Исследования. 2) проанализировать сущность экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

Курсовая работа

Актуальность исследования состоит в том, что современное экономическое образование школьников осуществляется в условиях трансформации экономической системы общества. Эта трансформация явилась итогом глубокой неудовлетворенности условиями и результатами предыдущей экономической системы, а также критического осмысления ее ценностей и норм.

Экономическое образование является неотъемлемой, важной частью общего среднего образования. Взаимосвязь экономики с математикой, информатикой, историей, географией, правом, обществознанием и другими школьными дисциплинами позволяет создать у обучающихся адекватное представление об окружающем мире, сформировать личность современного всесторонне образованного человека и гражданина.

Проблемам экономической подготовки молодежи посвящены некоторые педагогические исследования. Так, В.А. Поляков, А.Ф. Аменд, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин рассматривали экономическое воспитание в средней общеобразовательной школе безотносительно к возрасту учащихся, определив его сущность, актуальность, некоторые пути и средства осуществления. Экономическое воспитание учащихся в процессе производительного труда исследовала И.А. Сасова, организацию экономического образования и экономического воспитания рассматривали И.А. Сасова, Б.П. Шемякин, А.Г. Шпак.

В названных выше исследованиях, проблемы экономического воспитания рассматривались учеными как самостоятельные направления.

В связи с чем, возникает необходимость создания методики экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе.

Проблема: Каково методическое обеспечение экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе?

Цель исследования: создание и внедрение методики экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе.

Объект исследования: процесс экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

5 стр., 2036 слов

Экономические теории и школы

... Он разработал модель общего рыночного равновесия. НАЗАД III.Современные экономические школы. Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он ... рыночном спросе и предложении, пытаясь ограничить объект исследования. Поэтому эта школа и получила название маржинализм. Неоклассическая школа. Представители: Альфред Маршал. В 1890 году ...

Предмет исследования: методика экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

Гипотеза исследования. Экономическая подготовка обучающихся в общеобразовательной школе будет эффективной, если:

1. Будет определена и использована сущностная характеристика понятия «экономическая подготовка обучающихся».

2. Будет создана и применена методика экономической подготовки обучающихся.

3. Будут использована программа экономической подготовки обучающихся.

4. Будут определены и применены критерии и показатели экономической подготовки обучающихся.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2) проанализировать сущность экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе.

3) определить уровень экономической подготовки обучающихся.

4) разработать методику экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе.

5) проанализировать результаты исследования.

В работе использовались следующие методы исследования:

  • теоретические (теоретический анализ, психолого-педагогической, литературы;
  • анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта)

  • эмпирические (тестирование)

  • методы математической статистики

Этапы исследования:

1) организационно-подготовительный (формулировка проблемы и цели исследования, изучение специальной литературы по данной теме)

2) основной (проведение исследовательской работы по определению экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе)

3) итоговый (обработка и анализ полученный данных, систематизация и обобщение результатов).

База исследования: 38 учащихся 7 и 8 классов МБОУ гимназия № 44 г. Краснодара.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

16 стр., 7772 слов

Военно экономическая подготовка военнослужащих конспекты. План-конспект ...

... военно-профессиональной деятельности. Подготовка к проведению занятий В процессе подготовки к различным видам занятий можно выделить основные ключевые элементы (этапы): подготовка руководителя; разработка документов для проведения занятий; подготовка обучающихся; подготовка ... и др. План-конспект включает исходные данные ... Один из основателей военно-педагогической школы русской армии генерал ...

Методологическая основа исследования: «Методика экономического воспитания младших школьников» Сергеевой Б.В. и Сучковой П.А.

Теоретические аспекты экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

  • Сущность экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

В условиях перехода к рыночным отношениям в России значительно возрастает необходимость и роль экономической подготовки учащихся общеобразовательных школ.

Основой для осуществления профессионального самоопределения и становления личности учащихся в будущей жизни может быть экономическая подготовка. Под экономической подготовкой мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков экономической направленности, приобретаемых учащимися в процессе учебной и внеклассной деятельности.

Сущность экономической подготовки заключается в:

— удовлетворении потребностей обучающихся в знаниях об основных законах, тенденциях и концепциях экономики как науки,

— формировании адекватного экономическим условиям страны поведения

— развитии экономического мышления.

Цели, задачи, содержание экономической подготовки находятся в процессе становления и имеют свою историю.

Элементы экономики в общеобразовательной школе были впервые включены в курс обществоведения и трудового обучения. Так, в программе по обществоведению (1969 – 1986 годы) были определены основное содержание современной эпохи и проблемы современного мирового развития.

Своим содержанием и присущими ему средствами курс обществоведения призван был формировать у учащихся в те годы:

— осознанные и прочные знания начал политической экономии и научного коммунизма; глубокое понимание марксизма – ленинизма как теоретической основы коммунизма; задач и основных направлений политики Коммунистической партии по всестороннему и планомерному совершенствованию социализма;

— качества, необходимые каждому советскому человеку как труженику и хозяину социалистического производства, современное экономическое мышление, стремление личным трудом содействовать расцвету и укреплению могущества Родины, готовность к сознательному выбору профессии в соответствии с потребностями общества и личными способностями;

12 стр., 5809 слов

Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях ...

... звучит так: лица, совершившие преступления, равны перед за­коном и подлежат уголовной ответственности независимо от по Глава IV. Принципы уголовного законодательства Принципы уголовного права применяются только ... те Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность Условиями реализации данного принципа являются: 1) совершение преступления за пределами РФ; 2) направленность деяния против Под ...

— высокие нравственные и гражданские качества, социальную активность, ответственность перед обществом и государством; бережное отношение к природе; чувство социалистического интернационализма и советского патриотизма, гордости за свою страну, готовность к труду и защите своего социалистического Отечества.

Одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся является формирование экономического мышления. Экономическое мышление – это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности [1]

Говоря о структуре экономического мышления Л.С. Бляхман, выделяет три составляющие: познание экономической действительности; усвоение обобщённой информации о явлениях, категориях и законах общественного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении.

А.П. Сидельковский считает, что экономическое мышление школьников, как и их сознание, развивается в разнообразной трудовой и учебной деятельности. Оно опирается на умения, получаемые в ходе учебной деятельности [17].

Важными условиями для формирования экономического мышления, на наш взгляд, являются система экономических знаний, знание рыночных законов, умение применить их в практической деятельности, информативность, юридическая подготовка.

Задачи экономической подготовки учащихся:

1)обеспечивать учащимся экономические знания, умения и навыки;

2)включать учащихся в производственные отношения, обеспечивать возможность реальной экономической деятельности;

3)воспитывать экономное, сознательное отношение к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей среде;

4) формировать умение трудиться и жить в коллективе;

Участие в трудовой деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки, деловитости, расчётливости, оперативности – тех качеств, которые представляют основу для экономического мышления. Экономическое сознание молодёжи складывается из знаний, полученных в школе, из средств массовой информации, представлений о российском и западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности.

В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают экономическое образование как обязательный компонент воспитания школьников.

19 стр., 9271 слов

Место и роль самостоятельной работы учащихся в начальной школе ...

... учащихся стереотипный, в основном вербальный способ обучения, становится малоэффективным. Роль самостоятельной работы школьников возрастает так же в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, ...

  • Ретроспективный анализ и современное состояние экономической подготовки обучающихся

Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы ХХ столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л.Н. Пономарёв, Л.Е. Эпштейн) и широко освещался прежде всего в научно-популярной литературе по экономике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А.М. Бирман, В.П. Гранев, В.П. Локтев, А.П. Пономарёв и др.).

В 70-80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появляется ряд исследований, посвящённых экономическому образованию и воспитанию школьников. В этих исследованиях экономическое образование рассматривается:

— как часть элемента трудового воспитания (Ю.К. Васильев, Н.П. Кулакова);

— как синтез трудового, нравственного, идейно-политического воспитания (В.К. Розов);

— как самостоятельное направление, составная часть системы воспитания (А.Ф. Аменд, И.А. Барило, З.А. Валиева, И.Б. Иткин, В.П. Кисилёв, Л.П. Кураков, Л.М. Нульман, О.В. Плахотник, Л.И. Пономарёв, И.Ф. Прокопенко, И.П. Рябинина, И.А. Сасова, Т.Е. Сергеева, В. А. Товстик, Б.Х. Юнусбаев и др.)

В этих работах представлены различные определения понятий «экономическое воспитание», «экономическое образование». В отдельных работах они существенно не различаются. Так, например, под экономическим воспитанием понимают овладение учащимися экономическими знаниями, формирование умений и потребностей применять их на практике (А.Я. Автономов, А.Ф. Аменд, М.Л. Малышев, И.А. Сасова, Б.П. Шемякин и др.)

Некоторые авторы в определении экономического воспитания отмечают, что его основой является формирование экономического мышления, сознания, поведения, качеств личности, которые необходимы ей в производственно-экономической деятельности, повседневной жизни (И.Б. Иткин, Е.Н. Кириллова, К.Я. Клепач, Н.П. Кулакова, Н.В. Михалкович, М.И. Михайлов, Л.П. Мельникова и др.).

Другие считают, что экономическое воспитание выражается, прежде всего, в осмысленном, осознанном, ответственном отношении к труду (Б.П. Шемякин, В.К. Розов), к труду и окружающей среде (Н.В. Михалкович), к труду, его результатам, природной среде, ко времени (Е.Н. Кириллова, А.С. Прутченков, В.И. Ширинский и др.).

Сущность экономической культуры, её место в системе общей культуры, понятийный аппарат определили философы Р.Г. Ахметов, В.Д. Демичев, А.В. Дроздов, И.Б. Иткин, В.Д. Попов, Г.Л. Смирнов, А.К. Уледов.

Огромный вклад в разработку проблемы формирования экономической культуры учащихся в процессе непрерывного экономического образования внесли известные ученые П.Р. Атутова, П.Н. Андрианова, Н.И. Бабкина, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, И.А. Сасова, Н.А. Томина.

37 стр., 18226 слов

Формирование экономической культуры учащихся

... классов Игринской средней школы №3. 1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.1 Экономическая культура как потребность социально-экономического развития современного общества., Любой человек, начинающий вести самостоятельную хозяйственную деятельность, ... целях экономической подготовки школьников, о сущности экономического образования и воспитания. Переход ...

Роль общеобразовательных предметов и всего учебно-воспитательного процесса в экономическом образовании и воспитании школьников отражена в работах Г.Н. Зверевой, К.Г. Колосовой, Е.Е. Минченкова, Е.П. Петросяна, А.П. Сидельковского, Л.С. Сусской, И.Д. Чернышенко.

Таким образом, многие проблемы экономического воспитания исследовались педагогической наукой на тех или иных этапах развития этой науки и в условиях постоянно развивающегося общества.

На сегодняшний день состояние экономического образования в различных регионах России неоднородно. В базисном плане общеобразовательной школы предмет «Экономика» отсутствует и изучается лишь в профильных классах экономического профиля. В некоторых школах экономические знания могут даваться в виде факультатива или элективного курса.

Такое положение сказывается на всей системе обучения. Нет общепризнанной концепции экономического образования школьников на разных ступенях начальной, общей и полной средней школы, различны учебные программы, учебники, методические пособия.

Ввиду отсутствия в настоящее время в большинстве школ (и в базисном плане) предмета, дающего экономические знания, некоторые сведения по этому вопросу учащиеся получают в процессе трудового обучения (технологии).

Эти вопросы рассмотрены в работах П.Р. Атутова, Ю.К. Васильева, Л.П. Куракова, Е.Н. Соболевой, И. А. Сасовой, А.Ф. Аменд, А.С. Нисемчук и др.

В процессе трудового обучения изучаются и вопросы экономики и организации производства. Программы по технологии содержат специальные разделы по экономике и предусматривают овладение производственно-техническими знаниями во взаимосвязи с экономическими.

Экономическая подготовка учащихся должна обеспечить решение целого комплекса задач:

1) вооружать школьников экономическими знаниями, умениями и навыками;

2) включать учащихся в настоящие производственные отношения, обеспечивать возможность реальной экономической деятельности;

3) прививать навыки рациональной организации и использования бюджета времени;

4) воспитывать экономное, сознательное отношение к продуктам труда, материальным ценностям и окружающей среде;

5) формировать умение трудиться и жить в коллективе;

6) добиваться соответствия профессиональных намерений школьников их личным интересам и потребностям общества.

Эти задачи были определены в конце 80-х годов прошлого века. В начале 90-х, в связи с появлением и развитием рыночных отношений, сменой общественно-политической формации, они изменялись и корректировались.

Решение первой из вышеназванных задач осложняется, как было сказано выше, тем, что в ряде школ ещё не введён предмет «Основы экономических знаний», дающий комплексные экономические знания. Поэтому в тех школах, где экономика не преподаётся, одним из направлений в экономической подготовке школьников является повышение уровня экономических знаний за счёт усиления межпредметных связей, особенно с технологией.

Использование межпредметных связей в экономическом образовании школьников имеет педагогическое и методическое значение, так как способствует рациональной постановке обучения, показывает взаимозависимость и взаимосвязь между науками о природе и обществе, повышает эффективность экономического образования.

Рассматривая вторую задачу – включение учащихся в настоящие производственные отношения, рассмотрим понятие экономической деятельности, которая имеет большое значение в формировании экономического мышления.

Экономическая деятельность учащихся – это сознательное применение на практике сформированных экономических знаний, умений и навыков и проявление экономически значимых качеств личности.

Целью экономической деятельности является создание условий для получения наибольшего количества общественно значимого продукта при наименьших затратах труда и материальных средств.

В содержание экономической деятельности школьников входит:

— планирование предстоящей работы, расчёт необходимых материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, выбор необходимого оборудования и определение режимов его работы;

— контроль за выполнением технологических процессов;

— учёт и оценка произведённой продукции по количеству и качеству;

— технико-экономический анализ допущенных в работе просчётов, поиск и коллективное обсуждение путей и средств снижения материальных и трудовых затрат, повышение производительности труда.

Большое значение имеет, на наш взгляд, практическое внедрение элементов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может достигаться как с помощью деловых игр, так и при обучении в ходе выпуска полезной продукции.

Третья задача экономической подготовки школьников – рациональная организация и использование бюджета времени. На современном этапе, когда резко возрастает поток информации и усложнено содержание различных видов человеческой деятельности, экономия времени имеет особенно важное значение. Экономное отношение ко времени – неотъемлемое условие для всестороннего развития личности. Безделье, неумение занять своё свободное время общественно полезной деятельностью приводит к недисциплинированности, неорганизованности и даже к правонарушениям. К.Д. Ушинский в своё время решительно осуждал такое «препровождение времени, когда человек остаётся без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность». [20]

Четвёртая задача экономической подготовки школьников — воспитание хозяйского отношения к труду и материальным ценностям. Выпускник школы должен иметь общее представление о современных методах хозяйствования, владеть практическими умениями и приёмами бережливости, экономности, расчётливости. Это должно проявляться в неравнодушии ко всему происходящему, в активной жизненной позиции, в сознательном, ответственном отношении к труду и его результатам. В настоящее время эта проблема требует серьёзного усиления внимания со стороны школы, воспитательных учреждений, средств массовой информации, семьи.

Важной задачей экономической подготовки является выработка у школьников потребности и умения жить и трудиться в коллективе. Воспитание бережливости, деловитости, предприимчивости невозможно без включения школьников в процесс коллективной деятельности. Коллективное выполнение трудовых заданий воспитывает у учащихся чувство ответственности за порученное дело, позволяет за счёт разделения и кооперации труда повышать производительность, использовать передовые приёмы труда.

Одним из основных средств экономической подготовки в коллективе является совместное участие школьников в организованном производительном труде, а также в распределении и расходовании средств, заработанных коллективом. Умение учащихся оценивать результаты коллективного труда, анализировать его эффективность, выявлять пути повышения производительности труда является залогом успешной работы в будущей трудовой деятельности.

Одним из направлений экономического воспитания учащихся можно считать профориентационную работу в школе, так как правильный выбор профессии способствует повышению эффективности и качества труда, а неудовлетворённость избранной профессией приводит к снижению самооценки работника и текучести кадров.

Важно, чтобы учащийся не был постоянно занят только одним делом, а мог пройти практику на нескольких местах. Побыть как в роли исполнителя, так и организатора производства, чтобы почувствовать «вкус» к тому или иному виду деятельности и определить, где ему нравится, где лучше получается, к чему есть способности.

В последние годы школа, имевшая хороший опыт трудового воспитания школьников совместно с учебно-производственными комбинатами, частично утратила базу, на которой этот опыт произрастал. Ослаблена, а в большинстве школ утрачена связь трудового обучения с практикой непосредственно на предприятиях. В ряде областей уменьшилось количество учебно-производственных комбинатов, которые решали задачи экономического воспитания учащихся в процессе производительного труда.

Развитию экономического мышления обучающихся способствует работа с творческими проектами. Примерные темы творческих проектов должны охватывать всю область ранее приобретенных знаний, умений и навыков учащихся в комплексе на протяжении каждого года обучения, и не только по общеобразовательным дисциплинам, но и по культуре, экологии, экономике, эстетике, современному дизайну, эргономике и т.д. – всем тем знаниям, которые приобрел школьник за прошедший год и предыдущее время не только в школе, но и в семье, в обществе.

В зависимости от направления проекта проводится соответствующее экономическое обоснование. Им может быть маркетинговое исследование, расчёт себестоимости изделия, разработка рекламного проспекта и др.

Определённая роль в экономической подготовке учащихся школ отводится деловым играм. Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем.

Деловые игры активно внедряются на уроках технологии, экономики, во внеклассных мероприятиях. Участие в таких мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке операционных умений и навыков предпринимательской деятельности.

1.3 Педагогическое сопровождение экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

Эффективность экономической подготовки школьников обеспечивается рядом условий:

— включением детей в различные виды деятельности, среди которых особое место занимает трудовая;

— максимальным использованием учителями возможностей учебно-воспитательного процесса;

— выявлением изучаемых экономических понятий, формируемых экономических умений, опорных нравственно-экономических качеств личности младшего школьника;

— определением содержания, форм и методов организации деятельности детей, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;

— опорой на личный опыт учащихся;

— педагогическим руководством, обеспечивающим организацию труда.

Результативность процесса экономической подготовки учащихся выразится в уровне их экономической воспитанности, основой которой являются опорные нравственно-экономические качества личности.

Потенциальные возможности старшего школьного возраста позволяют осуществлять их экономическое воспитание. При целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом дети усваивают экономические понятия на разных уровнях: от представлений до осознания сущности этих понятий, приобретают экономические умения допрофессионалъного характера, у них формируются такие качества личности, как бережливость и организованность.

Таким образом, экономическое подготовка в школьном возрасте при условии эффективного педагогического руководства является фундаментом для осуществления экономического воспитания в последующие возрастные периоды.

Приобретенные учащимися экономические знания и умения, позволяющие рационально решать познавательные и практические задачи, являются необходимой основой для дальнейшего развития экономического образования и воспитания детей на последующих ступенях обучения.

Исходя из вышеизложенного, вся система экономической подготовки в школе должна развиваться по следующим основным направлениям:

— во-первых, необходимо развитие у школьников элементарных навыков экономического мышления, первоначально полученных ими в дошкольных учреждениях, семье;

— во-вторых, экономическая подготовка школьников предполагает, развитие у них элементов экономического мышления и сознания в процессе:

1) экономического образования учащихся – от усвоения простейших экономических понятий до овладения основами экономической теории при изучении предметов школьного цикла;

2) насыщения экономическим содержанием других дисциплин, обеспечения связи (по возможности) уроков математики природоведения, истории, чтения с экономическими явлениями, законами;

3) систематического информирования учащихся о хозяйственной жизни страны, республики, края, города, района.

— в-третьих, организация экономической подготовки учащихся предусматривает:

1) обеспечение на практике единства трудового и экономического воспитания, соединения обучения с производительным трудом;

2) обогащение трудового обучения, общественно полезной работы учащихся в летние каникулы экономическим содержанием

3) развитие внешкольной работы, включающей организацию популярных бесед о необходимости рачительного отношения к материальным ценностям школы, проведение «Уроков бережливости», конкурсов на лучшее сохранение школьных и личных книг, учебников.

— в-четвертых, развитие школьного самоуправления и распространение его на вопросы экономический жизни школы;

— в-пятых, соответствующая методическая подготовка учителей и родителей.

2 Организация экспериментального исследования по экономической подготовке обучающихся в общеобразовательной школе

2.1 Методическое обеспечение экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе

В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне, доступном школьнику.

В ходе теоретического анализа педагогической литературы по проблеме экономического воспитания возникла необходимость разработки методики экономического воспитания школьников. В основу нашей методики была положена методика Сергеевой Б.В. и Сучковой П.А. «Методика экономического воспитания младших школьников». Данная методика была отредактирована согласно нашей проблеме исследования. Для этого были детализированы основные подходы, общетеоретические положения и логика, которые положены в основу построения методики. Он объединяет в логической последовательности совокупность отдельных элементов процесса проектирования методики, составляет методологическую основу проектирования методики экономического воспитания и включает общенаучные подходы, принципы, стратегические цели, концепции, отраженные в нормативно-правовых документах и требованиях стандартов.

Методика экономического воспитания школьников включает следующие компоненты: цель, принципы, содержание, формы, методы, приёмы, способы оценивания результатов. Эти компоненты представлены в таблице 1. Весь процесс экономического воспитания предполагает поэтапное достижение цели. I этап – приобретение основополагающих элементов научного знания. II этап – предполагает введение в учебный процесс курса «Экономика». III этап – получение опыта самостоятельного действия – ориентирован на организацию практической творческой деятельности учащихся и направлен на совершенствование системы приобретенных знаний и умений.

Таблица 1 – Методика экономической подготовки школьников

Компоненты методики

Содержание компонентов методики

Цель

Эффективное формирование знаний экономической действительности, освоение экономических умений, развитие нравственно-экономических качеств личности.

Принципы

Обучение на высоком уровне трудности; индивидуальном уровне трудности для каждого ученика; быстрого темпа изучения материала; ведущей роли теоретических знаний; осознание процесса учения; оптимальное развитие всех учащихся.

Содержание

Комплекс заданий по формированию знаний экономических понятий, экономического воспитания школьников по курсам «Технология», «Обществознание».

Формы

Экономические курсы по интересам учащихся (у урок-экскурсия в банки родного города, урок-лекция, интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра); уроки трудового обучения (уроки технологии); внеклассная (внешкольная) работа с учениками; различные виды экономической деятельности и производительного труда учащихся (урок-анализ, урок-экономический праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-интервью, конкурсы, эстафеты).

Методы

Наглядные (видеосюжеты для размышления; демонстрация фильмов; демонстрация моделей); словесные (рассказ; элементы лекций; диалоги; проблемные ситуации); практические (деловые и ролевые игры; трудовая деятельность; расчет бюджета семьи).

Продолжение таблицы 1

Компоненты методики

Содержание компонентов методики

Способы оценивания результатов экономического воспитания

Интегральная и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся; словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

Эффективность экономической подготовки школьников зависит от определенных условий:

определение содержания, форм и методов организации деятельности учащихся, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту; максимальное использование учителями возможностей учебно-воспитательного процесса; насыщения экономическим содержанием других дисциплин.

В ходе исследования нами выделены три уровня экономической подготовки школьников.

Высокий уровень: школьники могут объяснить смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в учебе; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, способны правильно оценить результаты своего труда и своих сверстников; рационально используют материалы; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: учащиеся имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, учащиеся задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Были определены критерии и показатели экономической подготовки школьников, представленные в таблице 2.

Таблица 2 – Критерии и показатели экономической подготовки школьников

Критерии

Показатели

знания об экономической действительности

— знание потребностей семьи;

— представления о труде родителей;

— представления об экономических понятиях;

— проявление интереса к окружающим явлениям современного социума.

экономические умения

— отражение имеющихся знаний в учебной, игровой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении;

— общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

нравственно-экономические качества личности

— проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости;

— оценка проявления этих качеств у сверстников.

  • Опытно-экспериментальная работа по экономической подготовке обучающихся в общеобразовательной школе и анализ ее результатов

Для подтверждения эффективности методики экономического воспитания обучающихся был проведён педагогический эксперимент.

Для выявления уровня экономической подготовки нами было использовано тестирование на тему «Семейная экономика». (Приложение А)

Сводные результаты педагогического эксперимента представлены на рисунке 1 и рисунке 2.

Рисунок 1 – Общие результаты диагностики экономической подготовки обучающихся 7 класса школы № 44

Из данной диаграммы следует, что половина обучающихся 7 класса обладают низким уровнем экономической подготовки. Учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова.

Средним уровнем экономической подготовки обладают 34 % учащихся 7 класса. Учащиеся имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, учащиеся задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий.

Некоторые из обучающихся 7 класса имеют высокий уровень экономической подготовки, что составило 15 %. Школьники могут объяснить смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в учебе.

Рисунок 2 – Общие результаты диагностики экономической подготовки обучающихся 8 класса школы № 44

На данной диаграмме видно, что 37% учащихся 8 класса обладают низким уровнем экономической подготовки. Учащиеся не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова.

Средним уровнем экономической подготовки обладают 43 % учащихся 8 класса. Школьники имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей. Высокий уровень экономической подготовки у 20 % учеников 8 класса. Эти дети могут объяснить смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей.

Таким образом, в результате исследования было выявлено, что многие ученики 7 и 8 классов имеют низкий уровень экономической подготовки, из чего следует, что учащиеся нуждаются в педагогической поддержке.

Проанализировав результаты, мы решили разработать программу по решению проблемы формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению на уроках технологии.

2.3 Педагогические рекомендации по экономической подготовке обучающихся в общеобразовательной школе

Для качественной экономической подготовки школьников необходима разработка тем, мероприятий, форм работы и средств обучения. Нами может быть рекомендована программа экономической подготовки обучающихся в общеобразовательной школе.

Содержание программы:

Обоснование актуальности проблемы экономической подготовки. Цели и задачи программы. Основные направления реализации программы. Мероприятия по реализации программы. Ожидаемые результаты.

Цели программы:

— формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знаниях, нормах и правилах, т. е. воспитание творческого, инициативного человека, умеющего делать выбор и нести ответственность за принятые решения.

Задачи программы:

— социально-личностное развитие, то есть формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые так или иначе определяют решение многих проблем жизнедеятельности;

— формирование поведенческого и ценностно-смыслового аспектов профессиональной карьеры человека;

— гражданское становление человека – как гражданин демократической страны, человек может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов общества, включая экономические;

Основные направления реализации программы:

Учебная деятельность через предметы. Система классных часов. Проведение конкурсов, бесед. Проведение познавательных игр, викторин, лекций. Реализации целей проекта. Организация экскурсий. Работа школьных кружков, факультативов Организация работы школьного самоуправления. Выставки творческих работ. Поисково-исследовательская работа.

Таблица 3 – Мероприятия по реализации программы экономической подготовки на 2018 – 2019 г.г .

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Разработка мероприятий, направленных на экономическое воспитание и образование в урочное время

Учителям в тематических планах отразить изучение экономических вопросов.

Сентябрь

Учителя-предметники, зам. Директора

Учителям использовать статистические данные страны, области, района.

Постоянно

Учителя-предметники

Продолжение таблицы 3

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

В экскурсиях по физике, химии, биологии, географии, технологии, истории, обществознания предусматривать знакомство с экономикой производства, роль внедрения рационализаторских предложений в повышении экономии материалов, электроэнергии и др.

Постоянно

Учителя-предметники

На уроках истории, обществознания, географии знакомить учащихся с работой кооперативов, малых предприятий.

Постоянно

Учителя-предметники

Учителям русского языка и литературы, иностранных языков проводить целенаправленную работу по изучению экономических терминов и понятий, формированию экономически значимых качеств личности.

Постоянно

Учителя-предметники

Учителям начальных классов в ходе изучения учебных предметов знакомить детей с начальными экономическими понятиями, воспитывать бережливость, экономность, сознательное отношение к труду.

Постоянно

Учителя

начальных классов

Внедрить в практику работу мастерских, кабинетов технологии расчеты и учет затрат времени и материалов.

Постоянно

Учителя-

Предметники

Внеурочная работа по экономической подготовке

Провести тематические классные часы по экономическому воспитанию учащихся:

Первая неделя каждого месяца

Классные руководители

Продолжение таблицы 3

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1-4 классы –

о культуре поведения; азбука экономики;

экономическое образование и воспитание в процессе проведения игр; изучение основных понятий и терминов рыночной экономики.

5-8 классы —

формирование нравственно-ценных отношений в семье; экономика и нравственность; деловой человек со школьных лет; развитие личности ребенка; дети и деньги; дети и вещи.

9-11 классы —

ваш выбор; воспитание чувства хозяина; стиль делового общения; основы менеджмента; обучение навыкам экономической деятельности;

Организовать встречи со специалистами народного хозяйства с целью ознакомления учащихся с режимом экономии на предприятиях, с работой предприятий в новых условиях хозяйствования.

В течение

учебного года

Совет родителей

Проводить разъяснительную работу среди учащихся по сохранению школьного здания, учебников и мебели.

Постоянно

Классные руководители, ученическое самоуправление

Продолжение таблицы 3

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

Передать на сохранность классы, учебные кабинеты, мастерские, наглядные учебные пособия учащимся, организовывать посты бережливых в столовой, провести рейды по проверке

Постоянно

Учителя-предметники, учащиеся

бережного отношения учащихся к учебникам, классной комнате, экономическому расходованию электроэнергии, воды и т.д.

Оформить стенды «Экономический вестник».

Ежеквартально

Библиотекарь

Организовать ремонтные бригады учащихся для косметического ремонта школы и школьной мебели.

Постоянно

Учителя- предметники

Классным руководителям пропагандировать лучшие примеры экономической подготовки (цена премии, бережное отношение к деньгам, учебникам, одежде, электроэнергии, продуктам питания и т.д.)

Постоянно

Классные руководители

Организовать работу кружка (элективного курса) по экономической подготовке школьников.

В течение

учебного года

Руководители кружков

Работа с педагогическими кадрами

Организовать годичный семинар для классных руководителей по методике экономического образования и воспитания

1 раз в четверть

Зам. по УВР,

учителя- предметники

а) межпредметные связи в решении различных проблем экономической подготовки школьников;

1 четверть

Продолжение таблицы 3

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

б) пропаганда экономических достижений;

2 четверть

в) проведение серии открытых мероприятий, классных часов о воспитании чувства хозяина и экономической культуры;

3 четверть

г) обмен опытом проведения деловых игр

4 четверть

Руководителям школьных методических объединений спланировать работу с учетом задач экономического образования и воспитания.

Сентябрь

Руководители ШМО

Проведение педсовета на тему: «Система работы школы по профессиональному самоопределению воспитанников»

3 четверть

Зам. по УВР

Проведение совещания педагогических работников на тему: «Состояние организации работы по экономическому воспитанию учащихся в учебно-воспитательном процессе».

Март

Зам. по УВР

Конференция по социально- экономическому воспитанию и ее данные использовать их в дальнейшей работе.

Май

Зам. по УВР

Организовать годичный семинар учителей по методике экономического образования и воспитания:

В течение

учебного года

Зам. по УВР

Работа с родителями

Систематическое проведение лекций, бесед по методике экономического

В течение

учебного года

Классные руководители,

зам. по ВР

Продолжение таблицы 3

Наименование мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

воспитания детей.

Организовывать ремонтные бригады для косметического ремонта школы и школьной мебели.

Постоянно

Завхоз

Привлекать к проведению внеклассных и внешкольных мероприятий.

Постоянно

Классные руководители,

зам. по ВР

Организовать встречи со специалистами народного хозяйства.

Постоянно

Совет родителей

Профориентационная работа

Работа по профессиональному самоопределению воспитанников на классных часах и внеурочное время.

В течение

учебного года

Экскурсии на производство.

Сентябрь, май

Ожидаемые результаты:

1. Формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду.

2. Экономическое образование и воспитание учащихся.

3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках технологии.

4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время.

5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.

6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.

7. Проведение деловых игр, как на уроках, так и во внеурочное время.

8. Профессиональная ориентация учащихся школ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное экономическое образование способствует формированию высокого уровня экономического мышления и привитие навыков рационального экономического поведения, создание предпосылок для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Достижение высокого уровня экономического мышления, а затем и общественно необходимого поведения возможно лишь тогда, когда обучаемый научится мыслить категориями экономической науки, отражающими новые процессы и явления в экономике, и когда у него будут сформированы потребность, желание, убеждение в необходимости применять полученные знания на практике.

Экономическая подготовка неразрывна от процесса социализации детей, от процесса освоения и присвоения ими норм, ценностей и правил социума, адаптации и интеграции в нем.

Экономическая подготовка школьников является интегративным процессом, включающим также профориентацию, социализацию, трудовое, нравственное воспитание детей.

В младшем и среднем школьном возрасте закладываются лишь основы экономической подготовки. Но есть ряд показателей, нравственно-волевых и мотивационных характеристик, для формирования которых оказывается благоприятным данный этап возрастного развития. Если это обстоятельство не учитывается, нарушается преемственность между этапами непрерывной экономической подготовки, и его игнорирование может быть трудно восполнимым впоследствии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бляхман Л.С. Перестройка экономического мышления. М.: Политиздат, 2010. 271 с. Буфетова А.Н. Контроль знаний на уроках экономики: уровни, этапы, содержание: в кл. с углубл. изучением экономики шк. колледжа N 130 г. Новосибирска // Экономика в шк,2011. № 4, С. 15-27. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Методика проведения игровых уроков. // Школ. экон. журн. 2015, N 3. С. 74-83. Жафяров А.Ж. и др. Методика преподавания экономики в школе: Учеб. пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т, НИИ приклад, дидактики СО РАО при НГПУ. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010, 188 с.и в IX кл. // География в шк, 2014, N 2. С. 71-73. Изучение вопросов экономики в курсе социальных дисциплин («Человек и общество») в средней школе: Метод, рекомендации / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Образование, 2015. Каданер, А.П. Путешествие в Экономику: Метод. рекомендации для учителя к курсу «Введение в основы экон. знаний» / А.П. Каданер. СПб.: СМИО Пресс, 2010,93. Карадчина Jl.С. Первые итоги: Метод, разраб. урока-лекции в X кл. по теме «Биржи»в курсе «Основы рыночной экономики»: Чокурдах. сред. шк. (Якутия).

// Нар. образование Якутии. 2013.№ 1. С. 77-84. Копытов А. Школьный проект » Создание нового предприятия «: Метод, рекомендации учителю. // Директор шк, 2012, № 3.С. 63-70. Корлюгова Ю.Н. и др.Деловые игры по экономике: Пособие для учителя. М.: ВИТА-Пресс, 2013,94 с.: табл. Библиогр.: с. 90-91. Литова З.А. Деловые игры в учебном заведении. Курск: Курск. обл. ИПК и ПРО, 2012. 21 с. Литова З.А. Методика разработки творческих проектов в общеобразовательной школе: учеб. пособие. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. 163 с. Мирзоян С. Мотивационное значение уроков экономики и условия эффективности их проведения: Опыт сред. шк. N 648 Москвы. // Экономика в шк. 2013, N 2, С. 46-48. Мерзляков В.Ф.Задачи и вопросы по экономике: Кн. для учителя. М. Просвещение, 2015, 126с. Равичев С., Григорьев С., Протасевич Т. И не нравится вопрос, и не сходится ответ: Тесты для контроля успеваемости учащихся по экономике. // Школ. экон. журн. 2010, N 7. С. 34-39. Репин E.H., Репина H.A. Тесты к программе общеобразовательного курса «Основы экономических знаний» / Моск. психол.-соц. ин-т. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 45с. Сасова И.А., Аменд А.Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки. М.: Просвещение, 2014. 191 с. Сидельковский А.П. Формирование у школьников экономической культуры // Советская педагогика. 2015. №1. С. 20-23. Терюкова Т.Н. Во что играть на уроках экономики// Обществознание в шк. 2014. N 2. С. 38, 43-46. Терюкова Т.С. Каков вопрос, таков ответ: Об умении вести беседу в экон. Образовании // Школа. 2010. N 2. С. 32-35. Ушинский К.Д. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 2013. Т. 2. 493 с. Федорова Е. Занимательная экономика Деловая игра: внекл. деятельность учащихся V-VI кл.// Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете», 2011. С. 4-5. Худко. Всегда ли прав клиент?: Урок-практикум » Взаимодействие спроса и предложения «: 9 11 кл.// Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете». 2011, С. 3. Черноглазкин С. Воспитание предприимчивости на каждом занятии!: Подгот. учащихся к актив, жизни на уроках экономики с помощью пробл. Метода обучения в одной из шк. Москвы. // Школа. 2016. N 2. С. 22-25. Чернер С. Деловитость важное качество: Опыт работы по развитию личност.-делового потенциала учащихся в сред. шк. № 26 г. Балашихи Моск. обл. // Школа. 2015. № 2, С. 57-60. Шереметова В.В. Ролевой подход в обучении экономике в средней школе: Опыт России и Нидерландов.// Инновационные процессы в образовании,- СПб.,2007, С.214-232. Шереметова В.В. Проблемы методического обеспечения преподавания экономики в средней школе Опыт сред. шк. Санкт-Петербурга, работающих по прогр. » Современная экономика «. // Экономическое образование в школе. СПб., 2015, С. 69-76. Шубина Г. Как » вжиться » в содержание: Опытно эксперим. работа по программе » Экономическая культура » // Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете», 2009, С. 4-5. Щетинин В. Современная трактовка экономических понятий в школьном курсе экономики // Образование и рынок, 2008, N 1, С. 611. Школьная компания что это такое?: Шаг второй — разраб. бизнес-пл. (ч.Б) : Проведение заседания общ. собр., определение целей компании // Открытый урок: Еженед. прил. к «Учительской газете». 2010, С. 2-3. Экономика для школьников: Кн. для учителя / Сост. и науч. ред. В.С.Автономов, JI. Б. Азимов. М. : Экон. новшества, 2016 . 159 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Тест по теме «Семейная экономика»

1. Домашняя экономика – это…

А) наука о повседневной экономической жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, воспроизводство её ресурсов, производство товаров и услуг;

Б) умение разобраться со своими потребностями, выбрать оптимальные, эффективные средства их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени;

В) финансовые отношения внутри семьи с внешними хозрасчётными звеньями.

2. Бизнес – это…

3. С целью покупки, вещи можно разделить на:

А) срочные; Г) нужные;

Б) качественные; Д) обязательные;

В) престижные; Е) желательные.

4. Разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство – это …

5. Определите иерархию человеческих потребностей в порядке возрастания.

А) потребность в безопасности;

Б) потребность в уважении;

В) потребность в самореализации;

Г) физиологическая потребность

Д) социальная потребность.

6. Бюджет семьи – это…

А) деньги или материальные ценности, полученные от предприятия, отдельного лица или какого-либо рода деятельности;

Б) журнал, где учтены доходы семьи, имущество, ценности и расходы, на удовлетворение потребностей;

В) структура всех доходов и расходов за определённый промежуток времени;

7. Если доход превышает расход, бюджет называют ________________.

8. К обязательным платежам относятся:

А) оплата ЖКХ услуг;

Б) подоходный налог;

В) оплата туристических поездок;

Г) оплата за детский сад

Д) оплата культурно-массовых мероприятий.

9. Инфляция – это…

10. Решите задачу:

Водителю автобуса при трудоустройстве пообещали выплатить зарплату 12800 рублей. Сколько денег он получит на руки?

А) 10240-00;

Б) 11264 – 00;

В) 11136 – 00.

11. Определите последовательность совершения покупки:

А) сбор информации о товаре;

Б) составление списка необходимого товара;

В) момент совершения покупки;

Г) выбор магазина в соответствии со списком товаров;

Д) оценка товара и услуг.

12. Определите подлинность товара по штрих коду 9 785 805302023

А) товар произведён законно;

Б) товар произведён незаконно.

Критерии оценивания:

Низкий уровень:1-5 баллов

Средний уровень:6-9 баллов

Высокий уровень:10-12 баллов

Ответы:

1. А

2. Бизнес – это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

3. А, В, Д, Е

4. Прибыль.

5. Г-А-Д-Б-В

6. В

7. Избыточный (профицитный)

8. А, Б, Г

9. Обесценивание денег, выражающееся в росте цен на товары и услуги.

10. 11136-00

11. Б-Г-А-В-Д

12. А.