Конспект по экономике «Налоги»

Конспект

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение ранее изученного материала

III Мотивация познавательной деятельности

III. Изучение нового материала. Основная часть.

  1. Определение налога

  2. Виды налогов

  3. Виды налоговых ставок

IV Закрепление нового материала

1. Ролевая игра (работа в группах)

2. Решение проблемного вопроса.

IV. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение ранее изученного материала.

Слово учителя: На прошлом уроке вы изучали тему «Инфляция». Повторим изученный материал

Деловая игра «Экономическая цепочка»

Правила игры.

Учитель читает определение понятия или термина, но не называет его. Ученики на отдельных листах записывают это понятие или термин, и передает лист соседу в группе и т.д. Определений столько, сколько учеников в одной группе. Таким образом, лист пройдет круг и вернется к первому ученику. Учитель снова перечитывает все определения, а ученик исправляет неправильные ответы. Результаты заносятся в листы самооценки.

    1. Повышение общего уровня цен (Инфляция)

    2. Показатель скорости роста цен (Темп инфляции)

    3. Вид инфляции, который возникает при увеличении издержек производства и уменьшении совокупного предложения (Инфляция издержек)

      3 стр., 1050 слов

      Раздаточный материал для дипломной работы

      ... Таким образом, раздаточный (графический материал) к дипломной работе- это основные моменты дипломного проекта.Как уже было описано выше,п римеры раздаточного (графического материала) для защиты ... по главам диплома (теоретическая, аналитическая, проектная части) по любой экономической и гуманитарной дисциплине, в частности, по следующим предметам: экономика предприятия, мировая экономика, экономика ...

    4. Антиинфляционные методы, которые предусматривает жёсткие ограничения на ежегодное увеличение денежной массы (Долгосрочная денежная политика)

    5. Вид инфляции, возникающей в условиях недостатка продукции (Инфляция спроса)

    6. Инфляция, которая по темпам роста цен равна 250% (Гиперинфляция)

    7. Показатель, который характеризует, во сколько раз цены текущего года выше цен предыдущего года (Индекс цен)

Упражнение «Открытый микрофон»

Передавая друг другу условный микрофон, ученики высказывают свое мнение по поводу инфляции в Крыму

III Мотивация познавательной деятельности

Налоги…Бюджет…Государство…

На первый взгляд не связаны они,

Но мы – то знаем, что налоги

Нам помогать обречены.

Страховки, пенсии, зарплаты

Нужны ведь каждому из нас.

Поэтому, чтоб спать спокойно,

Пойди и заплати сейчас!

Учитель. Как выдумаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока?

Ученики. Тема урока «Налоги» (Слайд 1)

Учитель. Из истории известно, что многие города обносились стенами. Меньше известно, что это делалось не только для защиты от врагов. Так, Париж оградили стеной сборщики налогов, откупщики, чтобы никто не мог ускользнуть от их внимания. Французская революция со сборщиками налогов обошлась особенно жестоко, многие из них погибли. В том числе знаменитый химик и главный откупщик страны Лавуазье. Даже достижения в области химии не спасли ему жизнь. Поскольку откуп был источником первоначального накопления капитала, разрушение этой системы отбросило Францию в развитии далеко назад по сравнению с другими странами.

С течением времени понятие и роль налогов менялись. Если в период рабовладения налоги взымались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покорённых народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобретают денежную форму.

«Заплати налоги и спи спокойно» – гласит рекламный ролик, постоянно транслируемый по центральному телевидению. Как вы думаться, почему же его создали?

27 стр., 13091 слов

Экономика предприятий (организаций). Ответы на вопросы к экзамену

... рентабельность). 6.Типы предприятий в рыночной экономике Т-во на вере – (коммандитное Т-во) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени Т-ва предпринимательскую деят-ть и отвечающими по его обязательствам ...

Ответы учеников.

Учитель. (Обобщение ответов) Ответ лежит на поверхности: значит, люди забывают свои гражданские обязанности. Проблема уплаты налогов очень актуальна для вас, молодого поколения, потому что именно от молодёжи зависит будущее нашей страны, а, значит, и наше будущее.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У. Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О. Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение. Давайте сформулируем цели урока.

Ученики формулируют цели., Учитель обобщает.

Эпиграф урока:

III. Изучение нового материала.

      1. Определение понятия «налоги», их признаки

Учитель: Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии.

Сегодня вы будете работать в группах.

— Что такое налоги? Какие характерные признаки имеют налоги? Каждый подумайте в течении 10 секунд. Теперь обсудите с товарищами в группе (1 минута, обсуждение закончили)

— Дайте ответ на вопрос. (Выступления групп).

— А теперь правильный ответ смотрим на слайде. Запишите в тетради определение понятия «налоги» (Слайд 3).

Учитель: Это всего лишь одно из определений. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать и собственное. Главное указать основные признаки.

-В слове “налог” 5 букв, и основных признаков у него тоже 5. Давайте их выделим. Обратите внимание на определение на слайде и сформулируйте 5 признаков налога.

Выслушиваются ответы представителей групп, признаки налогов записываются в тетради. (Слайд 3)

      1. Виды налогов

Учитель. Что вы знаете о видах налогов? Используя учебники и дополнительный материал на листах, составьте классификацию. Приведите примеры налогов по каждой классификации.

— Схема демонстрируется на слайде 4. Учащиеся корректируют свои схемы в ходе рассказа учителя

17 стр., 8178 слов

Ответы на вопросы к ГЭК

... регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном ... правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет ... Вопрос 2 Правовые основы деятельности банков в РФ Законы О банках и банковской деятельности , О Центральном банке РФ Банке России Ответ ... и все больше приспосабливается к процессу новых экономических реформ. ...

В настоящее время налоги в нашей стране взымаются

  • с имущества, передачи имущества;

  • с юридически значимых действий;

  • с ввоза и вывоза товаров за границу.

Это отражено в законе “Об основах налоговой системы Российской Федерации”, который был принят в конце 1991 года.

Например, объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации?

Ответ учеников:

Учитель: Действительно, транспортный налог рассчитывается не с автомобиля, а с его мощности, если мощность разная, то и налог будет разным.

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы.

Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Или налог на добычу природного газа. Базой является не сам факт добычи, а количество добытого газа, а ставка 135 руб. за 1000 куб. м.

Учитель: А теперь вновь вспомним историю .

1 июня 1648 года в Москве вспыхнул Соляной бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничих, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”

Вопрос класс, Ответ учеников:

Учитель: Но повышение этого налога привело к сокращению поступлений в казну. Б.И.Морозов не учел особенность этого налога. Дело в том, что налог на покупку какого-либо товара – это косвенный налог. Уплаты такого налога можно вполне законно избежать. Мы подошли к вопросу о видах налогов. Все налоги можно разделить на две большие группы – прямые и косвенные.

Вопрос классу:, Ответ учеников, Учитель. Обобщение ответов., Прямые налоги, Косвенные налоги

Разделение налогов на прямые и косвенные появилось уже в древности. Вспомните основные виды налогов в Римской империи” . Только основных налогов у римлян было больше 40, а всего их было больше 170.

5 стр., 2014 слов

Статья «Налоги и их экономическая сущность»

... сегодняшнего занятия: Налоги и их экономическая сущность 2 . Мотивация учебной деятельности : Цитаты и высказывания о налогах ______________________4 мин «Налоги – это цена, которую мы платим за возможность ... Средства обучения: проектор, ноутбук, экран – для презентации учителя. комплекты раздаточного материала: карточки с заданиями. Структура урока: № п/п Название этапа Деятельность преподавателя ...

Учитель: В современной России налогов значительно меньше, чем в Риме, за прошедшие годы становления налоговой системы количество федеральных налогов снижено с 52 до 15. Правда, существуют еще налоги региональные и местные, но тоже немного и они в основном косвенные, то есть касаются не всех. Таким образом, мы видим, что есть еще одна классификация налогов ( .

Налоги делятся на федеральные, которые идут в государственный бюджет, региональные, которые поступают в бюджеты регионов (например, Смоленской области) и местные – в бюджеты городов и районов (например, в бюджет Оршинского района)

Вывод: в основе классификации налогов лежит определенный принцип: по способу взимания – прямые и косвенные, по уровням бюджета, в который они зачисляются – местные, региональные и федеральные, по налогоплательщикам – с физических и юридических лиц.

      1. Виды налоговых ставок

Работа со схемами (слайд № 8.9.10.11,12)

IV Закрепление нового материала

1. Работа в группах:

А) распределение ролей в группе

Б) подготовка ответа на задание.

В) Выступление групп (регламент – 2 минуты)

Г) Заполнение оценочной таблицы (Приложение 4)

Группа «Политики» (Приложение 1)

Задание.

        1. На какие цели расходуются средства, собираемые путем сбора налогов?

        2. Укажите основные функции налогов.

Группа «Налогоплательщики» (Приложение 2)

Задание:

1.Назовите главные права и обязанности налогоплательщиков.

2.Что такое налоговая декларация? Кто должен её заполнять?

Группа «Социальные работники» (Приложение 3)

Задание:

1. Что такое налоговые льготы?

41 стр., 20017 слов

Шпаргалка по «Налоги и Налогообложение»

... Признаки: 1)императивность , предполагает отношения власти и подчинения (каждый обязан платить установленные налоги); 2)смена собственника (через налоги доля прибыли становится гос-ной); 3)безвозвратность и безвозмездность (налог никогда не возвращается). 2.Функции налогов в экономической ... точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; принцип приоритетности ...

2. Какие категории граждан имеют налоговые льготы? (Составьте примерный список)

V Этап обобщения и систематизации знаний

Дискуссия «Налоги – нужно ли их платить»

Учитель. Как видим, в государстве установлено достаточно много налогов, сборов, пошлин, которые, так или иначе, носят принудительный характер. На этот счет существует много мнений. (Слайд № 13)

«Если вы нарушаете правила, вас штрафуют, если вы соблюдаете правила, вас облагают налогами» Л. Питер, английский писатель

«Налог — цена, которую мы платим за цивилизованное общество» О. Холмз, американский писатель (XIX век.)

«Налоги — нервы государства» Цицерон

«Смерть и налоги неизбежны» Т. Галибертон, английский писатель (XIX век.)

«Что облагается налогом, то убывает» Старинная поговорка.

«Хороших налогов не бывает» У. Черчилль, премьер-министр Великобритании (ХХ век)

(В разных местах на стене прикреплены цветные карточки, сигнализирующие определенную позицию: малиновый цвет — «платить налоги необходимо обязательно»; белый цвет — «платить налоги необязательно, на выбор»; фиолетовый цвет — «отменить налоги»).

Учитель. Подумайте, какая точка зрения вам наиболее близка и подойдите к той табличке, которая соответствует вашей позиции. (Слайд 14)

— Налоги нужно платить всегда, так как это – соблюдение законов государства.

— Нужно платить только справедливые, с нашей точки зрения, налоги, а от тех, которые нам не нравятся, можно уклониться.

— Налоги вообще не нужно платить, так как любой налог — это грабеж.

(Направляясь к сигнальным карточкам, ученики осознают, что существует разнообразие точек зрения по данной проблеме.)

Обсуждение причин выбора учеников. Обоснование обучающимися своей точки зрения.

— Спасибо, ребята. Пройдите на свои места.

Показ видеоролика о налогах.

Вывод : В современных условиях своевременный сбор налогов имеет чрезвычайно важное значение. Граждане все яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не пополняется государственная казна. Поэтому в основном законе страны -Конституции РФ — платить налоги – не право, а обязанность. Это необходимо знать каждому. Об этом свидетельствуют мнения ваших сверстников. Демонстрация слайда с отрывками их школьных сочинений. (Слайд № 14).

30 стр., 14927 слов

Экономического содержания в помощь учителю экономики

... с решением задач по формированию теоретических знаний по эко номике и знаний прикладного характера. Опыт работы образовательных учреждений Вологодской области показывает, что многие учителя ... к рыночной экономике необходим переход ... собственность (с экономической точки зрения) — это ... (партия, профсоюз, класс и т.д.), ... 10 тыс. рублей = 150 млн. человек Отношения собственности — это отношения, возникающие по ...

IV. Итог урока. Домашнее задание.

Домашнее задание:

Задание на выбор:

— составить 5 тестовых заданий к теме «Налоги»;

-составить кроссворд к теме «Налоги».

Учитель. Ребята, как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Подведение итогов учениками

Выставление отметок в оценочные листы

Рефлексия.