Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Ю.П. Кожекин курсовая работа по микроэкономике
Методические рекомендации по подготовке, написанию
и оформлению курсовой работы для студентов,
обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»
Барнаул — 2011
-
Введение
Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы предназначены для студентов, обучающихся на дневном отделении АлтГТУ по программе подготовки бакалавров в соответствии с учебным планом Института экономики и управления.
В ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» студент должен сформировать следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК)
— владеть культурой экономического мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, методологией экономического исследования (ОК–1);
— знать закономерности функционирования современной экономики на микроуровне, основные понятия, категории и инструменты микроэкономики и прикладных экономических дисциплин; обладать базовыми представлениями о рыночной экономике, институтах рынка, знать основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; обладать способностью анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
— обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владеть навыками написания курсовой работы по исследуемой проблеме, исследовательской работы; обладать способностью кратко излагать содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде публичного выступления перед аудиторией, научным руководителем (ОК-6);
Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой ...
... (e-market). 20. Провайдеры как поставщики ресурсов Интернет. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Практическая часть курсовой работы включает в себя два задания, которые выполняются студентом с применением ... услуг в Интернете. 4. Интранет. 5. Нормативно-правовое регулирование сетевой экономики. 6. Развитие систем сетевого банкинга в Российской Федерации. 7. Интернет как инструмент маркетинга. ...
— уметь организовать работу малого коллектива, рабочей группы, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
— уметь самостоятельно выполнять конкретные этапа работы и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);
— обладать навыками самостоятельной работы, самоорганизации, способностью к саморазвитию, самостоятельному повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
— быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности (ОК- 11);
— иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
— уметь самостоятельно исследовать экономическую литературу на иностранном языке (ОК-14);
б) профессиональными (ПК):
· расчетно-экономическая деятельность:
— знать основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; обладать способностями собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
— владеть современными методиками анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне (ПК-2);
· аналитическая, научно-исследовательская деятельность
— обладать способностями осуществлять поиск информации самостоятельно или по полученному заданию, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для написания курсовой работы для решения поставленных экономических задач, умением анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне (ПК-4);
— обладать умением анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);
— уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-8);
— обладать способностями, используя отечественные и зарубежные источники информации по экономической проблематике, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-9);
— обладать способностями использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, вести поиск информации в сетевых базах данных, пользоваться электронной почтой (ПК-10);
· организационно-управленческая деятельность
— обладать способностями организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретной студенческой научной работы (ПК-11).
2. Основные этапы работы над курсовой работой: , 2. Основные этапы работы над курсовой работой:
Этап |
Содержание |
Сроки |
1 |
Ознакомление с примерным списком тем |
первое практическое занятие в семестре |
2 |
Выбор темы курсовой работы каждым студентом |
до сентября |
3 |
Передача старостой группы тем курсовых работ преподавателю |
до сентября |
4 |
Подбор литературы, составление плана и согласование его с научным руководителем |
6 неделя семестра |
5 |
Работа над текстом курсовой работой |
6-12 недели |
6 |
Оформление курсовой работы и передача готовой курсовой работы научному руководителю для проверки |
не позднее недели |
7 |
Проверка курсовой работы |
в течение 1-2 недель после сдачи работы преподавателю |
8 |
Возврат проверенной курсовой работы студенту для доработки в случае необходимости и подготовки к защите курсовой работы |
не позднее недели |
9 |
Защита курсовой работы |
неделя |
-
Значение курсовой работы в изучении микроэкономики
Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:
-
во-первых,
она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обрабатывать и анализировать современную информацию, составлять таблицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы; -
во-вторых,
студент привыкает четко, последовательно и экономически грамотно излагать свои мысли при анализе теоретических проблем и учится творчески применять экономическую теорию, увязывать ее с практикой; -
в-третьих,
работа закрепляет и углубляет знания студентов по микроэкономике; -
в-четвертых,
прививает навыки работы на компьютере.
Курсовая работа — это первая проба пера, подготовительная ступень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к научно-исследовательской работе, способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятельного изучения студентом одной из важнейших экономических проблем.
Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания но и фактические данные, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Студенты выполняют курсовую работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру основ экономической теории.
К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым работам. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре основ экономической теории.
4. Структура работы
Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности.
Введение — очень ответственная часть любой исследовательской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в раскрытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.
Во введении к курсовой работе обычно обосновываются актуальность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.
Рассмотрим эти части подробно.
Актуальность — обязательное требование к любому исследованию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, насколько правильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главное.
Степень изученности проблемы необходимо показать с помощью краткого обзора литературы, в котором студент должен продемонстрировать основательное знакомство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источники, в том числе материалы Интернета, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.
Далее необходимо сформулировать цель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.).
Например, в курсовой работе, посвященной малому предпринимательству, эта часть может выглядеть так:
Цели исследования:
-
Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыночной экономике. -
Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предпринимательства. -
Изучить современную практику государственной поддержки малого предпринимательства
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих
задач:
-
Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах -
Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса -
Изучить современное состояние доходности малых предприятий -
Выявить современные проблемы становления малых предприятий в российской экономике -
Обобщить опыт государственной поддержки малого предпринимательства в ведущих странах мира
Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. (См. Приложение 2)
Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект
– это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет
– это то, что находится в границах объекта.
Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.
Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:
Объект исследования:
процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.
Предмет исследования:
влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максимизации прибыли.
В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и логику курсовой работы, то есть дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.
Введение должно быть кратким (3-4 страницы).
Во второй части излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность проблемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономике рекомендуется выделить три основных главы: теоретическую, практическую и «российскую».
В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положения микроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить материал учебников, монографии и статьи видных представителей экономической науки.
В практической главе рассматривается материал, позволяющий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.
Наконец, в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России (см. Приложение 4), статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» теоретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.
Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобщения; можно сначала дать основополагающие теоретические разработки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.
Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.
В заключении должны быть сосредоточены
выводы
из каждого подраздела, включенного в основную часть работы, а также отражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заключение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения — 2-3 страницы.
В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы. Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2000 г), монографии, журнальные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использование более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.
Каждый источник должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание документов».
В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты — данные о переводчике (если это перевод) или редакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире — название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой — год издания.
Например:
-
Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. — М: издательство «Экзамен», 2003.
-
Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.
-
Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) Проблемы и практика управления. – 2003. — № 1. – С. 25-36. -
Экономический рост и реформы естественных монополий /i> http : www . iet .
5. Основные требования
, 5. Основные требования
Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по микроэкономике.
Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.
Написание курсовой работы необходимо начинать с постановки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларативным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положения и выводы должны основываться на конкретных материалах реальной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные представления о тех или иных экономических явлениях и законах, желательно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания истории возникновения и форм проявления данных экономических явлений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы излагался логически последовательно и четко.
Поэтому при написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:
-
изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубежных видных ученых; -
знать постановления правительства, решения Федерального собрания и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам; -
ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках; -
изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Финансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Экономист», в газетах «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ», «Итоги», «Деньги» и др.
Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка в нашей стране пока нет. Переход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность в обращении к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.
Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе студент на основе изученной экономической литературы должен определить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе полемический, творческий характер.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоятельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг, используют тиражируемые на компакт-дисках чужие курсовые работы. Разновидностью такого рода недостатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соединяются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в ней появляются неправильные положения и устаревшие материалы, не отражающие действительной картины экономического развития страны. Подобные работы не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетворительно.
Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме — это новый важный этап в выполнении курсовой работы, следующая ступень формирования знаний, их систематизации и сознательного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний — логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий характер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и комментирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, приводит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюстрации важнейших положений темы, увязывает теоретические обобщения с практической действительностью.
Курсовая работа должна быть написана литературным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предложения, выражать свои мысли в понятной, доступной форме, не допускающей разночтений, играют большую роль. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений и использовать только общепринятые сокращения слов. Как показывает практика, часть курсовых работ оценивается неудовлетворительно из-за того, что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смысловым ошибкам.
6. Порядок выполнения курсовой работы
, 6. Порядок выполнения курсовой работы
Выполнение курсовой работы целесообразно расчленить на пять этапов:
-
выбор темы; -
подбор и изучение литературы; -
составление плана работы; -
сбор и обработка фактического и статистического материала; -
написание курсовой работы.
Выбор темы. Тема курсовой работы студентом выбирается из числа тех, которые рекомендованы кафедрой основ экономической теории, что избавляет студента от расплывчатого, или, наоборот, чрезвычайно узкого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности выполнить курсовую работу вообще не по курсу микроэкономики, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.
Кафедра основ экономической теории стремится к тому, чтобы темы курсовых работ не совпадали с темами учебной литературы, нацеливали студента на самостоятельную разработку содержания проблемы.
Тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов микроэкономики, которые вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу.
Подбор и изучение литературы. После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу составить список необходимой литературы и изучить ее. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в последнем номере того или иного журнала. При этом главная задача студента — из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой работы.
Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Рекомендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по отраслям знаний. В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Экономическая теория (политическая экономия)», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе литературы должен найти в систематическом каталоге указанный раздел, а в нем – тему, соответствующую его курсовой работе, и выписать на карточки нужные ему книги и статьи.
Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обусловлена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее время, но и тем, что экономическая теория — наука творческая, она, как и любая другая отрасль знания, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретическими положениями, выводами, концепциями.
При работе в Интернете рекомендуется использовать популярные поисковые системы: Google (http://www.google.ru), Rambler (http://www.rambler.ru), Яndex (http://www.ya.ru) и др., с помощью которых по ключевым словам проблемы можно найти массу интересной научной и практической информации
При изучении литературы рекомендуется делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные выписки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.
Составление плана работы. После подбора и изучения литературы студент должен составить тщательно продуманный план курсовой работы, который призван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План — это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Но поскольку структура работы является стандартной, то задача студента состоит в том, чтобы определить 2-3 вопроса основной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложения (см. Приложение 2).
Сбор и обработка фактического и статистического материала. Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Выписывать нужно данные, которые имеют прямое отношение к теме, причем не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помогающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть правительственные постановления и решения, Указы Президента РФ, статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений, Web-сайты экономической и деловой информации:
Органы государственной власти России
, Органы государственной власти России
-
Президент Российской Федерации — www
kremlin
-
Интернет-представительство Президента России в «группе-8» — www
g
8
russia
www
kremlin
-
Органы государственной власти России — www
gov
-
Министерство экономического развития и торговли РФ — www
economy
gov
-
Министерство финансов РФ — http
://
minfin
rinet
-
Министерство иностранных дел РФ — www
mid
-
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — www
mzsrrf
-
Федеральная служба государственной статистики России — www
gks
-
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) — http
://
www
fips
-
Федеральная служба по труду и занятости РФ — www
rostrud
info
-
Федеральная налоговая служба РФ — http
://
www
nalog
-
Федеральная антимонопольная служба РФ — www
fas
gov
-
Федеральная служба по финансовым рынкам РФ — www
fcsm
-
Фонд социального страхования РФ — www
fss
-
Фонд обязательного медицинского страхования РФ — www
ffoms
-
Федеральная таможенная служба РФ — www
customs
-
Пенсионный фонд РФ — http
://
www
pfrf
-
Россия и Всемирная торговая организация — www
wto
Исследовательские и учебные заведения
-
Институт экономики переходного периода — (
www
iet
) -
Институт экономического анализа — www
iea
-
Институт Катона — http
://
www
cato
/
-
Институт «Экономическая школа» — www
economicus
-
Аналитический центр Юрия Левады — (
http
://
www
levada
/
) -
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН — http
://
www
ecfor
-
Фонд «Развитие» — www
dcenter
-
Всероссийский центр изучения общественного мнения — http
://
www
wciom
-
Институт мировой экономики и международных отношений — РАН www
imemo
-
Институт международных экономических и политических исследований РАН — www
transecon
Банки
-
Банк России — www
cbr
-
Сбербанк России — www
sbrf
-
Газпромбанк — www.gazprombank.ru
)
-
Банк Швеции — http
://
nobelprize
org
/
economics
/
Биржи
Российская торговая система — www
rts
Московская межбанковская валютная биржа — http
://
www
micex
Лондонская фондовая биржа — www
londonstockexchange
com
/
Франкфуртская биржа — http
://
boerse
frankfurt
com
Международные организации
Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств- www
cis
minsk
Межгосударственный статистический комитет СНГ — www
cisstat
com
Организация Объединенных Наций — www
org
/
russian
/
question
/
faq
Экономический и социальный совет ООН — www
org
/
russian
/
esa
/
Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения http
://
www
unfpa
org
/
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) www
unctad
org
Международный валютный фонд www
imf
org
Мировой банк www
worlank
org
/
data
, Русский сервер Мирового банка http
://
lnwebl
8.
worlank
org
/
ECA
/
Rus
nsf
Всемирная торговая организация www
wto
org
Парижский клуб www
clubdeparis
org
Международная организация по стандартизации www
iso
org
Всемирный экономический форум http
://
www
weforum
org
/
Научные и периодические издания
, Научные и периодические издания
Российская газета http
://
www
/
Журнал
Вопросы экономики
www
vopreco
Библиотека экономической и деловой литературы http
://
lit
agava
/
avtosod
htm
Журнал
Карьера
www
kariera
orc
/
Журнал
Человек и труд
www
chelt
/
Газета
Экономика и жизнь—АКДИ
www
akdi
Журнал Домоскоп
http
://
www
demoscope
/
Рыночная информация
Росбизнесконсалтинг,
котировки акций и облигаций www
quote
Желтые страницы России,
данные о предприятиях www
yellowpagesrussia
Торгово-промышленная палата РФ www
tpprf
Гильдия маркетологов www
marketologi
/
guild
htmI
Общество защиты потребителей
Резонанс
www
zonaprav
МИЭЛЬ-Недвижимость, статистика спроса и предложения квартир www
miel
/
analytics
/
monitoring/arenda
Конверторы валют
http
://
conv
rbc
/
Правовой центр
Паритет
www
paritas
Написание курсовой работы. После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой работы. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь студент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализировать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.
При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно:
-
данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т., м., шт.) или относительным (в %) показателям и при их сравнениях обязательно в одинаковых измерениях; -
для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за несколько месяцев, а лучше за ряд лет; -
для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают. -
Вся фактическая информация должна иметь ссылки на источники, например:
Динамика денежных доходов и сбережений населения
Годы |
Денежные расходы, млрд руб. |
Сбережения во вкладах и ценных бумагах, млрд руб. |
Сбережения во вкладах и ценных бумагах, % |
1999 |
2793774 |
120663 |
4,3 |
2000 |
3703785 |
173133 |
4,7 |
2001 |
4894788 |
203823 |
4,2 |
Госкомстат России «Россия в цифрах 2002». – М.: изд. ИИЦ «Статистика России», 2003. – С. 104
Рис. 1-1 Равновесие на рынке товара в краткосрочном и долгосрочном периодах
Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории : учебное пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М. : Дрофа, 2003. – С.
Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убедительных.
7. Оформление курсовой работы
, 7. Оформление курсовой работы
Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. Обязательными элементами оформления являются:
1. Титульный лист (см. Приложение 1).
2. На второй странице — содержание работы (см. Приложение 2).
3. Список использованной литературы, составленный в алфавитном порядке фамилий авторов.
Текст работы необходимо напечатать на компьютере на одной стороне отдельных листов белой бумаги формата А-4, оставляя поля для заметок преподавателя: верхнее, правое и нижнее – 2 см., левое – 3 см. Межстрочный интервал – полуторный.
Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы вверху в центре. Ведение, каждую главу работы, заключение и список использованной литературы принято начинать с новой страницы.
При использовании в работе цитат из первичных источников сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название источника, из которого взята цитата, после этого, через точку — тире, — номер цитируемой страницы.
Например:
__________
1. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге Экономист. – 2003. — № 4. — С.46.
Если на одной странице цитируется один и тот же источник, во второй сноске можно полностью не повторять его название, а ограничиться следующим:
2. Там же. — С.48.
После написания и оформления работы студент должен подписать ее, поставить дату и сдать на проверку преподавателю.
8. Оценка курсовой работы
Написанная студентом курсовая работа не позднее, чем к декабря сдается на кафедру ОЭТ для оценки.
Учитывая отсутствие у студентов опыта написания подобных работ, к их оценке предъявляются не самые высокие требования.
Высшую оценку — 100 баллов — «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме.
Оценка может быть снижена на баллов в случаях:
— неполного раскрытия темы работы;
— использования устаревшей литературы;
на 5 баллов при:
— невыполнении рекомендаций по написанию введения или заключения;
— отсутствии или неправильном оформлении сносок или библиографического описания используемых источников;
— несоблюдении требований к оформлению работы.
Если в итоге работа набирает от до баллов, автор получает оценку «хорошо», при — баллах — «удовлетворительно»
Оценка «неудовлетворительно» может быть поставлена за работу, выполненную несамостоятельно (списанную из сборников опубликованных курсовых работ, с компакт-диска или из Интернета), а также если после снижения за имеющиеся недостатки на баллов и менее.
Приложение 1
Оформление титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Гоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Курсовая работа защищена с оценкой ______________
Руководитель работы _______________ Ю.П. Кожекин
«__» ____________ 2011 г
«Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции»
Курсовая работа по микроэкономике
Студентка группы Эк-11 Иванова Ирина Ивановна
Руководитель работы — доцент, к.э.н. Кожекин Ю.П.
Барнаул 2011
Приложение 2
Оформление листа «Содержание»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..…………3
ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
-
Сущность и место малого предпринимательства в рыночной экономике………..………………………..…………….….7 -
Функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах …………………..……..……14
ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Основные отрасли и регионы малого бизнеса……..……..24 -
Доходность малых предприятий……………………….…..….…30
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
-
Современные проблемы становления малых предприятий в российской экономике ……………..…………35 -
Государственная поддержка малого
предпринимательства в ведущих странах мира…….…….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………………………45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………48
Приложение 3
Тематика курсовых работ по микроэкономике
-
Асимметрия информации: теоретические модели и практическое значение. -
Аутсорсинг как элемент современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике. -
Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики. -
Венчурный капитал и его роль в современной экономике. -
Взаимодействие крупного и малого бизнеса в экономике России. -
Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика. -
Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия. -
Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции. -
Достоинства и недостатки рыночной экономики. -
Естественные монополии и их роль в экономике России. -
Значение информационных технологий в современной экономике. -
Й. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии. -
Инновационная экономика: содержание и основные формы развития. -
Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии. -
Интеллектуальный капитал, его формы и развитие. -
Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики -
Картели и их роль в современной экономике. -
Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике. -
Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях «новой экономики».