План истории : » Экономическое развитие в годы правления Александра III» (8 класс)

Конспект

Тема: Экономическое развитие в годы правления Александра III (8кл.)

Цель:  Помочь учащимся выявить  цель, основные направления и итоги экономической политики Александра III на основе системно-деятельностного подхода в подаче  учебного материала.

Задачи : Научить работать с различными источниками (текстом учебника, историческим документом), находить нужную информацию и систематизировать при помощи интеллект – карты;

Развивать умение анализировать и  сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи на примере деятельности  в области экономики министров  финансов Н.Х. Бунге (май 1881г.-январь 1887гг), И.А. Вышнеградского (1887-1892гг.) и С.Ю. Витте (1887-1903гг);

Воспитывать уважительное отношение к выдающимся государственным деятелям, патриотизм.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентации «Экономическое развитие России в годы правления Александра III», учебник, рабочая тетрадь.

                                                         Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее изученных знаний, мотивизация деятельности уч-ся

1)Что объединяет ряд дат:

1803; 1816-1819;1837-1841;1861-? (все они связаны с крестьянским вопросом в Росси) Перечислите какие события за ними стоят. А какие ист. деятели?

— А почему был важен крестьянский вопрос в России в XIXв.? (Россия являлась аграрной страной)

-А почему Александр II отменил крепостное право?

-Какое значение имело это событие? (открылся путь к развитию капитализма и преодолению технической и экономической отсталости Российской империи)

 Верно, отмена крепостного права открыла путь к капиталистическому разкитию?

2) Работа с понятийным аппаратом, историческим словарем: капитализм; буржиазия; пролетариат; временнообязанные крестьяне; пореформенный период

Что такое какпитализм? (общественный строй, при котором средства производства – станки, оборудование, фабрики, заводы принадлежат буржуазии,  использующей   труд пролетариата, т.е. наемных рабочих)

10 стр., 4610 слов

Диссертация: Преступность в сфере экономической деятельности и ее предупреждениетекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.08 ВАК РФ

... экономических преступлений; анализ общего состояния преступности в сфере экономической деятельности; выявление причинного комплекса факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности; исследование криминологической характеристики лиц, совершающих преступления в сфере экономической деятельности; формулирование рекомендаций по правовому обеспечению профилактики преступности в ...

2) Как называется период в истории России после отмены крепостного права? (пореформенный)

Вспомним, как развивалась экономика России после отмены крепостного права, в пореформенный период, оправдались ли ожидания многих, что сразу после отмены крепостного права  наступит   промышленный подъм в с/х? (нет)

— Почему не произошел промышленный подъем в с/х? (сохранились феодально-крепостнические пережитки: крупное помещичье землевладение и малоземелье крестьян; существование крестьянской общины, в которой круговая порука хотя и помогала слабым бедняцким хозяйствам, но сдерживала развитие сильных зажиточных крестьян, мешала им вырваться вперед; подушная подать и др. обременительные большие налоги)

— А  что мешало помещикам перевести свое хозяйство на капиталистический путь развития? (отсутствие инвентаря, рабочего скота и капитала, чтобы нанять наемных рабочих).- Как помещики решали эти проблемы? (с помощью применения отработочной системы)

Смогло ли правительство  Александра II решить эти проблемы в с/х. и поднять его уровень?

  — Как развивалась промышленность после отмены крепостного права по сравнению с с/х?   (В промышленности как и в с/ х начался сразу после отмены крепостного права спад производства  на старых уральских заводах, где применялся труд приписных, посессионных крестьян, т.к. они получив свободу уходили с  заводов, но уже к середине 1860-х годов в промышленности начался подъем).

 Верно.

— А что делало правительство, чтобы начался промышленный подъем? (создавало банки, предоставляло льготные кредиты для создания новых пром. Районов и отраслей)

-Какие банки были созданы в этот период?  (1860г. Государственный банк,  в конце 60-х Московский купеческий банк, в 1870г. –Волжско – Камский)

2) Работа с извлечением из документа.

 Прочитайте извлечение из  программной записки  министра финансов М. Х. Рейтерна, относящейся к 1866г. и  определите, что еще кроме создания банков способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II?

«Сооружение железных дорог можно назвать не только настоящей потребностью, но и но положительно важнейшей  для будущего России задачею правительства. Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, , даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»

— Итак, что еще способствовало развитию промышленности и торговли при Александре II? (Железнодорожное строительство) – Почему ж/д строительство,  по мнению министра финансов Рейтерна, являлось важнейшей задачей правительства для будущего России? ( Увеличенный посредством железных дорог вывоз за границу представляется единственно возможным источником для расстроенного нашего денежного обращения и, следовательно, для кредита государственного предприятий, что поправит экономическое положение России в целом. Наконец, даже в политическом отношении возможность скорого передвижения от центра к окраинам должно улучшить силу России.»)

8 стр., 3597 слов

Раздаточный материал: «Открытый урок по истории России в 11 кл. дата 10.02.17г. Тема: Кардинальные изменения в экономике СССР » Цели: выяснить причины хлебозаготовительного кризиса; …»

... 4 проблемный вопрос: В ЧЕМ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАРДИНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ? , КАКОВЫ ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕНА РЫВКА, СОВЕРШЕННОГО СССР В 30-Е ГОДЫ? Объяснение ... урока Организационный момент. слайд 3 Проверка д/з. фронтальный опрос. ЧТО ТАКОЕ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ? , ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ? КОЛХОЗ? , - КОГДА БЫЛИ ПРЕДПРИНЯТЫ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ В РОССИИ? ( при Петре1, Александре ...

 — Как называется период 1868- 1872гг? («железнодорожная горячка»)  — Почему? (протяженность ж/д в России увеличилась в 10раз).

 

3) Работа по карте

  — Где  и какие новые промышленные районы появились  в пореформенный период благодаря перечисленным мерам ? (на юге страны  новый металлургический район Донбасс  и близ Баку по добыче нефти)

— А где в это время появились  новы машиностроительные заводы? (близ Москвы Коломенский выпускавший паровозы, вагоны и платформы и Путиловский в Петербурге, выпускавший рельсы для ж/д)

Каков результат?

Итак, благодаря отмене кр. Права и  государственной поддржке со стороны государства в России пром. подъем начался  в промышленности во 2-й половине  60-х годов, с/х оставалось отсталым из феодально-крепостнических пережитков)

-Какое событие замедлило экономическое развитие России? (русско-турецкая война 1877-1ё878гг).

Кто стал продолжателем дел Александра II

  1. Новый материал.

Кто стал продолжателем дел Александра II?

1. Корзина идей

Предположите  на основе имеющихся знаний, что необходимо было сделать новому императору в области экономики учитывая итоги экономического развития  предыдущего правления.

Составление интеллект-карты  по теме «Экономическое развитие в годы правления Александра III»

Что необходимо отобразить на интеллект –карте?

(цель – создать мощную экономику (экономический подъем);  

проблемы – отсталое с/х( подушная подать; высокие налоги; большие выкупные платежи; малоземелье);

События (меры по достижении цели);

личности

итоги –«золотое десятилетие» русской промышленности, Россия стала аграрно-индустриальной, пром. производство увеличилось в 2р.)

2. Работа с текстом учебника ( параграф 31, п.1-4) по группам

1-я группа –прочитать пункт «Деятельность Н. Х. Бунге»;

2-я – «Экономическая политика И.А. Вышнеградского»;

3-я – «Золотое десятилетие» русской промышленности;

4-я- «Сельское хозяйство»

Группы работают по алгоритму.

IVЗакрепление изученного материала.

    1)Компьютерный тест. Проверка  выполнения.

1) «Золотым десятилетием» русской промышленности называют период деятельности:

А. Александра III;  Б. Н.Х. Бунге;  В. И.А. Вышнеградского;   Г. С.Ю.Витте

2) Винная монополия – это:

А. исключительное право государства на производство и продажу спиртных напитков

18 стр., 8905 слов

Курсовая работа: География отраслей промышленности Уральского экономического района

... и легкая промышленность, а также сельское хозяйство дополняют хозяйственный комплекс Урала. 1.Условия и факторы развития промышленного производства Урала. Уральский экономический район – крупнейший ... район является основным сельскохозяйственным регионом. Условия для сельскохозяйственного производства более благоприятны в южной части Урала. Многие территории нуждаются в проведении мелиоративных работ ...

Б. политика запрещения производства и продажи алкоголя населению

В. Запрет ввоза зарубежной алкогольной продукции

Г. наценки, устанавливаемые государством на алкоголь

3) Во время правления Александра III из перечисленных раньше других возглавлял министерство финансов:

А. И.А. Вышнеградский;   Б. Н.Х. Бунге;   В. Е.Ф.Канкрин;  Г. С.Ю.Витте

4) Найди ошибку: Экономическая программа Витте предполагала:

А. увеличение косвенных налогов;

Б. затруднение доступа к гимназическому образованию низшим слоям общества

В. денежную реформу

Г. увеличение таможенных пошлин

5) Деежная реформа была проведена в

А. 1882 г.;    Б. 1887 г.;    В. 1892 г.;     Г. 1897 г.

6) Покровительственная экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции:

А. монополия                                                Б. косвенное налогообложение

В. протекционизм                                       Г. экономическая блокада

7) Улучшение состояния денежного обращения в стране, накопление денежных средств являлось главной задачей деятельности:

А. Н.Х. Бунге;   Б. И.А. Вышнеградского;    В. С.Ю.Витте;  Г. Н.П.Игнатьева

V. Рефлексия