1.
2.
Сущность экономического анализа
Сущность экономического анализа может быть раскрыта через его предмет, задачи и содержание.
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний (в том числе приёмов и методов получения этих знаний), связанную с исследованием экономических процессов и выявлением закономерностей их развития, с научным обоснованием бизнес-планов и всесторонней оценкой их выполнения, с выявлением факторов, оказывающих влияние на развитие экономических процессов, и измерения уровня этого влияния, с выявлением неиспользованных внутрихозяйственных резервов и на основе вышеперечисленного принятием оптимальных управленческих решений.
Под предметом экономического анализа понимается хозяйственная деятельность предприятий, её эффективность и конечные финансовые результаты.
Задачами экономического анализа являются:
- обоснование управленческих решений;
- анализ выполнения бизнес-планов;
- определение экономической эффективности использования ресурсов предприятия;
- выявление и измерение резервов.
Экономические показатели классифицируются по следующим направлениям:
а) в зависимости от измерителей: натуральные, стоимостные. б) в зависимости от того, какая сторона хозяйственной операции измеряется: количественные (объём производства), качественные (фондоотдача, производительность труда); в) в зависимости от применения отдельно взятых показателей: абсолютные (используются для выражения конкретного значения изучаемого объекта: стоимость оборудования, стоимость основных средств), относительные (используются для выражения значения изучаемого объекта по отношению к другим элементам общей совокупности либо к аналогичным показателям за предыдущие периоды и т.п.: доля оборудования в общем объёме основных средств, темп роста выпускаемой продукции).
Ретроспективный анализ завершается, как правило, перспективным анализом, результатом которого является формирование плановых показателей. Таким образом, составляются бизнес-планы. Следующей важной задачей экономического анализа является изучение степени выполнения бизнес-плана. В данном случае устанавливается наличие и степень отклонения реальных показателей от плановых.
2. Виды экономического анализа
|
1.По субъектам
|
||||||||
анализ, проводимый руководством |
||||||||
анализ, плановым отделом |
||||||||
анализ, проводимый поставщиками |
||||||||
анализ, проводимый аудиторами, и т.п. |
||||||||
2 |
По кругу изучаемых вопросов
|
комплексный |
||||||
тематический |
||||||||
3 |
По периодичности проведения
|
оперативный — ежедневный — декадный — месячный |
||||||
-ретроспективный — квартальный — полугодовой — девятимесячный — годовой |
||||||||
4. По объектам изучения
|
||||||||
анализ подразделений |
||||||||
анализ предприятия (организации) |
||||||||
отраслевой анализ |
||||||||
5 |
По методам анализа
|
сравнительный |
||||||
факторный |
||||||||
функционально-стоимостной |
||||||||
корреляционный |
Всестороннее изучение деятельности предприятия, включая состояние его ресурсной базы, называется комплексным анализом. Цель оперативного анализа заключается прежде всего в поиске отклонений фактических показателей от плановых и формировании рекомендаций по устранению неблагоприятных изменений. Ретроспективный анализ позволяет выявить неиспользованные резервы и упущенные возможности, и его цель – недопущение повторения ошибок. Здесь следует заметить, что именно на данных ретроспективного анализа происходит прогнозирование дальнейшей деятельности предприятия и составление планов.
3. Принципы анализа Хозяйственной деятельности
1.
Анализ должен базироваться на государственном подходе
при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. 2. Анализ должен носить научный характер,
т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. 3. Анализ должен быть комплексным.
Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 4. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода,
когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов. 5.
Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным.
Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов. 6.
Анализ призван быть действенным,
активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, для разработки конкретных мероприятий, для обоснования, корректировки и
уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается. 7. Анализ должен проводиться по плану,
систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. 8. Анализ должен быть оперативным.
Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь. 9. Один из принципов анализа — его демократизм,
предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. 10.
Анализ должен быть эффективным,
т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др. Ими следует руководствоваться, проводя анализ хозяйственной деятельности на любом уровне.
4.
Метод как способ исследования. Характерные черты метода АХД. Определение метода АХД.
Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук способы подхода к изучению своего предмета (в том числе и АХД) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.
Исток одной из
деятельности сравниваются с результатами прошлых лет, достижениями других
предприятий, плановыми показателями, среднеотраслевыми и т.д.
Вытекает
необходимость изучения внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса.
Изучение хозяйственной деятельности предприятий
должно проводиться с учетом всех взаимосвязей.
Ни одно явление не может быть правильно понято, если оно рассматривается изолированно, без связи с другими.
индукции
заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Дедукция — это такой способ, когда исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результа-
Детализация
Метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности
предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью
повышения эффективности функционирования организации.
, основным
, общие
, интенсивные
, количественные
6.
Моделирование
— это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. Сущность его заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными
передается в форме конкретного математического уравнения.
1.
Аддитивные модели.
Они используются в тех случаях, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.
2.
Мультипликативные модели:
Этот тип моделей применяется тогда, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.
Кратные модели:
Они применяются тогда, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.
4.
Смешанные (комбинированные) модели
— это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей:
Моделирование мультипликативных факторных систем
жители. Например, при исследовании процесса формирования объема производства продукции можно применять такие детерминированные модели, как:
Эти модели отражают процесс детализации исходной факторной системы мультипликативного вида и расширения ее за счет расчленения на сомножители комплексных факторов. Степень детализации и расширения модели зависит от цели исследования, а также от возможностей детализации и формализации показателей в пределах установленных правил.
7. Экономические явления, изучаемые в АХД, имеют, как правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.
Абсолютные величины
8. Сравнение — один из способов, с помощью которых человек начал распознавать окружающую среду. В современной действительности этот способ используется нами на каждом шагу, временами автоматически, неосознанно. Подчеркивая его важность, можно сослаться на поговорку: «Все познается в сравнении». Широкое распространение он получил и в исследовании экономических явлений.
Каждый показатель, каждая цифра, используемая для оценки, контроля и прогноза, имеет значение только в сопоставлении с другой. Сущность этого способа может быть
раскрыта следующим образом.
Сравнение — это научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.
С помощью сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. В экономическом анализе сравнение используют для решения всех его задач как основной или вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда используется сравнение, и цели, которые при этом достигаются.
1. Сопоставление фактических уровней показателей с плановыми используется для оценки степени выполнения плана.
2. Сопоставление фактических уровней показателей с нормативными позволяет осуществлять контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий.
3. Сравнение фактических уровней показателей с данными прошлых лет применяется для определения тенденций развития экономических процессов.
4. Сопоставление уровня показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта работы других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов.
5. Сравнение уровня показателей анализируемого предприятия со средними их величинами по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли.
6. Сопоставление параллельных и динамических рядов служит для изучения взаимосвязей исследуемых показателей. Например, анализируя одновременно динамику изменения объема производства валовой продукции, основных производственных фондов и фондоотдачи, можно обосновать взаимосвязь между этими показателями.
7. Сопоставление различных вариантов управленческих решений производится с целью выбора наиболее оптимального из них.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.
группировка информации
, типологических группировок
, Структурные группировки
, Аналитические (причинно-следственные) группировки
делается сначала по одному признаку, а потом внутри каждой группы — по другому признаку и т.д. Таким образом могут быть построены двух-, трехуровневые группировки. Методика построения группировок коротко может быть определена в виде следующего алгоритма: 1) определение цели анализа; 2) сбор необходимых данных по всей совокупности объектов; 3) ранжирование совокупности по выбранному для группировки признаку; 4) выбор интервала распределения совокупности и ее деление
на
группы; 5) определение среднегрупповых показателей по группировочным и факторным признакам; 6) анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи и направления воздействия факторных показателей на изучаемый результат.
16.
экономическая сущность резервов повышения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции.
Отраслевые резервы
К
общегосударственным резервам
можно отнести ликвидацию диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности, системы управления национальной экономикой и т.д. По признаку времени
резервы делятся на неиспользованные, текущие и перспективные.
18. Результативность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от
правильной его организации, которая должна соответствовать ряду требований.
Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса. Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого руководителя, каждого менеджера, принимающего управленческие решения.
Отсюда важным принципом ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. Одним из принципов организации анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса,
т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. регламентация и унификация.
Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге
способствует повышению его эффективности. Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы. 1. Определение субъектов и объектов АХД, выбор организационных форм их исследования и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями. 2. Планирование аналитической работы. 3. Информационное и методическое обеспечение АХД.
4. Оформление результатов анализа. 5. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.