Конспект по обществознанию «Россия в мировой экономике» по методике Шадрикова

Конспект

Предмет Обществознание Класс 103 группа, 1 курс, Тема урока Россия в мировой экономике

Цель: Выяснить какое место и какую роль играет в мировой экономике Российская Федерация

Задачи:

  1. Образовательные: формирование у учащихся знаний о положении России в мировой экономике; определить в состав каких международных организаций входит Россия.

  2. Развивающие: формирование умения выделять главное, развитие мышления, памяти, творческих способностей учащихся.

  3. Воспитательные: воспитание чувства гордости за Россию;

Этапы работы:

  1. Организационный этап

Цель: Подготовиться к работе на уроке.

Доброе утро! Садитесь! Начнем наше занятие с проверки отсутствующих.Кто сегодня отсутствует? Ребята, вы готовы к уроку? Сегодняшний урок будет состоять из нескольких частей: проверка насколько хорошо вы усвоили тему прошлого занятия. Объяснение нового материала, закрепление изученного материала в виде опроса.

Цель: Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Задачи:

— определение отсутствующих

— проверка готовности учащихся к уроку

— проверка готовности доски.

Методы организации работы учащихся: словесный

  1. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель: проверка домашнего задания

Прежде, чем узнать тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы знаете о ранее изученной теме.

8 стр., 3587 слов

Контрольная работа: Мировая экономика

... «открытая экономика» претерпевало изменения по мере усиления взаимозависимости стран в экономическом отношении. Сейчас к странам с открытой экономикой относят те, которые активно участвуют не только в международной торговле, но и в ...

На доске Вы видите сокращения, которые отражают экономические понятия. Кто мне сможет расшифровать их и рассказать в чем их суть.

С понятиями разобрались. Теперь следующее задание тестовое. Вам предлагается 5 вопросов с вариантами ответов. Ваша задача – выбрать правильный ответ.

Вопросы:

  1. Что отражает понятие «ВВП»?

А) стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны, независимо получена ли прибыль гражданами данной страны или иностранцами (не имеющих гражданства этой страны)

Б) стоимость конечной продукции, произведенной гражданами страны как в данной стране, так и в других странах

В) стоимость конечной продукции произведенной и гражданами страны и иностранцами, как на территории данной страны, так и в других странах.

Г) нет правильного ответа

2. Что отражает понятие «ЧВП»?

А) рыночная стоимость конечной продукции, с учетом амортизации

Б) рыночная стоимость конечной продукции, без учета амортизации

В) производственный потенциал экономики и чистые инвестиции, включая также амортизацию

Г) производственный потенциал экономики и чистые инвестиции, не включая амортизацию.

3. Располагаемый личный доход это?

А) совокупный доход полученный собственниками экономических ресурсов

Б) косвенные налоги, которые платит собственник экономических ресурсов

В) используемый доход собственника экономических ресурсов с учетом вычета индивидуальных налогов

Г) нет правильного ответа

4. Импортная квота это?

А) предельная величина ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны

Б) предельная величина вывоза из страны за год определенных товаров в другие страны

В) это ограничения как вывоза так и ввоза за год определенных товаров

Г) нет правильного ответа

5. Таможенные пошлины это?

А) государственная экономическая политика, которая касается ввоза и вывоза товаров

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... рентабельность). 6.Типы предприятий в рыночной экономике Т-во на вере – (коммандитное Т-во) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени Т-ва предпринимательскую деят-ть и отвечающими по его обязательствам ...

Б) налоги взимаемые в пользу государства при пересечении границы с владельца товара иностранного производства

В) выплаты государства владельцам товара иностранного производства

Г) нет правильного ответа.

Теперь поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. И давайте обсудим все вместе какой вариант является правильным для каждого вопроса. Отметьте в тетради соседа правильные ответы.

Студенты поднимают руку и отвечают на вопросы. Учитель объявляет правильные ответы.

Цель: Установление правильности выполнения домашнего задания учащимися.

Задачи:

— выявление уровня знаний учащихся по теме: Измерители экономической деятельности, мировая экономика

— определение ошибок в знаниях, их причины и ликвидация.

Методы решения задач:

— словесный (ответить на вопросы)

— упражнения (выполнение задания на доске)

Критерии достижения целей:

— полный ответ

— наличие ошибок в ответе

Возможные действия:

— помощь учителя

На данном этапе также происходит совместная деятельность учащихся.

Методы мотивирования:

— метод поощрения (похвала учителем студента)

— метод взаимной проверки (один студент отвечает, другой его проверяет)

Критерии:

Оценка «5»

— правильность выполнения задания

— демонстрация усвоения ранее изученных тем

Оценка «4»

— наличие одного-двух недочётов при ответе, которые легко исправлены по замечанию учителя

Оценка «3»

— имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий.

3. Объяснение нового учебного материала.

Цель: понимание места России в мировой экономике

Цель: формирование знаний о российской экономике и ее месте в мировой экономике.

36 стр., 17725 слов

Реформирование электроэнергетики России в контексте мировой энергетики

... мирового рынка, и анализируется опыт реформ в различных странах мира (Германия, Англия, Аргентина, и т.д.). Во второй части рассматривается общая ситуация энергетики в России, объясняются причины реформы, ... роста мировой экономики, при этом себестоимость электроэнергии (без учета инфляции) с конца 40-х годов снизилась на 75%. В исследовании развития мировой электроэнергетики калифорнийского ...

Задачи:

— научить студентов определять значение России в мире и мировой экономике.

Теперь мы подошли к теме нашего сегодняшнего занятия. Запишите – Россия в мировой экономике.

Как вы думаете какую роль играет наша страна в мире?

Все это верно, но давайте рассмотрим конкретные примеры, доказывающие высокую и значительную роль нашей страны в мировой экономике.

России

Территория России занимает площадь более 17 млн км

Россия с населением, составляющим 2,5% мирового, располагает мощной минерально-сырьевой базой, оцениваемой в 25% мировых ресурсов. Ее общие запасы разведанных полезных ископаемых в 1998 году оценивались в 28,3 трл долл.

Российская Федерация является крупнейшим мировым производителем топливно-сырьевых ресурсов, занимая

  • 1-е место в мире по разведанным запасам природного газа;

  • 3-е место в мире по запасам угля;

  • 7-е место в мире по разведанным запасам нефти;

  • 4-е место в мире по запасам железной руды;

  • 6-е место в мире по разведанным запасам медных руд;

  • 3-е место в мире по площади сельскохозяйственных угодий;

  • 1-е место в мире по запасам древесины.

Что касается полезных ископаемых, природных ресурсов везде прозвучало слово «разведанных». Что это значит?

Совершенно верно, разведанные полезные ископаемые или ресурсы означает, что это те ресурсы, которые мы добываем в данный момент, о которых мы знаем, знаем о их месторождении, каков численный запас ресурсов в этом месторождении. А сколько еще существует в нашей стране не найденных месторождений, так скажем, неразведанных полезных ископаемых.

С этим мы разобрались. Но кто мне может сказать еще, в чем конкурентные преимущества России на мировом рынке?

Обобщая все, что вы сказали можно сделать вывод, что нашими конкурентными преимуществами являются:

  • наличие большого количества основных видов полезных ископаемых;

  • дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

    14 стр., 6649 слов

    Управление персоналом как фактор обеспечения экономической безопасности ...

    ... данное обстоятельство является угрозой экономической безопасности организации. 2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ООО «МХО «МОТИВ» Функциональные составляющие экономической безопасности организации есть совокупность основных направлений ее экономической безопасности, существенно отличающихся друг ...

  • наличие передовых и уникальных технологий в ряде отраслей промышленности (авиакосмической, лазерной, приборостроении, судостроении и др.);

К сожалению, реализация этих преимуществ Российской Федерации на практике блокируется рядом конкурентных слабостей, среди которых:

  • значительный физический износ и моральное старение основных фондов страны (в машиностроении 1/4 всего технологического оборудования старше 20 лет, износ же производственных фондов страны превышает 60%);

  • сосредоточение основной массы конкурентоспособных технологий ВПК, где они использовались для серийного и даже единичного производства, что привело к ослаблению контроля за материальными затратами и увеличению энерго- и ресурсоемкости российской продукции и технологий;

Мы с вами записали аббревиатуру ВПК. Кто знает как она расшифровывается? (военно-промышленный комплекс).

Что он может включать в себя?

Перейдем к следующим слабостям:

  • отставание по уровню использования высоких технологий от индустриальных стран (например, по обеспеченности автоматизированными комплексами РФ отстает от Японии в 8 раз, от Германии в 6 раз);

  • низкий уровень производительности труда в промышленности (в 5-6 раз ниже, чем в развитых странах) и сельском хозяйстве (в 15-20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада).

А сейчас давайте поговорим о производстве в России, ранее мы уже коснулись того, на каком месте находится Россия по добыче полезных ископаемых, природных ресурсов. На РФ приходится более 35% месторождений природного газа. Основную добычу «голубого топлива» контролирует российский монополист «Газпром». В Европе на газ из России приходится до 70% потребления.Россия занимает четвертое место в мире по производству стали и чугуна (после Китая, Японии и США).

На экспорт уходит около половины металла, в последнее время рост потребления отмечен и в России. Всего эта отрасль производит более 60 млн. тонн стали, 40 млн. тонн чугуна и 5 млн. тонн труб.

Российская сталь является самой конкурентно способной продукцией в мире, как в цене, так и по качеству. Отечественные стальные компании являются одними из самых прибыльных (Новолипецкий металлургический комбинат с прибылью более 600 млн. долл., занял второе место после южнокорейского металлургического комбината).

Но, как и любая страна в современном мире, России было бы крайне сложно существовать и развиваться без партнерских отношений с другими странами мира. Для развития таких отношений и были организованны международные организации. Кто знает, в какие международные организации входит Россия?

состоит в следующих международных организациях:

7 стр., 3116 слов

Стратегии обеспечения экономической безопасности зарубежных стран

... и экономическая безопасность в целом — комплексный. экономический безопасность политика Глава 2. Характеристика стратегий обеспечения экономической безопасности отдельных стран 2.1 Стратегия обеспечения экономической безопасности европейских стран Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является ...

  • ( Совет Безопасности ООН )

  • Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности Интерэлектро

Важным для России является членство

Еще одна геополитически важная для России организация — Таможенный союз ЕврАзЭС, куда вместе с ней входят Беларусь и Казахстан. Организация представляет собой форму торгово-экономической интеграции, предусматривающей единую таможенную территорию. В пределах этой территории не применяются экономические ограничения и таможенные пошлины.

В Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) входят Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан. Территория входящих в эту региональную организацию стран занимает 60% территории Евразии. Основные провозглашенные задачи ШОС — укрепление безопасности и стабильности, экономическое сотрудничество, энергетическое партнерство, культурное и научное взаимодействие, борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет собой военно-политический союз, который в современном виде существует с 2002 года. В ОДКБ входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Армения. Заявленная задача организации — защита совместными усилиями территориально-экономического пространства стран участниц от военной агрессии, террористов и природных катастроф.

После того как в 1991 году СССР распался, Россия была юридически признана государством-правопреемником СССР. Поэтому она заняла место бывшего Советского Союза в Совете Безопасности ООН и ряде других организаций.

Организация Объединенных Наций (ООН) считается, пожалуй, главной среди тех, что возникли после Второй мировой войны. Создана она была в 1945 году с целью поддержания мира в различных регионах планеты. Она обладает немалыми финансовыми возможностями, аппаратом управления и даже вооруженными силами. Россия была одной из стран, принимавших участие в создании ООН. А будучи державой-победительницей во Второй мировой войне, она вошла в число высшего исполнительного органа организации — Совета Безопасности ООН, где состоит и по сей день. В связи с этим Россия обладает правом вето, т.е. правом наложить запрет на любое принимаемое ООН решение.

18 стр., 8971 слов

Международная экономическая безопасность и мировой экономический ...

... мирового экономического роста.[7] 1.2 Уровни экономической безопасности: глобальный, региональный, национальный Экономическую безопасность необходимо рассматривать как взаимосвязанную систему ее различных уровней: международного, национального, уровня отдельно взятой хозяйственной структуры, личности. Международная экономическая безопасность – такое состояние мировой ...

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — одна из тех, где участвует Россия. Цель ОБСЕ — поддерживать безопасность и мир в Европе.

Помимо вышеперечисленных, РФ входит в такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Совет Европы, Совет государств Балтийского моря (СГБМ), Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Организация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Группа Всемирного банка, Всемирный почтовый союз, Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Международная авиационная федерация (ФАИ), Азиатская парламентская ассамблея (АПА) и т.д.

Критерии определения уровня внимания:

— высокий (дети активны)

— средний (дети отвлекаются)

— низкий (дети не заинтересованы)

Методы мотивирования:

— метод поощрения (похвала учителем ребёнка)

  1. Закрепление учебного материала

Цель: установление осознанности учащимися нового материала

Задачи:

— проверка полноты, глубин и осознанности усвоения новых знаний

— установить выявленные проблемы.

Методы достижения поставленной цели:

— проведение устного опроса

Критерии степени усвоения нового материала:

— понимание места России в мировой экономике

— понимание и способность раскрыть основные экономические понятия, используемые в рамках данной темы

Методы реагирования:

— повторное объяснение учителем

— помощь одногруппников

5. Задание на дом

Цель: используя записи в тетради, подготовить рассказ о положении России в мировом сообществе, в частности в мировой экономике.

Цель: Дальнейшее развитие знаний и подготовка к последующему обучению.

Критерии:

5 стр., 2100 слов

Экономика предприятий и организаций «Применение методов оценки ...

... производства. Строгий методологический индивидуализм объяснение экономических явлений через целенаправленные действия индивидов. ... количественно соизмеримыми, «австрийцы» использовали стоимостные показатели (денежные цены). Но ведь ... неграмотный исполнитель мысленно составляет план и последовательность своих действий. ... Любое производство преследует какую-либо цель, поставленную человеком. Прежде чем ...

— подготовить пересказ лекции

— выучить основные понятия

— выписать на листочек вопросы, возникшие в ходе подготовки домашнего задания

Итог, оценки.

За урок учащиеся могут получить по 2 оценки (работа на уроке, выполнение теста)