государству следует ограничиться установлением общих правил, 

применимых   к   широкому   многообразию   ситуаций,   предоставив   индивиду 

свободу во всем, что зависит от локальных обстоятельств1.


2.2 Государственный контроль за предпринимательской 


деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений

Предпринимательская

 

деятельность

 

(предпринимательство) 

понимается   как   вид   самостоятельной   производственной   или   коммерческой 

деятельности,   осуществляемой   физическими   и   юридическими   лицами   на 

постоянной   основе.   Эта   хозяйственная   деятельность   осуществляется   для 

получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под 

ответственность   и   риск   предпринимателя.   В   рамках   законодательства 

предприниматель   свободен   в   выборе   сферы   предпринимательской 

деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, 

выборе   форм   их   реализации;   установлении   различного   рода   программ 

хозяйствования;   выборе   поставщиков   материалов   и   каналов   сбыта 

продукции;   установлении   источников   финансирования,   цен,   размеров 

заработной платы; распоряжении прибылью.

Предпринимательство   охватывает   такие   виды   деятельности,   как 

инновационную,   производственно-сбытовую,   торгово-посредническую, 

консультационную, лицензионную и др.

11 Матузов Н.И.  Роль государства в регулировании экономической деятельности // Государство и право. – 

2001. — № 5 – с. 61

20

Предпринимательская   деятельность   предполагает   наличие 

экономически обособленных субъектов рыночных отношений. Считается, что 

именно   рынок   с   его   неопределенностью   способствует   развитию 

предпринимательства.

В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают 

и «бизнес». Бизнес — дело, деловая активность по осуществлению операций 

обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных 

отношений. В определенном отношении бизнес — более широкое явление, чем 

предпринимательство,   поскольку   охватывает   собой,   в   том   числе   и 

совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств 

регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них 

ряд исходных позиций и параметров, без которых невозможна коммерческая 

деятельность (приобретение патента, ведение бухгалтерской документации, 

открытие банковского счета и т.д.).

Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение 

классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют 

четыре   их   категории:   фирмы,   банки,   страховые   и   трастовые   компании, 

инвестиционные структуры.

Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. 

Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства 

и   недвижимости,   потребительский   рынок,   финансовый   рынок,   рынок 

интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и 

вид   субъекта   предпринимательской   деятельности,   обусловливает   пределы, 

формы   и   методы   государственного   контроля   за   деятельностью 

предпринимателей.

Для   выбора   средств   государственно-правового   воздействия   на 

рыночные   отношения   имеет   значение   установление   предпринимательской 

среды и выделение внутренней и внешней предпринимательской среды.

Под   предпринимательской   средой   понимают   условия   и   факторы, 

которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, 

принятие им решений.

Государственно-правовому   регулированию   в   большей   степени 

подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы 

можно поделить на несколько категорий:

характер рыночных отношений;

характер правовых связей субъектов предпринимательства;

общесоциальные факторы;

общеэкономические условия;

общеполитические факторы1.

Рынок   —   система   экономических   отношений   между   продавцами   и 

покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение 

и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, 

говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия 

на   рынок   (на   механизм   рыночных   отношений)   не   приходится.   Многие 

процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном 

смысле является благом.

Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой 

и   косвенный.   Трудно   отдать   предпочтение   какому-либо   из   них,   поскольку 

косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда 

относится   система   льгот   и   налогов;   ценовая   политика;   регулирование 

занятости   населения,   профессиональной   подготовки,   влияние   на   развитие 

инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.

К прямому государственному контролю относят:

финансовый контроль;

экологический контроль;

санитарный контроль;

пожарный надзор;

11 1 Матузов Н.И. Роль государства в регулировании экономической деятельности // Государство и право – 

2001. — № 5 – с. 62

22

контроль за мерой весов и денежной единицы;

контроль за качеством продукции.

Эти   и   другие   контрольные   меры   осуществляются   в   правовой   и 

организационной форме, как в процессе правотворческой деятельности, так и 

в ходе реализации права.

Оценивая   перспективы   вмешательства   государства   в 

предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять