Финансы как экономическая категория представляют собой часть денежных отношений, которые опосредуют неэквивалентное движение денег, возникают на стадии перераспределения созданного продукта и связаны с наличием государства как органа управления.
«финансы» (finances — денежные средства).
Считается, что впервые его ввел французский ученый Ж. Боден в 1577 г. в своей работе «Шесть книг о республике». В современном понимании финансы — система денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных денежных средств государства в целях выполнения его функций, а также децентрализованных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств с целью обеспечения условий их расширенного воспроизводства.
Финансы, будучи категорией перераспределения, существенно отличаются от других стоимостных категорий, которые в условиях рыночного хозяйства также выполняют функции перераспределения (цена, кредит).
Если такие денежные категории, как цена, заработная плата, прибыль, кредит, обусловлены системой экономических отношений и наличием товарного производства, то финансы как категория перераспределения, порождена самим фактом наличия государства.
Финансы как экономическая категория — это особая группа денежных отношений, обладающих одновременно следующими признаками:
1) денежные отношения обусловлены существованием государства как органа управления;
2) это отношения, которые опосредуют преимущественно неэквивалентное денежное движение;
3) основой их существования и формирования является сфера материального производства;
4) они оказывают существенное влияние на весь ход воспроизводственного процесса, главным образом через налоги и государственное финансирование.
Финансы, участвуя в распределении стоимости, тесно связаны и взаимодействуют с такими категориями, как цена, кредит.
В стоимостном распределении участвует и кредит. Финансы и кредит имеют одну экономическую основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.
Кредит в международных экономических отношениях
... и государства. Функции международного кредита 1. Перераспределение ссудных капиталов между странами для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства. Через механизм международного кредита ссудный капитал устремляется в те сферы, которым отдают предпочтение экономические агенты в целях ...
Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают основные фонды и оборотные средства.
И финансы и кредит выражают движение стоимости, с их помощью происходит перераспределение ВВП и НД в межтерриториальном и межотраслевом разрезах. В процессе функционирования финансов и кредита формируются и используются фонды денежных средств государства, предприятий, банков и т.д.
Функционирование финансов является основой для создания кредитных ресурсов, в то же время функционирование кредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
Тест:
- Кто впервые был ввёл термин «финансы»?
б) Ж. Боден
в) Жан-Батист Сэй
2. Каким главным фактором обладают финансы, отличающих их от других экономических категорий?
а) наличием государства
б) системой экономических отношений
в) наличием товарного производства
3. Взаимосвязь какой экономической категории и финансов предопределяет зависимость размера финансовых ресурсов от ценового механизма?
а) финансов и кредита
б) финансов и заработной платы
в) финансов и цены
4. С помощью каких экономических категорий происходит перераспределение ВВП и НД?
а) заработной платы и цены
б) цены и кредита
в) финансов и кредита
5. Финансы – это система….
а) денежных отношений
б) стоимостных отношений
в) банковских отношений
Сущность налога
Налог — обязательный платёж, который взимается гос-вом с физ и юр лиц.
Налогообложение, Миним. размер налогового бремени
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др. Субъекты – физ и юр лица.
Налоговые льготы — полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
В зависимости от степени разделения властей налоговая система может быть двух-, трехзвенной. В странах с федеральным делением (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (штаты и т.д.) и местном . В государствах, не имеющих федерального деления (Беларусь, Франция), существует двухуровн. система, включающая общегосударственные и местные налоги .
четыре важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (распределит функция);
Международный кредит и его роль в развитии экономики Республики Беларусь
... данной курсовой работы является определение роли международного кредита в развитии экономики Республики Беларусь и выявление проблем, связанных с привлечением иностранных заёмных средств. Для этого необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность международного кредита, охарактеризовать его роль в развитии внешнеэкономических ...
3. Государственное регулирование экономики ( регулирующая функция);
4.стимулирующая(создание условий экон роста и экон прогресса).
Виды налогов, их классификация
1. По способу взимания налогов
Прямые налоги, Косвенные налоги
2. По субъекту-налогоплательщику .
Налоги с физических лиц(подоход налог);, Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль и др);
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина и др.).
3. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги: республиканские налоги, региональные налоги.
4. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж.
Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые — местными органами власти и пополняют местные бюджеты.
5. По срокам уплаты:
а) Срочные
б) Периодично-календарные.
Система налогообложения в РБ, Главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС).
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляют Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. В налоговой структуре Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги.