Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества

Курсовая работа

Реформы, прошедшие в России, считаются условием появления и развития малых предприятий, которые решают основные функции предпринимательской деятельности. Если рассматривать опыт всех развитых стран, то можно понять, что малое и среднее предпринимательства играют весьма важную роль в экономике. Развитие такого предпринимательства влияет на экономический рост и на научно-технический прогресс. Также можно наблюдать, что в таких развитых странах малое и среднее предпринимательство занимает примерно 80-99% от общего числа предприятий; занимается таким предпринимательством почти 2/3 активного населения, производя при этом больше половины внутреннего валового продукта.

Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, а также к увеличению экспорта и к росту использования местных сырьевых ресурсов.

Актуальность работы: Фактором развития экономики любой страны является развитие малого предпринимательства. В России малое предпринимательство было разрешено в 1988 году и в данный момент находится в стадии развития. В сравнении с зарубежными странами, вклад малых предприятий в экономику российского государства невелик. Поэтому в экономических кругах идет постоянный спор о проблемах малого предпринимательства в России. Имеется достаточно исследований понятия «малое предпринимательство» и его роли в экономике страны, однако до сих пор в экономической теории отсутствует единое мнение к определению понятия.

Объект работы: малые предприятия.

Предмет работы: место и роль малого предпринимательства в экономике страны.

Цель работы: комплексное исследование малых предприятий и их влияния на экономическое развитие общества.

Задачи работы:

  • изучить теоретическую литературу по теме работы;
  • дать определение, выделить виды, определить функции малого предпринимательства;
  • определить место и роль малых предприятий в России;
  • определить причины, тормозящие развитие малого предпринимательства в России;
  • описать направление развития малого предпринимательства, а также формы поддержки и защиты малого бизнеса в России.

Теоретической и методологической основой послужили труды отечественных ученых: Хамидуллина Ф. Ф., доктора экономических наук, профессора кафедры финансов «Университет управления «ТИСБИ», доктора экономических наук, профессора Алисова А.Н., а так же материалы периодических изданий, в частности журналы: «Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки», «Сибирский торгово-экономический журнал», «Финансовая поддержка малых предприятий», электронный журнал «Управление экономическими системами».

53 стр., 26373 слов

Контрольная работа: Россия в мировой экономике

... млн. $ Импорт млн. $ 2007 551684,1 351930,0 199754,1 2008 734991,6 468073,2 266918,4 2008г. в % к 2007г. 133,2 133,0 133,6 Географическая структура экспорта и импорта (млн. долл. ...

1.Теоретические основы места и роли малых предприятий в экономическом развитии общества

малый предпринимательство бизнес

1.1Определение и виды малых предприятий. Функции и цели создания малых предприятий

Существует множество подходов к изучению малого предпринимательства.

Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Рассматривая малое предпринимательство как хозяйственную (экономическую) систему, Хамидуллин Фарид Фильзович, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов «Университет управления «ТИСБИ», вывел следующее определение: «… это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом — материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом — воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности». [7]

«Малое предпринимательство как социально-экономическая категория — это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли» — определили Алисов А.Н. и Грищенко С.Е., описывая малое предпринимательство как экономическую категорию. [4]

Рассматривая данные определения, можно вывести следующее:

Малое предпринимательство — это:

  • находящаяся в динамике система, которая включает в себя производство, обмен, распределение и потребление материальных благ;
  • система социально-экономических, производственных отношений в обществе;
  • деятельность предпринимателя-собственника, направленная на удовлетворение общественного спроса с целью получения прибыли;
  • деятельность, которая регулируется определенными законами и органами Российской Федерации.

По критерию численности сотрудников предприятия они могут быть малыми государственными, малыми коллективными, малыми совместными и так далее.

Согласно Федеральному Закону № 209-ФЗ от 24.07.2007 существуют ограничения по численности работников на малых предприятиях:

  • микропредприятия — до 15 работников;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

На форму организации предприятия определяющее влияние оказывает его размер. Предприятия по форме собственности могут быть государственными, товарищескими, индивидуальными, совместными и так далее. Выделяют три юридические или правовые формы собственности: индивидуальную, акционерную и партнерство.

13 стр., 6089 слов

Предпринимательская деятельность: сущность, формы и современные ...

... деятельности, самостоятельностью в принятии решений. Предпринимательская деятельность выдвигает перед предпринимателями требование высокой компетенции при ведении бизнеса. В условиях современной развитой рыночной экономики весьма актуальна как тема собственности, так и анализ основных форм предпринимательской деятельности в ...

Большинство малых предприятий находится именно в индивидуальной форме собственности. То есть, руководитель такого предприятия полностью на свой риск берет развитие и деятельность своего бизнеса. Но, однако, такая форма собственности имеет свои плюсы: индивидуальные предприятия имеют очень простой тип организации производственной деятельности. Эти предприятия легко зарегистрировать в местных органах власти, владелец является полноправным хозяином и имеет полную свободу действий. Так как доход владельца предприятия зависит от эффективности работы его предприятия, владелец пытается вести дела предприятия как можно успешнее. Для такой категории предпринимательства государство предоставляет налоговые льготы. [9]

Индивидуальное предприятие в России может быть организовано в двух формах:

1) индивидуальная трудовая деятельность (ИТД);

2) индивидуальное частное предприятие (ИЧП).

Разница заключается в том, что индивидуальная трудовая деятельность основана на собственном труде предпринимателя, а в индивидуальном частном предприятии наряду с трудом предпринимателя используется также труд наемных работников.

Следующая форма собственности — акционерная. Акционерная форма собственности является господствующей во всех развитых странах. Выделяется следующее отличие от индивидуальной и партнерской формы собственности: ограниченная ответственность акционеров, которые в случае банкротства теряют лишь свой первоначальный взнос, но никак не своё имущество (дом, машина и др.).

Такая компания существует независимо от акционеров потому, что именно сама корпорация является юридическим лицом. Совладельцем акционерного общества может стать каждый, кто приобрел акции, но фактически мелкие акционеры не играют особой роли в управлении. Акционерные общества раньше делились по формам:

  • открытые (акции продаются на бирже);
  • закрытые (акции распределяются между учредителями и не продаются посторонним лицам).

С 1 сентября 2014 года в России упраздняется организационно-правовая форма закрытого акционерного общества (ЗАО).

Такой статус имели почти 127 тысяч компаний. Их владельцам пришлось принять сложное решение и нести немалые расходы.

Поправки в Гражданский кодекс (ГК) РФ были приняты в начале мая 2014 года в рамках реформы гражданского законодательства. Они предусматривают, что вместо закрытых и открытых акционерных обществ могут создаваться просто АО.

Закрытые акционерные общества в основном относятся к малым и средним предприятиям.

Последняя форма собственности — партнерство (оно же товарищество).

Это такая форма собственности, когда объединяются несколько человек, так как дальнейший рост и развитие предприятия требуют дополнительного привлечения капитала. Преимущества данной формы собственности заключаются в том, что увеличиваются финансовые ресурсы и появляется возможность специализации в управлении (распределить обязанности по предприятию можно разделить по желанию).

Так же как и индивидуальное предприятие, партнерство можно легко зарегистрировать в местных органах управления.

В зависимости от степени имущественной ответственности товарищества делятся на:

1) полные товарищества;

2) товарищества с ограниченной ответственностью;

3) смешанные товарищества.

Полные товарищества подразумевают под собой наличие полного доверия между партнерами и основываются на принципах полной ответственности.

Товарищество с ограниченной ответственностью основано на распределении ответственности лишь на капитал предприятия (в случае банкротства участники рискуют только своей долей (паем), вложенной в предприятие).

Смешанное товарищество включает в себя и полное товарищество, и товарищество с ограниченной ответственностью, то есть полных участников, которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия; вкладчиков, ответственность которых ограничена размерами вклада (пая).

Данная форма позволяет быстро увеличить капитал предприятия за счет большого количества участников.

Но, несмотря на множество форм собственности, в России и вообще во всем мире у малых предприятий преобладает именно индивидуальная форма собственности. [2]

Также малые предприятия делятся по критерию выручки от реализации своих товаров и услуг. С 1 января 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 60 млн рублей;
  • малые предприятия — 400 млн рублей;
  • средние предприятия — 1 млрд рублей.(полную классификацию малых предприятий см.

в табл. 1)

Таблица 1. Классификация малых предприятий

По отраслевому признаку и виду хозяйственной деятельности

-производственные;

-строительные;

-торговые;

-научно-производственные и т.д.

По форме собственности

-государственные;

-товарищеские;

-индивидуальные;

-совместные.

По характеру правового режима собственности

-индивидуальные;

-коллективные:

-с общей долевой собственностью

-с общей совместной собственностью.

По преобладающему производственному фактору

-трудоемкие;

-капиталоемкие;

-материалоемкие.

По принадлежности капитала и контролю над ним

-национальные;

-иностранные;

-смешанные.

В зависимости от пределов ответственности

-с полной ответственностью;

-с ограниченной ответственностью.

По организационно-правовой форме предпринимательской деятельности

-полное товарищество;

-товарищество на вере;

-общество с ограниченной ответственностью;

-общество с дополнительной ответственностью;

-акционерное общество;

-производительный кооператив;

-унитарное предприятие.

По виду производимой продукции

-предприятия по производству товаров;

-предприятия по оказанию услуг.

Хотелось бы выделить следующие значимые функции малых предприятий:

  • экономическая — это создание определенного количества рабочих мест, производство товаров и услуг, выплата налогов, развитие рыночных отношений и так далее;
  • социальная — это возможность использования труда социально уязвимых групп населения, к которым можно отнести пенсионеров, студентов, инвалидов и так далее, удовлетворение потребности людей в общении, реализация творческого потенциала населения, а так же возможность для развития молодого поколения — наработки им трудового опыта и стажа;
  • экологическая функция — эта функция уже применяется в развитых странах — переработка отходов от средних и крупных предприятий.

Малые предприятия — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий являются:

  • активизация структурной перестройки экономики;
  • насыщение потребительского рынка товарами;
  • преодоление отраслевого и регионального монополизма;
  • расширение конкуренции;
  • создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
  • укрепление экономической базы местных органов власти;
  • развитие сел, небольших городов;
  • возрождение художественных промыслов.

В этой главе мы дали определение «малому предпринимательству», выделили виды малых предприятий по различным критериям, определили цели создания малых предприятий для полноценного развития рынка. В следующей главе рассмотрим историю возникновения и развития малого предпринимательства в России.

1.2 История развития малого предпринимательства в России

Малое предпринимательство в России получило развитие после «застоя» 80х годов. Предпосылкой развития малого бизнеса стала деятельность партийных, комсомольских, производственно-хозяйственных объединений и научно-технических центров. Ранее их не рассматривали как отдельные субъекты производства.

В то время происходили преобразования в политической и социально-экономической сферах. Это дало возможность некоторым особо предприимчивым людям заниматься предпринимательской деятельностью. Появились первые кооперативы, союзы, объединения, ассоциации предпринимателей, участников кооперативного движения. Так был учрежден Союз менеджеров СССР, в состав которого вошли многие предприниматели. Кооперативы стали создаваться во многих регионах, городах. [12]

Возможность появилась, спрос на продукцию был, но отсутствовало законодательство, защищающее интересы предпринимателей. Поэтому приходилось защищать свои права, используя средства массовой информации и другие. Эти и другие проблемы приводили к сплочению, объединению предпринимателей. На этой почве формировались отраслевые предприятия в области сельского хозяйства, торговли и других отраслей. В 1990 году создается Российский союз совместного предпринимательства, через год Аграрный союз. Под управлением Райисполкомов при поддержке кооперативов появляются товарищества, первые открытые акционерные общества.

В начале 90-х годов произошел процесс приватизации госпредприятий. Перераспределение государственной собственности способствовало еще большему укреплению развития предпринимательства, поскольку государственные предприятия не могли больше выдерживать конкуренцию.

В это период можно считать началом развития теневой экономики в сфере малого бизнеса. Большие налоговые сборы побудили предпринимателей к использованию «серых» схем, «черной» кассы, двойной бухгалтерии и т.д.

Последующее развитие малого бизнеса выявило структурные проблемы всего экономического сектора. Экономический развал и политическая неразбериха (1991-1993 год) привели к тому, что значительная часть малого бизнеса была переориентирована на коммерческую деятельность. Предприятия, которые не успели вовремя перестроиться на новую рыночную экономику, были разрушены и ликвидированы, ведь отныне главным видом деятельности в сфере бизнеса становится торговля.[12]

C 1993 года наблюдается подъем в развитии малого бизнеса. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и так далее.

Первый Всероссийский съезд представителей малых предприятий состоялся в феврале 1996 г. В работе съезда участвовало около 3000 делегатов из всех регионов России.

В работе съезда приняли участие Президент России Б.Н. Ельцин, мэр Москвы Ю.М. Лужков, руководители Правительства и Федерального собрания России. Были обозначены основные позиции делегатов, суть которых сводилась к тому, что малый бизнес может стать решающей силой в преобразовании и развитии экономики России, но при условии его признания и поддержки.

Съезд обсудил и утвердил основные положения государственной политики по поддержке малого предпринимательства в России на период 1997-2000 гг., принял обращения и рекомендации в адрес Президента, Федерального собрания, Правительства России, конкретных министерств и ведомств.

По итогам съезда был принят указ Президента России, декларировавший конкретные меры по поддержке отечественного предпринимателя. После I Всероссийского съезда прошел ряд съездов в регионах России. Активизировалось создание инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Однако надежды предпринимателей не оправдались, часть обещаний было не выполнено, а вслед за этим произошли и другие изменения, конкретно в законодательстве.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации необходимо проходить много различных фондов (Пенсионный фонд, Соц.страх, ФОМС и т.д.).

Малый бизнес наталкивается на бюрократические процедуры, процесс регистрации предприятий усложняется.

Августовский кризис 1998 г. негативно отразился на многих малых и средних предприятиях: из-за резкого, значительного повышения курса доллара оборотные средства резко уменьшились или пропали в банках, сократились рынки сбыта вследствие снижения покупательной способности населения, обанкротились многие предприятия, чья деятельность была связана с импортом сырья или товаров. В результате число занятых в этом секторе экономики сократилось на несколько сотен тысяч человек, большое количество населения страны осталось без работы.

Восстановление и дальнейшее развитие малого предпринимательства после августовского кризиса было медленным и тяжелым.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации малых предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.[12]

В следующей главе мы рассмотрим место и роль малых предприятий в экономике России.

1.3 Место и роль малых предприятий в структуре экономики России

В экономике России малые предприятия играют достаточно незначительную роль. Соотношение крупного и малого бизнеса в России колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25, тогда как в странах Западной Европы и в США этот показатель подходит к уровню 1:500. [11]

Малое предпринимательство очень неравномерно распространено по территории страны, такие регионы как Москва, Санкт-Петербург и другие крупные региональные центры оттянули на себя львиную долю малых предприятий из общего количества.

Тем не менее, по статистике за прошедшие годы наблюдался значительный рост малых предприятий, попробуем выразить его в диаграмме (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика роста численности малых предприятий в период с 2000 по 2009 год.

Только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые предприятиями малого бизнеса способны:

1.насытить рынок конкурентоспособной продукцией,

2.создать новые рабочие места,

3.приступить к формированию основы общества в любой цивилизованной стране среднего класса.

В России малые предприятия распространены в следующих секторах:

  • оптовая и розничная торговля;
  • оказание различного рода услуг населению;
  • ремонт и обслуживание любых видов техники и товаров народного пользования;
  • строительство;
  • операции с недвижимостью;
  • транспорт и связь;
  • обрабатывающие предприятия;
  • другие виды деятельности.

Это соотношение весьма неравномерно. (см. рисунок 1)

По статистическим данным на 2010-2013 годы мы наблюдаем рост количества предприятий малого бизнеса, рост средней численности сотрудников предприятий, рост заработной платы. Наблюдается также рост оборотов предприятий. (см. таблицу 2)

Рисунок 1. Соотношение предприятий по видам экономической деятельности в 2012 г. (на конец года; %)

Таблица 2. Основные показатели деятельности малых предприятий (юридических лиц).

2010-2012гг. (на конец года)[3]

Малые предприятия

Всего:

В том числе микропредприятия:

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Число предприятий

1,6 млн.

1,8 млн.

2,0 млн.

1,4 млн.

1,6 млн.

1,8 млн.

Среднесписочная численность работников, млн. чел.

9,8

10,4

10,8

3,3

3,9

4,2

Оборот предприятий, млрд. руб.

18 993,8

22 610,2

23 463,7

5 609,2

7 028,3

8 347,4

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб.

12 367

15 743

16 711

10 612

12 855

13 896

По показателям данной таблицы можно сделать вывод о том, что до 2013 года малое предпринимательство в России развивалось.

В настоящее время в связи с общей экономической ситуацией в стране развитие малых предприятий затруднено в целом, так как на это влияют многие факторы, а именно:

  • большая налоговая нагрузка;
  • усложнившаяся система кредитования;
  • снижение потребительского спроса и многие другие.

Отсюда возникает необходимость создания благоприятных условий для развития малых предприятий от государства. Об этом мы будем говорить в следующей главе.

2.Развитие, поддержка, защита малого предпринимательства в России

2.1 Система государственной поддержки, фонды защиты предпринимательской деятельности

На протяжении всего времени существования малого предпринимательства в России, государство предпринимает попытки поддержания малого бизнеса для его развития, понимая важность этого сектора экономики для экономики государства в целом. Но из истории мы делаем вывод, что не все они оказывались удачными так же как и не все обещания правительства перед предпринимателями были выполнены.

Еще в 1989 году был создан союз малых государственных предприятий СССР. Было принято положение об организации деятельности малых предприятий.

Малые предприятия окончательно получили юридический статус 8 августа 1990 года, когда было принято Постановление Совета Министров СССР № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». Благодаря этому документу было ясно, какова должна быть численность предприятия и в каких отраслях, как правильно регистрировать малое предприятие, кто может выступать его учредителем. Этот документ был дополнен Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». Теперь официально малые предприятия разрешено создавать на основе государственной, муниципальной, частной собственности, а также на основе смешанной формы собственности и осуществлять любую деятельность, не связанную с нарушением законодательства.[12]

Согласно этим актам были выделены категории малых предприятий по секторам экономики.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» правой статус предприятий малого бизнеса позволял им получать некоторые льготы. Например, льготы по налогу на прибыль; разрешать списание в первый год эксплуатации до 50 % амортизационных отчислений основных фондов со сроком службы свыше 3-х лет; проводить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов и другие.

После образования Российской Федерации были приняты следующие документы:

  • Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 548 утверждено Положение о Комитете поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимущества РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»;
  • Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 утверждено Положение о Фонде содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере и другие акты, которые регулярно дополнялись.

В 1995 году 14 июня указом президента был создан Государственный комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и «…до 1 января 2008 года государственная поддержка малого бизнеса в России осуществлялась в соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, который состоит из 23 статей без разделов и глав, а также в соответствии с другими законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, также с законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Однако отметим, что с 1 января 2008 года данный закон утратил свою силу.»[8]

С начала 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, принятый Государственной думой 6 июля 2007 года.[1]

5 ноября 2014 года в Госдуму РФ были внесены поправки, дающие региональным властям субъектов Федерации РФ обложить муниципальными сборами 22 вида малой предпринимательской деятельности. Как говорят эксперты, новый налог на малый бизнес может уничтожить его в корне. Реагируя на ужесточение налогового пресса, руководители малых предпринимательств уйдут в теневую экономику. Депутат Законодательного собрания от партии КПРФ Ирина Иванова заявила в своем интервью «Фонтанке», что легче сразу было написать другой закон — «о запрете малого предпринимательства». [10]

В нашей стране наблюдается такая проблема, как нехватка специализированного оборудования и неразвитость производственной инфраструктуры, что очень мешает развитию малого бизнеса в сфере материального производства.

Все эти негативные моменты мешают развитию малого предпринимательства, являются большой проблемой для эффективности предприятия и заставляют направлять свои основные силы не на рост производства, а на борьбу за выживание.

Но наблюдаются и некоторые законодательно закрепленные положительные моменты:

  • патентная система для малого бизнеса;
  • финансовая поддержка на стадии открытия;
  • образовательная помощь по написанию грамотного бизнес-плана;
  • доступность консультаций по юридическим вопросам организации и управлению своим бизнесом.

Почти треть населения России, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. Это миллионы рабочих мест, а значит занятость большой части населения России. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики. Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока играет достаточно не значительную роль.

Без активного и позитивного вмешательства государства могут произойти негативные изменения, вплоть до полного свертывания этого сектора экономики. В соответствии с этим могут обостриться с экономические проблемы и усиление социальной напряженности.

И одних законов для этого мало.

В кризисные годы малое предпринимательство страдает в первую очередь. Вместе с внутренними проблемами (слабой финансовой базой, недостаточно опытными управленческими кадрами и так далее), на малые предприятия давят внешние проблемы, такие как усиление налоговой нагрузки, сложности кредитования, снижение потребительского спроса и возможностей сбыта производимой продукции. По этим причинам малые предприятия сокращают свою деятельность, вплоть до полного сворачивания бизнеса. Как следствие страдают граждане, растет безработица и социальная напряженность среди народа, а это уже недовольство властью.

В 2007 году, будучи премьер-министром, В.В. Путин охарактеризовал развитие бизнеса и предпринимательства в России как стратегическую задачу экономической модернизации России 21 века: «Российская экономика должна твердо занять достойное место на мировых рынках, а для этого нужно, прежде всего, активно развивать свой национальный рынок, предпринимательство, бизнес. Надо быстрее модернизировать отживающие свой век производства и создавать те, которые укрепляют конкурентоспособность страны».

Для поддержания стабильности в обществе государство должно предпринимать меры и оказывать поддержку малому предпринимательству.

Одной из форм поддержки малого бизнеса является создание центров и фондов поддержки и развития малого предпринимательства, на базе которых организованны консультации и обучение руководителей малого бизнеса, создания целевых программ развития субъектов малого предпринимательства и другие.

Государству необходимо пересмотреть систему налогообложения малых предприятий, потому что для некоторых предприятий налоги становятся непосильными. Пересмотреть систему кредитования малых предприятий, установить льготные ставки для малого бизнеса.

При условии обеспечения государством всех мер по организации развития малого предпринимательства в период кризисных лет этот сектор экономики не только останется на плаву, но и сохранит тенденцию к росту.

В следующем параграфе мы рассмотрим перспективы развития малого предпринимательства в России.

2.2 Перспективы развития малых предприятий в России

Как было сказано ранее, серьезной проблемой развития малого предпринимательства является отсутствие комплекса правовых систем, особенно на федеральном уровне, учитывающих интересы малого бизнеса. Существует проблема с налоговым законодательством — налоговая система должна стимулировать рост производства. Малые предприятия выделяют как отдельный субъект налогообложения. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, а также в России. [5]

В последнее десятилетие в РФ много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. Параллельно в эти годы принято немало законов и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Но это почти не улучшило положение представителей малого бизнеса в России. А самой главной причиной этого являются непосильные налоги.

Но, несмотря на это, малое предпринимательство имеет много плюсов, поэтому оно продолжает медленными темпами развиваться, для этого есть множество необходимых предпосылок: Россия имеет выгодное географическое положение и квалифицированные кадры, а также свободные площади для развития, свободные мощности. Малые предприятия оказываются более приспособленными, чем средние и крупные, к условиям развития во времена кризиса, так как более близки к рынку, быстрее реагируют на все изменения. Они могут быстро заполнять пробелы в потребительской сфере, способны быстро окупаться, что также немало важно знать для создания своего предприятия.

Подводя итоги, можно сделать вывод: несмотря ни на что, малое предпринимательство в нашей стране развивается и будет развиваться, хоть этот путь порой сложен. Будущее у малого бизнеса в России несомненно есть, а какое оно будет, зависит в основном от государства.

Заключение

Итак, малое предпринимательство играет важную роль в развитии современного рынка. Ученые в России на протяжении многих лет ведут споры о роли и важности развития малого предпринимательства в нашем государстве.

Формирование рынка происходит за счёт многих компонентов, основным из которых идёт малое предпринимательство. Малые предприятия создают хорошие условия для оздоровления рынка и экономики в целом: создают конкуренцию, насыщают рынок товарами и услугами, создают новые рабочие места, лучше используются местные сырьевые ресурсы. Руководители малых предприятий обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности.

Социальная роль малых предприятий состоит в том, что они могут снижать социальную напряженность, поглощая незанятую часть населения, уменьшая безработицу.

Современная государственная политика Российской Федерации направлена на развитие отечественного бизнеса, внедрение инновационных технологий и глубокую экономическую модернизацию.

Малое предпринимательство в России считается неустойчивой системой, очень сильно зависящей от колебаний рынка, поэтому оно нуждается в государственной поддержке. Для этого создаются определенные условия, но пока их не достаточно для стабильного развития данного сектора экономики.

В нашей работе мы выполнили все поставленные задачи.

Список литературы

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Ось-89, 2008. — 32 с.

2. Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление [Текст] : учебное пособие / под ред. А.Д. Шеремета. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 480 с.)

3.Кевеш А. Л. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России» [Текст] : статистический сборник / под ред. А. Л. Кевеш . — М.: Росстат, 2013. — 216 с.]

4. Алисов А. Н., Грищенко С.Е. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография [Текст] : учебник / А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. — М.: МАКС Пресс, 2009. — 190с.

5.Никонова О. Е. Проблемы современной экономики [Текст] / 2007, № 4 (24)

6.Балашова Е. А. Сибирский торгово-экономический журнал [Текст] / 2009, № 9

7.Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса. Проблемы современной экономики [Текст] / 2006, № 3/4 (19/20)

8.КонсультантПлюс — надёжная правовая поддержка [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_115870/ , свободный. — загл. с экрана. — яз. рус.