По курсу Микроэкономика

Практическая работа
Содержание скрыть

В первом семестре самостоятельная работа студентов заключается в подборе источников, чтении, конспектировании материалов и в выступлении по вопросам, обсуждаемым на практических занятиях, в коллективном обсуждении проблемных вопросов, в самообследовании бюджета своего домашнего хозяйства, в написании реферата, подготовке к контрольным тестам и решению задач.

, Тема 1. Предмет и методы экономической теории.

На основе изучения темы студент должен знать этапы эволюции, дискуссионную сущность, содержание, методы и уровни изучения предмета современной теоретической экономики, объекты и субъекты экономических отношений. Студент должен уметь применять общенаучные методы при изучении экономических явлений и взаимосвязей, владеть методологией научного исследования.


Вопросы к практическому занятию:

1. Предмет и методы экономической теории.

2.Эволюция предмета экономической теории. Основные теоретические школы. 3.Взаимосвязь уровней экономического анализа. Позитивная и нормативная экономика.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. –М:Республика, 2013.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4.Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М,: ЮРАЙТ, 2013.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М: Норма, 2014.

6. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроанализ. М.:Дело, 2014, гл.1.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной работы):

1. Почему в центре внимания экономистов всегда стояли проблемы определения сущности и источников богатства?

2. Всегда ли корректно применение принципа гедонизма при объяснении поведения субъектов в экономике?

Рекомендуемая литература к самостоятельной работе:

18 стр., 8560 слов

Методология и методы экономической теории

... предмет. Цель курсовой работы – раскрыть содержание методологии и рассмотреть методы экономической теории. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Рассмотреть методологию экономической теории. Изучить методы исследования и основные функции экономической теории. 1. Методология экономической теории 1.1 Методология, как наука экономической теории Методология – учение ...

1.Носова Н.Н. Экономическая теория для бакалавров. –М.:Кнорусс, 2012.

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

Тема 2. Блага и потребности. Общественные формы воспроизводства экономических благ.

После изучения данной темы студент должен понимать необходимость и сущность непрерывного воспроизводственного процесса, содержание его видов и фаз, сущность, значение и виды потребностей, а также различные классификации благ, которые их удовлетворяют, и значение отношений собственности на блага в экономике. Студент должен уметь выявлять взаимосвязи между классификацией потребностей и благ, владеть специальной экономической и юридической терминологией, раскрывающей сущность и формы проявления отношений собственности.


Вопросы к практическому занятию:

1. Воспроизводство: сущность, виды, фазы материального воспроизводства.

2. Блага: сущность и классификации.

3. Потребности: сущность, виды, значение.

4. Собственность: сущность, типы, формы и значение.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

Дополнительная литература: , Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. Как связаны между собой воспроизводство материальных благ, рабочей силы и окружающей среды?

2. Влияет ли вид блага на общественные формы его производства?

3. Есть ли у вас иррациональные потребности?

4. Что обеспечивает экономическую свободу человека?

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Экономическая теория /под ред. Камаева В.Д. –М.:Владос, 2012.

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

4. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. М.:Дело, 2014

Тема 3. Структура национальной экономики.

После изучения данной темы студент должен знать сущность и виды структуры экономики на разных уровнях ее изучения, понимать сущность и значение основных структурных элементов экономической системы и связей между ними, знать содержание, причины и формы разделения труда и его значение для формирования экономических структур. Студент должен уметь системно представлять изучаемый экономический объект, владеть специальной терминологией, раскрывающей содержание и формы разделения труда.


Вопросы к практическому занятию:

1. Экономика как практика, структура национальной экономики /отраслевая, региональная, воспроизводственная, социальная, внешнеэкономическая/.

7 стр., 3084 слов

Сущность экономического анализа

... и автоматизации вычислительных работ. Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы, получающие отражение в системе экономической информации. Основные методы экономического: анализ, синтез, индукция, дедукция и ... по назначению органов внешнего надзора. В специальной литературе классификация видов экономического анализа проводится по многим признакам. Следует отметить, что ...

2. Разделение труда: определение, виды, значение.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. На примере условного предприятия материального производства (например, хлебокомбината) рассмотрите возможную структуру его трудового коллектива, исходя из знания видов единичного разделения труда.

2. Как связаны между собой общественное и частное разделение труда и структура национальной и мировой экономики?

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Экономическая теория /под ред. Камаева В.Д. –М.:Владос, 2012.

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

Тема 4. Экономические ресурсы и факторы производства , Тема 4. Экономические ресурсы и факторы производства.

На основе изучения данной темы студент должен знать экономическое содержание, значение, общее и особенное между экономическими ресурсами и факторами производства, уметь выделять взаимосвязи между ограниченностью ресурсов и необходимостью оценки эффективности их распределения и использования, а также моделировать способы такого их распределения в рамках различных хозяйственных систем с помощью кривой производственных возможностей. Студент должен владеть методологией оценки экономической эффективности использования базовых ресурсов и специальной терминологией.


Вопросы к практическому занятию:

1. Экономические ресурсы и факторы производства: общее и особенное.

2. Показатели эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов.

3. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. –М.:ИНФРА-М, 2010.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

5. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. М.:Дело, 2014.

18 стр., 8865 слов

Методика работы над теоретико-литературными понятиями в курсе ...

... школе теории литературы, другие, наоборот, предлагали ввести специальный курс теории литературы. В настоящее время избран наиболее целесообразный путь усвоения учащимися основных теоретико-литературных понятий. Они изучаются в связи с изучением определённых литературных ...


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. Какой внутренний фактор производства нельзя отнести к ресурсу?

2. Какое значение имеет каждый ресурс в производстве?

3. Вы помогаете родителям на даче, оцените экономическую эффективность своей деятельности?

4. Какое значение имеют показатели эффективности в деятельности экономиста?

5. За счет каких механизмов (инструментов) государство может скорректировать стихийно-рыночный выбор точки на (или внутри) кривой производственных возможностей?

Рекомендуемая литература к самостоятельной работе:

1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.:Проспект, 2012.

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

4.Гребнев Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность//Вопросы экономики, 2010, №7.

Тема 5. Производство и его экономические формы.

На основе изучения темы студент должен знать общественные формы производства, его результаты , технологические способы; понимать сущность и значение домашних хозяйств и фирм в процессе воспроизводства. Студент должен уметь классифицировать фирмы и домашние хозяйства, видеть общее и особенное между ними, владеть специальной терминологией по теме.


Вопросы к практическому занятию:

1. Производство: сущность, факторы, формы.

2 .Формы хозяйствования: натуральное и товарное производство.

3.Сущность и типы хозяйственных (экономических) систем.

4. Домашние хозяйства как субъекты экономических отношений: определение, виды, функции, особенности поведения в различных хозяйственных системах.

5. Фирмы как субъекты экономики: определение, виды, значение.

Основная литература: , Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. –М.:ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

4. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. М.:Дело, 2014, гл.8.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. В чем преимущества и недостатки хозяйственных систем в чистом виде?

2. Приведите примеры натурального и простого товарного производства в современной экономике.

3. Какое влияние оказывает вид потребности на форму (натуральную или товарную) производства благ, их удовлетворяющих?

4. Какое значение имеют домашние хозяйства в воспроизводственном процессе?

5. Какие потребности эффективнее удовлетворяются в границах фирм, а какие – в границах домашних хозяйств?

6. Почему развитие общественного разделения труда и рыночных отношений разрушает институт семьи?

7. Почему с развитием информационных технологий стали возникать идеи о разрушении (размывании границ) фирм?

10 стр., 4743 слов

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по курсу ...

... значение: во-первых, она приобщает студентов к самостоятельной творческой работе с экономической литературой, ... по экономической теории. Курсовая работа важная форма самостоятельной работы студентов по изучению курса по экономической теории. ... перестройка экономики, в ... доклад может быть углублен, расширен и переработан в курсовую работу, т.к. он готовится студентами на основе изучения литературы, ...

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

2. Васильева О. Накопление человеческого капитала и изобилие природных ресурсов// Вопросы экономики, 2011, №12.

3.Дзюба С. От теории фирмы к теории информационных систем//ЭКО, 2010,№10.

Тема 6. Распределение результатов производства. Доходы в современной экономике.

После изучения темы студент должен знать содержание и принципы отношений распределения, сущность и виды современных доходов, причины, последствия и методы оценки их неравенства у экономических субъектов. Студент должен уметь оценивать неравномерность распределения дохода и богатства, владеть методикой построения и анализа кривой Лоренца.


Вопросы к практическому занятию:

1. Доходы как экономическая категория, классификации и значение.

2. Сущность и виды трудовых доходов. Формы и функции заработной платы.

3. Сущность, виды и значение нетрудовых доходов в современной рыночной экономике (прибыль, рента, процент).

4. Трансфертные доходы: частные и государственные, их виды и значение.

5. Принципы распределения и перераспределения доходов. Оценка неравномерности распределения доходов и богатства с помощью кривой Лоренца.

6. Значение различных видов доходов в бюджете семьи студентов группы.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. –М.:ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2014.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1.Приходилось ли Вам обеспечивать кому-либо и получать трансфертный доход (добровольный или нет)?

2. Какие преимущества и недостатки имеют сдельная и повременная формы заработной платы?

3. Какую форму заработной платы получают работающие члены вашей семьи, чем это определяется?

4. В чем значение нетрудовых пассивных доходов в рыночной экономике? Почему нельзя их полностью социализировать?

5. Дискуссия: Что такое «справедливое распределение доходов»?

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы: , Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Носова Н.Н. Экономическая теория для бакалавров. –М.:Кнорусс, 2012.

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

4.Головинкина Н. Неравномерность распределения и экономическое развитие//Экономист, 2010, №5.

Тема 7. Обмен как фаза воспроизводства.

На основе изучения темы студент должен понимать содержание и предпосылки развития отношений обмена, знать сущность, виды, элементы и функции рынков и рыночной инфраструктуры, понимать факторы, определяющие рыночное равновесие и влияющие на рыночный спрос и предложение. Студент должен уметь строить графическую модель рынка совершенной конкуренции, работать с ней в статике и динамике, владеть методологией равновесного анализа.

3 стр., 1500 слов

Контрольная работа: Экономический рост, его сущность и факторы. ...

... перспективах. Контрольный теоретический вопрос , Экономическое развитие. Экономический рост, его сущность и факторы. Виды экономического роста., Экономическое развитие ... экономического развития общества, методах и формах государственного регулирования экономического роста. Список литературы Экономическая теория: ... сложно Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания ...


Вопросы к практическому занятию:

1. Рынок: сущность, условия возникновения и существования, виды рынков.

2. Функции рынков.

3. Рыночная инфраструктура: сущность, элементы, значение.

4. Понятие и виды экономической инфраструктуры (производственной, социальной и рыночной).

5. Рыночный спрос: определение, эффекты, неценовые детерминанты.

6. Закон убывающей отдачи /доходности/.

7. Рыночное предложение: определение, неценовые детерминанты.

8. Взаимодействие спроса и предложения: статическое равновесие.

  1. Динамическое частичное рыночное равновесие – мгновенное, краткосрочное и долгосрочное.
  2. Недостатки рыночной системы распределения ограниченных ресурсов (провалы рынка).
  3. Модели рыночной экономики.

Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. –М.:ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2014.

6. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров. М.:Дело, 2014, гл.2,3.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. Какое значение имеет социальная инфраструктура в воспроизводстве материальных благ и рабочей силы?

2. Приведите примеры дефицитных рынков и рынков с хроническим перепроизводством.

3. При каких условиях не действует закон убывающей отдачи?

4. Изменение каких факторов приводит к росту цены на конкретном рынке?

5. При каких условиях не действует закон спроса?

6. Почему утверждают, что рынок «близорук и не видит перспективы»?

7. Почему существуют различные модели рыночной экономики, по каким критериям они различаются?

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Носова С.С. Экономическая теория для бакалавров. –М.:КНОРУС, 2012

7 стр., 3209 слов

Производительность труда и ее значение в экономике

... за год) и численности работников, занятых в экономике страны. Экономическое значение производительности совокупного (общественного) труда определяется тем, что ее повышение означает: рост ... развития страны и обеспечения экономической безопасности государства; рост накопления и потребления. Экономическое значение обеспечения роста производительности совокупного труда на предприятии определяется тем, ...

2.Экономика /под ред. Булатова А.С. –М.:Юристъ, 2011.

3.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

4.Микроэкономика: теория и российская практика/под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.:КНОРУС, 2014.

Тема 8. Государство как субъект экономики , Тема 8. Государство как субъект экономики.

На основе изучения темы студент должен знать сущность государства как субъекта экономики, его современные функции и задачи, инструменты их достижения в рамках различных направлений государственной экономической политики, причины и последствия «провалов» рынка и государства, влияние внешних эффектов на эффективность распределения ограниченных ресурсов. Студент должен уметь выделять цели и инструменты конкретной экономической политики государства, положительные и отрицательные последствия их применения, владеть специальной экономической и политологической терминологией.


Вопросы к практическому занятию:

1. Сущность, теории и границы государства, его экономическая роль и значение.

2. Экономически оправданные функции государства в рыночной экономике. Провалы государства.

3. Внешние эффекты (перелива) и их государственное регулирование.

4. Сущность, виды, цели и инструменты государственной экономической политики. Основная литература:

1. Курс экономической теории/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой- Киров, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. –М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. –М.:ИНФРА-М, 2013.

4. Шишков Ю. Экономическая роль государства в современном мире //Вопросы экономики, 2008, №3.

Дополнительная литература:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Учебник 7-е изд., — М.: ЮРАЙТ, 2012 (ЭБС)

4. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2014.


Вопросы для самостоятельной (активной аудиторной) работы:

1. Почему сущность государства нельзя раскрыть с помощью одной теории, одного определения?

2. Что общего и отличного между государственным и правительственным сектором экономики?

3. Приведите пример отрицательного внешнего эффекта (в производстве и потреблении), с которым сталкивались лично.

4. Всегда ли нужно прямое государственное регулирование проблем, связанных с внешними эффектами?

5. Цели каких государственных политик могут противоречить друг другу?

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы:

1.Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. –М.:КНОРУС, 2014.

2.Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика /под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. – СПб.:Питер, 2010.

3.Родина Г. Рынок и государственное регулирование экономики//Экономист,2011, №3

4. Рыбаков Ф. Принципы и инструменты экономической политики//Экономист, 2011, № 4.

3 стр., 1383 слов

Научная статья ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ...

... Малько.1 «Функции государства - главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе», - также констатирует В.С. Афанасьев.2 Автор выделяет четыре функции, которые осуществляются любым государством: экономическую, политическую, социальную ...

5. Радыгин А., Энтов Р. «Провалы государства»: теория и политика //Вопросы экономики, 2012, № 12.

6. Рыбаков Ф. Экономическая политика: теория и практика//Экономист, 2012, № 12.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.:Норма, 2014..

Рекомендуемая литература к практической работе (часть 1): Основная:

1. Курс экономической теории/под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров:АСА, 2013.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория.- М.: Проспект, 2012.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика.- М.:ИНФРА-М, 2013.

Дополнительная: , Дополнительная:

1. Микроэкономика: теория и российская практика/ под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова – М.: КНОРУС, 2014.

2. Розанова Н.М. Микроэкономика. Руководство для профессионалов. М.: ЮРАЙТ, 2012.

3. Шимко П.Д. Экономика: учебник для бакалавров. М.: ЮРАЙТ, 2013.

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2014.

5. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров:микро- и макроанализ. М.:Дело, 2014.

Литература к самостоятельной работе:

6. Экономическая теория: микро, макро, мегаэкономика/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.:Питер, 2009.

7. Экономика/ под ред. А.С.Булатова.-М.: Юрист, 2011.

8. Экономическая теория/ под ред. В.Д.Камаева.- М.:Владос, 2012.

9. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие/С.С.Носова, В.И.Новичкова.- М.:КНОРУС, 2012.

Самостоятельная работапо части 1 (внеаудиторная)предполагает закрепление знаний о сущностных и функциональных взаимосвязях в современной рыночной экономике с помощью тестовых заданий, например:

1) Отнесите конкретное направление деятельности правительства к соответствующей функции государства в рыночной экономике:

  1. Правительство приняло решение о снижении ставки налога на прибыль для малых предприятий.
  2. Правительство приняло решение субсидировать расходы малоимущих граждан на приобретение жизненно важных лекарств за счет повышения косвенных налогов на продажу сигарет.
  3. Правительство решило в этом году не увеличивать тарифы на электроэнергию.
  4. Правительство внесло в парламент новый закон, на основании которого страна не будет переходить на зимнее время.
  5. Для снижения темпов инфляции Центральный Банк повысил ставку рефинансирования.
  6. Экспортные нефтегазовые доходы правительство направило на счет «Росолимпстроя» для финансирования строительства объектов транспортной инфраструктуры в Сочи.

Функции государства:

А)Создание правовой базы функционирования рынков

Б)Защита конкуренции и регулирование монополий

В)Корректировка рыночного распределения доходов

Г)Корректировка рыночного распределения ресурсов

Д)Стабилизация экономики

2) Подберите к указанной специализации соответствующую классификацию вида разделения труда:

6 стр., 2932 слов

Сущность рыночной системы экономики: принципы построения, структура ...

... 2. Основные принципы функционирования рыночной экономики Рассмотрим основные принципы функционирования рыночной экономики: свобода выбора видов и форм деятельности. Главный принцип рыночной экономики - это принцип свободы хозяйственной деятельности. Естественная экономическая свобода ограничена общественно ...

  1. Производство и продажа иностранным потребителям услуг по

выведению спутников на космическую орбиту А. Естественное

  1. Сборка автомобиля «Лада» из отечественных Б. Международное

комплектующих частное операционноеВаше каждодневное мытье посуды дома В. Внутристрановое

  1. Специализация работников банка на обслуживании разных единичное

видов клиентов Г. Международное

  1. Производство обуви на китайской фабрике на экспорт и из китайских частное продуктовое факторов производства Д. Внутристрановое

частное операционное

Критериями оценки результатов самостоятельной работы являются:

— множественность и разнообразие источников информации;

— обоснованность, последовательность и четкость изложения материала;

— систематизация и оформление учебного материала в виде конспектов, схем, таблиц, графиков, диаграмм;

— способность к критическому отношению к собранной информации.

Формы контроля самостоятельной работы: сообщения на семинарских занятиях, аудиторные и домашняя контрольная работа, проверка конспектов, тестирование.

Итоговая (семестровая) аттестация представляет собой классический устный экзамен по представленным ниже вопросам, с учетом оценки за реферат.

Вопросы, направленные на выявление сформировавшихся компетенций в результате освоения дисциплины «Микроэкономика 1» для бакалавров по направлению

«Экономика» финансово-экономического факультета (семестр 1):

  1. Предмет «Экономической теории». Микро-, мезо-, макроуровень анализа.
  2. Этапы эволюции предмета экономической теории.
  3. Уровни познания экономических явлений. Методы экономической теории. Принцип гедонизма.
  4. Субъекты, объекты и содержание экономических отношений. Позитивная и нормативная экономика.
  5. Структура национальной экономики. Виды экономических структур.
  6. Разделение труда: сущность, виды, значение.
  7. Блага как экономическая категория, их классификация и значение.
  8. Особенности частных, общественных и квазиобщественных (смешанных) благ.
  9. Воспроизводство экономических благ: понятие, виды, стадии воспроизводства материальных благ.
  10. Потребности: сущность, виды, значение. Закон возрастающих потребностей.
  11. Собственность как экономическая категория. Структура прав собственности. Типы и формы собственности.
  12. Экономические ресурсы: определение, виды, значение и ограниченность.
  13. Производство: сущность, внешние и внутренние факторы, их экономическое содержание и значение.
  14. Экономическая эффективность. Критерии и показатели эффективности распределения и использования ограниченных ресурсов.
  15. Кривая производственных возможностей: условия построения и значение. Закон возрастающих альтернативных издержек.
  16. Сущность и виды экономических (хозяйственных) систем, оценка их социально-экономической эффективности.
  17. Натуральное и простое товарное производство: общее и особенное.
  18. Капиталистическое товарное производство: особенности и виды.
  19. Домашние хозяйства как субъекты экономики. Понятие, виды, особенности поведения в различных хозяйственных системах.
  20. Фирмы как субъекты экономики: сущность, виды, значение.
  21. Распределение результатов производства. Принципы и виды распределения. Социальное и функциональное распределение.
  22. Доходы как экономическая категория. Классификация доходов по первичности, субъектам, легальности, ожидаемости, явности. Номинальные и реальные доходы.
  23. Сущность и виды трудовых доходов в современной экономике. Виды и значение заработной платы.
  24. Нетрудовые первичные доходы в современной экономике. Сущность ренты, процента и прибыли.
  25. Сущность и виды трансфертных доходов, значение перераспределения.
  26. Неравномерность распределения доходов, ее моделирование и оценка с помощью кривой Лоренца, децильного и Джини коэффициентов. Причины неравенства доходов.
  27. Обмен как фаза воспроизводства, виды, предпосылки существования и функционирования товарно-денежного обмена (рынка), выигрыш от обмена.
  28. Рынок: сущность, структура, виды, функции.
  29. Экономическая инфраструктура : сущность, виды, функции. Элементы и значение рыночной инфраструктуры.
  30. Равновесный подход в экономическом анализе. Понятие общего и частичного рыночного равновесия ( в статике и динамике).
  31. Спрос: определение, виды, моделирование. Неценовые детерминанты рыночного спроса.
  32. Предложение: определение, виды, моделирование. Неценовые детерминанты рыночного предложения.
  33. Закон убывающей отдачи (доходности): условия и особенности проявления, значение для построения индивидуального графика предложения.
  34. Статическое частичное рыночное равновесие: сущность, условия установления, значение равновесной цены и объема продаж.
  35. Динамическое частичное рыночное равновесие: мгновенное, краткосрочное и долгосрочное.
  36. Экономическая сущность государства как субъекта экономики. Государственный и правительственный сектор: границы, структура и значение.
  37. Недостатки рыночной системы распределения ограниченных ресурсов, продукции и доходов (фиаско рынка).
  38. Функции государства (универсальные и в современной смешанной экономике).

    Провалы государства.

  39. Внешние эффекты (перелива) и их государственное регулирование.
  40. Государственная экономическая политика: сущность, цели, виды и инструменты.

Примерная тематика рефератов по курсу Микроэкономика 1 , Примерная тематика рефератов по курсу Микроэкономика 1.

1. Проблема редкости в экономической теории.

2. Нематериальные блага и потребности, их значение для формирования человеческого капитала.

3. Человеческий капитал как важнейший экономический ресурс.

4. Информация как фактор производства.

5. Общественные блага: сущность, виды, особенности воспроизводства и потребления.

6. Права собственности, проблемы их защиты и реализации в современной России.

7. Формы собственности в России

8. Развитие государственной и муниципальной собственности в РФ.

9. Модели рыночной экономики.

10.Российская модель смешанной экономики.

11.Актуальные проблемы модернизации структуры российской экономики.

12.Предпринимательство: сущность, формы, значение в рыночной экономике.

13.Роль малого бизнеса в современной экономике.

14.Факторная обеспеченность РФ.

15.Проблемы взаимодействия государства и рынка.

16.Труд как фактор производства. Рынок труда в РФ.

17.Сущность и формы заработной платы, уровень и динамика зарплат в РФ.

18.Прибыль: сущность, виды, значение в рыночной экономике.

19.А.Смит о сущности и значении разделения труда.

20.Капитал как экономический ресурс и фактор производства, виды и значение.

21.Особенности поведения домашних хозяйств в российской экономике.

22.Современные теории фирмы.

23.Развитие экономической инфраструктуры в РФ.

24.Современные формы натурального, простого товарного и капиталистического производства.

25.Неравномерность распределения доходов в развитых странах и в России.

26.Рынок: сущность, виды и функции.

27.Особенности рынков услуг и информации.

28.Теория потребительского спроса.

29.Государство как рыночный и нерыночный агент современной смешанной экономики.

30.Современные научные школы и направления в экономической теории.

31. Сущность, формы и теории ренты.

32. Сущность и теории процента.