Общественные блага и теория общественного выбора «Микроэкономика» (стр. 1 )

Курсовая работа

Что такое «благо» и «выбор»? Если воспользоваться словарем, то для определения данных терминов мы увидим следующие значения. Благо – это то, что имеет свойство полезности, т. е. способно удовлетворить определённые человеческие потребности, а выбор – наличие различных вариантов для осуществления воли.

На сегодняшний день вышеупомянутые экономические показатели играют немаловажную роль в обществе.

Ведь блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.

Все вышеизложенное и обусловило выбор темы — общественные блага и теория общественного выбора, которые анализируют вышеупомянутые проблемы.

Цель курсовой работы является изучение теоретических основ показателя общественных благ и теории общественного выбора.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:

  • изучить экономическую сущность общественных благ, их классификацию и особенности;
  • ознакомиться со способами предоставления общественных благ;
  • изучить сущность и основные предпосылки возникновения теории общественного выбора;
  • рассмотреть формирование общественного выбора в условиях прямой и представительной демократии;
  • рассмотреть такие явления, как экономика бюрократии и «провалы» государства (правительства).

Объектом исследования в работе выступает общественные блага и выбор.

1. Общественные блага

1.1. Сущность общественных благ.

Понятие общественных благ широко используется в теоретической и , но нет единого, базового определения общественного блага. Однако все авторы признают наличие у общественных благ двух характерных черт – неконкурентности в потреблении и неприсвояемости – и не демонстрируют разногласий в отношении понимания содержания этих черт, но расходятся во мнениях относительно того, что является определяющим признаком общественного блага, а также того, какие характеристики присущи «общественному благу».

Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. [1, c.44].

Следовательно, общественное благо – это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.

2 стр., 911 слов

Экономическая наука. Экономические блага. Производство

... общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек ...

Частным случаем блага выступает товар, который удовлетворяет определенные потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначен для обмена. Товар для производителя не имеет непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается лишь в том, что он – носитель меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине стремится реализовать свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих не владельцев. Вследствие этого, все товары должны всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся в обмене друг к другу и реализуются как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться как стоимости, до того, как они получат возможность реализовываться как потребительные стоимости.

Услуга в отличие от товара представляет собой отсутствие материальной формы, и процесс потребления услуги совпадает с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т. е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе. На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т. п.).

Таким образом, общественные блага – это такие блага, которым присущи следующие характеристики:

  • несоперничество в потреблении;
  • неконкурентность;
  • неаддитивность (неделимость в потреблении);
  • неопределенность конечного потребителя;
  • неопределенность прав собственности. [7]

Несоперничество означает, что изменение количества потребителей данного блага не влияет на количество полезности, получаемой каждым из них. В такой ситуации увеличение числа потребителей ведет к увеличению общественной полезности блага и означает, что прибавление дополнительного потребителя не снижает полезности остальных. Например, фонарь на улице светит двум прогуливающимся под ним индивидам так же ярко, как и трем.

Условие равного потребления общественного блага всеми индивидами в свою очередь связано с неделимостью блага, а также с наличием .

Неконкурентность означает, с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

13 стр., 6319 слов

Экономические блага: экономическая ценность и альтернативная стоимость

... изучить экономические блага и их классификацию; изучить экономическую ценность и альтернативную стоимость благ. 1. Общая характеристика экономических благ 1.1 Понятие экономических потребностей и благ Экономические блага (товары и услуги) создаются в процессе производства, экономическими ресурсами. Экономические ресурсы ...

Неделимость блага в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления блага. Мы неизбежно пользуемся всем объемом услуг по обороне страны. Ни один человек не имеет возможности выбрать, какие именно из развернутых армий должны защищать его самого, а какие – соседа, какие самолеты поднимутся в воздух на его защиту, а какие должны обеспечить прикрытие супруге. Население пользуется всем объемом предоставляемого на данной территории чистого общественного блага. Речь идет о неделимости в потреблении, а не в производстве и предоставлении общественных благ. Общество, безусловно, может выбрать необходимый уровень национальной обороны (численность войск, их материальное обеспечение, объем финансирования), что приводит к разному объему предоставления блага.

Неделимость блага предполагает лишь совместное предложение общественного блага (joint supply) – весь объем услуг по национальной обороне представляет государство; все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной и той же улице попросту невозможна.

Наличие положительных или отрицательных внешних эффектов – невозможность отразить в рыночных ценах полные общественные затраты, возникшие в связи с производством и потреблением товара, — одна из основных причин государственного вмешательства в экономику. Именно внешние эффекты являются причиной неисключаемости общественных благ.

Под неисключаемостью в потреблении понимается невозможность путем установления рыночных цен исключить отдельные фирмы или отдельных индивидов из числа получателей по крайней мере части выгод (или части затрат), прямо связанных с производством и потреблением определенного товара. Невозможно, к примеру, запретить пешеходу пользоваться светом горящего фонаря, а индивиду, имеющему радиоприемник, принимать радиопередачи.

Неисключаемость может возникнуть как в результате невозможности физически исключить кого-либо из пользования данным благом (как в случае пешеходов, гуляющих по освещенной улице), так и вследствие чрезвычайно высоких затрат на исключение в сравнении с возможными выгодами продавца.

Таким образом, сущность общественных благ, заключается в удовлетворении определенных общественных потребностей и обеспечении посредством этого расширенного воспроизводства общества, предполагает признание общества в качестве реального образования, обладающего субстанциональностью по отношению к составляющим его индивидам.

1.2. Классификация общественных благ и их особенности.

 классификация общественных благ и их особенности  1

Рис.1. Классификация общественных благ.

Общеизвестно, что в многообразии благ можно разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом.

20 стр., 9977 слов

Общественные блага

... (предметы старины); гражданским (общественные блага); общественное мнение (предметы престижа); творческая деятельность (изобретения); экологическое (природные объекты). Классификацию самих соглашений, выделенных у Олейника ... системная изученность экономических отношений в системе воспроизводства общественных благ с позиции экономики соглашений, контрактной парадигмы и поиска компромиссных решений ...