«Восстановление экономики и политическое развитие СССР в послевоенный период». план-конспект по истории (9 класс)

Конспект
  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:
  • Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  • Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  • Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  • Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

13 стр., 6165 слов

Ответы на вопросы: Экономика городского хозяйства Андреева Н.А.. Кейсзадание Экономика ...

... по 40 000 руб. в месяц, хозяева 2-комнатных - по 48 000 руб. в месяц. Вопросы и задания: 1. К какому сектору экономики ... человек. У столицы на землю ЗиЛа большие планы - превратить этот индустриальный район в полноценную городскую среду обитания, ... необходимо обеспечить район. Ответы: 1. Согласно классификации Фишера – Кларка, промышленные предприятия относятся к вторичному сектору экономики. В этот ...

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.).

Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

8 стр., 3776 слов

Реферат: Экономическое развитие СССР в 1945-1953 годах

... том, что составленный в 1946 г. План восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. содержал заниженные показатели. Вознесенский ... послевоенные годы Советскому Союзу удалось добиться немалых успехов в развитии экономики и перевооружении армии. Однако Сталину эти достижения казались ... человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено ...

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

2 стр., 983 слов

Презентация: Введение в домашнюю экономику презентация по технологии (8 класс)

... и научной организации труда в домашней работе Слайд 20 Как и в большой экономике, в домашней существует своя отраслевая структура . Отрасли домашней экономики: Содержание семьи Индивидуальное строительство ... пошива, технология ремонтных работ, технология производства товаров и услуг Слайд 19 Задачи домашней экономики: Наиболее полное удовлетворение потребностей и желаний всех членов семьи ...

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

11 стр., 5492 слов

Презентация: Презентация «Геолого-экономическая оценка общераспространенных ...

... «Геолого-экономическая оценка общераспространенных типов месторождений полезных ископаемых» Презентация курса лекций представляет собой тематический набор слайдов, выполненных на электронном носителе, в количестве 135 штук с соответствующими пояснениями на каждом рисунке. Презентация включает демонстрационные материалы ...

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка .

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.