Шпаргалка по «Государственное регулирование экономики»

Шпаргалка

8) Отвлечение юристов, экономистов, менеджеров и т.п. от участия в производстве продукции и услуг на фирмах. Привлекаемые относительно высокой оплатой труда в сфере управления, а также немалым объемом иных льгот и привилегий, квалифицированные специалисты охотно «перетекают» в нашей стране в аппарат государственного управления, нарушая некие оптимальные пропорции в использовании трудовых ресурсов страны.

15. Какие способы нейтрализации фиаско государства вы можете предложить?

16. Какие проявления фиаско государства наблюдаются в современной российской экономике?

17. Что собой представляет экономическая политика государства? Каковы ее цели и задачи? Проведите классификацию различных видов экономической политики.

Экономической политикой называют совокупность методов и мероприятий государства для влияния на экономические процессы в стране в целом, направленных на удовлетворение определенных интересов и достижение поставленных целей.

К основным целям экономической политики государства относятся: достижение достойного уровня жизни, который обеспечивает условия для самореализации граждан, стабилизации производства и цен, высокий уровень занятости и социальной защиты сбалансированность хозяйственного комплекса страны общий экономический рост. Наряду с этим также называют другие экономические цели, например справедливое распределение доходов и богатства, охрану окружающей среды и т.п. объектами регулирования могут выступать: эконом.циклы, спрос, предложение и т.д.

Классификация:

1. Политика «свобода действий + констебль», при осуществлении её в стране сохраняется свободная рыночная экономика. Такая политика была основана на самостоятельности рыночных субъектов, при этом роль государства основывалась на защите частной собственности; 2. Политика централизованного управления экономикой — полностью (с упразднением частной собственности) или частично (с ее сохранением); 3. Политика «срединного пути», предполагает приближение к максимальной границе максимального присутствия государства в экономике и нахождению компромисса между механизмом рыночного саморегулирования и централизованным управлением экономикой, которое гарантирует полную занятость, проведение антициклического регулирования.; 4. Политика конкурентного порядка. Государств способствует всемерному развитию конкуренции, не допуская в то же время нанесения экологического ущерба и подрыва экономической безопасности страны; 5) Точечная (пунктирная) экономическая политика. Действия государства направлены на решение проблем, создающ. наибольшую угрозу для системы

3 стр., 1084 слов

Характеристика уровня экономического развития страны

... сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который бы отражал и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями ... столько детализировало анализ, сколько запутывало его и давало необъективную картину. В последние годы в специальных исследованиях и статистической информации все шире применяются ...

18. Какими ресурсами располагает государство для осуществления мер по регулированию рынка?

К ресурсам регулирования относятся: 1)государственная собственность; 2)гос.финансы; 3)денежная масса; 4)информация; 5) законодательство; 6)государственная служба.

19. Сопоставьте административные и экономические методы регулирования экономических процессов. В каких сферах необходимо использование административных методов?

Административные приемы существенно ограничивают свободу экономического выбора, а иногда вообще сводят ее к нулю. В подобном случае правительство начинает стремится осуществлять контроль за объемом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками и т.д. Экономические методы регулирования расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для фирмы дополнительным стимулом. Например, повышение ставки процента по государственным облигациям создает ситуацию, при которой владелец денежного дохода добавляет к прежнему количеству вариантов его использования еще один, на данный момент, возможно, наиболее привлекательный с точки зрения теории «выбора портфеля».

Абсолютное разделениеметодов не обоснованно, т.к. каждом административном регуляторе должно быть нечто экономическое — воздействие на интересы хозяйственных субъектов. Например, переход правительства к прямому контролю над ценами.

1) При обеспечении прямого государственного контроля над монопольными рынками. Правда, данные рынки весьма неодинаковы, а потому допускают различные подходы к применению административных приемов. 2)Экономические регуляторы недостаточны, а иногда и просто вообще неэффективны при регулировании побочных эффектов рыночных процессов, их последствий для состояния окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Так, если химкомбинат погубил Байкал, то финансовые санкции к нему уже не смогут исправить ситуацию. Для исключения подобных случаев необходимы консервация части национальных ресурсов, исключающая любые формы их коммерческой эксплуатации, прямое запрещение использования экологически вредных технологий, разработка и реализация экологических стандартов. 3)Разработка всех стандартов, контроль за их соблюдением всеми участниками экономической системы. 4)Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, той планки, ниже которой «царствует» нищета. 5)Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей (например, государственный контроль над экспортом и импортом товаров).

20. Назовите не менее десяти инструментов государственного регулирования экономики с раскрытием алгоритма их применения.

инструментами

государственного регулирования рыночной экономики являются:

  • налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;
  • государственные инвестиции и субсидии;
  • ставка процента по межбанковскому кредиту, нормы обязательных

резервов и операции на открытом рынке;

  • государственные заказы, размещаемые на конкурсных и договорных

началах;

  • государственные товарные резервы, используемые для стабилизации

рынка товаров и цен;

3 стр., 1219 слов

Государственное экономическое программирование

... инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании ...

  • прямое управление государственными предприятиями,

принадлежащими государству природными ресурсами, имуществом, пакетами

ценных бумаг;

  • целевые социально- экономические и научно-технические программы;
  • хозяйственное законодательство и т.п.

21. Какова аргументация классиков при обосновании отстаиваемой ими модели взаимодействия экономики и государства?

Классическая модель основана на признании саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов. Они считали, что рынок сам по себе направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Тем самым все основные макроэкономические цели — полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др. — достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма. Выдвигают в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования предлодения.

22. Каково ваше отношение к закону Сэя? Опровергает ли данный закон наличие сбережений?

Закон Сэя крайне упрощает действительность, поскольку получатели дохода вовсе не обязаны и далеко не всегда захотят израсходовать его полностью на покупки, а вполне могут сберегать часть своего дохода. В таком случае сбережения подрывают действие закона Сея, ибо предложение не полностью создает свой спрос, и это порождает перепроизводство, экономический спад, безработицу, снижение доходов и т.д. Правда, классики утверждают, что сбережения превращаются в инвестиции, и с учетом возросшего спроса не только на потребительские, но и на инвестиционные товары спрос опять-таки приравнивается к предложению.

23. В чем заключаются разногласия классиков и кейнсианцев по вопросу о взаимоотношениях экономики и государства?

Классическая модель основана на признании саморегулирующегося механизма рыночной экономики и отрицании кризисов и Выдвигают в качестве определяющего направления государственного регулирования экономики стимулирования предлодения. Кейнсианцы напротив, утверждали, что Рыночная экономика не обладает функционирующим механизмом саморегулирования. Основной фактор развития экономики по Кейнсу — наличие «эффективного спроса», Личное потребление зависит прежде всего от уровня занятости, а потому безработица оказывается главным препятствием формирования эффективного спроса. Уровень занятости зависит от склонности к потреблению и инвестиций. Прирост же инвестиций зависит от ожидаемых прибылей и уровня банковского процента. Отсюда выводится набор инструментов регулирования инвестиционного спроса — мягкая бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика.

24. Каковы назначение государства в кейнсианской модели регулирования экономики, основные черты данной модели и социально-экономические последствия ее реализации на практике?

Главные черты кейнсианской модели:

1)высокая доля национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет; 2)создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных предприятий; 3)выдвижение в качестве главных целей стабилизации экономического цикла и достижение высокого уровня занятости; 3)первенство бюджетно-налоговой политики.

2 стр., 893 слов

Взаимосвязь права, экономики и политики

... -правовых основ сущности, характеристик, условий, определяющих особенности взаимосвязи права и политики, права и экономики в современном обществе, позволяют проводить дальнейшее исследование вопросов, связанных с указанными научными категориями. Положения и выводы курсовой работы опираются ...

Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. Поскольку, Полная занятость приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило импульсом к инфляции, сдержать которую кейнсианскими рецептами оказалось невозможно.

25. Каковы причины смены кейнсианской модели государственного регулирования моделью неоконсервативной в 1980–1990-х гг.?

Кейнсианская модель государственного регулирования оказалась приемлемой лишь в условиях бурно развивающейся экономики, в которой высокими темпами повышалась производительность труда. В этих благоприятных условиях перераспределение национального дохода могло осуществляться без ущерба накоплению капитала. Между тем в 70-е г.г. произошло резкое ухудшение условий воспроизводства в мировой экономике — прежде всего «нефтяной шок». Полная занятость приводила к требованиям профсоюзов о повышении зарплаты. Это послужило импульсом к инфляции, сдержать которую кейнсианскими рецептами оказалось невозможно.

Предпринимавшиеся попытки взбодрить экономику средствами дефицитного финансирования и кредитной экспансии привели лишь к перерастанию ползучей инфляции в хроническую галопирующую. Таким образом, мировой экономический кризис 1979-1982 г.г. стал не просто циклическим кризисом, но и кризисом кейнсианской модели.

26. Реализация каких взглядов неоконсерваторов привела к ослаблению государственного вмешательства в экономику?

27. Назовите факторы и обстоятельства, которые предопределяют сегодня выбор общества в пользу неоклассической или неокейнсианской моделей государственного регулирования экономики.

При этом выбор общества между неоклассической и неокейнсианской моделями государственного регулирования экономики в решающей степени определяется социально-экономической ситуацией, сложившейся в стране. Так, если ключевой проблемой признается спад производства, влекущий за собой нарастание безработицы, нарастание тенденций поляризации в обществе, то усиливающееся социально-экономическое напряжение выталкивает на вершину власти партии левой ориентации, которые преимущественно используют для достижения своих целей неуклонно обновляемую кейнсианскую модель государственного регулирования экономики. Если же наибольшие опасения в обществе вызывают инфляция, вероятная девальвация национальной валюты, утечка капитала из страны, то к власти приходят политики неоконсервативного плана, формирующие модель регулирования национальной экономики, в большей степени почерпнутую из арсенала неоклассической школы.

28. В чем состоит суть политики краткосрочной стабилизации? Каковы ее основные инструменты?

Антициклическое регулирование (политика краткосрочной стабилизации) есть комплекс государственных мероприятий, которые проводятся в направлении, противоположном проявившимся в данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. Главной целью регулирования является достижение стабильного, сбалансированного, равномерно распределенного по волне цикла. Инструменты: налоги, гос.расходы; %-ставка, денежная масса.

29. Как реализуются бюджетно-налоговыми средствами политика экспансии и политика сдерживания?

16 стр., 7888 слов

Роль налоговой политики в регулировании экономики

... платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства. Цель работы - изучить роль фискальной политики в регулировании экономики. В работе поставлены задачи исследования следующих аспектов налоговой политики: 1. ...

Бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая и ограничительная (сдерживающая).

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Как следует из теории Кейнса, рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны товаропроизводителей. В совокупности эти меры вызывают рост ВНП.

Ограничительная бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

30. Каковы плюсы и минусы фискальной экспансии и фискальной рестрикции?

31. Как и когда используется политика «дешевых» и политика «дорогих» денег?

Девальвация рубля (с августа 2008 г. курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является свершившимся фактом. Несмотря на все плюсы и минусы снижения курса национальной валюты, сбережения населения и средства предприятий претерпели значительные изменения, произошел рост цен на внутреннем рынке, а девальвационные и инфляционные ожидания остаются на высоком уровне. Большинство усилий российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались поглощены двухмесячной девальвацией. Возможность изменения ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России.