По выполнению выпускной квалификационной работы

Методические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет

имени Т.Ф. Горбачева»

Кафедра финансов и кредита

Составители

Н. Д. Вагина.,

Э. М. Лубкова.,

О. Б. Шевелева

Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности

38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность»

в качестве электронного издания

для использования в учебном процессе

Кемерово 2015

Рецензенты:

Кудреватых Н. В. – доцент кафедры финансов и кредита

Вагина Нина Дмитриевна, Лубкова Эльмира Миннулловна, Шевелева Оксана Борисовна. Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы [Электронный ресурс] для студентов специальности 38.05.01 (080101.65) «Экономическая безопасность», образовательная программа «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности», всех форм обучения / составители: Н. Д. Вагина, Э. М. Лубкова, О. Б. Шевелева. – Электрон. дан. – Кемерово : КузГТУ, 2015. – систем. требования : PentiumIV ; ОЗУ 8 Мб ; Windows 95 ; мышь. – загл. с экрана.

Составлены на основании ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» (КузГТУ) (утвержден Ученым советом КузГТУ от 03.02.2014)

 КузГТУ, 2015

 Вагина Н. Д.

Лубкова Э. М

Шевелева О. Б.,

составление, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Общие положения 3 2. Цель, задачи выпускной квалификационной работы, общие требования к её выполнению 11 3. Методы, используемые в выпускной квалификационной работе 14 4. Тематика и этапы выполнения выпускной квалификационной работы 15 5. Руководство выпускной квалификационной работой 18 6. Содержание, объем и структура выпускной квалификационной работы 9 7. Оформление выпускной квалификационной работы 25 8. Защита выпускной квалификационной работы 41 9. Список литературы 41

29 стр., 14328 слов

Экономическая безопасность выпускная квалификационная работа ...

... обеспечения экономической безопасности. 30. Развитие механизмов обеспечения экономической безопасности в сфере образования. 31. Обеспечение экономической безопасности в сфере здравоохранения. 32. Влияние состояния основных фондов (технологического оборудования) на обеспечение экономической безопасности. 33. Развитие организационно-экономического механизма обеспечения экономической безопасности ...

Приложение 1 43

Приложение 2 47

Приложение 3 48

Приложение 4 54

Приложение 5 55

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические рекомендации определяют принципы выполнения выпускной квалификационной работы, обязательные для каждого студента. Они включают в себя единые требования к содержанию, структуре и объему выпускной квалификационной работы, определяют порядок выбора и утверждения темы, организацию выполнения и защиты, критерии оценки, а также примерный перечень тем выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа обучающихся в КузГТУ по образовательной программе специальности «Экономическая безопасность» выполняется в форме дипломной работы.

ВКР представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное лично выпускником под руководством научного руководителя, показывающее уровень общей профессиональной подготовки выпускника, его умение работать с научной информацией, обобщать и анализировать фактический материал, использовать теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении ООП.

Выпускная квалификационная работа должна отразить умение выпускника самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

Студентам, аттестованным государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), выдается диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца с присвоением квалификации экономист по специальности «Экономическая безопасность», образовательная программа: «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности».

Положительное решение государственной экзаменационной комиссии является подтверждением следующих профессиональных компетенций выпускника по специальности «Экономическая безопасность»:

1. Общекультурных компетенций (ОК):

— способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

— способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);

— способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

— способностью ориентироваться в политических и социальных процессах, использовать знания и методы гуманитарных и социальных наук при решении профессиональных задач (ОК-4);

— способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);

— способностью соблюдать требования законов и иных нормативных правовых актов, нетерпимо относиться к коррупционному поведению (ОК-6);

— способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

27 стр., 13080 слов

Личностные особенности продавцов-консультантов с разным уровнем ...

... стаж профессиональной деятельности в данной организации от 1 года до лет. Методологические и теоретические основы исследования: теоретические положения и результаты исследований эффективности деятельности в профессиях типа «человек - человек», изложенные в работах ...

— способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);

— способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

— способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать ответственность за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК-10);

— способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

— способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности (ОК-12);

— способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК13);

— способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-14);

— способностью применять математический инструментарий для решения экономических задач (ОК-15);

— способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в экономике, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач (ОК16).

2. Профессиональных компетенций (ПК):

в области расчетно-экономической, проектно-экономической деятельности:

— способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

— способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

— способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

— способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми стандартами (ПК-4);

19 стр., 9112 слов

Характеристика международных организаций: проблемы и пути совершенствования ...

... региона (Организация африканского единства, Организация американских государств). Межгосударственные организации подразделяются также на организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. ...

— способностью осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учетно-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ (ПК-5);

— способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов; применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности (ПК-6);

в области правоохранительной деятельности:

— способностью выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-7);

— способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-8);

— способностью выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-9);

— способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, создающие угрозы экономической безопасности, применять познания в области материального и процессуального права (ПК-10);

— способностью обеспечивать экономико-правовую защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ПК-11);

— способностью применять основные закономерности создания и принципы функционирования систем экономической безопасности хозяйствующих субъектов (ПК-12);

— способностью осуществлять мероприятия, направленные на профилактику, предупреждение преступлений и иных правонарушений, на основе использования закономерностей экономической преступности и методов ее предупреждения; выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению преступлений (ПК-13);

— способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализировать и оценивать ее, эффективно использовать в интересах выявления рисков и угроз экономической безопасности, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере экономики (ПК-14);

— способностью выявлять, документировать, пресекать и раскрывать преступления и иные правонарушения в сфере экономики (ПК-15);

— способностью осуществлять расследование экономических преступлений в форме дознания (ПК-16);

— способностью осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (ПК-17);

— способностью использовать при решении профессиональных задач особенности тактики проведения оперативно-служебных мероприятий в соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности (ПК-18);

— способностью осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с правовыми и организационными основами правоохранительной деятельности, компетенцией правоохранительного органа, для службы в котором осуществляется подготовка специалиста (ПК-19);

20 стр., 9790 слов

Шпаргалка: Бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности. ...

... не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности. Организация-резидент, которая нарушила требование о репатриации, может ... оформления, которыми могут воспользоваться лица, осуществляющие ВЭД не менее трех лет, при выпо ... операций по импорту/экспорту товаров в бухгалтерском и налоговом учете. При подписании контракта устанавливается также форма расчетов с ...

— способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-20);

— способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства (ПК-21);

— способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-22);

— способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-23);

— способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-24);

в области контрольно-ревизионной деятельности:

— способностью организовывать и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-25);

— способностью применять методы осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-26);

— способностью оценивать эффективность формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выявлять и пресекать нарушения в сфере государственных и муниципальных финансов (ПК-27);

— способностью оценивать эффективность систем внутреннего контроля и аудита (ПК-28);

— способностью анализировать показатели финансовой и хозяйственной деятельности государственных органов, организаций и учреждений различных форм собственности (ПК-29);

— способностью анализировать результаты контроля, исследовать и обобщать причины и последствия выявленных отклонений, нарушений и недостатков и готовить предложения, направленные на их устранение (ПК-30);

в области информационно-аналитической деятельности:

— способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

— способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);

— способностью строить стандартные теоретические и эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты (ПК-33);

— способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности (ПК-34);

— способностью проводить анализ возможных экономических рисков и давать им оценку, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);

— способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в учетноотчетной документации, использовать полученные сведения для принятия решений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности (ПК-36);

17 стр., 8185 слов

Анализ экономической безопасности вкр пдф. Внутренние и внешние ...

... страницы: Транскрипт 1 Утверждены протоколом ученого совета от Темы выпускных квалификационных работ по специальности «Экономическая безопасность» 1. Современные проблемы на уровне местного самоуправления 2. Проблемы ... к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм. 8. При реализации ...

— способностью проводить комплексный анализ угроз экономической безопасности при планировании и осуществлении инновационных проектов (ПК-37);

— способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность (ПК-38);

— способностью составлять прогнозы динамики основных экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-39);

в области экспертно-консультационной деятельности:

— способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экономических экспертиз и исследований (ПК-40);

— способностью применять методики судебных экономических экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-41);

— способностью осуществлять экономическую экспертизу нормативных правовых актов в целях обнаружения потенциальных угроз экономической безопасности (ПК-42);

— способностью осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы (ПК-43);

в области организационно-управленческой деятельности:

— способностью принимать участие в разработке стратегии обеспечения экономической безопасности предприятий, организаций, подготовке программ по ее реализации (ПК-44);

— способностью планировать и организовывать служебную деятельность подчиненных, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-45);

— способностью принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-46);

— способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в коллективе (ПК-47);

— способностью осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности (ПК-48);

в области научно-исследовательской деятельности:

— способностью анализировать эмпирическую и научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по проблемам обеспечения экономической безопасности (ПК-49);

— способностью исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности организаций, оценивать их эффективность (ПК-50);

— способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);

— способностью проводить специальные исследования в целях определения потенциальных и реальных угроз экономической безопасности организации (ПК-52);

20 стр., 9859 слов

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

... компаний не уделяют должного внимания налоговому аспекту экономической безопасности, пренебрегая необходимость проводить анализ налоговой составляющей экономики предприятия. Целью данной работы является исследование налогового аспекта экономической безопасности предприятия находящегося на общем режиме налогообложения и ...

— способностью готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований (ПК-53);

в области педагогической деятельности:

— способностью проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-54).

Методические рекомендации составлены на основании ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева» (КузГТУ) (утвержден Ученым советом КузГТУ от 03.02.2014).

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Выпускная квалификационная работа выполняется на актуальную тему, должна представлять самостоятельное законченное исследование финансово-экономических проблем, решения практических задач, иметь творческий, прикладной характер.

Цель выпускной квалификационной работы – закрепить, систематизировать полученные студентом в университете теоретические знания, практические навыки решения конкретных экономических, научных, производственных задач, оценить степень готовности к самостоятельной работе в различных сферах экономики Российской Федерации.

Задачи, решаемые в выпускной квалификационной работе:

1) обосновать актуальность, цель, задачи, методы исследования;

2) изучить теоретические основы, состояние рассматриваемой проблемы, раскрыть сущность, содержание экономических категорий, явлений;

3) обобщить отечественный, зарубежный опыт управления социально-экономическими, финансовыми, производственными системами на основе изучения литературных источников, периодических изданий;

4) развить навыки самостоятельной работы с бухгалтерской, статистической, налоговой отчетностью предприятия, организации;

5) овладеть методами, приемами статистического наблюдения, финансового мониторинга, обработки экономической информации, анализа отдельных направлений финансовой, хозяйственной деятельности, проведения научных исследований;

6) исследовать динамику, тенденции развития экономических, финансовых процессов;

7) провести финансово-экономические расчеты, в необходимых случаях на основе использования экономико-математических методов, современных компьютерных технологий;

8) получить достоверные, научно-обоснованные выводы, необходимые для определения направлений улучшения ситуации по исследуемой проблеме;

9) предложить конкретные направления и рекомендации, направленные на совершенствование финансово-кредитного механизма, повышение эффективности отдельных направлений финансовой, хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения, бюджета соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от выбранной темы.

3 стр., 1365 слов

Рецензия. на курсовую работу по кафедре Экономической теории студента (Ф

... неоклассическом направлениях экономической мысли. 48. Современная экономическая мысль в трудах нобелевских лауреатов по экономике (по выбору). темы курсовых работ и ... знакомится с рецензией. Если курсовая работа не допущена к защите Курсовая работа, имеющая несущественные ... собеседования: устное изложение основных положений темы; ответы на замечания рецензента и вопросы преподавателя, возникающие ...

Для решения перечисленных задач в выпускной квалификационной работе студентом используются методы ранее изученных общих гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы студент должен показать знания, полученные в процессе изучения экономической теории, государственных и муниципальных финансов, финансов организаций, финансового менеджмента, налогов и налогообложения, банковского дела, страхования, инвестиций, рынка ценных бумаг, бухгалтерского учета, экономического анализа, экономической безопасности, диагностики и прогнозирования угроз организации и т.д.

Главная задача студента в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы – показать глубокие знания экономической, финансовой теории, специальной литературы, нормативных документов по вопросам финансов, денежного обращения и кредита, продемонстрировать умение творчески применять полученные знания в практической работе, способность обобщать и анализировать фактический материал, использовать результаты анализа для разработки предложений по предупреждению, локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Выпускная квалификационная работа содержит:

1) теоретическую часть, при выполнении которой студент должен показать глубокие знания основ экономической теории по исследуемой проблеме;

2) расчетно-практическую часть, в процессе выполнении которой студент должен показать навыки эффективного использования методов экономического, финансового анализа, разработки мероприятий для решения практических задач повышения экономической безопасности предприятия, организации, учреждения, территории;

3) графическую часть, которая является наглядным представлением результатов выпускной квалификационной работы в виде таблиц, рисунков.

Объектами исследования выпускной квалификационной работы являются организации различных организационно-правовых форм, инвестиционные фонды, коммерческие банки, страховые организации, бюджетные учреждения, территории.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы – экономическая, финансовая информация в форме нормативных документов и локальных актов, отчетности, аналитических материалов предприятий, организаций, учреждений, статистические данные.

Выпускная квалификационная работа выполняется на основе материалов, собранных студентом на предприятии, в организации во время прохождения преддипломной практики. Информационной базой экономического, финансового анализа является бухгалтерская, статистическая отчетность, общие сведения о предприятии, организации.

Выполнение выпускной квалификационной работы предусматривает самостоятельную работу студентов, консультации руководителя и других специалистов.

Общие требования, предъявляемые к изложению материала выпускной квалификационной работы:

 логическая последовательность;  краткость и четкость формулировок, исключающая возможность неоднозначного толкования;  убедительность аргументации;  конкретность изложения материала и результатов работы;  информационная выразительность;  достоверность данных;  обоснованность решений, выводов и рекомендаций.

10 стр., 4651 слов

Рекомендуемая структура доклада при защите выпускной квалификационной ...

... образования в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Госкомвуза России от 27.12.95 №10, одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника является защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы). Выпускная квалификационная (дипломная) работа является завершающим этапом в подготовке ...

3. МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Использование рациональных приемов, способов исследования экономических, финансовых явлений, процессов – предпосылка качественного выполнения студентом выпускной квалификационной работы.

Методы, используемые в ходе выполнения выпускной квалификационной работы:

 чтение (изучение) бухгалтерской, статистической отчетности;

 сравнение экономических показателей с отчетными, плановыми, нормативными значениями;

 выделение узких мест, ведущих звеньев финансовоэкономических процессов и явлений;

 группировка взаимосвязанных экономических показателей;

 детализация экономических, финансовых процессов, на основе разложения их на составляющие;

 обобщение результатов, выводов, характеризующих отдельные стороны экономической деятельности;

 составление балансов доходов и расходов, источников и направлений расходования средств;

 индексный метод изучения относительных величин выполнения плана, динамики, сравнения экономических, финансовых показателей;

 элиминирование отрицательного влияния факторов;

 интегральный метод аналитического представления взаимосвязанных экономических, финансовых показателей в виде математических функций нескольких переменных-аргументов;

 метод долевого участия экономических, финансовых показателей в итоговых обобщающих показателях, финансовых результатах;

 анализ хронологических рядов на основе изучения абсолютных и относительных величин, характеризующих развитие, динамику экономических, финансовых явлений;

 расчет финансовых коэффициентов, характеризующих платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, рентабельность, рыночную активность предприятия, организации;

 графические методы, дающие наглядное, образное представление о развитии экономических, финансовых процессов в виде графиков, гистограмм, диаграмм.

В случаях, когда предприятия, организации, ссылаясь на коммерческую тайну, не предоставляют часть необходимой информации для выполнения дипломной работы, студент по согласованию с руководителем может для решения поставленных задач использовать методы интерполяции, экстраполяции, экономико-математического моделирования.

4. ТЕМАТИКА И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тематика выпускной квалификационной работы разрабатывается и утверждается кафедрой финансов и кредита ежегодно и должна соответствовать специальности «Экономическая безопасность», образовательная программа «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности».

Перечень актуальных и перспективных тем исследований в области экономической безопасности приведен в приложении 1.

Тематика содержит общую и примерную формулировку тем. Студент с ее помощью выбирает основное направление исследования, руководствуясь личными научными и практическими интересами и предложениями организации, по материалам которой выполняется работа. Студент также может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы выпускной квалификационной работы учитываются следующие обстоятельства:

 соответствие темы интересам базы практики;

 возможность использования конкретных материалов базы практики;

 соответствие темы научным интересам студента, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовых работ.

Выпускная квалификационная работа может выполняться в порядке привлечения студента к участию в выполнении научноисследовательской работы кафедры по определенным ею специальным темам.

Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию науки и техники, иметь практическое значение.

Формулировка темы должна быть краткой, отражать суть выпускной квалификационной работы, содержать указание на объект и предмет исследования.

Изменение темы допускается лишь в исключительных случаях не позднее, чем за 2 месяца до назначенной даты защиты выпускной квалификационной работы.

Студент обязан в срочном порядке, письменно поставить в известность об изменении темы (с подробным изложением причин) руководителя выпускной квалификационной работы и заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой на основании письменного заявления ходатайствует о внесении изменений и дополнений в приказ по вузу. Только после утверждения соответствующих изменений ректором студент может приступить к разработке новой темы выпускной квалификационной работы.

После согласования с научным руководителем тема формулируется окончательно и отражается в задании на ВКР, которое утверждается на заседании кафедры.

Темы выпускных квалификационных работ, не вошедшие в тематику согласно приложению 1, утверждаются кафедрой.

Тематика выпускных квалификационных работ уточняется кафедрой ежегодно.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ НА ОДНУ ТЕМУ ПО МАТЕРИАЛАМ ОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЕЕ ЧЕМ ОДНИМ СТУДЕНТОМ (ЕСЛИ РЕЧЬ НЕ ИДЕТ О КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЕ)

Процедура выполнения выпускной квалификационной работы представляет собой последовательность логически взаимосвязанных действий студента, направленных на достижение поставленной цели, решение перечисленных выше задач. Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется в рамках и сроки общего учебного процесса выпускающей кафедры и университета в целом и состоит из трех последовательных этапов:

Организационный этап (2недели):

1) выбор до прохождения преддипломной практики предприятия, организации (базы практики), темы выпускной квалификационной работы, руководителя;

2) получение задания у руководителя, определение методов сбора, обработки информации, содержания выпускной квалификационной работы;

3) составление календарного плана выполнения работы, согласование его с руководителем;

Основной этап (8 недель):

4) составление библиографии по теме работы и изучение теоретического материала – специальной литературы, периодических изданий, нормативных документов и локальных актов, законодательных актов органов государственной власти и управления, местного самоуправления Российской Федерации;

5) сбор общих сведений, статистических данных, методических материалов, нормативных документов, бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности предприятия, организации;

6) написание выпускной квалификационной работы по конкретному направлению, определенному темой и разработка путей решения выявленных проблем; согласование результатов с руководителем и устранение замечаний;

7) оформление работы в соответствии с установленными требованиями и представление ее руководителю;

Заключительный этап (2 недели):

8) оформление графического (раздаточного) материала;