Национальная экономика: цели функционирования и структура

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению национальной экономики. В ней излагается система знаний, имеющая огромное познавательное и образовательное значение. В предмете курсовой органически сочетаются общие вопросы национальной экономики со страновой и исторической спецификой. От профессионального знания национальной экономики зависит завтрашний день Беларуси. И обладать этими знаниями должны те, кому по службе и долгу доверено определять будущее страны.

Само понятие «национальная экономика» это отнюдь не художественный образ, а итог многовекового развития народно-хозяйственного комплекса страны. Такой комплекс отличается единством и целостностью воспроизводства. Причем воспроизводства в самом широком его понимании, включая географическое положение страны, ее природные богатства и национальный состав населения, состояние демографической ситуации, федеральное устройство государства. Именно воспроизводственный подход обусловливает отнесение тех или иных вопросов к курсу национальной экономики, обеспечивает целостность ее анализа.

Объект национальной экономики это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Субъект национальной экономики органы управления хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед данной наукой и областью национальной практики хозяйствования.

Основной целью данной работы является рассмотрение и изучение сущности структуры и целей функционирования национальной экономики.

При описании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

1. Детальное рассмотрение понятия «национальная экономика».

2. Исследовать цели функционирования национальной экономики.

3. Выявить задачи функционирования национальной экономики.

4. Раскрыть содержание структуры национальной экономики.

5. Изучить разновидности структуры национальной экономики.

6. Провести структурный анализ национальной экономики.

7. Сформировать представление о прогнозировании национальной экономики.

8. Исследовать систему макроэкономических пропорций.

9. Выявить особенности функционирования национальной экономики в Республике Беларусь.

Изучение курса национальной экономики дает необходимые знания для качественного и количественного прогнозирования темпов экономического развития.

19 стр., 9001 слов

Ситема показателей национальной экономики

... РФ, статистические данные, отражающие динамику основных макроэкономических показателей национальной экономики. Результатом функционирования национальной экономики явля­ются все товары и услуги, созданные в данной стране за определен­ный период времени, т. е. ...

Работа состоит из трёх глав: «Содержание национальной экономики», «Структура национальной экономики» и «Особенности функционирования национальной экономики».

Национальная экономика является относительно новой дисциплиной. На сегодняшний день сделан значительный шаг в определении границ ее предмета, но многие вопросы еще остаются дискуссионными. Поэтому в курсовой работе при раскрытии отдельных вопросов сохраняются авторские точки зрения, а также авторский стиль изложения материала, например: Лемешевский И. М. «Макроэкономика», Новикова Н.В., Поздеева О.Г. «Прогнозировании национальной экономики», Градов А. П. «Национальная экономика» и др. Авторы достаточно фундаментально рассматривают вопросы национальной экономики, а т. ж. описываю разновидности структур, цели и задачи функционирования национальной экономики.

1. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Понятие «национальной экономики»

национальная экономика беларусь

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика»

Понятие «нация» происходит от лат. natio — народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

1) исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;

2) страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость взаимодействия с ними.

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike — искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

1) совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;

2) организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности (промышленности сельского хозяйства и др.);

3) научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

¦ как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;

¦ как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;

¦ как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда. [13, с. 6-7]

Национальная экономическая деятельность осуществляется большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам. [1, c. 68]

15 стр., 7402 слов

Преступления в сфере экономической деятельности

... работы - характеристика системы преступлений в сфере экономической деятельности. Задачи работы: определение понятия «экономическая деятельность»; -характеристика объекта преступлений в сфере экономической деятельности; -анализ иных признаков составов преступлений в сфере экономической деятельности; ... «ойкономия» (современный вариант - «экономика») появилось в Древней Греции. Одноименный трактат ...

Множественность признаков. Национальная экономика выступает как сложное и многомерное общегосударственное формирование, которое обладает многочисленными признаками:

= (A1, А2, А3,… Аn), (1.1)

где национальная экономика;

А (от 1 до n) соответствующие признаки национальной экономики.

Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что национальная экономика имеет не одно или два, а значительно больше определений. По «закону дефиниций» каждое такое определение выдвигает на первый план лишь один основной признак.

Технико-производственный комплекс. По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д. [4, c. 43-44]

«Национальная экономика саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности», считает лауреат Нобелевской премии В. Леонтьев. [5, с. 21]

Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов и т. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.

Экономическая среда обитания. По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.

При таком подходе нам приходится иметь дело, прежде всего с национальной экономической системой.

Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.

Сегодня принято считать, что экономическая система включает:

1) экономическую конституцию;

2) институты и организации, поддерживающие упорядоченность экономических отношений (институциональная структура);

3) экономический строй или способ функционирования экономики;

4) способ ведения хозяйства, воспроизводящий методы хозяйствования;

5) механизм координации, выступающий как порядок выработки решений и согласования интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны. [3, с. 302-303]

Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.

Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.

Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:

а) обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;

б) максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;

в) полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;

г) активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.

Вывод: национальная экономическая система современного типа предполагает существование широкого выбора форм экономического движения, развитую сеть институтов демократии, наличие различных форм внерыночного регулирования экономических процессов.

Национальная экономика имеет форму и содержание. Форма определяется линией (совокупностью) экономических отношений, а содержание линией производительных сил (технико-организационные отношения)

Таким образом, если выделять только форму национальной экономики, то в таком случае под последней следует понимать национальную экономическую систему.

Если приниматься за содержание национальной экономики, то следует обратить внимание на существующий технико-производственный комплекс. Поэтому с некоторой долей упрощения есть основание считать:

Национальная

экономика =

Технико-производственный

комплекс +

Национальная экономическая

система

(1.2)

Всеобщий экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил ориентирует на то, что единство формы и содержания автоматически не достигается. Тем более не является вечной достигнутая степень единства формы и содержания. Истинность данного суждения подтверждают те проблемы, которые регулярно возникают в ходе научно-технического и социального прогресса. Но ориентация на достижение такого единства позволяет в качестве интегрального определения использовать трактовку национальной экономики как национальной экономической системы хозяйствования, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое упорядочение экономической жизни общества. [4, c. 45]

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей. [11, c. 4-5]

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности. [6, c. 38]

Таким образом, национальная экономика экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики — материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

1.2 Цели и задачи функционирования национальной экономики

Национальные экономики представляет собой множество хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями. В богатой палитре национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся в общих чертах в однотипных хозяйствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономикой иного типа, могут не прижиться и приносить немалые потери. [10, c. 66]

Предположим, планируется очередная космическая экспедиция на Луну. Стратегической целью данной экспедиции выступает достижение лунной поверхности, сбор в заданном районе необходимой информации и ее передача в центр управления полетом.

Чтобы достичь данной стратегической цели, нам придется решить ряд задач разной сложности. Прежде всего необходимо подготовить экипаж, спроектировать и построить надежный корабль, вывести на орбиту и обеспечить его жизнеспособность, наконец, вернуть в целости и сохранности корабль и экипаж на Землю.

Решая данные стратегические задачи, нам придется потрудиться и над решением многочисленных тактических задач. Потребуется изыскать необходимые материальные и финансовые ресурсы, привлечь к работе квалифицированных проектировщиков, рассчитать оптимальную орбиту полета. После выхода корабля на траекторию полета необходимо контролировать функционирование всех его систем, а при необходимости вносить соответствующие коррективы. Генеральная цель, а также стратегические и тактические задачи образуют единое «дерево целей». С подобной ситуацией приходится сталкиваться и в национальной экономике.

Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.

При этом достижение стратегической цели также предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются на решение тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач.

Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что тут же затруднит достижение стратегической цели. [4, c. 53]

Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают:

1) стабильный и устойчивый экономический рост;

2) высокий уровень рациональной занятости населения, отсутствие безработицы.

3) стабильный уровень цен, подавление инфляции;

4) сохранение равновесия в отношениях с внешним миром,
поддержание устойчивого обменного курса национальной денежной единицы (см. рисунок).

Стратегические задачи функционирования национальной экономики [4, с. 52]

На рис. 1.3 обозначены четыре стратегические задачи, которые образуют вершины известного «золотого квадрата».

При этом надо помнить, что внутри любой совокупности стратегических задач всегда существует противоречивое взаимодействие.

Во-первых, решение одной стратегической задачи чаще всего предполагает достижение положительных сдвигов в решении другой задачи (например, инфляция девальвация; экономический рост денежные доходы населения).

Во-вторых, не столь уж редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда решение одной задачи тормозит решение других задач (инфляция безработица, и т. п.).

Конечно, в реальной действительности таких «золотых» вершин может быть больше. Здесь лишь условно обозначена так называемая программа-минимум. Поворот «золотого квадрата» по часовой стрелке на определенный градус означает, что возникла необходимость конкретизировать ранее обозначенные стратегические задачи, пополнить их первоначальный список. Тогда как бы из-за кадра выходят и предстают перед общественностью еще четыре дополнительные стратегические задачи. К ним можно отнести:

5) защиту окружающей среды, улучшение среды обитания человека;

6) своевременное осуществление в национальном производстве структурных сдвигов;

7) экономическую безопасность страны;

8) обеспечение приемлемого уровня эффективности национальной экономики.

Проблема национального целеполагания. Приведенные выше рассуждения о единстве цели и задач развития национальной экономики определяют лишь общую схему такого взаимодействия.

Вместе с тем экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних (специфических) национальных факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий.

Прежде всего уточняются количественные параметры достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случится и так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития.

Экономический рост центральная задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает как процесс увеличения количества экономических благ, а т. ж. повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества.

При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. В условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым» экономическим ростом. В современной экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшая материальная предпосылка тому — обновление производственного потенциала, наращивание экономической мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей. [4, c. 53-54]

Экономический рост увеличение реального объема ВВП на протяжении определенного периода. [2, c. 470]

Экономический рост это стабильное и длительное наращивание (совершенствование) производственного потенциала национальной экономики, увеличение ее способности производить в ближайшей перспективе необходимые блага в достаточном объеме.

Возрастание общественных потребностей, прирост населения, возникающие и усиливающиеся внешние геополитические возмущения и другие обстоятельства обусловливают необходимость непрерывно увеличивать размеры «национального пирога».

Занятость населения. Проблема занятости населения постоянно является объектом экономического анализа, так как безработица ведет к недоиспользованию трудового ресурса общества, грозит обернуться рядом негативных социальных последствий.

Ставится вопрос, во-первых, о достижении эффективной занятости, когда обеспечиваются и высокая производительность труда, и его достойное денежное вознаграждение.

Во-вторых, о ритмичной замене в обществе трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

В-третьих, о регулировании объема резервной армии труда, так как появление безработицы всегда крайне болезненно воспринимается в любом обществе. [4, c. 55]

Безработица — это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. [15, c. 66]

Безработица не только существенно снижает уровень жизни населения, ограничивает материальные возможности домашних хозяйств, но и обесценивает имеющиеся профессиональные навыки, ущемляет человеческое достоинство, усиливает социальные противоречия.

Подавление инфляции. Прямым следствием инфляции выступают снижение реальных денежных доходов домашних хозяйств, обесценение накоплений и уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, дестабилизация национальной платежной системы, вымывание оборотных средств у предприятий, свертывание инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность.

Инфляция выступает как своеобразный скрытый налог, который платить вынужден каждый член общества. В условиях инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы скрытого перераспределения денежных доходов. Предприятия, чтобы защититься от инфляции, начинают закладывать в цены скрытые резервы.

В итоге инфляционные процессы существенно затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание ее в жестких границах выступает как актуальная задача, связанная с обеспечением жизнеспособности национальной экономики.

Устойчивость обменного курса национальной валюты. Если инфляция отражает процесс обесценения национальной денежной единицы на внутреннем рынке, то девальвация есть процесс ее обесценения на внешнем рынке, т. е. по отношению к другим иностранным валютам.

В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого обменного курса национальных денег выступают:

а) высокая конкурентная способность отечественной продукции;

б) положительное сальдо торгового баланса;

в) наличие достаточных валютных резервов;

г) приток в страну иностранного капитала;

д) внешние валютные займы и т. д.

С этих же позиций внутри страны спрос на иностранную валюту должен быть меньше объемов ее предложения.

Защита окружающей природной среды. В современных условиях окружающая природная среда все чаще рассматривается не как «свободное благо», а как «редкое благо».

Окружающая природная среда используется как:

а) потребительское благо (воздух, вода, место для проведения свободного времени);

б) производственный фактор (производственная площадь, полезные ископаемые);

в) место накопления вредных веществ (излучения, сточные воды, мусор, шум, излишнее тепло).

[12, с. 749]

Нагрузку на окружающую среду определяют два основных фактора: развитие национальной экономики и социально-экономические причины.

В первом случае выделяются рост численности населения, наращивание производственного потенциала, технические изменения в национальном производстве, принятый стандарт потребления, увеличение в крупных городах концентрации населения.

Во втором случае обозначаются причины, связанные с тем, что в отношении природных благ не работает ценовой механизм. Возникающие отрицательные внешние эффекты не отражаются в совокупных издержках производства, что провоцирует избыточное использование бизнесом благ такого рода.

Принцип устойчивого развития национальной экономики с учетом экологических требований означает, что обеспечивается такой экономический рост, который удовлетворяет потребности сегодняшних поколений и не несет риска того, что будущие поколения не смогут удовлетворить свои нужды. Чтобы не ставить будущие поколения в худшее положение, необходимо соблюдать следующие правила:

а) добыча невозобновляемых ресурсов допускается только тогда, когда грядущим поколениям предоставляется возможность обращения к их альтернативным заменителям;

б) экологическая нагрузка на природу не должна превышать ее возможности по нейтрализации негативного воздействия человека на окружающую среду;

в) возобновляемые ресурсы используются в объеме, не превышающем норму их восстановления (регенерации).

Своевременность структурных сдвигов. Чтобы иметь возможность своевременно и в полном объеме решать задачи социально-экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики.

Проводимые структурные сдвиги есть прямое свидетельство тому, что ликвидируются хронически убыточные, экологически вредные, высокозатратные и бесперспективные виды производств.

Экономическая безопасность страны совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и исключающих любое проявление внешнего диктата, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

Обратим внимание на то, что экономическая безопасность державы исключает навязывание стране невыгодных условий интеграции в систему международных экономических отношений, доминирование неэквивалентного обмена во внешнеэкономических отношениях, а также системы ценностей, противоречащей национальным экономическим интересам.

Решение таких задач в свою очередь предполагает сохранение экономического суверенитета страны, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом важно иметь необходимые экономические резервы, сохранять способность к саморазвитию. На достижение экономической безопасности направлены мероприятия, препятствующие «старению населения» и сокращению численности титульной нации. Для этого необходимо последовательно реализовывать социальные программы, иметь научно обоснованную концепцию экономического развития источника новых идей и стратегических решений. [7, c. 56]

Таким образом, национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение некоторых целей, а именно:

1. Стабильности роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3. Стабильного уровня цен;

4. Поддержанию равновесного внешнего баланса.

А задачами функционирования национальной экономики в свою очередь выступают:

1. Стабильный и устойчивый экономический рост;

2. Высокий уровень рациональной занятости населения;

3. Стабильный уровень цен, подавление инфляции;

4. Сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.

2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ, 2.1 Разновидность структуры национальной экономики

Разновидности структуры национальной экономики. Анализ структуры (от лат. structura строение, расположение) предполагает выделение составных частей объекта в соответствии с принятым критерием.

В курсе «Макроэкономика» принято обозначать:

а) воспроизводственную;

б) отраслевую;

в) территориальную;

г) институциональную;

д) внешнюю;

е) экономическую;

ж) социальную структуру (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Разновидности структуры национальной экономики и сферы их применения

Вид структуры

Сфера применения

1. Воспроизводственная

ТПК. НЭС

2. Отраслевая

ТПК

3. Территориальная

ТПК

4. Институциональная

НЭС

5. Отношения с внешним миром

ТПК

6. Экономическая

НЭС

7. Социальная

НЭС

Обратим внимание на то, что если воспроизводственная, отраслевая, территориальная и внешняя структуры национальной экономики применимы при характеристике прежде всего технико-производственного комплекса (ТПК), то институциональная, экономическая и социальная отражают структуру именно национальной экономической системы (НЭС).

Воспроизводственная структура. Известно, что общество не может перестать производить, так как не может перестать потреблять. А раз так, то национальное производство не должно рассматриваться как отдельный изолированный акт.

Наоборот, национальная экономика предполагает наличие условий для непрерывного возобновления производства, т. е. обеспечения процесса воспроизводства. Поэтому есть основание рассматривать национальную экономику как исторически сложившуюся систему национального воспроизводства определенной страны.

Такая система складывается под воздействием исторических, национальных и религиозных, географических и политических и экономических факторов, а также технического уровня развития производительных сил. Национальная экономика рассматривается как сложный общественно-экономический организм, функционирующий в конкретных национальных условиях под воздействием системы объективных экономических законов.

Основными фазами воспроизводства выступают производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. [3, с. 206] Нарушение взаимодействия между данными фазами (например, между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями) означает возникновение серьезных проблем в обеспечении национального воспроизводства. Сложившаяся воспроизводственная структура национальной экономики отражает взаимодействие между данными фазами.

Воспроизводственная структура это соотношение отдельных сфер и важнейших отраслей национальной экономики с учетом обеспечения процесса национального воспроизводства.

Реальный сектор экономики выступает как сфера, где создаются экономические блага (вещь, услуга, энергия) на основе целенаправленного преобразования вещества природы.

Данный первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охотоводство, все разновидности промышленности, туризм и все те отрасли, которые связаны с производством и доведением экономического блага до потребителя. Указанные отрасли создают материальные предпосылки для развития других сфер общества. [3, с. 15]

Вторичный сектор национальной экономики состоит из денежно-кредитного хозяйства (монетарный сектор), социальной сферы (здравоохранение, образование), а также фундаментальной науки. Считается, что данный сектор обслуживает реальный сектор экономики, создавая для него необходимые экономические условия и социальные предпосылки.

Наконец, третичный сектор духовное производство отражает культурную и религиозную, а также социально-политическую деятельность (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Важнейшие сектора национальной экономики

Национальная экономика

Первичный сектор

Вторичный

сектор

Третичный

сектор

Реальный сектор экономики

Денежно-кредитная

сфера и др.

Духовное
производство

Отрасли

Отрасли

Отрасли

Отраслевая структура выступает как устойчивое соотношение между основными отраслями национальной экономики, а внутри наиболее важных отраслей между отдельными подотраслями.

Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию.

В рамках промышленности принято выделять легкую и пищевую промышленность, машиностроение и т. д.; внутри машиностроения тяжелое и легкое машиностроение, тракторостроение, оптическое производство и т. п.

В макроэкономическом анализе особое внимание уделяется соотношению тех отраслей, которые входят в состав реального сектора экономики. Отрасли выстраиваются по ранжиру с учетом удельного веса в ВВП, в общей численности занятых, с учетом налоговых поступлений в бюджет страны и т. д.

В условиях НТР целесообразно определять отраслевую структуру с учетом использования современных видов технологии. Так, выделяются передовые и отсталые, перспективные и отмирающие отрасли, отрасли капиталоемкие и трудоемкие, экспортные и работающие преимущественно на внутренний рынок, а также дотационные и самоокупающиеся, стратегические (социально значимые) и нестратегические, наконец, милитаризованные и гражданские отрасли национальной экономики.

Анализ отраслевой структуры направлен на выявление состояния производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика), которая в отличие от ее классического понимания не просто окаймляет реальный сектор, а в качестве важнейшего компонента входит в его состав, работает на его жизнеобеспечение.

Наличие неблагоприятных показателей отраслевой структуры свидетельствует о необходимости проведения структурных сдвигов.

Региональная структура национального производства.

Регион территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона могут выступить административный и экономические районы.

С учетом административного деления в условиях Беларуси выделяются 7 административных образований: Минск и соответственно 6 областей.

Экономический район это часть территории страны, которая отличается структурой и специализацией производства с учетом имеющихся природных, трудовых ресурсов, а также климатических условий.

Внутри каждого района складывается своя оригинальная отраслевая структура производства. Часто экономический район функционирует как территориально-производственный комплекс.

В условиях Беларуси это центральный экономический район (Минск), а также Восточно-Витебский, Западно-Прибугский и Полесский экономический районы.

Основная цель региональной экономики эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение высокого уровня и качества жизни проживающего там населения. Поэтому с макроэкономических позиций анализируются региональное рыночное пространство, природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственная специализация, состояние инфраструктуры.

В силу различных обстоятельств регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [4, c. 49]

С макроэкономических позиций исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для получения образования, культурного роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской деятельности. [14, с. 25]

Институциональная структура предстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования, о том, что такой опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.

Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства.

Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру.

Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике.

Открытая экономика в большей степени зависит от внешней среды, но тем не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы.

В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

При оценке степени открытости национальной экономики следует иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав 40-45%).

Поэтому есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.

Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию ее «уязвимости» от состояния международной конъюнктуры. Структуру отношений с внешним миром всегда удачно выражает развернутая структура торгового баланса страны.

Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства.

С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».

В переходный период, когда процесс деэтатизации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства.

Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51]

Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных.

При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52]

Таким образом, структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

2.2 Система макроэкономических пропорций Существенная черта национальной экономики сложившиеся макроэкономические пропорции. Важная задача экономической теории и практики национального хозяйствования определение и регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций и факторов, влияющих на их размеры. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей социально-экономического прогресса общества и государства. Важно разрабатывать прогнозные значения основных показателей и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют: 1) реально оценивать возможности национальной экономики в обеспечении внутренних и внешних потребностей Российской Федерации, ее регионов и отдельных групп населения; 2) определять потенциал развития отдельных отраслей национальной экономики и национального хозяйства в целом; 3) разрабатывать стратегию и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности; 4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.); 5) развивать налоговый, финансово-кредитный, структурный, инвестиционный, социальный и другие аспекты политики государства; 6) оценивать альтернативы развития национальной экономики в целом, ее отраслей и регионов. Определять и реализовывать меры экономической безопасности страны. Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые следует решать на этапе планирования и государственного регулирования развития национальной экономики. Экономический потенциал страны основа реализации социально-экономических задач государства. Он создается трудом всех слоев населения, пополняется и поддерживается через систему производства в стране и через ее связи с другими государствами. Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую систему, может быть охарактеризован целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций. Их совокупность определяет масштабы, взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений, реально существующих в экономике страны. [9, с. 25] Макроэкономические пропорции это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций. Важнейшие пропорции национального воспроизводства образуют систему, которая включает:

1) общеэкономические, выражающие соотношение между сферами и подразделениями национальной экономики, между фазами воспроизводства, сбережениями и инвестициями, совокупным спросом и совокупным предложением, а также доходами, потреблением и сбережением;

2) межотраслевые, которые выражают соотношение между ведущими отраслями, промышленностью и инфраструктурой, сельским хозяйством и промышленностью, а также комплексами национальной экономики;

3) внутриотраслевые, выражающие соотношение между отдельными видами производств;

4) внутрикомплексные, включая внутреннюю структуру АПК, ВПК и др.;

5) территориальные и межрегиональные;

6) межгосударственные, которые формируются в сфере международных экономических отношений (экспорт-импорт).

По форме сегодня принято выделять:

а) натуральные или вещественные пропорции;

б) стоимостные или денежные пропорции;

в) пропорции распределения трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение объемов производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия алюминий, станки металл, чугун сталь, зерно продовольствие и т. д.).

Они учитываются при составлении специальных расчетов межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и расход материальных ресурсов.

Всегда существуют пропорции между отдельными видами производств (добыча нефти-газа и пропускная способность трубопроводов; объем промышленной продукции и пропускная способность железной дороги и т. д.).

Есть смысл определять соотношение между производством и потреблением важнейших видов экономических благ, выявляя степень самообеспечения страны зерном, электроэнергией, металлом и т. д.

Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение между составными частями совокупного национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).

Так называемые «трудовые пропорции» отражают распределение рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и сельском хозяйстве; город и деревня).

Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку. [4, с. 62]

Таким образом, важнейшей характеристикой любой национальной экономики являются сложившиеся в ней макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции — количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций.

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Национальная экономика Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления:

формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства;

преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.

Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

* общесистемные носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства общества);

* системные включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;

* внутрисистемные обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Анализ международного опыта эволюции рыночных экономик показывает, что многие страны мира развивались под воздействием европейской идеи прогресса. Благодаря влиянию европейской культуры (системного плюрализма, разнообразия религиозных и культурных традиций, высокой степени индивидуальной предприимчивости, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные.

В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогнои конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Экономическое положение РБ в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики. [8, с. 21]

Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия, и организации первичного производственного звена).

[8, с. 19]

Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Такой опыт в стране есть. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

* построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

* формирование современного гражданского общества;

* создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики.

Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности. [8, с. 21-22]

Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание иной институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, ночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов разделяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; дленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики, строение системы управления и регулирования экономики принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития обязательная предпосылка эффективного хозяйствования. Данные предпосылки носят двойственный характер. С одной стропы, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой постоянно действующими требованиями к преобразованию государства, общества, экономики, обеспечению политической и социальной стабильности в стране. [8, с. 22]

Таким образом, мы видим, что национальная экономика Беларуси — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам ( методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Экономика Беларуси и на уровне общих процессов развития, и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему: «Национальная экономика: цели функционирования и структур», сделаем следующие выводы:

1) национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации;

2) структура национальной экономики рассматривается с позиции следующих компонентов и критериев: воспроизводственная структура, социальная структура, отраслевая структура, территориальная структура, экономическая структура инфраструктура, структура внешнеэкономических связей;

3) следует отметить, что главной и определяющей целью национальной экономики является экономический рост, а также обеспечение высокого уровня занятости, экономическая эффективность. Стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, поддержание равновесия взаимодействия с окружающей средой, увеличение свободного времени и поддержание равновесного внешнеторгового баланса. В свою очередь можно выделить и главные задачи: стабильный и устойчивый экономический рост; высокий уровень рациональной занятости населения; стабильный уровень цен, подавление инфляции; сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.

4) макроэкономические пропорции — количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций.

5) что касается нашей республики, то что национальная экономика Беларуси — это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации.

Таким образом, для национальной экономики характерно макроэкономическое равновесие, то есть в оценке равновесия национальной экономики особое значение имеют уровень цен, уровень занятости и ставка процента.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Градов, А.П. Национальная экономика: учеб. пособие / А.П. Градов. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. 240 с.

2. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский — М.: Дело, 2002. —472 с.

3. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (Вводный курс. Часть 1): учеб. пособие / И.М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. — 640 с.

4. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учеб. пособие / И. М. Лемешевский. — Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.

5. Леонтьев, В.И. Экономическое эссе: теории, исследования, факты и политика / В.И. Леонтьев. — М.: Экономика, 1990. — 415 с.

6. Макроэкономика: учеб. пособие / Е.В. Галаева [и др.]; под общ. ред. Е. В. Галаевой — М.: Московский международный ин-т эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. — 267 с.

7. Мясникович, М.В. Проблемы экономической безопасности: учеб. пособие / М. В. Мясникович. — Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2001. — 179 с.

8. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред. В. Н. Шимова. — 3-е изд. — Минск: БГЭУ, 2009. — 751 с.

9. Национальная экономика: учебник / под общей ред. акад. РАЕН В. А. Шульги. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. 592 с.

10. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. М.: Экономист, 2005. 813 с.

11. Новикова, Н.В. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие / Н.В. Новикова, О.Г. Поздеева: под ред. Н.В. Новиковой. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. — 138 с.

12. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. У.И. Базелер [и др.]; под общ. ред. У.И. Базелер. — СПб.: Питер, 2000. — 800 с.

13. Основы экономической теории: учеб. пособие / Н.М. Зубко [и др.]; под ред. Н.М. Зубко. — Минск: Выш. шк., 2007. — 397 с.

14. Фатеев, В.С. Региональная политика: теория и практика / В.С. Фатеев. — Минск: ЕГУ, 2004. — 479 с.

15. Яллай, В.А Макроэкономика: учеб. пособие / В. А. Яллай — Псков: ПГПИ, 2003. — 104 с.