Политология. Универсальная -best

Шпаргалка

перейти к оглавлению

Политология развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования —
жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений.

Сегодня невозможно изучать сложные
политические процессы,

не учитывая взаимодействие общественных (гуманитарных) наук.

1) Политология тесно связана с экономикой. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или, наоборот, тормозить.

2) Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Анализируя исторические процессы, политология применяет выводы на практике.

3) Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления.

4) Политология связана с социальной психологией, так как вопросы, изучаемые социальной психологией, занимают большое место в изучении политических явлений, т. к. связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.

5) Политология связана и с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов, закладывает категориальный аппарат.

6) Политология связана с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества.

Многие положения и выводы политологии составляют теоретическую базу для развития прикладных политических дисциплин: теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и т. д.

Политология использует данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она
моделирует политические системы

и т. п.


2. Структура политологии как научной дисциплины


Предметом политологии

является политическая жизнь во всем ее разнообразии, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.

3 стр., 1236 слов

Практическая работа: Обществознание 10 класс Тема: Политическая сфера общества

... по поводу политической власти. 3. Социально-политические и правовые нормы регулируют политическую жизнь общества и процесс политической власти, устанавливают границы допустимого политического поведения, личную ответственность за свою политическую ... уравновешивает в обществе экономические, социальные, властные, ... подготовить развернутый ответ по теме «Роль выборов в политическом процессе». Составьте ...


Объектами политологии

являются те области политической жизни, которые непосредственно изучаются (политические отношения, политическая система, политическая культура, политические процессы и т. д.).

Политология представляет собой целую
совокупность наук,

отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политической жизни, но объединенных предметом, которым является или политика в целом,
или отдельные ее стороны.

В структуру политологии входят следующие науки:


  • история политической мысли

    (история политических учений), изучающая этапы эволюции представлений о политической жизни и ее компонентах (в первую очередь о государстве и праве), которые существовали в различные исторические эпохи;

  • политическая философия

    (философия политики), определяющая принципы исследования и представления о месте политики в системе социальных отношений; она осуществляет формирование категориального, понятийного аппарата политической науки;

  • политическая социология,

    которая занимается изучением конкретных политических явлений и процессов, построенным на сборе, обобщении и анализе эмпирических данных, а также служит рациональной базой реальной политики, используется для прогнозирования и принятия политических решений, при постановке задач и выборе тактики достижения политических целей;

  • политическая психология,

    изучающая политическое поведение и его мотивацию, особенно в массовых формах;

  • политическая антропология,

    объектом которой является сам человек, в той или иной форме занимающийся политической деятельностью.

Она исследует предпосылки, условия вхождения людей в эту сферу социальной жизни, ее интересует личностное измерение политических отношений, она стремится установить «следы присутствия» человека в политике.


3. Частные и общие категории политологии. Законы политологии

Категории политологии — это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Именно благодаря существованию категориального аппарата становится возможным раскрытие содержания сложнейшего мира политики, полноценное понимание его законов и механизма их работы.

Существуют как общие, так и частные категории политологии.


Общие категории политологии

используются всеми общественными науками, к ним относятся: цивилизация, общество, свобода, власть, право, культура и т. д.


Частные категории политологии

используются самой политологией или науками, находящимися на стыке с ней: политика, политическая власть, политические отношения, политические режимы, правовое государство, политическая система, политическая культура, частная собственность и т. д.

13 стр., 6231 слов

Реферат: Русско-дагестанские политические отношения во второй половине XVII века

... состояние русско-дагестанских политических взаимоотношений во второй половине XVII в.; ; показать влияние на развитие русско-дагестанских отношений внедагестанских и внероссийских сил: Сефевидский Иран и Османская ... проблемы являются: а) экономические связи; б) политические или международные отношения. Нами избраны для изучения политические контакты народов Дагестана и России во второй половине ...

Все отношения в политологии определены теми или иными
законами.

Законами политологии называются объективно существующие и необходимые
связи между явлениями.

Они реализуются через деятельность людей и являются общими.

В наше время между учеными принято деление законов политологии в зависимости от сферы их проявления на 3 группы:
Первую группу

составляют законы политэкономии, отражающие отношения между экономическим базисом и надстройкой.


Вторую группу

образуют политико-социальные законы, характеризующие развитие политических явлений как особых социальных схем.


Третью группу

законов можно условно назвать политико-психологической, так как она характеризует взаимоотношения между личностью и политикой.

Законы политологии подразделяют также на законы функционирования и законы развития.


Законы функционирования

обеспечивают сохранение того или иного политического явления или процесса, а законы развития
обеспечивают его переход из одного качественного состояния в другое.

По способу проявления законы бывают динамические, т. е. определяющие однозначную связь между явлениями, и статические, обусловливающие связь с определенной долей вероятности, условности.


4. Предмет и объект политологии

Объектом политологии является политическая реальность. Но ее рассматривают также философия, социология, политическая психология и т. д. Поскольку предмет политического познания не может быть тождествен объекту, это позволяет выделить политологию в
самостоятельную научную дисциплину.

Среди политологов сегодня не существует единого мнения по вопросу о содержании
предмета политологии.

Это обусловлено различием национального политического опыта, который формировал традиции исследования политики в разных странах. Для преодоления разночтений группа ведущих экспертов ЮНЕСКО из Америки и Европы приняла в 1948 г. резолюцию, в которой предлагался перечень проблем, изучаемых политологией:

1. Политическая история.

2. Политические институты.

3. Партии, группы и общественное мнение.

4. Международные отношения.

Но и сегодня разногласия и споры продолжаются. Часть ученых считает необходимым разделить политологию на две самостоятельные дисциплины —
прикладную

и теоретическую.
Но пока такого разделения не произошло, и в большинстве случаев под политологией понимают науку, изучающую политические отношения со всеми сопровождающими данное явление политическими факторами. Согласно такому пониманию, теоретико-содержательным ядром политологии, ее предметом является учение о власти, о государстве, о взаимоотношениях людей в политической сфере и т. д.

Политология является
интегральной наукой

и включает в себя совокупность наук, отличающихся друг от друга предметом, методами, подходами, исследования политической жизни, и в этом смысле объект, т. е. политическая реальность, является как бы объединяющим фактором.

6 стр., 2528 слов

Реферат: Общественно-политическая жизнь Кубани в 90-е годы 20 века

... Кубани в постсоветский период. Как и в экономике, в социальном развитии можно выделить два этапа: маргинализацию общества в 1990-х годах, вызванную безработицей и низкими доходами, и этап стабилизации. Именно в 90-х годах ... общественно-политической жизни Кубани в 1990-х После распада СССР Россия пережила коренное преобразование всего обще­ственного строя. Общероссийские тенденции реформ сводятся ...

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные
практикой

современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Это наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знанием закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыки равноправного участника политической жизни.


5. Методы политологии


Методами политологии

называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии используются традиционные методы теоретического и эмпирического социального познания.

Среди методов теоретического познания выделяют следующие:


  • диалектику,

    которая предполагает рассмотрение явлений политической действительности с учетом факта их постоянного качественного изменения, умение видеть взаимосвязи частей и компонентов политической жизни, противоречивость политических процессов;

  • системный метод,

    рассматривающий политику как целостность, формируемую взаимодействием частей, находящихся в многообразных связях с внешней средой (природа, экономика, культура, психика людей и т.

д.);


  • формализацию,

    которая дает возможность сравнивать, сопоставлять политические явления и целые политические системы по сходным параметрам их существования для выявления различия и сходства, использовать математический аппарат, позволяющий выявить многообразие компонентов, связей, тенденций политической жизни. Методы эмпирического познания
    являются средствами и способами получения новых знаний о конкретных политических явлениях.

К ним относятся:


  • описание

    — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

  • анкетирование

    (беседы, интервью, опросы), направленное на выявление общественного мнения, создание представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

  • статистические методы,

    с помощью которых производятся накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта;

  • математические методы

    сбора и обобщения политической информации, позволяющие моделировать политические процессы;

  • методы семиотики

    — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политики, так как политика во многих своих проявлениях (процедуры, традиции, церемонии, ритуалы, стиль политических документов) представляет собой именно знаковую, символическую систему, состоит из предметов и действий, имеющих условный смысл;

  • методы герменевтики,

    целью которых служат фиксация политических явлений, их понимание.

    6 стр., 2786 слов

    Реферат: Экономическое и политическое развитие Республики Мордовия в 90-х.годах

    ... политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В систему органов государственной власти РМ входят : Глава Республики Мордовия , ... Атяшевском, Ромодановском, Чамзинском, Большеберезниковском районах. Проблемы обеспечения энергией стоят перед экономикой республики очень остро. Собственные мощности позволяют покрыть потребность едва на 30 ...


    6.

Сравнительная политология как метод политологии

Одним из методов политологии выступает ее составная часть — сравнительная политология. В научном смысле сравнительная политология — одно из направлений политической мысли, сформировавшееся как
обособленная часть политической науки,

являющееся специальной отраслью
политических знаний и исследований.

Принято рассматривать (в самом общем смысле) сравнительную политологию в качестве
одного из методов политологии.

Особенностью метода является его компаративистский (сравнительный) подход к политическим явлениям. Сам сравнительный подход к изучению явлений не является изобретением политологии. Его используют практически все известные науки, когда требуется выявить одинаковые и отличные черты у какого-то явления.

Сравнительный метод использовался уже в античном мире Платоном, Аристотелем и другими мыслителями. Этот метод предполагает
сопоставление однотипных политических явлений

(для политологии: политических систем, политических режимов, политических партий и движений, заинтересованных групп и элит, избирательных систем, различных способов реализации одних и тех же политических функций и т. д.) с целью выявления их общих и специфических свойств, черт, признаков, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач.

Метод предполагает привлечение исследователем огромного фактического материала. Применение сравнительного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному использованию опыта других стран и народов, позволяет учиться на чужих ошибках и избавляет от необходимости искать свой, особенный, путь в государственном строительстве. Творческое, с учетом специфики страны, использование этого метода особенно актуально для современной российской политологии в условиях реформирования общества и государства. Хороший политолог знает, как применить чужой опыт, откорректировав его согласно условиям собственной страны.

Сравнительная политология с помощью теоретических средств и приемов содействует проведению глубокого анализа реальных политических процессов, институтов власти. Объектом сравнения в политических исследованиях практически всегда служит распределение власти в различных обществах.


7. Типы политических методологий

Сложность и многосторонность политической жизни порождает многообразие типов ее осмысления, среди которых выделяют:


  • теологическую интерпретацию политики

    (Августин Аврелий, Фома Аквинский), в рамках которой политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;

  • натуралистическую,

    где политические явления рассматриваются как обусловленные географической средой, климатом (Ш.

Л. Монтескье, Ж. Бодэн);


  • биополитику,

    которая изучает общие для человеческих и животных сообществ черты поведения: приспособляемость, альтруизм, самозащиту, агрессию (К. Лоренц, Э. Фромм);

  • психологическую интерпретацию,

    где источник политических проблем видят в психических свойствах людей, в подсознательных импульсах, которые определяют характер их политического поведения и конфликтов, возникающих в политике (3.

Фрейд, Г. Лассуэл);

27 стр., 13122 слов

Реферат: ИНСТИТУТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ: ТРАНСАКЦИОННЫЙ ПОДХОД Специальность 08.00.01 – Экономическая теория Авто диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Москва

... в один из ограничителей как экономической власти монополий, так и политической власти представителей государства. Однако уже ... . С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЦЭМИ РАН. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат экономических наук, старший ... экономической науке – Г. Б. Клейнер, В. И. Маевский, О. В. Иншаков) позволяет описать основные характеристики «человека ...


  • экономический детерминизм,

    смысл которого наиболее точно определил К. Маркс как порождение производственными отношениями (экономическим базисом) юридической и политической надстройки, которой соответствуют определенные формы общественного сознания, т. е. способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще;

  • институционалистскую версию,

    где политика предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе существования которых лежат нормы — фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, а смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями;

  • бихевиоризм,

    который сосредоточивает исследовательские усилия на фиксации, описании и объяснении политической деятельности, рассматривает политику как взаимодействие цепей поступков людей, политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;

  • системный подход,

    заключающийся в исследовании политики как целостности, обладающей внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, в выявлении фактора изменения и стабилизации политической жизни.


    8.

Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:


  • познавательная,

    которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;

  • прогностическая,

    предполагающая, что обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;

  • практическая,

    показывающая, что представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;

  • идеологическая,

    поскольку сама политология служит средством идейного обоснования важнейших целей и идеалов политической деятельности, оказывает воздействие на выработку программ участвующих в политике сил, в значительной степени определяет стратегию и тактику их политического поведения;

  • культурная,

    выражающаяся в том, что политология обогащает представления людей о средствах достижения политических целей, формирует образы наиболее желаемых состояний, событий, к которым необходимо стремиться, создает представления о ценностях;

  • воспитательная,

    в ходе реализации которой складываются необходимые в демократическом обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе, что невозможно без знаний о структуре, основных компонентах политической организации общества, основных принципах ее функционирования и изменения, механизма влияния человека на ход политических процессов.

Известно, что образование служит наиболее эффективным и быстродействующим каналом передачи знаний, навыков, важнейших приобретений политического опыта. Именно тогда происходит целенаправленная реализация важнейших функций политологии как науки. Становясь
учебной дисциплиной,

политология приобретает возможность донести важнейшие приобретения политической мысли и политической практики до огромного числа людей, сделать их участие в политике осознанным и эффективным.

15 стр., 7048 слов

Курсовая работа: Бюджетно-налоговая политика в трансформационной экономике (на примере Республики Беларусь)

... инструментов бюджетно-налоговой политики происходит лишь перераспределение средств от частного сектора к государственному. Её инструменты не влияют на значения национального дохода и занятости в экономике ... определяется механизм её функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования. Дискреционная фискальная политика - это совокупность оперативных финансовых мер правительства, принимаемых ...


9. Политические отношения и сущность политики

В современной политической науке
нет однозначного определения термина «политика»

, что объясняется сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств.

Выделяют три основные группы определений политики:


  • социологические,

    характеризующие политику через другие общественные явления — экономику, право, мораль, культуру;

  • субстанциональные,

    ориентирующие на раскрытие первоосновы политики;

  • научно сконструированные,

    раскрывающие ее деятельный характер.

Большинство исследователей придерживаются субстанциональной трактовки политики, рассматривая в качестве ее первоосновы власть и носителей власти.

Политикой называются действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование.

Главный аспект общественного существования политики возникает из требований людей друг к другу, из различия противоречий.

Сутью политики является подавление сильными слабых. Всякие отношения между социальными группами,
основанные на подчинении,

можно называть политикой.

Характерные черты политики:

а) Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действий;

б) Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности;

в) Политика связана с решением проблем существования и функционирования государства как социального института, служащего для всего общества;

г) Связь с действиями и интересами больших масс людей.

Эти характерные черты не изолированы, а взаимно дополняют друг друга.

К элементам политики относят субъектов политики, политическое сознание, политическую культуру и организацию, политическую власть, политические отношения.

Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политические отношения — отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций.


10. Человек как объект и субъект политики

Под субъектом политики подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом — то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

42 стр., 20773 слов

Шпаргалка: Содержание 33. политическая карта австралии

... границами понимают К качественным изменениям относят приобретение линии и проходящие по этим линиям воображаемые страной политического суверенитета, введение новых вертикальные поверхности, которые определяют пре? форм правления и государственного устройства ... России: 9. Природные ресурсы мира нефтяная, газовая и угольная . . . . . . . . . .39аб и их экономическая оценка . . . . . . . . ...

Важнейшим качеством субъекта политики является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы воздействия на объективный мир.

В политической науке различают
индивидуальный

и совокупный субъекты.
Индивидуальным субъектом является сознательно и ответственно действующая личность, которая руководствуется общественно значимыми интересами и целями и участвует в борьбе за их осуществление.

В качестве таких личностей выступают прежде всего политические лидеры, а также обычные люди. Становление личности как субъекта политики происходит постепенно, по мере социального созревания, в процессе политической социализации.

Определению места и роли личности в системе политических отношений служит правовой статус гражданина. Мерилом его являются
гражданские права и обязанности, их гарантии.

В полном смысле субъектом политических отношений личность может стать только в демократическом обществе, там, где ей предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей и защиты социальных интересов. Уровень воздействия личности на политическую жизнь определяется как
индивидуальными,

так и социальными
ее качествами.

К
индивидуальным качествам

следует отнести темперамент, силу характера, степень развитости сознания, политическое мышление, политическую культуру и т. д.


Социальные качества

также многочисленны, но первичным фактором, определяющим условия участия личности в политике, является социальный статус
личности: сословная принадлежность, положение семьи, профессия и т. д.

Участие личности в политике зависит от ее объективной вовлеченности в конкретные социальные проблемы, от ее доступа к ресурсам власти.

Каждый человек выбирает свою модель поведения.


11. Политическая мысль античности

В древности в Греции и Риме политическая мысль развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Существование
полисной демократии

невозможно без активного участия граждан в политике, а это предполагает выбор оптимальных форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности до наших дней.

Греческий философ
Платон

(427–347 гг. до н. э.) в своих произведениях («Государство», «Политик», «Законы») считал, что государство возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.

Он сформулировал представление об
идеальном государстве и его особенностях:

а) власть принадлежит способным
людям; б) присутствие социальной иерархии
выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы;
в) политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости,
смысл которого выражается в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; г) принцип равенства
потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

10 стр., 4752 слов

Реферат: Национальная политика Кировской области

... Собрания Кировской области, представители общественных организаций, политических партий, деятели науки, ведущие профильные органы исполнительной власти области. Основные положения Стратегии социально-экономического развития Кировской области ... — 1 269 Коми — 1 054 Глава 2 Национальная политика Кировской области Кризисные явления, кардинально изменившие экономическую и социальную ситуацию, вызвали ...

Он дал характеристики
реальных типов государственного устройства его времени,

которые были искажением идеального образца: тимократия
— власть честолюбцев; олигархия
— господство немногих над большинством; демократия
— власть большинства (недостатком он считал обострение противоречий между бедными и богатыми); тирания
— власть одного над всеми (наихудший вид правления).

Не менее актуальные для современности идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель
Марк Туллий Цицерон

(106-43 гг. до н. э.).

Наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.
Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества. В «Кратком пособии для претендентов на выборные должности» Цицерона собрано немало советов, которые актуальны для использования в современной политической практике.


12. Правильные и неправильные формы правления по Аристотелю

Греческий философ
Аристотель

(384–322 гг. до н. э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как «Политика», «Афинская полития», «Этика». Лучшим типом государственного устройства он считал политию,
сочетающую в себе качества аристократии
и демократии.
Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

Многообразие форм политического устройства он видел в том, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из разных, неподобных, частей: у каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления; одни народы поддаются только деспотической или царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в поиске совершенного государственного устройства.

Правильные формы правления:

Монархия — древнейшая, «первая и самая божественная», форма политического устройства. Это власть одного, при которой имеется в виду общая польза.

Аристократия — форма общественного устройства, при которой власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами людей, правящих в интересах общества.

Полития (республика) — власть большинства. Но у большинства единственная общая для него добродетель — воинская, поэтому «республика состоит из людей, носящих оружие, которые по природе своей воинственны»: это власть свободного, имущего, класса.

Неправильные формы:

Тирания — деспотическая форма правления, при которой власть осуществляется по собственному произволу единоличного правителя. Аристотель резко отрицательно относился к тирании, считая ее противоестественной и несогласной с природой человека.

Олигархия, как и аристократия, — власть меньшинства, но не достойных, а богатых, — это власть, основанная на первенстве в финансовых капиталах.

Демократия — это «самая сносная из всех худших форм политического устройства», по словам Аристотеля, поскольку это власть большинства не только свободных, но и бедных, т. е. количественный принцип здесь доминирует над имущественным.


13. Политические идеи Средневековья и Возрождения

В средневековых мировоззрении, образе жизни, культуре было абсолютное господство религии. Это наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики рассматривались с позиций христианского учения, а политические проблемы виделись частью теологических проблем.

По мнению крупнейшего католического теолога
Августина Аврелия

(353–430), деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если государство от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений он видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Августин Аврелий обосновывает принцип безусловного приоритета церковной власти над светской.

Средневековый схоластик
Фома Аквинский

(1225–1274) развивает идею божественного происхождения государственной власти и говорит, что сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, и даже противоречить божественной воле. Избежать этого можно в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку.

Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Он высказывает совершенно крамольную мысль:
если государственная власть отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям.

Теологическая концепция продержалась до эпохи Возрождения, когда политика была наконец-то отделена от догматов Церкви. Отход от теологической интерпретации связан, прежде всего, с работами и взглядами итальянского теоретика политики
Никколо Макиавелли

(1469–1527), который создал принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер жизни мотивами поведения, и успех предопределяется не религиозным рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий.


14. Взгляды на политику Никколо Макиавелли

По мнению Н. Макиавелли, политика — это отражение природы человека, а она отнюдь не благая.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как
политическое состояние общества:

отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Макиавелли считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Вывод: в политике цель оправдывает средства.

Есть два способа действия для достижения целей:
путь закона

и путь насилия.
Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных. Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали.


Самоуверенность, смелость

и гибкость
— вот от чего зависит успех политики,
по мнению Макиавелли. Рассматривая формы государственного устройства, он отдает предпочтение республике, а не монархии.

Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих.

Он предпочитает
умеренную республику,

или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.

Труды Н. Макиавелли, и прежде всего «Государь», построены на учете исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне конкретным людям — их тогдашним правителям.

Автор не рассматривает политические явления в духе религиозных догматов и подчеркивает
зависимость политики от естественных сил:

климата, места, полезных ископаемых.

Политика для него —
удел избранных,

но хорошему правлению можно научиться, поскольку существуют правила политики.
Их знание ведет к успеху, а пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.


15. Политическая мысль Нового времени

Эпоха буржуазных революций в Европе положила конец Средневековью, началось Новое время. У людей появилась возможность создания
политических институтов

в соответствии с теоретическими моделями,
заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Это породило полемику о природе государственной власти.

Английский философ
Томас Гоббс

(1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство как инструмент подавления природного эгоизма людей, их возвращения к природному состоянию «войны всех против всех», поэтому государство должно использовать сильные, жесткие средства. Тот, кто осуществляет государственную власть, не ограничен в своих действиях волей подданных.

Английский философ
Джон Локк

(1632–1704) исходил из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки.

Оба философа положили начало концепции «общественного договора» — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.

Т. Гоббс считал, что правитель находится
вне рамок общественного договора,

он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считал правителя участником общественного договора,
принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства.

В работах Дж. Локка получила обоснование
идея прав человека,

смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает не расторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность и государство обязано не нарушать, а защищать эти права; индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Огромное влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа
Шарля Луи Монтескье

(1689–1755).

Он обосновал сформулированную Дж. Локком теорию разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве необходимости обеспечения независимости трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

Никакая власть не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие
двух типов

действующих в обществе законов: объективных,
необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов-правил, человеческих установлений.


16. Учение Ш. Монтескье о разделении властей

Основные положения теории разделения властей, по Монтескье, таковы:

1.
Существует три рода власти:

законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть распределены между разными государственными органами. Если в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, и свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства.

Основное назначение законодательной власти — «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан».

«Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью».

Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона.

Вся власть осуществляется хотя и раздельно, но в тесном взаимодействии между органами власти, осуществляемом в пределах их полномочий.

2. В обществе
должна действовать система сдержек и противовесов,

чтобы власти контролировали действия друг друга.

Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил.

Исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена
правом налагать вето

на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его.

В работах Монтескье были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. Однако в конституционном проекте была недостаточно четко проведена идея равновесия властей.

Законодательная власть играла доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называл ограниченной по своей природе, а судебную — вообще полувластью.

Дело в том, что тонкое разграничение властей было не слишком актуально во времена Монтескье, актуальным было следующее положение теории разделения властей:
определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы.


17. Карл Маркс и классовая теория развития общества

В середине XIX в.
Карл Маркс

(1818–1883) создает теорию, оказавшую мощное влияние на политическую практику XX в.

Основные положения политической теории марксизма:


  • принцип экономической детерминации

    политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает социальную, политическую, духовную жизнь в обществе;

  • идея классовой борьбы

    как движущей силы исторического и политического прогресса и представление государства в качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной власти эксплуататоров;

  • рабочий класс

    — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый; именно он во главе других трудящихся классов совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

  • диктатура пролетариата

    — период не ограниченного законом господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

Труды Маркса породили течение философской и политэкономической мысли, известное как
марксизм.

С точки зрения марксизма основными социальными субъектами
политической жизни являются общественные классы. Борьба классов — это основное содержание политической жизни,
средство решения всех наиболее важных жизненных проблем. Основными, в понимании, Маркса, выступали экономические отношения.

Анализ общества, в котором класс рассматривается как основной субъект политической деятельности, был подвергнут критике американским политологом
А. Бентли.

Бентли указал, что понятие «класс» — это слишком большая общность, обладающая множеством интересов и поэтому непригодная для изучения быстро меняющейся политической реальности. Вместо классов в качестве различных субъектов политики А. Бентли предложил социальную группу, которую он назвал «группа интересов». Таким образом был найден иной более узкий, эмпирический, субъект политики,
определенная часть, слой, фракция класса.


18. Развитие политической мысли в России в XIX–XX вв

В политической жизни России следует выделить философов и общественных деятелей, которые отразили своеобразие российской политической практики и политической культуры и оказали воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами
Н. Г. Чернышевского, B. C. Соловьева

и В. И. Ленина.

Н. Г. Чернышевский (1828–1889) высказал идею о возможности перехода от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистическую стадию общественного развития. Идея повлияла на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский).


Характерные черты народнической идеологии:

а) критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму; б) идея общинного социализма — переход к обществу без классов; в) наличие «критически мыслящей личности» — ведущего начала политической жизни; г) политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.


В русской религиозной философии,

представленной именами B. C. Соловьева (1853–1900), В. В. Розанова (1856–1919), С. Н. Булгакова (1871–1944), Н. А. Бердяева (1874–1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.


Политические аспекты идеи соборности:

а) провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни; б) государство — посредник между Церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него; в) нераздельность нравственности и политики.

Последователем К. Маркса был В. И. Ленин (1870–1924).

Он обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом; для превращения рабочих в решающую силу политической борьбы он видел необходимость в просвещении; рассматривал социальную революцию как процесс, которым можно управлять политическими методами, зачастую — диктаторскими.


19. Зарубежная политическая наука в XIX–XX вв

Политическая наука приобрела современные черты (интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы) благодаря деятельности целого ряда социологов и философов.


Вильфредо Парето

(1848–1923), итальянский социолог и политолог, последователь Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость,
поэтому эффективно действующих политиков он делил на «львов» и «лис». Смысл и результаты участия масс в политике Парето оценивал скептически, считал демократию
крайне несовершенной формой организации политических отношений,
поскольку неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.


Макс Вебер

(1864–1920), немецкий историк, философ и социолог, предложил разделить все типы власти
на: а) аффективный, или эмоциональный; б) целостно-рациональный, или религиозный; в) определяемый заинтересованностью.

Вебера называют основателем
современной теории бюрократии,

которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремился проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру.


Зигмунд Фрейд

(1856–1939), австрийский психиатр и психолог, и его последователи оказали мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем. Фрейд и Юнг выявили новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов.
Сторонниками этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания, а политика оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями.


20. Немецкая школа политологии: Юрген Хабермас и Эрих Фромм

Немецкая школа политической науки занимает особое место в мире. Для нее характерен
теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями.

Большинство теорий связано с так называемой Франкфуртской школой, которая сложилась на базе Института социальных исследований при Университете во Франкфурте-на-Майне в 20-х гг. XX в.

Видным представителем немецкой философии является Юрген Хабермас (р. 1929).

В центре его размышлений лежит
понятие коммуникативного разума.

Первым шагом в развитии этого понятия была книга «Познание и интерес» (1968).

Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом.

Осмысливая
структурную трансформацию,

переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие, которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения студенческой молодежи. Это понятие — публичность, общественность.

Другую важную тему хабермасовских исследований образует
взаимосвязь права и демократии.

Согласно Хабермасу, формирование национального суверенитета следует понимать как рациональный процесс, включающий в себя выработку общественной воли, которая вне этой рациональной процедуры носила бы анархический характер.

Огромную популярность в XX в. получили идеи
Эриха Фромма

(1900–1980).

Он дал импульс развитию гуманистического мышления.
Велик его вклад в развитие современной политической философии. Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества,
причем не только нацистского, но и казарменно-социалистического.

В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением, Фромм показал
стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической практики и типа мышления.

Предупреждения Фромма оказали воздействие на изучение феномена деспотии. Опираясь на психоанализ, Фромм исследовал исторические типы социального характера и причины самоотчуждения личности, трансформацию потребностей и поведенческих структур.


21. Немецкая школа политологии: Карл Поппер и Ральф Дарендорф

Влиятельный современный мыслитель
Карл Поппер

(1902–1994), один из величайших в ХХ в. защитников открытого общества, в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос — как организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.

К. Поппер рассматривал
открытое общество

как наилучшую форму общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.


Государство,

по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы государство не преступало пределов своих законных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.

Разработчик
немарксистской теории социального конфликта

в обществе, Ральф Дарендорф
(р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:

1. Общество конфликтно, а не равновесно.

2. Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.

3. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.

4. Изучение взаимоотношений группы и индивида.

5. Конфликты в обществе по поводу ресурсов как противоположность норм и ожиданий.

Он выделяет участников конфликта — это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключенные из этого процесса — с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в
социальной мобильности.


22. Французская школа политологии

Западную политическую мысль во многом определяет развитие политологии во Франции. Политическая наука в этой стране появилась в конце XIX в. и прошла два этапа развития: а) от конца XIX в. до конца Второй мировой войны; б) от окончания войны до сегодняшнего времени.

Характерными чертами первого этапа были
исследования политических процессов в рамках конституционного права,

которые проводились по трем основным направлениям:

1. Политизация конституционного права за счет включения в него политических вопросов. Начало этому процессу было положено Эсменом, опубликовавшим в 1895 г. работу «Элементы конституционного права», в которой наряду с традиционными конституционно-правовыми вопросами исследовался также вопрос об «игре политических сил» в обществе. Дюги и Ориу сформулировали понятие института, ставшее важным компонентом
политического анализа.

2. Социологизация конституционного права, характеризовавшаяся расширением его традиционных рамок за счет усиления позитивистской ориентации, первоначально зародившейся в политической науке США. Именно она вооружила исследователей социологическими методами анализа и придала социологическую направленность всей конституционно-правовой проблематике. Следствием стало доминирование в системе французского политологического знания представителей
политической социологии.

3. Выход исследователей за рамки конституционного права.

В 1960–1970 гг. появилась серия работ французских политологов (Прело, Баренса, Буррико, Бюрдо, Арона, Дюверже и др.), в которых широко обсуждались предмет политической науки и ее проблематика. Именно тогда четко обозначилась специфика исследований французской школы.

Она выражается в акцентировании внимания прежде всего на:

  • исследовании классов и социальных групп, включенных в политические отношения;
  • изучении социальной сущности власти (взаимодействие субъектов и объектов);
  • рекрутировании правящих элит, соотнесении рациональных и иррациональных элементов политики;