по обществознанию «Экономика семьи» 7 класс

Конспект

Ход урока:

I

Организационный момент

II

Актуализация знаний

Слайд:

определить функции денег в конкретных ситуациях

III

Мотивационно-целевой этап

: загадка с ответом семья, ребус с ответом экономика. записываем тему урока:
Экономика семьи

Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов. Ваши родители зарабатывают деньги, чтобы удовлетворять потребности свои и ваши. Чем в скором времени предстоит заниматься и вам. Вам также предстоит научиться вести собственный семейный бюджет. Немало семей за несколько дней до зарплаты обнаруживает, что в доме вдруг закончились деньги, за исключением разве что мелочи на проезд.

Что необходимо узнать на уроке? Выяснить, из чего складывается экономика семьи: определить ресурсы семьи, что такое семейный бюджет, каковы источники доходов семьи, какие бывают расходы у семьи.
Слайд с картинкой

План:

1)Ресурсы семьи

2) На что семья тратит деньги

3) Бюджет семьи

IV

Изучение нового материала

1) Из чего же складывается экономика семьи?

Учитель: каждая семья располагает различными видами ресурсов

Слайд

:

Виды ресурсов (записываем схему в тетрадь)

Пояснения учителя:
Материальные ресурсы

– это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи

Трудовые ресурсы

– это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.

Энергетические ресурсы

– это средства освещения и обогрева

Информационные ресурсы

– знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ

A
финансовые ресурсы

– это сбережения и доходы семьи

Слайд:

Задание. Определите какие ресурсы имеются у семьи Ивановых

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

15 стр., 7113 слов

Лабораторная работа: , 1. тема: уровень экономической безопасности, предприятия, информация как важный ресурс экономики

... может превышать в несколько раз минимально возможные значения показателей безопасности защиты информации. Поэтому применение изложенного подхода ограничено областью экономической целесообразности. В ... защищенности информационных ресурсов. Инвестиции в разработку проектов защиты объекта, закупку необходимых элементов безопасности и эксплуатацию систем защиты для владельца информации есть ни что ...

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
  • Родители и старший сын — трудовые ресурсы
  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
  • Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
  • Проценты — доход от сбережений в банке
  • Рента за земельный участок — собственность.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд, глазами следим за полетом бабочки)

Более подробно остановимся на финансовых ресурсах. Финансовыми ресурсами являются доходы семьи.

Формулируем определение. Доход семьи
– это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников.

Рассказ учителя:
В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед? Читаем слайд, вставляем пропущенные слова.

Слайд:

Велосипед стоит 7 000 рублей. Отец взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей».

Бабушка получает…………..

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, в размере 3000рублей. О каких деньгах говорит сын – студент? ……………….

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1000 рублей.

Смогут ли родители купить велосипед и какие источники доходов есть у семьи представленной в тексте?

Вопрос: какие источники доходов есть у семьи? (ответы учеников: заработная плата, пенсия, степендия)

Учитель: Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Слайд:

Фиксированные доходы
– это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы
– это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

28 стр., 13863 слов

Курсовая работа: Анализ расходов на оплату труда

... находится в Санкт-Петербурге. Целью курсовой работы является необходимость исследования оплаты труда, как экономической категории, анализа действующих систем и форм оплаты труда, а также изучения методов мотивации оплаты труда на современных предприятиях. Учитывая результаты ...

Слайд:

Доходы семьи:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Смогут ли родители купить велосипед Вере стоимостью в 7 тысяч рублей? (Ответы учеников).

На эти деньги можно купить не один велосипед. Но вдруг мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.

Слайд:

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет — 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Слайд:

Расходы
— это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Слайд

:
Расходы бывают двух видов:

Обязательные
(питание. одежда, лекаства) и произвольные

В нашем примере доходы составили 68 000 рублей, а расходы 50 000. Чего больше? Доходов или расходов у нас получилось? Осталось еще 18 000 рублей. Смогут ли родители купить велосипед Вере. Но велосипед стоит 7000 рублей, куда пойдут оставшиеся 11 000 рублей? (Ответы учеников).

Папа сказал, что оставшиеся деньги они отнесут в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом.

Слайд:
Бюджет семьи
– совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Подведение итогов.

Закрепление:

Слайд: Источники доходов. Распределить на фиксированные и переменные

Слайд: Источники Расходов: Распределить на обязательные и произвольные.

Домашнее задание:
п.18, задание 1, 2, стр. 197 в классе и дома.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД)

Слайд: Задание Распределить доходы на постоянные и переменные.

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой  же список составила она.
Слайды 17-20.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет — 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы — 

это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы:  обязательные и произвольные.

Обязательные

25 стр., 12251 слов

Курсовая работа: Особенности социально- экономических проблем и трудностей студенческой семьи

... -экономические проблемы студенческой семьи. Объект – студенческая семья. Целью изучение социально-экономических трудностей, которые сопровождают студенческую семью на стадии становления. Задачи: изучить теоретические аспекты понятия «студенческая семья» и «молодая семья»; определить особенности социально- экономических проблем ...

Произвольные

Заполнить пропуски в предложениях…

Любая продукция, чтобы стать товаром, должна обладать потребительной и меновой

стоимостью. При обмене люди не всегда могут сказать , что он был равным,

справедливым.

Помочь им может определение стоимости товара цена, выраженной в денежной

форме. В прошлом человечества обмен был основан на бартере, господствовали нату-

ральные отношения. С развитием экономики и переходом на товарное хозяйство

обмен

стал совершаться с помощью денег.

1.Деньги 2. Товар 3.Бартер 4.Стоимость 5. Цена