Шрифт: Меньше Аа Больше Аа
1. Экономическая сущность налогов
Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма. Статьей 8 НК РФ определено, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог – философская и историческая категория, отражающая все изменения реальной действительности, изменяющаяся в разные формы и не теряющая своего сущностного содержания; экономическая категория, опосредующая процесс перераспределения стоимости преимущественно в денежной форме.
Экономическая природа налогов раскрывается в том, что налог:
1) выступает косвенным регулятором развития экономики;
2) является инструментом структурного, антиинфляционного регулирования;
3) это обязательный атрибут участников деловых отношений; это основной источник формирования государственных доходов;
4) это один из способов регулирования дефицита госбюджета;
5) это одно из действенных средств достижения приемлемого социального равенства и справедливости в условиях рынка, распределения и перераспределения доходов различных социальных слоев населения;
6) это один из инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.
Налоги – не только экономическая категория, но и финансовая: они выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, имеют свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, т. е. функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ...
... и определить взаимосвязь между привлекаемыми со стороны экономическими ресурсами и достижением предприятием лучших экономических показателей. Провести оценку источников привлечения экономических ресурсов для развития промышленного предприятия на основе предложенного комплекса взаимосвязанных показателей. Определить ...
Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, образует налоговую систему, которая призвана всемерно стимулировать развитие малого бизнеса, предпринимательства, отражать экономические интересы регионов и государства.
2. Принципы организации налогов
(1776 г.)
1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводят к равенству или неравенству в налогообложении;
2) налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен;
3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить;
4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства. Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.
налогообложение в обществе базируется на таких принципах,
финансовые принципы:
- а) достаточность обложения;
- б) подвижность;
народно-хозяйственные принципы:
- а) выбор источника обложения, т. е. должны ли быть источником обложения только доход отдельного лица или и его капитал;
- б) как действует налог на плательщика, кто его в действительности несет, т. е. исследование вопроса о переложении налогов;
3) принципы справедливости:
- а) общность обложения;
- б) равномерность;
принципы налогового управления:
- а) определенность обложения;
- б) удобство для плательщика при платеже налога;
- в) вопрос о возможно меньших издержках по взиманию налогов.
организационным принципам
1) принцип единства налоговой системы;
2) принцип подвижности (эластичности);
3) принцип стабильности;
4) принцип множественности налогов;
5) принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
3. Функции налогов , Функции налогов
1) перераспределительная;
2) стимулирующая;
3) учетная;
4) контрольная.
основные функции,
фискальная функция
С помощью фискальной функции образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия для государственного функционирования.
Благодаря фискальной функции государство обеспечивает:
а) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;
- б) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;
- в) установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе;
- г) выполнение всех экономических, политических и социальных задач;
регулирующая функция
Налоги России и стран рыночной экономики
... курсовой работы является раскрытие особенностей построения налоговых систем России и стран с рыночной экономикой. Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: дать понятие налогов ... И ПРИНЦИПЫ 1.1 Понятие и сущность налогов и налогообложения Теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления ...
Благодаря регулирующей функции осуществляются:
а) регулирование спроса и предложения;
- б) стимулирование сбережений граждан;
- в) выравнивание доходов отдельных социальных групп;
- г) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы;
- д) регулирование экспортно-импортной деятельности;
- е) стимулирование НТП.
Главная и конечная цель налогового регулирования, Функции налогов, Фискальная функция
4. Законодательство о налогах и сборах
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ (НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
НК РФ – это основной свод законодательных норм, регулирующих налоговые отношения государственных и местных органов самоуправления с налогоплательщиками, принятый на уровне верховной власти государства.
В части первой НК РФ определены основы налогового законодательства, общие принципы, виды налогов и компетенция органов государственной власти в части налогообложения. Во второй имеется ряд законов, определяющих конкретные налоги, порядок их исчисления и уплаты, ответственность по обязательствам налогоплательщика.
Принципы налоговой системы: обязательность уплаты налога; налоги не должны устанавливаться либо различно применяться, исходя из политических, этнических, этических или иных подобных критериев; не должно допускаться установление налогов, нарушающих единую налоговую систему РФ; количество налогов должно быть ограничено и не должно допускаться установление налогов, не предусмотренных НК РФ.
Налог – это оплата, определяемая государством, часть стоимости товаров и услуг (косвенный налог), а также выплаты от дохода и имущества лиц и предприятий (прямой налог).
Налоги делятся на: федеральные; региональные; местные, муниципальные.
Налоги – это необходимое условие существования государства, они выполняют две основные функции:
фискальную
регулирующую
Налоговая (фискальная) политика
1) способы определения налогооблагаемой базы (виды налогов);
2) налоговые ставки;
3) льготы;
4) способы взимания и распределения налогов. Акты законодательства о налогах вступают
в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1 – го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
5. Порядок исчисления сроков
Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока, Срок, исчисляемый годами,, Срок, исчисляемый кварталами,, Срок, исчисляемый месяцами,, Срок, определенный днями,
В случаях, когда последний день срока приходится надень, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Понятие налога, налогового права, его система, их функции
... экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и приумножения частной собственности. Процесс становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих институтов налогового законодательства и сфер налоговых ...
Действие, для которого установлен срок, может быть выполнено до 24 ч последнего дня срока.
Изменение срока уплаты налога и сбора –, Срок уплаты налога не может быть изменен,
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство;
4) в течение 3 лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявление об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в ст. 63 НК РФ, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.