Шпаргалка по «Финансы как экономическая категория»

Шпаргалка
Содержание скрыть

Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.

«финансы» (finances — денежные средства).

Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В современном понимании финансы — система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.

Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит).

Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.

Финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:

1) денежные отношения обусловлены существованием государства как органа управления;

2) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;

3) основой их существования и формирования является сфера материального производства;

4) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.

Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, кредит.

В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

13 стр., 6473 слов

Кредит в международных экономических отношениях

... и государства. Функции международного кредита 1. Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях ...

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.

И финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит перераспределение ВВП и НД в межтерриториальном и межотраслевом разрезах. В процессе функционирования финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства, предприятий, банков и т.д.

Функционирование финансов является основой для создания кредитных ресурсов, в то же время функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.

Тест:

  1. Кто впервые был ввёл термин «финансы»?

б) Ж. Боден

в) Жан-Батист Сэй

2. Каким главным фактором обладают финансы, отличающих их от других экономических категорий?

а) наличием государства

б) системой экономических отношений

в) наличием товарного производства

3. Взаимосвязь какой экономической категории и финансов предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма?

а) финансов и кредита

б) финансов и заработной платы

в) финансов и цены

4. С помощью каких экономических категорий происходит перераспределение ВВП и НД?

а) заработной платы и цены

б) цены и кредита

в) финансов и кредита

5. Финансы – это система….

а) денежных отношений

б) стоимостных отношений

в) банковских отношений

Сущность налога

Налог — обязательный платёж, который взимается гос-вом с физ и юр лиц.

Налогообложение, Миним. размер налогового бремени

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. Субъекты – физ и юр лица.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.

В зависимости от степени разделения властей налоговая система может быть двух-, трехзвенной. В странах с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном . В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровн. система, включающая общегосударственные и местные налоги .

четыре важнейшие функции.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (распределит функция);

21 стр., 10421 слов

Международный кредит и его роль в развитии экономики Республики Беларусь

... данной курсовой работы является определение роли международного кредита в развитии экономики Республики Беларусь и выявление проблем, связанных с привлечением иностранных заёмных средств. Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность международного кредита, охарактеризовать его роль в развитии внешнеэкономических ...

3. Государственное регулирование экономики ( регулирующая функция);

4.стимулирующая(создание условий экон роста и экон прогресса).

Виды налогов, их классификация

1. По способу взимания налогов

Прямые налоги, Косвенные налоги

2. По субъекту-налогоплательщику .

Налоги с физических лиц(подоход налог);, Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль и др);

Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина и др.).

3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги: республиканские налоги, региональные налоги.

4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.

Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые — местными органами власти и пополняют местные бюджеты.

5. По срокам уплаты:

а) Срочные

б) Периодично-календарные.

Система налогообложения в РБ, Главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС).

Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги.

Основные налоги Республики Беларусь