Методические указания по выполнению курсовой работы

Курсовая работа

/span>


1. Общие положения

1.1. Учебными планами подготовки специалистовпредусматривается выполнение студентами курсовой работы по дисциплине «Экономическая теория».
Для студентов написание курсовой работы по экономической теории представляет собой фактически первое самостоятельное теоретическое исследование.

Подготовка курсовой работы как один из видов самостоятельной работы студента способствует закреплению теоретических знаний, развитию профессиональных навыков и умений. Цель курсовой работы — развитие у студентов аналитического мышления, выработка навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой, с периодическими изданиями.

1.2. Курсовая работа – это законченное самостоятельное исследование, дающее представление об определенной экономической проблеме и свидетельствующее о знаниях студента в соответствующей области.


Курсовая работа служит своеобразным отчетом студента и является показателем успешности протекания учебного процесса. Письменное изложение работы требует от студента осмысления первоисточников экономических знаний, умения применять их при анализе конкретных событий и явлений хозяйственной жизни. Студент учится самостоятельно работать с литературой, разбираться в экономических процессах, обобщать конкретные факты, видеть нерешенные проблемы экономики и возможные предпосылки, способствующие их решению.

При выполнении курсовой работы студент закрепляет полученные в процессе обучения теоретические знания. При выполнении курсовой работы используются статистические данные, экономико-математические методы анализа графическая интерпретация экономических показателей и тенденций их развития. Курсовая работа способствует формированию у студента навыков самостоятельного научного творчества, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему освоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, всесторонне анализировать ситуацию, сложившуюся на предприятии, делать обоснованные выводы и рациональные предложения.

2. Порядок выполнения курсовой работы

2.1. Первым этапом подготовки курсовой работы является выбор темы и ее осмысление.

16 стр., 7914 слов

Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися ...

... замечаются собственные недостатки. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) Незнакомец спросил у ... позицию из второго столбца. A) Мы увлекаемся и читаем приключенческую литературу. 1) ошибка в употреблении причастного оборота Б) Если не мать, ...

По выбранной теме следует подобрать необходимую литературу, изучить ее, выяснив для себя вопросы решенные, дискуссионные и постановочные. В курсовой работе предпочтительнее рассмотреть дискуссионные и постановочные вопросы, где студент может представить различные точки зрения по данному вопросу и выразить свое отношение к дискуссии. В отношении решенных вопросов студент может предложить свое решение наряду с существующим или свой подход к решению.

Выбор литературы. Студент самостоятельно выбирает соответствующую теме литературу. К ней относятся: первоисточники – классические работы основоположников экономической теории; научные труды (монографии, доклады, статьи и др.), отражающие экономические события, их динамику; периодическая экономическая литература; учебники и учебные пособия по экономической теории; экономико-статистические справочники и другие источники. При поиске необходимой литературы полезными могут быть библиотечные каталоги, библиографии в приложениях к книгам, диссертациям и статьям, тематические обзоры, перечни основной и дополнительной литературы в учебных программах по экономической теории, а также Интернет. При затруднениях в поиске источников можно обратиться за помощью к работникам библиотек.

В качестве библиографических источников могут использоваться законодательные и нормативные акты, монографии отечественных и зарубежных авторов, справочная и научная литература, сведения периодической печати, статистические данные.

2.2. Студент в процессе подготовки работы консультируется с преподавателями кафедры по возникающим вопросам, уточняет круг проблем, подлежащих исследованию, согласовывает план. Преподаватель кафедры, являющийся научным руководителем курсовой работы, оказывает научную и методическую помощь, систематически контролирует выполнение работы, вносит определенные коррективы, дает рекомендации о целесообразности принятия того или иного решения, а также заключение о работе в целом.

2.3. Курсовая работа выполняется в сроки, предусмотренные учебным планом, и представляется на соответствующую кафедру в одном экземпляре не позднее чем за две недели до начала сессии.

2.4. На курсовую работу дается рецензия, в которой оценивается соответствие работы предъявляемым требованиям, содержание и структура работы, степень самостоятельности, теоретическая и практическая значимость выводов и предложений, а также уровень грамотности (общий и специальный).

В рецензии отмечаются положительные качества работы и недостатки (приложение 1).

2.5. Если, по мнению рецензента, курсовая работа заслуживает неудовлетворительной оценки и подлежит переработке, то в рецензии указываются недостатки и что следует доработать. После устранения недостатков работа представляется на повторное рецензирование. Если представляется несколько курсовых работ с идентичным содержанием, что не отражает степень самостоятельности выполнения работы, все они возвращаются исполнителям.

10 стр., 4535 слов

Макроэкономика» и контрольной работы «Микроэкономика». Предназначены ...

... по дисциплине лишь тех студентов, которые успешно выполнили курсовую работу и защитили ее. Курсовая работа студенту не возвращается и в последующем хранится на кафедре в течение двух лет. Выполнение курсовой работы ... очной и заочной форм обучения. 1. КУРСОВАЯ РАБОТА 1.1. Значение курсовой работы в изучении дисциплины «Макроэкономика» Курсовая работа выполняется в соответствии с учебным планом ...

2.6. По решению кафедры курсовая работа может проходить процедуру защиты. Защита проводится согласно графику, подготовленному кафедрой и утвержденному деканом факультета. На защите студент обязан обозначить цель, кратко изложить содержание работы, сделать выводы, дать исчерпывающие ответы на вопросы членов комиссии и замечания рецензента. Окончательная оценка курсовой работы выставляется по итогам защиты и качеству исполнения. Курсовая работа по дисциплине оценивается: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему глубокие знания и умение творческого использования их при самостоятельном анализе избранной темы, умение обобщить фактический материал, сделать из обобщения выводы. Курсовая работа с оценкой «отлично» может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на студенческой конференции.

Оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему творческий поиск в исследовании.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не в полной мере проявившему самостоятельность в анализе, а также допустившему отдельные неточности в содержании работы.

Работа являющаяся плагиатом не допускается к защите. В этом случае студент обязан выбрать новую тему (тему может определить и научный руководитель) и самостоятельно начать работу.

2.7. Хранение курсовых работ (проектов) осуществляется согласно номенклатуре дел кафедры.

3. Выбор темы курсовой работы

3. Выбор темы курсовой работы

Ответственным моментом в написании курсовой работы является выбор темы. Студент в соответствии со своими профессиональными и научными интересами может выбрать любую тему из предложенных кафедрой, или тема курсовой работы может быть сформулирована студентом самостоятельно и согласована с преподавателем кафедры, которому поручено руководство работой.

4. Структура курсовой работы

Порядок изучения темы. Сначала можно выявить различия в подходах к избранной теме в учебниках по экономической теории. Целесообразно взять учебники, различающиеся по структуре, авторы которых относились бы к различным научным школам. Даже если расхождений обнаружить не удастся, проведенное исследование позволит лучше понять тему. Затем необходимо изучить историю разработки данной темы в экономической науке. Для этого надо обратиться к первоисточникам, монографиям по данной проблеме, а также к публикациям в журналах по экономике вплоть до последнего времени.

При чтении студенту следует вести конспект, делать выписки теоретических положений, давать описание событий и фактов, накапливать фактический материал. Выписки должны иметь точную ссылку на источник. Их лучше делать на одной стороне листа или же на отдельных карточках, что существенно облегчит в дальнейшем написание курсовой работы. Цитаты выписываются точно в соответствии с оригиналом и берутся в кавычки. Можно вести конспект, излагая своими словами основные идеи, содержащиеся в изучаемых источниках. При их использовании в курсовой работе необходимо давать точные ссылки на используемые источники (автор произведения, его название, место и год издания, издательство, страницы).

3 стр., 1113 слов

Тверждение и выбор темы дипломной работы

... и утверждении за студентами тем и руководителей дипломных работ список возвращается в отдел по работе с филиалами; отдел по работе с филиалами готовит приказ об утверждении тем и руководителей дипломных работ. Список студентов с избранными темами и кандидатурами ...

В ходе изучения проблемы необходимо анализировать точки зрения авторов по исследуемой теме, показывать их различие. При этом студент может присоединиться к одной из них, но может сформулировать особый взгляд на данную проблему.

4.1. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

4.2. Структурными элементами курсовой работы являются:

титульный лист;

содержание;

введение;

главы основной части;

заключение;

библиографический список;

приложения.

4.3. Первой страницей работы является титульный лист, оформленный в соответствии с образцом (приложение 2).

4.4. Второй страницей является содержание (план) работы. Содержание может включать главы или разделы, а также подзаголовки и подразделы. Для студентов 1 и 2 курсов – возможно только главы.

4.5. Обязательными элементами плана являются введение, заключение и библиографический список.

4.6. Во введении обосновываются актуальность выбора темы, степень ее разработанности, цель и задачи, поставленные при выполнении курсовой работы, материал, на основе которого выполнена работа, по возможности отражается теоретическая и практическая значимость. Введение пишется на 2–4 страницах.

4.7. Теоретическая часть работы содержит историю вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике на основании изучения литературы. На данном этапе студент должен самостоятельно, грамотно, своими словами изложить знания, не допуская при этом поверхностного и упрощенного толкования тех или иных вопросов темы. Дословное копирование прочитанной литературы не допускается. Однако это не исключает цитирование источников с обязательной в этом случае ссылкой на используемый источник. Аналитическая часть представляет собой раскрытие темы в соответствии с особенностями проблем экономической теории и ее функциями. В этой части раскрывается сущность проблемы, природа исследуемого экономического явления. Студент должен показать, в какой мере анализируемая им проблема касается всех членов общества, социальных групп и классов; как она соотносится с различными видами трудовой и предпринимательской деятельности. При раскрытии темы анализируется социально-экономическая среда, выявляется связь с социально-экономической политикой государства. Здесь формулируются вопросы, ставятся задачи, дается анализ, приводятся аргументы, иллюстрации теоретических положений, показываются различные формы, в которых исследуемое явление выступает на поверхности действительной жизни, обозначаются способы его измерения, рассматриваются последствия, вызываемые данным явлением, и его влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь общества.

18 стр., 8784 слов

Контрольная работа( , курсовая) История Японии

... этих работах анализировались причины, существующие темпы сопоставлялись, экстраполировались, и на этой основе давались ошеломляющие прогнозы превращения Японии в мирового лидера. 2. Феномен японской экономики. Хотя ... территориальной концентрации производства национального дохода в Японии и в основных странах Западной Европы в 1978 г. Таблица 1. Япония Велико-британия Франция ФРГ Италия Территория 9,1 ...

4.8. Практическая часть курсовой работы должна быть основана на практических исследованиях, статистических данных. В тех случаях когда студент не располагает такими материалами, теоретические положения иллюстрируются данными Госкомстата, территориальных органов статистики, органов законодательной и исполнительной власти, судебных органов, центральной и местной периодической печати и т.д. Сбор материалов для данной главы не следует рассматривать как простой набор показателей за соответствующие плановые и отчетные периоды. Важно глубоко изучить наиболее существенные с точки зрения задач курсовой работы стороны и особенности деятельности организации, выявить тенденции и перспективы ее развития. Должны быть рассмотрены направления совершенствования путей решения исследуемой проблемы, перспективы ее развития.

В процессе сбора исходных материалов студент приступает к их систематизации и обобщению, формированию на их основе выводов и рекомендаций. Качество курсовой работы определяется не столько количеством использованных материалов организации, сколько качеством их обработки, степенью самостоятельности проработки вопросов, элементами новизны, оригинальностью и обоснованностью выводов и предложений.

4.9. В заключении автором излагаются основные выводы и предложения, указываются экономический или социальный эффект при реализации предложений. Заключение пишется на 1–3 страницах.

4.10. Библиографический список включает только те литературные источники, которые использованы в работе. Не следует включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте и которые фактически не были использованы.

4.11. Приложение включает дополнительные и вспомогательные материалы: различные таблицы, схемы, рисунки, документы, анкеты и другие сведения, которые должны быть использованы в процессе анализа содержательной части работы. Ссылки в тексте на приложения обязательны.

5. Оформление курсовой работы

5. Оформление курсовой работы

5.1. Изложение содержания работы.

Курсовая работа оформляется с использованием компьютера и принтера на бумажном носителе. Формат текста (WordforWindows) должен быть набран в текстовом редакторе «MicrosoftWord» со следующими параметрами:

размер (формат) бумаги – А4 (21,0 см х 29,7 см);

поля: верхнее – 2,5 см, нижнее – 2,0 см, левое – 3,0 см, правое – 1,5 см;

шрифт – Times New Roman;

высота шрифта – 14;

красная строка – 0,5 – 1,5 см;

межстрочный интервал – 1,5 см;

выравнивание по ширине.

5.2. Разрешается выполнение курсовой работы рукописным способом, но разборчиво и аккуратно, на одной стороне бумаги формата А4.

5.3. Объем курсовой работы, выполненной печатным способом – 20–30 страниц; рукописным – 30–40 страниц.

5.4. При рукописном способе написания используются чернила одного цвета (черного, синего или фиолетового).

34 стр., 16572 слов

Задание на курсовую работу «экономика организации» Тема курсовой ...

... заключение и список использованных источников. Курсовая работа выполняется по вариантам. Выбор варианта курсовой работы Номер вариант выбирается по первой букве фамилии. Первая буква фамилии Номер ... в месяц составит дней (212 дней в году). Режим работы 2 смены по 8 часов Стоимость энергии 2,00 руб. ... в месяц составит дней (212 дней в году). Режим работы 2 смены по 8 часов Стоимость энергии 1,90 руб. ...

Плотность текста должна быть равномерной. Вписывать в текст слова, формулы, условные знаки допускается только одним цветом с текстом при одной и той же плотности.

5.5. Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняется по форме, приведенной в приложении 2.

5.6. Каждую главу или раздел курсовой работы следует начинать с нового листа. Заголовки разделов печатаются симметрично тексту прописными буквами. Заголовок подразделов печатается с абзаца, строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

5.7. Слова, напечатанные на отдельной строке прописными буквами (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ), должны служить заголовками соответствующих структурных частей работы. Подчеркивание заголовка не допускается.

5.8. Страницы нумеруют арабскими цифрами в верхнем колонтитуле по центру. Первым считается титульный лист (см. образец титульного листа), но цифра 1 на нем не ставится. На следующей странице ставится цифра 2. На ней помещается содержание работы с точным названием глав, параграфов. Текст работы начинается с третьей страницы. Нумерация листов и приложений должна быть сквозной. Страницы, содержащие приложения, в общий объем работы не входят.

5.9. Разделы курсовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются.

5.10. Если разделы подразделяются на подразделы, то они нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела. В конце подраздела точка не ставиться, например «3.2» (второй подраздел третьего раздела).

5.11. В текст курсовой работы следует помещать только наиболее важные таблицы. Вспомогательный материал целесообразно помещать в приложении. Иллюстрации располагают после первой ссылки на них. Иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом «Рис.» и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например «Рис. 1.2» (второй рисунок первого раздела).

Если приведена только одна иллюстрация, то ее не нумеруют и «Рис.» не пишут.

5.12. Оформление таблиц, формул и иллюстраций

Таблицы должны иметь номера и названия, определяющие их тему и содержание. Сокращения в заголовках не допускаются.

С правой стороны листа на верху пишется слово «Таблица» и про­ставляется ее порядковый номер арабскими цифрами. Знак № не ста­вится. Ниже дается заголовок. Точка в конце названия таблицы не ста­вится.

Нумерация может быть свободной или по главам. Во втором слу­чае таблица имеет двойной номер, цифры отделяются точкой, напри­мер:

в главе I первая таблица оформляется 1.1, 1.2, где первая цифра оз­начает номер главы, а вторая — номер таблицы. Размер таблицы не должен превышать стандартного листа бумаги. Если таблица не раз­мещается на таком формате, ее нужно давать с продолжением на не­скольких страницах. Над продолжением таблицы на новом листе ста­вится заголовок типа: «Продолжение таблицы» или «Окончание таб­лицы» (если таблица на этой странице оканчивается).

14 стр., 6859 слов

Задание на курсовую работу «Макроэкономика» для студентов 2-го ...

... тексте цитаты, цифровой и фактический материалы;отсутствуют необходимые ссылки на источники или сами ссылки даются неточными; страницы не пронумерованы, не оставлены поля и т. д. При доработке или переработке курсовой работы ... ответить на вопросы по своей курсовой работе. 5 Защита и критерии оценки курсовой работы , 5 Защита и критерии оценки курсовой работы Курсовая работа после её выполнения ...

Заглавие на но­вой странице не повторяется.

Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое или ил­люстрируемое таблицей, необходимо дать на нее сноску. В этом случае в скобках пишется слово «таблица» и порядковый номер таблицы, на который дается ссылка, например: (табл. 7).

Примечания к таблице размещаются непосредственно под ней. В графах таблиц нельзя оставлять свободных мест: если данные отсутст­вуют, надо ставить тире или отмечать «нет». Если табличные столбцы заполнены текстом, то точки в конце не ставятся. Классы чисел в таб­лице точками не разделяются.

Подписи к иллюстрациям даются с лицевой стороны и со­ставляются в следующем порядке:

условное сокращенное название иллюстрации — «рис.»;

ее порядковый номер арабскими цифрами (без знака №, без точ­ки);

подпись или название иллюстрации. Подпись всегда начинается с прописной буквы. В конце подписи точка не ставится, например:

Рис. 5 Кривая Филипса

Подписи под иллюстрациями должны составляться так, чтобы их основное содержание было понятно без чтения текста.

Формулы должны быть напечатаны или вписаны от руки тщатель­но и разборчиво, обязательно черными чернилами, тушью или черной пастой. Знаки, цифры, буквы правильно размещаются в соответствии со смысловым значением формулы.

Нумерация таблиц, рисунков, формул и т.д. в тексте работы и при­ложении не должны совпадать. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

5.13.

Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники

Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные, полученные другими авторами, должны иметь ссылки на источники.


В ссылках в тексте после упоминания источника или цитаты из него проставляют заключенный в квадратные скобки порядковый номер, под которым этот источник значится в списке использованной литературы, номер тома (для многотомных изданий) и страницы, например:

[
4, Т.2, С.29
]
. Это значит, что в списке литературы источник значится под цифрой 4, приведенные данные (цифровые или текстуальные) содержатся в томе 2, на странице 29.


В ссылках внизу страницы указывают либо библиографическое описание произведения, на которое ссылаются, либо недостающие элементы описания, если библиографические сведения частично указаны в тексте.

Ссылки в тексте на источники допускается приводить постранично в подстрочном примечании, при этом в пределах одной страницы допускается не более трех ссылок.

По месту расположения в документе различают ссылки:

— подстрочные, вынесенные из текста вниз полосы документа (в сноску);

— затекстовые, вынесенные за текст документа или его части;

17 стр., 8185 слов

Анализ экономической безопасности вкр пдф. Внутренние и внешние ...

... выпускных квалификационных работ по специальности «Экономическая безопасность» 1. Современные проблемы на уровне местного самоуправления 2. Проблемы обеспечения Российской ... направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его ... с 19 сентября 2016 года приказом Минобрнауки России от 18 августа 2016 года N 1061 ...

— внутритекстовые, помещенные в тексте документа.

Любая цитата, точная или нет, должна быть оформлена со ссыпкой на источник. Точной именуется цитата, текст которой без изменения берется из используемой работы. В таком случае необходимо заклю­чить цитату в кавычки. В иных случаях кавычки не используются. На­пример:

В тексте: «Так как труд есть процесс функционирования, по­требления рабочей силы, то основной экономический смысл соб­ственно трудовых отношений состоит в управлении рабочей силой, а через нее — трудовыми процессами и материальными объектами», — пишет Г.А.Сульдина в книге «Формирование новой системы трудовых отношений».*

В подстрочной ссылке: * Сульдина Г. А. Формирование новой системы трудовых отношений. — Казань, 2000. — С. 25.

Допускается предписанный знак точку и тире (. — ), разделяющий области библиографического описания, заменять точкой.

* Сульдина Г. А. Формирование новой системы трудовых отноше­ний. Казань, 2000. С. 25.

В тексте: С.В.Мокичев считает, что среди узловых проблем эконо­мической теории сегодня особое значение приобретает проблема соот­ношения двух категорий — собственности и макроэкономической ста­билизации.

В сноске:

См.: Мокичев С. В. Методологические вопросы анализа мак­роэкономической стабилизации трансформационной экономики Макроэкономическая стабилизация трансформационной экономики. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. С. 9.

Все цитаты на каждой странице последовательно нумеруются. Внизу страницы, под чертой, под номером приводится источник, отку­да взята цитата. Ссылка печатается через 1 интервал. При описании ис­точника не требуется указывать как в списке используемой литерату­ры, все обязательные библиографические элементы (реквизиты).

Дос­таточно отметить фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания (номер журнала или периодического издания), страницу, откуда берется цитата. В случае повторения использования одной и той же публикации на одной странице курсовой работы, необходимо писать: «там же», с указанием страницы.

Если в тексте работы дана ссылка на автора, которая приведена в другой работе, то в ссылке приводят эту работу, например:

В тексте: А.Смит говорил: «Так как никакое непосредственное на­блюдение не в силах познакомить нас с тем, что чувствуют другие лю­ди, то мы и не можем составить себе понятия об их ощущениях иначе, как представив себя в их положении».*

В ссылке:

* Цит. по: Мокичев С. В. Субъекты взаимодействия в системе хозяйства Ученые записки Казанского университета (Набережночелнинский филиал).

Вып. 1 .Набережные Челны: Камский издательский дом, 1999. С.32.

Если в тексте работы дана ссылка на произведение, опубли­кованное на другом языке, то в ссылке приводят библиографические сведения о нем на языке оригинала, например,

В тексте: Исследования Г.Лэтама и К.Вексли*, сравнившие стиму­лирующий эффект оплаты труда с другими мотивационными метода­ми, такими как особое отличие за хорошую работу, показали, что зар­плата вдохновляет не намного больше, чем признание.

В ссылке:

* Latham G., Wexley К. Improving Productivity Trough Performance Appraisal. Addison-Wesley:Reading,Mass., 1981.

При повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилии и инициалы автора, заглавие произведения и соответ­ствующие страницы. При повторной ссылке на монографию опускают­ся ее выходные данные, на статью — источник, в котором она опубли­кована.

Допускается сокращение длинных заглавий: опущенные слова за­меняются многоточием. Например:

ДоланЭ.Дж. Деньги… С. 112.

Если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну ра­боту, то при повторных ссылках приводят слова «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата, например:

Там же. С. 85.

Для связи с текстом документа порядковый номер библиографиче­ской записи в затекстовой ссылке может быть указан в отсылке, кото­рую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа. В этих ссылках на произведение после упоминания о нем или после ци­таты из него, в скобках проставляют номер, под которым значитсяданное произведение в списке литературы, например: «Л. Абалкин [11] и С.Глазьев [25] считают…» Если ссылаться на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: «В своей рабо­те Д.Львов [20, с.27] писал…» При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например: [15, т.2, с.78]. Если ссыла­ются на две и более работы одного автора или на работы несколькихавторов, то в скобках указываются номера этих работ, например:

При использовании внутритекстовых ссылок источник указыва­ется в скобках непосредственно в тексте вслед за цитатой. А приме­няются они в тех случаях, когда сведения об анализируемом источнике являются неотъемлемой частью работы.

В тексте: В своей экономической программе Кейнс придерживался того, что «государство должно оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению, частично путем системы налогов, частично фиксированием нормы процента и другими способами» (Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.157).

5.14. Библиографический список является составной частью курсовой работы, позволяющей судить о степени изученности студентом исследуемой проблемы. Он должен содержать перечень источников, используемых при выполнении работы, и помещаться в конце, после заключения. Оформление текста завершает список использованных источников и литературы. Он не ограничивается в объеме. Нумерация его страниц продолжает нумерацию страниц работы, но в ее объем не входит. Источники и литература располагаются в следующем порядке:

Документы государства и правительства (в хронологическом порядке).

Документы негосударственных (общественных организаций) (в хронологическом порядке).

Материалы конференций, симпозиумов, семинаров (в хронологическом порядке).

Книги, брошюры (в алфавитном порядке фамилий авторов).

Периодическая печать (журналы, газеты) в алфавитном порядке.

Правила составления библиографического описания время от времени пересматриваются и усовершенствуются. Данные методиче­ские указания разработаны на основе правил, введенных с 1 июля 2004 г., нормативной основой которых является ГОСТ 7.1-2003 «Биб­лиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требова­ния и правила составления».

Если источник имеет одного автора, то в заголовке описания пи­шется его фамилия, а затем его инициалы. В сведениях об ответствен­ности за косой чертой инициалами вперед фамилия повторяется.

Например:

Цаликова Е.М. Теоретические основы социального страхования / Е. М. Цаликова. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999. — 108 с.

Для более чёткого разделения областей и элементов в библиогра­фическом описании применяют пробелы в один печатный знак до и после условного разделительного знака. Исключение составляют знак точка и знак запятая, пробел ставится только после них.

Если авторов два или три, то в заголовке описания указывается первая фамилия с инициалами, а в сведениях об ответственности за ко­сой чертой через запятую приводятся инициалы и фамилии всех авто­ров в той же последовательности, как и в источнике.

Например:

Шайхелисламов Р. Ф. Управление автоматизированными система­ми обучения / Р. Ф. Шайхелисламов, Ю. С. Иванов. — Казань: Уни-пресс, 2000.-210 с.

Если авторов более трех, то библиографическое описание начина­ется с названия документа, а в сведениях об ответственности за косой чертой приводят инициалы и фамилию только первого автора или пер­вых трёх и добавляют слова [и др.] или его эквивалент [etc] на латин­ском языке, заключенные в квадратные скобки.

Например:

Семь нот менеджмента : настольная книга руководителя / А. Боч-карев [и др.]. — 2-е изд.. — М: Журнал Эксперт, 1998. — 424 с.

Или

Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / А. Бочка-рев, А. Матвеева, А. Привалов [и др.]. — 2-е. изд. — М. : Журнал Экс­перт, 1998.-424 с.

Если название источника содержит дополнительные сведения (по­собие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после ос­новного названия ставится двоеточие, а затем приводятся дополни­тельные сведения со строчной буквы.

Например:

Бадретдинова A.M. Макроэкономика-1: учеб.-метод. пособие / А. М. Бадретдинова. — Казань: Унипресс, 2000. — 132 с.

В случае выхода под общей редакцией (под редакцией) после на­звания источника ставится одна косая линия (/) и со строчной буквы пишется: / под общ. ред или / под ред., затем инициалы и фамилия ре­дактора в родительном падеже. Если же указывается ответственный редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и со строчной буквы пишется: / отв. ред. или / сост. Затем инициалы и фамилия ответственного редактора или составителя в именительном падеже.

Например:

Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. А. И. Добры­нина, Л. С. Тарасевича. — СПб.: СПбГУЭФ, Питер Паблишинг, 1997. -480 с.

Кадровая политика в условиях трансформационной экономики : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв.ред. С. В. Мокичев, Р. Ф. Шайхелисламов. — Казань: Менеджмент, 1999. — 144 с.

В случае, если ссылка дается на какую-либо статью, изданную сре­ди других произведений этого же автора и объединенных в одной кни­ге, то после фамилии с инициалами приводится название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и даются все библиографические данные источника.

Например:

Алексеев Н.Г. Влияние религиозной культуры на экономику наро­дов Востока Избр. произв. — М., 2001. — Т. I. — С. 139-160.

При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется — Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывает­ся количество томов: В 3 т., В 5 т. ( но не 3-х, 5-и и т.п.).

Место издания — обязательный библиографический элемент приво­дится в полной форме в именительном падеже, кроме принятых со­кращений: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт-Петербург — СПб.; Нижний Новгород — Н.Новгород; Ростов-на -Дону — Ростов н/Д; Лон­дон — L; Нью Йорк — N.Y.; Париж — Р.

При двух местах издания указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой.

При ссылке на тома, части, разделы главы:

числительные приводят в той же форме, как они даны в издании: арабскими или римскими цифрами, или в словесной форме;

так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Том 4 — Т.4; Выпуск 5 — Вып.5; Книга 2 — Кн. 2; Глава 4 — Гл. 4; Часть 1-4. — Ч. 1-4; Раздел III — Разд.Ш; Страницы 145-150 — С. 145— 150;С.15.

Библиографическое описание источников из газет и журналов.

Если статья имеет 1, 2, 3 авторов, в заголовке описания приводится фамилия и инициалы единственного или первого автора, название ста­тьи, в сведениях об ответственности через косую черту инициалы и фамилии повторяются, затем две косые линии (//), название газеты или журнала, точка, тире, год, точка, тире, дата выпуска (номер журнала, если источник взят из журнала), точка, тире, страницы, на которых на­печатана статья [2,11].

Например:

Кушлин В. Задачи экономического роста / В. Кушлин Эконо­мист.-2001.-№9.-С. 3-10.

Овчинников В. Китайский марш / В. Овчинников, О. Яковкин Российская газета. — 1999.-29 сент.

Асакин Т. Актуальные проблемы экономического образования / Т. Асакин, И. Егоров, К. Иванов. — Высшее образование в России. — 2007. -№3.-С. 17-21.

Если статья имеет более 3 авторов, библиографическое описание составляется на название статьи.

Например:

Индустрия рекламы Вопросы экономики. — 2006. — № 3. — С. 7.

Курсовая работа, представленная с нарушением изложенных выше требований, возвращается автору без ее проверки.

Все листы курсовой работы и приложения следует аккуратно под­шить (сброшюровать) в папку для курсовых работ или переплести[8].

Примерная тематика курсовых работ

  1. Методология исследования экономических процессов и явлений
  2. Общественное разделение труда, новые тенденции в его развитии и рыночная экономика
  3. Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России
  4. Приватизация в России и её социально-экономические последствия
  5. Преобразования отношений собственности в России и трансформационные издержки
  6. Человеческий (потенциал) капитал и его роль в современной экономике
  7. Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством
  8. Товарное производство как основа рыночной экономики. Взаимообусловленность сферы производства и сферы обращения
  9. Стоимость и ценность в механизме ценообразования и формировании рыночного равновесия в теории трудовой стоимости
  10. Эволюция теории полезности: этапы и теоретические интерпретации
  11. Теория факторов производства как концепция формирования стоимости и распределения доходов
  12. Концепция рационального выбора и проблема равновесного состояния потребителя
  13. Роль и место спроса и предложения в различных теориях стоимости, ценности и цены
  14. Виды эластичности спроса: их измерение и использование в экономике
  15. Механизмы мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия и их воздействие на экономическую деятельность предприятий
  16. Проблема природы денег и эволюция их форм
  17. Спрос и предложение денег в краткосрочном и долгосрочном интервалах
  18. Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях
  19. Феномен инфляции и эволюция теоретических ее интерпретаций
  20. Инфляция: виды, механизмы развертывания, социально-экономические последствия
  21. Особенности инфляционных процессов в России и антиинфляционная политика
  22. Количественная теория денег и ее эволюция
  23. Место и роль банковской системы в инвестиционной деятельности
  24. Роль центрального банка в денежно-кредитной политике
  25. Специфика рынка рабочей силы. Мотивация и стимулирование труда в рыночной экономике. Развитие рынка труда в России
  26. Феномен безработицы и эволюция теоретических ее обоснований
  27. Социально-экономические последствия безработицы и методы ее преодоления
  28. Виды безработицы, их формы и специфика проблемы занятости в России
  29. Основной капитал, его воспроизводство, инвестиционная и амортизационная политика в условиях НТР.
  30. Финансовые источники активизации инвестиционной деятельности в России
  31. Активизация инвестиционной деятельности, дисконтирование будущих доходов и оценка её эффективности.
  32. Фиктивный капитал, его формы и рынок ценных бумаг.
  33. Рынок земли, его специфика. Факторы, определяющие цену на землю и на сельскохозяйственную продукцию
  34. Земельные отношения в России: традиции, проблемы и поиски эффективных форм хозяйствования
  35. Виды рент, источники их образования и присвоение в условиях государственной собственности на землю и развития рыночных отношений
  36. Издержки производства, их классификация и поиски путей минимизации.
  37. Доходы и издержки предприятия, и поиски путей повышения его эффективности
  38. Максимизация прибыли и минимизация убытков в различных рыночных структурах
  39. Поиски оптимального варианта сочетания ресурсов, минимизация издержек и максимизация прибыли при их использовании.
  40. Противоположность и единство конкуренции и монополии. Характеристика рынков несовершенной конкуренции и их место в современной экономике.
  41. Несовершенная конкуренция и виды неценовой конкуренции в различных рыночных структурах
  42. Рыночная экономика: парадокс эффективного использования ресурсов и их расхищения.
  43. Природа капитала и тенденции его развития: ретроспектива и перспектива.
  44. Проблемы и пути обновления основного капитала в экономике России
  45. Господство несовершенных рыночных структур и проблемы неэффективного использования ресурсов и функционирования экономики.
  46. Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в её функционировании.
  47. Модели макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения
  48. Модель расширенного воспроизводства, как выражение макроэкономического равновесия и экономического роста.
  49. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия и их современные модификации
  50. Экономический рост, его показатели и ограниченность стоимостных оценок социально-экономических результатов
  51. Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность
  52. Сравнительный анализ моделей экономического роста
  53. Цикличность экономического развития: ее природа и тенденции
  54. Антициклическое государственное регулирование: кейнсианское и монетаристское направления
  55. Структурные сдвиги в экономике России и проблема оптимизации ее народнохозяйственного комплекса
  56. Структурная и инвестиционная политика государства в экономике современной России
  57. Научное производство и его роль в системе общественного производства
  58. Причины неравенства доходов и богатства и способы его смягчения
  59. Экономическая эффективность и социальная справедливость: их единство и противоположность
  60. Государственное регулирование экономики и его место в различных экономических школах.
  61. Рыночный механизм формирования доходов и социальная политика государства
  62. Государственное регулирование цен и заработной платы: проблемы и перспективы
  63. Рыночная экономика и государственная система социальной защиты
  64. Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс развития человеческого потенциала
  65. Налоги их классификация и проблема распределения налогового бремени в обществе.
  66. Механизмы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности
  67. Налоговая система России и основные направления ее совершенствования
  68. Функции государства в переходной экономике и инструменты их реализации
  69. Динамика доходов, их распределение в России и проблема преодоления пропасти между богатством и нищетой.
  70. Современные тенденции международной миграции капиталов и место России в этом процессе.
  71. Экономическая эффективность международного обмена и проблемы свободной торговли и протекционизма
  72. Тенденции усиления мирохозяйственных связей и обеспечение экономической безопасности России в её суверенитета.
  73. Глобализация и проблема обеспечения национальной безопасности России
  74. Сопоставительный анализ взглядов меркантилистов и физиократов
  75. Основные теоретические положения А. Смита и современная экономическая теория
  76. Эволюция теории трудовой стоимости и её значение для современной экономической науки.
  77. Теория капитала Маркса и отношения эксплуатации в современной России
  78. Сущность маржиналистской революции и ее последствия для экономической науки
  79. Диалектика кейнсианства и его использование в современной экономической политике.
  80. Неолиберализм, монетаризм и проблемы реализации концепции устойчивого развития
  81. Институционализм и его значимость для современного социально-экономического развития
  82. Взаимосвязь исторической школы Запада и русской экономической мысли
  83. Этика и экономика в традиционной русской общественной мысли
  84. Вклад русской экономической мысли в развитие экономической теории
  85. Вклад русской экономической мысли в теорию циклов
  86. Экономико-математическое направление развития советской экономической школы
  87. Сопоставительный анализ советской индустриальной модели развития СССР 20-30-х годов и либеральной модели «развития» России 90-х годов ХХ века
  88. Выбор стратегии социально-экономического развития и национального возрождения России
  89. Роль высоких технологий и развитие национальных экономических систем
  90. Информационно-коммуникационные технологии и глобализация мирового пространства
  91. Интеллектуальная собственность и проблемы социально-экономического прогресса.
  92. Будущая модель социально-экономического развития и место в ней экономики знаний.
  93. Инновационный потенциал российской социально-экономической системы
  94. Выбор ресурсных приоритетов на современном этапе экономического развития России.
  95. Финансовая безопасность России и регионов в свете усиления господства международного финансового капитала
  96. Особенности государственной структурной политики в условиях глобализации
  97. Проблемы трансформации экономических систем в свете институционализма
  98. Трансформация системы ценностей и потребностей общества при переходе к новой парадигме социально-экономического развития.
  99. Процесс и механизмы глобализации и проблемы развития национальной экономической системы
  100. Борьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области.
  101. Особенности экономики как объекта экономического анализа
  102. Проблема определения предмета экономической теории (политической экономии) на современном этапе её развития.
  103. Труд как исходная и определяющая ипостась бытия и прогресса человека и общества
  104. Проблема соотношения потребностей и ресурсов в экономике
  105. Виды экономических благ и изменение их роли в динамике социально-экономического прогресса
  106. Проблема фактора времени в экономическом анализе
  107. Проблемы экономического роста и циклический характер развития капиталистической экономики

    Начальная буква фамилии студента

    Номер темы курсовой работы

    А, Ë, Л, С, Ч

    1, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 55, 61, 67, 73, 79, 85, 91, 97, 103, 109, 115

    Б, Ж, М, Т, Ш

    2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 56, 62, 68, 74, 80, 86, 92, 98, 104, 110, 116

    В, З, Н, У, Щ, Ы

    3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 57, 63, 69, 75, 81, 87, 93, 99, 105, 111, 117

    Г, И, О, Ф, Э

    4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 52, 58, 64, 70, 76, 82, 88, 94, 100, 106, 112, 118

    Д, Й, П, Х, Ю

    5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 53, 59, 65, 71, 77, 83, 89, 95, 101, 107, 113, 119

    Е, К, Р, Ц, Я

    6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 54, 60, 66, 72, 78, 84, 90, 96, 102, 108, 114, 120

  108. Концепция устойчивого развития и модели экономического роста: проблема несовместимости
  109. Трансакционные издержки и общественные издержки обращения
  110. Методы подсчёта ВВП и проблема определения размеров теневой экономики
  111. Факторы неопределённости в экономике и регулирование рисков.
  112. Внешние эффекты: их причины и проблемы регулирования.

Приложение 1

(обязательное)

Образец рецензии на курсовую работу

Образец рецензии на курсовую работу

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камская инженерно-экономическая академия»

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

  1. Студента _____________________________________________________

________ курса __________ группы ______________ формы обучения

Специальности___________________________________________________

  1. По дисциплине (специализации)_________________________________

________________________________________________________________

  1. Тема курсовой работы _________________________________

________________________________________________________________

  1. Положительные качества курсовой работы ________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________ ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Недостатки курсовой работы, включая стиль и грамотность написания, соответствие стандарту _______________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. Оценка курсовой работы _______________________________

«____»___________________201__г. ______________________

(подпись, инициалы, фамилия)

________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, должность)

Приложение 2

(обязательное)

Пример оформления титульного листа для курсовой работы по дисциплине

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камская инженерно-экономическая академия»

КАФЕДРА_экономической теории_

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

на тему: ______________________________________

Выполнил:

Студент ___ курса, ____ группы,

очной (заочной) формы обучения,

специальности _______________,

Ф.И.О._______________________

Руководитель__________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Набережные Челны 201__г.

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Камская инженерно-экономическая академия»

Экономический факультет