Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто.
В России происходит формирование рыночной экономики. В результате экономических реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой. Наиболее очевидным проявлением деформированности, аномальности этой системы являются чрезмерное доминирование капитала над трудом, сращивание денег и власти.
В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного рынка. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики.
Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства только тогда станут эффективными и авторитетными, когда их социальной опорой станет всё общество. Государство должно гарантировать надежное соблюдение законов, дать гарантии своей стабильности и предсказуемости, сделать практику принятия решений прозрачной. В свою очередь, бизнес должен гарантировать прозрачность для власти финансовых потоков, дать социальные гарантии работникам. Только это сможет существенно улучшить положение в рыночной экономике.
Эта работа предполагает выяснение вопроса о роли государства в рыночной экономике. Также целью этой работы является изучение целей, направлений и методов государственного регулирования экономики, изучение экономической политики современной России. Предметом исследования данной курсовой работы является роль государства в рыночной экономике, а объектом исследования – рыночная экономика России.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику.
Рыночная экономика
- Рынок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности.
- Рыночное распределение отражает реальный вклад владельца факторов производства в общественный продукт и характеризуется значительным неравенством.
- От механизма рынка не приходится ждать соблюдения социально-экономических прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать.
- Рыночный механизм не способен регулировать внешние экономические эффекты, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных агентов рынка.
- Рыночный механизм не может самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих.
- С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решение региональных и межгосударственных проблем и т.д. [10,192]
В современных условиях необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы. Именно оно способно взять на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства. Без государственного вмешательства невозможно и развитие самой рыночной системы.
Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
... основы социального обеспечения и страхования; рассмотреть организацию экономической деятельности социальных служб. Объект исследования – социальная защита в рыночной экономике. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением социальной защиты в рыночной экономике. Глава 1. Роль государства ...
Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами. Говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используется для достижения той или иной цели.
Функции государства в рыночной экономике:
- Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста . Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. Для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
- Обеспечение занятости. Государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
- Регулирование цен. Цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социальнозначимых товаров, устанавливает лимитные цены, определяя только их верхние границы.
2 стр., 853 слов
Влияние государства на экономику
... вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, ... гарантии. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои ... выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо ...
- Обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов. Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие экономических субъектов в равные условия. Они определяют права собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, предупреждают злоупотребления, обеспечивают защиту потребителя [10, 197].
Перечень функций государства этим не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику, социальное страхование, организует денежное обращение, стимулирует использование имеющихся научно-технических результатов, проводит глубокие структурные преобразования производства, обеспечивает решение вопросов фундаментальной науки, поддерживает достаточный уровень обороноспособности, производит общественные блага, оказывает помощь малорентабельным, но важным для хозяйства производствам и т.д. Эти направления деятельности государства составляют как бы нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Это область перераспределения доходов, сфера занятости и безработицы. Государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов. Здесь минимальная граница вмешательства государства является подвижной, на нее влияют текущее состояние экономики, уровень жизни в стране, определяющий потребительские стереотипы. А максимальная граница определяется: размером социальных выплат, которые должны быть согласованы с возможностями государства; размерами налогов, не подрывающими экономические стимулы владельцев факторов производства. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и др.
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Однако, в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: защита среды обитания человека, развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и другое.
Государство, право и экономика
... российскому государству, праву и экономике - обобщение и использование зарубежного и отечественного опыта для определения оптимальных путей и форм их взаимодействия. Исходными предпосылками при этом, так же, как и при рассмотрении проблем соотношения государства и экономики в ...
Государство вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики. Недостатки рыночной системы вызывают необходимость государственного вмешательства. Однако характеристика «изъянов» рынка и масштабов вмешательства государства – весьма дифференцирована у представителей различных школ.
1.1. Характеристика «изъянов» рынка у представителей различных школ, Классическая и неоклассическая школы о достоинствах и недостатках рынка., Школа марксисткой политэкономии о пороках рынка.
- Эксплуатация небольшой частью состоятельного населения (предпринимателями, олигархами) преобладающей массы остального населения страны создает имущественную дифференциацию. Усиливающийся социальный дисбаланс – главный порок рынка.
- Рынок – тупиковый путь развития экономики. Внутренние противоречия этой системы подталкивают ее к гибели. Усиление роли государства (что происходит в форме развития государственно-монополистического капитализма) дает возможность сглаживать, приглушать некоторые конфликты капиталистического общества. Однако реализуется это лишь временно и частично, основная же функция рыночной системы – эксплуатация – продолжает усиливаться. Причем не только на уровне национальной экономики, но и в рамках мировой экономической системы (эксплуатация слабых стран со стороны сильных).
Резюме данной школы: национализация, сосредоточение всей власти и ресурсов в руках государства – путь, обеспечивающий устранение пороков рынка.
Кейнсианская школа о слабостях рынка в кризисной ситуации.
Кейнсианская теория зародилась как теоретическое осмысление крупномасштабной кризисной ситуации в экономике. Согласно позиции рассматриваемой школы, цена в рыночной экономики (цена труда) не является гибко меняющейся величиной, благодаря которой всегда достигается равновесное развитие. Итогом является проблема массовой безработицы, решить которую без вмешательства государства рыночный механизм не может. Таким образом, кризисные явления в форме массовой безработицы – главная слабость рыночной системы.
Ордолиберальная и неолиберальная школы о социальных дисбалансах рынка.
- Рынок неизбежно создает неравенство в социальном положении различных слоев общества (прежде всего – по линии получаемых доходов).
- Складывается неравномерность развития различных отраслей экономики (исходной основой чего выступают дифференцированные возможности использования технического прогресса, различающийся характер спроса на различную производимую продукцию).
Неравномерность развития обуславливает неравенство в социальном положении различных профессиональных групп.
- Возникает дифференциация развития регионов (рынок больше побуждает регионы конкурировать между собой, обеспечивая выигрыш сильным регионам и застой – слабым).
Резюме: без участия государства рынок не умеет устранять данные формы дисбаланса.
Контрольная работа: Экономический рост. Циклическое развитие экономики
... эволюционных и революционных форм прогресса. Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется ... также для проверки и контроля эффективности экономической политики правительства. В течение ряда лет даже ... экономики. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, необходимо найти работу ...
Институциональная школа о сбоях рынка.
Институционализм – это учение, которое рассматривает значение институтов экономики, а также их взаимодействие в области принятия и направленности экономических решений. Согласно позиции школы институционализма достоинство рынка состоит в облегчении процесса обмена благ («Рынки представляют собой институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения издержек по трансакции обмена»).
Несовершенства рынка с позиции школы институционализма:
- Несостоятельность конкуренции (она не является полной).
Рынок стремится к монополизации власти. В итоге искажается ценообразование. Возникает ущерб благосостоянию от факта наличия монополий.
- Рынок не производит общественные блага (или производит их мало).
- Деятельность рыночной системы порождает внешние эффекты. Негативные вариации внешних эффектов сам рынок, как правило, не устраняет.
- Неполные рынки. Частные рынки не справляются, например, с обеспечением страховых услуг и займов. Эту деятельность приходится активизировать государству.
- Несовершенство, ассиметричность информации. Рынок обеспечивает недостаточное предложение информации. Информация во многом становится новым общественным товаром.
- Безработица, инфляция и неравновесие как наиболее широко признанные симптомы «несовершенства рынка».
Рынок, согласно институционализму, отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Институциональная теория исходит из повышения роли государства при реализации определяющих экономических целей общества.
1.2.Экономическая политика государства, ее принципы и виды
Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы.
Экономика любой страны развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. Принято различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика ВВП, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой, воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства, и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики.
Анализ особенностей экономического развития отрасли
... предписанных правил. Целью моей курсовой работы является рассчитать основные показатели работы, а так же анализ особенностей экономического развития отрасли. Основные показатели предприятия: Себестоимость - это ... План производства и реализации продукции должен содержать номенклатуру, качественные показатели. Под номенклатурой продукций понимают упрощенный перечень наименований изделий выпускаемых ...
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, инвестиционных проектах, в государственных законах, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах. Экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных бюджетах или программах, но и текущими решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями.
краткосрочную
Долгосрочная политика
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйствования. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов, распределения государственных ресурсов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия: налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными инструментами значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента.
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства, предоставление социальных субсидий, региональных субвенций, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды.
Виды экономической политики:
1).
Фискальная (финансово-бюджетная).
2).
Монетарная (кредитно
3).
Структурно-инвестиционная политика.
4).
Социальная политика.
5).
Региональная политика.
6).
Институциональная политика.
7).
Внешнеэкономическая политика.
Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимально правовой и социальной защищенности личности.
Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели.
Основные цели социально-экономической политики государства:
- Экономический рост . Благодаря ему обеспечиваются увеличение количества, повышение качества жизненных благ, а в итоге и более высокий уровень благосостояния и социальной защиты граждан.
- Полная занятость . Все желающие трудиться обеспечиваются работой и возможностью зарабатывать необходимый доход. Общество избавляется от потерь, связанных с недоиспользованием его трудовых ресурсов.
- Экономическая эффективность . Все хозяйственные ресурсы общества применяются с максимальной отдачей.
- Экономическая свобода. Максимальная свобода для всех участников хозяйственных отношений – свободу предпринимательства, свободный выбор экономических партнеров и т.д.
- Обеспечение нетрудоспособных. Всем нетрудоспособным и престарелым, а также гражданам с ограниченными физическими возможностями должен быть обеспечен достойный человека образ жизни.
- Стабильный уровень цен. Общий взлет цен (инфляция) и резкое их падение (дефляция) нарушают нормальный ход развития экономики и не обходятся без негативных последствий.
- Баланс во внешних связях обеспечивает национальному хозяйству страны необходимое равновесие, благоприятные условия для развития отечественного производства, прочность позиций в различных отношениях (торговых, денежных и др.) с иностранными государствами [3, 258].
В современной экономической науке проблема установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Но и при таком подходе нет возможности однозначным образом выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ)
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращения ее загрязнения, гибели природы.
Как и в любой управленческой системе, в ГРЭ необходимо выделять объекты управления, т.е. то, на что направлены государственная деятельность и политика, и субъекты управления, т.е. структуры, лица, которые их осуществляют. Государство в силу своих специфических функций объединяет в себе оба эти понятия. На большинстве уровней управления можно условно выделить несколько блоков объектов государственного регулирования.
Первый блок – макроэкономические объекты ГРЭ:
- экономический рост национального хозяйства;
- структура национального хозяйства (прежде всего отраслевая);
- региональная политика;
- инвестиционный климат;
- цены и ценообразование;
- антиинфляционная политика;
- научно-техническая и инновационная политика;
- государственный сектор;
- антимонопольная политика;
- теневая экономика.
Второй блок включает денежно-финансовые объекты:
- денежно-финансовое обращение;
- условия сохранения и накопления капитала;
- налоги и налогообложение;
- государственный внешний и внутренний долг;
- платежно-торговый баланс страны;
- экспортно-импортные операции.
Третий блок объектов ГРЭ содержит социальные и экологические проблемы:
- занятость, безработица, миграционные процессы;
- социальная защита и социальное обеспечение;
- образование, в том числе для государственной службы;
- охрана окружающей среды [5, 48].
Принято выделять несколько субъектов государственной экономической деятельности – это само государство, которое включает помимо федеральных образований, региональные (уровень субъектов федерации), местные (города, районы, села, поселки).
Во всех субъектах ГРЭ следует выделять носителей, выразителей и исполнителей хозяйственных интересов. Носители – это физические и юридические лица, имеющие свои индивидуальные экономические интересы. Выразители – объединения носителей, различные союзы и ассоциации (союзы предпринимателей и потребителей, профсоюзы, политические партии).
Исполнители хозяйственных интересов – это органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому порядку.
В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов классификации методов воздействия на экономику. В частности, по способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику[9, 478].
Методы прямого воздействия, Методы косвенного воздействия
Обратимся к еще одной, весьма важной классификации методов воздействия на экономику. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает: административные, экономические и институциональные методы (рис. 1) [9, 482].
Рис. 1. Методы воздействия на экономику
Административные методы.
Экономические методы.
Финансовая политика., Монетарная политика, Программирование и прогнозирование.
Институциональные методы.
- формирование исполнительных структур государственной власти, задача которых – практическая реализация целей правительства;
- создание и поддержание государственного сектора;
- подготовка экономических программ и прогнозов;
- поддержка исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;
- обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советников по проблемам экономики;
- правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;
- соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.
На практике методы государственного регулирования реализуются при помощи определенных инструментов, представленных на рис. 2. [9, 479]
Рис. 2. Инструменты экономической политики
Государственное регулирование рыночной экономикой проводится по шести основным направлениям: [3, 259].
- Административно-правовое регулирование
- создание правовых основ экономики
- обеспечение соблюдения законов
- Непосредственное государственное управление
- Государственные программы и госзаказы
- Финансовая политика
- Кредитно-денежная политика
- Социальная политика
Административно-правовое регулирование
Непосредственное государственное управление
Государственные программы и заказы.
Финансовая политика.
Кредитно-денежная политика
Социальная политика
3. Особенности современной экономической политики российского государства.
В среднесрочной перспективе особое внимание Правительство РФ уделяет реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развитию агропромышленного комплекса.
Правительство РФ разрабатывает меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. Следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, которые предоставляют социальную помощь при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.
Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.
Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.
В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты РФ и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста, путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений.
Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру.
Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции.
19 апреля 2007 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта.
В прогнозе социально-экономического развития страны на 2008–2010гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. – 6-7%, на 2009г. – 5,5-6,5%, на 2010г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2007г. – 6,5%, на 2008г. – 6,1%, на 2009г. – 6%, на 2010г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.
Прогноз по росту промышленного производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. – 5,1%, на 2009г. – 4,8%, на 2010г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. – 12,8%, в 2008г. – 11,9%, в 2009г. – 10,5% и в 2010г. – 11,4% [2, 361].
Реальные располагаемые доходы россиян в 2007г. вырастут на 9,8%, в 2008г. – на 9,1%, в 2009г. – на 8% и в 2010г. – на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2007г. увеличится на 12,8%, в 2008г. – на 10,8%, в 2009г. – на 8,8% и в 2010г. – на 8,2%. Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных должно вырасти, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.
Экономисты отмечают, что, повышая прогноз роста экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.
Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.
Таким образом, государство, оказывает влияние на сдерживание темпов инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.
Практикум
Как известно, между «провалами» современного рынка и направленность экономической политики государства существует определенная взаимосвязь. Установите данную взаимосвязь, заполнив таблицу: указывая справа конкретные направления корректирующего и дополняющего воздействия государства на отмеченные слева «провалы» рынка.
«Провалы» современного рынка |
Направления экономической политики государства |
Тенденция к монополизации рынков |
Антимонопольная политика государства, поддержание конкурентной среды. |
Неустойчивые темпы экономического роста. |
Политика стимулирования экономического роста. |
Недоиспользование ресурсов. |
Сглаживание циклических колебаний, структурная политика. |
Неполная занятость. |
Политика борьбы с безработицей. |
Нестабильность общего уровня цен. |
Антиинфляционная политика. |
Циклический характер развития производства. |
Антициклическая политика государства. |
Неравномерное распределение информации о рыночных сделках и о качестве товаров. |
Информационная политика государства. |
Неравномерное распределение доходов. |
Политика доходов, социальная политика. |
Существование нерыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, не находящих отражения в ценах. |
Устранение негативных внешних эффектов и стимулирование позитивных. |
Несостоятельность рынка по предоставлению населению общественных благ. |
Производство государством общественных благ. |
Заключение
Вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным — экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них — возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Полагаем, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.
Список использованной литературы, Учебники, монографии, сборники научных трудов.
- Государственное регулирование рыночной экономики: учебник для вузов / под общ. ред. Кушлина В.И., Волгина Н.А. – м.: ЗАО «Изд-во «Экономика»», 2001. — 735 с.
- Корчагин Ю.А. Современная экономика России / Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 544 с.
- Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 432 с.
- Курс экономики: учебник / под ред. Б.А. Райзберга. – 4-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 672 с. (Серия «Высшее образование»).
- Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 480 с.
- Мищенко В.В. Государственная экономическая политика России в переходный период: направления и методы реализации: Монография. – Барнаул. Издательство Алт. ун-та, 2002, — 241 с.
- Мосейкин Ю.Н. Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю.Н. Мосейкин – М.,2006.
- Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2005. – 464 с.
- Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Кашаева. – 7- изд., М.: Владос, 2001. – 640 с.
- Экономическая теория: под ред. проф. И.П. Николаевой, М.: Финстатинформ, 1997.
Статьи из журналов и газет.
- Кучуков Р., Савка А. — Экономическая политика: институциональный
подход // Экономист, № 4, 2004.
не сложно
Важно! Все представленные Курсовые работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.