Экономика городского хозяйства Андреева Н.А.. Кейсзадание Экономика городского хозяйства (города)

Ответы на вопросы

Подборка по базе: , Контрольная работа №1 по дисциплине «Метрология, стандартизация , Методические указания для студентов по выполнению практических з , Лекция по дисциплине Бухгалтерская финансовая отчетность Тема По , Тематический план занятий семинарского типа по дисциплине Патоло , Контрольная работа по учебной дисциплине Менеджмент Вариант 7 Ка , КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.pdf , практическая работа по дисциплине ЭкоОснПр (1).docx , Вопросы к зачету по дисциплине ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx , Практические задания по дисциплине Арбитражный процесс.docx


Вариант 1

Ситуация 1.

Дешевого жилья на «Полуострове ЗиЛ» не будет (Юлия Петрова).

Территорию, на которой расположен московский автозавод ЗиЛ, вряд ли можно назвать населенной.

Промзона занимает более 470 га, здесь официально трудится всего 16000 человек. У столицы на землю ЗиЛа большие планы — превратить этот индустриальный район в полноценную городскую среду обитания, заселить его 38 300 новыми жителями, которые смогут найти себе жилье и работу. Город уже согласовал проект планировки будущей масштабной стройки, которая предполагает строительство 4,5 млн. кв. м к 2030 г. Сам проект получил название «Полуостров ЗиЛ». Земля под ЗиЛом перспективна, уверены эксперты рынка недвижимости, именно поэтому рабочего люда здесь не будет — квартиры будут слишком дороги. Столичные девелоперы давно с интересом смотрят на индустриальные площадки. Сколько земли в Москве сейчас относится к производственным и промышленным территориям, не могут точно сказать даже столичные чиновники. Мэр города Сергей Собянин на MIPIM говорил о 15 000 га промзон, «половина которых требует реорганизации». По данным департамента науки, на

2008 г. в городе насчитывалось 209 промзон общей площадью 7800 га, расположенных как в границах, так и вне границ производственных территорий (примерно 16% площади старой Москвы).

Около 90% занятых производствами участков находится в госсобственности (19% — РФ, 72% — Москвы).

По подсчетам мэрии, на реорганизованных площадях можно разместить до 70 млн кв. м новой недвижимости. Можно построить от

90 млн до 140 млн кв. м жилья. Согласно проекту планировки территории ЗиЛа, одобренному градостроительно-земельной комиссией (ГЗК), здесь должно появиться 1,5 млн кв. м жилья и апартаментов. Официально застройщики, которые возведут тут дома, не определены: город предполагает разделить промзону на отдельные участки, а затем выставить на торги. Однако на некоторые площадки уже появились претенденты. Так,

31 стр., 15159 слов

Методическая деятельность преподавателя управленческо-экономических ...

... его выводы и научно обоснованные рекомендации по повышению результативности методической работы способствуют успешной организации инновационной педагогической деятельности преподавателей управленческо-экономических дисциплин в условиях модернизации российского образования. База ...

Москва выставляет на продажу 130 га в северной части ЗиЛа. Среди интересантов вице- мэр Наталья Сергунина называла группу компаний ПИК. Источник, близкий к застройщику, эту информацию подтверждал. Как рассказывали в Москомархитектуре, социального жилья здесь строить не планируется. А коммерческое жилье в силу уникального месторасположения на ЗиЛе будет стоить недешево: это место не для бюджетных новостроек. Даниловский район, к которому относится ЗиЛ, традиционно дорогой, он близок к Ленинскому проспекту, на вторичном рынке жилищный фонд представлен в основном сталинскими домами, на первичном — бизнес- классом. Учитывая месторасположение и территориальную близость участка к центру, скорее всего здесь будут возведены объекты бизнес-класса. Проект одной стороной выходит на Москву-реку, что обеспечит части застройки хорошие видовые характеристики, и это жилье будет относиться к верхнему сегменту бизнес-класса. Риэлторы не берутся прогнозировать, сколько будет стоить 1 кв. м жилья на ЗиЛе. Опыт освоения территории «Москва-сити» показывает, что только через 10 лет на территории ЗиЛа могут появиться первые объекты недвижимости. Однако существующие жилые комплексы по соседству задают определенные ценовые ориентиры. Если бы ЗиЛ уже застраивался, то комфорт-класс стоил бы на начальной стадии 110 000-120 000 руб. за 1 кв. м, а на завершающей стадии —

150 000-160 000 руб., бизнес-класс на котловане оценивался бы в 120 000-130 000 руб. за 1 кв. м, на последних этапах стройки — от 180 000 руб. за 1 кв. м. Сдавать такие квартиры

можно было бы также по цене выше среднего: уже сейчас в Даниловском районе собственники однокомнатных квартир получают от нанимателей по 40 000 руб. в месяц, хозяева 2-комнатных — по 48 000 руб. в месяц.

Вопросы и задания:

1. К какому сектору экономики согласно классификации Фишера — Кларка относятся промышленные предприятия?

2. Чем обусловлен процесс вытеснения предприятий вторичного сектора экономики с территории города Москвы?

3. Кто такие девелоперы?

4. Что такое функциональное зонирование города и для чего оно проводится? На какие зоны делится город в рамках функционального зонирования?

5. С какой целью власти города Москвы приняли решение о сокращении территории предприятия ЗИЛ и что это даст городу?

6. Что такое вторичный рынок жилья? Какую динамику он показывает в Москве в последний год?

7.Что такое первичный рынок жилья? Какую динамику он показывает в Москве в последний год?

8. Какие факторы определяют стоимость городской недвижимости?

9. Какими объектами социальной инфраструктуры необходимо обеспечить район?

10. Какими объектами инженерной инфраструктуры необходимо обеспечить район.

15 стр., 7030 слов

Экономика автотранспортного предприятия

... больничного; Дб = 5 Так как расчет производим для предприятия находящегося на территории Хабаровского края, то количество дней отпуска нужно увеличить ... период. Считаю целесообразным начислить дополнительное топливо за работу в городе с населением 0,5…2,5 млн чел.(15%) и ... м 1.2 Обоснование исходных данных Способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ определяем по табл.1[6, прил. II, табл. 1]- ...

Ответы:

1. Согласно классификации Фишера – Кларка, промышленные предприятия относятся к вторичному сектору экономики. В этот сектор входят отрасли обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлургия, нефтехимия и др.).

Роль вторичного сектора в развитии городов становится центральной с началом промышленной революции в Европе и формированием системы капитализма.

2. Предприятия вторичного сектора экономики вытесняются с территории города Москвы.

Данный процесс деиндустриализации экономики города обусловлен развитием сферы услуг и концентрации деловой активности в крупном городе, что способствует дефициту земли и помещений и сказывается на их цене. Предприятия вторичного сектора экономики являются землезатратными и менее рентабельными по сравнению со сферой услуг и отраслью жилого строительства.

3. Девелопер – это специалист, предприниматель, который руководит строительством проекта от начала застройки и инвестирования в нее денежных средств до окончательной его продажи с тем, чтобы увеличить максимальную стоимость.

4. Функциональное зонирование города – это метод рациональной организации и использования полезного пространства, площади в интерьере, на территории города, парка и т. д., заключающийся в выделении отдельных зон

(участков), предназначенных для особых видов деятельности человека, процессов или процедур. Зоны зачастую дополнительно делятся на относительно обособленные подзоны. Функциональное зонирование города способствует повышению уровня рациональности и комфорта в организации труда, быта и отдыха людей. .На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифференциации во времени и пространстве базовых функций жизнедеятельности человека˸ работы, жилища и отдыха. Это нашло свое отражение в методике функционального зонирования территорий, которая в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* предполагает деление города на три основные зоны: селитебную, производственную, ландшафтно- рекреационную. В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

5. На территории ЗИЛа планируется строительство жилья, магазинов, музеев, университета, офисов с одновременным открытием станции метро «Технополис», а также озеленение остальной территории. У столицы на землю ЗиЛа большие планы — превратить этот индустриальный район в полноценную городскую среду обитания, заселить его 38 300 новыми жителями, которые смогут найти себе жилье и работу.

6. Вторичный рынок жилья – это квартиры в готовых, полностью построенных домах, на которые права собственности уже оформлены и зарегистрированы в единой базе

Росреестра. Причем, квартиры вторичного рынка могут быть как в старых домах , так и в новых. Первичным собственником может быть как сам Застройщик, так и любое юридическое или физическое лицо, инвестировавшее деньги в строительство этого дома.

При продаже такие квартиры меняют собственника, переходят «во вторые руки».

Основная масса квартир на вторичном рынке – это квартиры в уже обжитых домах, построенных в прежние годы, поэтому выбор квартир всегда больше, чем на первичном рынке жилья.

Эксперты сходятся во мнении, что минувший 2015 год оказал существенное влияние на вторичный рынок жилья в Москве. 2015 год, характеризующийся кризисными явлениями в стране, показал, что стоимость вторичных квартир в Москве рухнула как в долларах, так и в рублях. По отношению к 2014 году долларовые цены упали почти на 34% и стали соответствовать середине 2000-х годов. Согласно данным IRN.RU, к концу декабря 2015 года квадратный метр стоил 2,6 тысячи долларов. При этом, несмотря на ослабления национальной валюты, существенно снизились и цены в рублях. К концу года «квадрат» в среднем подешевел до 177 тысяч рублей. То есть на 10-15%.

53 стр., 26322 слов

Конспект лекций экономика недвижимости

... Д.А. Экономика недвижимости: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007). В случае создания для управления кондоминиумом товарищества собственников жилья оно может, ... передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру. По сути это означает, что соответствующая доля в ... с нормативными сроками службы от 15 до 150 лет. Длительность кругооборота земли при правильном ее использовании ...

В то же время глава департамента вторичного рынка «ИНКОМ-Недвижимости» Сергей

Шлома обратил внимание, что бюджет реальных сделок в 2015 году чаще всего оказывался еще ниже. Доля продаж со скидками стала рекордной за всю историю рынка.

В декабре с дисконтом в среднем в 9,6% в Москве купили 81% вторичного жилья.

Управляющий партнер «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости» Марина Толстик уточнила, что скидки доходили и до 20%. Например, на квартиры в старом жилфонде, нуждающиеся в капремонте, включая замену ванны, раковины, сантехники или проводки. В денежном выражении дисконт на массовое жилье насчитывал 500 тысяч-1 миллион рублей.

Отрицательная ценовая динамика, по словам специалистов, возникла из-за резкого сокращения платежеспособного спроса. В 2015 году Росреестр зарегистрировал в Москве чуть более 113,7 тысячи переходов прав на «вторичку». Что почти на 30% меньше показателя 2014 года.

Из-за значительного удешевления вторичные квартиры в Москве окончательно утратили инвестиционную привлекательность. Граждане стали их приобретать только для реальных жилищных потребностей, а не для получения прибыли в будущем. Шлома отметил, что уже после кризиса 2008 года вторичный рынок потерял параметр инструмента эффективных вложений. Но при этом переквалифицировался в гарантированный способ сохранения накоплений. В целом в 2015 году население испытало шок на фоне падения цен на «вторичку» в Москве, когда большинство лотов продавалось на 15% дешевле прошлогоднего уровня.

Кроме того, на вторичный рынок с успехом вернулась практика альтернативных сделок, почти забытая в конце 1990-х годов. То есть участники сделок начали друг с другом массово обмениваться собственными квартирами в Москве с доплатой или без. По подсчетам «ИНКОМ-Недвижимости», в 2015 году подобные операции заняли 3- 4% всего объема. В то время как в стабильной ситуации они не превышают 1%. Возродившийся тренд объясняется дефицитом покупателей с «живыми» деньгами из-за ухудшения благосостояния.

По оценке экспертов, на обрушение рынка вторичной недвижимости в столице в 2015 году повлияли 3 основных фактора:

1. Значительное снижение доходов населения;

2. Существенное увеличение предложения жилья;

3. Повышение недоступности ипотеки.

Эксперты называют нынешнее положение вторичного рынка жилья в Москве новым уровнем, который определит вектор его существования в ближайшем 2016 году. И для продавцов он окажется далеко не радостным. Так как продолжит превалировать рынок покупателя.

7. Первичный рынок жилья — рынок жилья, право собственности, на которое еще не зарегистрировано в уполномоченном регистрирующем органе. В первичный рынок жилья входит любое жилье, которое еще не эксплуатировалось по назначению, а также жилые объекты, незавершенные строительством.

18 стр., 8616 слов

С. В. Гриненко КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ по курсу Экономика недвижимости ...

... практической реализации сделок и управления объектами недвижимости в рамках существующего правового пространства. 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИКИ НЕДВИЖИМОСТИ 1.1. Понятие, сущность и ... основные характеристики недвижимости «Недвижимое имущество – это любое имущество, состоящее ...

В начале 2015 года цены на первичном рынке недвижимости Москвы росли, но, скорее, по инерции – после толчка, данного удорожанию ажиотажным спросом в конце 2014-го, когда покупатели буквально выстраивались в очередь для заключения договоров. Средняя стоимость квадратного метра в новостройках столицы в I квартале превысила отметку 209 тысяч рублей. Январь и февраль были рекордными месяцами этого года с точки зрения продаж. Неизбежным следствием резкого, «нездорового» подъема на рынке недвижимости в условиях экономического кризиса стал спад покупательской заинтересованности: к середине года средние цены на первичные объекты снизились до

180 тысяч рублей за «квадрат», а к концу IV квартала – ниже 170 тысяч рублей. В условиях экономической нестабильности покупательские предпочтения массового рынка были сосредоточены на новостройках максимальной степени готовности, с удобным расположением и оптимальными показателями цены и качества. В новостройках с отделкой «под ключ» заинтересованы 65% покупателей жилья экономкласса. Однако на рынке такого количества предложений фактически нет. И поскольку на текущий момент определяющим фактором при выборе выступает стоимость недвижимости, как минимум

57% от указанных 65% покупателей пересматривают запросы и останавливаются на подходящих по цене вариантах без отделки.

Учитывая статистику продаж за 2015 год, можно констатировать, что однокомнатные квартиры проигрывают в спросе двухкомнатным, как в столице, так и в области.

Популярный формат в нынешних реалиях рынка – так называемые евродвушки, то есть квартиры, где кухня объединена с гостиной, а одна из комнат изолирована. Такие объекты, как правило, имеют меньшую площадь, чем двухкомнатные квартиры стандартной планировки (с отдельной кухней), – до 50 кв. м. Но и стоимость этих квартир ниже, что зачастую играет важную роль. Кроме того, данный формат, за исключением практичности , имеет и своих поклонников, особенно среди молодых семей до 35 лет

(кстати, самой активной части покупателей).

Предложения подобных двухкомнатных квартир «евроформата» площадью 45 кв. м распространено на территориях «новой»

Москвы, например, в в ЖК «Белая Звезда» (г. Щербинка).

Приобретение квартир на первичном рынке с целью инвестиций сократилось практически до минимума; покупка новостройки на начальной стадии строительства в нынешних реалиях многим кажется рискованным шагом. Однако именно объекты, вышедшие в продажу на этапе котлована, имеют наиболее привлекательные цены – на 25–30% дешевле, чем стоимость готовых квартир. Таких проектов во второй половине 2015 года становилось все больше, и они, в том числе, определяли корректировку цен на новостройки и увеличение размера скидок в домах, давно представленных на рынке.

8. Существуют четыре основные группы факторов, определяющих стоимость городской недвижимости: социальные, экономические, экологические и государственное правовое регулирование. Все они в совокупности определяют стоимость любой недвижимости.

Каждый из факторов воздействует на имущественные стоимости в сторону увеличения или понижения.

9. Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.

31 стр., 15379 слов

Департамент труда и социальной защиты населения города севастополя

... экономики и рынка труда города Севастополя .............. 11 1.1 Экономическое развитие города Севастополя .................................................................................... 11 1.2 Занятость населения ... в реализации) инвестиционные проекты на территории города Севастополя ............................................................... 34 4.2 Фактическая численность работников ...

Ситуация 2.

В ожидании агломераций.

Максим Марков

Михаил Тонков

Опыт регионов СФО может стать первым отечественным примером управления агломерационными процессами. Различные стартовые позиции и концепции объединений уже сегодня дают пищу для размышлений об их успешности. В большинстве субъектов

СФО региональные власти при декларируемой поддержке Минрегионразвития РФ заявляют о стремлении превратить административные центры в крупные агломерации. По мнению инициаторов этих проектов, создание мегаполисов создаст условия социально- экономического развития территорий, позволит им стать опорными точками страны и повысить собственный статус до мирового уровня. При этом систематизированный практический опыт и знания, которые могли бы помочь в прогнозировании результатов, в стране пока отсутствуют. Остается в основном ориентироваться на мировую практику и отчасти полагаться на примеры Москвы и Санкт-Петербурга, которые в настоящее время представляют собой полноценные и динамично развивающиеся центры российской урбанизации и агломеративного строительства. Запуск проектов по созданию агломераций начинает вызывать повышенный интерес у представителей политических и экономических региональных элит, крупных операторов индустриальных рынков.

Территориальное развитие, которое, безусловно, повлечет серьезные структурные изменения на рынках капитала, трудовых ресурсов, недвижимости, уже активно обсуждается и в СФО. Экспертное сообщество регионов и представители федеральных девелоперских компаний ведут активный диалог, результатом которого становятся модели комплексного и сбалансированного развития территорий, обеспечивающие стабильный рост ключевых отраслей экономики, инвестиционной привлекательности и межрегиональной конкурентоспособности. Инструмент регионального развития Развитие индустриализации на Западе в середине прошлого века привело к тому, что концентрация городских видов деятельности вышла за пределы административных границ и распространилась на соседние населенные пункты. В итоге ряд поселений слился в единую череду промышленных и жилых зон. Этот естественный процесс и получил благодаря работам французского географа Мишеля Руже название «агломерация». В современной России агломерации не являются, как это было на Западе, результатом естественного разрастания и слияния населенных пунктов. Напротив, они выступают объектом целенаправленного искусственного формирования. Причина в том, что сегодня в России городские агломерации рассматриваются как узловые элементы опорного каркаса расселения , «маховики» реорганизации территориальной структуры хозяйства. В

Советском Союзе крупные городские образования формировались по принципу рационального объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центровпроизводства необходимого количества трудовых ресурсов. Такие сфокусированные места компактных размещений населенных пунктов и производственных центров действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических условий и социальных реалий. Их нельзя назвать полноценными агломерациями. Это просто крупные урбанизированные

2 стр., 951 слов

«иэ основы градостроительства» «Проблемы развития современных городов»

... Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). – М.: Эдиториал УРСС, 2006.-328 с. 3. Воронков В.В. «Проблемы комплексного развития городов». Доклад на межвузовском ... для жителя крупного современного города при выборе им места жительства, работы и отдыха. От транспорта зависит активность жизнедеятельности населения в условиях города. Рост транспортной нагрузки ...

территории, иногда довольно хаотично развивающиеся. Сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что мы фиксируем принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они стали вполне ожидаемым логичным ответом на системные изменения, которые вносит бурно развивающаяся и модернизирующаяся отечественная экономика. Сегодня Россия должна переходить к собственному перспективному развитию на основе таких актуальных ресурсов, как человеческий капитал, знания и инновации, емкие и динамичные рынки, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства. Именно такой обновленный «портфель ресурсов» позволит обеспечить устойчивые высокие темпы экономического роста страны и будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Новый Лондон Министерство регионального развития РФ уже заявило о старте программы по формированию на территории России мегаполисов за счет слияния областных центров с близлежащими населенными пунктами. В сообщениях чиновников прозвучал предварительный список из

14 крупных кандидатов в агломерации. В СФО такими территориями были названы всего четыре:

Новосибирск,

Красноярск,

Иркутск,

Томск.

На фоне заявлений

Минрегионразвития четко просматривается встречное движение региональных властей.

Это можно уже расценивать как начало конкурентной борьбы за федеральные ресурсы, которые будут направлены государством на поддержку проектов по созданию крупных урбанизированных образований. В Новосибирске агломерационные процессы протекают абсолютно естественным образом. Можно даже сказать, что этот регион стоит особняком от прочих сибирских территорий, где формируются агломерации. В отдельных бизнес- сообществах города появляются идеи формализовать процесс объединения территорий и придать ему проектный формат. Однако власти сохраняют осторожность и солидарны в том, что они не являются сторонниками административных преобразований с целью создания каких-то искусственных территориальных объединений. Правда, руководители крупнейшего в стране муниципального образования отмечают, что логика развития

Новосибирска в перспективе приведет к тому, что к городу все-таки будут присоединены некоторые спутники, которые исторически воспринимаются жителями как его часть.

Среди таких территорий называются Бердск, Кольцово, Краснообск, Обь, а также

Новосибирский, Мошковский, Коченевский и Искитимский районы. Следует отметить, что названные города, поселки и районы с Новосибирском уже сегодня объединяет транспортная и инженерная инфраструктура. На этих территориях строится более дешевое, чем в Новосибирске, жилье, размещаются производства, объекты промышленной инфраструктуры (склады, логистические центры) и крупные торговые центры, что оказывает заметное влияние на структуру расселения. Новосибирская область

  • один из немногих регионов России, экономика которого почти на четыре пятых формируется административным центром. Регион сильно урбанизирован: 75% населения

(около 1,9 млн. человек) проживает в городах, причем более половины всего областного населения — в Новосибирске. Большая проблема Новосибирска — дефицит городской дорожной сети. Хотя следует отметить серьезные положительные изменения, которые произошли за последнее время, но нехватка пока остается. Сегодня магистральные улицы занимают лишь 4% территории города, когда в развитых городах этот показатель достигает 30%. С учетом этого, параллельно с развитием дорожной сети, для обеспечения экстренных передвижений в Новосибирске запланировано строительство 19 вертолетных посадочных площадок в черте города и еще двух — за ее пределами. Но самые грандиозные

11 стр., 5475 слов

Диссертация «Устойчивое развитие сельских территорий как важнейший ...

... устойчивости к внутренним угрозам экономической безопасности; определить масштабы социально-экономических угроз экономической безопасности сельских территорий Калмыкии. 3. Разработать стратегию устойчивого развития сельских территорий: обосновать концептуальные направления и механизмы нейтрализации угроз экономической безопасности развития сельских территорий. РќР°С ...

планы у градостроителей — это развитие метрополитена. После 2030 года должна быть построена первая кольцевая линия. Новосибирску повезло еще и в том, что это не просто крупнейший за Уралом город. Он расположен в центре мощной региональной агломерации, в окружении нескольких крупных городов: Омска, Томска, Барнаула,

Бийска, Кемерова, Новокузнецка. Уступая Новосибирску по географическому расположению, эти города тяготеют к нему, что, несомненно, способствует бурному развитию областного центра. В свое время за счет логичной пространственной агломерации Лондон стал одним из глобальных финансовых и транспортных центров, штаб-квартирой 50 тыс. крупнейших корпораций мира. На финансовые и бизнес-услуги приходится 35% городской экономики, еще столько же — на туризм, гостиничное дело, торговлю, питание, развлечения. И всего 10% — на промышленность (в 1960 году доля промышленности в городской экономике составляла 40%).

Новосибирск имеет все шансы стать ядром урбанизированного кластера, сервисным центром-узлом. В заключение можно сказать, что потенциальные сибирские агломерации имеют уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований. Представленные цели и концепции создания агломераций, подходы к реализации проектов, форматы участия власти в этих процессах довольно различные. Все это может служить основанием для утверждения , что опыт управления объединением территорий в Сибири будет весьма разноплановым и, видимо, неоднозначным. В складывающейся ситуации политическим элитам, бизнес-сообществу, экспертам в различных областях знаний необходимо крайне внимательно подходить к планированию и кропотливой регистрации всего комплекса результатов на всех этапах развития проектов. Таким образом, может быть создана уникальная система знаний, которая позволит в будущем избежать отрицательных последствий в ходе реализации таких крупных системных социально-экономических преобразований.

Вопросы и задания:

1. Что такое агломерация?

2. Приведите понятия мегаполис? Что под мегаполисом понимает автор данной статьи?

3. Перечислите показатели и факторы урбанизации. Опишите стадии урбанизации по Дж.

Джиббсу.

4. Какие положительные и отрицательные последствия от перетока населения в крупные агломерации России?

5. Чем обусловлен этот интерес?

6. К каким изменениям приведет развитие агломерационных процессов в России?

7. Чем занимаются девелоперские компании?

11 стр., 5461 слов

Разработка стратегии социально-экономического развития района Лефортово

... стратегии социально-экономического развития и поддержки района Лефортово города Москвы. Объект дипломной работы - социально-экономические условия района Лефортово города Москвы. Предмет дипломной работы - механизмы совершенствования стратегии социально-экономического развития района Лефортово города Москвы. Задачи: 7. Исследовать эволюцию стратегии социально-экономического развития ...

8. Что такое функциональное зонирование? С какой целью проводится? На какие виды функциональное зонирование делит территорию города?

9. Приведите примеры и охарактеризуйте крупнейшие мировые агломерации.

10. В чем заключается теория каркаса городов и кто ее предложил?

11. Как глобальные процессы воздействуют на развитие городов России?

12. Приведите и охарактеризуйте примеры мировых мегаполисов.

13. Какие модели координации политики городов входящих в агломерацию можно выделить основываясь на мировом опыте?

14. Приведите определение понятия «город».

15. Какие преимущества дает город для потребителей и производителей товаров и услуг?

16. Что такое город ядро и город спутник? Что их связывает?

17. Какая доля населения проживает в городах в Российской Федерации?

18. Какими показателями характеризуются глобальные города?

Ответы:

1. Развитие урбанизации способствует массовому процессу переселения жителей страны в города, где сосредоточенны административные и финансовые ресурсы страны. Это приводит к тому, что основной формой расселения населения страны и главными объектами городской социально-экономической политики становятся агломерации.

Агломерация — это сращивание населенных мест в сплошные урбанизированные территории, имеющие общность экономической жизни, объединенные устойчивыми и интенсивными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой. Агломерация состоит из крупного города- центра деловой активности (город — ядро) и городов спутников соединенных с центральным городом транспортной инфраструктурой.

2. В научном понимании мегаполис — это урбанизированная зона, образованная сросшимися агломерациями. Крупнейшие города связаны между собой автомобильными и железнодорожными магистралями, вдоль которых расположены средние и малые города. Они формируют в совокупности гигантские поселения ленточного типа, замыкающиеся в единую сеть (с отдельными вкраплениями малоурбанизированных территорий).

Чертами мегаполиса являются:

  • линейный характера застройки, вытянутый в основном вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей (рек или морских побережий);
  • общая полицентрическая структура, обусловленная взаимодействием относительно близко расположенных друг к другу крупных городов — агломерационных центров, формирующих мегаполис;
  • нарушение экологического равновесия между деятельностью человека и природной средой.

Автор данной статьи под мегаполисом понимает слияние областных центров с близлежащими населенными пунктами.

3. Урбанизация (от лат. «Urbanus» — городской) — это исторический процесс переселения сельских жителей в города, сопровождающийся повышением роли городов, городского образа жизни и городской культуры. Существует ряд показателей урбанизации страны, с помощью которых можно сравнивать страны по уровню развития городов, а значит и по уровню экономического потенциала страны.

К показателям урбанизации можно отнести: количество городских поселений, в т.ч. больших и крупнейших; численность городского населения; количество агломераций и мегаполисов; доля территории, занятая городами; доля городского населения, проживающая в больших и крупнейших городах.

Факторы, за счет которых происходят процессы урбанизации: естественный прирост городского населения; преобразование сельских населённых пунктов в городские; формирования широких пригородных зон; миграции из сельской местности в городскую.

Согласно американскому географу Джону Джиббсу страна проходит пять стадий урбанизации в зависимости от уровня экономического развития и типа воспроизводства населения, которая превалирует в стране.

На 1 стадии — территория характеризуется равномерным расселением, происходит зарождение первых городов, растет городское и сельское население, доля сельского населения превалирует и составляет 90%. С исторической точки зрения данный этап превалировал в доиндустриальную эпоху.

На 2 стадии — происходит ускоренный рост городов за счет развития производительных сил общества, одновременно происходит прирост сельского населения за счет высокой рождаемости. В истории данный этап характерен для эпохи промышленной революции.

На 3 стадии — начало роста пригородов вследствие высокого притока населения в основной город, что сопровождается увеличением стоимости земли, жилья, производственных помещений и ухудшения качества жизни в основном городе.

Наблюдается тенденция сокращения сельского населения. Исторически данная стадия развития городов превалировала в промышленно — развитых странах при переходе от индустриальной к постиндустриальной экономике.

На 4 стадии — процесс массового переселения жителей города с достойным уровнем доходов в пригород за счет дальнейшего ухудшения условий жизни в основном городе.

Из-за высокой стоимости жилья, мигранты из внешнего, по отношению к городу, мира, также обосновываются в пригородах. Происходит сокращение доли сельского населения в стране, которая переходит в разряд высокоурбанизированных стран. Данный этап характерен для стран имеющих высокий уровень экономического развития и перешедших на стадию постиндустриальной экономики.

На 5 стадии — усиливается деконцентрация городского населения , замедляются темпы роста городских агломераций, растет сельское население, происходит формирование сложных полицентрических урбанизированных систем (мегаполисов), доля городского населения составляет 75%. Наблюдается затухание экономической активности в основном городе. В качестве современного примера города, который находится на 5 стадии урбанизации, можно привести Детройт в США.

4. В современных условиях в Российской Федерации продолжается постепенный отток людей из сельской местности, а также малых и средних городов в крупные агломерации.

Это ведет к сокращению населенных пунктов и формированию островного государства, где главные точки концентрации ресурсов и деловой активности сосредоточены в небольшом количестве городов. По данным Министерства регионального развития в

России насчитывается 20 агломераций.

Процесс развития агломераций носит неоднозначный характер, где наблюдаются положительные и отрицательные стороны этого явления.

Положительными сторонами развития агломераций в Российской Федерации являются:

  • за счет эффекта агломерации возможен экономический рост и снижение издержек предприятий;
  • развитие городской инфраструктуры агломераций;
  • снижение инфраструктурных ограничений предприятий;
  • возможность проводить единую политику по территориальному планированию, охране окружающей среды, создавать единые службы охраны порядка и пожарной охраны по высоким стандартам;
  • сокращение бюджетных расходов на содержание ряда малых и средних городов, которые перестанут существовать;
  • более высокая концентрация промышленных предприятий и предприятий сферы услуг, что повышает их конкурентоспособность;
  • повышение качества жизни граждан.

Также существуют и отрицательные стороны развития агломерационных процессов в

Российской Федерации:

  • нарушение территориальной организации региона и страны — ряд городов региона, которые не вошли в агломерацию могут исчезнуть;
  • сокращение финансирования малых городов;
  • падение уровня жизни в малых городах;
  • сокращение городов Сибири и Дальнего Востока, что может пагубно сказаться на геополитическом положении страны;
  • увеличение оттока населения из деревень;
  • нехватка рабочей силы в деревнях может отрицательно сказаться на сельском хозяйстве — выходом является автоматизация предприятий сельского хозяйства;
  • обострение имеющихся проблем крупнейших городов-центров агломерации

(транспортных, экологических и т.д.).

5. В современном мире агломерации являются центрами экономического развития страны.

Именно агломерации за счет эффекта экономии способствуют повышению конкурентоспособности национальных производств. Однако и проявляется ряд отрицательных сторон развития агломераций и главный из них это нарушение каркаса расселения населения по территории, а также ухудшение качества жизни, проявляющееся в городе ядре агломерации по мере ее роста. Таким образом, развитие агломераций в

Российской Федерации является объективным, но неоднозначным процессом.

6. Сегодня агломерирование становится ключевым инструментом развития страны и ее территорий, обеспечивающий высокое качество жизни населения, создающий комфортную среду для развития бизнеса и повышающий конкурентоспособность России как единого целого, связанного с опорным каркасом системы расселения, транспортной и энергетической инфраструктурой, высоким качеством жизни и ориентированной на инновационный сценарий развития.

7. Девелоперская компания — компания, комплексно осуществляющая по поручению заказчика (генерального заказчика, инвестора) функции застройщика на всех фазах проектного цикла: от исследования рынка и предынвестиционных исследований до завершения проекта.

Генеральная цель девелоперской компании — организация и управление практической реализацией инвестиционных проектов на отечественном или зарубежном рынках недвижимости для повышения доходов и развития компании.

Деятельность компании принято делить на основную, инвестиционную и финансовую.

Основная деятельность включает деятельность по реализации главного процесса

(оплачиваемого заказчиками) и обеспечивающих его процессов. Инвестиционная деятельность связана с эффективным вложением привлеченных и собственных средств в инвестиционные проекты с целью повышения рыночной стоимости (цены) компании.

Финансовая деятельность обеспечивает использование временно свободных финансовых средств компании для вложения в эффективные финансовые инструменты с целью получения дополнительной прибыли, не связанной с основной и инвестиционной деятельностью.

8. Функциональное зонирование – это метод рациональной организации и использования полезного пространства, площади в интерьере, на территории города, парка и т. д., заключающийся в выделении отдельных зон

(участков), предназначенных для особых видов деятельности человека, процессов или процедур. Зоны зачастую дополнительно делятся на

относительно обособленные подзоны. Функциональное зонирование города способствует повышению уровня рациональности и комфорта в организации труда, быта и отдыха людей. .На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифферен¬циации во времени и пространстве базовых функций жизнедея¬тельности человека˸ работы, жилища и отдыха. Это нашло свое от¬ражение в методике функционального зонирования территорий, ко¬торая в соответствии с требованиями

СНиП 2.07.01-89* предполага¬ет деление города на три основные зоны: селитебную, производст¬венную, ландшафтно-рекреационную. В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

9. 1-е место в рейтинге занимает агломерация, центром которой является Токио с населением 37,7 млн.чел. Площадь территории 8677 кв.км. – 4 место. Плотность населения 4345 чел/кв.км – 2 место. ВРП (2011 фискальный год), на человека тыс. долларов 812 млрд. долларов /32 – 2 место.

2-е место в рейтинге занимает агломерация, центром которой является Мехико с населением 23,6 млн.чел. Площадь территории 7346 кв.км. – 6 место. Плотность населения 3212 чел/кв.км – 3 место. ВРП (2011 фискальный год), на человека тыс. долларов 315 млрд. долларов /13 – 4 место.

3-е место в рейтинге занимает агломерация, центром которой является Нью-Йорк с населением 23,3 млн.чел. Площадь территории 11264 кв.км. – 3 место. Плотность населения 2070 чел/кв.км – 5 место. ВРП (2011 фискальный год), на человека тыс. долларов 1100 млрд. долларов /47 – 1 место.

6-е место в рейтинге занимает агломерация, центром которой является Москва с населением 15,5 млн.чел. Площадь территории 13600 кв.км. – 1 место. Плотность населения 1140 чел/кв.км – 6 место. ВРП (2011 фискальный год), на человека тыс. долларов 337 млрд. долларов /22 – 3 место.

10. Каркас городов — одно из важнейших понятий пространственного экономического анализа. Этот термин был введен во Франции в 50-е годы XX века французским ученым

П. Жоржем (P. George) в рамках исследований ее регионов. В основе этой концепции лежат два главных тезиса:

Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами. Эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа.

В совокупности города и их взаимосвязи определяют характер экономического пространства страны.

Концепция каркаса территории рассматривает города как полюсы экономической активности, а экономическое пространство — как структурно организованное и неоднородное, что позволяет перейти от геометрического описания к экономическому.

11. С изменением политических и экономических условий развития, с открытием экономической системы на российские города все в большей степени оказывают влияние общемировые факторы и тенденции развития. К наиболее значимым отно¬сится мировой процесс глобализации.

В результате формируется новая городская иерархия: более быстрыми темпами растут те города, которые концентрируют новые функции, в то время как города с промышленной специализацией сталкиваются с серьезными экономическими про¬блемами. В определенные города, яв¬ляющиеся центрами глобальных экономических сетей, поступает преобладающая часть ренты от распространения нововведений. Глобализация — инновационный процесс, которому присуща полюсно-диффузная структура.

Инновационные импульсы зарож¬даются в наиболее развитых городах, лидирующих в разработке и освоении новейших технологий, располагающих финансовыми ресурсами и высококвалифицированными кадрами.

Меняется соотношение видов деятельности в формировании городских финан¬сов и городского валового продукта. Финансовые функции и сфера деловых услуг в городах приносят сверхприбыли, в то время как промышленные функции позволяют им только выживать. Глобализация приводит к трансформации городских функций. Если до промышленной революции города были в основном центрами торговли, фи¬нансов, центрами политической власти, то во времена промышленной революции они стали в основном концентрировать промышленные функции. Это еще в большей степени справедливо для советских городов. С развитием глобализации мы наблю¬даем как бы возврат к «традиционным» городским функциям, но уже на новой технологической основе. Значительно увеличивается зна¬чимость в городе международного (внешнего) сектора городской экономики: это своеобразные «корни», которыми город закрепляется в глобальной экономической системе.

Глобализация повышает роль и стратегическое значение городов как арен, на ко¬торых большое количество участников состязаются друг с другом, предъявляя различ¬ный и часто конкурирующий спрос на имеющиеся скудные городские ресурсы. В этом отношении современное направление развития городов и управление ими заключается в установлении и поддержании между этими участниками широкого партнерства, ко¬торое с помощью набора различных правил сможет обуздать опасные тенденции в действии законов рынка.

12. Крупнейшими мегаполисами мира являются мегаполисы «Босваш», «Сансан»,

«Токайдо».

Так, в США крупнейшим мегаполисом является «Босваш» (Бостон- Вашингтон), который представляет собой линейную совокупность крупных агломераций, которые расположены по окраинам транспортных путей соединяющих города. «Босваш» протянулся на 750 км по Атлантическому побережью через Бостон, Нью-Йорк, Филадельфию, Балтимор до

Вашингтона. Площадь региона составляет 3 % территории страны, где проживает около

45 млн. человек, что составляет почти 15 % населения США. В регионе сосредоточено около 25 % промышленных предприятий США.

Другим крупнейшим мегаполисом США является «Сансан». Название мегаполис получил от сокращения названия трассы Сан-Франциско — Сан — Диего. Сансан как мегаполис сформировался к началу 1950-х годов. Центрами мегаполиса являются города Сан-

Франциско, Лос-Анджелес и Сан-Диего, расстояние между которыми протянулось на 790 километров. Располагается в штатах Невада и Калифорния (США) и Нижняя Калифорния

(Мексика), включает в себя в общей сложности 56 округов и муниципалитетов.

Численность населения на момент переписи 2010 года составляет около 40 млн. чел. или

10% населения США.

В Японии крупнейшим мегаполисом является «Токайдо», который протянулся вдоль побережья острова Хонсю на 650 километров. В мегаполис входят три крупнейшие агломерации Японии — Кейхин (Токио, Иокогама, Кавасаки и Тиба — 27 млн.), Хансин

(Осака, Кобе и Киото — 25 млн.) и Тюкё (Нагоя — 10 млн.).

На территории городов входящих в мегаполис проживает по некоторым оценкам около 70 млн. чел., что составляет 56% населения страны.

13. В процессе формирования и развития агломерации, которая складывается стихийно, независимо от административно-территориального деления возникает проблема координации политики властей городов входящих в агломерацию. В мире сложилось несколько моделей координации властей городов:

Объединение городов путем создания единого муниципального образования на всей территории агломерации, то есть административное присоединение к городу ядру городов-спутников. Отрицательной стороной в данном процессе выступает снижение качества управления территорией огромного города , ведет к разрастанию бюрократического процесса и снижает роль населения в процессе воздействия на местные органы власти. Примером реализации данной стратегии является Лос-Анджелес.

Возможным решением данной проблемы является применение в структуре управления и связи с населением города информационно-коммуникативных средств в рамках электронного правительства;

Создание надгородского органа власти, основной функцией которого является координация действий властей городов входящих в агломерацию. Такая модель применяется в Нью-Йорке, Париже, Каракасе, Монреале, Лондоне;

Вопросы координации политики городов решаются созданием временных структур или комиссий. Путем договора между властями городов решаются вопросы стратегического развития агломерации. Отрицательной стороной модели является возникновение конфликтов интересов между властями городов, что ведет к снижению эффективности решения поставленных проблем. Показательные примеры — Барселона,

Мехико и Буэнос-Айрес.

Вопросы управления агломерацией передаются на уровень региональных властей, где создаются отдельные структуры для координации политики развития городов агломераций.

14. Город — населенный пункт, жители которого заняты, как правило, вне сферы сельского хозяйства. Отнесение населенного пункта к категории «Город» оформляется в законодательном порядке.

В РФ Город -одна из административно-территориальных единиц, в рамках которых осуществляется местное самоуправление.

15. В истории человечества города выступали центральным звеном в процессе хозяйственного развития страны. Именно в городах принимались судьбоносные решения, которые определяли дальнейший ход истории целых цивилизаций. Экономика города является местом, где всегда происходили процессы купли-продажи товаром и услуг, что способствовало концентрации факторов производства — труда, капитала, земли, наиболее экономически активного населения (фактор производства предпринимательство), информации. По сути, город можно сравнивать с государством, в связи с тем, что города сталкиваются с аналогичными проблемами, что и государство и имеют схожую структуру управления. Так, в городе действует система органов власти, имеется бюджет города, город может иметь внешний долг, развивается социальная жизнь, которая связана с регулированием безработицы, цен на внутреннем рынке, организации системы поставок продукции в город и многое другое.

16. Агломерация состоит из крупного города-центра деловой активности (город — ядро) и городов спутников соединенных с центральным городом транспортной инфраструктурой.

Город-спутник — город или посёлок городского типа, находящийся и развивающийся вблизи более крупного города — ядра экономической активности и составляющие с ним единую социально — экономическую и демографическую систему. Транспортная инфраструктура обеспечивает ежедневные поездки жителей пригородных населенных пунктов в центральный город для работы, учебы, покупки товаров и услуг.

17. В городах в Российской Федерации проживает 73,4% всего населения.

18. Ведущие города — штаб-квартиры — называются глобальными (мировыми) городами: это Нью-Йорк, Лондон, Токио. Помимо трех указанных центров к этой группе также относят крупнейшие города, экономическое влияние которых явно распространяется за пределы соответствующих межнациональных регионов. Большинство из таких городов ранее были центрами международной торговли, однако современное общественное развитие привело к возникновению их новой стратегической роли и в настоящее время они выполняют новые глобальные функции. Так, крупнейшие города — это:

  • центры, вырабатывающие политические решения для глобальной экономики;
  • центры осуществления контроля за важнейшими операциями;
  • ключевые пункты расположения финансовых и специализированных сервисных фирм, оказывающих значительно большее влияние на экономическое развитие, чем промышленность;
  • место сосредоточения производства и инноваций вновь развивающихся отраслей;