8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.
15. Какие способы нейтрализации фиаско государства вы можете предложить?
16. Какие проявления фиаско государства наблюдаются в современной российской экономике?
17. Что собой представляет экономическая политика государства? Каковы ее цели и задачи? Проведите классификацию различных видов экономической политики.
Экономической политикой называют совокупность методов и мероприятий государства для влияния на экономические процессы в стране в целом, направленных на удовлетворение определенных интересов и достижение поставленных целей.
К основным целям экономической политики государства относятся: достижение достойного уровня жизни, который обеспечивает условия для самореализации граждан, стабилизации производства и цен, высокий уровень занятости и социальной защиты сбалансированность хозяйственного комплекса страны общий экономический рост. Наряду с этим также называют другие экономические цели, например справедливое распределение доходов и богатства, охрану окружающей среды и т.п. объектами регулирования могут выступать: эконом.циклы, спрос, предложение и т.д.
Классификация:
1. Политика «свобода действий + констебль», при осуществлении её в стране сохраняется свободная рыночная экономика. Такая политика была основана на самостоятельности рыночных субъектов, при этом роль государства основывалась на защите частной собственности; 2. Политика централизованного управления экономикой — полностью (с упразднением частной собственности) или частично (с ее сохранением); 3. Политика «срединного пути», предполагает приближение к максимальной границе максимального присутствия государства в экономике и нахождению компромисса между механизмом рыночного саморегулирования и централизованным управлением экономикой, которое гарантирует полную занятость, проведение антициклического регулирования.; 4. Политика конкурентного порядка. Государств способствует всемерному развитию конкуренции, не допуская в то же время нанесения экологического ущерба и подрыва экономической безопасности страны; 5) Точечная (пунктирная) экономическая политика. Действия государства направлены на решение проблем, создающ. наибольшую угрозу для системы
Характеристика уровня экономического развития страны
... сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который бы отражал и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями ... столько детализировало анализ, сколько запутывало его и давало необъективную картину. В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются ...
18. Какими ресурсами располагает государство для осуществления мер по регулированию рынка?
К ресурсам регулирования относятся: 1)государственная собственность; 2)гос.финансы; 3)денежная масса; 4)информация; 5) законодательство; 6)государственная служба.
19. Сопоставьте административные и экономические методы регулирования экономических процессов. В каких сферах необходимо использование административных методов?
Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю. В подобном случае правительство начинает стремится осуществлять контроль за объемом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками и т.д. Экономические методы регулирования расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Например, повышение ставки процента по государственным облигациям создает ситуацию, при которой владелец денежного дохода добавляет к прежнему количеству вариантов его использования еще один, на данный момент, возможно, наиболее привлекательный с точки зрения теории «выбора портфеля».
Абсолютное разделениеметодов не обоснованно, т.к. каждом административном регуляторе должно быть нечто экономическое — воздействие на интересы хозяйственных субъектов. Например, переход правительства к прямому контролю над ценами.
1) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. 2)Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов. 3)Разработка всех стандартов, контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. 4)Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. 5)Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, государственный контроль над экспортом и импортом товаров).
20. Назовите не менее десяти инструментов государственного регулирования экономики с раскрытием алгоритма их применения.
инструментами
государственного регулирования рыночной экономики являются:
- налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;
- государственные инвестиции и субсидии;
- ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных
резервов и операции на открытом рынке;
- государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных
началах;
- государственные товарные резервы, используемые для стабилизации
рынка товаров и цен;
Государственное экономическое программирование
... инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании ...
- прямое управление государственными предприятиями,
принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами
ценных бумаг;
- целевые социально- экономические и научно-технические программы;
- хозяйственное законодательство и т.п.
21. Какова аргументация классиков при обосновании отстаиваемой ими модели взаимодействия экономики и государства?
Классическая модель основана на признании саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов. Они считали, что рынок сам по себе направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели — полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. — достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма. Выдвигают в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования предлодения.
22. Каково ваше отношение к закону Сэя? Опровергает ли данный закон наличие сбережений?
Закон Сэя крайне упрощает действительность, поскольку получатели дохода вовсе не обязаны и далеко не всегда захотят израсходовать его полностью на покупки, а вполне могут сберегать часть своего дохода. В таком случае сбережения подрывают действие закона Сея, ибо предложение не полностью создает свой спрос, и это порождает перепроизводство, экономический спад, безработицу, снижение доходов и т.д. Правда, классики утверждают, что сбережения превращаются в инвестиции, и с учетом возросшего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары спрос опять-таки приравнивается к предложению.
23. В чем заключаются разногласия классиков и кейнсианцев по вопросу о взаимоотношениях экономики и государства?
Классическая модель основана на признании саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов и Выдвигают в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования предлодения. Кейнсианцы напротив, утверждали, что Рыночная экономика не обладает функционирующим механизмом саморегулирования. Основной фактор развития экономики по Кейнсу — наличие «эффективного спроса», Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса — мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.
24. Каковы назначение государства в кейнсианской модели регулирования экономики, основные черты данной модели и социально-экономические последствия ее реализации на практике?
Главные черты кейнсианской модели:
1)высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 2)создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных предприятий; 3)выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости; 3)первенство бюджетно-налоговой политики.
Взаимосвязь права, экономики и политики
... -правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности взаимосвязи права и политики, права и экономики в современном обществе, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с указанными научными категориями. Положения и выводы курсовой работы опираются ...
Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. Поскольку, Полная занятость приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило импульсом к инфляции, сдержать которую кейнсианскими рецептами оказалось невозможно.
25. Каковы причины смены кейнсианской модели государственного регулирования моделью неоконсервативной в 1980–1990-х гг.?
Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. В этих благоприятных условиях перераспределение национального дохода могло осуществляться без ущерба накоплению капитала. Между тем в 70-е г.г. произошло резкое ухудшение условий воспроизводства в мировой экономике — прежде всего «нефтяной шок». Полная занятость приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило импульсом к инфляции, сдержать которую кейнсианскими рецептами оказалось невозможно.
Предпринимавшиеся попытки взбодрить экономику средствами дефицитного финансирования и кредитной экспансии привели лишь к перерастанию ползучей инфляции в хроническую галопирующую. Таким образом, мировой экономический кризис 1979-1982 г.г. стал не просто циклическим кризисом, но и кризисом кейнсианской модели.
26. Реализация каких взглядов неоконсерваторов привела к ослаблению государственного вмешательства в экономику?
27. Назовите факторы и обстоятельства, которые предопределяют сегодня выбор общества в пользу неоклассической или неокейнсианской моделей государственного регулирования экономики.
При этом выбор общества между неоклассической и неокейнсианской моделями государственного регулирования экономики в решающей степени определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране. Так, если ключевой проблемой признается спад производства, влекущий за собой нарастание безработицы, нарастание тенденций поляризации в обществе, то усиливающееся социально-экономическое напряжение выталкивает на вершину власти партии левой ориентации, которые преимущественно используют для достижения своих целей неуклонно обновляемую кейнсианскую модель государственного регулирования экономики. Если же наибольшие опасения в обществе вызывают инфляция, вероятная девальвация национальной валюты, утечка капитала из страны, то к власти приходят политики неоконсервативного плана, формирующие модель регулирования национальной экономики, в большей степени почерпнутую из арсенала неоклассической школы.
28. В чем состоит суть политики краткосрочной стабилизации? Каковы ее основные инструменты?
Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) есть комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. Инструменты: налоги, гос.расходы; %-ставка, денежная масса.
29. Как реализуются бюджетно-налоговыми средствами политика экспансии и политика сдерживания?
Роль налоговой политики в регулировании экономики
... платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства. Цель работы - изучить роль фискальной политики в регулировании экономики. В работе поставлены задачи исследования следующих аспектов налоговой политики: 1. ...
Бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая и ограничительная (сдерживающая).
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Как следует из теории Кейнса, рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны товаропроизводителей. В совокупности эти меры вызывают рост ВНП.
Ограничительная бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.
Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.
30. Каковы плюсы и минусы фискальной экспансии и фискальной рестрикции?
31. Как и когда используется политика «дешевых» и политика «дорогих» денег?
Девальвация рубля (с августа 2008 г. курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является свершившимся фактом. Несмотря на все плюсы и минусы снижения курса национальной валюты, сбережения населения и средства предприятий претерпели значительные изменения, произошел рост цен на внутреннем рынке, а девальвационные и инфляционные ожидания остаются на высоком уровне. Большинство усилий российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались поглощены двухмесячной девальвацией. Возможность изменения ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России.