ЗНАЧЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ В ИЗУЧЕНИИ МИКРОЭКОНОМИКИ

Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессио­нального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории и предпринимательства

Ю.П. Кожекин курсовая работа по микроэкономике


Методические рекомендации по подготовке, написанию


и оформлению курсовой работы для студентов,


обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика»

Барнаул — 2011

  1. Введение

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовой работы предназначены для студентов, обучающихся на дневном отделении АлтГТУ по программе подготовки бакалавров в соответствии с учебным планом Института экономики и управления.

В ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Микроэкономика» студент должен сформировать следующие компетенции:


а) общекультурные (ОК)

— владеть культурой экономического мышления, обладать способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, методологией экономического исследования (ОК–1);

— знать закономерности функционирования современной экономики на микроуровне, основные понятия, категории и инструменты микроэкономики и прикладных экономических дисциплин; обладать базовыми представлениями о рыночной экономике, институтах рынка, знать основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства; обладать способностью анализа социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

— обладать способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; владеть навыками написания курсовой работы по исследуемой проблеме, исследовательской работы; обладать способностью кратко излагать содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде публичного выступления перед аудиторией, научным руководителем (ОК-6);

6 стр., 2742 слов

Курсовая работа: Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы : «сетевая экономика»

... курсовой работы: 1. Экстранет. 2. Виртуальные предприятия. 3. Товарная политика и рынок услуг в Интернете. 4. Интранет. 5. Нормативно-правовое регулирование сетевой экономики. 6. Развитие систем сетевого ... market). 20. Провайдеры как поставщики ресурсов Интернет. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Практическая часть курсовой работы включает в себя два задания, которые выполняются студентом с ...

— уметь организовать работу малого коллектива, рабочей группы, быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

— уметь самостоятельно выполнять конкретные этапа работы и быть готовым нести за них ответственность (ОК-8);

— обладать навыками самостоятельной работы, самоорганизации, способностью к саморазвитию, самостоятельному повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

— быть способным критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

— осознавать социальную значимость своей будущей профессии, уметь использовать методы экономической науки в своей профессиональной и организационно-социальной деятельности (ОК- 11);

— иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией, уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

— уметь самостоятельно исследовать экономическую литературу на иностранном языке (ОК-14);


б) профессиональными (ПК):


· расчетно-экономическая деятельность:

— знать основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; обладать способностями собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

— владеть современными методиками анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне (ПК-2);


· аналитическая, научно-исследовательская деятельность

— обладать способностями осуществлять поиск информации самостоятельно или по полученному заданию, сбор, анализ и обработку данных, необходимых для написания курсовой работы для решения поставленных экономических задач, умением анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне (ПК-4);

— обладать умением анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5);

— уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-8);

— обладать способностями, используя отечественные и зарубежные источники информации по экономической проблематике, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор (ПК-9);

— обладать способностями использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии, вести поиск информации в сетевых базах данных, пользоваться электронной почтой (ПК-10);


· организационно-управленческая деятельность

— обладать способностями организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретной студенческой научной работы (ПК-11).

2. Основные этапы работы над курсовой работой: , 2. Основные этапы работы над курсовой работой:

Этап

Содержание

Сроки

1

Ознакомление с примерным списком тем

первое практическое занятие в семестре

2

Выбор темы курсовой работы каждым студентом

до сентября

3

Передача старостой группы тем курсовых работ преподавателю

до сентября

4

Подбор литературы, составление плана и согласование его с научным руководителем

6 неделя семестра

5

Работа над текстом курсовой работой

6-12 недели

6

Оформление курсовой работы и передача готовой курсовой работы научному руководителю для проверки

не позднее недели

7

Проверка курсовой работы

в течение 1-2 недель после сдачи работы преподавателю

8

Возврат проверенной курсовой работы студенту для доработки в случае необходимости и подготовки к защите курсовой работы

не позднее недели

9

Защита курсовой работы

неделя

  1. Значение курсовой работы в изучении микроэкономики

Курсовая работа является одной из форм подготовки специали­стов высшей квалификации. Ее написание имеет большое значение:


  • во-первых,

    она приобщает студентов к самостоятельной работе с экономической литературой, приучает находить в ней основные положения, относящиеся к избранной проблеме, подбирать, обра­батывать и анализировать современную информацию, составлять таб­лицы и диаграммы и на их основе делать правильные выводы;

  • во-вторых,

    студент привыкает четко, последовательно и экономиче­ски грамотно излагать свои мысли при анализе теорети­ческих проблем и учится творчески применять экономическую теорию, увязывать ее с практикой;

  • в-третьих,

    работа закрепляет и углубляет знания студентов по микроэкономике;

  • в-четвертых,

    прививает навыки работы на компьютере.

Курсовая работа — это первая проба пера, подготовительная сту­пень к написанию дипломной работы. Она приучает студента к на­учно-исследовательской работе, способствует приобретению опыта и навыков ее ведения. Курсовая работа является итогом самостоятель­ного изучения студентом одной из важнейших экономиче­ских проблем.

Для того чтобы подготовить курсовую работу, отвечающую предъявляемым требованиям, студент должен использовать не только полученные теоретические знания но и фактические данные, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.

Студенты выполняют курсовую работу под руководством пре­подавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру ос­нов экономической теории.

К сдаче экзамена по микроэкономике допускаются лишь студенты, которые имеют положительные оценки по курсовым рабо­там. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре основ экономической теории.

4. Структура работы

Курсовая работа по микроэкономике должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и списка использованной литературы. Структура курсовой работы может изме­няться в зависимости от темы и ее сложности.

Введение — очень ответственная часть любой исследователь­ской работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в рас­крытии темы, но и содержит все необходимые ее квалификационные характеристики.

Во введении к курсовой работе обычно обосновываются акту­альность выбранной темы, степень ее изученности, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, характеризуется структура и логика исследования.

Рассмотрим эти части подробно.

Актуальность — обязательное требование к любому исследо­ванию. Применительно к курсовой работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. Автор должен показать, на­сколько пра­вильно он понимает тему, оценивает ее с точки зрения современности и социальной значимости. Освещение акту­альности должно быть не­многословным. Достаточно в пределах одной стра­ницы машинопис­ного текста показать главное.

Степень изученности проблемы необходимо показать с по­мощью краткого обзора литературы, в котором студент должен про­демонстрировать основательное зна­комство с современной (после 2000 г) специальной литературой, умение систематизировать источ­ники, в том числе материалы Интернета, критически их рассматри­вать, выделять сущест­венное, определять главное в со­временном со­стоянии изученности темы. Все публикации, имеющие прямое и непо­средственное отношение к теме, должны быть названы и критически оценены.

Далее необходимо сформулировать цель исследования, а также указать на конкретные задачи, которые пред­стоит решать в со­ответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить… и т.п.).

Например, в курсовой работе, посвященной малому предпри­нимательству, эта часть может выглядеть так:


Цели исследования:


  • Охарактеризовать сущность и место малого предпринимательства в рыноч­ной экономике.

  • Выявить структуру и основные показатели деятельности малого предприни­мательства.

  • Изучить современную практику государственной поддержки малого предпри­нимательства


Достижение поставленных целей предполагает решение следующих

задач:


  • Рассмотреть функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах

  • Показать основные отрасли и регионы малого бизнеса

  • Изучить современное состояние доходности малых предприятий

  • Выявить современные проблемы становления малых предприятий в россий­ской экономике

  • Обобщить опыт государственной поддержки малого предприниматель­ства в ведущих странах мира

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содер­жание работы. Это важно также и потому, что заголовки глав курсовой работы рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого иссле­дования. (См. Приложение 2)

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.


Объект

– это процесс или явле­ние, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет
– это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного про­цесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выде­ляется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание автора, именно предмет ис­следования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Например, в работе на тему «Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции» эта часть может быть сформулирована так:


Объект исследования:

процесс постоянного обновления всех элементов воспроизводства, главное место в котором принадлежит обновлению техники и технологии.


Предмет исследования:

влияние достижений НТП на количественные и качественные характеристики выпускаемой фирмами продукции в целях максими­зации прибыли.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру и ло­гику курсо­вой работы, то есть дать перечень ее структурных элемен­тов и обос­новать последовательность их расположения.

Введение должно быть кратким (3-4 страницы).

Во второй части излагается содержание темы. Эту часть реко­мендуется разделить на 2-3 главы, раскрывающие сущность про­блемы. Увеличивать число глав не следует, так как это приведет к их поверхностной разработке или значительному превышению объема. В курсовой работе по микроэкономике рекомендуется вы­делить три основных главы: теоретическую, практическую и «россий­скую».

В теоретической главе излагаются и анализируются наиболее общие положения микроэкономики, касающиеся данной темы. Первичным источником для данного подраздела может служить мате­риал учебников, монографии и статьи видных представителей эконо­мической науки.

В практической главе рассматривается материал, позволяю­щий судить о том, где на практике может быть использована данная теоретическая разработка.

Наконец, в третьей главе с помощью литературы по теории экономики переходного периода и преобразований в России (см. При­ложение 4), статей из периодических изданий, Интернета необходимо отразить российскую специфику, то есть особенности «работы» тео­ретических положений в условиях современной трансформирующейся экономики нашей страны.

Последовательность указанных глав зависит от предпочтений автора работы: можно сначала проанализировать конкретный мате­риал, а затем на основе этого анализа сделать теоретические обобще­ния; можно сначала дать основополагающие теоретические разра­ботки или гипотезы, а затем показать их применение на конкретном материале. Важно, чтобы подразделы были соединены друг с другом последовательностью текста без явных смысловых разрывов.

Изложение каждого вопроса надо четко ограничивать с тем, чтобы можно было ясно видеть, где начинается и где заканчивается их освещение. Основная часть работы может быть изложена на 25-30 страницах стандартного листа.

В заключении должны быть сосредоточены
выводы

из каж­дого подраздела, включенного в основную часть работы, а также от­ражена позиция автора по поводу рассматриваемых проблем. Заклю­чение должны быть конкретным, не содержать расплывчатых, ничего не значащих фраз. Объем заключения — 2-3 страницы.

В конце курсовой работы прилагается список использованной литературы. Для написания работы необходимо использовать не менее десяти источников. Это могут быть учебники (изданные не ранее 2000 г), монографии, журналь­ные и газетные статьи, материалы Интернета. Источники фактического материала и статистики должны быть опубликованы только за последние 5 лет. Использова­ние более ранних работ нежелательно и должно быть обосновано в обзоре литературы.

Каждый источник должен быть описан в соответствии с требова­ниями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическое описание докумен­тов».

В описание должны входить: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется); полное название (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т.п.); после косой черты — данные о переводчике (если это перевод) или ре­дакторе (если книга написана группой авторов); данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире — название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой — год издания.

Например:


  • Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. — М: издатель­ство «Экзамен», 2003.

  • Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат РФ, 2003.

  • Косов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия подхода) Про­блемы и практика управления. – 2003. — № 1. – С. 25-36.

  • Экономический рост и реформы естественных монополий /i> http : www . iet .


5. Основные требования

, 5. Основные требования


Каждый студент, выполняющий курсовую работу, должен знать требования, которые предъявляются к письменным работам по микроэкономике.


Основное внимание студент должен уделить всестороннему и глубокому теоретическому освещению изучаемой проблемы, как в целом, так и отдельных ее частей.


Написание курсовой работы необходимо начинать с поста­новки и изложения содержания основного вопроса каждого раздела. Раскрытие содержания должно быть доказательным, а не декларатив­ным, научно аргументировано и разъяснено. Теоретические положе­ния и выводы должны основываться на конкретных материалах ре­альной действительности. Причем факты и примеры должны быть не случайными, а типичными. Для того чтобы иметь правильные пред­ставления о тех или иных экономических явлениях и законах, жела­тельно рассматривать их в историческом аспекте. Но это требование не следует понимать как необходимость всестороннего описания ис­тории возникновения и форм проявления данных экономических яв­лений и законов. Очень важно, чтобы материал курсовой работы изла­гался логически последовательно и четко.


Поэтому при написании курсовой работы для полного и пра­вильного раскрытия содержания избранной темы студенту необходимо:


  • изучить научные работы по данной проблеме российских и зарубеж­ных видных ученых;

  • знать постановления правительства, решения Федерального собра­ния и указы Президента Российской Федерации по экономическим проблемам;

  • ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в перио­дической печати и статистических сборниках;

  • изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах «Во­просы экономики», «Российский экономический журнал», «Фи­нансы и кредит», «Экономическая школа», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО», «Экономист», в газетах «Экономика и жизнь», «Коммерсантъ», «Итоги», «Деньги» и др.


Особенностью текущего периода является то, что развитого, нормально функционирующего рынка в нашей стране пока нет. Пере­ход к рыночной экономике находится в динамике. Следовательно, возникает потребность в обращении к имеющемуся в мире опыту. Но хотелось бы предостеречь студентов, изучающих опыт зарубежных стран, от абсолютизирования или бездумного копирования последнего.


Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискус­сии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе сту­дент на основе изученной экономической литературы должен опреде­лить свою точку зрения по спорному вопросу, аргументировать ее, а потом изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуе­мой проблеме и дать их критический разбор. Это придает работе по­лемический, творческий характер.


Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, пишущим курсовые работы, является самостоятельное и творческое их выполнение. К сожалению, некоторые студенты вместо самостоя­тельной и добросовестной работы над избранной темой занимаются механическим списыванием текстов из опубликованных, часто уста­ревших статей, брошюр и книг, используют тиражируемые на ком­пакт-дисках чужие курсовые работы. Разновидностью такого рода не­достатка является злоупотребление цитатами, которые иногда соеди­няются отдельными фразами или союзами и образуют часто большую часть текста письменной работы. Такое выполнение курсовой работы недопустимо, так как приводит к тому, что в ней появляются непра­вильные положения и устаревшие материалы, не отражающие дейст­вительной картины экономического развития страны. Подобные ра­боты не приносят студентам пользы и оцениваются неудовлетвори­тельно.


Теоретически грамотно изложить материал в письменной форме — это новый важный этап в выполнении курсовой работы, сле­дующая ступень формирования знаний, их систематизации и созна­тельного усвоения. Овладев приемами самостоятельного получения информации, студент должен организовывать самоконтроль знаний — логически, последовательно, стройно в письменной форме раскрыть вопросы плана избранной темы. Самостоятельный, творческий харак­тер изложения выражается в том, что студент каждый вопрос плана освещает по продуманной им схеме, правильно использует и коммен­тирует цитаты, не перегружая ими текст, не допускает посторонних, отрывочных положений, логически между собой не связанных, при­водит самостоятельно выбранный фактический материал для иллюст­рации важнейших положений темы, увязывает теоретические обоб­щения с практической действительностью.


Курсовая работа должна быть написана литератур­ным языком. Язык, стиль изложения, умение строить краткие предло­жения, выра­жать свои мысли в понятной, доступной форме, не допус­кающей раз­ночтений, играют большую роль. Следует соблюдать еди­нообразие в применении терминов, условных обозначений и исполь­зовать только общепринятые сокращения слов. Как показывает прак­тика, часть кур­совых работ оценивается неудовлетворительно из-за того, что в них оказываются серьезные литературные погрешности, которые нередко приводят к искажению содержания вопросов и смы­словым ошибкам.


6. Порядок выполнения курсовой работы

, 6. Порядок выполнения курсовой работы


Выполнение курсовой работы целесообразно расчленить на пять этапов:


  • выбор темы;

  • подбор и изучение литературы;

  • составление плана работы;

  • сбор и обработка фактического и статистического материала;

  • написание курсовой работы.


Выбор темы. Тема курсовой работы студентом выбирается из числа тех, кото­рые рекомендованы кафедрой основ экономической теории, что избавляет студента от расплывча­того, или, наоборот, чрезвычайно уз­кого освещения того или иного круга вопросов, от вероятности вы­полнить курсовую работу вообще не по курсу микроэкономики, а по другим родственным ему учебным дисциплинам.


Кафедра основ экономической теории стремится к тому, чтобы темы курсовых работ не совпадали с темами учебной ли­тературы, на­целивали студента на самостоятельную разработку содержания про­блемы.


Тему курсовой работы следует выбирать из тех разделов микроэкономики, которые вызывают у студента научный интерес. Написание работы по таким темам поможет студентам более глубоко разобраться в сложных и трудных проблемах курса, ликвидировать пробелы, углубить знания по интересующей их научной проблеме и написать курсовую работу творчески, высказав свое мнение по существу.


Подбор и изучение литературы. После выбора темы нужно самостоятельно по каталогу соста­вить список необходимой литературы и изучить ее. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиогра­фическими каталогами, тематическими библиографиями, перечнями статей, опубликованных в экономических журналах за год, в послед­нем номере того или иного журнала. При этом главная задача сту­дента — из огромной массы российской и зарубежной экономической литературы отобрать только те книги, журналы и статьи, в которых освещаются вопросы, относящиеся к выбранной теме курсовой ра­боты.


Библиографические каталоги имеются в каждой библиотеке. Они делятся на систематические, предметные и алфавитные. Реко­мендуется больше пользоваться систематическими каталогами, так как в них карточки с названиями книг и статей расположены по от­раслям знаний. В систематическом каталоге выделен специальный раздел «Экономическая теория (политическая экономия)», в котором карточки подобраны обычно по темам курса. Студент при отборе ли­тературы должен найти в систематическом каталоге указанный раз­дел, а в нем – тему, соответствующую его курсовой работе, и выпи­сать на карточки нужные ему книги и статьи.


Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. Такая последовательность изучения литературы обуслов­лена не только глубоким реформированием всех сторон нашей жизни в последнее время, но и тем, что экономическая теория — наука твор­ческая, она, как и любая другая отрасль знания, не может стоять на месте, постоянно развивается и обогащается новыми теоретиче­скими положениями, выводами, концепциями.


При работе в Интернете рекомендуется использовать популяр­ные поисковые системы: Google (http://www.google.ru), Rambler (http://www.rambler.ru), Яndex (http://www.ya.ru) и др., с помощью которых по ключевым словам проблемы можно найти массу интересной научной и практической информации


При изучении литературы рекомендуется делать выписки ос­новных положений, теоретических выводов, определений, доказа­тельств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести не в общей тетради, а на отдельных листках. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которой сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и расположить таким образом, чтобы получилось последова­тельное освещение изучаемых вопросов. Хорошо составленные вы­писки помогут студенту лучше усвоить содержание проблемы.


Составление плана работы. После подбора и изучения литературы студент должен соста­вить тщательно продуманный план курсовой работы, который при­зван способствовать более полному раскрытию основных ее вопросов. План — это основа работы, и от того, как он составлен, будет зависеть уровень всей письменной работы. План работы тесно связан с ее структурой. Но поскольку структура работы является стандартной, то задача студента состоит в том, чтобы определить 2-3 вопроса основ­ной ее части, соблюдая их взаимосвязь и последовательность изложе­ния (см. Приложение 2).


Сбор и обработка фактического и статистического материала. Для написания курсовой работы нужны как литературные ис­точники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни общества, о закономерностях развития. К сбору фактического материала следует подходить внимательно. Вы­писывать нужно данные, которые имеют прямое отношение к теме, причем не все, а наиболее важные, типичные и сопоставимые, помо­гающие раскрытию вопросов темы. Источниками получения стати­стических и фактических данных могут быть правительственные по­становления и решения, Указы Президента РФ, статистические сбор­ники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные бюллетени по экономическим вопросам; книги, брошюры, статьи, отчетные данные предприятий и учреждений, Web-сайты экономической и деловой информации:


Органы государственной власти России

, Органы государственной власти России


  1. Президент Российской Федерации — www
    kremlin

  2. Интернет-представительство Президента России в «группе-8» — www
    g
    8
    russia
    www
    kremlin




  3. Органы государственной власти России — www
    gov


  4. Министерство экономического развития и торговли РФ — www
    economy
    gov


  5. Министерство финансов РФ — http
    ://
    minfin
    rinet


  6. Министерство иностранных дел РФ — www
    mid


  7. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации — www
    mzsrrf


  8. Федеральная служба государственной статистики России — www
    gks


  9. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Рос­патент) — http
    ://
    www
    fips


  1. Федеральная служба по труду и занятости РФ — www
    rostrud
    info


  2. Федеральная налоговая служба РФ — http
    ://
    www
    nalog

  3. Федеральная антимонопольная служба РФ — www
    fas
    gov


  4. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ — www
    fcsm


  5. Фонд социального страхования РФ — www
    fss


  6. Фонд обязательного медицинского страхования РФ — www
    ffoms


  7. Федеральная таможенная служба РФ — www
    customs


  8. Пенсионный фонд РФ — http
    ://
    www
    pfrf


  9. Россия и Всемирная торговая организация — www
    wto


Исследовательские и учебные заведения


  1. Институт экономики переходного периода — (
    www

    iet
    )

  2. Институт экономического анализа — www
    iea


  3. Институт Катона — http
    ://
    www
    cato
    /



  4. Институт «Экономическая школа» — www
    economicus

  5. Аналитический центр Юрия Левады — (
    http

    ://
    www
    levada
    /
    )

  6. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН — http
    ://
    www
    ecfor

  7. Фонд «Развитие» — www
    dcenter


  8. Всероссийский центр изучения общественного мнения — http
    ://
    www
    wciom


  9. Институт мировой экономики и международных отношений — РАН www
    imemo


  10. Институт международных экономических и политических исследований РАН — www
    transecon


Банки


  1. Банк России — www
    cbr


  2. Сбербанк России — www
    sbrf


  3. Газпромбанк — www.gazprombank.ru
    )


  4. Банк Швеции — http
    ://
    nobelprize
    org
    /
    economics
    /


Биржи


Российская торговая система — www
rts


Московская межбанковская валютная биржа — http
://
www
micex


Лондонская фондовая биржа — www
londonstockexchange
com
/


Франкфуртская биржа — http
://
boerse
frankfurt
com


Международные организации


Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств- www
cis
minsk


Межгосударственный статистический комитет СНГ — www
cisstat
com


Организация Объединенных Наций — www
org
/
russian
/
question
/
faq


Экономический и социальный совет ООН — www
org
/
russian
/
esa
/


Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения http
://
www
unfpa
org
/


Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) www
unctad
org


Международный валютный фонд www
imf
org


Мировой банк www
worlank
org
/
data
, Русский сервер Мирового банка http
://
lnwebl
8.
worlank
org
/
ECA
/
Rus
nsf


Всемирная торговая организация www
wto
org


Парижский клуб www
clubdeparis
org


Международная организация по стандартизации www
iso
org


Всемирный экономический форум http
://
www
weforum
org
/


Научные и периодические издания

, Научные и периодические издания


Российская газета http
://
www
/


Журнал
Вопросы экономики

www
vopreco


Библиотека экономической и деловой литературы http
://
lit
agava
/
avtosod
htm


Журнал
Карьера

www
kariera
orc
/

Журнал
Человек и труд

www
chelt
/

Газета
Экономика и жизнь—АКДИ

www
akdi


Журнал Домоскоп
http
://
www
demoscope
/

Рыночная информация


Росбизнесконсалтинг,

котировки акций и облигаций www
quote


Желтые страницы России,
данные о предприятиях www
yellowpagesrussia


Торгово-промышленная палата РФ www
tpprf


Гильдия маркетологов www
marketologi
/
guild
htmI

Общество защиты потребителей
Резонанс

www
zonaprav


МИЭЛЬ-Недвижимость, статистика спроса и предложения квартир www
miel
/
analytics
/
monitoring/arenda

Конверторы валют
http

://
conv
rbc
/

Правовой центр
Паритет

www
paritas


Написание курсовой работы. После того как подобрана и изучена литература, составлен план, подобран и соответствующим образом обработан конкретный (цифровой) материал, можно приступать к написанию курсовой ра­боты. Это весьма трудоемкий и ответственный этап, так как здесь сту­дент должен проявить умение самостоятельно мыслить, анализиро­вать данные, делать обобщения, выводы и конкретные предложения для практики хозяйствования. На этом этапе можно конкретизировать план работы, разбивать узловые вопросы на пункты и подпункты.


При использовании фактического материала необходимо со­блюдать известные правила, а именно:


  • данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т., м., шт.) или относительным (в %) показателям и при их сравнениях обяза­тельно в одинаковых измерениях;

  • для доказательства определенной закономерности, тенденции требу­ется привести не одну, а ряд цифр, которые раскрыли бы сущность экономического процесса. Так, говоря о росте инфляции, нужно привести данные ее роста в процентах за несколько меся­цев, а лучше за ряд лет;

  • для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке. Это зависит от самих материалов и содержания того вопроса, которые они выражают.

  • Вся фактическая информация должна иметь ссылки на источники, например:


Динамика денежных доходов и сбережений населения

Годы

Денежные расходы, млрд руб.

Сбережения во вкладах и ценных бумагах, млрд руб.

Сбережения во вкладах и ценных бумагах, %

1999

2793774

120663

4,3

2000

3703785

173133

4,7

2001

4894788

203823

4,2


Госкомстат России «Россия в цифрах 2002». – М.: изд. ИИЦ «Статистика России», 2003. – С. 104


Рис. 1-1 Равновесие на рынке товара в краткосрочном и долгосрочном периодах


Матвеева Т.Ю. Основы экономической теории : учебное пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М. : Дрофа, 2003. – С.


Следует, однако, помнить, что использование фактического материала в курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новейших, типичных, выразительных и убе­дительных.


7. Оформление курсовой работы

, 7. Оформление курсовой работы


Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. Обязательными элементами оформления являются:


1. Титульный лист (см. Приложение 1).


2. На второй странице — содержание работы (см. Приложение 2).


3. Список использованной литературы, составленный в алфа­витном порядке фамилий авторов.


Текст работы необходимо напечатать на компьютере на одной стороне отдельных листов белой бумаги формата А-4, оставляя поля для заметок преподавателя: верхнее, пра­вое и нижнее – 2 см., левое – 3 см. Межстрочный интервал – полуторный.


Страницы курсовой работы должны быть пронумерованы вверху в центре. Ведение, каждую главу работы, заключение и список использованной литературы принято начинать с новой страницы.


При использовании в работе цитат из первичных источников сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует название источника, из кото­рого взята цитата, после этого, через точку — тире, — номер цитируемой страницы.


Например:


__________


1. Гаврилова Н. К вопросу о государственном долге Экономист. – 2003. — № 4. — С.46.


Если на одной странице цитируется один и тот же источник, во вто­рой сноске можно полностью не повторять его название, а ограни­читься следующим:


2. Там же. — С.48.


После написания и оформления работы студент должен подпи­сать ее, поставить дату и сдать на проверку преподавателю.


8. Оценка курсовой работы


Написанная студентом курсовая работа не позднее, чем к декабря сда­ется на кафедру ОЭТ для оценки.


Учитывая отсутствие у студентов опыта написания подобных работ, к их оценке предъявляются не самые высокие требования.


Высшую оценку — 100 баллов — «отлично» получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ факти­ческого материала на основе глубоких знаний экономической литера­туры по данной теме.


Оценка может быть снижена на баллов в случаях:


— неполного раскрытия темы работы;


— использования устаревшей литературы;


на 5 баллов при:


— невыполнении рекомендаций по написанию введения или заключения;


— отсутствии или неправильном оформлении сносок или библиографического описания используемых источников;


— несоблюдении требований к оформлению работы.


Если в итоге работа набирает от до баллов, автор получает оценку «хорошо», при — баллах — «удовлетворительно»


Оценка «неудовлетворительно» может быть поставлена за работу, выполненную несамостоятельно (списанную из сборников опубликованных курсовых работ, с компакт-диска или из Интернета), а также если после снижения за имеющиеся недостатки на баллов и менее.


Приложение 1


Оформление титульного листа


Министерство образования и науки Российской Федерации


Гоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»


Институт экономики и управления


Кафедра экономической теории и предпринимательства


Курсовая работа защищена с оценкой ______________


Руководитель работы _______________ Ю.П. Кожекин


«__» ____________ 2011 г


«Научно-технический прогресс как важнейший фактор повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции»


Курсовая работа по микроэкономике


Студентка группы Эк-11 Иванова Ирина Ивановна


Руководитель работы — доцент, к.э.н. Кожекин Ю.П.


Барнаул 2011


Приложение 2


Оформление листа «Содержание»


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………..…………3


ГЛАВА 1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


  1. Сущность и место малого предпринимательства в рыночной экономике………..………………………..…………….….7

  2. Функции и роль малого предпринимательства в экономически развитых странах …………………..……..……14


ГЛАВА 2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Основные отрасли и регионы малого бизнеса……..……..24

  2. Доходность малых предприятий……………………….…..….…30


ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


  1. Современные проблемы становления малых предприятий в российской экономике ……………..…………35

  2. Государственная поддержка малого


предпринимательства в ведущих странах мира…….…….40


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………………………45


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………48


Приложение 3


Тематика курсовых работ по микроэкономике


  1. Асимметрия информации: теоретические модели и практическое значение.

  2. Аутсорсинг как элемент современного рыночного хозяйства и его роль в современной экономике.

  3. Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики.

  4. Венчурный капитал и его роль в современной экономике.

  5. Взаимодействие крупного и малого бизнеса в экономике России.

  6. Война брендов как форма конкурентной борьбы: общемировая практика и российская специфика.

  7. Государственное вмешательство в ценообразование: цели и последствия.

  8. Дифференциация продукта как фактор неценовой конкуренции.

  9. Достоинства и недостатки рыночной экономики.

  10. Естественные монополии и их роль в экономике России.

  11. Значение информационных технологий в современной экономике.

  12. Й. Шумпетер об инновациях и их роли в экономическом развитии.

  13. Инновационная экономика: содержание и основные формы развития.

  14. Интеллектуальная собственность: ее сущность и роль в современном экономическом развитии.

  15. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.

  16. Информационное общество: современный этап развития рыночной экономики

  17. Картели и их роль в современной экономике.

  18. Кластеры как новая форма конкурентных отношений в современной экономике.

  19. Конкурентные стратегии крупных предприятий в условиях «новой экономики».