Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра «Экономика и управление»
по дисциплине
«СТАТИСТИКА»
для студентов экономических специальностей
Тула 2008
Методические указания по выполнению контрольно-курсовой работы по дисциплине «Статистика» разработаны доцентом кафедры ЭиУ к.э.н. Э.В. Хлыниным и обсуждены на заседании кафедры «Экономика и управление» факультета Экономики и права.
Протокол № _
6
_ от «_ _» _
января _ 2008 г.
Зав. кафедрой ЭиУ Л.А. Васин
Нормоконтролер, ответственный
по стандартизации на кафедре ЭиУ Н.И. Коровкина
Введение
Целью контрольно-курсовой работы
Контрольно-курсовая работа предусматривает проведение аналитических расчетов для решения задач по следующим основным темам:
1. Ряд распределения, вторичные группировки и графическое представление ряда распределения;
2. Абсолютные и относительные статистические показатели;
3. Средние величины;
4. Вариационный анализ;
5. Анализ рядов динамики;
6. Индексный метод анализа;
7. Метод выборочного наблюдения;
8. Корреляционно-регрессионный анализ.
Контрольно-курсовая работа оформляется на листах формата А4 или в ученической тетради в печатном (на одной странице листа) или письменном виде. Решение каждой задачи должно включать теоретические формулировки определяемых величин, расчетные формулы, представленные в общем виде с пояснениями всех входящих в нее величин, а также подробный расчет. Для каждой полученной величины необходимо указать соответствующую ей единицу измерения. Решение каждой задачи должно заканчиваться аргументированными выводами.
Контрольно-курсовая работа включает: титульный лист; формулировку и подробный ответ на теоретический вопрос; формулировку и решение задач; список литературы.
Выполненная и правильно оформленная контрольно-курсовая работа сдается преподавателю на проверку. В процессе сдачи контрольно-курсовой работы студент должен уметь объяснить решение каждой задачи, дать пояснения по использованию той или иной формулы, привести определение каждого рассчитываемого показателя. При необходимости, определяемой преподавателем, в контрольно-курсовую работу вносятся соответствующие исправления и дополнения. Правильно выполненная и оформленная контрольно-курсовая работа принимается преподавателем и является допуском к экзамену по курсу «Статистика». При непринятой (незачтенной) преподавателем контрольно-курсовой работе студент к сдаче экзамена не допускается.
Контрольная работа по русскому языку для НПО
... контрольной работы Диктант 1. Осень в этом году в Подмосковье была совсем нежданной. 2. Еще в разгаре были многие полевые работы, как ... на это, намеревались добраться до ночлега засветло, однако путешествие оказалось далеко не легким. Местность была глухая и, по-видимому, незаселенная. Как я ни вглядывался, я ... места. Тема 5.6. Глагол, Изложение с элементами сочинения ... в том, что ... к стене гардероб, на ...
Вариант № 1
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Базовый период
|
Отчетный период |
||
Группы предприятий по затратам, млн.руб. |
Число предприятий в % к итогу |
Группы предприятий по затратам, млн.руб. |
Число предприятий в % к итогу |
до 5 5-10 10-15 свыше |
до 7 7-14 14-20 свыше |
Задача № 2.
Процент брака |
Число рабочих |
Средний процент брака на одного рабочего |
Среднее квадратическое отклонение |
до 1 |
7 |
0,8 |
0,67 |
1-3 |
2,3 |
0,65 |
|
3-5 |
3,7 |
0,51 |
|
5-7 |
5 |
5,9 |
0,48 |
свыше 7 |
3 |
7,8 |
0,82 |
Определить общую дисперсию допускаемого рабочими брака, применяя правило сложения дисперсий.
Задача № 3.
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Выработка, шт. |
Вариант № 2
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Месячная выработка, шт. |
Число бригад |
до 100 |
3 |
100 — 105 |
4 |
105 — 120 |
7 |
120 — 130 |
6 |
свыше 130 |
5 |
Задача № 2.
Среднесписочная численность, чел. |
Месяц работы предприятия |
|||
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
|
7 |
5 |
2 |
||
3 |
4 |
4 |
4 |
|
–120 |
1 |
4 |
6 |
Определить межгрупповую дисперсию и тесноту связи между среднесписочной численностью и месяцем работы предприятия, если общая дисперсия равна 557,44.
Задача № 3.
Шахта |
Добыча угля, млн.т |
Себестоимость добычи 1 т, руб. |
||
базовый период |
отчетный период |
базовый период |
отчетный период |
|
А Б |
86,2 131,1 |
126,7 98,4 |
9,0 12,1 |
8,8 12,3 |
Рассчитайте: а) индексы себестоимости фиксированного и переменного состава; б) индекс структурных сдвигов. Проанализируйте полученные результаты.
Вариант № 3
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы предприятий по объему выпуска, т. |
Число предприятий |
Объем выпуска в % к итогу |
до |
5 |
4 |
8 |
||
– 120 |
||
120 – 200 |
||
свыше 200 |
6 |
Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы предприятий по объему выпуска продукции: до 40, 40-100, 100-160, свыше 160.
Задача № 2.
Месяц |
Кредитные вложения, млрд.руб. |
январь февраль март апрель май июнь |
5,0 5,5 6,0 8,0 12,0 15,0 |
По данным хронологического ряда определите:
1) абсолютные приросты, темпы роста и прироста — базисные и цепные; абсолютное содержание одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;
2) среднемесячный размер кредита за полугодие;
3) среднемесячный абсолютный прирост;
4) среднемесячный темп роста и прироста;
Покажите взаимосвязь между цепными и базисными темпами роста.
Спрогнозируйте месячные уровни кредитных вложений в III квартале 1994 г., если среднемесячный темп роста в этом периоде снизится на 4,6 пункта по сравнению с предыдущим. Постройте график динамики кредитных вложений с января по сентябрь.
Сделайте выводы.
Задача № 3.
Зерновые культуры
|
Урожайность, ц/га |
Посевная площадь, га |
||
1984 |
1985 |
1984 |
1985 |
|
Пшеница |
16,6 |
17,1 |
2000 |
2200 |
Рожь |
8,2 |
10,0 |
700 |
900 |
Овес |
13,0 |
16,2 |
1200 |
1300 |
Гречиха |
5,8 |
6,4 |
550 |
600 |
Определите индексы урожайности: а) фиксированного состава; б) переменного состава; в) индекс структурных сдвигов. Проверьте правильность вычислений через взаимосвязь индексов. Сделайте выводы.
Вариант № 4
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
638 654 659 630 661 654 659 661 678 630 638 654
642 659 654 638 678 661 678 659 642 638 654 642
Задача № 2.
Среднесписочная численность, чел. |
Месяц работы предприятия
|
|||
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
|
– — 120 120 — 150 |
7 3 |
3 4 3 |
2 5 3 |
5 5 |
Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.
Задача № 3.
Месяц |
1993 |
1994 |
1995 |
1 |
195 |
188 |
179 |
2 |
164 |
151 |
148 |
3 |
153 |
153 |
146 |
4 |
136 |
140 |
132 |
5 |
136 |
136 |
136 |
6 |
123 |
129 |
125 |
7 |
126 |
128 |
124 |
8 |
121 |
122 |
119 |
9 |
118 |
118 |
118 |
126 |
130 |
128 |
|
129 |
131 |
135 |
|
135 |
141 |
139 |
Вариант №
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Производственный стаж, лет |
Число работников |
до 5 |
|
5-10 |
105 |
10-15 |
|
15-20 |
105 |
20-25 |
|
свыше |
Задача № 2.
№ рабочего бригады |
Выработка рабочего, шт. |
|
в I смену |
во смену |
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
Задача № 3.
Месяц |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
май |
||||
июнь |
||||
июль |
125 |
130 |
128 |
114 |
август |
130 |
122 |
128 |
140 |
сентябрь |
Исследовать сезонные колебания в численном составе рабочих предприятия.
Вариант № 6
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Рабочий |
Затраты времени на единицу продукции, мин |
Время, в течение которого продукция производилась, ч. |
1 |
8 |
|
2 |
5 |
|
3 |
6 |
Определить средние затраты времени этими рабочими на производство единицы продукции. Рассчитать моду и медиану затрат времени.
Задача № 2.
№ рабочего бригады |
Выработка рабочего, шт. |
|
в I смену |
во смену |
|
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
б |
||
7 |
||
8 |
Рассчитать внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.
Задача № 3.
Год |
Число родившихся, тыс. чел. |
1988 |
2348,5 |
1989 |
2160,6 |
1990 |
1988,9 |
1991 |
1794,6 |
1992 |
1595,2 |
1993 |
|
1994 |
|
1995 |
Для анализа рождаемости в России за 1988—1992 гг. определите:
1) абсолютные и относительные изменения рождаемости за каждый год (цепные) и к 1988 г. (базисные).
Полученные показатели представьте в таблице;
2) среднегодовой уровень рождаемости;
3) среднегодовой темп рождаемости;
4) ожидаемое число родившихся в 1993, 1994, 1995 гг., при условии; что среднегодовой темп рождаемости предыдущего периода сохранится на предстоящие три года.
Постройте график, динамики рождаемости за 1988 — 1995 гг.
Сделайте выводы.
Вариант № 7
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Фермерское хозяйство |
Валовой сбор, тонн |
Урожайность, центнер/га |
1 |
150 |
145 |
2 |
210 |
147 |
3 |
100 |
155 |
Задача № 2.
Определить показатели динамики и их средние значения.
Задача № 3.
Вид тканей |
Товарооборот базового периода (в ценах базового периода), тыс. руб. |
Индивидуальные индексы физического объема реализации |
1 2 3 |
8150 10800 12300 |
0,98 1,00 0,96 |
Вычислите:
а) среднее изменение физического объема их реализации в отчетном периоде по сравнению с базовым;
б) общий индекс цен, если известно, что товарооборот увеличился на 12%.
Вариант № 8
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Товар
|
Единица измерения |
Сентябрь |
Октябрь |
||
объем продаж |
средняя цена единицы, руб. |
объем продаж |
средняя цена единицы, руб. |
||
Растворимый кофе Цемент М-400 |
тыс. банок т. |
440 100 |
150 1000 |
462 102 |
159 1100 |
Определите:
1) индексы цен и объема продаж по каждому товару;
2) общие индексы цен и физического объема продаж:
3) изменение стоимости проданных товаров за счет изменения:
а) цен, б) объема продаж.
Задача № 2.
Месяц года |
Средняя выработка рабочего, шт. |
январь |
230 |
февраль |
300 |
март |
320 |
апрель |
270 |
май |
210 |
июнь |
200 |
Образовав две группы выработки по кварталам года, определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.
Задача № 3.
Квартал |
1993 |
1994 |
1995 |
I |
161,9 |
150,0 |
162,1 |
122,8 |
103,1 |
136,8 |
|
III |
134,4 |
114,4 |
129,1 |
144,7 |
145,8 |
131,2 |
Исследовать сезонные колебания реализации продукции.
Вариант № 9
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
, Задача № 2.
Объем выпуска, млн.руб, |
Среднесписочная численность, чел. |
||
200-240 |
240-280 |
280-320 |
|
100-150 |
4 |
||
150-200 |
2 |
3 |
1 |
200-250 |
1 |
6 |
4 |
250- 300 |
2 |
4 |
Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутри-групповых.
Задача № 3.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы заводов по производственной мощности, тыс.тонн в год |
Удельный вес заводов в % к итогу |
до 100 |
|
100-200 |
|
200-300 |
|
300-400 |
|
400-500 |
|
500-600 |
|
свыше 600 |
9 |
По правилу моментов определить среднюю производственную мощность завода. Рассчитать моду и медиану ряда.
Задача № 2.
Объем выпуска, млн.руб. |
Среднесписочная численность, чел. |
||
300-340 |
340-380 |
380-420 |
|
1000-1500 |
5 |
||
1500-2000 |
3 |
4 |
2 |
2000-2500 |
5 |
6 |
|
2500-3000 |
1 |
4 |
Определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутри-групповых.
Задача № 3.
Квартал
|
1993 |
1994 |
1995 |
I |
156,1 |
155,8 |
147,9 |
158,8 |
160,1 |
145,3 |
|
III |
181,0 |
161,8 |
152,0 |
193,6 |
179,6 |
165,1 |
Исследовать сезонные колебания в поставках сырья.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Номер бригады |
Объем выпуска, млн. руб. |
Среднегодовая выработка рабочего, млн.руб. |
1 |
108 |
6,3 |
2 |
126 |
7,8 |
3 |
112 |
8,1 |
4 |
132 |
7,2 |
5 |
104 |
6,9 |
Задача № 2.
Группы заводов по стоимости основных фондов, млн.руб. |
Число заводов |
Основные фонды в среднем на завод, млн.руб. |
Групповые дисперсии |
1,2 – 2,7 |
9 |
1,8 |
0,17 |
2,7 – 4,2 |
3,2 |
0,09 |
|
4,2 – 5,7 |
7 |
4,8 |
0,25 |
5,7 – 7,2 |
3 |
6,9 |
0,14 |
Определить общую дисперсию основных фондов, применяя правило сложения дисперсий.
Задача № 3.
Район |
Обследовано, тыс.чел., |
Средняя стоимость набора на душу населения, тыс.руб. |
Коэффициент вариации стоимости набора, % |
Центральный Северо-Западный |
5 |
7,6 9,2 |
Определите:
1) среднюю недельную стоимость набора на душу населения но двум районам;
2) с вероятностью 0,954 пределы, в которых ожидается средненедельный прожиточный минимум на душу всего населения исследуемых районов.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы электроламп по времени горения, час |
Число электроламп, шт. |
800-1000 |
|
1000-1200 |
|
1200-1400 |
160 |
1400-1600 |
|
1600-1800 |
|
1800-2000 |
Задача № 2.
Месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Среднемесячная стоимость ОПФ, млрд.руб. |
316 |
317 |
316 |
317 |
316 |
314 |
314 |
306 |
396 |
305 |
312 |
315 |
Произвести выравнивание ряда динамики по прямой и выявить основную тенденцию поведения среднего размера товарных запасов.
Задача № 3.
№ пред-приятия |
Вид продукции |
Выработано продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. |
||
III квартал |
квартал |
III квартал |
квартал |
||
1 |
А—1 Б—2 |
6 |
9 |
||
2 |
Б—2 |
Определите:
I. Для предприятия № 1 по двум видам продукции:
а) общий индекс затрат на производство продукции;
б) общий индекс себестоимости продукции;
в) общий индекс физического объема продукции;
г) изменение суммы затрат за счет изменения себестоимости продукции и объема произведенной продукции.
II. Для двух предприятий по продукции Б-2:
а) индекс средней себестоимости;
б) среднее изменение себестоимости;
в) индекс структурных сдвигов (влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры произведенной, продукции).
Поясните различия между индексами, вычисленными в пунктах I и II.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
85, 64, 100, 76, 99, 100, 95, 87, 85, 100, 51, 74, 85, 61,
Задача № 2.
Месяц
|
1/I |
1/II |
1/III |
I/IV |
1/V |
1/V1 |
1/V11 |
Млн.руб |
310,5 |
320,0 |
315,4 |
320,8 |
317,0 |
321,3 |
325,9 |
Рассчитать цепные и базисные показатели динамики и их средние значения.
Задача № 3.
Продано товара, шт. |
Средняя цена, тыс.руб. |
|||
базовый период |
отчетный период |
базовый период |
отчетный период |
|
Государственное предприятие Стиральные машины Холодильники |
260 170 |
280 160 |
250 200 |
320 420 |
Частное предприятие Стиральные машины |
120 |
180 |
280 |
360 |
Определите:
1. Для государственного предприятия:
а) общие индексы товарооборота, цен и физического объема товарооборота, б) прирост товарооборота за счет изменения цен и объема продажи товаров.
Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.
2. Для двух предприятий вместе (по стиральным машинам):
а) изменение средней цены по двум предприятиям;
б) влияние на динамику средней цены изменения цен и структуры продажи товаров.
Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.
Сделайте выводы.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Выработка, шт. |
до 100 |
100-110 |
110-120 |
120-130 |
130-140 |
св. 140 |
Число рабочих |
115 |
110 |
Задача № 2
Год
|
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Производство продукции, млн.т. |
Задача № 3.
Предприятие |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн.руб. |
Производство продукции, млн руб. |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
1. Для изучения зависимости между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов и стоимостью произведенной продукции произведите группировку предприятий по среднегодовой стоимости основных производственных фондов, образовав 4 группы с равными интервалами. По каждой группе и в целом по совокупности предприятий подсчитайте: 1) число предприятий; 2) среднегодовую стоимость основных производственных фондов — всего и в среднем на одно предприятие; 3) стоимость продукции — всего и в среднем на одно предприятие; 4) фондоотдачу. Результаты представьте в виде групповой таблицы и дайте анализ ее показателей.
II. Для измерения тесноты связи между размером стоимости основных производственных фондов (факторный признак – x) и объемом произведенной продукции (результативный признак — y) определите коэффициент детерминации и корреляционное отношение.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Определить, сколько в среднем затрачивалось времени на изготовление одной детали. Рассчитать моду и медиану.
Задача № 2.
Месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||
Средний размер товарных запасов, млн.руб. |
212 |
213 |
212 |
213 |
212 |
210 |
210 |
211 |
192 |
201 |
208 |
211 |
Произвести сглаживание ряда товарных остатков универмага методом четырехчленной скользящей средней.
Задача № 3.
Товар |
Цена за 1 кг в базовом периоде, руб. |
Продано, т |
Индивидуальные индексы цен |
|
базовый период |
отчетный период |
|||
А |
0,50 |
1200 |
1500 |
1,01 |
Б |
1,20 |
4200 |
6300 |
0,85 |
В |
2,45 |
2000 |
2500 |
0,97 |
Рассчитайте: а) индекс физического объема реализации;
б) индекс цен и индекс товарооборота.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Фермерское хозяйство |
Посевная площадь, га |
Урожайность, центнер/га |
1 |
8 |
149 |
2 |
136 |
|
3 |
132 |
Задача № 2.
Год |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Производство
продукции, млн.т. |
7,5 |
7,1 |
7,2 |
7,4 |
7,3 |
7,6 |
8,0 |
Задача № 3.
Возраст предпринимателей, лет |
Численность, чел. |
До Свыше |
|
Итого |
225 |
По данным обследования определите:
1) средний возраст предпринимателей;
2) среднее квадратическое отклонение возраста;
3) коэффициент вариации;
4) с вероятностью 0,954 возможные пределы среднего возраста предпринимателей города.
Сделайте выводы.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Стаж работы, лет |
1 |
2 |
4 |
5 |
8 |
Число рабочих |
2 |
5 |
3 |
Рассчитать показатели вариации.
Задача № 2.
Месяц
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Товарооборот, млрд.руб. |
12,6 |
12,3 |
12,5 |
12,7 |
12,8 |
12,6 |
13,1 |
12,9 |
12,8 |
13,1 |
Произвести сглаживание ряда динамики розничного товарооборота методом трехчленной скользящей средней.
Задача № 3.
Наименование детали |
Общие затраты на производство в 1985 г., тыс.руб. |
Изменение себестоимости одного изделья в 1985 г. по сравнению с 1984 г., % |
Винт Гайка
Болт
|
9,2 4,0 14,4 |
+3 |
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы заводов по производственной мощности, тыс.тонн в год |
Удельный вес заводов в % к итогу |
до 100 |
|
100-200 |
|
200-300 |
|
300-400 |
|
400-500 |
|
500-600 |
|
свыше 600 |
9 |
По правилу моментов рассчитать дисперсию производственной мощности завода.
Задача № 2.
Год |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
Тыс.шт. |
70,1 |
74,6 |
77,4 |
79,2 |
85,3 |
86,9 |
85,7 |
Рассчитать цепные и базисные показатели динамики и их средние значения.
Задача № 3.
Месяц |
1994 |
1995 |
1996 |
май |
|||
июнь |
|||
июль |
130 |
128 |
114 |
август |
122 |
110 |
|
сентябрь |
Исследовать сезонные колебания в численном составе рабочих предприятия.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы электроламп по времени горения, час |
Число электроламп, шт. |
800-1000 |
|
1000-1200 |
|
1200-1400 |
160 |
1400-1600 |
|
1600-1800 |
|
1800-2000 |
Задача № 2.
Месяц |
Кредитные вложения, млрд.руб. |
январь февраль март апрель май июнь |
5,0 5,5 6,0 8,0 12,0 15,0 |
По данным хронологического ряда определите:
1) абсолютные приросты, темпы роста и прироста — базисные и цепные; абсолютное содержание одного процента прироста. Полученные показатели представьте в таблице;
2) среднемесячный размер кредита за полугодие;
3) среднемесячный абсолютный прирост;
4) среднемесячный темп роста и прироста;
Покажите взаимосвязь между цепными и базисными темпами роста.
Спрогнозируйте месячные уровни кредитных вложений в III квартале 1994 г., если среднемесячный темп роста в этом периоде снизится на 4,6 пункта по сравнению с предыдущим.
Постройте график динамики кредитных вложений с января по сентябрь.
Сделайте выводы.
Задача № 3.
Товар |
Единица измерения |
Сентябрь |
Октябрь |
||
объем продаж |
средняя цена единицы, руб. |
объем продаж |
средняя цена единицы, руб. |
||
Растворимый кофе Цемент М-400 |
тыс. банок т. |
440 100 |
150 1000 |
462 102 |
159 1100 |
Определите:
1) индексы цен и объема продаж по каждому товару;
2) общие индексы цен и физического объема продаж:
3) изменение стоимости проданных товаров за счет изменения:
а) цен, б) объема продаж.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы строительных организаций по объему работ, млн.руб. |
Число организаций |
300 — 500 |
6 |
500 — 700 |
2 |
700 — 900 |
8 |
900 – 1100 |
|
1100 – 1300 |
5 |
1300 – 1500 |
6 |
свыше 1500 |
3 |
Задача № 2.
Объем выпуска, млн.руб. |
Среднесписочная численность, чел. |
||
100-150 |
150-200 |
200-250 |
|
400 — 600 |
5 |
2 |
|
600 — 800 |
3 |
4 |
4 |
800 — 1000 |
1 |
6 |
Определить межгрупповую дисперсию и тесноту связи между объемом выпуска и среднесписочной численностью рабочих на предприятии, если общая дисперсия равна 22400.
Задача № 3.
№ предприятия |
Вид продукции |
Выработано продукции, тыс. ед. |
Себестоимость единицы продукции, тыс. руб. |
||
III квартал |
квартал |
III квартал |
квартал |
||
1 |
А—1 Б—2 |
6 |
9 |
||
2 |
Б—2 |
Определите:
I. Для предприятия № 1 по двум видам продукции:
а) общий индекс затрат на производство продукции;
б) общий индекс себестоимости продукции;
в) общий индекс физического объема продукции;
г) изменение суммы затрат за счет изменения себестоимости продукции и объема произведенной продукции.
II. Для двух предприятий по продукции Б-2:
а) индекс средней себестоимости;
б) среднее изменение себестоимости;
в) индекс структурных сдвигов (влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры произведенной продукции).
Поясните различия между индексами, вычисленными в пунктах I и II.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1
Группы скважин по глубине, м. |
Число скважин в % к итогу |
200 — 400 |
4 |
400 — 600 |
8 |
600 — 800 |
|
800 — 1000 |
|
1000 — 1200 |
|
1200 — 1400 |
8 |
Определить дисперсию и среднее квадратическое отклонение применяя метод моментов.
Задача № 2.
Группы рабочих по величине месячной зарплаты, тыс.руб. |
Число рабочих, % |
до 400 |
|
400 — 600 |
|
600 — 800 |
|
800 — 1000 |
|
свыше 1000 |
Задача № 3.
Стаж, лет |
Численность предпринимателей, чел. |
до 1 года 1 – 2 2 – 3 3 – 5 5 – 7 свыше 7 |
102 |
225 |
Но данным выборочного обследования определите:
1) средний стаж работы предпринимателей;
2) дисперсию и среднее квадратическое отклонение стажа;
3) коэффициент вариации;
4) с вероятностью 0,954 возможные пределы в которых ожидается:
а) средний стаж работы предпринимателей региона;
б) доля предпринимателей с опытом работы свыше 5 лет.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Балл оценки знаний студентов |
2 |
3 |
4 |
5 |
Число оценок, полученных студентами |
6 |
120 |
Рассчитать средний балл курса. Определить моду и медиану предлагаемого ряда.
Задача № 2.
Группы рабочих по часовой производительности, шт. |
Число рабочих |
Средняя выработка на одного рабочего, шт. |
Групповая дисперсия |
9 – |
9,5 |
0,25 |
|
– |
11,6 |
0,23 |
|
– |
13,4 |
0,23 |
|
– |
16,4 |
0,53 |
Определить общую дисперсию часовой производительности труда рабочих, применяя правило сложения дисперсий.
Задача № 3.
Продано товара, шт. |
Средняя цена, тыс.руб. |
|||
базовый период |
отчетный период |
базовый период |
отчетный период |
|
Государственное предприятие Стиральные машины Холодильники |
260 170 |
280 160 |
250 200 |
320 420 |
Частное предприятие Стиральные машины |
120 |
180 |
280 |
360 |
Определите:
1. Для государственного предприятия:
а) общие индексы товарооборота, цен и физического объема товарооборота, б) прирост товарооборота за счет изменения цен и объема продажи товаров.
Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.
2. Для двух предприятий вместе (по стиральным машинам):
а) изменение средней цены по двум предприятиям;
б) влияние на динамику средней цены изменения цен и структуры продажи товаров.
Покажите взаимосвязь между исчисленными индексами.
Сделайте выводы.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Достоинство купюр |
||||||||||
1 коп. |
5 коп. |
коп. |
коп. |
1 руб. |
2 руб. |
5 руб. |
руб. |
руб. |
100 руб. |
500 руб. |
Выпущено в обращение, млн. |
130 |
100 |
540 |
500 |
710 |
620 |
600 |
500 |
300 |
Задача № 2.
Месяц |
Темп роста общего объема в % к декабрю 1994 г. |
Месяц |
Темп роста общего объема в % к декабрю 1994 г. |
||
1995г. |
1996 г. |
1995г. |
1996 г. |
||
Январь |
92,0 |
88,0 |
Июль
|
86,3 |
83,9 |
Февраль |
90,5 |
86,2 |
Август |
93,0 |
84,2 |
Март |
94,0 |
91,0 |
Сентябрь |
92,6 |
85,0 |
Апрель |
88,2 |
88,2 |
Октябрь |
94,0 |
91,8 |
Май |
89,0 |
84,0 |
Ноябрь |
91,8 |
86,3 |
Июнь |
90,7 |
83,8 |
Декабрь |
92,2 |
87,1 |
Проанализируйте сезонные изменения промышленного производства на основе индекса сезонности.
Задача № 3.
Вид товара |
Ед. изм. |
Цена за единицу, руб. |
Реализовано, тыс. ед. |
||
Предыдущий период |
Отчетный период |
Предыдущий период |
Отчетный период |
||
Мясо |
кг. |
16000 |
000 |
600 |
500 |
Молоко |
л. |
2000 |
2500 |
800 |
900 |
Определите: 1) общий индекс цен; 2) общий индекс физического объема товарооборота; 3) общий индекс товарооборота. Сделайте выводы и покажите взаимосвязь индексов.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Номер совхоза |
Первый район |
Второй район |
||
Валовой сбор, ц |
Урожайность, ц/га |
Урожайность, ц/га |
Посевная площадь, га |
|
1 |
5220 |
220 |
||
2 |
6240 |
240 |
||
3 |
6270 |
200 |
Определите среднюю урожайность зерновых в каждом из районов области. Сравните полученные данные по районам. Укажите виды рассчитанных средних величин. Сделайте выводы.
Задача № 2.
Год |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Валовой сбор, т |
162 |
178 |
180 |
183 |
185 |
184 |
187 |
190 |
192 |
196 |
198 |
Для анализа динамики производства зерновых культур найдите:
а) среднегодовой валовой сбор зерновых культур;
б) базисные, цепные и среднегодовые показатели абсолютного при-роста, темпов роста и темпов прироста производства зерновых культур;
в) на основе средних абсолютных приростов и темпов роста определите ожидаемый уровень валового сбора зерновых культур в 1998 году.
Задача № 3.
Вид изделия |
Предыдущий год |
Отчетный год |
|||
Затраты труда на единицу изделия, чел.-час |
Произведено продукции, шт. |
Затраты труда на единицу изделия, чел.-час |
Произведено продукции, шт. |
||
Сервизы |
5,0 |
2200 |
5,5 |
2000 |
|
Вазы |
3,0 |
1000 |
2,8 |
1300 |
Определите: 1) общий индекс трудоемкости изделия; 2) общий индекс физического объема продукции; 3) общий индекс затрат на всю продукцию; 4) абсолютное изменение общих затрат труда — всего и в том числе за счет изменений в трудоемкости изделий и объема производства. Сделайте выводы об изменениях в работе завода в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
, Задача № 2.
Дата |
Доллар США |
Немецкая марка |
Дата |
Доллар США |
Немецкая марка |
01.01 |
4640 |
3242 |
24.01 |
4700 |
3189 |
05.01 |
4661 |
3222 |
26.01 |
4718 |
3193 |
10.01 |
4668 |
3233 |
31.01 |
4732 |
3190 |
12.01 |
4670 |
3255 |
02.02 |
4736 |
3176 |
17.01 |
4677 |
3211 |
07.02 |
4738 |
3229 |
19.01 |
4683 |
3189 |
09.02 |
4738 |
3201 |
Рассчитайте уравнение регрессии и установите направление связи между курсом доллара США и курсом немецкой марки, определите ее тесноту.
Задача № 3.
Процент выполнения норм выработки |
Число рабочих со стажем, лет |
||
до 5 |
5-10 |
и более |
|
до 70- 80- 90-100 100-110 110-120 120-130 130-140 140 и более |
2 3 5 |
2 5 100 5 5 |
150 100 |
Вариант №
, Теоретический вопрос.
Задача № 1.
Имеются следующие данные о вводе жилых домов по одной из строительных компаний:
Год |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
Введено жилых домов, тыс.м |
Для анализа динамики ввода жилых домов исчислите: среднегодовой ввод жилых домов; базисные, цепные и среднегодовые показатели абсолютного прироста, темпов роста и темпов прироста ввода жилых домов. На основе средних абсолютных приростов и темпов роста определите ожидаемый уровень ввода жилых домов в 2000 году.
Задача № 2.
Группы заводов по стоимости ОПФ, тыс.руб. |
Число предприятий |
800-1000 1000-1200 1200-1400 1400-1600 1600-1800 1800-2000 |
160 |
Задача № 3.
Разряд |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Число рабочих |
8 |
Определить:
1) в каких пределах находится в генеральной совокупности с вероят-ностью 0,954 средний разряд и с вероятностью 0,683 доля рабочих, имеющих 5 и 6 разряды;
2) какова должна быть численность выборки, чтобы ошибка доли не превысила 0,02.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
1.01.96 |
262,4 |
1.06.96 |
396,7 |
1.11.96 |
610,9 |
1.02.96 |
275,8 |
1.07.96 |
421,3 |
1.12.96 |
645,8 |
1.03.96 |
295,4 |
1.08.96 |
476,8 |
1.01.97 |
708,9 |
1.04.96 |
292,5 |
1.09.96 |
470,2 |
||
1.05.96 |
337,4 |
1.10.96 |
586,0 |
Определите: 1) средние квартальные и среднегодовые остатки вкладов по отделению банка; 2) произведите аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой; 3) на основе исчисленных показателей определите ожидаемые уровни остатков вкладов населения на 01.04.97 года.
Задача № 2.
Месяц |
1993 |
1994 |
1995 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
135 144 153 136 136 123 126 121 118 126 129 138 |
158 141 153 140 136 129 128 122 118 130 131 141 |
144 136 146 132 136 125 124 119 118 128 135 139 |
Задача № 3.
Группы предприятий по себестоимости, руб. |
Число предприятий |
1,6-2,0 2,0-2,4 2,4-2,8 2,8-3,2 3,2-3,6 3,6-4,0 |
2 3 5 7 3 |
Определить среднюю, моду и медиану себестоимости единицы продукции.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Год |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
Объем производства, т |
138 |
155 |
165 |
168 |
173 |
178 |
184 |
189 |
190 |
200 |
209 |
Для анализа динамики производства макаронных изделий вычислите: 1) среднегодовое производство макаронных изделий; 2) базисные, цепные и среднегодовые показатели абсолютного прироста, темпов роста и темпов прироста производства макаронных изделий. Проверьте ряд динамики производства макаронных изделий на наличие тренда. Используя метод аналитического выравнивания, постройте уравнение прямой.
Задача № 2.
Группы предприятий по величине затрат, тыс.руб. |
Число предприятий |
Величина затрат в % к итогу |
до |
6 |
|
– |
||
свыше |
8 |
Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы предприятий по величине производственных затрат: до 5, 5 — 8, 8 — 15, — 30, — 45, свыше 45.
Задача № 3.
Рабочий |
Затраты времени на единицу продукции, мин |
Время, в течение которого эта продукция производилась, ч. |
1 |
8 |
|
2 |
5 |
|
3 |
6 |
Определить средние затраты времени этими рабочими на производство единицы продукции. Рассчитать моду и медиану затрат времени.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Год |
Производство продукции, млн.шт. |
Абсолютный прирост, млн.шт. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 |
55,1 |
2,8 13,5 14,0 |
100 110,3 121,1 |
14,9 17,1 25,4 |
Задача № 2.
, Задача № 3.
, Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Год |
Производство продукции, млн.руб. |
Абсолютный прирост, млн.руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютное значение 1% прироста, млн.руб. |
1991 1992 1993 1994 1995 1996 |
92,5 |
4,8 7,0 |
100 104,0 |
5,8 |
1,15 |
Задача № 2.
, Задача № 3.
Стоимость ОПФ, млн.руб. |
Среднесуточная переработка сырья, тыс.ц. |
|||
4-6 |
6-8 |
8-10 |
10-12 |
|
2,5-3,5 3,5-4,5 4,5-5,5 5,5-6,5 6,5-7,5 |
2 6 2 |
3 5 2 |
7 2 1 |
3 7 |
Построить уравнение регрессии и рассчитать показатели, характеризующие тесноту связи между признаками.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
№ п/п |
Годовой семейный доход, тыс.руб. |
Количество человек в семье |
№ п/п |
Годовой семейный доход, тыс.руб. |
Количество человек в семье |
1 |
120 |
3 |
120 |
2 |
|
2 |
100 |
2 |
210 |
4 |
|
3 |
210 |
5 |
200 |
5 |
|
4 |
200 |
3 |
240 |
4 |
|
5 |
150 |
3 |
150 |
3 |
|
6 |
240 |
4 |
240 |
6 |
|
7 |
200 |
2 |
200 |
5 |
|
8 |
150 |
1 |
200 |
4 |
|
9 |
240 |
4 |
150 |
2 |
|
200 |
2 |
100 |
1 |
||
3 |
300 |
6 |
|||
210 |
3 |
210 |
4 |
Задача № 2.
№ п/п |
Количество обслуживаемых клиентов, чел./час |
1 |
|
2 |
|
3 |
6 |
4 |
|
5 |
|
6 |
Задача № 3.
Год |
1985 |
1986 |
1987 |
1988 |
1989 |
1990 |
1991 |
1992 |
Тыс.шт. |
70,1 |
74,6 |
77,4 |
79,2 |
85,3 |
86,9 |
85,7 |
Рассчитать цепные и базисные показатели динамики и их средние значения.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Группы предприятий по среднегодовой стоимости основных средств, тыс.руб. |
Число предприятий |
Стоимость основных средств в % к итогу |
до 500 |
||
500 — 1000 |
||
свыше 1000 |
6 |
Применяя метод вторичной группировки, образуйте группы предприятий по среднегодовой стоимости основных средств: до 100; 100 — 250; 250 — 600; 600 — 800; 800 — 1200; свыше 1200.
Задача № 2.
Количество обслуживаемых клиентов, чел./час |
Количество мастерских |
6 |
1 |
3 |
|
2 |
Задача № 3.
Месяц года |
Средняя выработка рабочего, шт. |
январь |
230 |
февраль |
300 |
март |
320 |
апрель |
270 |
май |
210 |
июнь |
200 |
Образовав две группы выработки по кварталам года, определить внутригрупповые дисперсии и среднюю из внутригрупповых.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Вид основных средств |
Величина, млн.руб. |
||
базисный период |
плановый период |
отчетный период |
|
Здания и сооружения |
|||
Передаточные устройства |
6 |
||
Силовые и рабочие машины |
|||
Транспортные средства |
|||
Производственный и хозяйственный инвентарь |
5 |
5 |
|
Прочие основные средства |
5 |
2 |
Определить относительные показатели структуры, динамики, плана и выполнения плана.
Задача № 2.
Вид оказываемых услуг |
Стоимость услуг за период млн.руб. |
Динамика изменения стоимости по сравнению с предыдущим периодом, % |
Бытовые |
10,5 |
100,5 |
Транспорта |
12,2 |
120,4 |
Связи |
4,6 |
103 |
Жилищно-коммунальные |
7,9 |
118,6 |
Культура |
3,1 |
95,5 |
Спорт |
2,8 |
80,7 |
Здравоохранение |
5,4 |
104,1 |
Другие |
3,5 |
88,2 |
Определить среднюю динамику изменения платных услуг, а также моду и медиану динамики стоимости.
Задача № 3.
Группы рабочих по часовой производительности, шт. |
Число рабочих |
Средняя выработка на одного рабочего, шт. |
Групповая дисперсия |
9 – |
9,5 |
0,25 |
|
– |
11,6 |
0,23 |
|
– |
13,4 |
0,23 |
|
– |
16,4 |
0,53 |
Определить общую дисперсию часовой производительности труда рабочих, применяя правило сложения дисперсий.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
№ п/п |
Годовой семейный доход, тыс.руб. |
№ п/п |
Годовой семейный доход, тыс.руб. |
1 |
120 |
120 |
|
2 |
100 |
210 |
|
3 |
210 |
200 |
|
4 |
200 |
240 |
|
5 |
150 |
150 |
|
6 |
240 |
240 |
|
7 |
200 |
200 |
|
8 |
150 |
200 |
|
9 |
240 |
150 |
|
200 |
100 |
||
300 |
|||
210 |
210 |
По годовому семейному доходу построить дискретный ряд распределения и представить его на графиках.
Задача № 2.
Базовый период
|
Отчетный период |
||
Группы предприятий по затратам, млн.руб. |
Число предприятий в % к итогу |
Группы предприятий по затратам, млн.руб. |
Число предприятий в % к итогу |
до 5 5 — свыше |
до 7 7 — свыше |
Задача № 3.
Вид товара |
Ед. изм. |
Цена за единицу, руб. |
Реализовано, тыс. ед. |
||
предыдущий период |
отчетный период |
предыдущий период |
отчетный период |
||
Мясо |
кг. |
16000 |
000 |
600 |
500 |
Молоко |
л. |
2000 |
2500 |
800 |
900 |
Определите: 1) общий индекс цен; 2) общий индекс физического объема товарооборота; 3) общий индекс товарооборота. Сделайте выводы и покажите взаимосвязь индексов.
Вариант № /u>
, Теоретический вопрос.
, Задача № 1.
Показатель |
Величина |
Объем производства продукции, млн.руб. |
100 |
Средняя стоимость основных средств, млн.руб. |
200 |
Средний остаток оборотных средств, млн.руб. |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
Определить относительные показатели интенсивности.
Задача № 2.
№ п/п |
Годовой семейный доход, тыс.руб. |
Годовой доход на члена семьи, тыс.руб. |
1 |
120 |
|
2 |
100 |
|
3 |
210 |
Определить среднегодовой доход на члена семьи, а также моду и медиану годового дохода на члена семьи.
Задача № 3.
Объем выпуска, млн.руб. |
Среднесписочная численность, чел. |
||
100-150 |
150-200 |
200-250 |
|
400 — 600 |
5 |
2 |
|
600 — 800 |
3 |
4 |
4 |
800 — 1000 |
1 |
6 |
Определить межгрупповую дисперсию и тесноту связи между объемом выпуска и среднесписочной численностью рабочих на предприятии, если общая дисперсия равна 22400.