Экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района

Курсовая работа

Список литературы

Ведение

В данной работе излагается экономико-географическая характеристика Поволжского экономического района (ПЭР), где рассматриваются особенности размещения производительных сил и ресурсно-природного потенциала. В рамках освещаемой темы уделяется внимание проблемам и основным направлениям возможного перспективного развития данного экономического района.

Актуальность

Объектом исследования данной курсовой работы является Поволжский экономический район.

Предмет —

1. Общие сведения о Поволжском экономическом районе

1.1 Административно-территориальный состав Поволжского района

Поволжский экономический район расположен вдоль Волги — от её слияния с р. Камой до берега Каспийского моря (протяженность с севера на юг 1500км) и занимает чуть больше 3,2% территории, на которой проживает 11,5% населения России. Район находится в пределах средней и нижней частей Волго-камского речного бассейна, в рельефе которого выделяются высокое правобережье Волги (Приволжская возвышенность, на юге переходящая в гряду Ергени) и равнинное левобережье. Территорию Нижнего Поволжья занимает Прикаспийская низменность, опускающаяся ниже уровня океана в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги до отметки 27 м. у кромки Каспийского моря.

Административно ПЭР поделен на две республики и шесть областей. С севера на юг и одновременно вниз по течению Волги размещаются: республика Татарстан, Ульяновская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская область и Республика Калмыкия. Пензенская обл., единственная из всех поволжских регионов, не имеет прямого выхода к Волге и расположена к западу от Приволжской возвышенности в бассейнах текущих на север рек Мокши (приток Оки) и Суры (приток Волги).

[1] (см. каотосхема №1)

Площадь — 536,4 тыс. кв. км.

Население — 16,9 млн человек.

Важнейшим условием устойчивого и комплексного развития Поволжского экономического района является созданный значительный экономический и научно-технический потенциал.

В районе насчитывается 90 городов, из них 50 — республиканского и областного подчинения. Наиболее крупные города: Самара, Казань, Волгоград, Саратов. [2]

1.2 Краткая историческая справка о развитии Поволжского экономического района

Человек населял Поволжье еще за десятки тысяч лет до нашего времени. При Иване Грозном в 1556 году в состав русского государства вошла вся Волга — до самого Каспия. После этого на берегах Волги выросли русские города. Под прикрытием построенных городов-крепостей шло заселение приволжских земель беглыми крестьянами. После того, как при Петре Й Россия вернула выходы к Балтийскому морю, и был основан Санкт-Петербург, волжский хлеб стали доставлять и сюда. Так исторически складывались тесные связи Поволжья сперва с Центральными промышленными районами России, а затем и с балтийскими портами. [6]

23 стр., 11426 слов

Общая экономико-географическая характеристика России по экономической ...

... области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего, российской. Система экономических связей, ... прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока ... районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических ...

Во второй половине XIX в. сформировались крупные приволжские экономические узлы, которые вначале выполняли торговые и транспортные функции, а затем стали важными промышленными центрами, при этом ни один из них не желал уступать первенство другим. Так появилась цепь сравнительно одинаковых по уровню экономического развития центров: Казань, Самара, Саратов, Царицын. Вместе с менее крупными промышленными узлами (Астрахань, Пенза, Симбирск, Ставрополь, ныне Тольятти, Набережные Челны) они формируют экономический каркас района.

В годы Великой Отечественной войны в районе сложился ряд отраслей военно-промышленного комплекса, после войны хозяйственный комплекс пополнился электроэнергетикой, нефтедобычей, нефтехимией. [4]

1.3 Население и трудовые ресурсы района

Население Поволжья отличается пестротой национального состава. При преобладающем русском населении велик удельный вес татар, калмыков. Здесь проживают также башкиры, чуваши, казахи. Рассматривается вопрос о возрождении автономии поволжских немцев, выселенных из Поволжья в восточные районы. Для населения Поволжья характерна высокая его концентрация в областных центрах и столицах республик. [3]

Общая численность населения Поволжского района на 01.01.2009 г. составляла 11,215 млн. чел. (7% населения России), в том числе городского — 9,3 млн. чел.. Наиболее урбанизирована Самарская область — 80,4% городского населения, по данным на 2009 год, а по числу сельского населения лидируют Республика Калмыкия и Пензенская обл., где на селе проживало соответственно 1/3 жителей. [4]

Таблица 1. Показатели естественного движения населения в 2009 г.

Субъект Федерации

Родившиеся, чел

Умершие, чел

Естественный прирост

Респ. Калмыкия

4341

2980

+1361

Респ. Татарстан

44350

49179

-4829

14200

13660

+540

Волгоградская обл.

29508

37892

-8384

Пензенская обл.

14174

22583

-8409

Самарская обл.

36439

48593

-12154

Саратовская обл.

27492

39291

-11799

Ульяновская обл.

13461

20033

-6572

По данным на 1 января 2012 года население ПЭР составило 16 081 тыс. человек, в том числе: городское — 11 992 тыс.чел., сельское — 4089 тыс. человек. [9]

Средняя плотность населения — 31 чел. на 1 кв.км, особенно плотно заселены Самарская область, Татарстан, Саратовская область.

В национальной структуре сегодня почти повсеместно (кроме Калмыкии и Татарии) преобладают русские. Также значительна доля компактно проживающих татар (16%), чувашей и мордвы (2 и 3% соответственно).

Уровень урбанизации Поволжья составляет около 73%, причем население сконцентрировано в основном в столицах национальных республик и в крупных промышленных городах. Район обладает значительными трудовыми ресурсами. Население его растет, причем в основном вследствие значительного притока мигрантов. [ 5]

1.4 Значение Поволжского экономического района в экономике России

Разнообразие природных условий Поволжья оказало влияние на характер различных его районов. Это не значит, конечно, что природные условия могли определить различия в экономическом характере хозяйства районов Поволжья. Социально-экономические особенности хозяйства разных районов Поволжья складывалась не вследствие природных условий, а в силу исторических причин. Точно так же роль отдельных волжских городов как торговых и промышленных центров определялась историческими условиями возникновения и развития этих городов и их экономическими связями, которые были на разных этапах различными, в зависимости от многих социально-экономических причин, например от развития путей сообщения. Тем не менее, природные условия накладывают заметную печать на направление хозяйства Поволжья, способствуют преобладанию в различных его районах то одних, то других сельскохозяйственных культур, развитию отдельных промыслов, связанных с использованием местных природно-сырьевых ресурсов. Рыбные богатства низовий Волги послужили основой для развития крупной рыбопромышленности, в которой здесь занята значительная часть населения. На базе огромных природных залежей поваренной соли в Нижнем Поволжье возникли промыслы, дающие около половины добычи соли в нашей стране. Лесные богатства северной части Поволжья способствовали специализации этих районов на лесозаготовках и определили роль как важных поставщиков леса для степной полосы. Климатические и почвенные условия лесостепной и степной полос Поволжья были благоприятны для роста здесь посевов пшеницы в большей мере, чем в северной его части.

7 Хорошая обеспеченность влагой на севере Поволжья позволила развить значительные посевы льна и других культур Пересекая различные в природном и хозяйственном отношении районы, богатые лесом, хлебом, рыбой и солью, Волга способствовала развитию обмене между этими районами и их хозяйственной специализации. Все изменения хозяйства Поволжья нельзя рассматривать без учета географических особенностей его отдельных районов. Эти особенности в одних случаях обуславливают наличие сырья для промышленного производства. А в других — определяют связи того или иного промышленного пункта с соседними районами, являющимися поставщиками сырья или рынками сбыта промышленной продукции новых индустриальных центров Поволжья. Великий волжский торговый путь издавна способствовал общности экономической жизни Поволжья. Особенно важно было то, что связывал все уголки Поволжья с центральными районами нашей страны. Волга, которая обеспечила и ускорила заселение этого края русскими людьми, служила и средством повседневной удобной связи между отдельными его городами и районами. Транспортно-экономическое единство усилилось в результате железнодорожного строительства. Заволжский хлеб, проходящий через самарский элеватор, Волгоградские лесопильные заводы, обрабатывающие древесину камских лесов, нефтеперегонные заводы многих городов Поволжья, работающие на нефти «второго Баку» — вот несколько примеров внутренней связи различных частей Поволжья, его хозяйственно-географического единства. Освоение полезных ископаемых в Поволжье (нефти и горючих газов) дало новые источники энергии для дальнейшего хозяйственного развития края. Это не только усилило роль Поволжья в экономике России, но и теснее связало между собой его отдельные районы и населенные пункты. Транспортная «работа» великой реки поистине огромна. По Волге перевозится 80% леса, потребляемого Средним и Нижним Поволжьем, 80% добываемой в Баскунчаке соли, более 50% производимого в Вольске цемента, большое количество нефти, металла, машин, угля, рыбы. Сооружение Волго-Донского судоходного канала играет важную роль в поднятии всего волжского пути. Разнообразные хозяйственные ресурсы Поволжья имеют удобный и дешевый выход в бассейн Дона и к портовым центрам Азовского моря. Все Поволжье оказывается экономически приближенным к Донбассу и северной части Предкавказья. В Ульяновске в 2009 году завершено строительство нового мостового перехода через Волгу. Он станет одним из самых больших мостов в Европе. Ввод этого объекта в эксплуатацию позволит создать новый, важный для России, транспортный коридор, который свяжет Европейскую Россию с Уралом и Западной Сибирью. Преимущества кластера «Волжский транзит» очевидны: оптимальное транспортное плечо от города Ульяновска до крупнейших промышленных центров европейской части России, Урала, Сибири позволит сократить время обработки и комплектации грузов различной сложности.[6]

Говоря о промышленности района, стоит сказать, что за последний год существенно поднялась в рейтинге и Самарская область. АВТОВАЗ, перейдя под контроль французского РЕНО, фактически сменил всю линейку выпускаемых автомобилей, улучшил свои финансовые показатели. Постепенно активизируют деятельность и другие машиностроительные предприятия области. Например, АВИАКОР, начавший выпускать АН-140. Кроме того, в области продолжает развиваться нефтехимический кластер, проводится модернизация нефтеперерабатывающих заводов. [7]

Вывод: Поволжский экономический район является одним из крупнейших макрорегионов России и занимает одно из ведущих мест в экономике страны. По масштабам и уровню развития промышленности Поволжье занимает после Центра и Урала третье место среди экономических районов Российской Федерации, а по развитию сельского хозяйства — второе место и превосходит все государства, входящие в Содружество Независимых Государств, кроме Украины.[8]

2. Современная экономико-географическая характеристика поволжского экономического района и его основные проблемы развития

2.1 Экономико-географическое положение и природно-климатические условия ПЭР

Экономико-географическое положение Поволжья исключительно выгодное. Оно благоприятно с точки зрения обеспеченности водными, топливными и биологическими ресурсами, на базе использования которых здесь накоплен один из самых мощных и эффективных в России потенциалов промышленности, сельского и рыбного хозяйства.

На западе район граничит с высокоразвитыми Волго-Вятским, Центрально-Черноземным и Северо-Кавказским экономическими районами, на востоке — с Уралом и Казахстаном. Густая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных путей способствует установлению широких межрайонных производственных сетей Поволжья, которое больше открыто к западу и востоку (навстречу основному направлению хозяйственных связей страны).

Поэтому подавляющая часть перевозок грузов идет через эту территорию.[10]

Развитая в Поволжье транспортная инфраструктура, включающая все виды наземного и водного транспорта, широко задействована как для перевозок транзитных грузов, так и для товарообмена с соседними регионами. [4] Волго-Камский речной путь дает выход в Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское, Белое моря. Наличие богатых месторождений нефти и газа, использование трубопроводов, проходящих через этот район подтверждает выгодность экономико-географического положения района. Поволжье пересекают широтные железнодорожные магистрали, обеспечивающие связи с районами Центра, Украины, с Уралом и Сибирью.

Основными отраслями рыночной специализации Поволжья являются нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность, газовая и химическая промышленность. Развита в районе электроэнергетика. В то же время Поволжье — основной район по улову ценных осетровых рыб, один из важнейших районов по выращиванию зерновых культур, подсолнечника, горчицы, овощебахчевых культур, крупный поставщик шерсти, мяса. [10]

Поволжье занимает четвертое место в России (после Урала, Центра и Западной Сибири) по объему промышленной продукции и второе по добыче нефти и выпуску машиностроительной продукции. [1]

По совокупности природных факторов Поволжье принадлежит к числу благоприятных для комплексного развития районов Российской Федерации.

Климат континентальный: средние температуры января колеблются от -13,6° в Казани до -6°С в дельте Волги, июля — от +20°С до +25°С соответственно. Минимальное количество осадков выпадает в Прикаспийской низменности — от 200 до 170 мм. В Среднем и Нижнем Поволжье, особенно в его заволжской части, преобладают антициклоны, что вызывает частые засухи, отрицательно влияющие на сельское хозяйство. [2]

По мере увеличения засушливости климата происходит последовательная смена природных зон: лесной, лесостепной, степной и полупустыни. Наиболее неблагоприятные природно-климатические условия в Калмыкии, где происходит опустынивание земель и часто случаются пыльные бури и суховеи. Своеобразным оазисом на фоне окружающих полупустынь выглядит Волго-Ахтубинская пойма, выделяющаяся исключительной биологической продуктивностью, широко используемой в сельском и рыбном хозяйстве.[1]

Благоприятные природно-климатические условия района позволили наладить здесь высокотоварные зерноводство, производство овощебахчевых и других культур, мясомолочное и мясное скотоводство, а также рыбное хозяйство, что ставит район в число главных продовольственных баз России с большими перспективами развития продовольственного экспорта. [4]

2.2 Природно — ресурсный потенциал ПЭР

Природно-ресурсный потенциал Поволжья отличается разнообразием. Северная часть района располагается в пределах лесной зоны, а юго-восточная в подзоне полупустынь. Большая же часть территории расположена в степной зоне. Значительную площадь занимает долина Волги, переходящая на юге в Прикаспийскую низменность. Особое место занимает Волго-Ахтубинская пойма, сложенная речными наносами и весьма благоприятная для земледелия.

Поволжье располагает значительными ресурсами минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми района являются нефть и газ. Нефть Поволжья содержит 7 … 11 % парафина, 12 … 20 % смол, значителен процент легких углеводородов. В то же время она отличается повышенной сернистостью — 3 … 3,5 %. Поэтому велика роль нефти Поволжья как химического сырья. Крупные месторождения находятся в Татарстане: Ромашкинское, Альметьевское, Елабужское, Бавлинское, Первомайское и др. Имеются ресурсы нефти в Самарской области (Мухановское месторождение), а также в Саратовской и Волгоградской областях. [3]

Для поволжской нефти характерны повышенная удельная плотность, сернистость, парафинистость, смолистость. Глубина ее залегания в Татарстане до 2000 м, в Самарской обл. — до 3000 м. Запасы нефти до недавнего времени обеспечивали сырьем нефтеперерабатывающую промышленность не только Поволжья, но и многих других районов страны. Был проложен нефтепровод «Дружба», по которому она поступала в Польшу, Чехословакию, Венгрию и ГДР. Поволжская нефть имела самую низкую себестоимость добычи в стране, так как здесь впервые были применены прогрессивные методы поддерживания пластового давления (внутриконтурное и законтурное заводнение), а добычу вели в основном наиболее производительным и дешевым способом непрерывного фонтанирования. В настоящее время в связи с истощением запасов наиболее крупных месторождений доля района в российской добыче нефти уменьшилась с 60 до 12%. Однако в связи с интенсивным проведением геологоразведочных работ наметилась тенденция воспроизводства запасов, открытия новых месторождений. [10]

В настоящее время нефть добывают почти по всему Поволжью на более чем 150 месторождениях. Самые богатые из них находятся в Среднем Поволжье — на юго-востоке Татарстана и в левобережной части Самарской области. близ Волгограда разрабатывается относительно новое Нижне-Коробковское месторождение, известны промышленные скопления нефти и газа в Республике Калмыкии. [2]

В самое последнее время состоялось открытие новой нефтяной Каспийской провинции, охватывающей как акваторию Северного Каспия, так и территорию Астраханской обл. Потенциал новой провинции настолько велик, что компании, работающие в этом регионе («ЛУКойл», «ЮКОС» и «Газпром»), планируют добыть как на суше, так и на шельфе свыше 1,5 млрд т нефти в течение периода эксплуатации вовлекаемых в разработку месторождений. Поиск новых промышленных ресурсов нефти, а также газа успешно ведется в степном Заволжье (Саратовской и Волгоградской обл.), а также в Пензенской и Ульяновской обл. [1]

Перспективны на нефть, каменноугольные и нижнепермские карбонатные отложения вдоль северной акватории Каспийского моря. Вновь открытые нефтяные горизонты позволят сохранить объем добычи нефти на прежнем уровне и впоследствии увеличить его. Однако особенность нефтяной промышленности района — существенное увеличение доли трудноизвлекаемых запасов нефти, что требует разработки специальных, нетрадиционных методов добычи и повышает себестоимость нефти.

Поволжье, особенно Татарстан, обладает большими ресурсами природных битумов. Они приурочены к нефтеносным пермским отложениям, находятся на глубинах до 400 м. Подготовлены к разработке запасы природных битумов, отработаны технологии их извлечения, позволяющие довести годовую добычу до нескольких миллионов тонн.[10]

Ресурсы природного газа с конца 1940-х гг. разрабатываются в Саратовской, а позднее в Волгоградской обл., где наблюдается их постепенное исчерпание. Основные разведанные запасы газа и газового конденсата в настоящее время сконцентрированы в Астраханской области — около 3трлн. кубических метров газа и свыше 400 млн. тонн конденсата. Эти ресурсы стали основой создания крупного Астраханского газоперерабатывающего комплекса, осуществляющего химимческую переработку и очистку газового сырья от примесей серы. [1]

Основные ресурсы природного газа ПЭР располагаются: в Волгоградской области — Жирновское, Коробковское и другие; в Саратовской области — Курдюмо-Елшанское и Степановское. Крупнейшее газоконденсатное месторождение обнаружено в Астраханской области, на базе которого формируется газопромышленный комплекс. [3] (см. рис.1)

Богато Поволжье горючими сланцами, добыча и переработка которых ведется на Кашпировском месторождении вблизи Сызрани.

В Прикаспийской низменности в озерах Баскунчак и Эльтон имеются ресурсы поваренной соли. Эти озера богаты, кроме того, бромом, йодом, магниевыми солями. Имеются ресурсы поваренной соли в Волгоградской и Самарской областях.

Особенно велики запасы стекольного песка и цементного сырья. В частности, мергели сосредоточены близ Вольска (Саратовская область) и используются для производства цемента высоких марок; мел, глины находятся в Саратовской области около Волынска, Хвалынска, Сызрани и Жигулевска. [2]

Поволжский район располагает значительными ресурсами химического сырья. В Самарской области имеется самородная сера, в Волгоградской и Астраханской областях находятся запасы поваренной самосадочной соли. Эти виды сырья являются основой развития хлорной, содовой, а также других отраслей химической и мощной соляной промышленности. Богат район минеральными строительными материалами. [2]

Лесные ресурсы сосредоточены на севере района — всего около 586 млн м3 — и примерно поровну распределены между Республикой Татарстан, Пензенской и Ульяновской обл. В степных областях района преобладают искусственные лесополосы, предназначенные защитить поля от ветровой эрозии и создать благоприятный микроклимат. Дефицитность запасов леса увеличивается с севера на юг и достигает максимума в Калмыкии, где леса практически отсутствуют.

Земельные и агроклиматические ресурсы района позволяют осуществлять на его территории интенсивное зерновое и овоще-бахчевое хозяйство, особенно в Среднем и Нижнем Поволжье, а также животноводство — от молочно-мясного на севере до мясного на юге. В последнее время в структуре растениеводства Астраханской обл. появились хлопководство и табаководство. [1]

Гидроэнергетические ресурсы Поволжья составляют 8,1 млн кВт, степень их освоенности — 73%. Объем водопотребления по народному хозяйству Поволжья —около 20 куб. км в год. В перспективе из-за значительного роста водопотребления обеспеченность района водными ресурсами резко снизится и в маловодных условиях недостаток воды для нужд народного хозяйства распространится на бассейны всех рек района. Устранение этого дефицита потребует осуществления ряда мероприятий по экономии водных ресурсов. [2]

Макрорегион располагает значительными трудовыми ресурсами. Источником их пополнения всегда являлось главным образом сельское население, которое в связи с усиливающейся интенсификацией сельскохозяйственного производства отдавало часть высвобождающейся рабочей силы в другие сферы народного хозяйства. В составе трудовых ресурсов велика прослойка высококвалифицированных машиностроителей, нефтяников, химиков, работников транспорта и строительства. Численность рабочих, служащих и крестьян — более 7 млн человек.[12]

2.3 География промышленности

В Поволжье главной отраслью народного хозяйства является промышленность. Она дает до 70% всей его совокупной продукции.

Структура промышленности сложна, отраслями народнохозяйственной специализации являются электроэнергетика (индекс уровня специализации 1,2, особенно гидроэнергетика), нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, химическая и нефтехимическая (1,8), машиностроение (1,6) ряд отраслей производства строительных материалов и пищевой индустрии. Характерными чертами промышленного производства являются тесная связь, кооперирование и комбинирование его отдельных звеньев, особенно в автомобилестроении и нефтехимии.

Топливно-энергетическая промышленность: Общая выработка электроэнергии в Поволжье превышает 100 млрд кВт * ч (примерно 1/8 общероссийского производства), т. е. здесь вырабатывается электроэнергии больше, чем в трех экономических районах — Волго-Вятке, Центральном Черноземье и Северном Кавказе. Основу энергетического хозяйства составляет каскад волжских гидроэлектростанций — Самарской у города Жигулевска (мощность 2,3 млн кВт, среднегодовая выработка 11 млрд кВт-ч), Саратовской у Балакова (мощность 1,3 млн кВт, выработка 5,4 млрд кВт-ч), Волгоградской (мощность 2,5 млн кВт, выработка 11,1 млрд, кВт-ч).

Себестоимость энергии, вырабатываемой на этих ГЭС, самая низкая в Европейской части России. В районе действует ряд мощных тепловых станций, в том числе ТЭЦ, размещенные в центрах крупного потребления теплоты и электроэнергии (нефтехимия и нефтепереработка).

В суммарном производстве электроэнергии доля тепловых станций составляет примерно 3/5. Все они работают на местном мазуте, газе и частично на донецких и кузнецких углях. Среди тепловых электростанций крупнейшей является Заинская ГРЭС в Татарстане (мощность 2,4 млн кВт), работающая на газе. Введены мощности на Балаковской атомной электростанции (Саратовская область) и АЭС в Димитровграде (Ульяновская область).

Нефтедобывающая промышленность остается пока одной из главнейших отраслей специализации района, хотя и продолжается наметившаяся тенденция спада добычи этого топлива и сырья в результате истощения ряда месторождений. Для сохранения и повышения этого уровня применяют новейшие методы наиболее полного извлечения нефти. Размещение нефтедобывающей промышленности соответствует распределению ресурсов сырья по областям и республикам района. Более 3/5 добычи нефти приходится на Татарстан. Крупнейшим центром нефтедобычи здесь является город Альметьевск, развившийся на базе самого крупного по мощности в Поволжье Ромашкинского месторождения. Выделяется добычей нефти Самарская область. Нефтепромыслы действуют в Волгоградской, Астраханской и Саратовской областях.

Непосредственно с добычей нефти связано развитие нефтеперерабатывающей промышленности. По объему производства продукции нефтепереработки Поволжье занимает видное место среди экономических районов. В составе отрасли находится пять крупных заводов (три — в Самарской области и по одному в Саратовской и Волгоградской).

В Поволжье создана газодобывающая и газоперерабатывающая отрасли промышленности. Добыча естественного газа ведется преимущественно в Астраханской области и в небольшом объеме — в Татарстане, Волгоградской,

Саратовской и Самарской областях. В Нижнем Поволжье на базе Астраханского газоконденсатного месторождения сформирован крупный промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата. В Татарстане и Самарской области собирают нефтяной попутный газ, содержащий пропан, бутан, этан и другие компоненты. Этот газ широко используют в химической промышленности.

Очень высокого уровня развития достигла химическая и нефтехимическая промышленность, являющаяся одной из основных отраслей народнохозяйственной специализации Поволжья. Особенно видное место район занимает по производству синтетического спирта, синтетического каучука, этилена, азотных удобрений. В последнее время на его долю приходится более 1/3 российского производства синтетических смол и пластмасс, почти 2/5 — химических волокон и свыше 2/5 — автошин. Ресурсы углеводородного сырья, благоприятные возможности водо- и энергоснабжения и растущие потребности, в том числе самого района, в продукции этой отрасли позволили разместить и развить здесь крупные химические и нефтехимические комплексы и предприятия. Они действуют в тесной кооперации с нефте- и газоперерабатывающими заводами. Среди них выделяется своей мощью и разнообразием выпускаемой продукции комплекс нефтехимических предприятий в Нижнекамске. Здесь производят этилен, другие жидкие углеводороды, синтетический каучук, шины на металлокордной основе. Последние в большом количестве идут в Набережные Челны на соседний Камаз. Жидкий этилен по трубопроводам поступает на заводы казанского производственного объединения «Органический синтез» и на химические предприятия Уфы и Салавата. Другими важными центрами отрасли являются города Тольятти, Казань, Новокуйбышевск, Саратов, Балаково, Волжский. Жидкий аммиак идет в значительном объеме по экспортному аммиакопроводу Тольятти — Одесса протяженностью свыше 2400 км. В предстоящие годы возрастет производство рыночной продукции химической и нефтехимической промышленности. Однако в связи с естественным сокращением источников местного углеводородного сырья, ставится задача по укреплению сырьевой базы химических и нефтехимических комплексов. Эту проблему можно было бы решить путем подачи в Поволжье нефтехимического сырья из Западной Сибири, но такой вариант нельзя считать оптимальным, ибо производство (мощности) энергоемкой продукции надо приближать к источникам дешевой энергии.

Машиностроение и металлобработка — одна из самых крупных и сложных по производственно-технологической структуре отраслей поволжской промышленности. На ее долю приходится почти треть всей промышленной продукции района. Отрасль в целом характеризуется высокой наукоемкостью и малой металлоемкостью (коэффициент металлоемкости здесь ниже среднего и вдвое меньше уральского).

Машиностроение работает преимущественно на металлопрокате соседнего Урала. Известная часть потребности покрывается металлом, производимым на передельном металлургическом заводе «Красный Октябрь» в Волгограде, а также алюминием Волгоградского завода и легкими сплавами Самарского.

Машиностроение выпускает широкую номенклатуру машин и оборудования — автомобили, речные суда, самолеты, ракетно-космическую технику, моторы, нефтегазовое оборудование, станки, тракторы, счетно-решающие устройства, приборы и др. Район лидирует по производству автомобилей (82% легковых, 25% грузовых) и тракторов (22%).

Одни отрасли развиваются в связи с потребностями самого района в соответствующей продукции (нефтеаппаратура, нефтеналивные суда) и наличием квалифицированных кадров рабочих (производство часов, счетной техники), другие — в силу благоприятного транспортно-географического положения, условий кооперированных поставок деталей и узлов (автомобилестроение, авиационная промышленность).

[12]

В Поволжье сложились самые мощные в стране и одни из крупнейших в Европе районы автомобилестроения и авиа-космической промышленности.

Крупный автомобильный комплекс КамАЗ в Нижнекамском районе Татарстана включает группу заводов. Центр его — г. Набережные Челны. Этот комплекс производит автомобили большой грузоподъемности. Вторым крупным центром автомобилестроения является Тольятти, где размещается ВАЗ, производящий легковые автомобили. Центром автомобилестроения является Ульяновск. Заводы по обслуживанию автомобилестроения находятся в Самаре, Энгельсе. Завод по производству троллейбусов создан в г. Энгельсе. С автомобилестроением связано производство резинотехнической продукции в Нижнекамске. Новый комплекс по производству легковых автомобилей «Ока» построен в Елабуге (на реке Каме).

Крупными центрами авиастроения являются Самара, Саратов. Центры тонкого точного машиностроения — Казань, Пенза, Ульяновск, судостроения — Астрахань, Волгоград. Сельскохозяйственное машиностроение представлено крупным тракторным заводом в Волгограде. Заводы сельскохозяйственного машиностроения работают в Саратове, Сызрани, Каменке (Пензенская область).

По разнообразию продукции машиностроения Поволжье уступает лишь Центральному району. Заводы Поволжья производят самолеты Ту-154, Як-42, суда и тракторы, грузовые и легковые автомобили, дождевальные установки, буровые станки, часы, вычислительную технику, станки, точные приборы. Поволжье — крупный производитель подшипников, компрессоров, гидравлических машин, двигателей, электротехнических изделий и т.д. Новыми центрами нефтехимии стали Волжский (Волгоградская область), Новокуйбышевск (Самарская область) и Нижнекамск (Татарстан).

[3]

По пространственной концентрации машиностроения выделяются «кусты» и центры: Самарский, Тольяттинский, Ульяновский, Набережные Челны, Казанский, Саратовский, Волгоградский.

Старейшая отрасль специализации— промышленность строительных материалов Поволжье выделяется производством цемента (16% в России), которое быстро росло в связи с большими потребностями в вяжущих материалах (строительство ГЭС, промышленных предприятий, жилого фонда и др.).

Важную роль играют мощные строительные организации, возникшие на базе гидростроительства и послужившие основой сооружения крупных машиностроительных и нефтехимических комплексов.

Видное место занимает пищевая пищевая, на долю которой приходится примерно 1/8 валовой продукции поволжской промышленности. Наиболее развиты мукомольно-крупяная, рыбная, соляная (основное производство пищевой соли) отрасли, продукция которых вывозится в другие районы. Размещение производства продуктов питания приурочено к зонам сельскохозяйственного сырья и крупным транспортным узлам.

Еще недавно Нижнее Поволжье давало более половины всего улова осетровых рыб, значительную долю частиковых (лещ, сазан, судак) и воблы. В силу ряда причин, в частности изменения уровня Каспийского моря, сокращения площадей нерестилищ, сброса неочищенных сточных вод в Волгу, браконьерства, уменьшилось уменьшилось воспроизводства рыбы, снизился ее улов. Ведутся работы по восстановлению и приумножению рыбных богатств.

В Поволжье сосредоточена крупная текстильная промышленность , представленная производством шерстяных (суконных) и хлопчатобумажных тканей (третье место после Центра и Европейского Севера).

При определенном хозяйственном единстве района заметны различия в территориальной структуре промышленного производства, особенно между областями и республиками Среднего и Нижнего Поволжья (к последнему относятся Саратовская, Волгоградская, Астраханская области и Республика Калмыкия).

В Республике Татарстан и областях Среднего Поволжья

развиваются мощная энергетика, нефтедобывающая и нефтехимическая промышленность, сложное, в значительной степени наукоемкое машиностроение (включая легковое и грузовое автомобилестроение, авиационную и ракетно-космическую, электротехническую и станкостроительную промышленность, производство часов, приборов, электронно-вычислительных машин и устройств), текстильная, меховая, разнообразная пищевая промышленность. Ведущие отрасли Нижнего Поволжья — машиностроение, в основном металлоемкое (производство тракторов, тяжелого нефтяного оборудования, судостроение), передельная черная металлургия, гидроэнергетика, алюминиевая, растущая газодобывающая промышленность, нефтепереработка, деревообработка, цементная, хлопчатобумажная, рыбная, маслобойная, соляная отрасли.

На Среднее Поволжье приходится 84% всего промышленного производства макрорегиона, в том числе почти 62% — на Самарскую область и Республику Татарстан. [12]

2.4 География сельского хозяйства

Многоотраслевое сельское хозяйство Поволжья — одно из самых мощных в России. Велика его роль в производстве зерна, некоторых технических культур, бахчевых, мяса, шерсти. В урожайные годы валовые сзерна здесь достигают 1/6 общих в России, семян подсолнечника — почти 1/4, бахчевых культур — около 2/5. Производится 1/7 мяса и молока.

Сельское хозяйство располагает обширной естественной базой для развития и размещения как отраслей земледелия, так и животноводства. Около 70% общей земельной площади занимают земли сельскохозяйственного назначения (37 млн га), из них примерно 17 млн га распахано. Остальные угодья отведены под пастбища и сенокосы. Основные массивы пастбищ находятся в Нижнем Поволжье (Черные земли Калмыкии, которые, однако, сильно «сбиты» в результате чрезмерного выпаса скота).

Недостаток влаги и выдувание почвы в ряде регионов наносят большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому здесь осуществляются мероприятия по орошению полей, обводнению пастбищ, созданию лесопосадочных полос. В Поволжье действует сложная инженерная сеть оросительно-обводнительных систем и каналов. Одна из крупнейших — Комсомольская оросительная система в Саратовской области с механическим забором воды на обширную площадь.[12] 22

Агропромышленный комплекс Поволжья имеет всероссийское значение. Району принадлежит ведущее место в России по производству зерна, в том числе ценной зерновой культуры — пшеницы, а также риса, бахчевых культур, овощей, горчицы, мяса. Поволжье также является производителем подсолнечника, молока, шерсти. Возделывают здесь просо, гречиху, кукурузу и другие культуры. Основной отраслью животноводства является разведение крупного рогатого скота. Разводят также свиней, овец,птицу. [3]

Поволжье располагает прекрасными зимними пастбищами Черные земли, особенно необходимыми для развития овцеводства. Ведущее место в АПК принадлежит земледелию. Отраслями специализации являются производство зерна, овощебахчевых культур, горчицы, подсолнечника. Пшеница, главным образом яровая, — основная культура. Она возделывается в большей степени в Саратовской, Волгоградской областях, а также в других областях и республиках. Возделывается также повсеместно ячмень, особенно в юго-восточной части района. Рис культивируют в Астраханской области и в Республике Калмыкия — Хальмг Тангч. По производству горчицы Поволжье занимает первое место в России. Огромное значение имеют овощебахчевые культуры, которые вывозятся во многие районы страны. [13]

В АПК Поволжья выделяются отрасли рыночной специализации пищевой промышленности: мукомольно-крупяная, маслобойная, мясная и рыбная. Мукомольная промышленность размещается в Самаре, Саратове, Волгограде, маслобойная — в Саратове и Волгограде. Центром рыбной промышленности является Астрахань. Поволжье дает основную долю общероссийского улова осетровых рыб. В настоящее время здесь проводят работы по созданию лучших условий обитания рыбы, а именно работы по улучшению очистки сточных вод промышленных предприятий. Строятся рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства.[3]

Основным резервом развития АПК является углубление его специализации с учетом экологической обстановки. Необходимы меры по развитию орошаемого земледелия особенно на юге Поволжья, но на строго научной основе, чтобы исключить ухудшение природной среды. Стоит задача дальнейшего освоения Волго-Ахтубинской поймы для развития овощеводства, бахчевого хозяйства, плодоводства и рисосеяния. Важной задачей в развитии животноводства района является создание прочной кормовой базы, расширение посевов кормовых культур, улучшение состояния естественных кормовых угодий и обводнения пастбищ в засушливых районах. [13]

2.5 География транспорта

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т.д. Ввозит лес, минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань -Екатеринбург; Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов — Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Пенза — Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей имеет меридиональная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля. Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань — Гурьев и другие. [3]

Большую роль в грузоперевозках Поволжья играет речной транспорт. В пределах района по глубоководной волжской магистрали осуществляются перевозки нефти, зерна, леса, соли каменного угля, рыбы, цемента, бахчевых культур, автомобилей, тракторов, минеральных удобрений и т.д. Волга связывает Поволжье с районами Центра, Урала, а через Волго-Донский канал — с Кавказом, Азовским и Черным морями. Волго-Балтийский водный путь связал Поволжье с Северо-Западом. В ряде мест Волга пересекается железными дорогами, что способствует развитию смешанных железнодорожно-речных перевозок.

Хорошо развит в районе трубопроводный транспорт. С его помощью перемещаются миллионы тонн нефти, миллиарды кубометров газа и продукты их переработки. В Поволжье переплетаются крупнейшие нефтепроводы, идущие из Западной Сибири, с теми, которые проложены из Поволжья в европейскую часть РФ и в Западную Европу (известный нефтепровод «Дружба», нефтепровод Самара — Новороссийск, нефтепроводы на Москву и на Рязань, проходящие через Нижний Новгород; газопроводы Саратов — Москва и Саратов — Нижний Новгород).

Таким образом, Поволжье является мощным нефтераспределительным узлом межрайонных и экспортных поставок.

В Поволжье хорошо развиты автомобильный и авиационный транспорт. [11]

Вывод: Район обладает рядом преимуществ, характерных для высокоразвитых (это третий по промышленному и аграрному потенциалу район РФ), густонаселенных и хозяйственно освоенных регионов: значительным природно-ресурсным потенциалом (топливно-энергетическим, земельным, водным), сочетающимся с наличием многоотраслевой производственной базы и квалифицированных трудовых ресурсов. Неблагоприятные факторы социально-экономического развития района: постепенное истощение углеводородных ресурсов (нефти и газа) в большинстве добывающих регионов, а также ухудшающаяся экологическая ситуация.

3. Основные проблемы и перспективы развития Поволжского экономического района

3.1 основные проблемы Поволжского экономического района и пути их решения

В последние годы район сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с быстрым ростом городов, насыщением территории района промышленными предприятиями, загрязняющими воды Волги, ее притоков и атмосферный воздух. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов к ускорению развития эрозионных процессов. Перегрузка пастбищных угодий и бессистемный выпас скота в Нижнем Поволжье (особенно в Калмыкии) приводят к выбиванию травостоя и опустыниванию пастбищных угодий. Серьезной экологической проблемой является повышение уровня Каспийского моря, что привело к затоплению обширных территорий Прикаспийской низменности и подтоплению портовых сооружений, городских и сельских поселений, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и других объектов народного хозяйства.

Для устранения или смягчения негативных экологических явлений требуются крупные инвестиции. Однако из-за серьезных экономических трудностей многие предприятия не имеют свободных средств, которые могли бы пойти на эти цели. Проблема загрязнения волжской воды стала сейчас одной из острейших проблем не только Поволжья, но и всей России, так как Волга протекает по обширной территории Центральной России. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия просто не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение.

ПРОБЛЕМА «БОЛЬШОЙ ВОЛГИ»

Одна из главных проблем Поволжья — проблема Большой Волги. Так в свое время назывался проект ее преобразования путем создания нескольких плотин и водохранилищ. Он преследовал решение нескольких основных задач:

1. энергетической,

2. транспортной,

3. орошение засушливых территорий,

4. водообеспечения промышленности и населения.

Фактически успешно была решена только энергетическая проблема.

На Волге и Каме построено 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех ГЭС России).

Однако водохранилища не увеличили пропускную способность, 1/3 их занимают мелководья, и фарватер проходит по старому руслу Волги.

Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% его территории находится в критическом состоянии. Гибнут приволжские леса.

Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, но, напротив, стало сложнее из-за ее сильного загрязнения. Прозрачность волжской воды снизилась в десятки раз, и это неудивительно.

Волга ежегодно несет в Каспийское море 32 тыс. т нитратов, 591 тыс. т взвешенных веществ, 29 тыс. т нефтепродуктов, 7,3 тыс. т мыльной пены, 313 тыс. т фенолов. Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее в мире (90%) стадо осетровых рыб. За последние 20 лет улов рыбы здесь сократился в два раза. Через очистные сооружения проходит всего 36% сбрасываемых сточных вод. Поэтому ежегодный ущерб от гибели осетровых оценивается в десятки миллиардов рублей. Сколько всего их погибло в результате осуществления проекта Большая Волга, неизвестно. Добавим к этому затопление огромных площадей плодородных земель, разрушение перенесение или затопление 96 городов и поселков городского типа, 2500 сел и деревень, тысяч памятников истории и культуры. Как развязать сложный узел волжских проблем? Некоторые предлагают взорвать все волжские плотины. Вряд ли это разумно, учитывая многомиллиардные затраты на их строительство. [11]

3.2 Перспективы развития Поволжского экономического района

Дальнейший подъем хозяйства Поволжья зависит от устойчивого роста в рыночных условиях ключевых отраслей.

Повышение конкурентоспособности поволжского машиностроения требует его реструктуризации на основе опережающего развития наукоемких отраслей, прежде всего авиа-космической промышленности. В авиастроении «точками роста» могут послужить авиа-космический Самарский и авиационные Казанский и Ульяновский комплексы. Новые отечественные пассажирские самолеты по эксплуатационным расходам обходятся на 20-25% дешевле зарубежных («ТУ-204» ульяновского «Авиастара» и др.).

Однако программа производства конкурентоспособных гражданских авиалайнеров требует подкрепления системой государственных мер, стимулирующих закупки отечественной авиатехники.

Для повышения уровня конкурентности автомобильной промышленности Поволжья с зарубежными производителями целесообразно использовать опыт Нижегородского «ГАЗа» . Вместе с тем перспективен сценарий, предусматривающий освоение совместного с крупными иностранными фирмами выпуска легковых автомобилей новейших марок (проект производства в Тольятти модели «опель-астра» и др.).

Несмотря на истощение запасов старых месторождений, нефтегазовый комплекс макрорегиона ожидает новый подъем добычи ценных видов топлива.

Возможный интенсивный рост газовой промышленности связан прежде всего с освоением запасов Прикаспийской низменности. Особенно эффективной может стать разработка отечественными и иностранными инвесторами Астраханского газоконденсатного месторождения (запасы оцениваются в 422 млн т, или 12% от запасов в странах СНГ).

Значительные перспективы нефтяной промышленности связаны с открытием крупнейших месторождений нефти в Каспийском море. Эффективна программа интенсификации добычи нефти и газа (особенно в Татарстане и Самарской области) на основе новейших отечественных и зарубежных технологий повышения отдачи пластов.

Дальнейшее развитие АПК связано главным образом с возрождением былого значения твердых и сильных сортов поволжской пшеницы, в том числе и как одного из экспортных товаров, а также с освоением и рациональным использованием плодородной Волго-Ахтубинской поймы (где пока в сельскохозяйственный оборот вовлечено только 20% пойменных земель).

Это позволит заметно пополнить продовольственный рынок Европейской России высокосортными зернопродуктами, овощными и бахчевыми культурами.

Макрорегион связан Волгой и судоходными каналами с пятью морями: Балтийским, Белым, Азовским, Черным и Каспийским. При развитии выгодных смешанных перевозок и модельных терминалов реализуются возможности создания трансевропейской транспортной системы, соединяющей российские регионы со странами, прилегающими к этим морям.

Стратегия дальнейшего развития макрорегиона во многом определяется федеральной целевой программой «Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г.», утвержденной Правительством. Национальная программа «Возрождение Волги» ставит целью обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения на базе поэтапного перехода к энерго- и ресурсосберегающим технологиям, восстановление на этой основе природного потенциала столь обширного региона России. Поволжский экономический район составляет основную часть макрорегиона «Большой Волги».

Современное состояние окружающей среды здесь, особенно крупных городов (Казань, Самара, Саратов, Волгоград), характеризуется глобальными социальными, экономическими и экологическими проблемами. На территории бассейна ежегодно образуется несколько десятков миллионов тонн высокотоксичных отходов, лишь небольшая часть которых обезвреживается и перерабатывается (в отвалах их накоплено многие сотни миллионов тонн).

Вместе со сточными водами каждый год сбрасываются сотни тысяч тонн органических веществ. В результате Волга почти на всем протяжении превратилась в водоем качественного истощения. Согласно исследованиям ученых СОПС, ресурс экологически чистой воды в бассейне не превышает 3% общих здесь ресурсов поверхностных вод.