По «Микроэкономике»

Шпаргалка

52. РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

Риски – потенциально существующая опасность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с запланированным уровнем.

Деятельность предприятия всегда связана с определенным риском. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода. Риск можно рассматривать двояко. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти. Вследствие этого возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и пр.).

С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь. Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов, неполноты информации о хозяйственных процессах.

Общие подходы к управлению риском.

В связи с тем, что хозяйственная деятельность подвержена риску, предпринимателям необходимо заниматься его управлением. Управление риском означает определение вероятности его наступления, проведение необходимых предупредительных мероприятий или направленных на его компенсацию.

Полностью риска избежать нельзя, но в той или иной степени ослабить и сделать управляемым можно.

Управление рисками

  • это деятельность, направленная на смягчение влияния рынка на конечные результаты: защиту от них, их предупреждение, сокращение неблагоприятных последствий. В процессе управления риском также решается вопрос о том, входить или не входить в соответствующую ситуацию. Главная цель управления риском состоит в обеспечении в худшем случае бесприбыльности работы предприятия. Основой для этого является балансировка его величины и потенциальной выгоды с помощью сопоставления положительных и отрицательных финансовых последствий принимаемых решений.

Для предпринимателей важно не только оценить действительную величину риска, которому подвергается предприятие, но и при невозможности его предотвращения обеспечить хотя бы частичное возмещение убытков. Одним из способов этого является страхование. Страхование – это система мер по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими денежных средств.

Фирма, находящаяся в состоянии банкротства, подлежит деструктуризации или ликвидации. Реструктуризация может заключаться в выделении и концентрации жизнеспособных производств путем закрытия или объединения подразделений, изменения хозяйственных связей, финансового оздоровления, реорганизации.

11 стр., 5391 слов

ОТЧЕТ по практике: Организация финансово-экономической деятельности ООО ‘Лениногорское управление тампонажных работ’

... экономических служб предприятия, .1 Ознакомление с положениями о деятельности ОТ и ЗП предприятия ПОЛОЖЕНИЕ об отделе организации труда, заработной платы и кадров (ООТЗПиК) ООО «Лениногорское управление ... тыс. руб.Источник данных - форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» - это выручка от ... : .1 Проведение работ по совершенствованию организации труда, предложений по улучшению организации труда. 2 ...

Предприниматель должен иметь в виду, что иногда отказ от деятельности не выгоден. Он может вызвать другие риски, а подчас и невозможен. Поэтому риск приходится брать «на себя». Чтобы ослабить негативное влияние риска, создается страховой резерв. Он определяется как усредненная величина потерь за три года с поправкой на инфляцию. Страховой резерв предназначен для покрытия запланированных рисков. Незапланированные риски компенсируются из любых других доступных источников.

Разделение (сегрегация) рисков осуществляется путем разделения активов.

53. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Эластичность показывает зависимость изменения величины спроса от изменения различных факторов.

Факторы, влияющие на эластичность:

– наличие хороших заменителей товаров;

– удельный вес в бюджете потребителя;

– размер дохода;

– качество товаров.

Свойства эластичности

Эластичность варьируется в зависимости от выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним. Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело с процентными изменениями цены и количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Эластичность определяется на заданном интервале. Определение ее на некотором другом интервале может быть таким же или измениться в зависимости от формулы спроса.

Линейная кривая спроса. Эластичность интервалов цен и количества спроса неодинакова на всей прямой, отображающей спрос. Эластичность изменяется по мере движения вниз по кривой спроса. Кривая спроса постоянной эластичности. Кривая спроса может быть представлена нелинейно. Кривая может иметь такую форму, что эластичность может быть постоянной на любом произвольно взятом интервале.

Эластичность спроса на ресурсы

Эластичность спроса на ресурсы определяют три фактора:

– первый фактор – эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более эластичным будет и спрос на ресурс. Когда повышение цены на товар вызывает значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В случае, когда, напротив, спрос на изготовляемую с помощью данных ресурсов продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы;

– второй фактор – замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами (например, бензина – дизельным топливом) или внедрения более совершенной технологии (благодаря которой, к примеру, уменьшается потребность в бензине);

– третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы,

  • их доля в общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных ресурсов в общих издержках производства готовой продукции.

Эластичность и временной период

14 стр., 6787 слов

Курсовая работа: Спрос и предложение

... цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая. Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рис. 1.2). Рис. 1.2. - Изменения величины спроса под влиянием изменения цены При изменении цены ...

При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода.

1. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких- либо изменений в объеме выпускаемой продукции (менее одного года).

2. Среднесрочный период достаточен для расширения и сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.

3. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию.

54. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене. Различают три варианта эластичности спроса:

1) эластичность спроса, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает;

2 ) единичная эластичность спроса, когда изменение цены (выраженной в процентах) равно процентному изменению объема продаж.

Величина эластичности спроса.

Эластичность можно измерить с помощью коэффициентаэластичности:

Данная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. В случае, эластичного спроса, когда прирост количества больше сокращения цены, величина коэффициента превышает единицу (ED > 1).

При неэластичном спросе ED < 1. В случае, когда процентное изменение цены равно изменению количества, устанавливается равенство ED = 1.

Эластичность спроса по цене, как правило, бывает для предметов роскоши (драгоценностей) и для достаточно дорогих предметов потребления (автомобилей).

Неэластичен спрос на товары первой необходимости.

Давая графическую интерпретацию эластичности (рис.1), заметим, что чем больше коэффициент эластичности, тем положе кривая спроса.

Рис. 1. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью

Существует также абсолютно эластичный и неэластичный спрос (рис. 2).

В случае абсолютно эластичного спроса – это горизонтальная кривая спроса (рис. 2а).

Потребители платят одинаковую цену независимо от величины спроса (например, на жизненно важные медикаменты).

В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любом уровне цен. Изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая выражена вертикальной прямой ( рис. 2б).

Рис. 2. Экстремальные случаи эластичности спроса:

а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный

55. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Эластичность спроса по доходу – это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:

где Q1 – количество до изменений;

Q2 – количество после изменений;

Y1 – доход до изменений;

Y2 – доход после изменений.

Эластичность спроса по доходу равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.

4 стр., 1723 слов

Курсовая работа: Закон предложения. Эластичность предложения и ее виды

... спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на ... росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику Формирование и развитие продовольственного рынка должно идти по двум ...

Потребитель поразному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь различные (положительные и отрицательные) значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0).

В этом случае речь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.

Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.

Вероятна и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.

Изменение эластичности по доходу связано с понятием номинальных товаров и товаров низшего качества. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.

Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к росту или падению дохода.

Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:

1) положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода

  • это нормальные блага;

2 ) отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода

  • это блага низшего качества;

3 ) нейтральная (нулевая).

Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.

Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).

Формула перекрестной эластичности выглядит так:

Перекрестная эластичность по цене может быть положительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма перекрестной эластичности свойственна взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на белый хлеб вызывает спрос на черный хлеб. Отрицательная форма перекрестной эластичности свойственна взаимодополняемым товарам. Например, рост цен на бензин вызовет уменьшение спроса на смазочное масло. Нулевая перекрестная эластичность характерна для товаров, являющихся нейтральными по отношению друг к другу. Например, мебель и обувь, автомобиль и хлеб.

56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие эластичности предложения. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения.

Эластичность предложения можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Коэффициент эластичности предложения

Измерение эластичности предложения производится с помощью коэффициента эластичности. Он рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:

11 стр., 5106 слов

Курсовая работа: Эластичность спроса и предложения

... обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора ...

Es = ?QA :?P.

Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:

1) эластичное предложение;

2 ) неэластичное предложение;

3) предложение единичной эластичн ости.

Кривые предложения с разной степенью эластичности

Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения – абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

Степень эластичности предложения может иметь и графическую интерпретацию.

На рисунке представлены различные варианты эластичности кривой предложения. На рис. А) S1 – не эластичное предложение (Е < 1); S2 – предложение единичной эластичности (Е = 1); S3 – эластичное предложение (Е > 1).

На рис. B) S1 – абсолютно неэластичное предложение (Е =0); S2 – абсолютно эластичное предложение (Е = ?).

Фактор времени, влияющий на эластичность предложения.

На эластичность предложения оказывают влияние различные факторы: цены на сырье и уровень заработной платы, ставка процента, наличие резервных производственных мощностей, характер продукции, скажем, предложение промышленной продукции более эластично, чем сельскохозяйственной.

Решающую роль в эластичности предложения имеет количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того чтобы отреагировать на изменение цены товара. Поэтому в работе производителей различают следующие периоды:

– текущий период – это период, в течение которого производитель не имеет возможности приспособиться к уровню изменения цен;

– краткосрочный период – это период, в течение которого производители не успевают в полном объеме отреагировать на изменение цен. Следовательно, не успевают изменить производственные мощности;

– долгосрочный период – характеризуется достаточным временем, для того чтобы производитель полностью приспособился к изменению цен.

56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ