Научная статья ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Научная статья

Текст научной статьи на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОГИН Александр Александрович,

кандидат юридических наук,

заведующий кафедрой юридических дисциплин

Тольяттинского филиала Университета Российской академии образования

В российской юридической науке функции государства (от лат. ШпеНо — исполнение, осуществление, обязанность) рассматриваются в разных трактовках. Значительная часть учёных в своих оценках по данному предмету занимает единую позицию. «Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач», — пишут Н.И. Матузов и А.В. Малько.1 «Функции государства — главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе», — также констатирует В.С. Афанасьев.2 Автор выделяет четыре функции, которые осуществляются любым государством: экономическую, политическую, социальную и идеологическую. Другие исследователи, помимо вышеназванных, анализируют экологическую функцию, функцию налогообложения, правоохранительную функцию и т.д. В свою очередь, В.А. Затонский полагает, что функции государства осуществляются в трёх правовых формах: законотворческая деятельность; исполнительно-распорядительная деятельность; правоохранительная деятельность.3

Не останавливаясь на всём многообразии тенденций существующих в научных кругах по указанным вопросам, в конечном итоге следует согласиться с выводом, что «функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять»4.

1 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2001. С. 56.

2 Афанасьев В.С. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Право и закон, 1996. С. 283, 285.

3 Затонский В.А. Эффективная государственность / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2006. С. 80.

4 Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и фа-

культетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.:

Норма-Инфра-М, 1998. С. 143.

При этом, экономическая функция, обладающая ярко выраженным постоянством, по формам и методам реализации, подвержена наиболее резким и быстрым изменениям, особенно в настоящее время.

5 стр., 2476 слов

Предмет, структура и функции экономической теории

... функция, Познавательная функция, Прогностическая функция Экономическая теория состоит из общих основ экономической теории, микро- и макроэкономики и интерэкономики (мировой экономики). общих основах экономической теории Макроэкономика, Интерэкономика 2. Экономические законы и их объективный характер. Экономические категории Экономические ...

Итоги ХХ века показали, что хотя современное производство и иные сопутствующие сферы последовательно и результативно могут развиваться только в условиях экономической, политической, личной свободы, демократии и разнообразия мнений — значимость государства в формировании цивилизованных хозяйственных отношений является приоритетной. В частности, в недалёком прошлом, усиление индустриального могущества многих стран мирового сообщества было тесно связано с ведущей ролью государства, выступающего гарантом конституционных прав и свобод граждан при проявлении ими инициативы и предприимчивости. «Основное назначение государства в сфере экономики — установление основ её функционирования. Разумеется, у рынка есть собственные законы, и так называемое рациональное или эффективное государство не может их не учитывать. Однако, без сомнений, главную роль должны играть законы государства», — отмечает Э.В. Таланина.5 «Экономическая функция выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности», — говорится в одном из коллективных изданий.6

Между тем, нынешний глобальный системный кризис (греч. к^э — решение, приговор,

5 Таланина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. № 11. С. 74.

6 Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарика, 2006. С. 305.

решительный исход) также ясно подчёркивает, что без ещё более активного вмешательства государства в различные аспекты общественной жизни, невозможно преодолеть многочисленные, негативные вызовы и явления. Рынок требует умелого обращения, многолетнего опыта и чёткой правовой регламентации, «поскольку свобода не анархия, не охлократия, не безбрежная вольница, как в начале казалось многим в России, а воля народа, строго и в определённых пределах ограниченная законом, принятым демократическим путём» . В сложившейся ситуации ряд действий российской государственной власти необходимо воспринимать как реализацию отдельных элементов экономической функции в особых условиях.

Рассмотрим конкретный пример. Как известно , финансы выступают в качестве важнейшего средства управления обществом и являются практически основным источником информации о тех или иных процессах в жизнедеятельности страны. Кроме того, они служат инструментом формирования и функционирования системы прямых и обратных связей между экономическими субъектами. Естественно, что в области финансов наше государство стремится создать достаточно жёсткие правила поведения для всех заинтересованных сторон.

В своей публикации А.В. Турбанов и Н.Н. Евстратенко приводят весьма содержательные слова Председателя Центрального банка Швеции С. Ингвеса, полностью применимые к нашим отечественным условиям: «когда дело касается исключительных обстоятельств, когда возникает угроза платежной системе и стабильности финансовой системы, общим знаменателем разных кризисов, как представляется, является то, что власти признают невозможным полагаться на обычные правила. Вместо этого применяются специальные нормы или специальное кризисное законодательство»2.

Именно подобным образом 23 октября 2008 г. Государственная Дума экстренно, в трёх чтениях приняла Федеральный закон «О дополни-

6 стр., 2794 слов

Банки и их роль в современной экономике

... банк - основное звено кредитной системы стран с рыночной экономикой; универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их ... банковской системой государства. В своей работе я попробую показать сущность банка и кредитных отношений, функции Центральных и коммерческих банков. А ...

1 Лунеев В.В. Рыночная экономика и экономическая преступность в России // В сб.: «Экономическая преступность». М.: Юристъ, 2002. С. 15.

2 Турбанов А.В., Евстратенко Н.Н. Мировой финансовый кризис: защита вкладчиков — приоритетная задача // Банковское право. 2008. № 5. С. 4.

тельных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 г.»3 (далее Закон).

Его положения позволяют государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее АСВ) и Банку России проводить необходимые мероприятия, направленные на предупреждение банкротства кредитных организаций. В соответствии с концепцией данного акта, вышеназванные компетентные органы получили широкие полномочия на решительное вмешательство в деятельность кредитных организаций, при условии, если существует реальная угроза законным интересам их клиентов.

Во-первых, это объясняется тем, что «банкротство банка и банкротство любого юридического лица — явления, различные по своей сути. Банкротство банка, кредиторами которого являются тысячи физических и юридических лиц, способно нанести ущерб не только интересам отдельных кредиторов, но и финансовой системе в целом»4. Во-вторых, с кредитными организациями напрямую связаны все субъекты предпринимательства и любые отрицательные явления в банковской среде влекут за собой существенные негативные последствия для всего народного хозяйства; напряженность в обществе и развитие социальных конфликтов.

С одной стороны, соответствующие меры могут осуществляться, прежде всего, путём рационального использования таких рычагов воздействия, которые имеют сугубо экономический, регулятивный характер, например:

1) оказания финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с согласованным (утверждённым) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акции (доли в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесённым к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с согласованным (утверждённым) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть;

3 Росс. газ. 2008. 28 октября.

4 Дракина М.Н. Новые положения законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций // Юрист. 2004. № 12. С. 28-30.

3) приобретения в соответствии с согласованным (утверждённым) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющим определять решения банка по вопросам, отнесённым к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

3 стр., 1108 слов

Всемирный банк представил доклад об экономике России

... долгосрочного экономического роста. В докладе Всемирного банка косвенно говорится о фискальной устойчивости как об одном из условий реализации ... доступа к услугам. В качестве факторов, мешающих росту экономики России, Ана Ревенга обозначила три момента. Первый – устаревающая ... Moscow Times, телеканал «Страна», Thomson Reuters, ИА «Синьхуа», Агентство «Эфе» (Испания), РИА «ФедералПресс», Феникс-ТВ ( ...

4) оказания финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с согласованным (утверждённым) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка акций (долей в уставном капитале) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесённым к компетенции общего собрания его учредителей (участников);

5) организации торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательства банка, в том числе перед Банком России;

6) исполнения в соответствии с согласованным (утверждённым) планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций временной администрации на основании решения Банка России.

В частности, для решения обозначенных неотложных задач, из федерального бюджета было выделено 200 млрд. рублей и сразу на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) Банк России провел первые аукционы по предоставлению беззалоговых кредитов. Кроме того, он начал кредитовать коммерческие банки под залог их кредитного портфеля. Следует отметить, что к участию в аукционах допускались только такие структуры, которые имели рейтинг международных рейтинговых агентств не ниже уровня «В». Одно из основных предназначений аукционов состоит в том, что выделенные государством денежные средства, через банковскую систему должны направляться для эффективной поддержки реального сектора отечественной экономики.

Во-вторых, Закон позволяет использовать достаточно эффективные меры принуждения. Не следует забывать, что банковская система поражена всем комплексом отрицательных процессов, в целом присущих сейчас нашему обществу. Известно, что одним из факторов, существенно определяющим уровень пра-

вонарушений в банковской сфере, является нежелание учреди

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»